возрастная и педагогическая психология
Выбрать правильный ответ
Ведущим видом деятельности подростка является:
общение со сверстниками
Схема учебного взаимодействия:
субъект – объект
субъект – субъект
объект – объект
субъект – реакция
Важным (основным) стимулом к учению в подростковом возрасте является:
притязание на признание среди подростков
желание получить хорошую оценку
все ответы верны
Преобладающим мотивом учения в юношеском возрасте является:
практический мотив (связь с профессией)
“чтобы быть не хуже других”
мотив получения хорошей оценки
Выбрать правильные ответы
Структурными компонентами учения являются:
Основная линия отношений для социальной ситуации развития подростка:
ребенок – воспитатель
ребенок – учитель
ребенок – родители
ребенок – сверстники
ребенок – ближайшее окружение
Особенности самосознания личности в подростковом возрасте:
самосознание через сравнение себя с другими
направленность на будущее
потребность быть взрослым
Особенностями самосознания личности в юношеском возрасте являются:
мировоззрение и убеждения
К мотивам плохого поведения подростков НЕ относится:
Признаком компетентного человека является:
Специфическим видом межличностных отношений у подростка является:
К особенностям общения подростка со взрослыми относятся:
сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям взрослых
стремление к близкому эмоциональному контакту, доверительному общению
попытки ограничить претензии взрослых по отношению к себе
активное отстаивание своих прав на самостоятельность
К психологическим факторам, обуславливающим успех в учении, относятся:
мотивация учебной деятельности
произвольность психических процессов
наличие волевых качеств личности
К психологическим факторами, обуславливающим успех в учении, не относится:
Признаками положительного отношения учащегося к учебной деятельности являются:
осознание цели урока и отдельных его этапов
умение связать полученную информацию со своими интересами и собственным ответом
симпатия к учителю
психология общения и конфликтология
Специфическими особенностями педагогического общения являются:
направленность на нескольких субъектов
ориентированность на субъект
Профессионально-важными личностными качествами педагога являются:
знание психологии ребенка
любовь к детям
глубокое знание предмета
Стиль общения, который отличает стремление уклониться от принятия решений, переложить эту задачу на партнера, называется:
Стиль общения, для которого характерно превосходство одного партнера; деловые, короткие распоряжения; запреты с угрозой, неприветливый тон, возможность быстрого принятия решений о стабилизации общения, называется:
Стиль общения, для которого характерно: предоставление партнерам равных условий для принятия решений, постановке цели, оценке работы, уважительное отношение и забота о потребностях партнеров по общению, называется:
К вербальным средствам общения относится:
К невербальным средствам общения относятся:
Столкновение противоположных позиций на основе противоположно направленных мотивов или суждений – это:
Конфликтогены – это:
слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту
причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности
состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта
Одна учительница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая учительница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.
Причинами конфликта в данном случае явились:
нарушение этики общения
нарушение трудовой дисциплины
психологические особенности конфликтующих
Верной комбинацией стратегий поведения в конфликте является:
компромисс, критика, борьба
уступка, уход, сотрудничество
борьба, уход, убеждение
сотрудничество, консенсус, уступка
Технология эффективного общения в конфликте позволяет:
убедить соперника в своей правоте
добиться превосходства в споре
добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника
добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником
Стратегиями поведения в конфликте являются:
Безоценочное отношение к личности ученика помогает:
устанавливать доверительные отношения
понимать мотивы поведения
Толерантный класс характеризует:
Выбрать правильный ответ.
1. Нормативный документ, обеспечивающий реализацию государственного образовательного стандарта с
учетом региональных (национальных) особенностей, типа и вида образовательного учреждения,
образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников) – это:
– Программа развития образовательного учреждения
– Основная образовательная программа образовательного учреждения
– Базисный учебный план
– Дополнительная образовательная программа
2. Система ценностных отношений обучающихся, сформированных в образовательном процессе, – это:
– Метапредметные результаты
– Предметные результаты
3. Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации относится к:
– Регулятивным действиям
– Коммуникативным действиям
– Познавательным действиям
– Личностным действиям
4. Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, действовать в рамках моральных норм относится к:
5. Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном процессе относится к:
6. Основанием выделения следующих типов учебных занятий: урок постановки учебной задачи, урок преобразования учебной задачи, урок моделирования, урок преобразования модели, урок построения системы конкретно-практических задач, урок контроля, урок оценки является:
– Структура учебной деятельности
– Приемы активизации познавательного интереса
– Способы организации общения
– Приемы формирования учебных навыков
7. Принцип, обеспечивающий переход от адаптивной и репродуктивной модели образования к деятельностной и преобразующей – это принцип:
– Принцип полного образования
– Принцип вариативного образования
– Принцип опережающего образования
– Принцип развивающего образования
8. Деятельность по преобразованию образовательной практики, за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или их компонентов, – это:
– Педагогическая деятельность
– Инновационная деятельность
– Проектно-исследовательская деятельность
– Экспертно-аналитическая деятельность
9. Построение развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия для развития ребенка в качестве субъекта деятельности, – это:
– Социально-педагогическое проектирование
– Педагогическое проектирование
– Психолого-педагогическое проектирование
– Дидактическое проектирование
10. Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании, – это:
11. Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое, – это:
Поставить в соответствие.
12. Поставить в соответствие виду инновационной деятельности (проектная, научно-исследовательская, образовательная) его характеристику
разработку особого, инструментально-технологического
знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»)
получение нового знания о том, как нечто может быть
(«открытие») и о том, как нечто можно сделать («изобретение»)
на профессиональное развитие субъектов определенной
, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и
как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике
13. Поставить в соответствие системообразующему принципу современного образования (принцип
опережающего образования, принцип полноты образования, принцип вариативности, принцип
Принцип полноты образования – единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов
Принцип опережающего образования – приоритетное развитие сферы образования на фоне других социально-экономических структур
– единство многообразия, позволяющее каждому человеку
выбирать и вырабатывать свою собственную позицию, собственную образовательную траекторию
– формирование целостной картины мира, адекватной идее
междисциплинарности систем знания
14. Поставить в соответствие образовательному подходу (системно-деятельностный; личностно-
ориентированный; проектный; социокультурный) особенность его применения в образовательном процессе:
предполагает развитие личности учащегося на
основе системы универсальных способов деятельности
предполагает идеальное конструирование и практическую реализацию, а также рефлексивное соотнесение замысла и последствий его реализации
предполагает формирование социально значимых компетентностей и концентрацию на основных ценностях социальных групп, наиболее значимых для определенного типа общества
предполагает моделирование педагогических
условий актуализации и развития опыта личности
15. Поставить в соответствие методу обучения (репродуктивный; проблемное изложение; объяснительно-иллюстративный; исследовательский) особенность его реализации:
— Учитель сообщает информацию, обучающиеся ее воспринимают
— Обучающийся выполняет действия по образцу учителя
— Учитель ставит перед обучающимися проблему и показывает путь ее решения; обучающиеся следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания
— Самостоятельная поисковая деятельность обучающихся (практическая
16. Установить последовательность этапов проектирования в образовании:
17. Установить последовательность методов обучения в логике возрастания степени самостоятельности обучающихся:
Метод проблемного изложения
18. Установить последовательность компонентов структуры учебной деятельности в логике ее формирования:
Действия контроля и оценки
19. Установите последовательность ситуаций развития, направленных на освоение содержания и формы ведущей деятельности обучающихся:
20. Установить последовательность стадий инновационного процесса:
Выявление потребности в изменениях субъектов образовательного процесса
Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса
Разработка способов решения проблем (проектирование новшества)
Перевод новшества в режим постоянного использования
Внедрение и распространение новшества
Все тесты с выбором одного ответа.
Вариант 1
1. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до смерти:
2. Метод, основанный на изучении закономерностей психического развития посредством моделирования его существенных условий:
3. Принцип психологии развития, проявляющий себя в том, что хронологические рамки и особенности каждого возраста не являются статичными, но определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества:
4. Категория возрастной психологии, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека и выводимая из конкретной теории развития и принципа ее периодизации:
5. Теория психического развития, основу которой составляет представление о культурной обусловленности развития психики человека, о превращении натуральных форм в культурные (высшие) психические функции:
6. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого:
7. В ходе онтогенеза умственные действия формируются в процессе:
8. Особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для поступательного развития человека:
9. Тип развития, при котором в самом начале заданы, зафиксированы стадии развития и конечный результат:
10. Возрастная психология как наука возникла:
11. Представление о том, что обучение ведет за собой развитие, разработал:
12. В концепции Л. С. Выготского возрастные кризисы рассматриваются как:
13. Ведущая деятельность – это:
14. Обучение «ведет за собой развитие» тогда, когда:
15. Согласно Л. С. Выготскому, структура возраста состоит из:
16. Синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у ребенка вследствие отделения его от матери и ранней институтуализации:
17. Этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и такими симптомами как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, деспотизм, завершающийся переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими:
18. К предметным действиям относятся:
19. Психологические реакции: эмансипации, «отрицательной имитации», группирования, увлечения (хобби-реакция) возникают:
20. Субъективное переживание готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», отстаивании собственной точки зрения:
21. Вид деятельности детей, в ходе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту тли иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения:
22. Чувство взрослости является психологическим новообразованием:
23. Профессиональное и нравственное самоопределение является психологическим новообразованием:
24. Компоненты психологической готовности к школе:
25. Период формирования наглядно-действенного и первичных форм наглядно-образного мышления:
26. По мнению Б. Г. Ананьева, зрелость — это период:
27. Кризис зрелого возраста:
28. Понятие «витаукта» как системы процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости, было введено в геронтологию:
29. В условиях нормального старения изменение ядра личности:
30. В старости познавательная сфера характеризуется тем, что:
Проблема поддержания и повышения уровня здоровья населения страны стоит сегодня на первом месте. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения.
Как известно, здоровье человека определяется комплексом факторов: наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни (степенью удовлетворения потребностей), образом жизни человека. При этом, по мнению ученых, доля влияния образа жизни на здоровье человека оценивается в 50 %. Поэтому грамотное отношение к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы сохранения здоровья нации.
Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной проблемой, обостренной в настоящее время сложными экономическими и экологическими условиями. Наркомания, алкоголизм, курение, парение и хулиганство подростков является одной из причин снижения здоровья населения, снижения численности детского поколения. А мы прекрасно знаем, что сильное государство – это сильная и здоровая нация.
Кроме этого, подростки не умеют, а подчас и не хотят контролировать и оценивать функциональное состояние своего организма и своевременно выявлять отклонения и корректировать простыми и доступными оздоровительными действиями.
Мы должны задуматься, что успехи детей в умственном и физическом развитии напрямую зависят от показателей здоровья.
Данное исследование включает наблюдение и анализ самочувствия, измерение массы тела, самооценку основных показателей функционального состояния организма, функционирования сердечно-сосудистой системы. Анализ итогов медосмотра и физической подготовленности учащихся; влияние учебной деятельности; анкетирование и анализ занятости учеников.
Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалифицированном врачебном контроле. Однако существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения.
К объективным показателям функционального состояния здоровья относят морфологические (рост, масса тела) и функциональные (ЧСС – частота сердечных сокращений; ЖЕЛ – жизненная емкость легких; частота дыхания; мышечная сила; температура тала).
К субъективным характеристикам жизнедеятельности организма относят самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, настроение (психоэмоциональное состояние).
Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации
Анализ самооценки текущего состояния здоровья школьников по результатам объективных и субъективных показателей. На параллели 8-х классов выборочно (8а, 8в, 8д и 8е) была предложена методика проведения исследования «Самооценка состояния здоровья». После проведения анализа самооценки текущего состояния здоровья было выявлено, что: доля детей в 8-х классах с высоким уровнем состояния здоровья составляет 8 %; доля детей в 8-х классах со средним уровнем состояния здоровья составляет 49 %; доля детей в 8-х классах с низким уровнем состояния здоровья составляет 43 %;
Полученные результаты позволяют актуализировать данную проблему и ставят перед учащимися следующие проблемные вопросы:
Таким образом, данная работа позволяет обратить внимание школьников на свое здоровье, показать важность изучаемого на уроках биологии материала для сохранения и укрепления здоровья, сделать изучаемый материал личностно значимым.
Из показателей функционального состояния здоровья организма вызывает беспокойство: состояние иммунитета; отклонение в массе тела (недостаточная масса); состояние кожных покровов и их образований.
Комплекс оздоровительных мероприятий. По результатам самооценки учащимся 8-х классов были предложены следующие рекомендации:
Анализ практических работ по изучению состояния здоровья. В подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится рефлексивная, направленная на осознание человеком своей индивидуальности. Поэтому практические работы, организующие различные действия по отношению к своему организму, выполняются подростками с большим интересом. Так, на уроках биологии были проведены ряд практических работ по изучению состояния здоровья и уровня развития организма.
Проанализировав данные, были получены следующие результаты:
Данные показатели подтвердили правильность самооценки состояния здоровья учащимися. Им было предложено продолжать соблюдать те рекомендации, которые были даны при проведении I этапа работы.
Анализ и оценка влияния собственного образа жизни на состояние здоровья. Наркомания, алкоголизм, курение и парение являются одной из причин снижения здоровья населения, в особенности подростков. После проведения анкетирования среди учащихся 8-х классов (о вредных привычках и их причинах), можно сделать вывод, что 62 % учащихся уже попробовали курить (причем большинство это сделало в 6-7 классах). В настоящее время продолжают курить 17 % учеников 8-х классов. Распивать спиртные напитки пробовали 21 %, отрадно, что регулярно употребляющих спиртные напитки нет. Наркотики, психоактивные вещества и вейпы пробовали 13 % учащихся (причем большая часть в первый раз это сделали в 7-8 классах). Лишь 7% учеников 8-х классов продолжают время от времени употреблять их. На вопрос: почему я это сделал? Большинство ответили: из любопытства (53 %); желание быть взрослее (45 %). Называли и другие причины: модно, из-за скуки, подражания, стремление к самоутверждению.
Выводы: Наибольший рост заболеваемости подростков в России отмечается по классам так называемых «школьных» болезней, наиболее зависимых от образа жизни: нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, болезни органов пищеварения.
Причинами развития этих нарушений являются неправильный
режим питания, сна и отдыха, снижение двигательной активности, неконтролируемое использование различных гаджетов.
Вызывает беспокойство в состоянии здоровья учащихся 8-х классов СОШ №69 следующие показатели: состояние иммунитета; отклонение в массе тела (недостаточная масса); состояние кожных покровов и их образований.
Предложения. Рекомендовать учащимся:
Вариант 2
1. Подход к анализу психики ребенка, который рассматривает развитие через смену наиболее значимых, существенных для развития единиц, интегрирующих все остальные изменения:
2. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности:
3. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми:
4. Наука о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий и познавательных операций:
5. Категория отечественной возрастной психологии, обозначающая главный путь онтогенетического развития человека: овладение индивидом достижениями материальной и духовной культуры человека:
6 . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Закон психического развития, сформулированный Л. С. Выготским, согласно которому всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды: сперва – в социально плане, а затем – в психологическом плане:
7. Автором культурно-исторической теории развития психических функций является:
8. Центральное понятие концепции Э. Эриксона, обозначающее эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений:
9. Концепция краткого, сжатого во времени повторения в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм:
10. Представителями биогенетического подхода к исследованию онтогенеза психики являются:
11. Характеристики психологического возраста определяются:
12. Отечественная психология рассматривает ход детского развития как:
13. Феномен «зоны ближайшего развития» свидетельствует о:
14. Представителями социогенетического подхода к исследованию онтогенеза психики являются:
15. Хронологический возраст определяется:
16. Положительное эмоциональное отношение к окружающему, прежде всего социальному миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла, поддержки со стороны взрослых:
17. Поведенческий комплекс «гордость за собственные достижения» является психологическим новообразованием кризиса:
18. Знаково-символическая функция сознания формируется в:
19. Интимно-личностное общение является ведущим видом деятельности (периодизация Д. Б. Эльконина) в:
20. Непосредственно-эмоциональное общение выступает в качестве ведущего вида деятельности (периодизация Д. Б. Эльконина) в:
21. Система взглядов на объективный мир и место человека в нем:
22. Зрительное и слуховое сосредоточение является психологическим новообразованием:
23. Произвольность поведения и психической деятельности является психологическим новообразованием:
24. Условное обозначение вершины развития, момента наибольшего расцвета человеческой личности:
25. Отечественный психолог, создатель школы исследования зрелой личности, давшей новую оценку зрелости как этапа онтогенетического развития:
26. Важнейшими характеристиками зрелой личности являются:
27. Ощущение внутреннего единства, основывающегося на удовлетворенности от подведения человеком итогов своей жизни и осознание ее как единого целого — это:
28. Наиболее типичным психическим состоянием в старости является:
29. Старость — это период:
30. Согласно исследованиям школы П. Балтеса мудрость — это:
Вариант 3
1. Процесс индивидуального развития от рождения до смерти:
2. Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях:
3. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности:
4. Развитие, происходящее благодаря появлению новообразований и дифференциации частей целого:
5. Всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания:
6. Уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности:
7. Необратимое ослабление или распад психических функций:
8. Слитность, нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития человека:
9. Характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции:
10. Метод исследования, состоящий в сравнении результатов выполнения тех или иных экспериментальных заданий испытуемыми разного возраста:
11. Длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека:
12. Деятельность направленная на овладение социально выработанными способами употребления различных «культурных предметов»: орудий, игрушек, мебели, предметов одежды и пр.:
13. Автономная детская речь, являющаяся одним из этапов развития речи ребенка на ранних этапах онтогенетического развития характеризуется:
14. Выстраивание объектов в порядке возрастания или убывания признака:
15. Психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и проявляющийся в сосредоточенности подростка на своих переживаниях и фантазиях в ущерб активной внешней деятельности и общению:
16. Чрезмерно тесная связь между ребенком и взрослым, негативно влияющая на развитие личности ребенка и препятствующая формированию его самостоятельности и независимости:
17. В концепции развития личности Э. Эриксона:
18. Понятие «психологический возраст» было введено в психологию развития:
19. Вклад Л. С. Выготского в изучение специфики критических периодов состоит в том, что он первым из исследователей:
20. Специфика онтогенеза человека, в отличие от онтогенеза животных состоит в том, что:
21. По мнению Л. С. Выготского обучение и развитие соотносятся следующим образом:
22. В теории психического развития А. Н. Леонтьева- Д. Б. Эльконина- А. В. Запорожца:
23. По мнению Д. И. Фельдштейна жизнь взрослого человека- это:
24. Социализация взрослого:
25. По результатам исследований школы Б. Г. Ананьева в зрелости наибольшая часто проявляются:
26. Впервые в зарубежной психологии зрелый возраст был наиболее полно описан как возраст развития:
27. Приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами:
28. Одно из направлений психологии, возникшее как критическая реакция на ассоцианизм и структурную психологию, рассматривавшее сознание как динамическое целое полевого типа, каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными:
29. Сформулированный Э. Геккелем закон гласит- зародыши любого вида в своем эмбриональном развитии проходят примерно те же стадии, что и эволюционные предки данного вида, т.е. эмбриогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза:
30. Количественный показатель степени развитая тех или иных функций или структур, определенный на основе соотнесения референтных показателей с нормативными характеристиками, установленными для разных хронологических возрастов:
* В тесте частично были использованы материалы из работы Ермолаевой М. В. Психология зрелого и позднего возраста в вопросах и ответах.-М.,2004.-280 с. Правильные варианты ответов
Критерии оценки результатов тестирования по курсу возрастная психология
Ответы на вопросы для самопроверки пишите в комментариях,
мы проверим, или же задавайте свой вопрос по данной теме.