В профессиональном образовании

Full Text

Сегодня изменения в жизни происходят все более быстрыми темпами, чему частично способствуют технологические инновации, оказывающие влияние на все области действительности. Система образования вынуждена непрерывно улучшаться, поскольку от того, как развивается эта сфера, зависит в перспективе функционирование государства. Современное общество историки и обществоведы называют информационным. Новое поколение значительно отличается от предшествующих. Общество ежедневно получает и обрабатывает большой поток информации, приспосабливается к постоянно меняющимся условиям. Человеку необходимо адаптироваться в этом мире. Новая эпоха диктует смену стиля мышления. Многие открытия, полученные знания уже заложили фундамент в образовательной сфере. Сегодня в образовательном процессе необходимо применять инновационные подходы и технологии. Для этого ему необходимо соответствовать современным тенденциям и требованиям. Экономическая ситуация в России меняется. Появляются новые требования к кадрам. Профессиональное образование является сферой формирования будущих кадров для экономики России и претерпевает значительные изменения. Актуальность этой проблемы связана с изменением образовательных стандартов и парадигм. Профессиональное обучение включает в себя больше, чем фактические знания и навыки. Результаты исследований О. Артюхина, К. Безукладникова, Г. Ломакиной и др. показывают, что профессиональная идентичность является посредником и тесно связана с развитием профессиональной вовлеченности и компетентностями. Система формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов состоит из четырех компонентов: цель, активность, информативность и эффективность, позволяющих учесть процесс образования как важнейший элемент подготовки высококвалифицированных специалистов. Все больше цифровая и децентрализованная экономика XXI века требует не только нового подхода к ведению бизнеса на макроуровне, но и новых навыков для достижения успеха на микроуровне. Некоторые из этих навыков всегда были полезны для профессионального развития, но сейчас они необходимы (Волкова и др. 2017). Другие требуют совершенно нового подхода к эффективному выполнению работы. Вообще говоря, цифровая компетентность часто относится к навыкам, необходимым для того, чтобы рядовой гражданин мог учиться и ориентироваться в обществе цифровых знаний. Это определение иллюстрирует всестороннее включение многочисленных навыков и способностей, несущих общее значение в область компетенций, которую необходимо обеспечить на макроуровне рядового гражданина, действующего в различных сферах жизни общества. Эти области являются одними из самых фундаментальных компетенций, необходимых для достижения успеха в сегодняшних быстро меняющихся экономических условиях. Еще поколение назад владение информационными технологиями и цифровыми медиа были навыками, которые были представлены не во всех сферах экономики. В современной экономической ситуации они являются основной компетенцией, необходимой для успеха в формировании карьеры в лидирующих компаниях. Именно поэтому цифровые навыки должны стать неотъемлемой частью всеобъемлющей системы образования. Если этого не сделать сейчас, то доступ к технологиям будет распределяться неравномерно, усугубляя неравенство и мешая социально-экономической мобильности. В этой связи становится актуальной разработка конкретных подходов к организации и проведению обучения с целью формирования цифровой компетентности специалистов. Актуальность вышесказанного определяется не только социальным порядком, но и потребностью студента в самоопределении и самовыражении в условиях глубоких экономических и социокультурных изменений. Государственная программа «Цифровая экономика» предъявляет следующие требования к кадрам: они должны быть обеспечены ресурсами, согласованно работать с организациями профессионального образования. Любая стратегия навыков труда должна сначала установить базовый уровень сообщества/региона, текущее состояние предприятия или отдельных участников бизнеса, уровни и приоритеты электронных навыков. Учебный план и дисциплина (модуль) должны быть адаптированы к этим потребностям и приоритетам. Педагогика должна быть уместной и создавать значимое, обогащающее и полезное обучение. Задача для педагогов состоит в том, чтобы выйти за рамки мышления об информационных технологиях как инструменте или «платформах с поддержкой информационных технологий». Вместо этого им нужно подумать о том, как воспитывать способность и уверенность студентов в том, чтобы преуспеть как в сети Интернет, так и в автономном режиме в мире, где цифровые медиа повсеместны. В связи с этим комплексный подход к решению проблемы формирования цифровой компетентности в процессе подготовки специалистов в университете является актуальной проблемой в рамках любой учебной дисциплины. Внимание уделяется практической работе по внедрению и контролю эффективности педагогической системы и формирования цифровой компетентности студентов в условиях профессиональной подготовки. Разработка и внедрение педагогической системы формирования цифровой компетентности студентов в процессе обучения, а также условия представления должны включать в себя целевые, деятельностные, информативные и эффективные компоненты. Компетентность как понятие предполагает метапредметную схему формирования. Цифровые компетенции не являются исключением. Когда мы смотрим на мир сегодня и в прогнозе от пяти до десяти лет вперед, мы видим другое видение окружающей экономической действительности (быстрые темпы и масштабы технологических изменений и глобальные потоки информации), в которой созданы цифровые компетенции для достижения успеха. Рынок труда кардинально меняется. Хотя эти изменения могут привести к экономическому росту, дать новые рабочие места и отразить гибкий подход к работе, они также могут привести к отмене многих рутинных ручных профессий, автоматизации. Однако способность использовать эти возможности и умение управлять потенциальными препятствиями не распределяются равномерно. Так, к уязвимым можно отнести маргинальные группы населения. Связано это с недостаточной осведомленностью или сложностью адаптации к происходящим изменениям. Включение в цифровую экономику данной группы можно провести в двух направлениях: 1. Организация мероприятий по развитию трудовых ресурсов: практики, разрабатывающие и предоставляющие программы помощи уязвимым и маргинализованным группам населения в цифровой экономике; 2. Появление государственных и частных финансирующих организаций по развитию трудовых ресурсов. Главными их целями должны стать: 1. Синтезировать знания и навыки, чтобы преуспеть, и в последующем сформировать мышление, вычленяющее из информационных полей полезную справочную информацию специалистами по развитию трудовых ресурсов и спонсоров. Устроить общественные слушания и дебаты между заинтересованными сторонами о том, как в будущем развивать рабочую силу для быстро меняющейся экономики. Следующая не менее уязвимая группа – это школьники. По последним данным более 65% обучающихся не могут определиться с будущей профессией. Это в свою очередь влечет за собой получение образования с профессиональными компетенциями, определенными во ФГОС ВО соответствующего направления подготовки, не учитывающего цифровизацию. Решением данного направления проблем может стать возможность электронного обучения, которое поможет студентам развивать ключевые компетенции, необходимые для успеха в цифровой экономике (Окрепилов и др. 2017). Определение компонентов педагогической системы формирования цифровой компетентности для студентов представляется информационно и дидактически сложным процессом. В первую очередь нужно составить список основных цифровых компетенций для разработки и управления цифровой экономикой. Для этого необходимо провести работу по выявлению таких компетенций и знаний, которые будут составлять информационные карты программ развития рабочей силы, включая понимание ценностей и инструментов оценки, что приведет к необходимости персонализации учебных программ. Это позволит сформировать цифровые компетенции, необходимые для каждого в его работе. Проведенное анкетирование группы руководителей предприятий различных форм собственности в г. Нижневартовске (общее количество респондентов – 60) позволило выявить, что наиболее востребованными компетенциями, оказывающими влияние на развитие компаний в ближайшей перспективе в рамках внедрения программы цифровой экономики в России, они предполагают следующие (в порядке ранжирования): 1. Когнитивные способности. Они останутся актуальными и в цифровой экономике, но возможно перейдут на новый уровень, неизвестный современникам. Специальные знания или ремесленные навыки, нужные для конкретного рынка, отрасли или предприятия. Компетенции, связанные с развитием мышления роста. Сюда отнесли ловкость, устойчивость, любопытство и любовь к обучению, необходимые для того, чтобы оставаться актуальным, адаптироваться, специализироваться и переходить в новую экономику. По мнению авторов статьи, все эти компетенции только в комплексе и взаимозависимости могут стать той опорой, на которой станет основываться цифровая экономика в нашей стране, а следовательно, так же комплексно должны учитываться в построении индивидуальной траектории обучения в профессиональном образовании. Новые цифровые навыки будут сосредоточены на способностях, которые люди могут получить в любом возрасте и оттачивать со временем. Подготовка следующего поколения работников для успешного старта в цифровой экономике требует формирования критических навыков на раннем этапе и поощрения непрерывного обучения на каждом этапе жизни. Подготовка специалистов, отвечающих текущим потребностям работодателей, влечет за собой поиск инновационных методов профессиональной подготовки студентов. И тут возникает дилемма: исходя из определения цифровой экономики достаточно набора навыков для обучения, которые включают в себя грамотность, счет и цифровую грамотность – минимум компетенций, необходимых для поиска, оценки, создания, передачи и обмена контентом в цифровом виде. Важную ступень занимают навыки, связанные с поведением и протоколом трудоустройства, а также основные когнитивные функции. А как же тогда быть с техническими и технологическими навыками, связанными с будущей профессией? Изучая данное противоречие, можно сделать вывод, что респонденты, принявшие участие в опросе, отметили, что компетенции меняются быстрее, чем учебный план может быть обновлен. И к неизменным требованиям, отмечаемым работодателями, относятся умение работать в многозадачном режиме, расставлять приоритеты и уметь читать и писать. Решая данное противоречие, можно предложить профессиональному образованию сделать центральным элементом обучения самоэффективность (вера в способность приобретать знания и активно регулировать свое поведение для достижения целей). Исследования показывают, что самоэффективность составляет около 14%, если сравнить между собой успеваемость студентов, успешно трудоустроившихся и «закрепившихся» на работе, и тех, кто не смог трудоустроиться. На сегодняшний день мы считаем само собой разумеющимся, что люди знают, как использовать IТ-навыки, смотреть что-либо онлайн или писать электронные письма, но многие до сих пор не знают и не умеют это делать. Поэтому для движения в рамках цифровизации следует уделить внимание и этому аспекту компетентности будущего специалиста уже в рамках профессиональных образовательных программ. С учетом вышесказанного можно условно сгруппировать заявленные цифровые компетенции в три уровня: 1. Основополагающий включает в себя следующие компетенции: цифровая грамотность, сосредоточенное внимание, счет, понимание прочитанного, самоэффективность, рабочая память, письмо. Средний предполагает наличие основ трудоустройства, тайм-менеджмент, расстановка приоритетов, последовательность действий. Уровень мастера содержит помимо перечисленного в первых двух еще и деловое поведение и протокол, правильный поиск работы (например, составление резюме и навыки интервьюирования). Например, семейство навыков для менеджеров в использовании новых технологий включает в себя возможность использования цифровых устройств и платформы для анализа, исследования и обмена данными, а также для эффективной работы вместе с машиной (роботом). Это требует понимания того, как технологии и данные могут быть построены, как ими манипулировать и, главное, как применять. Технологии и навыки работы с данными больше не являются исключительно компетенцией экспертов. 85% респондентов считают, что способности использовать цифровые и новые технологии останутся и даже станут критически важными в ближайшие пять лет. Почти все профессии и предприятия будут иметь цифровой компонент в будущем. Руководители предприятий признали важность анализа основных данных и ожидают, что количество рабочих мест, требующих этих навыков, вырастет на 30% в течение следующих пяти лет. Навыки работы менеджеров опираются на командную работу, сотрудничество, общение, социальную и эмоциональную компоненту и проявляются в способности управлять другими. В этом помогают когнитивные функции, такие как саморегуляция, которая позволяет людям понимать, контролировать и адаптировать свои эмоции и поведение в командной среде. Работа в команде и сотрудничество будут оставаться жизненно важными для успеха на рабочем месте. Система образования для менеджеров нуждается в пересмотре учебной программы. В ней следует уделить больше внимания мышлению, системе и культуре. В рамках цифровой экономики становятся наиболее важными четыре навыка: сочувствие, работа в команде, лидерство и творческое решение проблем. Нужна модель, которая бы позволила применять универсальные цифровые компетенции во всей системе профессионального образования. Но для этого нужно подготовить кадровый потенциал учителей колледжей, преподавателей университетов и предприятий (Волкова, Галынчик 2018). В цифровой экономике люди должны смотреть за пределы иерархического или узкофункционального подходов для выявления, переосмысления и творческого решения проблем. Это требует нестандартного мышления и сбора идей из разных источников. В этом контексте творческое мышление становится еще более важным. Исследования показывают, что эта тенденция будет продолжаться. 40% респондентов отмечают, что спрос на этот навык будет расти. Обществу и будущей цифровой экономике нужны люди, которые не просто очень хорошо обучены в своем направлении, но и могут мыслить нестандартно, критически, проявлять творческий подход. Для развития этого навыка в методике преподавания в высшей школе разработано немало интересных технологий. Например, технологии case-study позволяют развить умение оставаться актуальным, быть проворным и любопытным, постоянно учиться и адаптироваться к темпам перемен. Использование обучения на основе проектов или на основе запросов в качестве инструмента повышения интереса студента – это ключ к развитию целого комплекса компетенций. Основанное на проекте обучение действительно лежит в основе обучения новым цифровым навыкам уже сейчас. Традиционные модели обучения слишком пассивны, чтобы создавать такие навыки. Программа должна включать в себя практику, проводимую в течение долгого времени, для создания запоминающихся ментальных моделей. Цифровая экономика повлияет на рабочую силу. 54% современных студентов выражают сомнения, что их обучение завершится в стенах университета; это говорит о том, что они готовы к переменам. Вместе с тем, значительная часть (46%) студентов показывает, что они живут в существующих рамках и не готовы к адаптации. Это свидетельствует, что сейчас профессиональное образование по сравнению с формированием цифровых компетенций должно не в меньшей степени уделять внимание формируемым профессиональным компетенциям. Они включают в себя широкий набор навыков, необходимых для специализации в разных видах работ. Навыки в этой группе не статичны и не фиксированы и могут постоянно подвергаться изменениям в зависимости от задачи, отрасли, рынка, спроса и вида работ. Успешные программы обучения и развития рабочей силы включают надежный мониторинг и системы оценки для отслеживания того, чтобы их предложения оставались актуальными и эффективными все время, даже перед лицом технологических изменений. Доступ к своевременным данным о рынке труда, его потребностях и требованиях в определенных навыках, заявленных работодателем, помогают организациям профессионального образования идти в ногу с этими изменениями (Ибрагимова, Петрова 2010). Потребность в специализированных, своевременных и актуальных для рынка навыках необходима для любой работы или предприятия (Щербик 2016). Тем не менее, как и рабочие места, возможности продолжат сдвигаться в цифровой экономике, необходимые специальные навыки будут продолжать меняться. Трудовые навыки имеют решающее значение для оказания помощи маргинальным и уязвимым людям в поисках своей первой работы. А далее только учебный настрой, любопытство, мотивация, открытость для получения отзывов и изменений, готовность к риску, активное мышление, самодисциплина, настойчивость и сотрудничество становятся основой «человеческой операционной системы». Образовательным организациям нужно ориентироваться в быстрых технологических изменениях в цифровой экономике. Данилова, Н. Зиннатуллина и Г. Тимербаева рассматривают возможность формирования структуры профессиональной деятельности студентов через междисциплинарный подход и практическое обучение. При оценке сформированности цифровых компетенций можно обозначить три уровня владения: – высокий. Характеризуется умением применять цифровые и информационно-коммуникационные технологии в полном объеме (в т. создавать цифровой продукт); – средний. Можно охарактеризовать как знание о наличии всех цифровых компетенций, но лишь частичное их применение; – низкий. Отличается наличием знаний о цифровых компонентах, но неумением соотносить компоненты знаний с профессиональными задачами. При изучении уровня владения этими компетенциями в ходе выборочного опроса студентов высших учебных заведений в ХМАО было выявлено, что высоким уровнем обладают лишь 4% студентов, зато низкий уровень показали 48%. Следовательно, для выработки цифровых компетенций необходимо не только использовать межпредметные связи, но и внедрять отдельные модули в рамках изучаемых дисциплин. Процесс формирования основных цифровых компетенций достаточно длителен. Возможно, стоит подключить к этому процессу и образовательные организации, дающие основное общее образование. Наше исследование показало, что есть возможность разрабатывать и поддерживать дополнительные программы профессионального обучения для работников на более поздних этапах их карьеры. Вместе с тем58% программ развития рабочей силы, которые мы оценили, были сосредоточены на раннем развитии цифровых компетенций, в то время как 42% сосредоточились на людях на более поздних этапах жизни. Поэтому существует также значительная потребность в программах развития рабочей силы и профильного образования. Цифровые навыки являются тем ключом, который позволит развиваться цифровой экономике не только как IT-площадке, но и как цифровой продукт. Можно условно выделить следующие этапы цифровизации: 1. Цифровое включение. Цифровое право. Школы. Дальнейшее образование. Высшее образование. Цифровое ученичество. В рамках каждого из перечисленных этапов можно выделить пять областей: 1. Цифровая финансовая грамотность. Цифровая информационная грамотность. Цифровой захват и обмен культурными артефактами. Тelework. Бизнес-данные и системная интеграция. Цифровая компетентность должна подходить через все пять областей. Развитие цифровых навыков для цифровизации экономики России является общей обязанностью правительства, работодателя, сектора образования и локальных сетей. Только совместная работа, скоординированная и целенаправленная, позволит сформировать рациональный подход к цифровым навыкам. Чтобы сделать возможным развитие цифровой компетенции, желательно, чтобы цели и концепции были сформулированы в документах, связанных с политикой, на нескольких уровнях системы образования: на институциональном, региональном и национальном. После этого политика может быть преобразована в реальные цели и конкретные действия образовательного учреждения. В частности, формирование цифровой компетентности у будущего специалиста во время обучения взаимосвязана с системой образовательных проектов, которые включают в себя: интеграцию личного, профессионального, финансового, технического и образовательного ресурсов; инновационную подготовку специалистов в образовательной среде; адаптацию научных проектов к специфике практики. Кроме того, она создает необходимую социальную среду, которая стимулирует самосовершенствование, саморазвитие и самореализацию. Модель компетенций является основой ключевых изменений в направлении подготовки кадров и сферы образования в цифровой экономике. На основании полученных результатов можно сформулировать следующие рекомендации: – рекомендовать педагогическую систему внедрения формирования цифровых компетенций у будущих специалистов в процессе производственного обучения; – рекомендовать использование информационно-дидактического комплекса в качестве инновационной методологической основы организации и обучения как основу формирования цифровых компетенций у будущих специалистов.

Сущность педагогической деятельности. Преподаватель как ключевая фигура педагогического процесса высшей школы, требования к его педагогическим способностям, свойствам личности и коммуникативным умениям. Классификация стилей педагогического общения.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Факультет социально политических систем

Кафедра социологии организации

на тему «Профессиональная компетентность преподавателя социологии высшей школы»

Выполнил: cтудент группы СЦм-15

Проверил: Филиппова Е

  • 1. Сущность и структура педагогической деятельности
  • 2. Личность и профессиональные способности преподавателя высшей школы
  • 3. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы
  • Список использованной литературы

Сущность и структура педагогической деятельности

Деятельность – активная форма отношения субъекта к объекту: в познавательной – постигается, открывается, изучается истина, в трудовой – создаются, сохраняются, совершенствуются материальные ценности; в художественной – воспринимается, интерпретируется, созидается, воссоздается, транслируется художественный образ; в общественной – декларируются, пропагандируются, распространяются социально-ценностные идеи.

Педагогика как наука изучает особый вид деятельности. Эта деятельность – целенаправленная, потому что педагог ставит перед собой определенную цель: научить, например, умению воспитать то или иное качество личности, например, патриотизм. В широком смысле, предметом педагогики выступает такая деятельность, которая направлена на выполнение вечной социальной функции, состоящей в передаче, трансляции накопленного человечеством опыта последующим поколениям. Исходя из этого, педагогика как наука изучает особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.

В данном контексте педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога, воспитателя на ученика или воспитанника, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведения, школах, профессионально- технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности, а именно: предметность, социальность, сознательность.

С другой стороны, если понимать педагогический процесс как целенаправленную учебно-воспитательную деятельность педагога в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью, то появляется возможность трактовать этот процесс как деятельностную систему. Под деятельностной системой понимается совокупность объектов, взаимодействие которых способствует появлению новых интегральных качеств, не свойственных образующим эту систему частям и компонентам. Если считать объектом область действительности, которая находится в поле зрения исследователей, то тогда субъекты педагогического взаимодействия (педагог – учащиеся) в контексте данного определения могут выступать в качестве объектов изучения.

Таким образом, педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Общество задает цели и определяет содержание процесса воспитания и образования в общем русле социализации личности. Роль педагога, реализующего этот социальный заказ, значительна. По сути, педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно- исторического опыта. Общественно- культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы как социального института и Учителя как одного из главных действующих в ней лиц.

Личность и профессиональные способности преподавателя высшей школы

Преподаватель является ключевой фигурой педагогического процесса высшей школы, ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента в ходе его профессиональной подготовки.

Преподаватель – в широком смысле слова – работник высшей, средней специальной или общеобразовательной школы, преподающий какой- либо учебный предмет, в узком смысле слова – штатная должность в вузах и средних специальных учебных заведениях.

Преподаватель проводит практические и семинарские занятия. В вузах и специальных учебных заведениях на преподавателя возлагается учебная и методическая работа по своей специальности, руководство учебной и производственной практикой, самостоятельными занятиями и научно- исследовательской работой студентов.

Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций – обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Они воспринимаются в единстве, хотя у многих одни довлеют над другими. Наиболее специфично для преподавателя высшей школы сочетание педагогической и научной деятельности; исследовательская работа обогащает его внутренний мир, развивает творческий потенциал, повышает научный уровень знаний.

Если педагогическая деятельность не подкреплена научной работой, быстро угасает профессиональное педагогическое мастерство. Профессионализм как раз и выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения.

Творческая индивидуальность педагога – это высшая характеристика его деятельности, и как всякое творчество, она тесно связана с его личностью. Профессия преподавателя складывается из трех компонентов: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность – стержневой фактор, который определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении. Педагогическая деятельность – это технология труда, педагогическое общение – его климат и атмосфера, а личность – ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы преподавателя.

Педагогическая деятельность – это и профессиональная активность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения и развития студентов (обучающая, воспитывающая, организаторская, управленческая, конструктивно-диагностическая). Такая активность включает в себя пять компонентов: гностический, решающий задачу получения и накопления новых знаний о законах и механизмах функционирования педагогической системы, проектировочный, связанный с проектированием целей преподавания курса и путей их достижения; конструктивный включает действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий; организационный решает задачи реализации запланированного; коммуникативный включает в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса.

Сегодня происходит снижение роли преподавателя как единственного держателя научных знаний и растет его роль как эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире научной информации.

В процессе реализации функций педагогической деятельности решаются следующие группы задач:

– формирование и конкретизация целей учебного курса с учетом требований, предъявляемых педагогической деятельностью;

– планирование учебного курса с учетом поставленных целей;

– учет этапов формирования умственных целей;

– предвидение возможных затруднений у студентов при изучении курса и путей их преодоления.

– отбор материала для данного занятия с учетом способностей студенческой аудитории к его восприятию;

– подбор и разработка системы заданий и задач, исходя из поставленных целей;

– выбор рациональной структуры занятий в зависимости от цели, содержания и уровня развития студентов;

– планирование содержания занятий с учетом межпредметных связей;

– разработка заданий для самостоятельной работы студентов;

– выбор системы оценки и контроля обучаемой студентов.

– организация активных форм обучения: дискуссий, деловых игр, тренингов;

– использование педагогических методов, адекватных данной ситуации;

– организация самостоятельного изучения учебного предмета студентами;

– использование информационных технологий обучения;

– ясное изложение материала, выделение ключевых понятий, закономерностей, построение обобщающих выводов;

– создание тестов по читаемому курсу;

– изложение отобранного материала в виде проблемной лекции.

– стимулирование студентов к постановке вопросов, проведению дискуссий;

– установление обстановки сотрудничества;

– конструктивное решение конфликтов;

– управление психологическим состоянием субъектов педагогического воздействия;

– активизация познавательной деятельности студентов;

– саморегуляция своих психических состояний;

– установление и поддержка деловых отношений с коллегами, студентами, администрацией.

В педагогике есть аксиома: интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью. В данном случае яркая, неординарная, привлекательная личность педагога выступает важнейшим условием и средством достижения успеха в воспитательной и образовательной деятельности.

Профессиональное становление будущего педагога состоит, прежде всего, в овладении избранной профессией, которое не сводится лишь к приобретению определенной суммы знаний, умений, навыков, а предполагает перестройку всей ценностно- мотивационной сферы, развитие его профессиональных способностей и качеств с тем, чтобы он мог удовлетворять тем ролевым ожиданиям, которые заложены в профессиональном образе педагога. Качества личности проявляются по-разному во внешне одинаковой деятельности в зависимости от установок, интересов, идеалов, мотивов, побуждающих человека к деятельности и определяющих отношение к ней, что и определяет ее успешность в будущем.

При этом центральным базовым образованием структуры личности педагога, ее ядром является педагогическая направленность, связанная с направленностью на учащегося, принятием его личности. Педагогическая направленность ориентирует на уникальную неповторимость каждого человека, на развитие индивидуальных способностей как ученика.

Педагогические способности обычно включают в структуру организационных и гностических способностей:

– способность делать учебный материал доступным;

– творчество в работе;

– педагогически-волевое влияние на учащихся;

– способность организовать коллектив учащихся;

– интерес и любовь к детям;

– содержательность, яркость речи, ее образность и убедительность;

– педагогический такт;

– способность связать учебный предмет с жизнью;

– педагогическая требовательность.

К сопутствующим свойствам личности педагога относятся: организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание, активность, настойчивость, сосредоточенность и распределение внимания.

К научным чаще всего относят гностические и конструктивно-проективные способности.

Гностические способности представляют собой чувствительность педагога к способам получения информации о мире, учащихся, в целом формирования нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, быстрого и творческого овладения научными методами исследований, способами изучения учащихся в связи с целями формирования личности. Гностические способности обеспечивают накопление плодотворной информации о себе и других, о студентах, которая позволяет стимулировать формирование контроля и саморегуляции. Признаком высокоразвитых гностических способностей является быстрота и творческое овладение научными методами изучения студентов в целях принятия обоснованных решений в отношении их, изобретательность в способах обучения студентов научными методами самовоспитания, саморазвития и самоконтроля. Важной составляющей гностического компонента являются знания и умения, которые лежат в основе собственной познавательной деятельности.

Определяющими в достижении высокого уровня мастерства выступают конструктивные и проективные способности. От них зависит эффективность использования всех других видов знаний. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного и научного процессов. Данный вид способностей обеспечивает реализацию тактических целей: структурирования курса, отбора содержания и выбора форм проведения занятий. В основе проективной и конструктивной деятельности лежат способности к интеллектуальному труду:

– отбросить обычные стандарты и методы решения, искать новые, оригинальные;

– видеть дальше непосредственно данного и очевидного;

– охватывать суть основных взаимосвязей, присущих проблеме;

– ясно видеть несколько различных путей решения и мысленно выбрать наиболее эффективный;

– чутье к наличию проблемы там, где кажется, что все уже решено;

– идейная плодовитость и др.

Организационные способности служат не только для организации процесса обучения в вузе, но и самоорганизации деятельности преподавателя. Организаторская деятельность современного ученого- педагога предполагает его включение во взаимодействие не только с объектом исследования, но и с другими компонентами, участвующими совместно с ним в исследовании или изучающие смежные науки.

– Организаторские способности проявляются в умении организовать себя, свое время, индивидуальную, групповую, коллективную деятельность студентов, сплотив вокруг научной проблемы надежных помощников, единомышленников.

– Коммуникативный компонент. Общение в деятельности преподавателя выступает не только средством научной и педагогической коммуникации, но и условием совершенствования профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а также средством воспитания студентов. К коммуникативным относятся способности:

– способность всесторонне и объективно воспринимать человека – партнера по общению;

– способность вызывать у него доверие, сопереживание в совместной деятельности;

– способность предвидеть и ликвидировать конфликты;

– справедливо, конструктивно и тактично критиковать своего коллегу по совместной деятельности;

– воспринимать и учитывать критику, перестраивая соответственно свое поведение и деятельность.

Для преподавателя важны следующие коммуникативные умения:

– владеть чтением по лицу (социальной перцепцией);

– понимать личность ученика, его психическое состояние;

– подавать себя в общении со студентами;

– оптимально строить свою речь в психологическом плане (умения речевого общения, речевого и неречевого контакта со студентами).

Как профессионально-значимое качество педагога толерантность проявляется в терпимости, готовности принятия учащихся такими, какие они есть, уважении их мнений и взглядов.

Воспитание как процесс взаимодействия, а не воздействия сопряжен с толерантностью – с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь того, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого.

В основе процесса воспитания заложена идея добровольно, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого, т. толерантность. В этом случае толерантность предполагает терпение более сильного, опытного (воспитателя, педагога, учителя, просто взрослого) к более слабому (воспитаннику, ученику, ребенку), что включает умение управлять своим собственным поведением и обучение воспитанника с помощью «образа» или «образца своего поведения». Толерантность – понятие многоаспектное и может рассматриваться как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность – это с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой – ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках.

Раскрывая принципы, нормы и правила успешного воспитания В. Лизинский выделяет принцип толерантности, подразумевающий терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека на ошибку и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Культура и философия толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, свое отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Задача учителя в том, чтобы изучить особенности поведения школьника и оказать ему необходимую педагогическую поддержку.

Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных принципов: все работники школы и родителе в общении с детьми должны проявлять доброжелательность, терпение, уважение к ученикам; педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счет унижения других; оценки должны способствовать развитию ребенка, стимулировать получение знаний и умений, а не выступать в виде «кнута и пряника» в руках учителя; процесс обучения невозможен без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни, в т. и толерантности как одной из целей воспитания.

Педагогическая справедливость. Древние говорили: хорошо быть строгим, еще лучше – добрым, но лучше всего – справедливым. Педагогическая справедливость – это понятие морального сознания, выражающее должный порядок человеческих взаимоотношений в педагогической деятельности.

Она характеризует соотношение педагогических явлений с точки зрения распределения добра и зла. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности. Сухомлинский писал, что справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой- то абстрактной справедливости – вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка.

Педагогический такт – это форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой мысли и действия совпадают. Такт является проявлением нравственного поведения, включающего предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия, требование высокой гуманности, чуткости и заботы о человеке, наилучшее средство установления доброжелательных отношений в любых ситуациях.

Чтобы всегда оставаться тактичным и верным педагогической этике, учитель обязан учитывать ряд требований к своему поведению:

– умение оценить ситуацию, в которой существует возможность нарушить какое- либо требование педагогической этики и, следовательно, особенно нуждающейся в тактичном поведении учителя;

– владение максимумом информации о причинах нравственных противоречий, а при выборе поступка учет неполноты и неточности информации;

– умение учитывать субъективные особенности учащегося и объективные условия, в которых протекает противоречие: от кого зависит исправление ситуации, в силах ли это сделать ученик и как учитель может этому помочь;

– умение учитывать обстановку, в которой совершается поступок;

– умение учитывать возможный эффект, который вызывает педагогическое воздействие на ученический коллектив и отдельных учащихся.

Педагогический такт – это своеобразный стиль поведения педагога, при котором учащиеся остаются уверенными в доброжелательности учителя, его чуткости и доброте. Педагогический такт предполагает:

– уважение к школьнику и требовательность к нему;

– развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;

– внимательность к психическому состоянию школьника;

– разумность и последовательность требований к нему;

– развитие активности мышления и воли школьников;

– продуманная помощь им в учебной работе, отзывчивость и проявление заботы о них;

– настойчивость учителя в работе с учениками и применение различных способов воспитательного воздействия с учетом их педагогической эффективности;

– доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;

– педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками;

– спокойная уверенность, уравновешенность и выразительность в обращении.

педагогический преподаватель коммуникативный

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *