ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОЦЕССА ИДЕНТИФИКАЦИИ

Предметные  компетенции  учителя русского языка и литературы

По мнению современных ученых в педагогической области (Ларионова О. Г., Вербицкий А. А.) —  это его права, обязанности и ответственность в сфере педагогической деятельности.

Одной из ключевых компетенций  является коммуникативная, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию личности в современных условиях жизни. Коммуникативная компетенция  означает готовность ставить и достигать цели в устном и письменном общении.

Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Какова же роль предмета “Русский язык” в школе? Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников?

Предметные  компетенции  учителя русского языка состоят из следующих направлений:

Успешное применение данного  подхода в обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире.

Современное состояние преподавания русского языка и литературы  показывает, что в лицее  на протяжении нескольких лет формируются у учащихся навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе  используются для формирования практической речевой деятельности.

В основу этой работы для учителей русского языка положен деятельностный  подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика.  Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических действий к действиям внутренним, теоретическим. То есть  обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную.

Чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся каждого возраста.

Так ,взяв учеников в 5 классе, учителя-предметники совместно с администрацией лицея  проводят диагностику учебной деятельности учащихся, в которой учтены учебная работоспособность и уровень сформированности интеллектуальных умений. Определив учебную работоспособность каждого, определяются и направления работы с классом в определенной последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих механизмы речи и т.д

Важную роль  здесь играют уроки развития речи, так как на таких занятиях особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом.

Работать над “развитием речи вообще” нельзя, важно в каждом классе поставить задачу, что должны знать и уметь дети в определенных разновидностях устной и письменной речи. Так, в 5 классе: это текст, тема текста, идея. В 6 классе: стили, виды стиля и особенности, особенности прямой и косвенной речи и т.д.

К 11 классу  в идеальном варианте мы должны подготовить социально активную личность,  ориентирующуюся в современном мире, с высоким  творческим потенциалом.

Следовательно,  формы, методы и приемы работы учителя русского языка  должны быть направлены на то, чтобы содержание учебного материала стало для учащихся источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Групповые формы и методы, коллективный способ обучения, работа в парах позволяет решить и воспитательные  задачи: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Методы, которые используют  учителя русского языка,  разнообразны:

1. Виды пересказа (сжатый, подробный)

2.  Формы учебного диалога .3. Доклады и сообщения.4. Выступления в качестве ведущих на мероприятиях.

5. Сочинения и изложения разных форм. 6. Участие в конкурсах сочинений.

Учителя  русского языка стараются строить свою работу на уроках так, чтобы были задействованы различные умения и навыки учащихся, а именно:

1. Свободная работа с текстами разных  стилей, понимание их специфики; владение навыками редактирования текста, создания собственного сочинения. 2.Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста; 3. Владение монологической и диалогической речью;

4. Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); 5. Составление плана текста , тезисов, конспекта; 6. Приведение примеров, подбор  аргументов, формулирование выводов;7. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);выбор и использование выразительных средств языка; 8. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Совершенствование профессиональных компетенций учителя

русского языка и литературы.

Профессиональная компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций, в которую входят:

– социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;

– коммуникативная и профессионально-коммуникативная компетенции;

– общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);

– предметная компетенция в сфере учительской специальности;

– профессиональная самореализация.

Траектория развития профессиональной компетенции учителя включает в себя:

Профессиональный опыт педагога включает два вида знаний: теоретические и эмпирические, приобретённые на субъективном опыте. Они не существуют изолированно, но представляют собой систему, которая определяет готовность учителя к действиям. Образовательный процесс настолько динамичен, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда.

Сегодня в инновационной среде учитель проживает разные роли: консультанта, методиста, создателя сайтов, партнёра учащегося, эксперта. Компетентный учитель осознаёт, что основной деятельностью школьников не является знакомство с предлагаемыми знаниями и заучивание их. Задача учителя – окружить ребёнка специальной средой, которая будет эффективно способствовать его социализации и воспитанию. Перед современным, думающим, компетентным учителем стоит много вопросов. Один из важнейших: «Должно ли быть наше образование всё полностью ориентировано на формирование ключевых компетенций? А если должно, то могут ли в нём оставаться сегменты традиционного содержания, представляющего ту или иную область культуры и не имеющего явно выраженной прагматической окраски? Должно ли образование играть роль среды, в которой моделируется деятельность, сама имеющая надпредметный характер?»

Воспитать компетентного гражданина общества может только компетентный учитель. Сейчас много говорится о компетентностном подходе. Хочется надеяться, что этот подход будет применён на практике, что преподаватели и методисты не уйдут в область академических абстракций, что компетентностный подход не превратится в очередную говорильню, выражаясь словами Виктора Пелевина «лексическую шизофрению», избегая всех действительно важных проблем, с которыми сталкивается учитель.

В настоящее время перед учителями –словесниками поставлены 2 сложных задачи: научить выпускников  писать сочинения в соответствии с регламентом и подготовить к сдаче ЕГЭ. И без коммуникативной компетенции их решить нельзя.   Выполняя на ЕГЭ задание части С, выпускник применяет те виды компетенций, которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком ,его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. Таким образом, сейчас повышаются этические и эстетические  требования к современному  учителю,  так  как  языковая  и коммуникативноречевая  культура  –  важные  составляющие профессиональных умений  педагога.

Предметные компетенции учителя русского языка и литературы

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью непрерывного роста профессионального уровня педагога в условиях постоянного возрастания объёма знаний, процесса быстрого устаревания имеющегося профессионального багажа, формирования новых (в первую очередь – информационно-компьютерных) технологий образования. Становление профессиональной компетентности педагога может осуществляться только деятельностно: через владение научными основами профессиональной деятельности, рефлексию деятельности, проектирование деятельности. Для этого необходимо создать такую модель методической работы, которая будет способствовать адаптации и развитию творческого потенциала педагога. Планированию методической работы предшествует глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.

Модель развития профессиональной компетентности педагога:

Функционирование модели развития профессиональной компетентности в нашей школе осуществляется на протяжении трёх лет.

В основе модели лежит идея создания атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

функционирования модели – непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне школы, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога.

методической модели формирования профессиональной компетентности следующие:

– создание условий для личностного становления педагога

– обеспечение инструментарием диагностики процесса и результатов труда

– формирование и удовлетворение потребностей педагогов, находящихся в зоне их ближайшего профессионального развития.

В педагогической науке существует неоднозначный подход к определению круга профессиональных компетенций педагога. Выделены две группы компетенций:

– имеющие личностный характер, предопределяющие профессиональный выбор и являющиеся основой (базой) для формирования профессиональной мотивации, мировоззренческой позиции педагога;

– относящиеся к уровню методической (в т.ч. коммуникативной), предметной, информационной подготовки педагога в рамках его профессиональных компетенций.

В педагогическом коллективе проведён установочный семинар «Понятие профессионализма и профессиональной компетентности педагога», который носил не только информационную, но и мотивационную направленность.

Результатом работы явились карта успешности педагога, в которой сформулированы критерии оценки и уровни развития профессиональных компетенций ( репродуктивный, адаптивный, творческий). В качестве критериев успешности учителя выделены:

Проблемной группой подобран инструментарий диагностики по данным направлениям. Кроме того, разработаны материалы для самоанализа и самодиагностики педагогов. В основе диагностики лежит распределение затруднений по блокам: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность учителя, учитель-воспитатель; ранжирование факторов препятствующих и стимулирующих развитие и саморазвитие педагога; препятствия в освоении новшеств; оценка работы по повышению квалификации педагогов. Формы сбора информации: тесты, анкеты, опросные листы, групповое интервью, «портфолио», методический паспорт, самомониторинг, самоанализ.

По мнению современных ученых в педагогической области (Ларионова О. Г., Вербицкий А. А.) —  это его права, обязанности и ответственность в сфере педагогической деятельности.

Одной из ключевых компетенций является коммуникативная, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию личности в современных условиях жизни. Коммуникативная компетенция означает готовность ставить и достигать цели в устном и письменном общении.

Предметные компетенции учителя русского языка состоят из следующих направлений:

Успешное применение данного подхода в обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире.

Современное состояние преподавания русского языка и литературы  показывает, что в лицее на протяжении нескольких лет формируются у учащихся навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе используются для формирования практической речевой деятельности.

В основу этой работы для учителей русского языка положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических действий к действиям внутренним, теоретическим. То есть обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную.

Так, взяв учеников в 5 классе, учителя-предметники совместно с администрацией лицея проводят диагностику учебной деятельности учащихся, в которой учтены учебная работоспособность и уровень сформированности интеллектуальных умений. Определив учебную работоспособность каждого, определяются и направления работы с классом в определенной последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих механизмы речи и т.д

Важную роль здесь играют уроки развития речи, так как на таких занятиях особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом.

К выпускному классу в идеальном варианте мы должны подготовить социально активную личность, ориентирующуюся в современном мире, с высоким творческим потенциалом.

Следовательно, формы, методы и приемы работы учителя русского языка должны быть направлены на то, чтобы содержание учебного материала стало для учащихся источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Групповые формы и методы, коллективный способ обучения, работа в парах позволяет решить и воспитательные задачи: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Методы, которые используют учителя русского языка, разнообразны:

Учителя русского языка стараются строить свою работу на уроках так, чтобы были задействованы различные умения и навыки учащихся, а именно:

1. Свободная работа с текстами разных стилей, понимание их специфики; владение навыками редактирования текста, создания собственного сочинения.       2. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста;       3. Владение монологической и диалогической речью;

4. Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);      5. Составление плана текста , тезисов, конспекта;      6. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;      7. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);выбор и использование выразительных средств языка;     8. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

В настоящее время перед учителями –словесниками поставлены 2 сложных задачи: научить выпускников писать сочинения в соответствии с регламентом и подготовить к сдаче ЕГЭ. И без коммуникативной компетенции их решить нельзя. Выполняя на ЕГЭ задание части С, выпускник применяет те виды компетенций,которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста — это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком ,его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. Таким образом, сейчас повышаются этические и эстетические требования к современному  учителю,  так  как  языковая  и коммуникативноречевая  культура  –  важные составляющие профессиональных умений педагога.

Методические разработки, презентации и конспекты

Про оценку качества образования сегодня говорится много, как предметно, так, к сожалению, и беспредметно. Этот процесс и явление распространяется, а главное, во многом зависит и от ожиданий, которые можем и должны удовлетворить мы – учителя.

В процедуре оценки предметных и методических компетенций по обществознанию приняли участие 44 учителя из Новосибирской области.

Для оценки итогов выполнения диагностического исследования (оценка предметных и методических компетенций) были выделены 4 уровня сформированности компетенций по общему количеству баллов, набранному участником за выполнение части 1, 2 или всей работы в целом. Уровень компетенций считается низким, если участник получил менее 30 % и в предметной части и в методической части, удовлетворительным, при котором требуется серьезная проработка вопроса о повышении квалификации; базовым, при котором требуется включение в систему профессионального развития; не менее 30 % и в предметной, и в методической части, при этом общий процент выполнения работы менее 80 %, и высоким, когда итоговый балл участника составляет 80 % и более от возможного максимального балла.

Полученные в ходе диагностического тестирования результаты позволили определить уровни сформированности компетенций учителей обществознания.

Анализ результатов выполнения заданий диагностической работы показал, что у учителей обществознания компетенции, необходимые для осуществления воспитательной деятельности, сформированы следующим образом:

на 1 уровне у 0 % участников;

на 2 уровне у 20 % участников;

на 3 уровне у 80 % участников;

на 4 уровне 0 % участников.

Участники НСО. Выполнение заданий.

Минимальный уровень – 0% (не преодолели 30 % ни в предметной, ни в методической части).

Низкий уровень – 29,5 % (преодолели 30 % только в одной из частей); 1 человек – 26 %, 43 человека свыше 30 % выполнения заданий методической части. 9 человек не преодолели порог в 30 % в выполнении заданий предметной части.

Средний уровень – 68,2 % (преодолели 30 % и в методической, и в предметной части; общий уровень выполнения задания ниже 80 %.)

33 человека преодолели порог в 30 % и в предметной, и в методической части. Общий уровень выполнения задания свыше 80 % – 1 человек.

Высокий уровень – 2,3% (преодолели 30 % и в методической, и в предметной части; общий уровень выполнения задания ниже 80 %.)

Структура варианта диагностической работы

Работа состоит из 12 заданий, из которых 1 задание предполагает краткий ответ в виде комбинации цифр; 11 заданий – развернутый ответ.

В диагностической работе условно выделяются 4 раздела:

– содержание учебного предмета;

– планирование учебных занятий;

– методики и технологии обучения;

– оценивание образовательных результатов обучающихся, анализ и использование результатов оценивания для повышения качества образования.

Максимальный балл за работу – 39 (за предметную часть – 11 баллов, за методическую – 28).

Задания 1–3 предполагают проверку предметных знаний. Содержание заданий связано с содержанием учебного предмета «Обществознание».

Задание 1 требует объяснить / аргументировать определённое положение с опорой на текст Конституции Российской Федерации. Полный и правильный ответ оценивается в 3 балла.

Задание 2 требует составления сложного плана развернутого ответа по предложенной теме обществоведческого курса. Полный и правильный ответ оценивается в 4 балла.

Задание 3 требует раскрытия и конкретизации теоретических положений, связанных с предложенной темой. Полный и правильный ответ оценивается в 4 балла.

Задания 4–6 нацелены на проверку умения планировать результаты обучения на основе ФГОС.

Задание 4 проверяет понимание концептуальной основы ФГОС – системно-деятельностного подхода. Полный и правильный ответ оценивается в 3 балла.

В задании 5 предлагается сформулировать ценностные ориентиры и личностные результаты освоения предложенного раздела программы. Полный и правильный ответ оценивается в 2 балла.

Задание 6 проверяет умение подбирать фактологический материал по изучаемой теме. Полный и правильный ответ оценивается в 4 балла.

Задание 7 сочетает в себе элементы планирования результатов учебной деятельности и знание методик и технологий, применение которых обеспечивает достижение планируемых результатов. За основу задания взяты универсальные учебные действия и методики, технологии их формирования при изучении различных тем учебного предмета. Полный и правильный ответ оценивается в 2 балла.

Задания 8 и 9 требуют составления заданий, направленных на проверку сформированности конкретных предметных умений в рамках повторительно-обобщающего урока по теме или для диагностики освоения нового материала. При выполнении задания 9 сформулированные задания записываются в таблицу.

Полный и правильный ответ на 8 задание оценивается в 4 балла.

Полный и правильный ответ на 9 задание оценивается в 3 балла.

Задание 10 требует на основе понимания особых образовательных потребностей конкретных категорий обучающихся и знания современных инклюзивных технологий обучения объяснить выбор специфических методических приемов, обеспечивающих освоение нового материала конкретной категорией обучающихся. Полный и правильный ответ на 10 задание оценивается в 3 балла.

Задание 11 требует оценить предложенный развернутый ответ обучающегося на основе стандартизированных критериев. Полный и правильный ответ оценивается в 2 балла.

В основе задания 12 результаты ВПР одного класса. Требуется проанализировать эти результаты, выявить дефициты в освоении учебного материала и сформулировать методические рекомендации для учителя, направленные на компенсацию выявленных дефицитов. Данное задание по сути моделирует ситуацию обсуждения с коллегами (например, в рамках методического объединения/кафедры, педагогического совета или предметной ассоциации) результатов ВПР и организации совместной деятельности по повышению качества обучения. Полный и правильный ответ оценивается в 5 баллов.

Таблица 1. Результаты оценки предметных и методических компетенций учителей обществознания

Как свидетельствуют представленные данные, учителя обществознания Новосибирской области продемонстрировали не очень высокий уровень владения предметными и методическими компетенциями. Средний процент выполнения заданий составил 58,97 %.

Данные таблицы позволяют сделать следующие выводы:

– 13 участников показали низкий уровень владения предметными и методическими компетенциями, что в среднем составило 29,5 %;

– 30 участников –средний уровень (68,2 %);

– 1 участник – высокий уровень (2,3 %).

Большинство учителей обществознания, принявших участие в исследовании, показали средний уровень владения предметными и методическими компетенциями (68,2 %). В то же время опасения вызывают педагоги, показавшие низкий уровень владения предметными и методическими компетенциями (29,5 %). Большинство учителей владеет предметными компетенциями (75 %), 72 % – методическими. 1 учитель показал высокий уровень владения предметными компетенциями (100 %). По результатам выполнения предметной части можно сделать вывод, что 17 учителей из 44 не владеют предметными компетенциями (процент выполнения от 9 % до 45 %). По результатам методической части можно сделать вывод о том, 9 учителей из 44 не владеют методическими компетенциями (процент выполнения от 14 % до 46 %).

По результатам диагностики у учителей обществознания выявлены следующие дефициты:

Дефициты предметных компетенций

1. Анализ примерной основной образовательной программы основного общего образования и примерной основной образовательной программы среднего общего образования.

2. Формулирование планируемых предметных результатов освоения содержания; анализ примерной основной образовательной программы основного общего образования и примерной основной образовательной программы среднего общего образования.

3. Отбор фактологического материала по теме, способствующего ее освоению; подбор методических приемов, направленных на формирование УУД в рамках заданной темы.

Дефициты методических компетенций.

1. Отбор методических приемов, обеспечивающих освоение нового материала обучающимися с ОВЗ.

2. Подбор творческих заданий для учеников, планирование результатов учебной деятельности.

3. Знание методик и технологий, применение которых обеспечивается на уроке.

4. Формулировка образовательных целей урока.

5. Отбор основных методов и приемов работы, направленных на освоение обучающимися отобранного материала.

6. Планирование результатов учебной деятельности, знание методик и технологий, применение которых обеспечивает достижение планируемых результатов.

7. Знание психолого-педагогических, возрастных и иных индивидуальных особенностей обучающихся и знание современных инклюзивных технологий обучения. Подбор методических приемов, направленных на формирование УУД в рамках заданной темы, и методических приемов, обеспечивающих освоение нового материала обучающимися с ОВЗ.

8. Проведение сравнительного анализа результатов ВПР и формулирование выводов о качестве подготовки обучающихся.

Перечень профессиональных дефицитов, представленный выше, не имеет целью указать лишь на колоссальные пробелы и создать деструктивное напряжение, хотя оно и возникает, глядя на дефицитные списки. Сегодня мы все-таки по-другому предлагаем увидеть эти цифры, таблицы и графики. Посмотрите на них как на объективную возможность, полноразмерный слепок, живую качественно обработанную статистику, с которой можно и нужно работать. Эти цифры и выводы – результат применения технологии больших данных в образовании, данных, которые получены максимально объективно, непредвзято, честно, используя специальный диагностический инструментарий. Посмотрите на эти данные как, например, на возможность построения информационной системы, способной предоставлять результаты их анализа в реальном режиме времени, которая может помочь изменить взгляд на образование в области, городе, районе.

Какой может быть другой способ увидеть, осознать и структурировать профессиональные дефициты учителя любого предмета? Провести анкеты? Опросить руководителей методических объединений и с их слов составить списки дефицитов? Так, конечно, тоже можно. Но можно и по-другому, нужно лишь ответить на вопрос – мы за тактику или стратегию?!

1. Приказ Министерства Образования Новосибирской области №1813 «Об утверждении положения о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Новосибирской области». U RL: http://www.edunso.ru/node/7688 (дата обращения: 15.10.2022).

2. Утёмов Вячеслав Викторович, Горев Павел Михайлович Развитие образовательных систем на основе технологии Big Data // Концепт. 2018. №6. U RL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-obrazovatelnyh-sistem-na-osnove-tehnologii-big-data (дата обращения: 15.10.2022).

3. Гуськова А. Г. О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников // Интерактивное образование. – 2021. – Вып. 98. U RL: http://io.nios.ru/articles2/117/8/o-menedzhmente-v-obrazovanii-i-chitatelskoy-gramotnosti-pedagogicheskih-rabotnikov (дата обращения: 15.10.2022).

15 июня 2023 года на базе ЦНППМ ГАУ ДПО ЯО ИРО в очном формате состоялся семинар с методистами муниципальных методических служб и специалистами муниципальных управлений образования, отвечающих за повышение квалификации педагогов. Участие в семинаре приняли 24 представителя из 15 муниципальных

Уважаемые коллеги, обращаем Ваше внимание! Витрина симуляционных центров платформы «Цифровая экосистема ДПО» Академии Минпросвещения России пополнилась новым «Интерактивным тренажером профессиональных компетенций» для педагогических работников по вопросам совершенствования предметных (математика и русский язык), методических компетенций и компетенций в области формирования функциональной (математической

20 апреля 2023 г. в ЦНППМ состоялась очная встреча (семинар-практикум) с методистами муниципальных методических служб, специалистами управлений образования, отвечающих за повышение квалификации педагогов (9 представителей ММС и управлений образования из 8 МР). В программе семинара вопросы проведения оценки профессиональных компетенций

Уважаемые коллеги! Зарегистрированным пользователям портала «Цифровая экосистема ДПО» предоставлена уникальная возможность прокачать свои профессиональные компетенции и пройти самодиагностику, выполнив 19 предметных заданий и / или 24 задания на управленческие и ИКТ-компетенции. Все задания с автоматической проверкой! К участию в диагностике

ЦНППМ приглашает методистов муниципальных методических служб или специалистов управлений образования, отвечающих за повышение квалификации педагогов, на очную встречу (семинар-практикум), которая состоится 20 апреля 2023 года в 14.00 (по адресу: ГАУ ДПО ЯО ИРО, город Ярославль, ул. Богдановича, 16, ауд. 410).

Уважаемые коллеги, обращаем Ваше внимание на возможность пройти диагностику профессиональных компетенций! В цифровой экосистеме ДПО в разделе «Диагностики» размещены демоверсии диагностик профессиональных компетенций (15 различных диагностик, онлайн, до 31 марта 2023 г).https://education.apkpro.ru/diagnostics У Вас есть возможность выполнить интересующие Вас диагностические

185 педагогов – учителей информатики, технологии, иностранного языка (английского, немецкого, французского) и учителей начальной школы общеобразовательных организаций Ярославской области прошли процедуру оценки предметных и методических компетенций. Оценка проводится посредством выполнения учителями диагностической работы с использованием оценочных материалов, разработанных ФГБУ «Федеральный институт

29 августа 2022 года в соответствии с приказом департамента образования Ярославской области №311/01-03 от 26.08.2022 «О проведении оценки методических компетенций учителей, претендующих на включение в состав региональных методистов» педагоги Ярославской области приняли участие во втором этапе процедуры оценки методических компетенций

Материалы диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров разработаны Академией Минпросвещения России и нацелены на определение уровня предметных компетенций (математика, русский язык, химия, биология, физика), ИКТ-компетенций, а также управленческих компетенций руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных организаций.  Более 90 педагогических

Современная педагогическая практика требует от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Поэтому проблемы профессиональной компетентности учителя, педагогического мастерства, творчества, педагогической культуры являются сегодня актуальными. Мастерство, имидж  современного педагога формируется через  систематическую профессиональную работу по самообразованию.  Цель личностного и профессионального саморазвития учителя –   в его педагогической деятельности.  Каждая школа в настоящее время все в большей степени приобретает свое собственное лицо, поэтому и потребности у педагогических коллективов становятся все более разнообразными, требующими квалифицированного научного подхода к их решению.

Следует различать компетенции и компетентности учителя. « Компетентностями учителя являются постоянно совершенствующиеся и реализуемые на практике способности, деятельные возможности, мотивационная направленность и готовность к осуществлению творческой педагогической деятельности с глубоким осознанием социальной значимости этой деятельности и личной ответственности за результаты своих действий и поступков». Любого специалиста можно охарактеризовать по наличию у него профессиональных знаний, профессиональных умений и навыков, опыта работы, профессионального потенциала, по его личным качествам.  Я думаю, что все эти показатели составляют понятие профессиональная компетенция.

Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Какова же роль предмета  «Русский язык»  в школе? Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников?

Использование информационных  коммуникационных технологий в обучении  русскому языку обеспечивает  доступ  учащихся к широкому спектру современной информации с целью развития профессиональных компетенций. Применение компьютерных средств, информационных источников сети Интернет способствуют развитию высокого уровня информационной компетентности, современного взгляда на технические науки, формированию профессионального мышления, повышению мотивации к изучению учебных предметов.

Основная задача словесника – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Научить учащихся бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейщая задача, особенно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности человека.

1. Свободная работа с текстами разных стилей, понимание их специфики; владение навыками редактирования текста, создания собственного сочинения.       2. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста;       3. Владение монологической и диалогической речью;

4. Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);      5. Составление плана текста , тезисов, конспекта;      6. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;      7. Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);выбор и использование выразительных средств языка;     8. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Сегодня в инновационной среде учитель выполняет разные роли: консультанта, методиста, создателя сайтов, партнёра учащегося, эксперта. Компетентный учитель осознаёт, что основной деятельностью школьников не является знакомство с предлагаемыми знаниями и заучивание их. Задача учителя – окружить ребёнка специальной средой, которая будет эффективно способствовать его социализации и воспитанию. Перед современным, думающим, компетентным учителем стоит много вопросов. Один из важнейших: «Должно ли быть наше образование всё полностью ориентировано на формирование ключевых компетенций? А если должно, то могут ли в нём оставаться сегменты традиционного содержания, представляющего ту или иную область культуры и не имеющего явно выраженной прагматической окраски?»

Воспитать компетентного гражданина общества может только компетентный учитель. Сейчас много говорится о компетентностном подходе. Хочется надеяться, что этот подход будет применён на практике и не останется просто на бумаге.

Для развития грамотной, связанной речи у учащихся на уроках русского языка учитель использует лексико-орфографическую работу, грамматический разбор, орфоэпические разминки, работу со словарями и другие. На уроках литературы им предлагается литературоведческий анализ произведения, заучивания наизусть лучших образцов художественной литературы, письменные работы творческого характера, создание презентационного материала.

При изучении русского языка и литературы с позиции становления компетентностей учителя является освоение учениками:

–        приемов поиска информации;

–        методов работы с текстами гуманитарного содержания;

–        навыков в публичной речи;

–        способов установления межпредметных связей;

Проблемным заданием для обучающихся является самостоятельный поиск информации. Эти поиски поручаются и отдельным ученикам, и малым группам из двух-трех человек. Результат поисков может быть представлен в виде реферата, доклада на школьной конференции. Кроме того, такая деятельность является первым шагом в научных исследованиях. Вклад данной технологии в развитие методической и коммуникативной компетентностей обеспечивается педагогическими приемами, помогающими обучать умению выявлять позиции разных авторов по отношению к одним и тем же событиям, сопоставлять и сравнивать их, давать оценку в соответствии с реалиями исторического этапа. Здесь основными методическими компонентами контекстного обучения выступают: ролевые и сюжетные игры, диспуты; дискуссии. В ходе таких мероприятий разные группы выдвигают и отстаивают взгляды своего «героя», обосновывают и уточняют собственные представления о нем и обществе.

С повышением уровня информационно-коммуникационной компетентности изменяются мотивационные стимулы: учителя стремятся к профессиональному росту и личностной самореализации, включаются в поиск новых путей совершенствования процесса обучения. Но для этого необходимо создать все необходимые условия. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства. Выбор есть и довольно большой: это прохождение курсов повышения квалификации и самообразование, участие в работе сетевых педагогических сообществ и школьных методических объединений. Дополняет этот список активное участие в работе районных проблемных семинаров. Все формы повышения педагогической квалификации преследуют благую цель – содействовать учителю в повышении компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания.

Внедрение новых информационный технологий, использование возможностей компьютерных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличив объём работы учащихся.

  • Белоусова Л. Е. Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка через использование педагогических приемов. – М., 2008.
  • , Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. — М.,2001.

Амандаева  Мария Абуовна, преподаватель русского языка и литературы КГКП Алматинский колледж телекоммуникации и машиностроения г. Алматы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *