тренер и его профессиональные компетенции

Читать: 3 мин.

В современной профориентации, на тренингах и в статьях по педагогике встречаются такие американские термины, как “hard skills” и “soft skills”. В этой статье расскажем об их значении, откуда они взялись и что с ними делать обычному человеку.

Что такое hard и soft skills?

Hard skills – (англ. “жесткие” навыки) профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить. Для обучения hard skills необходимо усвоить знания и инструкции, качество обучения можно проверить с помощью экзамена. Примеры hard skills: набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ. Soft skills – (англ. “мягкие” навыки) универсальные компетенции, которые гораздо труднее измерить количественными показателями. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Примеры soft skills: такие социальные, интеллектуальные и волевые компетенции, как коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность.

тренер и его профессиональные компетенции

Упражнения, которые следует постоянно демонстрировать, требуют быстроты реакции, а часто и физической силы.

Существует и такое понятие, как специфическая интуиция, когда по неочевидным для других признакам оценивается выполнение спортивных элементов, прогнозируется будущее как отдельного футболиста, так и команды.

Сюда же можно отнести и способность к восприятию нового: обзор новых тактик, просмотр матчей и их анализ. Тренер должен быть в курсе новостей футбола, знать его историю и достижения, в том числе и малоизвестные.

Футбольный наставник должен быть разным, непредсказуемым. Ситуация в футболе меняется в считанные доли секунды, и требует грамотной, в том числе и нестандартной реакции, мгновенного приспособления к происходящему на поле. Если же он всегда действует по шаблонам, и не полагается на интуицию и способность принимать нетривиальные решения, вряд ли команда добьется по-настоящему высоких результатов.

Пусть однозначного ответа на вопрос о необходимых качествах не существует, важно полностью отдаваться работе. Футбольный тренер – не только профессия, но и состояние души.

Портрет эффективного тренера складывается из разных составляющих:

Жизненный опыт

Чтобы чему-то учить, нужно самому это что-то знать. Мало быть яркой личность, важно действительно быть профессионалом в своей области.

Личность тренера

В сегменте тренингов личностного роста люди чаще приходят не на тренинг, а на тренера. Успешный тренер приносит на тренинг не только свои профессиональные техники, навыки и опыт, но и всего самого себя – свою личность. Личность сильная притягивает, вдохновляет своим примером

Имидж тренера

Интерес к личности тренера может омрачиться непроработанным имиджем тренера. Имидж – широкое понятие, которое включает в себя и стиль (то, как тренер одевается, его внешний вид) и сам имидж (как тренер себя подает внутренне). Не обязательно быть суперстильным, но опрятным тренер быть обязан – это обязательное требование в работе с людьми. Аккуратная стрижка, ухоженность – всё это повышает доверие участников, а, следовательно – эффективность работы тренера. Имидж тренера может быть очень разным, адекватным как самой личности тренера, так и тематике тренинга и особенностям аудитории. В солидной бизнес-аутории тренер обязан (по крайней мере на первых порах) вести себя солидно, на личностных тренингах допускается более свободные варианты, и строгий пиджак скорее неуместен.

Психологическая подкованность

Изначально тренинг – это продукт психологический. Хорошо, когда тренинг продаж ведет первоклассный продавец, но вдвойне хорошо, когда у этого человека есть соответствующая психология.

Актерское мастерство

Профессиональный тренер должен быть не только ярким, но и уметь быстро вживаться в различные роли. Уметь быть разным также важно для тренера, как и умение чувствовать группу.

Деловая и бизнес-репутация

К тренеру, испытывающему острую финансовую нужду, вряд ли пойдут люди учиться зарабатывать и богатеть.

Тренер, который как руководитель некомпетентен, вряд ли станет образцом для тех, кто хочет улучшить свои навыки в руководстве. Участников в первую очередь интересуют успехи тренера, а уже потом программа тренинга.

Ключевые компетенции

Если тренер ведет группу и идет строго по плану, не позволяя себе отклониться от него ни на шаг, то возможно он хороший инструктор, неплохо владеющий методиками групповой работы. Тренер профессиональный тоже имеет план, но, в отличии от инструктора, он умеет настраиваться на группу и, если необходимо, отойти от плана. Вчувствование в группу отличает тренера эффективного. Профессиональный тренер ведет группу к результату, а не тупо следует плану.

Хороший тренер не только учит, но и сам способен учиться – становитьcя учеником. Эффективный тренер учит тому, чем владеет сам. Не только способен показать на словах, но и показать на деле.

Коммуникативные умения, открытость, доброжелательность, включенность – без этого тренер не тренер.

Тренер должен уметь изъясняться простыми словами. Навыки публичных выступлений – обязательны. Приятный тембр голоса – большой плюс. Доброжелательная уверенность как манера общения может быть важнее, чем багаж знаний. ​​​​​​​

Польникова Е.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ТРЕНЕРА

В cтaтье пpиведен oбзop понятий компетенции и компетентность, определены ключевые компетенции корпоративного тренера.

Ключевые слова: компетенция, компетентность

Polnikova E.

KEY COMPETENCES OF THE CORPORATE TRAINER

The article provides an overview of the concepts of competencies and competence, identify key competences of corporate trainer.

Keywords: competency, competence.

С каждым годом тема компетенций и компетентности в мировой HR практике набирает все больший оборот. Каждая компания формирует свои модели компетенций, предъявляя к ним различные корпоративные требования. И корпоративные университеты при крупных Холдингах тому не исключение, в данной статье я хочу акцентировать внимание на ключевых компетенциях корпоративного тренера.

Чтобы быть успешным в работе человек должен обладать и компетенциями и компетентностью. В чем же разница?

Компетентность (от лат. – competens – соответствующий) – знания, опыт, образование в определенной области деятельности.

Компетентность (hard skills) – отвечает на вопрос что?, это профессиональные и технические знания и навыки.

Компетенция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

Компетенция (soft skills) – отвечает на вопрос как?, это управление собой, управление людьми (отношения), управление задачами (на основе корпоративной культуры компании). Компетенции сочетают в себе знания, умения и навыки,  интересы, способности, мотивацию, личностные характеристики. К примерам компетенций можно отнести: планирование и контроль, ориентация на результат, саморазвитие и развитие других, инициативность, корпоративность, убеждение и влияние, эффективная коммуникация и прочее.

Каждая компания предъявляет свои требования к компетенциям и компетентности сотрудников применительно к их должности в зависимости от выполняемого функционала, а также целей и задач компании. Также огромное значение имеет и корпоративная культура компании.

Выбор компетенций оргромен, но на мой взгляд, ключевыми компетенциями корпоративного тренера являются:

– Ориентация на результат – акцент на требуемый результат своей работы (тренинга), тренер не просто должен планировать и контролировать ход ведения тренинга, но и анализировать информацию в процессе своей работы, делать выводы и принимать решения. Учитывать все детали хода тренинга и направлять их в нужное русло – требуемый результат исходя из целей и задач программы тренинга.

– Эффективная коммуникация – понятное изложение своих мыслей в устной и письменной форме, расстановка акцентов на самом важном, способность изменить стиль под конкретную аудиторию. Уметь слышать аргументы со стороны участников.

– Эффективная самопрезентация – эффективное проведение публичных выступлений, презентаций, разминок. Способность заинтересовать участников выбранной темой, обучением и т.

– Убеждение и влияние – доказывание своей точки зрения и аргументированное обосновывание ее. Определение возможности опосредованного влияния на ситуацию/людей.

– Уверенность и стрессоустойчивость – эффективное решение задач и принятие решений в критических/сложных ситуациях, не впадая в эмоции. Поддержание рабочего настроя участников, а также умение предотвращать конфликты. Тренеру по роду своей деятельности нередко приходится сталкиваться с конфликтными участниками или конфликтами в рамках проведения тренинга и в данных ситуациях он должен играть сдерживающую роль и нейтрализовать данные ситуации.

– Создание мотивирующей среды – создание в коллективе атмосферы, в которой каждый участник с желанием выполняют свою роль и направлен на достижение необходимого результата тренинга. Задача тренера не просто распознать мотивацию участника (участников), но и подобрать своевременный и необходимый инструмент воздействия. А это, в свою очередь, очень сложный и тонкий процесс. Необходимо «зацепить» каждого участника.

Существует множество компетенций, которые можно применить к корпоративному тренеру и в каждой компании они свои. Все зависит от роли тренера в компании и его задач. Естественно, помимо компетенций, стоит обратить особое внимание на профессионализм и личный стиль (харизму) тренера, ведь то какими методиками, технологиями и профессиональными знаниями владеет тренер зависит основная результативная часть тренинга, а значит и достижение целей обучения.

Образец резюме тренера поможет составить предложение своих услуг соискателям вакансий, связанных с учебно-тренировочной работой. В образце приведены примеры заполнения информации о ключевых профессиональных навыках, достижениях и должностных обязанностях на предыдущих местах работы, личных качествах.

Тренер руководит тренировками. Он прививает спортсменам основные навыки и умения в определённом виде спорта, а впоследствии готовит их к соревнованиям. Называют тренером и инструкторов по фитнесу. Хотя в этой специализации состязательный элемент зачастую отсутствует, тренер всё так же помогает своим подопечным совершенствовать мастерство и мотивирует их на достижение поставленной цели.

Телефон: +7 (999) 123-45-67

Город: МоскваДата рождения: 4 февраля 1991Желаемая зарплата: от 80 000 рублейЗанятость: Полная занятостьГрафик работы: Полный день

  • Навыки силовой, круговой, функциональной тренировки.
  • Навыки работы с детьми (ОФП, подвижные игры).
  • Навыки оказания доврачебной экстренной помощи при спортивных травмах.

Октябрь 2014 — Настоящее времяТренер — ООО «Спорт стайл»Сеть спортивных клубов и фитнес-центров

  • Проведение групповых занятий со школьниками и взрослыми. Зумба-аэробика, детский фитнес, кроссфит, фитбол, художественная гимнастика, фитнес на роликах, ОФП, фитнес-бокс для девушек.
  • Организация и проведение индивидуальных тренировок, в том числе по специальным программам (профилактика плоскостопия, нарушений осанки).
  • Проведение учебно-тренировочной работы по художественной гимнастике.
  • Защита дипломной работы на тему «Художественная гимнастика, как эффективный способ профилактики неуверенности в детском и подростковом возрасте».
  • Первый взрослый разряд по художественной гимнастике.

Сентябрь 2009 — Июнь 2014Московский городской педагогический университетФакультет: Физической культуры, спорта и здоровьяСпециальность: Технологии спортивной подготовкиФорма обучения: Очная

Курсы и тренинги

Декабрь 2020 — Февраль 2021Повышение квалификации для фитнес-тренеровМесто проведения: ГБПОУ «СПК» Москомспорта

Водительские права:Категория B

Иностранные языки:Английский (Письменный)

О себе:Тренер с опытом работы более 7 лет.

Основная должностная обязанность тренера — ведение учебно-тренировочной работы. Сюда может входить организация и проведение групповых и индивидуальных занятий, подбор спортивного питания, воспитательная работа, организация спортивных и зрелищных мероприятий. Все остальные функции тренера либо напрямую связаны с основной обязанностью, либо носят второстепенный характер.

тренер и его профессиональные компетенции

Примеры должностных обязанностей для резюме тренера:

  • Проведение индивидуальных и групповых занятий по TRX-направлению: сжигание жира, силовые упражнения, набор мышечной массы, подбор спортивного питания.
  • Организация спортивных мероприятий.
  • Составление программ по коррекции осанки и снижению веса.
  • Ведение плана занятий, работа с первичной документацией.
  • Консультирование по спортивному питанию и физической активности.
  • Проведение инструктажей по технике безопасности.
  • Контроль за соблюдением спортивного режима.
  • Проведение мастер-классов по танцевальным направлениям для команд и начинающих инструкторов.
  • Подготовка спортсменов к городским и областным соревнованиям.

Необходимые тренеру ключевые навыки можно условно разделить на две категории: спортивные навыки и педагогические. Специалист должен не только отлично разбираться в своём направлении физической активности, но и уметь обучать людей. Тренер обязан быть и психологом, и педагогом.

Нужны ему и навыки оказания экстренной помощи. Тренировки по большинству видов спорта и физической активности связаны с повышенным травматизмом. Ушибы, переломы и растяжения нередки даже в том случае, если предпринимаются все необходимые меры по соблюдению техники безопасности. Знание основ оказания первой помощи также входит в список универсальных ключевых навыков тренера.

Примеры ключевых навыков для резюме тренера:

  • Навыки проведения групповых и индивидуальных тренировок.
  • Знание принципов и схем составления рациона спортивного питания.
  • Навыки оказания первой помощи при травмах.
  • Знание тренировочных методов.
  • Навыки работы со спортивным оборудованием.
  • Знание основ анатомии, диетологии, физиологии, методологии тренинга применительно к определённому виду физической активности.
  • Знание основ физиологии (общей, детской, взрослой, женской).
  • Знание фитнес-методик по бодибилдингу и пауэрлифтингу.
  • Навыки учебно-тренировочной работы с детьми дошкольного возраста (от 1,5 до 6 лет, акробатика, художественная гимнастика и так далее).
  • Знание основ спортивной психологии.

Большинство достижений тренера можно отнести к двум категориям: собственные достижения в спорте и победы подопечных. Разряд по профильному виду спорта, сертификат дополнительного профильного образования, пояс по единоборствам, золотая медаль на чемпионате — это и личный успех, и показатель уровня мастерства тренера, и «плюс» в резюме, и преимущество при трудоустройстве.

тренер и его профессиональные компетенции

Личный счёт говорит о том, что тренер умеет работать над собой и способен добиваться результатов. Однако лишь достижения подготовленных тренером спортсменов подтверждают, что специалист может работать и с другими людьми. В победах даже самого одарённого спортсмена немалая доля успеха принадлежит и его тренеру.

Примеры достижений в резюме тренера:

  • КМС по пауэрлифтингу.
  • Синий пояс по джиу-джитсу.
  • Повышение квалификации по специальности фитнес-инструктор, персональный тренер (Колледж бодибилдинга и фитнеса).
  • Воспитал чемпиона России по дзюдо.
  • Мастер спорта по фигурному катанию.
  • Первое место на открытом первенстве стадиона «Физкультурник» по жиму штанги лёжа по нормативам IPA-A.
  • Разработала собственную программу тренировок.
  • Победы спортсменов на городских и областных соревнованиях, чемпионате России.

Тренер должен быть требовательным к себе и другим. Для него важны и собственная целеустремлённость, и способность мотивировать учеников на достижение цели. На первый план в профессии тренера выходят личные качества, способствующие успешной передаче своих навыков другим людям и мотивации спортсменов на новые свершения.

Чтобы тренировать детей и взрослых, понадобится коммуникабельность, внимательность, умение найти подход к каждому спортсмену, способность раскрыть и развить потенциал учеников. Профессия тренера требует и эмоциональной уравновешенности, и терпеливости, и повышенной устойчивости к стрессам. Последнее качество особенно важно при подготовке к соревнованиям. И чем важнее состязания, тем сильнее уровень стресса как для спортсменов, так и для их тренера.

Попытайтесь определить самые главные свои качества, которые помогут в учебно-тренировочной работе. Не стоит перечислять все, достаточно двух–трёх, максимум пяти–шести черт характера.

Примеры личных качеств в резюме тренера:

Мы будем рады, если образец резюме тренера, который мы подготовили, поможет вам составить отличное резюме и успешно трудоустроиться на хорошую работу. Кстати, быстро создать своё резюме вы сможете, используя наш шаблон.

Краткая история

Термины hard и soft skills берут начало в военном деле. В 1959 году армия США начала разрабатывать научно обоснованный подход к подготовке военнослужащих. В ходе разработки исследователи выявили важность для военнослужащих не только профессиональных навыков (hard skills), но универсальных компетенций (soft skills), которые не поддаются планомерному обучению. Понимание различий между soft и hard skills было выражено в доктрине “Системы проектирования военной подготовки” 1968 года таким образом: hard skills являются навыками работы преимущественно с машинами, soft skills – навыками работы с людьми и бумагами. После того, как термины прижились в военной науке и психологии, они перешли в свободное употребление в сфере бизнеса. Сегодня в вакансиях, в том числе на русском языке, можно встретить вместо разделов “профессиональные навыки” и “личные качества” – hard skills и soft skills.

Особенности профессии

Без грамотного руководства занятия фитнесом могут оказаться безрезультатными или даже принести вред здоровью. Особенно это касается новичков.

Тренер может заниматься с группой или индивидуально. Он может специализироваться на занятиях с тренажёрами (инструктор тренажёрного зала, инструктор по бодибилдингу) или на таких направлениях, как аэробика, аква-аэробика, тай-бо, пилатес, фитнес-йога и пр.

Самыми ответственными считаются первые занятия, когда новичок осваивает основные упражнения. Тренер подбирает подходящий комплекс упражнений, показывает, как их правильно выполнять и следит за успехами своего подопечного. С фитнес-тренером занимаются не только рядовые граждане, желающие подтянуть фигуру, но и профессиональные спортсмены. Фитнес позволяет им распределить физические нагрузки более гармонично и повышает выносливость. Фитнес-тренер – эксперт не только по тренировкам, но и по здоровому образу жизни. Он может посоветовать, какой диеты лучше придерживаться, как распределять нагрузки вне занятий и т. – тренер становится настоящим наставником для посетителей спортзала. У хорошего специалиста со временем формируется собственный круг клиентов, которые не покидают своего тренера, даже если он переходит в другой фитнес-клуб.

Здоровый образ жизни и регулярные нагрузки – часть работы фитнес-тренера. С одной стороны, возможность постоянно поддерживать свою физическую форму – это хорошо. А с другой, иногда нагрузки оказываются избыточными, и это можно считать минусом профессии. К тому же многие посетители фитнес-центров могут заниматься только по вечерам. В результате и рабочий день многих тренеров смещается к вечеру.

Наставничество. Когда нужен совет

Наставничество построено на передаче знаний от более опытного специалиста к менее опытному.

  • Наставник всегда находится как бы «над» учеником. Он поддерживает в формате советов и рекомендаций — это основа.
  • Наставник в прямом смысле говорит как стоит поступать.
  • Он дает задания и в большей степени нужен там, где нужно прокачивать именно профессиональные навыки.

тренер и его профессиональные компетенции

Коуч работает с более абстрактными вопросами – тогда, когда клиент запутался в попытках найти решение. Коучинг помогает постепенно вернуть клиенту ясность и конкретику, в то время как наставничество — больше про конкретные ответы на конкретные вопросы.

Бизнес-наставник — это предприниматель, который ведет успешный бизнес и передает свои знания и опыт менее опытным предпринимателям. Он передаёт то, что накопил сам. За наставничеством как правило идут руководители, вдохновленные успешным предпринимателем-наставником.

Бизнес-консультант — специалист, который проводит консультации по вопросам ведения бизнеса. Чтобы консультировать, ему вовсе необязательно иметь свой бизнес, достаточно только наличия соответствующего образования.

Тренды и направления профессии

Информации становится так много, что часто люди не успевают ее обработать. По оценкам компаний EMC и IDC, объем всех цифровых данных достиг 44 зеттабайта (или 44 млрд ТБ) в 2020 году. Если перенести эти данные в iPad Air с объемом памяти 128 ГБ, получится стопка планшетов высотой в две трети расстояния от Земли до Луны.

При этом с возрастом мозг становится менее пластичным, поэтому нам все сложнее воспринимать новую информацию, и тем более учиться новому. Чтобы быть здоровым в будущем, нужно не только правильно питаться и заниматься спортом, но и сохранять ясность ума, развивая когнитивные способности и мышление, — с чем и помогают тренеры по майнд-фитнесу.

Пользу майнд-коучинга признают крупные корпорации: SpaceX, Google, Virgin, Nike, Fox Studios, и наука — исследования показывают, что тренировки мозга могут снизить риск возникновения деменции. Майнд-фитнес помогает быстрее оправиться от сотрясения мозга, а также облегчить симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Ключевые навыки тренера по майнд-фитнесу

Майнд-коучу важно хорошо разбираться в нейронауках, психологии и техниках тренировок, а еще уметь применять знания на практике. Вот еще несколько навыков, которые потребуются такому специалисту:

  • логическое мышление,
  • коммуникабельность и клиентоориентированность,
  • навыки проектирования образовательного опыта,
  • стрессоустойчивость,
  • системное мышление.

тренер и его профессиональные компетенции

Основатель первой в России школы майнд-фитнеса «Mind Fitness School» и соавтор программы обучения тренеров Иван Чернышев считает, что майнд-фитнес тренеру в работе потребуется умение работать с когнитивным запросом, создавать и четко выполнять программу, сопровождая клиента на каждом этапе. Тренеры работают и с привычками, которые поддерживают мозг в тонусе, поэтому им нужно знать основы нейрофизиологии.

«Не навредить — очень важно, поэтому без соответствующего обучения нельзя просто назвать себя майнд-фитнес тренером. Поэтому мы рассказываем о границах профессии — с какими задачами может работать тренер, а с какими должны работать другие специалисты. Тренер должен опираться на научные данные о развитии когнитивных способностей мозга».

Профессиональные умения тренера

Важнейшие гностические умения в деятельности тренера – это умения, связанные с изучением личности спортсмена, к которым относятся: умение поставить задачу для формирования отдельных качеств личности в процессе подготовки спортсмена; умение наблюдать и фиксировать выполнение спортсменом поставленных задач; умение подбирать критерии оценки; умение анализировать и сравнивать результаты подготовки спортсменов.

Бабушкин отмечает, что гностические умения начинают развиваться еще до начала работы тренера, то есть в период занятий спортсмена в ДЮСШ и в высшем учебном заведении. При благоприятной работе тренера их развитие продолжается.

Профессиональная деятельность тренера обусловлена следующими основными умениями:

  • адекватно оценивать состояние спортсмена;
  • изучать специальную литературу и выбирать из нее все необходимое;
  • находить причины трудностей и ошибок во время овладения спортивными движениями;
  • оценивать свою деятельность, деятельность воспитанников и коллег;
  • оценивать явление и находить в нем главное.

Дистанционная поддержка бизнеса

Онлайн бизнес-тренеры, наставники, или коучи встречаются повсеместно, потому что все они могут помогать бизнесу удаленно. Онлайн-консультаций как правило, стоят ниже, чем в оффлайне, потому что не подразумевают затраты на оплату выезда специалиста, или перевозки сотрудников на место проведения тренинга. Логически онлайн-консультация — это менее накладно.

Чем занимается тренер по майнд-фитнесу

Майнд-коуч проводит с клиентом тесты и разбирает его запрос, чтобы определить текущий уровень и выбрать будущее направление. Затем он создает персональную программу стимулирования мозга и развития необходимых навыков — подбирает специальные упражнения, дидактические и подвижные игры, стратегические задачи и приемы.

тренер и его профессиональные компетенции

Еще тренеры по майнд-фитнесу работают с детьми, у которых возникают трудности с учебой из-за недостаточной концентрации или проблем с памятью. Тестирования показывают, что после работы с тренерами у детей улучшаются результаты в семи областях когнитивной деятельности, и даже показатели IQ. Когнитивные способности — это ключевые навыки мозга, которые помогают приобретать знания, осознавать полученную информацию и рассуждать.

Рабочее место

Идея здорового образа жизни всё больше укрепляется в обществе, а вместе с этим увеличивается количество спортивных залов и физкультурно-оздоровительных комплексов. Тренер по фитнесу может работать как в крупном фитнес-центре, так и в небольшом спортзале, имеющем необходимое оснащение. Он также может стать личным тренером и проводить занятия на дому у своего клиента.

тренер и его профессиональные компетенции

тренер и его профессиональные компетенции

Какие навыки все-таки важнее?

В основном это зависит от профессии и должности, на которой работает человек. Можно назвать
3 группы профессий по соотношению soft и hard skills:
1. Профессии, в которой превалирует hard над soft: например, физик-ядерщик, который может быть замечательным специалистом и отлично выполнять свою работу, и при этом не уметь работать в команде и взаимодействовать с людьми. Профессии, в которых необходимы в равной степени оба вида навыков: например, юристы, бухгалтеры, таможенники. Этим специалистам требуется набор профессиональных навыков, а также коммуникабельность, организованность, терпеливость, доброжелательность, так как они работают с людьми. Профессии, в которых превалируют soft skills: например, сфера продаж, бизнес, политика или творческие профессии. Так, бывают умелые продавцы без образования маркетолога, которые своим обаянием завоевывают клиента. В эффективных продажах задействованы самые разные социальные компетенции: умение говорить красиво и грамотно, выступать публично, умение слушать, умение расположить к себе собеседника, уверенность в себе и др.

Стоит признать, что soft skills – это компетенции будущего. Из двух физиков-ядерщиков более успешным станет тот, кто будет развивать свои социальные компетенции. Вероятно, он сможет сделать более успешную научную карьеру, чем его необщительный коллега.

тренер и его профессиональные компетенции

В чем отличия hard от soft?

Чтобы преуспевать в освоении hard skills необходим интеллект (левое полушарие мозга, IQ, логика), для развития soft skills требуется “эмоциональность” (правое полушарие мозга, EQ, эмпатия).

✔ Требования к hard skills остаются неизменными вне зависимости от компании, в которой вы работаете, людей и корпоративной культуры. Soft skills, наоборот, изменчивы и ситуативны. Например, программирование относится к профессиональным навыкам (hard skills): правила создания хорошего программного кода будут одинаковы для любого программиста в любой компании. Коммуникативные навыки относятся к универсальным компетенциям (soft skills): правила построения эффектной речи будут зависеть от аудитории, к которой обращается говорящий, от речевой ситуации (разговор в метро или выступление на конференции).

Овладеть hard skills можно в различных учебных заведениях (школы, институт, дополнительные курсы). Обычно для них выделяются определенные уровни сложности, по которым можно постепенно подниматься, как по лестнице. Например, владение английским языком делится на уровни Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate и т. Чтобы получить новый уровень, необходимо сдать экзамен. В отличие от hard skills, для освоения soft skills не существует легких пошаговых инструкций: человек или обладает каким-либо качеством от рождения (например, дружелюбность, спокойный характер), или приобретает его с опытом, путем проб и ошибок (например, умение работать в команде, лидерские качества). Soft skills осваиваются медленнее, чем hard skills.

✔ Для hard skills существуют подтверждающие сертификаты и дипломы о том, что сотрудник имеет необходимые профессиональные навыки. Soft skills не имеют сертификации и доказать их наличие гораздо труднее.

тренер и его профессиональные компетенции

Как понять, нужно ли развивать soft skills?

Если вы хотите понять, насколько необходимы soft skills в вашей работе, то ответьте на несколько вопросов:
1. Насколько важно для моего карьерного продвижения то, как я взаимодействую с окружающими?
2. Есть ли люди в компании на подобной должности, которые двигаются по карьерной лестнице быстрее?
3. Влияет ли мой темперамент на продвижение в компании?

Если вы ответили “да” на эти вопросы, то работать над своими универсальными компетенциями просто необходимо. Для ориентира расскажем, какие универсальные компетенции наиболее перспективны (на основе исследования профессиональной сети LinkedIn):

Наш Центр разработал целый спектр тренингов для школьников, позволяющих развить социальные, интеллектуальные и волевые компетенции еще в подростковом возрасте. Это период, когда происходит адаптация человека в обществе. Общение приобретает исключительную значимость, необщительному подростку будет тяжело взаимодействовать с коллективом, он будет чувствовать себя чужим и эмоционально подавленным. Тренинги позволяют выявить проблемы в развитии soft skills и с помощью активизирующих методик превратить их в сильные стороны личности. Будем рады видеть вас на наших программах!

Чтобы узнать, какая сфера деятельности вам подходит больше всего, вы можете пройти тест на профессию онлайн.

Откуда придет профессия

Майнд-фитнес совмещает в себе знания психологии, нейробиологии и педагогики. С популяризацией профессии многие преподаватели и психологи смогут получить дополнительную квалификацию в области майнд-фитнеса, чтобы стать тренерами. То же можно сказать и про HR-специалистов — специальность поможет работать с сотрудниками, что наверняка потребуется крупным компаниям. А учитывая недавние исследования о негативном влиянии COVID-19 на когнитивные навыки человека, можно сказать, что востребованность майнд-коучей будет только расти.

тренер и его профессиональные компетенции

Тренер по фитнесу (Фитнес-инструктор)

Обновлено 29 сентября 2022

тренер и его профессиональные компетенции

Тренер по фитнесу (англ. fitness, от глагола to fit – соответствовать, быть в хорошей форме. ) — инструктор, руководящий тренировками, следящий за правильностью выполнения физических упражнений. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует физкультура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

  • Особенности профессии
  • Рабочее место
  • Оплата труда
  • Важные качества
  • Знания и навыки
  • Обучение на Фитнес-тренераКурсыВузы
  • Курсы
  • Вузы
  • Примеры компаний с вакансиями тренера по фитнесу (фитнес-инструктор)

тренер и его профессиональные компетенции

Важные качества

Потенциальные клиенты оценивают фитнес-тренера по его внешности, по тому, насколько спортивен и здоров он сам. Также для них важно, насколько внимательно и доброжелательно тренер к ним относится, готов ли придти на помощь, когда это потребуется. И конечно, от тренера ждут не только правильных методик. Для успешных занятий человеку необходима позитивная обратная связь, которая придаёт уверенности в своих силах и решимости заниматься.

Что делать, если клиент пришел в зал весь на взводе после трудного дня? В этом  состоянии он способен на подвиги и рвётся к штанге, чтобы одним махом поднять большой вес. Но опытный инструктор этого не допустит: он лучше отправит рассерженного подопечного на беговую дорожку – привести эмоции в порядок и заодно разогреться для дальнейшей тренировки.

Люди хотят видеть перед собой оптимистично настроенного тренера, готового заниматься даже с самым неспортивным обитателем офиса. Опытный тренер умеет найти баланс между доброжелательностью и строгостью, без этого невозможны эффективные тренировки. Он всегда полон энергии и заряжает ею своих подопечных. Хороший тренер ориентирован на общение с людьми, он умеет внимательно слушать, понимать чужие эмоции и, если нужно, направлять их в нужное русло.

Анализ творческой деятельности тренера

Анализ любого вида творческой деятельности, в том числе и педагогической, показывает, что существенное значение для ее результативности имеет обнаружение в ней конструктивного компонента. В содержание данного компонента деятельности тренера входят следующие элементы: прогнозирование (вывод о будущем развитии спортивных результатов, техники и тактики мирового спорта, своей команды и отдельных ее игроков); проектирование (определение целевых установок своей деятельности и ее общего замысла). Также деятельность тренера предусматривает планирование (определение объема и состава тренировочных средств, характера своих действий и действий спортсменов, распределение этих действий и средств во времени); композицию (построение учебно-тренировочного занятия); импровизацию (уточнение задач на основе срочной информации, внесение необходимых изменений в тренировочный процесс).

Бабушкин отмечает, что конструктивный компонент связан с анализом своего труда и установкой на будущее, поэтому имеет двоякое проявление:

  • Во-первых, в планировании, которое осуществляется до тренировки. Сюда входят распределение и отбор учебного материала на неделю, месяц, год и больше; определение последовательности усвоения двигательных действий; планирование задач на каждую тренировку.
  • Во-вторых, в планировании, которое осуществляется на тренировке. Оно может быть связано с изменением плана тренировочного занятия.

Основные конструктивные умения тренера заключаются в:

  • планировании учебного материала при подготовке к занятиям;
  • выборе и синтезировании учебного материала в процессе планирования процесса подготовки спортсменов;
  • предусмотрении затруднений во время обучения и их избежание.

Прохорова отмечает, что коммуникативная деятельность тренера в значительной степени определяется общей спецификой работы ДЮСШ, а именно добровольным посещением занятий, разнообразием состав групп спортсменов, формальным положением тренера (особенно в ДЮСШ с бригадным методом руководства), ореолом спортивной славы тренера, постоянной необходимостью для тренера поддерживать высокий уровень своих технических и физических возможностей.

Бабушкин, говоря про коммуникативный компонент деятельности тренера, отмечает в нем, прежде всего, общение, как со спортсменами, так и с руководителями спортивных организаций, если тренер устанавливает правильные отношения.

Коммуникативная деятельность, как и организационная, является практической деятельностью тренера, поэтому зависит от гностической.

В состав основных коммуникативных умений входят: умение устанавливать контакт между людьми; умение предвидеть назревающий конфликт и избегать его; умение использовать правильную устную речь во время обращения; умение понимать психологическое состояние спортсменов; умение управлять своим поведением в процессе общения с людьми.

Кто такой тренер по майнд-фитнесу

Тренер по майнд-фитнесу — специалист, который помогает людям развивать нейропластичность мозга (возможность нейронов и нейронных сетей изменяться под влиянием нового опыта) и когнитивные навыки с помощью специальных техник. В зависимости от запроса клиента это может быть обучение скорочтению, концентрации внимания, улучшение памяти или что-то другое.

В основе майнд-фитнеса лежит идея о том, что наш мозг нужно регулярно тренировать. Чтобы оставаться в тонусе и раскрыть потенциал мозга, нужны тренеры по майнд-фитнесу. Они похожи на персональных фитнес-тренеров — сопровождают и мотивируют клиента, только работают не с телом, а с мозгом.

Например, один из самых известных майнд-коучей Джим Квик работает с голливудскими актерами, лучшими спортсменами и компаниями вроде SpaceX. Он даже разработал собственную методику для быстрого обучения FAST.

Представьте свой разум в виде мобильного приложения. Каждый раз, когда вы изучаете предмет, вы делаете обновление, которое откроет лучшую версию. Это облегчит избавление от старых убеждений и закрепление новых.

Стандарты тренера (The Competent Trainer Standard)

Важным ресурсом для успешного проведения тренинга является сама личность тренера и его профессиональные навыки. Согласно профессиональным стандартам, определенным международными институциями International Board of Standards for Training, Performance and Instruction (IBSTI), 1988, Barrington, IL, тренер должен обладать 15 обязательными компетенциями. Сюда входят:

  • Знать клиентов и их ожидания.
  • Способность определить потребность группы в процессе обучения, адаптировать курс с учетом специфики работы компании.
  • Убедиться, что все нужное для обучения наготове и находится в рабочем состоянии.
  • Способность находить общий язык с аудиторией, вызывать доверие группы.
  • Способность управлять учебным процессом: управление дискуссиями, возможность отслеживать динамику группы и т. п.
  • Показывать навыки эффективной коммуникации.
  • Показывать навыки эффективной самопрезентации.
  • Способность “уловить суть”, уметь четко формулировать свои мысли.
  • Адекватно реагировать на требования учащихся в разъяснении и умение предоставить адекватную обратную связь.
  • Умение мотивировать, обеспечивать положительное подкрепление вызвать энтузиазм участников обучения, вдохновлять их на применение знаний.
  • Умение использовать и сочетать различные методы (дискуссии, мини-лекции, письменные вправо, кейсы) и инструменты обучения (видеосюжете, ролевые и деловые игры).
  • Умение пользоваться оргтехникой: ПК, мультимедийный проектор, видеомагнитофоном, видеокамерой.
  • Способность к анализу; возможность оценить насколько участники учений успешно учатся и справляются с заданием.
  • Способность к самооценке; умение оценить установку с заданием и последовательность изложения материала, оценить, удается ли достичь целей обучения.
  • Способность корректно представить информацию, полученную в период подготовки и проведения тренинга в письменной или устной форме с анализом и оценкой результатов обучения.

Как стать тренером по майнд-фитнесу

Программы для майнд-коучей есть в России и за рубежом — в основном, это курсы с сертификатами тренера по майнд-фитнесу, которые выдают участникам по окончании программы.

На таких курсах обучают техникам развития способностей и работе с людьми, рассказывают об устройстве мозга и нейробиологии. Обычно обучение доступно всем желающим. Например, за рубежом это онлайн-школы Brainfirst Training Institute, NeuroLeadership Institute, Spencer Institute или Brain-trainer, а в России — Mind Fitness School, а также общеразвивающая программа в Институте непрерывного образования МГПУ.

«Профессия новая, и готовых решений пока мало, поэтому мы создаем авторские подходы, опираясь на опыт экспертов и коллег. Четкая система работы очень важна — к нам приходят люди разного уровня подготовки и разных специальностей: карьерные консультанты, коучи, психологи, пиар специалисты, фитнес тренеры, училась даже стюардесса. Входных требований, кроме умения общаться с людьми, у нас нет. Поэтому состояться в профессии может любой здравомыслящий человек».

Если говорить о классическом образовании, то можно выбрать вузовскую программу. Например, в Высшей школе экономики есть магистерская программа на английском языке «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию», в МГГУ им. Шолохова преподается магистерская программа «Нейробиология», а в СПБГУ — «Нейробиология поведения». МГУ им. Ломоносова предлагает 15 недельную программу дополнительного образования по направлению «Нейрофизиология поведения».

Коучинг

Коуча называют человеком, «об которого удобно подумать». Коучи помогают находить решения проблем, но при этом не дают никаких советов и рекомендаций. Зачем же они тогда нужны? Коучинг — метод обучения основанный на партнерстве. Это значит, что коуч не будет вести себя с клиентами «свысока» как вел бы учитель, или начальник. На протяжении всего взаимодействия коуч и клиент остаются на равных. Такой подход располагает к тому, чтобы клиент чувствовал себя комфортно и смог легче раскрыться.

Главные цели коучинга

  • Побудить клиента к новым творческим и мыслительным процессам;
  • Раскрыть личные, профессиональные и творческие потенциалы.

тренер и его профессиональные компетенции

Коуч не говорит что нужно, а что не нужно делать. Его главная сила это — правильные, вовремя заданные вопросы, которые будут побуждать клиента находить новые, работающие решения. Коуч внимательно слушает клиента, подмечает важные моменты и подсвечивает их точными, как молния, вопросами. Благодаря этим вопросам в голове клиента формируются новые мыслительные цепочки. С каждым новым вопросом его мышление становится шире и яснее.

Бизнес-коучинг помогает руководителю и сотрудникам определить и предпринять шаги, которые сделают бизнес лучше. Привести его из текущего состояния в то, каким его хочет сделать руководство.

Когда профессия появится в России

В Европе и США специальность уже пользуется популярность, но эксперты отмечают, что тренеры по майнд-фитнесу набирают популярность и в России.

«Популярность профессии растет. Тренера по майнд-фитнесу пока редко ищут целенаправленно, но когда люди видят таких специалистов в своем окружении, то активно откликаются. Нас серьезно поддерживает HR-сообщество, ведь внимание, скорость обработки информации, рабочая и долговременная память, гибкость и творчество — важнейшие элементы soft skills, и без тренировки мозга они могут остаться лишь красивыми словами».

О бизнес-тренерах

Бизнес-тренерство похоже на коучинг и наставничество, но больше фокусируется на обучении бизнес-техникам. В первую очередь, речь идет о техниках продаж. Бизнес-тренер проводит тренинги как и для руководства, так и для других сотрудников компании.

тренер и его профессиональные компетенции

Чаще, чем коучи и наставники, бизнес-тренеры становятся штатными сотрудниками компании, потому что их поддержка требуется регулярно. Здесь сходство со спортивным тренерством: в спорте тренер помогает развивать тело и поддерживать его в здоровой форме, а в бизнесе тренер помогает развивать и поддерживать бизнес на плаву. Коучинг и бизнес-тренерство появились как раз благодаря спорту.

Однажды, Тимоти Голви, профессор Гарвардского университета и тренер по теннису, во время работы на корте, осознал, что развития только физических навыков — недостаточно для успешной игры. Он выяснил, что страх и сомнения мешают принять действенные решения и с ними надо уметь справляться. Ведь указания в духе: «иди и сделай» — не дают нужного результата.

тренер и его профессиональные компетенции

Знания и навыки

Тренеру по фитнесу необходимы познания в области физиологии, анатомии, биомеханики. Для подготовки программы занятий нужно учесть не только пожелания клиента, но и состояние его здоровья. Также тренер должен быть в курсе новых фитнес-направлений, технологий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *