В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ ОТНОШЕНИЯ ВЫБЕРИТЕ ОДИН ОТВЕТ 1 ОБЪЕКТ ОБЪЕКТНЫЕ 2 СУБЪЕКТ СУБЪЕКТНЫЕ 3 ОБЪЕКТ СУБЪЕКТНЫЕ 4 СУБЪЕКТ ОБЪЕКТНЫЕ

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Специализированный лицей №20 г. Талдыкорган (Республика Казахстан, г. Талдыкорган)

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: работа посвящена анализу стилей педагогического взаимодействия субъектов в учебном процессе. Приведены краткие анализы обобщения педагогических и психологических стилей взаимодействия и даны рекомендации по повышению качества образования. Рассмотрены сущность и генезис педагогического общения в школе.

Ключевые слова: педагогическое общение, коммуникация, сотрудничество, учебный процесс, стили взаимодействия.

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей вызвана не столько недостатками научно-методической подготовки учителей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.

Является ли педагогическое общение оптимальным, зависит от учителя, от уровня его педагогических навыков и культуры общения.

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделил следующие стили педагогического общения:

1. Общение, основанное на высоких профессиональных установках учителя, его отношении к педагогической деятельности в целом. Они говорят о них: “Дети (студенты) буквально следуют за ним повсюду!” Более того, в высшем образовании интерес к общению также стимулируется общепрофессиональными интересами, особенно на профильных кафедрах.

2. Общение, основанное на дружбе. Это подразумевает страсть к общему делу. Однако вам следует избегать фамильярности. Это особенно актуально для молодых учителей, которые не хотят попадать в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция является одним из наиболее распространенных видов педагогического общения. Этот стиль формирует отношения между учителем и учеником. Но это не означает, что учащиеся должны воспринимать учителя как ровесника.

4. Общение-запугивание – негативная форма общения, негуманная, раскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней учителя.

5. Общение-флирт, типичный для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Педагогическое сотрудничество – это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии учителя и ученика, успех которого зависит от активности и индивидуальности учителя и активности ученика. Педагогическое взаимодействие адекватно индивидуальным возможностям личности учащегося, способствуя их максимальному проявлению.

1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2004. — 384с., С.195.

2. Подлиняев, О. Л. Стиль педагогического общения и проблемы его классификации / О. Л. Подлиняев, С. Е. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 359-362. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54776/ (дата обращения: 17.02.2023).

3. Юрченко Е. В., Костенко И. К. Стили педагогического общения // Вологдинские чтения. 2009. №76. U RL: https://cyberleninka.ru/article/n/stiH-pedagogicheskogo-obscheniya (дата обращения: 17.02.2023).

4. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования. Учебное пособие. — СПб.: Нестор-История, 2016. — 180 с.

5. Закунова Е. Д., Анисимова А. Е., Караганова К. А., Барсукова А. Е., Жидков А. А. Стили педагогического общения и их характеристика // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12.

Director of Specialized Lyceum № 20 Taldykorgan (Republic of Kazakhstan, Taldykorgan)

TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL INTERACTION AS A CONDITION FOR EFFECTIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY

Abstract: the work is devoted to the analysis of styles of pedagogical interaction of subjects in the educational process. Brief analyses of generalization ofpedagogical and psychological styles of interaction are given and recommendations for improving the quality of education are given. The essence and genesis of pedagogical communication at school are considered.

Keywords: pedagogical communication, communication, cooperation, educational process, interaction styles.

Библиографическое описание

Сажина, Н. М. Роль стилей общения в педагогической деятельности / Н. М. Сажина, Е. И. Козаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 222-223. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98039/ (дата обращения: 13.10.2023).

В данной работе авторы рассмотрели стили общения. Ссылаясь на труды известных ученых (В. А. Кан-Калик, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Я. Л. Коломинский, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан), были приведены факты, доказывающие важность педагогического стиля общения. Описывая каждый стиль общения отдельно, были указаны отличительные черты между ними.

Ключевые слова

: стиль общения, педагогическая деятельность, авторитарный стиль, попустительский стиль, демократический стиль.

В современном мире во всех взаимоотношениях людей огромное значение имеет общение. Проблема общения всегда была актуальной и остается таковой до сих пор. Умение человека выстроить свою речь правильно, грамотно, может даже показать его социальный статус. В педагогике всегда на первом месте стояло отношение учителя и учащихся. В современных реалиях в отношениях учитель-ученик в центре внимания находится взаимодействие между ними, а не как было раньше, что ученик являлся «объектом» воздействия педагога. Следовательно, каждому педагогу необходимо грамотно использовать свою речь.

В. А. Кан-Калик также отмечал, что на эффективность преподавания влияет стиль общения. Именно стиль общения обеспечивает готовность учащихся к восприятию знаний, помогает сиять психологический барьер возраста и опыта, приближает обучающегося к преподавателю, способствует организации взаимоотношений на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

Главной особенностью попустительского стиля общения является то, что педагог не вмешивается в проблемы учеников, проявляет к ним безразличие и незаинтересованность. Учителя, использующие данный стиль общения, выполняют лишь только свои преподавательские функции, то есть обучают детей, и не касаются их жизни. В результате такого общения ребенок не развивается как личность, успеваемость находится на очень низком уровне, а также отсутствует прилежное поведение во время уроков.

Именно стиль педагогического общения формирует эмоциональный фон в процессе обучения, выделяет индивидуальную особенность учителя. В стиле общения учителя с учащимися находят выражение:

1) особенности коммуникативных возможностей учителя;

2) сложившийся характер взаимоотношений педагога и учащихся;

3) творческая индивидуальность педагога;

Таким образом, каждому учителю необходимо освоить педагогическое общение, выделить для себя стиль этого общения. Потому как именно данное общение формирует дальнейшую эффективность педагогического процесса, его успех и плодотворность. Именно верно подобранный для себя стиль общения помогает учителю выстроить взаимоотношения с каждым учеником, уладить какие-либо сложности в управлении общением на уроке, да и в целом, позволяет проводить урок уверенно, спокойно, непрерывно.

Основные термины (генерируются автоматически): стиль общения, педагогическое общение, процесс обучения, общение, педагог, стиль, урок, учащийся, ученический коллектив, учитель.

ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

Научный руководитель: Султанова Т. А., канд. пед. наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что недостаточно одного лишь знания учителем основ наук. Все знания и практические умения могут передаваться обучающимся только через систему живого общения с ними. В статье рассматривается процесс педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик». Рассмотрены факторы успешного педагогического взаимодействия, такие как правильно организованные действия учителя и коммуникативные умения. Анализ литературы показал, что педагогическое взаимодействие является основным средством решения образовательных задач.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, общение, отношения, профессиональные ценности педагога.

Значительную роль в образовательном процессе школы играют отношения «учитель -ученик», так как именно при общении с педагогом ребенок усваивает целостную систему нравственных ценностей и идеалов. Исследователи, говоря о взаимодействии отношений в системе педагогов и обучаемых, обращают внимание на необходимость использования разнообразных подходов к трактовке самого понятия «отношение».

Основу педагогического взаимодействия составляет совместная деятельность педагога и обучающихся на уроке и вне его. В его основе лежат формы взаимоотношений, такие как диалог, сотрудничество и партнерство. Эффективность педагогического взаимодействия зависит от правильно организованных действий учителя и обучающегося, так как именно в них отражается профессиональная компетентность учителя и его педагогическое мастерство. Для педагога важно иметь коммуникативные умения, так как они включают в себя умение педагогического общения, навыки педагогической техники.

Профессиональные ценности педагога – это элемент внутренней структуры личности, который выражает ее отношение к общественно значимым ценностям труда и отдельных компонентов педагогической деятельности. Выделяют группу профессиональных ценностных ориентаций педагога в нее входят коммуникационная, организационно-методическая, исследовательская, конструктивная, общественная и диагностическая.

Оптимальным вариантом является педагогическое взаимодействие, в котором функционально-ролевое и личностное взаимодействие осуществляются в комплексе. Подобное сочетание обеспечивает передачу учащимся не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога, стимулируя тем самым процесс становления личности воспитанника.

Педагог выступает в роли организатора педагогического взаимодействия, это требует определенной социальной установки, выработки индивидуального стиля. Выделяют принципы педагогического взаимодействия, которые должен использовать учитель. К ним относят гуманистическую направленность, то есть развитие положительных сторон личностного потенциала человека. Творчество, заключается в умении создавать и реализовывать новые подходы к определению содержания и форм педагогической деятельности и эмоциональную вовлеченность.

Таким образом, общение выступает как способ взаимодействия учителя и обучающихся, оно является компонентом педагогической системы школы и средством решения образовательных задач. Успешное педагогическое взаимодействие зависит от уровня коммуникативной культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога, его саморазвития и самовоспитания.

1. Беликова, М. И. Факторы успешного педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик» / М. И. Беликова // Науковедение. – 2015. – №5. – С. 1-5.

2. Жигалев, Б. А. Культура педагогического взаимодействия как фактор повышения качества образования в вузе / Б. А. Жигалев // Вестник ТГПУ. – 2009. – №10. – С. 22-25.

З. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – Москва: Высшее профессиональное образование, 2005. – 208 с.

4. Кирьякова, А. В. Аксиологические доминанты социализации студентов педагогического вуза / А. В. Кирьякова // Известия Волгоградского педагогического университета. – 2014. – №. 4 (89) – С.146-149.

5. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. – Москва, 1996. – 92 с.

Тестовые материалы для учителей (преподавателей)

математики, проходящих аттестационные процедуры

(экзамен в форме компьютерного тестирования)

1. Какой нормативно-правовой документ регулирует общественные отношения в сфере образования?

o Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

* Закон «Об образовании в Российской Федерации»

o Конституция РФ

o Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.

2. Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Министерства образования и науки РФ является?

o «Собрание законодательства»

* «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», и соответствующий сайт

o «Вестник образования»

o «Бюллетень Минобрнауки РФ»

3. В каком документе закреплены основные положения о правах ребенка?

* Конвенция о правах ребенка

o Всеобщая декларация прав человека

4. Сторонами трудового договора в образовательной организации являются:

* руководитель образовательной организации и педагог

o учредитель образовательной организации и педагог

o руководитель образовательной организации и коллектив образовательной организации

o образовательная организация (юридическое лицо) и педагог (физическое лицо)

5. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни общего образования:

* дошкольное и начальное общее образование, основное общее и среднее общее образование

o дошкольное и начальное общее образование

o основное общее и среднее общее образование

o дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.

6. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни профессионального образования:

* среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура), высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

o высшее образование, подготовка кадров высшей квалификации

o дополнительное образование

o высшее образование – специалитет, магистратура

7. Возможно ли получение образования в образовательной организации в Российской Федерации на языке других народов?

o невозможно

o право муниципального образования на отдельной территории

* возможно получить дошкольное, начальное и основное общее образование на родном языке из числа народов России

o в случае, когда большинство учащихся (и их родителей) этого класса проголосовали за обучение на другом языке

8. С какими из перечисленных документов администрация образовательной организации обязана знакомить ребенка и его родителей (законных представителей) при приеме?

o правила внутреннего трудового распорядка

o должностные инструкции педагогов

o правила поведения обучающихся

* устав образовательной организации

9. Что является предметом педагогики?

o обучение

o воспитание

* образование как педагогический процесс

o развитие

10. Какой из подходов в педагогике называется аксиологическим?

* ориентация на личность

o организация образовательного процесса в режиме диалога

о ориентация на деятельность

o ориентация на представление о ценностях

11. Какой компонент образовательного процесса является системообразующим?

* целеполагание

o внеклассное мероприятие

o контрольная работа

o домашнее задание

12. Какая характеристика наиболее эффективна для формирования коллектива?

o общие цели

o прочное авторитарное руководство коллективом

o отсутствие конфликтов между учащимися

* знание педагогом теории коллектива

13. Ведущим в становлении человека как личности является:

o наследственность

o наследственность и среда

* воспитание

o среда

14. В трудах какого педагога классно-урочная форма занятий получила впервые теоретическое

* Я. А. Коменский

o К. Д. Ушинский

o Н. И. Пирогов

o Джон Локк

15. Методы формирования сознания личности включают:

o внушение

o авторитет учителя

* соревнование

16. Какой из ниже перечисленных документов не регламентирует образовательного процесса?

o учебный план

* методическое пособие

o учебная программа

o ФГОС

17. Что такое дидактика?

o теория воспитания

o теория обучения

* теория обучения, образования и воспитания

o часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных пред-метов

18. Процесс усвоения социальных норм, ценностей, типичных форм поведения называется:

o цивилизация

* социализация

o активность

19. В процессе педагогического взаимодействия между учителем и обучающимися складываются

o объект-объектные

o субъект-субъектные

o объект-субъектные

o система установления благоприятных отношений между воспитанником и воспитателем

* система научно-обоснованных методов и приемов, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанником, при которых достигается заданная цель

o педагогическая деятельность воспитателя, умеющего вести воспитанников за собой

o система воспитывающих ситуаций

21. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике?

* личностно-ориентированный

o деятельностный

o культурологический

o творческий

22. Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств учащихся?

o проблемный метод

* технология сотрудничества и взаимообучения

o вербальный метод

o метод наглядности

23. Усвоение знаний и овладение обобщенными способами действий является предметом:

o совместной деятельности учителя и ученика

o учебной деятельности

o педагогической деятельности

* все ответы верны

o инспекция по делам несовершеннолетних и школа

o педсовет и методическое обучение учителей

* социальные институты, обеспечивающие обучение и воспитание человека

o Министерство образования и областное управление образованием

25. Индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления, составляет суть:

o системного подхода

o принципа развития

* принципа личностно-ориентированного подхода

o принципа детерминизма

26. Для волевого регулирования поведения и деятельности необходимы действия:

o неосознанные

* сознательные

o интуитивные

o непроизвольные

27. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

o холерик

* меланхолик

o сангвиник

o флегматик

28. По И. П. Павлову классификацию типов темперамента необходимо строить с учетом:

o соотношения жидкостей в организме человека

* особенностей функционирования нервной системы

o строения тела

o преобладания правого или левого полушария головного мозга

o послушание ребенка

* отсутствие нарушений в межличностных отношениях

o предсказуемость поведения

o качественные преобразования в психическом развитии

o ведущая деятельность

* социальная ситуация развития

o социальная имитация

o все ответы не верны

o дошкольного

o младшего школьного

o подросткового

* старшего школьного

32. Ведущим видом деятельности подростка является:

o учебная деятельность

o учебно-профессиональная деятельность

o эмоциональное общение

* общение со сверстниками

33. В теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготский, рассматривая вопрос о взаимоотношении обучения и развития, показал, что не всякое обучение является эффективным,

o его актуального развития

* его ближайшего развития

o его перспективного развития

o все ответы верны

34. Кто является автором теории поэтапного формирования умственных действий?

* П. Я. Гальперин

o Ж. Пиаже

o К. Роджерс

o Л. С. Выготский

35. Кто одним из первых в нашей стране разработал психолого-педагогическую концепцию проблемного обучения?

o В. В. Давыдов

* Л. В. Занков

o А. М. Матюшкин

* учебная деятельность

o научение

37. Средством невербального общения не является:

o контакт глазами

o мимика

o поза и жесты

* речь

38. Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов, стремлений:

* компромисс

o договор

o контракт

o обязательство

39. Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания в другого человека – это:

* эмпатия

o симпатия

o внимание

o антипатия

o идентификация

* рефлексия

o перцепция

«Взаимодействие учителя и учащихся на уроке, как основа эффективного обучения»

Учебное взаимодействие обучающего (педагога) и обучающихся (учеников) между собой, входит в более сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, который реализуется внутри образовательной системы. Учебное взаимодействие проявляется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общении. Вопрос взаимодействия педагога и ученика представляется мне одним из важнейших. Как правило, в процессе обучения педагог передает своему ученику частицу самого себя. Поэтому, чем значительней масштаб личности учителя, тем больше положительного влияния он сможет оказать на рост личности своего воспитанника. Своей высшей эффективности процесс обучения достигает только при тесном психологическом контакте педагога и ученика. Передача знаний от старших поколений младшим осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

В ходе такой передачи младшие поколения усваивают четыре основных элемента социального опыта – знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и содержание эмоционально-ценностного отношения к миру. Этот опыт усваивается через книги, учебные планы и программы, освоение соответствующих методик и операций с предлагаемыми объектами и предметами. Эти учебные материалы могут быть очень совершенными, но они не могут заменить живого общения с учителем, который является важнейшим звеном в передаче социального опыта. Своей высшей эффективности при наличии всех необходимых учебных пособий процесс обучения достигает только при тесном психологическом контакте учителя и ученика. Учитель занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым им предметом.

Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Основываясь на аксиоме что отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы можно прийти к выводу, что ученика и учителя не связывают другие стороны жизни, кроме обучения, поэтому они не слишком много знают друг о друге. Их союз приносит только психологическое удовлетворение и исключает близкий контакт. Встречи учителя и ученика обычно ограничены во времени и продолжаются в течение определенного периода. Тем не менее, отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. В данной ситуации, на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд, а также успехи в достижении цели. Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем. В процессе реформирования системы образования на основах демократизации школа призвана создать условия для воспитания человека, ощущающего личную ответственность за судьбы окружающих.

Учитель как субъект педагогической деятельности воспринимает, переосмысливает, выстраивает приемлемую для себя логику изложения и ценностно-смыслового акцентирования учебного материала. При этом невольно высказывается не только сама предметная мысль, но и свое личное отношение к ней. Поэтому подлежащий на уроке изучению предметный материал преломляется через: отношение учителя к материалу; его индивидуально-психологические особенности – когнитивный стиль, темперамент, темп речи и действий, уровень общего развития и специальной подготовки по данному учебному предмету; знание (или незнание) учащихся класса и отношение к ним, умение заинтересовать проблемой и пр.

Преломленная через субъектность учителя учебная программа в виде учебного материала предстает перед учащимися как субъектами учебной деятельности, у которых тоже имеется индивидуальный опыт этой деятельности, отношение к данному учебному предмету и учению вообще, умение или неумение усвоить эти знания, интересы, склонности, способности, отношение к учителю, к себе, чувство уверенности или неуверенности и пр. .

По мнению В. А. Кан-Калика результатом взаимодействия учителя и учеников и складывающихся между ними отношений могут быть следующие стили педагогического обучения: общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью, общение – дистанция; общение – устрашение; общение – заигрывание.

В условиях соактивности основными орудиями учителя становятся просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание. Учитель акцентирует внимание учеников на содержательном аспекте деятельности, раскрывая цель и мотив каждого задания (что нужно сделать и для чего). Основной формой учебной деятельности в этом случае является совместная увлечённость коммуникативно-познавательной деятельностью, живое общение учителя с детьми. Ведущим девизом их совместной деятельности является лозунг “Действуем вместе!”. Что касается ученика, то благодаря благоприятным межличностным отношениям, он не испытывает страха сделать языковую ошибку, быть не понятым, чувствует себя раскованно и свободно.

Таким образом, взаимодействие – согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчёркивает связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости взаимодействия, в которых и через которые раскрывается вся сложная система способностей – предметно-практических и душевных. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации ребенка. Его дополнительный эффект – межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке.

– соблюдать дистанцию, пусть минимальную, в межличностных отношениях. Не путать «демократизм» с «разболтанностью», панибратством и пр. Педагог, будучи ответственным представителем широкой общности, народа, должен сохранять свою ведущую роль по отношению к подрастающему поколению. Но подчеркивание педагогом дистанции снижает качество образовательного процесса;

– сочетать требовательность к человеку с обязательным уважением к нему (независимо от его возрастного, физического, общественного статуса, наличного опыта, успехов и неудач);

– открывать положительное в человеке, его активности, обращать на это внимание и не «зацикливаться» только на указании его ошибок, недостатков;

– не обесценивать (без острой надобности) других людей, культивировать идею общественной равноценности индивидуально своеобразных личностей, разных слоев общества;

– доброжелательно относиться к людям, оптимистично смотреть на возможности их прогрессивного развития;

– культивировать бодрую, деловую атмосферу взаимно доброжелательных, дружелюбных отношений в детском коллективе;

– стремиться в ходе общения к тому, чтобы учащиеся стали соучастниками. А не присутствующими. Видеть смысл своего поведения как педагогат в том, чтобы вовлечь учащихся в заданную деятельность;

– культивировать в ходе общения с учащимися «стиль», «тон», «атмосферу» увлеченности совместной созидательной деятельностью;

Таким образом, для установления оптимального уровня взаимопонимания и достижения адекватного уровня взаимодействия между учителем и учеником учитель, как субъект педагогической деятельности, которому принадлежит ведущая роль в образовательном процессе, в своей деятельности должен руководствоваться рядом приницпов. С одной стороны, педагогическое взаимодействие в системе «учитель-ученик» не должно сводиться к односторонней активности преподавателя на уроке, поскольку объяснительно-иллюстративное обучение не способствует развитию личности ученика. С другой стороны, учитель должен найти наиболее оптимальный для себя и обучаемых (с учетом их индивидуально-личностных особенностей) стиль педагогического общения, предполагающий соблюдение определенной дистанции в отношениях с учениками, который позволит сделать процесс обучения наиболее эффективным.

Система взаимоотношений «учитель-ученик» как фактор мотивации к учению

Важным компонентом при построении взаимоотношений между младшими школьниками и педагогом является эмоциональная сфера. От ее успешного формирования и нормального функционирования зависит развитие взаимодействия младшего школьника с другими субъектами образовательного процесса. Кроме того, эмоциональное восприятие ребенка, его эмоциональное состояние влияет на мотивацию к познавательной деятельности и к процессу обучения.

На данном возрастном этапе развития младшего школьника, он испытывает серьезные переживания в связи с новыми условиями его жизнедеятельности и установлением новых взаимоотношений – с педагогом.

В младшем школьном возрасте, ребенок сталкивается с развитием новых переживаний социального характера и новыми социальными связями – с педагогом, с другими учащимися, с учебным заведением в целом. Эти связи и отношения предъявляют к ребенку определенные требования, заставляют его соблюдать конкретные условия, делать определенные действия: учиться, выполнять задания, делать домашнюю работу. Все это оказывает активное воздействие на детские переживания.

Эмоциональная сторона взаимоотношений между учителем и учеником является приоритетной характеристикой их взаимодействия в современной школе. Педагог оказывает на младших школьников определенные виды эмоционального воздействия. К ним относятся:

Младшие школьники находятся в огромной эмоциональной зависимости с педагогом. Им требуются положительные эмоции от общения с ним. Поэтому, позитивное доброжелательное отношение педагога при построении общения с учащимися определяет его эмоциональный настрой на учебу. Иными словами, от развития взаимоотношений между учителем и младшим школьником зависит его мотивация к учению и познанию.


В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ ОТНОШЕНИЯ ВЫБЕРИТЕ ОДИН ОТВЕТ 1 ОБЪЕКТ ОБЪЕКТНЫЕ 2 СУБЪЕКТ СУБЪЕКТНЫЕ 3 ОБЪЕКТ СУБЪЕКТНЫЕ 4 СУБЪЕКТ ОБЪЕКТНЫЕ

Рисунок 1. Успешность обучения младших школьников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Чтобы мотивировать младших школьников к познанию, педагогу необходимо соблюдать ряд условий при выстраивании взаимодействия с учащимся:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Специфика взаимоотношений между педагогом и младшим школьником

Педагогическое взаимодействие – это система взаимоотношений между субъектами педагогической деятельности: учителем и учеником, основанная на реакции обоих сторон на коммуникативное воздействие друг друга.

Взаимоотношения, которые складываются в ходе педагогического процесса, а именно между учащимся и педагогом определяют его исход. Достижение целей и задач образования возможно только при установлении комфортного микроклимата на учебных занятиях, который зависит от установления положительного взаимодействия между всеми его участниками.

В младшем школьном возрасте, ребенок сталкивается с новым этапом его жизнедеятельности – процессом обучения, который становится основным видом его деятельности. Теперь, он является субъектом педагогического процесса и начинает выстраивать систему взаимодействия с другими его участниками.

Через педагога, младший школьник осуществляет оценку учебного заведения, его устройство, познает порядок школы и коллектив учащихся, с которыми ему предстоит вместе погрузиться в мир знаний. В этой связи, взаимоотношения с педагогом играют важную роль для развития личности младшего школьника, его адаптации к новой среде и активизации его познавательной заинтересованности.

Взаимодействие ребенка с педагогом определяет его мотивацию к обучению, формирует отношение к учебному заведению и учебному процессу, влияет на успеваемость и формирование самооценки.

Взаимоотношения младшего школьника с педагогом можно охарактеризовать следующими чертами:

«Влияние взаимодействия учителя и младшего школьника на успешность в обучении» 👇

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *