ТО ОСОБОЕ СОЧЕТАНИЕ ПРОЦЕССОВ И УСЛОВИЙ ВНУТРЕННЕГО РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРНОЕ ДЛЯ КАЖДОГО ВОЗРАСТНОГО ЭТАПА ВЫБИРАЕТ ПРАВИЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ И СОЦИАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ РАЗВИТИЯ

Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияДетская психологиявопросы

Елена Симоненко Социальные условия нормального развития речи

В настоящее время, работая в детском саду, заметила увеличение детей, у которых есть проблемы с речью. Ребенок, который приходит в 1-ю младшую группу (с 2 до 3 лет) должен говорить простыми предложениями, в основном употребляет имена существительные, реже глаголы, может попросить или озвучить свои потребности (хочу, дай и т. п., имеет большой пассивный словарь (то есть понимает не только обиходную речь, например, кушать, пить, играть, речь эмоциональная, хорошо использует мимику и жесты (хочу мяч! – показывает на конкретный мяч, имеет активный словарь-200 слов (к 2,5 годам активный словарный запас -1000-1200, задает вопросы. Дети 2-3 лет должны уметь произносить правильно уже достаточно большое количество звуков: АОЭИЫУ – гласные и ПМБФВТДНХЙ – согласные.

Семинарское занятие 2. Факторы, закономерности и динамика психического развития План занятия: 1. Факторы и движущие силы психического развития. 2. Закономерности психического развития. 3. Возраст и его психологическая характеристика. 4. Проблема периодизации возрастного психического развития человека. 5. Теория возрастной периодизации Э. Эриксона. 6. Теория возрастной периодизации Д. Б. Эльконина. План ответа на 6 вопрос темы Возраст и его психологическая характеристика Возраст как этап развития. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные новообразования как критерии периодизации возрастного психического развития человека. Особенности возрастного периода. Основные периоды психического развития человека до окончания школы: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростничество и ранняя юность. Особенности возрастного периода:  анатомо-физиологические особенности,  социальная ситуация развития,  ведущая деятельность,  основные но
Less

Прежде всего, следует определить какими
понятиями можно описать онтогенез
развития. Необходимо описание движущих
сил (внутренних и внешних), параметров
психического развития (условия, специфика,
источники); определение возраста, законов
психического развития, высших психических
функций по Л. С. Выготскому, свойств высших
психических функций.

Соотношение понятий обучения и развития
(по Пиаже – развитие впереди обучения),
по-бихевиористам – развитие равно
обучению, по – Л. С. Выготскому, обучение
ведет за собой развитие – зону ближайшего
развития).

Что касается возрастной периодизации,
то следует описать принципы и основные
понятия возрастной периодизации,
возрастную периодизацию по Д. Б. Эльконину
и А. В. Петровскому, представить разнообразие
возрастной периодизации в российской
и зарубежной психологии.

В основе любой возрастной периодизации
лежат закономерности психического
развития.

Л. С. Выготский считал, что периодизация
должна основываться на сущности развития
в конкретный период.

В подходе к развитию ребенка учитывают
2 основных принципа:

Эти принципы обоснованы в работах А. Н.
Леонтьева, Д. Б. Эльконина, л. С. Выготского,
П. П. Блонского, В. В. Давыдова.

Исходя из этих принципов, можно раскрыть
качественное содержание любой возрастной
периодизации. Это делается на основе
раскрытия понятий: социальная ситуация
развития, ведущая деятельность,
новообразование периода.

Движущей силой развития является
отношение между личностью и ее социальной
средой, обозначенные Л. С. Выготским как
социальная ситуация развития личности.

Под социальной ситуацией развития
понимается то особое сочетание внутренних
процессов развития ребенка и внешних
условий, которые являются типичным для
каждого возрастного этапа, обусловливает
как динамику психического развития
ребенка на протяжении соответствующего
возрастного периода, так и качественно
новые психические образования,
возникающие к концу каждого периода
(Л. И. Божович).

Ведущая деятельность – понятие из
трудов А. Н. Леонтьева, который считал,
что каждому возрасту соответствует
определенный вид деятельности, влияющий
на развитие в личности ребенка именно
тех черт, которые характерны для его
возраста.

«Ведущая деятельность – это не просто
деятельность, наиболее часто встречающаяся
на данном этапе развития, деятельность,
которой ребенок отдает больше всего
времени.

Ведущей мы называем такую деятельность
ребенка, которая характеризуется
следующими тремя признаками.

Во-первых, это такая деятельность, в
форме которой возникают и внутри которой
дифференцируются другие, новые виды
деятельности. Например, обучение впервые
появляется в дошкольном детстве, прежде
всего в игре, т.е. именно в ведущей
деятельности на данной стадии развития.
Ребенок начинает учиться играя.

Во-вторых, это такая деятельность, в
которой формируются и перестраиваются
частные психические процессы. Так,
например, в игре впервые формируется
процесс активного воображения ребенка,
в учении – процесс отвлеченного мышления.

В-третьих, это такая деятельность, от
которой зависят психические изменения
личности ребенка. Так, например, дошкольник
именно в игре осваивает общественные
функции и соответствующие формы поведения
людей.

Таким образом, ведущая деятельность –
это такая деятельность, которая
обусловливает изменения в психических
процессах и психологических особенностях
личности ребенка на данной стадии его
развития» (А. Н. Леонтьев).

Именно в контексте ведущей деятельности
возникают специфические для данной
возрастной стадии психологические
новообразования, имеющие первостепенное
значение для всего последующего развития
ребенка. « Под возрастными новообразованиями
следует понимать тот новый тип строения
личности, деятельности и сознания,
которые впервые возникают на данной
возрастной ступени и которые в самом
главном и основном определяют сознание
ребенка, его отношение к среде, его
внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход
его развития в данный период»
(Л. С. Выготский).

Возникшие новообразования приводят к
тому, что изменяется сама личность
ребенка, структура его сознания.

Центральные новообразования являются
ведущими для всего процесса развития
на данном возрастном этапе и характеризуют
перестройку всей личности на новой
основе. Вокруг центрального новообразования
располагаются все остальные частичные
новообразования, относящиеся к отдельным
сторонам личности ребенка, и процессы
развития, связанные с новообразованиями
предшествующих возрастов (Л. С. Выготский).

Процессы развития, связанные с основными
новообразованиями, называются центральными
линиями развития.

Поскольку новообразования приводят к
перестройке сознания и изменяют всю
систему отношений его к действительности
и к самому себе, изменяется и социальная
ситуация развития, представляющая собой
систему отношений между ребенком данного
возраста и социальной действительностью.

Возникает противоречие между образом
жизни ребенка и его возможностями.

Точное определение возрастных этапов
сложно, так как развитие происходим
непрерывно и, кроме того, существуют
значительные индивидуальные вариации.
Каждый такой этап представляет собой
целостное динамическое образование,
такую структуру, которая определяет
роль и удельный вес каждого отрезка
линии развития, и называется возрастом.
Для определения конкретных отрезков
детского развития, или возрастов,
существует две важнейшие характеристики:
ведущий вид деятельности и центральные
возрастные новообразования.

Возрастные изменения могут происходить
резко, критически или постепенно,
литически (П. П. Блонский). В относительно
устойчивые (стабильные) периоды развитие
совершается, главным образом, за счет
малозаметных изменений личности ребенка,
которые, накапливаясь до известного
предела, затем скачкообразно складываются
в какое-либо новообразование. Такие
периоды составляют большую часть
детства. Поскольку внутри их развитие
идет неявно (латентно), то при сравнении
ребенка в начале и в конце стабильного
периода отчетливо проявляются огромные
перемены в его личности.

Стабильные периоды развития сменяются
кризисами. В этих периодах на протяжении
относительно короткого отрезка времени
(несколько месяцев, год, или, самое
большее, два) сосредоточены резкие
кардинальные изменения и переломы
личности ребенка. Ребенок в очень
короткий срок меняется в основных чертах
личности. Развитие принимает бурный,
стремительный, иногда катастрофический,
характер, оно напоминает революционное
течение событий, как по темпу происходящих
перемен, так и по смыслу.

Наиболее яркими кризисами является
кризис 3-х лет («я сам»), подростковый
кризис.

Таким образом, каждая ведущая деятельность
способствует выработке так называемого
новообразований возраста, а переход от
одной ведущей деятельности к другой и
знаменует новый возраст.

С учетом названных критериев широко
распространена следующая возрастная
периодизация: младенческий, ранний;
дошкольный, младший школьный, средний
школьный (подростковый), старший школьный
(ранняя юность).

В каждом возрасте существуют возможности
для наиболее эффективного развития
какой-либо одной стороны психики.
Например, ранний возраст (1-3 года) наиболее
благоприятен для развития речи ребенка.
Такой оптимальный для развития период
называют сензитивным.

По Д. Б. Эльконину в пределах одной
ведущей деятельности, в пределах одного
возрасти имеются свои типы деятельности
(не путать с видами деятельности).

В одно время активность ребенка выражается
в освоении предметов окружающего мира,
т.е. в предметно-манипулятивной
деятельности, затем наступает период
направленности ребенка на общение с
другими людьми, на изучение отношений
между ними. Таким образом, отношения с
предметным миром можно назвать «ребенок
– общественный предмет» («Р-ОП») или
«ребенок – вещь», а систему отношений с
людьми – «ребенок – общественный
взрослый» («Р-ОВ»).

Совместные действия ребенка в этих 2-х
системах и есть формирование его
личности.

По Д. Б. Эльконину, среди видов ведущей
деятельности можно выделить 2 группы:

Система «Р-ОВ». Это:

В этих видах деятельности развивается
мотивационно-потребностная сфера
личности ребенка.

В этих видах развивается
интеллектуально-познавательная сфера
личности ребенка.

По Д. Б. Эльконину, механизм смены возраста
состоит в изменении соответствия между
уровнем развития отношений с определенными
людьми и уровнем развития знаний о мире,
действий с предметами.

Д. Б. Эльконин сформулировал закон
периодичной смены возраста: смена
периодов происходит на основе противоречий
между новыми потребностями ребенка и
старыми возможностями их удовлетворения.

Таким образом, каждый возраст
характеризуется социальной ситуацией
развития (ССР), ведущей деятельностью
(ВД), ведущими новообразованиями (ВН,
среди них есть центральное новообразование);
границы возраста – кризисы.

В целом, периодизация по Д. Б. Эльконину
выглядит так (см. таблицу).

В конце 80-х годов XXвека
была издана монография «Психология
развивающейся личности», в которой
А. В. Петровский высказал новые идеи по
поводу понятия «ведущая деятельность».
А. В. Петровский считал необходимым
оставить в возрастной психологии понятие
Л. С. Выготского «социальная ситуация
развития» и не подменять его понятием
ведущий тип деятельности, ибо всестороннее
развитие личности не может на каждом
возрастном этапе определяться всего
лишь ведущим типом деятельности.

В. В. Давыдов считал, что гипотеза
Д. Б. Эльконина нуждается в серьезном
обосновании, а А. В. Петровский считает
ее ошибочной. Он представляет альтернативную
концепцию возрастной периодизации и
говорит о 2-х типах закономерностей
возрастного развития личности:

Переход в новый возраст зависит от
большого числа факторов: например,
только потому, что общество на определенном
этапе развития создает школы, возникает
школьный возраст как стадия развития
личности.

На каждом этапе в определенной среде
ребенок проходит 3 фазы личностного
развития: адаптацию, фазу индивидуализации,
интеграцию личности в социальной группе.

Периодизация по А. В. Петровскому такова:

Л. С. Выготский различает 3 группы
периодизации детского развития:

Первая группа строится на основе внешнего
критерия. Например, в основе периодизации
В. Штерна лежит принцип конвергенции
2-х факторов: биологических и социальных.
Еще один пример – периодизация Рене
Заззо. В ней этапы детства совпадают
со ступенями воспитания и обучения:
раннего детства – до 3 лет, дошкольного
возраста – 3-6 лет, начальное школьное
образование – 6-12 лет, обучение в средней
школе – 12-16 лет.

Во второй группе периодизаций используется
не внешний, а внутренний критерий. Этим
критерием становится какая-либо одна
сторона развития, например, развитие
костных тканей у П. П. Блонского и развитие
детской сексуальности у З. Фрейда.

П. П. Блонский выбрал объективный, легко
доступный наблюдению, связанный с
существенными особенностями конституции
растущего организма признак – появление
и смену зубов. Детство делится поэтому
на три эпохи: беззубое детство – от 8
мес. до 2 – 2,5 лет, детство молочных зубов
– до 6,5 лет, детство постоянных зубов –
до появления зубов мудрости.

З. Фрейд называет 5 стадий развития: 1 –
оральная (до 1 года), 2 – анальная (1-3 г.),
3 – фаллическая (3-5 л), 4 – латентная
(5-12л) – прерывается сексуальное развитие
ребенка, 5 – генитальная (12-18 л) –
собственно половое развитие ребенка.

В третьей группе периодизаций предпринята
попытка выделить периоды психического
развития ребенка на основе существенных
особенностей этого развития. Это
периодизация Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина.
В них используются три критерия – ССР,
ведущая деятельность и центральное
возрастное новообразование.

Возрастная периодизация по Л. С. Выготскому:

кризис
новорожденности – младенческий возраст
(2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее
детство (1-3 л) – кризис 3 лет – дошкольный
возраст (3-7 л) – кризис 7 лет – школьный
возраст (8-12 л) – кризис 13 л – пубертатный
возраст (14-17) – кризис 17 л.

Д. Б. Эльконин (с его периодизацией мы
познакомились ранее), развил представления
Л. С. Выготского о детском развитии.

Периодизация интеллектуального развития
ребенка по Пиаже.

Ребенок имеет определенные схемы
действий, помогающие решать ему
познавательные задачи. При решении
мыслительных задач он использует 2
механизма:

В процессе приспособления к новой
проблемной ситуации ассимиляция и
аккомодация объединяется, и их сочетание
дает адаптацию, которую завершает
установление равновесия.

По Пиаже, интеллектуальное развитие
ребенка стремится всегда именно к
равновесию, к соответствующим требованиям
задачи, т.е. к определенной схеме действий.

Полная логическая уравновешенность
достигается по Пиаже только к подростковому
возрасту. По Пиаже, интеллектуальность
ребенка адаптивна, а интеллектуальное
развитие ребенка спонтанно, т.к. ему
способствует и биологические приспособления
и социализация ребенка.

Стадии развития интеллектуальности по
Пиаже – 3 больших периода, это становление
3-х основных интеллектуальных структур:

На этом этапе встречается так называемые
«феномены Пиаже»: глиняный шарик –
колбаска = одинаковое количество глины.

На 2-ом этапе интеллектуального развития
ребенок, как правило, не видит внутреннее
отношение вещей, а воспринимает только
внешние параметры отношений. В этом, по
Пиаже, проявляется «реализм ребенка».
Кроме того, ребенок не чувствует
противоречий, поэтому у него отсутствует
связь между суждениями. Эта особенность
специфики детской логики обусловлена,
как и реализм ребенка, его главной
мыслительной особенностью, которую
Пиаже назвал эгоцентризмом, – это
свойство вообще характерно для детского
мышления и проявляется в том, что ребенок
смотрит на мир, не понимая относительности
его познания его.

«Приливы и отливы» эгоцентризма идут
у ребенка в соответствии с нарушением
и восстановлением равновесия между
новой задачей и схемой действия ее
решения.

«Феномены Пиаже» постепенно исчезают
к 7-8 годам. В целом же, по Пиаже, детское
мышление идет от аутизма (= подсознательная
мысль, миражное мышление, грезы наяву)
через эгоцентрическую речь и мышление
к социализированной речи и логическому
мышлению (= сознательному мышлению,
мышлению с целью и умением приспособиться
к действительности).

Эта позиция Пиаже не сходна с позицией
Л. С. Выготского. По Л. С. Выготскому, от
исходно социализированной речи развития
ребенка идет через эгоцентрическую
речь к внутренней речи и мышлению. В том
числе и к аутистическому мышлению,
которое не может быть первичным, потому
что это более позднее образование, почва
для упражнений при имеющихся мыслительных
способностях.

Когда эгоцентричная речь отмирает на
границе дошкольного и школьного возраста,
она не исчезает из речи ребенка, а
превращается во внутреннюю речь.

Стадии развития личности по Кольбергу.

Основа – развитие морального сознания
как последовательного прогрессивного
процесса: 1 уровень развития морального
сознания – доморальный уровень
(дошкольное детство), 2 – конвенциональный
(договор, соглашение – 7-13 лет, когда для
детей важны внешние нормы поведения),
3 – автономная мораль (у ребенка возникают
собственные внутренние принципы,
совесть) (более 13 лет).

Стадии развития личности по Э. Эриксону
(60-е г. Х Х века)

Центральные понятия – идентичность и
самоидентичность.

Идентичность – психосоциальная
тождественность, умение быть самим
собой в глазах значимых других и в
собственных глазах.

По Э. Эриксону, существуют 2 важных
обстоятельства в развитии личности:

1. Одна стадия развития не замещает
другую, а подстраиваются к ней, таким
образом, начало возраста – это условное
понятие,

«Детская психология как наука»

106.индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни

107. Онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой повторение филогенеза (исторического развития) — это:
• теория рекапитуляции

108. Онтогенез есть краткое повторение филогенеза, утверждал:
• Э. Геккель

109. Определите очередность ведущих видов деятельности в онтогенезе:
1) эмоциональное общение со взрослым2) предметная деятельность3) игра4) учебная деятельность5) интимно-личностное общение6) учебно-профессиональная

110. Определите последовательность психоаналитических стадий детского развития по З. Фрейду:
1) оральная2) анальная3) фаллическая4) латентная5) генитальная

111. Определите раздел детской психологии
• психология детей раннего возраста

112. Определите три группы фактов, доказывающие роль общения в психическом развитии ребенка:
• изучение детей “маугли”, исследование госпитализма, прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах

113.активность самой личностивоспитаниенаследственностьсреда

114. Основанием для появления новой ведущей деятельности служат:
• новые потребности

115. Основная закономерность психического развития:
• кумулятивность• неравномерность и гетерохронность• неустойчивость• сензитивность

116. Основной итог развития ребенка к концу первого года жизни:
• восприятие и действие ребенка управляется словом• выполнение действий с предметами• наличие первых попыток ходьбы• понимание речи взрослых и собственные первые слова

117. Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику психического развития, и новые психологические образования:
• социальной ситуацией развития

118. Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа:
• социальная ситуация развития

119. Особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, это:
• кризисы развития

120. Относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику, это:
• возраст

Публикация «Социальные условия нормального развития речи» размещена в разделах

В прошлом году, группе из 29 детей только 8 детей имели речевое развитие согласно нормам. Поэтому просто необходимо соблюдать социальные условия нормального развития речи у детей. Реализация профилактического направления начинается еще до рождения ребенка путем создания благоприятных условий перинатального периода развития. Актуальным является определение «факторов риска» для семьи и индивидуальной реактивности организма ребенка. Большое значение имеет генетическая консультация родителей с целью исключения возможности наследственной психоречевой патологии.

Л. С. Выготский ввел понятие «Социальная ситуация развития», т. е. сочетание внутренних процессов развития и внешних условий (для каждого возраста своя специфика). Основным фактором развития речи является поступление извне через различные анализаторы (слуховые и т. д.) сигналов и прежде всего речевых сигналов. Источником этих сигналов является взрослый, который общается с ребенком. Поэтому с самого раннего возраста речь окружения и речь общения очень важна для нормального речевого развития. Если в окружении ребенка есть речь с дефектами, то это может быть одной из основных причин, нарушающих формирование речи.

Так же, дети, которые воспитываются в среде бедной общения (родители, имеющие проблемы со слухом и речью, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний, педагогическая запущенность (родители просто не разговаривают с ребенком) отстают в речевом развитии. И это недостаточная удовлетворенность речевой потребности ведет к речевой патологии.

Огромное значение имеет эмоциональная недостаточность положительного контакта со взрослым. Особое внимание придается нарушениям взаимосвязи матери с ребенком в первые годы жизни. Отделение от матери в раннем возрасте иногда влечет за собой тяжелые нарушения деятельности мозга и является в дальнейшем одной из главных причин развития эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения, которые могут осложниться речевыми нарушениями. Известно, что нормальное довербальное развитие на первом году жизни, имеющее важное значение для формирования речевой функции, возможно только при адекватном взаимодействии ребенка с матерью или другим близким для него лицом.

Предпосылкой в развитии речи является накопление ребенком впечатлений в процессе предметно-игровой деятельности, которые и создают основу для усвоения значений слов и формирования связи с образами предметов окружающей действительности. Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности.

Стимуляция формирования речевой функции имеет большое значение для развития ребенка. Необходимо создавать условия для овладения ребенком двигательными навыками, в частности моторным аппаратом и манипулятивной деятельностью рук.

Важным стимулом для развития речи является изменение форм общения ребенка со взрослым. Так, замена эмоционального общения, характерного для первого года жизни, на предметно-действенное в возрасте 2-3 лет является мощным стимулом развития его речи. Если же этого изменения в характере общения взрослого с ребенком не происходит, то может произойти отставание в развитии речи. По мере взросления ребенка следует создавать ситуации мотивированного речевого общения.

Развитие речи ребенка задерживается и нарушается при неблагоприятных внешних условиях : полиглоссия, сверхшумное окружение. При одновременном раннем усвоении ребенком двух и более языковых систем могут появляться запинки судорожного характера, нарушения звукопроизношения, словообразования и лексико-грамматической стороны речи. При несоблюдении частотных и звукоусиливающих норм у ребенка возникают дискомфортные ощущения со стороны слухового аппарата, понижается порог слуховой чувствительности, уменьшается диапазон воспринимаемых частот, снижается острота слуха.

Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушения темпа речи и др.) могут иметь в своей основе подражание.

Использование лепета и сюсюканья в общении с ребенком не только не стимулирует его к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.

Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их возрастных возможностей стихотворения. В результате излишней стимуляции речевого развития ребенка и перегрузки физиологических механизмов речи возрастные нарушения произношения закрепляются и преумножаются. Формирование речевых навыков должно соответствовать возрастной норме.

В системе работы с детьми по развитию речи необходимо осуществлять контроль и самоконтроль за произношением, использовать упражнения на развитие артикуляционной моторики, вырабатывать у детей привычку смотреть во время речи на собеседника, следить за движениями его артикуляционного аппарата.

В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, которое способствует развитию фонематического восприятия, являющегося необходимым условием для овладения грамотой.

Занятия с дошкольниками следует проводить в игровой форме, использовать детский фольклор. Большое значение имеет соблюдение режима дня ребенка. При поступлении в ДОУ важно соблюдать охранительный психогигиенический режим в адаптационный период, т. к. стрессовая ситуация вхождения в новый коллектив может спровоцировать задержку и регресс достигнутого ранее уровня развития ребенка. Следует использовать поэтапное приспосабливание ребенка к новым социально-психологическим условиям и реализовывать принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Единые требования к организации психогигиенического охранительного режима в образовательном учреждении обозначены в нормативно-правовых документах и программах.

Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах после 2,5 лет (испуг, переживания, влияние отдельных характерологических особенностей матери, неприятие ребенком со стороны членов семьи, особенности микроклимата неполной семьи, наличие конфликтных взаимоотношений, внезапные негативные изменения в структуре семьи, воспитание ребенка в двух домах, отсутствие единства требований воспитания, резкая смена жизненного стереотипа и типа воспитания, неадекватный тип воспитания ребенка, длительная психотравмирующая ситуация, и т. д.). Эти факторы задерживают развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывают у ребенка психогенные речевые расстройства: мутизм, невротическое заикание.

Понятия социальной ситуации развития, ведущей деятельности и сензитивного периода.

С
поступлением в школу изменяется весь
уклад жизни ребенка. Сначала он учится
просто потому, что «так надо», относясь
к учебе то как к игре, то как к притягательной
своей новизной ситуации. Первые отметки
часто радуют самим фактом их получения,
а открытие их балльной ценности только
предстоит. Если отметка не становится
карающей санкцией педагога, самоценным
результатом учебы, тестом на «хороших
и плохих», «умных и глупых», не унижает
одних и не возвышает других, если она
не расценивается взрослыми как однозначный
прогноз будущей судьбы ребенка, то
оценка, как правило, не травмирует детей.
Переход к обучению с 6 лет ставит перед
школой и медициной сложные гигиенические
и психогигиенические проблемы.

Термин,
выдвинутый
А.
Н. Леонтьевымдля обозначения
деятельности, с которой связано
возникновение важнейших психических
новообразований. Понятие ведущая
деятельность в дальнейшем использовалосьД.
Б. Эльконинымдля построения периодизации
развития психики, основанной на
поочередной смене ведущей деятелдьности,
в одном возрастном периоде (см. Возраст),обеспечивающих
преимущественное развитие
мотивационно-потребностной, а на
сменяющем его этапе — развитие
операционально-технической сферы.

При этом предполагалось, что каждому
периоду соответствует четко фиксированная
для него ведущая деятельность:
1)
непосредственно-эмоциональное общение
младенца со взрослым;
2)
предметно-манипулятивная деятельность,
характерная для раннего детства;
3)
сюжетно-ролевая игра, характерная для
дошкольного возраста;
4) учебная
деятельность школьников;
5)
интимно-личностное общение подростков;

6) профессионально-учебная деятельность,
характерная для периода ранней юности.

Считается, что ведущая деятельность
не возникает сразу в развитой форме, а
проходит определенный путь становления,
а возникновение новой ведущей деятельности
не означает исчезновения той, которая
была ведущей на предшествующем этапе.

Критическое
рассмотрение представлений о роли
ведущей деятельности в возрастном
развитии не предполагает отрицания ее
значения, однако подвергает сомнению
представление о жестком закреплении
какой-либо одной ведущей деятельности,
априорно выделенной в каждом возрастном
этапе (А. В. Петровский). В зависимости
от социальной ситуации развития в
группах разного уровня (см. Уровень
группового развития) и состава (учащиеся,
военные, несовершеннолетние правонарушители
и т. п.) ведущий характер могут принимать
различные виды деятельности, опосредствуя
и формируя межличностные отношения.

При этом предлагается различить
ведущую деятельность, которая призвана
формировать общественно ценные
психические новообразования (педагогический
подход к проблеме ведущей деятельности),
и ведущую деятельность, которая реально
формирует эти новообразования
(психологический подход).

Сензитивные
периоды развития
– Возрастные интервалы индивидуального
развития, в течение которых внутренние
структуры наиболее чувствительны к
специфическим влияниям окружающего
мира.

Психическое
развитие в онтогенезе представляет
собой последовательный ряд переходов
от одной ступени развития к качественно
другой. Первостепенное значение при
этом имеет возрастная чувствительность
к окружающему. Неодинаковость возрастной
чувствительности в разные периоды
детства, временное повышение ее уровня
и изменение направленности приводят к
тому, что в годы созревания закономерно
наступают сензитивные периоды, когда
обнаруживаются благоприятные условия
для развития психики в тех или иных
направлениях, а затем эти возможности
постепенно или резко ослабевают. При
этом на одних возрастных этапах имеются
предпосылки развития чувствительности
к одним сторонам действительности, на
других – к другим.

Младший
школьный возраст сензитивен к учебной
деятельности. Психологические особенности
детей этого возраста, такие, как
авторитетность для них учителя, вера в
истинность всего, чему учат, доверчивая
исполнительность, содействуют повышению
восприимчивости: дети легко впитывают
учение. Их умственная активность
направлена на то, чтобы повторить,
внутренне принять, подражая, учебные
действия и высказывания.

Младшие
подростки сензитивны к внеучебным
делам, которые им доступны и где они
могут проявить свои новые возможности.
Они склонны к деятельности со сверстниками.
Наибольшее проявление у них имеет
потребность в самоутверждении и
безоглядная готовность действовать.

Старший
школьный возраст сензитивен к освоению
своего внутреннего мира. Старшим
школьникам свойственна не всегда
замечаемая, огромная внутренняя работа:
поиски перспективы жизненного пути,
развитие чувства ответственности и
стремление управлять собой, обогащение
эмоциональной сферы.

Важно
различать тесно связанные между собой,
но не тождественные виды детского
развития: функциональное, прямо зависящее
от овладения ребенком отдельными
знаниями и способами действий, и
собственно возрастное развитие, которое
характеризуется новым психофизиологическим
уровнем, новым планом отражения
действительности, новыми видами
деятельности.

Распространено
заблуждение о том, что с возрастом, по
мере умственного роста, внутренние
условия развития становятся во всех
отношениях более благоприятными. Надо
помнить, что каждый период особо
благоприятен (сензитивен) для развития
психики в определенном направлении.
Сензитивные периоды (каждый детский
возраст по-своему сензитивен!) указывают
на качественное своеобразие отдельных
этапов развития и на огромные потенции
детства.

С
переходом на новую возрастную ступень
изменившиеся внутренние предпосылки
умственного развития не только
надстраиваются над предыдущими, но и в
значительной мере вытесняют их.

Индивидуальное
развитие психических процессов и свойств
будет протекать тем успешнее, чем больше
возможностей для него получит ребенок
в соответствующий сензитивный период.
Окружающие его взрослые должны помнить
о том, что в первую очередь они сами
создают социально-педагогические
условия, в которых наиболее полно может
осуществиться развитие индивидуальности
ребенка.

Биогенетическое
и социогенетическое направления в
развитии детской психологии.

Публикация «Предметно-развивающая среда в подготовительной группе в ДОУ» размещена в разделах

Окружающая среда – это один из факторов, влияющих на развитие детей. Ребёнок постоянно находиться в мире предметов. Одни привлекают его, а другие остаются без внимания. Однако не всякую среду, даже достаточно насыщенную различным материалом, можно назвать развивающей. В групповом помещении может быть множество разнообразных предметов и игрового оборудования, однако их влияние на развитие детей будет минимально. Все зависит от того, на какой возрастной ступеньке оказывают свое воздействие на ребенка предметы обстановки. Не все в окружении ребенка является источником его психического развития, а только то, что обуславливает особое сочетание внутренних процессов психического развития и внешних окружающих условий. Оно (сочетание) характеризуется, с одной стороны, созреванием у детей специфических для данного этапа психических качеств личности и познавательных процессов, а, с другой стороны, созданием условий, в которых максимально могут быть реализованы возможности и способности детей. Чем точнее и полнее будет отражать предметная среда психические особенности детей в каждом возрасте, тем больше представится педагогам возможностей для раскрытия резервов развития детей. Поэтому так важно при организации развивающей предметной среды учитывать одно из основных требований – соответствие окружающей ребенка обстановки его возрастным потребностям и возможностям.

Соответствие возрасту – одно из значимых и, в то же время, сложно выполнимых условий.

Предметно – развивающая среда в подготовительной группе – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально – моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она выступает стимулом к занимательной, эмоционально – окрашенной деятельности педагога и детей.

Вашему вниманию представляю предметно – развивающую среду в подготовительной группе. При создании среды я руководствовалась современными требованиями к организации образовательного процесса в ДОУ.

На фото представлены : уголок изодеятельности, патриотический уголок, уголок природы, уголок для сюжетно – ролевой игры “Больница”, уголок для сюжетно – ролевой игры “Кухня”, физкультурный уголок, уголок по ПДД и пожарной безопасности, уголок книги, уголок для сюжетно – ролевой игры “Домик принцессы”.

Ответ на тест по дисциплине «Теории и технологии дошкольного образования»

Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно новые психологические образования, возникающие к концу каждого периода, называется:• социальной ситуацией развития

Ответы на другие тесты по дисциплине «Теории и технологии дошкольного образования»

► Из перечисленного, к величине относятся:

► Способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом называется педагогической(-им):

► Особое внимание в Конвенции уделяется правам ребенка на жизнь, здоровое развитие, на имя и приобретение гражданства, подчеркивается право знать своих родителей, сохранять свою индивидуальность, в статьях:

► Дети могут менять ритм бега, неуклюже передвигаются скачками, прыгают, демонстрируют, выносливость и координацию движений, рисуют карандашом простые формы и фигуры; рисуют красками; делают из кубиков постройки в возрасте

Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития  (англ. social situation of development) – специфическая для каждого возраста, определенным образом организованная система отношений ребенка с окружающим миром (Л. С. Выготский). С. с. р. меняется при переходе от одного возрастного этапа к другому и в отношении к развитию высших психических функций выступает как основной источник развития. Сложный психологический смысл понятия С. с. р. подчеркивается тем, что, по мнению Выготского, единицей анализа С. с. р. должно быть переживание, которое рассматривается как субъективно-объективный комплекс. В. В. Давыдов считает, что понятие «С. с. р.» эквивалентно понятию ведущая деятельность. См. также Гибридные понятия. ( К. О. Казанская)


ТО ОСОБОЕ СОЧЕТАНИЕ ПРОЦЕССОВ И УСЛОВИЙ ВНУТРЕННЕГО РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРНОЕ ДЛЯ КАЖДОГО ВОЗРАСТНОГО ЭТАПА ВЫБИРАЕТ ПРАВИЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ И СОЦИАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ РАЗВИТИЯ

Предметно – развивающая среда в подготовительной группе в ДОУ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *