Уровни сформированности профессиональной компетенции это

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» перед системой образования поставлены стратегические задачи воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Во исполнение Указа в рамках Национального проекта «Образование» основной задачей федерального проекта «Молодые профессионалы» определена задача модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Модернизационные процессы, идущие в системе СПО, требуют грамотных управленческих и методических решений в области обеспечения внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере и образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

Для достижения поставленных целей средствами образовательных технологий при

формировании и оценки ОК необходимо решить следующие задачи:

  • определить признаки, потенциал и условия использования конкретных образовательных технологий, направленных на формирование и оценки ОК выпускников как в целом, так и для отдельной категории/группы ОК;
  • дать характеристики образовательным технологиям, направленных на формирование и оценки определенной категории/группы ОК;
  • описать модель организационно-методического сопровождения формирования и оценки определенной категории/группы ОК с помощью портфолио;
  • показать роль и место образовательных технологий в условиях  цифровизации (как части цифровой экономики) образовательного процесса профессионально образования и формирования и оценки определенной категории/группы ОК.

В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы определения роли и места образовательных технологий при реализации образовательных программ среднего профессионального образования в части формирования и оценки ОК (приложения 1,2), как образовательного результата при реализации актуализированных ФГОС СПО в практико-ориентированной модели профессионального образования.

Материалы, представленные в настоящем учебно-методическом пособии, развивают, дополняют и вносят новые элементы в теорию и практику  формирования и оценки ОК средствами образовательных технологий. Определён потенциал конкретной образовательной технологии  необходимый как для формирования и оценки ОК  в целом, так и отдельной категории/группы компетенций.

Практическая значимость и отличительная особенность представленных методических материалов по применению образовательных технологий в процессе реализации актуализированных ФГОС СПО является их универсальность и возможность использования в повседневной практике любой ПОО с целью формирования и оценки ОК.

Нормативные акты, определяющих описание стратегии формирования и оценки ОК (в комплексе или по отдельным категориям/группам) можно выделить следующие:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в актуальной редакции) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. (Статьи 11, 28).

Паспорт национального проекта «Образование» (федеральный проект «Молодые профессионалы», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 3 сентября 2018 г. №10.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (в актуальной редакции), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464. Требования к образовательной программе СПО (п. 12). Образовательные организации ежегодно обновляют образовательные программы среднего профессионального образования с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (п. 18).

Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденное приказом Минобрнауки России от 18. 2013 № 291 (ред. от 18. 2016). Практика имеет целью комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии) среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности (профессии). 5-8, 14, 15, 20, 23).

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (актуализированные ФГОС СПО). Требования к результату освоения образовательной программы. Требования к общим компетенциям выпускников программ СПО и использования образовательных технологий.

Примерные образовательные программы по профессиям и специальностям среднего профессионального образования (актуализированные ФГОС СПО). Планируемые результаты освоения образовательной программы. Требованиями  в части формирования общих компетенций (знания и умения).

Профессиональные стандарты по профессиям и специальностям.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденные приказом Минтруда России от 08 сентядря2015 № 608н. Трудовые функции и действия по должностям: преподаватель (СПО), мастер производственного обучения, методист, старший методист.

Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, утвержденные приказом Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы Ворлдскиллс Россия» от 31 января 2019г. № 31. 2019-1. Проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия с целью оценки уровня овладения обучающимися профессиональными и общими компетенциями в рамках освоения образовательной программы.

Образовательные технологии, рекомендуемые для формирования общих компетенций в рамках реализации ОПОП СПО

Цель использования технологии Портфолио – фиксация результатов профессионального и личностного становления будущего квалифицированного рабочего/специалиста в период получения образования в ПОО.

  • сопровождение процесса целеполагания и планирования деятельности обучающегося по освоению  ОПОП и формированию профессионально и личностно значимых качеств, необходимых будущему квалифицированному рабочему/специалисту;
  • систематизация материалов (теоретического и практического характера), которые могут рассматриваться как основа для решения разнообразных задач в сфере профессиональной деятельности;
  • включение обучающегося в систематическую рефлексивную деятельность в процессе профессионального и личностного становления;
  • представление материалов для анализа и самоанализа результатов образовательной деятельности обучающегося;
  • обеспечение непрерывности процесса формирования у будущего квалифицированного рабочего/специалиста профессионально и личностно значимых качеств и особенности его образовательной деятельности.

Использование технологии Портфолио и ее конечного продукта – портфолио выпускника, позволяют обеспечить текущую, промежуточную и итоговую (в рамках ГИА) оценку результатов процесса формирования у обучающихся ОК.

Создаваемое портфолио должно носить надпредметный характер, т. не ориентировано на содержание конкретной учебной дисциплины, профессионального модуля или практику. В портфолио представляются материалы, создаваемые обучающимся в рамках учебной, внеучебной и практической деятельности.

Общая структура разделов портфолио будущего квалифицированного рабочего/специалиста должна уточнятся в соответствии с требованиями конкретных актуализированных ФГОС СПО и ПООП. Также разделы портфолио должны согласоваться с конкретным профессиональным стандартом осваиваемой профессии/специальности и индивидуальными представлениями будущего квалифицированного рабочего/специалиста о перспективах своего профессионально и личностно роста. Например, портфолио может быть ориентировано на профессиональное развитие обучающегося и включать материалы, связанные с формированием готовности реализовывать требования профессионального стандарта, или раскрывать аспект образовательной деятельности выпускника и формироваться на основе его учебной/ внеучебной деятельности, также актуален вариант портфолио, ориентированного на представление самореализации автора в тех сферах, которые для него значимы (проектная деятельность, социальные проекты, волонтерство, участие в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства и т.

Процесс работы обучающегося над портфолио не должен носить стихийный неуправляемый характер. С целю эффективного управления процессом создания и ведения портфолио необходимо в рамках ОПОП предусмотреть поддерживающие процедуры (наличие в учебном плане учебной дисциплины по ведению портфолио, внеучебных мероприятий или отражение целого направления в плане воспитательной работы по ведению портфолио) на протяжении всего периода обучения.

Технология Кейс-стадии как одна из ведущих образовательных технологий для формирования и оценки общих компетенций в рамках реализации ОПОП СПО

Использование кейс-метода позволяет ввести обучающегося в состояние интеллектуального напряжения, вызывающего потребность в знаниях. Познавательный интерес к изучаемому материалу, развивает эмоционально-волевые качества, т. обучающийся оказывается в состоянии затруднения в выборе способов решения конкретной ситуации, что в конечном итоге ведет к отработке учебного материала и формированию конкретных ОК.

  • Иллюстративные ситуации (блиц-ситуации).Они ориентированы на формирование профессионального языка и умения идентифицировать проблему в кейсе. Ситуации могут включаться в лекцию с целью обсуждения изучаемого материала.
  • Нормативные ситуации (чаще всего с элементами задачи).Они имеют определенные расчетные или нормативные параметры, позволяющие провести анализ ситуации и найти однозначный ответ. Эти ситуации главным образом предназначены для контроля  знаний по пройденному теоретическому материалу. В содержании таких кейсов может быть наличие избыточной информации, отсутствие четкой формулировки проблемы и поставленной задачи, неочевидность алгоритма, необходимого для решения имеющейся проблемы в ситуации и т.д.
  • Они характеризуются наличием проблем, лежащих в четко очерченной функциональной области, что требует от обучающихся знание теоретических основ изучаемого вопроса. В функциональных ситуациях обычно заранее известно правильное решение, но оно не исключает наличие альтернативных. Особое внимание здесь уделяется аргументации и степени доказательности выбранного решения.
  • . Они не имеют однозначного решения из-за невозможности определить влияние нестабильных факторов, которые всегда имеются в реальных системах. Решение таких ситуаций часто заходит в тупик. Привлекательность таких ситуаций состоит в том, что они ориентированы на формирование инноваций через концептуальное знание и тем самым работают на формирование ОК. Стратегические ситуации наиболее пригодны для развития на их базе игровых процедур.

Одним из достоинств кейс-метода является получение комплексной оценки уровня сформированности ОК. Роль экспертов для оценки решения кейса принимают на себя преподаватели, представители работодателя, а также возможны самооценка и взаимооценка обучающихся. С помощью данного оценочного средства можно получить как качественную, так и количественную оценку формируемых ОК.

Приложение 6. Обобщенная структура портфолио

Признаки образовательных технологийОбразовательные технологииЦель использованияСистемное и критическое мышление (ОК 01, ОК 02)Предусматривают работу обучающегося с информационными ресурсами разного характера (печатными и электронными изданиями, сайтами, базами данных и т. )Технология ПортфолиоТехнология Кейс-стадиТехнология Развития критического мышленияТехнологи целеполаганияТехнологии анализаТехнологи организации проектной деятельностиДиалоговые технологии (дискуссия, диспут, дебаты)Технология проблемного обученияВключение обучающихся в деятельность, обеспечивающих развитие у них умений, связанных с обработкой информации, анализом  и синтезом данных, необходимых для решения поставленных задач и использованием системного подхода для решения проблемных ситуацийВключают техники и технологические приемы, направленные на анализ и синтез информации, установление причинно-следственных связей, классификацию, сравнение и сопоставление по различным признакамОриентированы на решение задач проблемного и поисково-исследовательского характераРазработка и реализация проектов (ОК 01, ОК 11)Предполагают включение обучающегося в деятельность по получению конкретного продукта, обладающего субъективной и объективной новизнойТехнология ПортфолиоТехнология Кейс-стадиТехнология Развития критического мышленияТехнологи целеполаганияТехнологии планированияТехнологи организации проектной деятельностиПроблемное обучениеПоисковые и исследовательские технологииСоздание условий для включения в проектную деятельность и формирование у них готовности решать задачи проектного характераОснованы на алгоритме, включающем этапы целеполагания, планирования, контроля, оценки и анализаСодержат в своей основе поиск и разработку вариантов решения проблемных ситуаций различного характераКомандная работа и лидерство (ОК 04)Предусматривают возможность коллективной, групповой и индивидуальной организаторской деятельностиТехнология Кейс-стадиТехнологи целеполаганияТехнологии планированияТехнологи организации проектной деятельностиТехнология организации групповой работыИгровые технологииПроектирование ситуации продуктивного взаимодействия обучающихся и формирование у них субъективного опыта организаторской деятельностиОриентированы на распределение участников работы для достижения общей цели и получение общего результатаПредполагают участие обучающегося в целеполагании, планировании, контроле, оценке и анализе результата совместной деятельностиКоммуникация (ОК 05, ОК 09, ОК 10)Основаны на диалоговом взаимодействии в устной и письменной формеТехнология Кейс-стадиТехнологи моделирования учебной коммуникационной ситуацииДиалоговые технологии (дебаты)Технология организации групповой работыТехнология коллективной мыследеятельностиТехнология индивидуализации обученияТехнология коммуникативного обученияТехнология Развития критического мышленияИнформационно-коммуникативные технологииИгровые технологииВключение обучающихся в ситуации деловой коммуникации на русском и иностранном языкахПредполагают анализ и создание текстов по заданной тематике;Позволяют преподавателю включать обучающихся в дискуссии на личностно и предпрофессионально значимые темы. Межкультурное взаимодействие. Гражданско-патриотическое поведение (ОК 06)Ориентированы на определение порядка и правил взаимодействия для совместного решения задачТехнология проблемного обучения Диалоговые технологии (дебаты)Технология Кейс-стадиТехнологи моделирования учебной коммуникационной ситуацииИнформационно-коммуникативные технологииТехнология Развития критического мышленияИгровые технологииТехнология Педагогические мастерскиеТехнология организации групповой работыТехнологи организации проектной деятельностиСоздание условий для знакомства обучающихся с образцами толерантного межкультурного взаимодействия и формирование у них опыта поведения в ситуациях поликультурного характераПредусматривают включение обучающихся в ситуацию коммуникации и взаимодействияВключают этап анализа процесса взаимодействия с целью определения продуктивных и непродуктивных способов коммуникацииПозволяют моделировать ситуации решения профессиональных задач в рамках взаимодействия в предполагаемых обстоятельствахСамоорганизация и самообразование (в том числе здоровьесбережение) (ОК 03, ОК 08, ОК 11)Предполагают включение обучающихся в процессы самодиагностики, самоанализа, целеполагания и планированияТехнология ПортфолиоТехнологи организации проектной деятельностиТехнологии анализаТехнологи целеполаганияТехнология планированияТехнологи проектирования индивидуальной образовательной  деятельностиВключение обучающихся в процесс управления своим личностным и профессиональным развитиемНаправлены на проектирование индивидуальных планов, маршрутов, программОбеспечивают постановку студента в ситуацию самостоятельного принятия решения личностно и и профессионально значимых проблемБезопасность жизнедеятельности (ОК 07)Основаны на моделировании ситуаций и предполагают определение вариантов поведения в соответствии с нормативно-правовыми документамиТехнология Кейс-стадиТехнология моделирования проблемных ситуацийТехнологи организации проектной деятельностиСоздание среды, способствующей формированию у обучающихся представлений о здоровом и безопасном образе жизни и опыта организации безопасных условий в быту и на производствеПредусматривают решение практических задач и отработку вариантов действий в стандартных и в нестандартных ситуациях

Цифровые педагогические технологии как необходимое условие формирования и оценки общих компетенций в рамках реализации ОПОП СПО

  • (ИКТ) универсального назначения, такие как офисные программы, графические редакторы, Интернет-браузеры, средства организации телекоммуникации, дополненная реальность и т.д.;
  • педагогические технологии (технологии обучения), в том числе, предполагающие использование ИКТ или основанные на их использовании;
  • (в т.ч. цифровые, а также материальные и социальные, или гуманитарные), обеспечивающие формирование у обучающихся необходимых профессиональных и общих компетенций, знаний и умений.
  • педагогические технологии (например, организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся, технология «кейс-стади» и т.д.), которые могут предполагать использование ИКТ как вспомогательного педагогического средства, что не предполагает существенной модернизации этих педагогических технологий;
  • педагогические технологии, своим возникновением обязанны процессу цифровизации и основанны на использовании цифровых средств (мультимедиа – сочинение как развитие идеи традиционного сочинения; виртуальная экскурсия как модернизация традиционной экскурсии; онлайн-лаборатория и т.д.).

Среди цифророждённых технологий, помимо педагогических, можно выделить и другие образовательно значимые цифророждённые технологии: управленческие (например, обеспечивающие автоматизацию документооборота в образовательной организации/сети), нейробиологические (например, основанные на использовании датчиков, позволяющих определять параметры здоровья и психофизиологического состоя-

ния обучающихся), производственные, обеспечивающие формирование заданных профессиональных и общих компетенций.

Базовый минимум педагогических технологий, необходимый для построения цифрового образовательного процесса профессионального образования и обучения включает в себя:

  • технология дистанционного (онлайн) обучения, в том числе с использованием адаптивных систем обучения;
  • технология «смешанного обучения» (blended learning), в том числе «перевёрнутое обучение» (flipped learning);
  • технология организации проектной деятельности обучающихся, в том числе телекоммуникационные проекты.

Основными средствами цифровой дидактики профессионального образования и обучения, обеспечивающими достижение поставленных целей, являются:

  • персонализованный образовательный процесс (персонализация обучения достигается путём: построения индивидуальных образовательных маршрутов; использования распределённых форм образовательного процесса в образовательной сети; использования адаптивных технологий обучения; создания насыщенной образовательной среды для самостоятельной работы, самообразования и саморазвития обучающихся);
  • цифровые педагогические технологии (способны обеспечить практически бесконечное множество направлений индивидуализации обучения, в том числе: по содержанию, по темпу освоения учебного материала, по уровню сложности, по способу подачи учебного материала, по форме организации учебной деятельности, по составу учебной группы, по количеству повторений, по степени внешней помощи, по степени открытости и прозрачности для других участников образовательного процесса и т.д.);
  • метацифровые образовательные комплексы (обучающие: симуляторы, тренажёры, средства дополненной реальности, датчики, фиксирующие качество отдельного трудового действия и т.д.; партнёрство ПОО и предприятий-работодателей приобретает форму единой про-изводственно-обучающей цифровой среды, например, учебно-производственная практика студентов может быть организована в ситуационном центре, где для них обеспечиваются возможности дистанционного наблюдения за реальными производственными процессами, участия в обсуждении и анализе возникающих производственных ситуаций, в том числе проблемных, выработке решений).

Цифровые педагогические технологии на современном этапе являются главными инструментами, обеспечивающими переход от доцифрового к цифровому образовательному процессу. Это не исключает возможности и необходимости целесообразного использования в цифровом образовательном процессе множества других известных педагогических технологий и методов обучения.

Приложение 3. Распределение общих компетенций по категориям/группам

Наименование категории/группы ОКОбщие компетенцииСистемное и критическое мышление (ОК 01, ОК 02)ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. Разработка и реализация проектов (ОК 01, ОК 11)ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. Командная работа и лидерство (ОК 04)ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Коммуникация (ОК 05, ОК 09, ОК 10)ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельностиОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Межкультурное взаимодействие. Гражданско-патриотическое поведение (ОК 06)ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;Самоорганизация и самообразование (ОК 03, ОК 11)ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. Здоровьесбережение (ОК 08)ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. Безопасность жизнедеятельности (ОК 07)ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ

В настоящем учебно-методическом пособии применяются следующие основные сокращения, определения и понятия:

ВКР – выпускная квалификационная работа,

ГИА –государственная итоговая аттестация,

ОК – общая компетенция,

ОПОП – основная профессиональная образовательная программа,

ПОО – профессиональная образовательная организация,

ПООП – примерная основная образовательная программа,

СПО – среднее профессиональное образование,

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.

Вид трудовой деятельности – это совокупность трудовых функций, которые имеют схожий характер, результаты и условия труда.

Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области;

Обобщенные трудовые функции – это совокупность трудовых функций, что связаны между собой, которые образовались в результате разделения труда в конкретном производственном процессе

Педагогические работники – преподаватели и мастера производственного обучения (для данного пособия);

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ч. вторая ст. 195. 1 ТК РФ, с 1 июля 2016 г.

Трудовое действие – это процесс взаимодействия рабочего персонала с предметом труда, при котором реализуются поставленные задачи.

Трудовые функции – это система трудовых действий, которые осуществляются в рамках обобщенной трудовой функции, представляющая собой автономный и интегрированный набор трудовых действий, что определяются бизнес проектами и предполагают наличие определенных компетенций для их реализации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *