В рамках профессионального развития необходимо повышать профессиональную компетентность учителей

2 Профессионально-педагогическая компетентность педагога-музыканта.

ЯНАО г. Ноябрьск

МАОУ ДОД ДШИ им. Чайковского                                                         преподаватель по классу скрипки

Ращупкина Т.

Музыка как наука обрела свое становление еще при Пифагоре. Полагали,что арифметика, музыка, геометрия и астрономия, эти «четыре искусства» могли привести к гармонии человеческую душу.

Музыка соединяет прошлое, настоящее и будущее, действуя как средство, укрепляющее связи между людьми. Любое важное социальное событие бывает отмечено каким-нибудь музыкальным сопровождением. Музыка в этом случае является связующим звеном, помогает почувствовать социальную сплоченность, эмоциональное родство или принятие перемен. Музыка находит способ объединить людей без помощи слов, обладающих силой и выразительностью, и в то же время служит величайшим средством познания родного языка.

В повседневной жизни музыка окружает нас везде – на радио, телевидении, в звукозаписи. Но такие встречи с музыкой носят хаотичный характер и их количество и качество недостаточно для формирования эстетического восприятия музыки.

Наиболее эффективное и действенное средство воспитания и развития детей – это музыка. Это один из ярких эмоциональных видов искусства. Она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Для характеристики уровня владения профессиональными знаниями, умениями и навыками педагога в современный  лексикон  вошло понятие «педагогическая компетентность». Профессионально-педагогическая компетентность состоит из следующих элементов:

– осведомленность  в области музыкально-педагогической науки; владение им искусством превращения педагогической науки и музыкального искусства в средство формирования музыкальной культуры личности учащегося;

– любой метод музыкально-педагогического воздействия, становящийся методом музыкально-эстетической деятельности учащихся, превращается в метод самовоспитания и творческого развития ученика, педагог должен осознавать этот факт;

– знание  способностей каждого учащегося, индивидуальных особенностей, сильных сторонах воли и характера, достоинств и недостатков;

– осознание  сильных и слабых сторон своей личности, что и как нужно сделать, чтобы повысить качество своего труда, профессионально совершенствоваться;

Понятие «компетентность» позволяет рассматривать ее как меру осознания преподавателем смысла своей деятельности, совокупность познавательной, репродуктивной и творческой деятельности. В более узком плане компетентность включает в себя интеллектуально-деятельностный компонент (образовательно-квалификационный стандарт).

Профессиональная компетенция педагога-музыканта включает все виды творческой деятельности: сотворчество-импровизацию (педагогическую, музыкально-исполнительскую); самосовершенствование; поиск новаторских форм и методов музыкально-педагогической деятельности; опыт художественно-интерпретационного анализа музыкального материала и его эмоционально-образного исполнительского воспроизведения; опыт концертмейстерской работы и творческого музицирования; опыт организации музыкально-воспитательного процесса с опорой на педагогику, психологию, формирование музыкально-эстетической культуры учащихся.

При этом, исполнительская деятельность педагога-музыканта должна основываться не только на вере в себя, но и  понимании всего значения общей культуры, традиции, школы. Именно высокая музыкально-эстетическая культура исполнителя определяет легкость и яркость его проявления в музыкальном искусстве, значимость и многогранность образов, убедительность стиля. Музыкальное искусство требует от педагога совершенную исполнительскую технику, художественно-исполнительские умения и навыки, постоянного развития, доведения до виртуозности.

Сила воздействия педагога на ученика – важный фактор в ходе учебного процесса. В обучении игре на любом музыкальном инструменте проявляются две личностные и художественные индивидуальности: педагог и ученик. И это очень важно, ведь на каком бы инструменте не играл ребенок, его отношение к музыкальному обучению в большинстве случаев зависит от преподавателя.

И важно, чтобы этот преподаватель в своей работе делал различие между учениками, дифференцировал методы, формы и способы подачи знаний в  ходе учебного процесса, ведь дети все разные, а значит и подход к обучению должен быть дифференцированным.

Успех  функционирования исполнительских знаний, умений и навыков педагога зависит от его артистических умений ярко, эмоционально и выразительно передать художественный образ произведения. Выразительная игра характеризуется оживлением каждого звука через сознание и чувственно-эмоциональную сферу исполнителя. Именно на уровне личностной интонации педагога происходит увлечение учащихся прекрасно-духовным миром музыкальных образов, прикосновение к художественной эпохе, переживание моментов общения с временем, эпохой автора.

Артистизм преподавателя рождается при пристрастном подходе к музыкальному сочинению, что позволяет как педагогу, так и ученику, проникнуть в глубинные пласты музыки, освоить ее образную сферу. Определенную помощь в этом может оказать умение педагога по разному интерпретировать одно и тоже произведение. Желание педагога работать в концепции ученика, тем самым обогащая ее, обосновывая музыкально-эстетические положения не с позиции эталона, а с точки зрения ученической истории переживания данного музыкального сочинения – есть проявление музыкально-педагогического искусства.

Таким образом, показатель высокоразвитого профессионализма специалиста, педагога-музыканта:

– умение создавать духовную атмосферу на уроке, способствующей соотнесению учениками своего мировосприятия с идеально-ценностным содержанием мирового музыкального искусства;

– раскрытие  духовно-нравственного содержания жизни и искусства, в культивации в учениках внутренних состояний, чувств и мыслей, соответствующих общечеловеческим идеалам;

– владение глубокими, обширными знаниями в области музыкально-исполнительского искусства, представляющих системную целостность, отдельные элементы знаний носят авторский характер, обладают новизной;

–  высокопрофессиональные инструментально-исполнительские умения и навыки  характеризуются умелым сочетанием при выполнении действий репродуктивного и творческого порядка, что позволяет добиваться высоких исполнительских результатов;

Система музыкально-исполнительских и методических знаний, умений и навыков, составляет основу профессионально-педагогической деятельности педагога-музыканта и имеет нравственную и педагогическую направленность (в совокупности с общекультурными, психолого-педагогическими знаниями и умениями, ценностными и творческими ориентациями, педагогическими  и музыкальными способностями, профессионально значимыми качествами), все это  составляющие профессионально-педагогической компетенции педагога-музыканта.

Сугоняева Е. Музыкальные занятия с малышами: Методическое пособие для преподавателей ДМШ. – Ростов н Д. : Феникс, 2002. – 176 с.

Мищенко Г. Полный курс методики обучения игре на скрипке. СПб. : Реноме, 2009. – 272 с.

Петрушин В. Музыкальная психология. : ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

Флеш К. Искусство скрипичной игры. Художественное исполнение и педагогика. – М. : «Классика ХХI», 2007. – 304 с.

Ольга Викторовна Лукьянович,

кандидат искусствоведческих наук,

учитель музыки высшей квалификационной категории

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

КОМПОЗИТОРСКИЕ УМЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Современное состояние социально-культурной среды, в частности ее музыкально-эстетического аспекта, требует от образовательной системы новых методик работы с учащимися, переосмысления педагогических компетенций и критериев подготовки учителей. Образовательный процесс все активнее, прочнее и интенсивнее сосредотачивается не на личности педагога, а на личности учащегося. В век информационной перенасыщенности возникает проблема не преодоления сложности добычи информации, а ее правильной и логичной классификации, отборе и использовании на практике.

Справедливо будет отметить, что попытка формировать учителя как «всезнающего» и «всесильного» мудреца с непоколебимым авторитетом окажется провальной и нежизнеспособной стратегией. При условии высокой доступности информации, простое обладание фактами и данными уже не является отличительной характеристикой педагога. В контексте музыкального образования это означает, что на первый план в компетенциях учителя выходят его способности к творчеству и навыки формирования заинтересованности учащихся в материале урока. Эрудированность, глубокие познания в музыковедении и истории музыки, безусловно, могут обогатить речь педагога, но они не столь актуальны и необходимы как, например, базовые композиторские навыки и эстетическое чувство.

Заученное и зазубренное со временем забывается, а эмоционально прочувствованное, прожитое и понятое оставляет в сознании следы, которые становятся фундаментом для познания закономерностей в музыкальном искусстве. Если не будет эмоциональной погруженности и заинтересованности в процессе урока, то все историко-теоретические знания могут остаться формальными фактами, которые скоро забудутся и не повлияют на формирование музыкальной культуры ученика.

Композиторский опыт дает возможность общаться непосредственно с музыкой. При этом данное взаимодействие гораздо естественнее и действеннее чем сухое заучивание терминов из теории и музыковедения в целом. Процесс познания музыки должен происходить скорее интуитивно, посредством эмоций и личных переживаний. В особенности это касается детей, так как именно опыт ценностного отношения к данному искусству является решающим условием обучения. А он, в свою очередь, невозможен без личного участия в процессе создания произведений. Уровень усвоения материала имеет прямую зависимость от заинтересованности учащегося.

Импровизация на уроке или демонстрация классу собственных произведений в качестве наглядного примера естественным образом оказывает сильное воздействие на суггестивный аспект коммуникации между педагогом и учащимися. На личном композиторском примере учитель сможет наглядно показать процесс создания музыки, а в дальнейшем привлечь к сочинению и самих учеников. В целом такой подход имеет широкий спектр вариативности и возможностей для формирования новых методов и приемов. Задача творческого развития учащихся имеет разнообразные пути ее выполнения:

  • сочинение и импровизация учениками инструментальных и вокальных опусов, как в свободной форме, так и по заготовленным схемам. Изучение композиторского процесса посредством его моделирования;
  • анализ и сочинение различных вариантов трактовок разучиваемых и созданных произведений. Поиск новых способов исполнения и переосмысления пьес;
  • драматизация авторских и народных песен, а также собственных композиций;
  • постановка музыкальных спектаклей и сценических миниатюр. Сочинение и организация собственных спектаклей, концертов, музыкально-пластических и литературных композиций;
  • постижение музыкально-композиционного творчества через призму народного музицирования и фольклорных особенностей тематизма.

Перечислим некоторые преимущества данного подхода:

  • способствует разнообразию видов деятельности на уроке;
  • раскрывает творческий потенциал педагога и учеников;
  • выявляет и развивает индивидуальные особенности личности;
  • позволяет наглядно демонстрировать средства выразительности непосредственно в процессе создания музыки;
  • наглядно знакомит учащихся с композиторскими техниками и особенностями музыкального мышления;
  • помогает в изучении самой природы музыки и ее закономерностей;
  • способствует развитию ценностного отношения к музыке, способности к сопереживанию, эмоциональному отклику;
  • соответствует идеям субъектности, делая возможным самоопределение учащегося в условиях выбор;
  • развивает эстетический вкус учащихся и способствует индивидуальной творческой самореализации;
  • позволяет изучать и вводить новые методы и приемы обучения музыке;
  • повышает интерес к учебному процессу (активизация обучения происходит через деятельность;
  • увеличивает авторитет педагога;
  • способствует развитию самоанализа и формированию внутренней мотивации;
  • оказывает помощь учащемуся в осознании себя как личности в процессе взаимодействия с музыкой.

Также нужно отметить и психотерапевтический аспект музыкально-творческой деятельности на уроке. Сам процесс сочинения музыки может оказывать лечебное и корректирующее действие на психику человека. Может способствовать снятию психоэмоционального напряжения и установлению комфортного «душевного» климата.

Естественно, что для организации подобного подхода, педагогу понадобятся различные навыки, как для сочинения музыки, так и для импровизации. Необходимо отметить, что у подавляющего числа учителей музыки был личный опыт сочинительства или музыкальной импровизации. Логичным будет предположить, что в студенческие годы большинство из них хоть раз, но пытались сочинять музыку либо импровизировать. Но по тем или иным причинам, данный опыт не оживлялся и не развивался.

Существует большое количество людей, которые замечательно играют на инструменте и разбираются во многих теоретических и музыковедческих аспектах музыкальной культуры, при этом не умеют импровизировать и сочинять. Даже изучение гармонии, инструментовки и полифонии не дает им почвы для создания собственных пьес. Это можно объяснить и определенной узконаправленностью и специализацией в музыкальном образовании. Нельзя упускать и психологический компонент данного явления. Вероятно, еще в детстве в процессе обучения музыки, попытки сочинять и импровизировать не поощрялись и не развивались должным образом. Либо данные инициативы пресекались вообще, как в типичных ситуациях, когда ученик переделывает разучиваемое произведение на свой лад и ему говорят, что так «нельзя делать», с позиции традиционных взглядов на музыкальное образование, любое изменение классических произведений сугубо нежелательно. Но руководствуясь данным подходом, существует опасность полностью «отбить желание» ребенка творить. И уже повзрослев, данный человек будет обходить композиторскую деятельность стороной.

Возможно, педагогике будущего удастся вновь возродить всеобщую любовь к классической музыке и творчеству в целом именно посредством отхода от традиционных подходов к обучению. Творческий процесс имеет множество граней и компонентов. Пожалуй, это наиболее сложный и многообразный феномен человеческого сознания.

Композиторские способности – есть понятие более широкое, и в него может входить не только умение сочинять музыку, но и некоторые другие навыки, которые помогут педагогу. Это и умения:

  • делать переложения и обработки;
  • работать над произведением с позиции звукорежиссера;
  • писать стилизации, дидактические упражнения, распевки;
  • создавать музыкальный материал или звуковое окружение для конкретного урока или мероприятия;
  • видоизменять и подстраивать различные творческие упражнения под специфику, основополагающий формат данного конкретного урока;
  • сочинять музыку для учебных спектаклей, праздников и других мероприятий;
  • делать аранжировки различных произведений, в том числе собственных и сочиненных учениками;
  • организовывать и моделировать композиторский процесс непосредственно на уроке;
  • помогать учащимся создавать собственную музыку, подбирать аккомпанемент к сочиненным на уроке мелодиям и адаптировать их к различным целям и задачам;
  • посредством импровизации педагог может придать результату творческой деятельности детей более законченную и структурированную форму.

Естественно, что композиторские умения учителя будут отличаться от умений и качеств профессионального композитора. Педагог, в первую очередь, будет развивать свои навыки в русле педагогического процесса, и заострять внимание на методический и дидактический аспект композиторской деятельности. Так или иначе, компетенции учителя в данной сфере могут значительно обогатить содержание урока новыми методами и послужить ключевым фактором эффективности педагогического процесса в целом.

Как правило, будущий педагог музыки уже обладает достаточно обширным слушательским и исполнительским опытом, что позволяет говорить о сформированном музыкальном мышлении. Оно является важнейшим феноменом психической деятельности музыканта. Данный термин можно рассмотреть несколькими путями и представить как:

  • процесс, в котором человек постигает и осмысливает произведение.
  • способ мышления, которым оперирует человек при общении с музыкальной культурой.
  • механизм взаимодействия с миром посредством музыки. Также данному феномену свойственно единство осознанного и интуитивного в процессе взаимодействия с музыкой.

Инструментом, посредством которого слуховые представления музыканта облекаются в звучащую музыкальную ткань, является «слышащая рука». Это своего рода посредник между слуховыми представлениями и движениями. Важно то, что именно слуховые представления занимают главенствующую позицию в процедуре импровизации и сочинения музыки. Слух ведет и направляет руки музыканта. Способность руки в краткие сроки ответить на приказ слуха естественно не является врожденной способностью. Мы полагаем, что импровизировать и сочинять может каждый, кто уделит тренировке достаточное время. Собственные композиторские умения педагог музыки может сформировать различными способами и методами, среди которых выделим следующие:

  • подбор произведений разного жанра и стиля на слух. Игра знакомого произведения в другом стиле и характере;
  • создание сопровождения к мелодии, либо наоборот сочинение мелодии на ритм секцию или гармонические последовательности;
  • игра различных гармонических шаблонов и секвенций, а также импровизация на их основе;
  • сочинение мелодии на текст. Можно взять нейтральный текст и сочинить несколько мелодий для придания ему различных настроений;
  • импровизация мелодии под звучащий аккомпанемент. Для этого метода потребуется партнер или заранее записанный аудио файл;
  • работа с контрапунктом. Сочинение второго голоса к мелодии. Создание полифонических пьес на основе заданной темы. Также сочинение басовой линии к различным мелодическим и гармоническим построениям;
  • развитие и разработка заранее заготовленной мелодии. Усложнение тематического материала различными способами (заполнение интервалов, изменение метроритмического и ладотонального плана, добавление мелизмов, варьирование и т. д.). Создание кадансов к мелодиям;
  • сочинение мелодий в рамках одного аккорда, ритмического рисунка или гармонической последовательности. Создание мелодий в различных ладах и звукорядах;
  • сочинение и импровизация в определенном жанре, стиле конкретной эпохи или индивидуальном композиторском стиле. Применение разных техник музыкальной композиции. Поиск новых способов сочинения;
  • написание пьес для различных инструментов и составов исполнителей. Создание произведений различных форм. Также полезным будет участие композитора в процессе разбора и разучивания его произведений исполнителями;
  • изучение и анализ различных произведений. Переписывание и исследование партитур, выявление принципов инструментовки и композиторских техник. Изучение жанровых и стилевых особенностей на конкретных образцах. Поиск новых решений и способов осмысления для собственных произведений;
  • игра (участие) в разнообразных музыкальных коллективах. Важно заметить, что участие в эстрадных группах и ансамблях может способствовать развитию навыков импровизации.

Заметим, что большинство заданий могут выполняться как письменно, так и на инструменте, что позволяет развивать и композиторские и импровизационные способности. В целом, все возможные задания композиционного плана можно распределить на две группы:

  • Развитие и видоизменение заданного тематизма.
  • Создание собственного нового материала.

Комбинирование различных приемов и методов в данной сфере имеет широкое поле развития. С появлением новых мультимедийных технологий данные методики могут становиться все более доступными и наглядными.

В ходе сочинения музыки на уроке могут возникнуть проблемы с тем, как записать импровизации учеников и самого педагога. Современные технические средства позволяют существенно облегчить и ускорить данный процесс. Благодаря различным нотным редакторам (таким как, «Finale», «Sibelius», «MuseScore» и др. ), практически любые импровизации педагога и обучающихся могут быть  записаны в виде нот прямо на уроке, причем в наглядной форме. Создание же полноценных произведений (например, с целью показать оркестровые тембры) в процессе занятия может быть затруднительно, из-за не реалистичности звучания инструментов в нотных редакторах. Необходима обработка и редактирование музыки в специальных программах, называющихся «DAW» (англ. DigitalAudioWorkstation – цифровая звуковая рабочая станция), которые позволят редактировать музыкальный материал, создавая полноценное музыкальное произведение. В таких программах как, например: «Logic», «ProTools», «FLStudio», «REAPER» и «Steinberg Cubase» уже имеется возможность использовать виртуальные музыкальные инструменты почти не отличимые по звучанию от живых. Но нельзя, чтобы данные технологии полностью заменили настоящие инструменты и живое (сиюминутное) исполнение. По возможности необходимо знакомить учеников со всеми используемыми в данном произведении инструментами, чтобы формировать их эстетический вкус и слуховые навыки.

Виртуальные инструменты целесообразно использовать только в том случае, если их звучание максимально имитирует акустические аналоги, и без них не обойтись в данный конкретный момент. В тоже время, данные программы могут позволить самому педагогу научиться сочинять музыку в краткие сроки. Главное в подобного рода технологиях это то, что они значительно оптимизируют и приводят к общему знаменателю процессы сочинения и импровизации. Запечатление момента импровизации и последующее редактирование материала, позволяет рассматривать эти два элемента как неразрывно связанные компоненты композиционного творчества.

Импровизация – наиболее сложный и индивидуализированный процесс сотворения музыкальной ткани непосредственно во время исполнения. Необходимо сочинять музыку во время ее исполнения и находить оптимальные решения в жестких временных рамках. Оценивающая и корректирующая функция восприятия в данном процессе подчинены хронологическому порядку. В сочинении музыки уже не требуется учитывать временной фактор, ведется работа над деталями, осуществляется выбор вариантов, переосмысление содержания и характера будущего произведения. Данный вид деятельности, как правило, легче поддается освоению, чем импровизация. Но в условиях урока на сегодняшний день чаще используют именно импровизацию, так как возможность записать музыку существует далеко не всегда.

Процесс сочинения музыки может быть организованным или спонтанным. Для профессиональных композиторов, как правило, характерен организованный процесс создания произведения, в ходе которого вдохновение приходит во время непосредственно сочинения. Планомерность и организованность также необходима и на уроке, так как существуют временные рамки и принципы последовательности. Спонтанное сочинение музыки может быть запущено непредсказуемо различными внутренними или внешними импульсами, достаточно яркими, чтобы привести психику человека в состояние вдохновения. Естественно, что результат в данном варианте может быть различный, и взаимосвязан непосредственно с композиторскими умениями и опытом импровизации. Способность к корректированию внутреннего психического состояния для реализации поставленных художественных задач является необходимым компонентом, как для педагога, так и для учеников. Вдохновение – предмет для широкого спектра исследований и поиска в области психологии искусства, оно не имеет окончательного осмысленного определения в контексте внутренних переживаний человека. Но именно оно должно стать тем инструментом, который послужит основным двигателем развития и совершенствования музыкально-творческих способностей детей.

Эффективное музыкально-творческое развитие будущих преподавателей музыки зависит от многих факторов и условий. В учреждениях различного уровня безусловно необходимы дисциплины, связанные с композиторской деятельностью. Благоприятным фактором будет организация творческих вечеров, фестивалей, и концертов, где учащиеся смогут продемонстрировать разнообразные творческие работы. Одна из функций данных выступлений – это преодоление психологических барьеров на пути к свободному самовыражению с помощью музыки.

  • Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы. – М.: Просвещение, 2006. – 225 с.
  • Музыкальное образование в современном культурном пространстве: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (5-6,11-12 декабря 2014 года) / ред.-сост.; науч. ред.; ИХОиК РАО – М.: ИХОиК РАО, 2015. – 321 с.
  • Эмиль, или о воспитании / перевод М.А. Энгельгардта – СПб.: Азбука, 2013. – 640 с.
  • Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003. – 379 с.

Профессиональные  компетенции музыкального руководителя ДОУ в условиях требований согласно ФГОС.

Развитие современного общества диктует особые условия  организации дошкольного образования, интенсивное внедрение  инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.

Понятие компетентности педагога понимается как ценностно- смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая  позиция педагога – не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального самообразования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий педагога детского сада.

Развитие профессиональных компетенций – это ( в широком смысле) развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества и определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Профессиональные компетенции музыкального руководителя

ЗнатьУметь ВладетьОсновные положениявсистеме дошкольногообразования Создавать программно-методическое обеспечениеобразовательного процесса всоответствии с государственными стандартами и программойдошкольного образования. Методами и приемамиинтегрированногообучения в процессемузыкальногообразованиядошкольниковОсновы нормативно-правового регулированияобразовательной деятельностиДОУ и профессиональнойдеятельности педагога        Организовыватьпреемственность в работе и взаимодействие с разными специалистами ДОУ по проблемам развития ребенка в музыкальной деятельностиМетодами и приемамиобучения детей пениюво всех возрастныхгруппахПсихолого-педагогическиеосновы образовательногопроцесса по направлению«Развитие ребенка вмузыкальной деятельности»Применять развивающиеметоды и приемы развитияребенка в музыкальнойдеятельности Методикой обучениядетей элементам хореографии вовсех возрастныхгруппахИнновационные подходы в  организации музыкальногообразования в ДОУ                   Применятьдифференцированный подход впроцессе музыкальногообразования дошкольникамиМетодами и приемамиорганизациислушательскойдеятельностидошкольников во всехвозрастных группахСовременныеобразовательные программы итехнологии в ДОУ в контекстегосударственных стандартов дошкольногообразованияОрганизовывать праздники,конкурсы детского творчестваМетодикой обучениядетей игре на детскихмузыкальныхинструментах

Примерный лист наблюдения за образовательной деятельностью,

организуемой педагогом в ходе НОД,

а так же в реализации требований к организации НОД

Перечень педагогических компетенций Уровень компетенций музыкального руководителя (проектирование совершенствования пеагогических компетенций педагога)Самооценка и самопроектирование муз. руководителемсовершенствования своих педагогических компетенцийУчитывает ли муз. руководительвозрастные и индивидуальные особенности детей в ходе НОД?В ходе НОД возрастные и индивидуальные особенности детей учитываются согласно журналов здоровья и списка детей с ППС (психолого-педагогическим сопровождением)Соответствуют ли используемые муз. руководителемметоды, приёмы и содержание НОД обогащению детского развития?методы, приёмы и содержание НОД соответствуют обогащению детского развития. Занятия эмоционально насыщенные, интересные. Используются игровые технологии обучения, моменты неожиданности, разные виды муз. деятельности, соответствующие  возрасту и программным требованиямРасширить сферу основных видов муз. деятельности за счёт включения элементов песенного,игровоготанцевального тв-ваНасколько комплексно муз. руководитель подходит к решению воспитательных образовательных и коррекционно-развивающих задач в НОД?Воспитательные, образовательные и коррекционно-развивающие задачи в НОД решаются комплексно, в соответствии с общепринятыми  требованиями:-физическая, умственная и эмоциональная нагрузка ребёнка;-последовательность видов муз. деятельности и репертуара;-возрастные особенности детей, наличие и специфика отклонений в развитии (индивидуально);-здоровьесберегающие технологии интеграция образовательных областей,учёт тематического планирования,согласно с временными рамками НОДПродолжить работу над созданием условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие ребёнка опираясь на его субъективный опыт, интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности. Какие методы и приёмы развития мотивации и способностей детей использует муз. руководитель в ходе НОД?В ходе НОД муз. руководительиспользует наглядные, словесные, практические методы развития мотивации и способностей детей:-размышления о музыке,муз. обобщения, импровизация -творческое задание (рисуем музыку, муз. викторины т. )-использование ИКТПриёмы:- активное слушание музыки (пластическое интонирование)-восприятие музыки через движение;-фонопедические упражнения по развитию вокальных навыков (голосовые игры);-валеологические распевки (простые попевки для развития голосовых связок)- оркестровки;Использование муз. фольклорПродолжить работу по развитию способностей детей:-размышления о музыке,муз. обобщения, импровизация -творческое задание. Активизировать использование муз. фольклора в песенном и танцевальном репертуаре.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных  компетенций педагога:

– работа в методических объединениях, творческих группах;

– исследовательская, экспериментальная деятельность;

– инновационная деятельность, освоение новых педагогических

– различные формы педагогической поддержки;

– активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

– обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости саморазвития в педагогической деятельности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Федеральный закон от 29. 2012 №273-ФЗ (ред. От 21. 2014) «Об обрзовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( в приказ №1155 Министерства образования и науки от 17. 2013г

Журнал «Справочник музыкального руководителя» №10 , 2015г. Стр

Педагогическая компетентность учителя музыки.

Модернизация российского образования внесла существенные изменения в педагогическую теорию и практику учебно-воспитательного процесса. Главной целью музыкального образования становятся общекультурные, психолого-педагогические и музыкально- педагогические знания, умения и навыки, которые обучающиеся получают в процессе специального образования и путем практической музыкально-педагогической деятельности.

Методологическая культура учителя включает в себя следующее:

– проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса.

– осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач.

– методическая рефлексия.

Основным критерием владения знаниями методологической культуры учителя музыки является использование научно-педагогических знаний для совершенствования своей работы с применением анализа, других методов исследований в своей практической работе. Специфика музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства. Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, вокальную, музыкально-исполнительскую, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать получаемые знания.

Профессиональная культура учителя музыки определяется его способностями и возможностями проектировать ход педагогических процессов, прогнозировать их результаты. Будущий учитель должен быть разносторонне образованным человеком, широко эрудированным в рамках своей специальности, иметь хорошую психолого-педагогическую подготовку.

Основные виды исполнительской деятельности в школе – это пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Только совершенное владение инструментом поможет учителю раскрыть свои творческие возможности и научить детей любить и понимать музыку. Для выполнения этой задачи при изучении МДК «Музыкально-инструментальный класс» в педагогических колледжах необходимо:

  • развить основные технические навыки и приёмы, музыкально-творческие способности – музыкальный слух и память, чувство ритма, образное мышление, воображение;
  • ознакомить под руководством педагога (или самостоятельно) с разнообразными музыкальными произведениями, основными стилями и жанрами мировой и отечественной культуры, включая фольклор;
  • развивать навыки самостоятельной работы над музыкальным произведением на всех этапах его овладения.
  • воспитывать эстетический вкус обучающихся на основе осознанного восприятия музыки.

Всё это даст возможность выпускнику колледжа в совершенстве овладеть специальными профессиональными компетентностями:

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

Эффективность профессионального образования будущего учителя музыки зависит от целенаправленного формирования профессиональных компетенций на практике в образовательном учреждении. На педагогической практике в ОУ обучающиеся педагогического колледжа впервые получают опыт работы в роли музыкального руководителя, впервые в полной мере сталкиваются со всеми требованиями, предъявляемыми к педагогу, получают оценку своей педагогической деятельности, что активно влияет на формирование профессионального сознания.

Методическая работа преподавателя музыкально – инструментального класса основана на достижениях науки и передового педагогического опыта.

Высшим уровнем профессиональной готовности преподавателя музыкально – инструментального класса колледжа является наличие у него методологической культуры.

Формирование методологической культуры будущего педагога – музыканта опирается на понимание сущности методологии познания и преобразования педагогических процессов. Важно преодолеть представление о методологии как системе принципов, относящихся лишь к логике научного исследования, управления целостным педагогическим процессом, раскрыть их значение для повседневной практики обучения и воспитания, совершенствования процессом. Правильно подобранные формы методических мероприятий позволяют глубоко изучить личности обучающихся в профессиональной обстановке, педагогическую деятельность педагогов и обучающихся внутри конкретного образовательного учреждения, педагогическое общение обучающихся с детьми дошкольного возраста, с педагогами – воспитателями.

Музыкально-исполнительская подготовка входит в число важнейших профессионально ориентированных видов учебной деятельности будущих учителей. Класс основного музыкального инструмента должен являться творческой лабораторией, в условиях которой студенты помимо художественно-исполнительских знаний и умений игры на инструменте развивали бы свою духовную культуру, формировали комплекс профессионально-значимых качеств.

На уроках музыкально-инструментального класса происходит     приобщение обучающегося к культуре инструментального исполнительства, развитие духовности, освоение эталонов, характерных для музыкально-исполнительской деятельности. Такими направлениями, реализующими вышеназванные задачи в процессе занятий в классе музыкального инструмента, исходя из вышеизложенной модели музыкально-эстетической культуры личности, должно, в первую очередь, явиться:

Становление мотивационной сферы, включающей многообразие установок личности обучающегося в области общей, художественной и музыкальной культуры: убеждения, интересы, цели и т.

Овладение системной информацией, касающейся всех аспектов культуры инструментального исполнительства и охватывающей систему видов и форм знаний о художественной и музыкальной культуре.

Развитие рациональной подсистемы как совокупности всех форм и видов музыкального исполнительства, включая элементы, составляющие ее основу: умения, навыки, способы, приемы, методы.

Формирование оценочной подсистемы, связанной с формированием музыкально-эстетических оценок, идеалов, вкусов, убеждений.

Этот комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков является ведущим объектом освоения студентами в процессе музыкально-исполнительской подготовки. Его значение обусловлено тем, что лишь при достаточно высоком уровне владения им студентами можно будет рассчитывать в будущем на успешное осуществление ими музыкально-исполнительской деятельности в условиях школьной аудитории.

Будущий учитель музыки должен обладать общепрофессиональными качествами современного человека, в число которых входят:

Профессиональная самостоятельность – осознанное отношение к профессиональным требованиям, умение планировать и анализировать выполняемую работу.

Профессиональная мобильность – готовность и способность человека к быстрой смене и освоению новых профессиональных задач.

Ответственность – готовность предъявлять к себе самые высокие требования и отвечать за результаты своей профессиональной деятельности.

Индивидуальность – способность к полному самовыражению индивидуальных качеств, нешаблонность мышления, гарантирующих конкурентоспособность на рынке труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *