“Формирование ключевых компетенций у студентов педагогического колледжа”
Система профессионального образования призвана учитывать требования мира труда, которые в последние десятилетия связаны не только и не столько с происходящими изменениями в технологиях, сколько с изменениями востребованных и необходимых человеку для работы и жизни качеств. Учебное заведение, ориентирующееся только на знания, с точки зрения новых запросов мира труда, устарело. В данном контексте задача формирования у студентов необходимых компетенций, имеющих значение не только для избранной ими профессии, но и обеспечивающих им гибкость и способность к адаптации в социальной и профессиональной сфере, становится наиболее актуальной для колледжа.
Критерии оценки уровня сформированности профессиональных компетенций выпускника
Ведущим системообразующим умением, которым должен овладеть выпускник педколледжа является умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс. В критерии оценки, определяющие уровень и качество подготовки студента по специальности, его профессиональные компетенции входит:
· уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебными программами дисциплин;
· уровень практических умений, продемонстрированных выпускником при выполнении практических заданий;
- уровень знаний и умений, позволяющий решать ситуационные (профессиональные) задачи;
- обоснованность, четкость и полнота ответов;
- уровень информационной и коммуникативной культуры.
Уровни профессиональных компетенций характеризуются следующими качественными особенностями:
Высокий уровень профессиональных компетенций
– студент на основе поставленной практической задачи проектирует отрезок социально-педагогического взаимодействия с молодежью с выделением всех его компонентов;
– в качестве основы проектирования использует теоретическую модель социально-педагогического взаимодействия;
– дает глубокое теоретическое обоснование проекта, используя знания психолого-педагогических и специальных дисциплин;
– решение практической задачи характеризуется правильностью, полнотой, осознанностью, творческим подходом;
– в ходе разработки проектного задания студент демонстрирует высокий уровень информационной и организационной культуры;
– представление проекта отличается обоснованностью, четкостью, последовательностью, логичностью, самостоятельностью суждений, владением профессиональной терминологией.
Уровень профессиональных компетенций выше среднего
– дает основное теоретическое обоснование проекта, используя знания психолого-педагогических и специальных дисциплин;
– решение практической задачи характеризуется правильностью, полнотой, осознанностью, частично-поисковым уровнем;
– в ходе разработки проектного задания студент демонстрирует достаточно высокий уровень информационной и организационной культуры;
– представление проекта отличается достаточной обоснованностью, логичностью суждений, владением профессиональной терминологией.
Средний уровень профессиональных компетенций
– студент на основе поставленной практической задачи проектирует отрезок социально-педагогического взаимодействия с молодежью с выделением отдельных его компонентов;
– в качестве основы проектирования частично использует теоретическую модель социально-педагогического взаимодействия;
– дает частичное теоретическое обоснование проекта, используя знания психолого-педагогических и специальных дисциплин;
– решение практической задачи характеризуется в основном правильностью, полнотой, репродуктивным уровнем;
– в ходе разработки проектного задания студент обращается к основным источникам информации;
– представление проекта в основном отличается обоснованностью, владением основной профессиональной терминологией.
Низкий уровень профессиональных компетенций
– студент на основе поставленной практической задачи не умеет проектировать социально-педагогическое взаимодействие с молодежью с выделением всех его компонентов, проектирует только отдельные компоненты;
– в качестве основы проектирования не умеет использовать теоретическую модель социально-педагогического взаимодействия и дать теоретическое обоснование проекта;
-решение практической задачи частичное, характеризуется репродуктивным подходом;
– в ходе разработки проектного задания студент не умеет использовать необходимые источники информации;
– представление проекта не отличается обоснованностью, последовательностью, логичностью, владением профессиональной терминологией.
Критерии оценки ответа студента по междисциплинарному экзамену
Требования к устному ответу:
Владение научным понятийным аппаратом, научная лексика.
Полнота ответа, его обоснованность, доказательность и системность.
Умение устанавливать причинно-следственные связи; определять психолого-педагогические подходы в организации процесса развития и воспитания.
Умение устанавливать межпредметные связи курсов предметной подготовки.
Умение анализировать свой практический опыт или опыт работы других специалистов в области молодежной политики на основе имеющихся теоретических подходов.
Отметка «5» ставится, если:
– в решении профессиональной задачи целостно представлены и обоснованы все компоненты педагогического процесса;
– усвоение учебного материала выпускником характеризуется правильностью, глубиной, прочностью, осознанностью, гибкостью, системностью;
– выпускник владеет понятийным аппаратом и научной лексикой;
– выпускник умеет устанавливать взаимосвязи в понятийной системе, знает факты, закономерности, устанавливает логическую взаимосвязь между ними;
– самостоятельно вычленяет проблемы, анализирует их с точки зрения психолого-педагогических основ развития личности, проектирует способырешения проблем молодежной политики.
– умеет обосновать, четко, логично, полно изложить ответ, самостоятельно рассуждать.
– представление выполненного задания отличается обоснованностью, четкостью, логичностью, самостоятельностью суждений, владением профессиональной лексикой.
Отметка «4» ставится, если:
– усвоение учебного материала выпускником характеризуется правильностью, полнотой, прочностью, осознанностью.
– выпускник владеет понятийным аппаратом, умением устанавливать взаимосвязи в понятийной системе, знает факты, закономерности, проблемы развития личности и коллектива, умеет выбрать путиих решения, оценить с точки зрения эффективности, в зависимости от своего и чужого опыта работы с молодежью.
– выпускник излагает материал правильно, осознанно, имеет свое отношение к изученному вопросу;
– представление выполненного задания отличается обоснованностью, четкостью, самостоятельностью суждений, владением профессиональной лексикой;
– допускаются незначительные нарушения логики и полноты ответа.
Отметка «3» ставится, если:
– усвоение учебного материала выпускником характеризуется правильностью, прочностью;
– знание не выходит за рамки минимума содержания материала: владение понятийным аппаратом, знание фактов, узнавание правил, закономерностей;
– выпускник имеет представления о психолого-педагогических проблемах, о возможных путях их решения и может прокомментировать их;
– в процессе представления выполненного задания проявляется владение профессиональной лексикой, умение прокомментировать содержание, но допускаются отдельные нарушения логики изложения.
Отметка «2» ставится, если:
– усвоение учебного материала выпускником характеризуется неправильностью, неточностью, неосознанностью;
– выпускник воспроизводит отрывочные знания по поставленному вопросу;
– выпускник не владеет понятийным аппаратом, научной лексикой.
– изложение характеризуется нарушением логики, неполнотой, нераскрытостью обсуждаемого вопроса, отсутствием аргументации, ее ошибочностью.
Список литературы, рекомендуемой для подготовки к междисциплинарному экзамену
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»: отв. за выпуск Ю. Квятковский. – Иркутск, ОГУ ЦСИУМ, 2001. – 54с.
Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. – № 7.
Данилин П. Новая молодежная политика 2003-2005. – М. : Европа, 2006.
Список нормативно-правовых документов, пособий, разрешенных к использованию на междисциплинарном экзамене
infopedia. su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.
«Формирование профессиональных компетенций на занятиях производственной практики»
В конце концов от всех приобретенных знаний
в памяти у нас остается только то,
что мы применили на практике
Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, становится практическая реализация компетентностного подхода. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентностей студентов, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.
Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности. В связи с этим требуется обновление содержания, форм, методов и средств обучения с позиции компетентностного подхода.
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.
В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике.
Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.
В процессе работы со студентами, своей непосредственной задачей ставлю формирование всех предусмотренных Федеральным государственным стандартом профессиональных компетенций, а также общих компетенций.
Формирование общих и профессиональных компетенций необходимо осуществлять на протяжении всего процесса обучения:
в период введения в профессию;
в период овладения профессией;
в период производственной практики на предприятиях.
Производственная практика призвана обеспечить тесную связь между теоретической и практической подготовкой студентов, дать им первоначальный опыт практической деятельности, создать условия для формирования профессиональных компетенций.
Производственная практика выполняет в системе среднего профессионального образования несколько ролевых функций:
- Способ формирования профессиональной подготовки,
- Фактор повышения эффективности освоения студентами образовательных программ профессиональной подготовки, достижение ими оптимального уровня компетентности и конкурентоспособности на рынке труда,
- Инструмент управления процессом личностно-профессионального самоопределения, становления и развития студентов,
- Средство социально-профессиональной адаптации будущих специалистов.
Одной их форм организации компетентностного подхода в условиях СПО является производственная практика.
Целью производственной практики является приобретение, углубление первоначального практического опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.
Практическое обучение студентов нашего колледжа по новому Федеральному государственному стандарту состоит из учебной и производственной практик.
Первоначальным звеном в непрерывной системе практической подготовки студентов колледжа является учебная практика, которая направлена на:
- Приобретение первоначального практического опыта,
- Формирование у студентов практических профессиональных умений,
- Освоение общих и профессиональных компетенций по специальности.
Производственная практика направлена на:
Углубление студентом первоначального профессионального опыта,
- Проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности,
- Подготовку к выполнению выпускной квалификационной работе
В колледже уделяется большое внимание организации и проведению занятий производственной практики. В колледже разработано «Положение о производственной практике студентов», разработаны рабочие программы производственных практик по профессии « Машинист крана металлургического производства» Все программы согласованы с работодателями, которые привлекаются к разработке учебно-программной документации. Работодатели принимают участие в аттестации практической подготовки после прохождения студентами всех видов производственных практик, являются членами государственной аттестационной комиссии на выпуске.
Студенты проходят практику по направлению колледжа на основе договоров с организациями. Издается приказ о выходе на практику, проходится медкомиссия, прослушивается инструктаж по охране труда и распределяются студенты на рабочие места с закреплением наставников. В процессе прохождения производственной практики студенты находятся на рабочих местах в качестве стажера, тем самым закрепляя те или иные профессиональные компетенции на предприятиях.
Каждый студент в течение производственной практики ведёт дневник производственного обучения, где ежедневно прописывает все виды деятельности. Руководитель практики характеризует профессиональную деятельность студента и качество выполнения работ. По окончании практики студенты выполняют отчет по производственной практике.
Совместная работа коллектива колледжа и предприятий обеспечивает наиболее полную защиту социальных прав студентов и быструю адаптацию выпускников к новым социально-экономическим условиям жизни, способствует расширению образовательного пространства учебного заведения, решает вопросы кадрового обеспечения.
По моему мнению, сформировать профессиональные компетенции у студентов в полном объеме без организации производственной практики просто невозможно.
Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях.
Профессиональные компетенции, формируемые на производственной практике, можно представить в виде достаточно простой формулы:
При этом основным является опыт студентов – опыт, полученный на учебной практике в учебных мастерских, и новый опыт, приобретённый на предприятиях, в ходе производственной практики.
Профессиональные компетенции по профессии тесно связаны с видами профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, и формируются в рамках каждого профессионального модуля.
Рассмотрим пример формирования профессиональных компетенций по профессии «Машинист крана металлургического производства» на примере модуля ПМ. Управление грузоподъемными кранами на металлургическом производстве
КодНаименование результата обученияОсновные показатели оценки результатаФормы и методы контроля и оценки ПК 1. Осуществлять операции по обслуживанию производственного процесса в доменных, сталеплавильных, ферросплавных, прокатных и трубных цехах, специализированных цехах по производству изложниц. – умение управлять краном на различных участках в цехах ОАО ММК- умение определять приблизительный вес поднимаемого груза- умение заполнять журнал приема сдачи смен- осматривать кран перед началом смена и определять исправность составных частей крана – уметь управлять электромагнитным и грейферным краном – уметь перемещать длинномерный, негабаритный и предельный груз- уметь перемещать груз двумя кранами-уметь кантовать груз -экспертная оценка выполнения практического заданияПК 1. Осуществлять погрузочно-разгрузочные работы в соответствии со схемами строповкиумение поднимать и перемещать груз, погашая раскачивание груза- умение складировать груз- уметь производит погрузку выгрузку автомобильного и железнодорожного транспорта-экспертная оценка выполнения практического заданияПК 1. Выполнять требования нормативных актов по охране труда и промышленной безопасности- определять исправность составных частей крана – определять зону безопасности при транспортировке груза и кантовании груза- уметь оказывать первую помощь при поражении электрическим током, обмороках, отравлениях, ранениях, ушибах, ожогах. – уметь останавливать кровотечение-экспертная оценка выполнения практического задания
Ремонтно-профилактическое обслуживание механизмов кранов металлургического производства
КодНаименование результата обученияОсновные показатели оценки результатаФормы и методы контроля и оценки ПК 2. Контролировать состояние тормозных и предохранительных устройств, правильность крепления тросов грузозахватных приспособлений- выполнение контроля состояния тормозных и предохранительных устройств, правильности крепления тросов грузозахватных приспособлений в соответствии с правилами Ростехнадзора, паспортными данными и другой нормативно-технической документацией -экспертная оценка выполнения практического заданияПК 2. Выполнять профилактические осмотры механического и электрического оборудования крана – выполнение профилактических осмотров механического и электрического оборудования крана в соответствии с нормативно-технической документацией -экспертная оценка выполнения практического заданияПК 2. Осуществлять браковку канатов в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации крана- выполнение браковки канатов в соответствии с правилами Ростехнадзора, паспортными данными и другой нормативно-технической документацией -экспертная оценка выполнения практического задания
Формой итоговой аттестации по каждому профессиональному модулю является экзамен (квалификационный). Итогом этого экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».
Практическое обучение и, в частности, производственная практика служит одним из основных средств формирования профессиональных компетенций у студентов СПО. Без неё невозможно знакомство с реальным производством, закрепление теоретических знаний, приобретение навыков рабочей профессии.
Расширение роли производственной практики как этапа индивидуальной целевой подготовки студента СПО в интересах реального производства можно рассматривать как источник профессиональных компетенций и, одновременно, как стимул для их формирования.
Список использованной литературы
Уровни сформированности и критерии оценки компетенций
Для оценки сформированности компетенций предлагаются три уровня их выраженности:
– Пороговый, как обязательный для всех студентов по завершении изучения курса. Он предполагает умение применять полученные знания на практике, выполнение практических заданий, он связан с пониманием сущности практики и соответствует оценке «удовлетворительно».
– Продвинутый (относительно порогового), обоснованное изложение изученного материала по всем вопросам программы в соответствии с Государственным стандартом, умение анализировать изученный материал, умение систематизировать изученный материал, умение выполнять практические задания, что предполагает комплексный характер анализа проблемы, умения видеть междисциплинарные связи, умение распознать и выделить элементы в системе знаний, применить их к анализу практики, что соответствует оценке «хорошо».
– Высокий (относительно продвинутого) уровень, предполагает умение анализировать и систематизировать изученный материал, умение выполнять практические задания, переход от комплексного мышления к системному, владение методами анализа и синтеза практических проблем, способами прогнозирования и оценки событий и явлений, критическим осмыслением полученных умений и навыков, умением решения практических задач вне стандартных ситуаций, что соответствует оценке «отлично».
Полное отсутствие практических умений и навыков, неумение решать практические задания, предполагает уровень ниже порогового (подпороговый). Умения и навыки, как элементы компетенций, ниже порогового уровня оцениваются оценкой «неудовлетворительно» и свидетельствуют о несформированности компетенций в результате практики.
Оценка уровня овладения компетенциями по результатам прохождения учебной практики может быть, представлена в виде следующей таблицы (Табл. 4), заполняемой руководителями практики от университета и предприятия:
Компетенции бакалавра
Уровень владения
Подпороговый
Пороговый
Продвинутый
Высокий
Общекультурные
ОК-5 – владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке целей и выбору путей ее достижения;
ОК – 13 – осознает социально-экономическую значимость будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
ОК – 14 – способен диагностировать и анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации;
Профессиональные в области управленческой деятельности
ПК – 28 – знает основы разработки и внедрения корпоративных стандартов в области управления персоналом;
ПК – 32 – владеет навыками оформления результатов контроля за трудовой и исполнительской дисциплиной (составляет документы о поощрениях и взысканиях);
ПК – 33 – знает основы разработки и внедрения процедур регулирования трудовых отношений и сопровождающую документацию;
ПК – 34 – владеет навыками ознакомления сотрудников организации с кадровой документацией и действующими локальными нормативными актами;
ПК – 35 – умеет вести кадровое делопроизводство и организовывать архивное хранение кадровых документов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, знает основы кадровой статистики, владеет навыками составления кадровой отчетности.
В таблицу вносятся компетенции, формируемые в результате прохождения производственной практики. Уровень овладения определяется по 5-балльной шкале (где 5 баллов – высокий, 4 – продвинутый, 3 – пороговый, 2 – подпороговый) для каждой компетенции.
Для того, чтобы оценить уровень сформированности компетенций, необходимо оценить конкретные умения и навыки, как составные элементы компетенций, сформированные в результате прохождения практики.
В результате прохождения учебной практики у студентов должны быть оценены следующие умения и навыки, как составные части компетенций.
– применять понятийно-категориальный аппарат, основные закономерности прикладной социологии в профессиональной деятельности;
– вести кадровое делопроизводство и организовать архивное хранение кадровых документов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
– составления программы конкретного социологического исследования и его проведения;
– составления и оформления кадровой документации.
Оценить умения и навыки, как составные элементы компетенций, можно с помощью следующей оценочной шкалы:
Высокий: умения и навыки, присущие практиканту, соответствуют высокому уровню развития, что соответствует оценке «отлично»;
Продвинутый: умения и навыки присущие практиканту в значительной степени, что соответствует оценке «хорошо»:
Пороговый: умения и навыки, присущие практиканту, представлены на базовом уровне, что соответствует оценке «удовлетворительно»;
Подпороговый: умения и навыки не сформированы, что соответствует оценке «неудовлетворительно».
Оценка уровня овладения компетенциями по результатам прохождения производственной практики может быть представлена в виде таблицы (Табл. 5), заполняемой руководителями практики от университета и от организации (предприятия).
Компетенции бакалавра
Уровень владения
подпороговый
пороговый
продвинутый
высокий
Общекультурные
ОК-8 – готов к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладает навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других;
ОК-9 – способен находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их
реализации и готов нести ответственность за их результаты;
ОК-10 – знает и
умеет использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности;
ОК-11 – стремится к личностному и профессиональному саморазвитию, умеет расставлять приоритеты, ставить личные цели, способен учиться на собственном опыте и опыте других;
ОК-13 – осознает социально-экономическую значимость будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
ОК-14 – способен диагностировать и анализировать социально-экономичексие проблемы и процессы в организации.
– находить организационно-управленческие решения, касающиеся своей профессиональной деятельности;
– анализировать и использовать нормативные правовые документы, в своей профессиональной деятельности.
– организации и координации взаимодействия между людьми и оценки их деятельности;
– диагностирования и анализа социально-экономических проблем в организации.
Оценить умения и навыки, как составные элементы компетенций, можно с помощью 4-х балльной оценочной шкалы:
Высокий: умения и навыки присущи практиканту в высокой степени, что соответствуют оценке «отлично»;
Продвинутый: умения и навыки присущи практиканту в значительной степени, что соответствует продвинутому уровню развития и оценке «хорошо»:
Пороговый: умения и навыки в основном сформированы, что соответствует пороговому уровню развития компетенций и оценке «удовлетворительно»;
Подпороговый: умения и навыки не сформированы, что соответствует подпороговому уровню и оценке «неудовлетвориетльно».
– умения и навыки, присущи практиканту в высокой степени, что соответствует лидерскому уровню развития компетенций и оценке «отлично»;
– умения и навыки, присущи практиканту, что соответствует продвинутому уровню развития компетенций и оценке «хорошо»;
– умения и навыки выражены слабо, что соответствует пороговому уровню развития компетенций и оценке «удовлетворительно»;
– умения и навыки не сформированы, что соответствует подпороговому уровню и оценке «неудовлетворительно».