ВИДЫ ПОНЯТИЙ ИХ ВИДОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

Общая характеристика отношений между понятиями

Окружающий нас мир по своей природе —
очень сложная система. Проявляется эта
природа в том, что все предметы, которые
мы только можем себе представить, всегда
находятся во взаимосвязи с какимиилибо
другими предметами. Существование
одного обусловлено существованием
другого. Рассматривая отношения между
понятиями, необходимо дать определение
понятий сравнимых и несравнимых.
Несравнимые понятия далеки друг от
друга по своему содержанию и не имеют
общих признаков. Так, «гвоздь» и «вакуум»
будут несравнимыми понятиями.

Все понятия, которые нельзя назвать
несравнимыми, являются сравнимыми. Они
имеют некоторые общие признаки,
позволяющие определить степень
приближенности одного понятия другому,
степень их схожести и различия.

Сравнимые понятия имеют разделение на
совместимые и нее совместимые. Разделение
это проводится исходя из объемов данных
понятий. Объемы совместимых понятий
совпадают полностью или в части, и
содержание этих понятий не имеет
признаков, исключающих совпадение их
объемов. Объемы нее совместимых понятий
не имеют общих элементов.

В целях большей наглядности и лучшего
усвоения отношения между понятиями
принято изображать с помощью круговых
схем, называемых кругами Эйлера. Каждый
круг обозначает объем понятия, а каждая
его точка — предмет, содержащийся в его
объеме. Круговые схемы позволяют
представить отношение между различными
понятиями.

1. По объёму понятия делятся на единичные, общие и пустые.

Единичные понятия – их объём составляет единственный предмет.

Примеры: “великий Пушкин”, “моя мама”, “Чебурашка”, “Человечество”.

Общие понятия – число элементов их объёма больше единицы.

Примеры: “телевизор”, “ученик”, “кот”, “магнитный полюс Земли” и т.д.

Пустые понятия или понятия с нулевым объёмом, т.е. не обозначающие реальных предметов.

Примеры: “барабашка”, “вечный двигатель”, “незамкнутая окружность”.

2. По содержанию понятия делятся на виды:

а) конкретные и абстрактные понятия.

Конкретные понятия – предметные понятия, в которых мыслятся отдельные предметы, явления или их классы.

Примеры: “государство”, “личность”, “теория”, “дорога”, “бег”, “клубника”.

Абстрактные понятия отражают отвлечённые от предметов свойства и отношения.

Примеры: “масса”, “валентность”, “активность”, “свобода”, “белизна”, “вражда”.

б) абсолютные и относительные понятия.

Абсолютные (безотносительные) – понятия, в которых мыслимые предметы существуют вне зависимости от других.

Примеры: “осёл”, “часы”, “свет”, “дом”, “судьба”.

Относительные понятия – те, в которых мыслятся предметы, не существующие без связи с другими предметами (не входящими в объём данного понятия).

Примеры: “учитель” (“ученик”), “верх” (“низ”), “родители” (“дети”), “автор” (“произведение”), “часть” (“целое”).

в) положительные и отрицательные понятия.

Положительные понятия – понятия, в содержании которых мыслится наличие определённых признаков.

Отрицательные понятия – понятия, в содержании которых мыслится отсутствие определенных признаков.

Примеры: понятие “аморальный” предполагает отсутствие признака, свойства моральности, понятие “подлец” – наличие свойства подлости, поэтому “аморальный” – отрицательное понятие, а “подлец” – положительное. ” Ненормальный” – отрицательное понятие, а “сумасшедший” – положительное, если определять его как наличие свойства “сошествия с ума”.

Другие виды, на которые делят понятия, имеют меньшее значение.

3. В разных контекстах предметные понятия могут употребляться в собирательном и разделительном смыслах, в зависимости от того, может ли содержание понятия быть отнесено к каждому элементу его объёма или только ко всему объёму в целом.

Примеры. ” Чемпионы Олимпиады”, “спелые яблоки”, “звезда” – разделительные понятия. ” Команда чемпионов”, “килограмм яблок”, “созвездие” – собирательные понятия.

§ 4. Отношения между понятиями

Любые два понятия отличны по содержанию одно от другого. Все они делятся на сравнимые и несравнимые по отношению друг к другу.

Несравнимые понятия – понятия, в содержании которых нет ближайших общих признаков.

Примеры: “точка” и “независимость”; “крот” и “жевательная резинка”.

Cравнимые понятия имеют общие признаки в содержании.

Примеры: “точка” и “прямая”; “крот” и “барсук”.

В логике рассуждений важны отношения сравнимых понятий по объёму. Эти отношения делятся на два класса: совместимые понятия – понятия, чьи объёмы полностью или частично совпадают, и несовместимые понятия, чьи объёмы не имеют общих элементов. Каждый из этих классов делится на три вида отношений между понятиями, иллюстрируемых круговыми схемами.

Лекция 1. Понятие как форма мышления

1. Общая
характеристика понятия: способы
образования понятий;

структура
понятия (содержание, объем); виды понятий.

2. Логические
операции с понятиями.

3. Логические
отношения между понятиями.

Абстрактное
мышление, которое является предметом
логики – это процесс рационального
отражения объективного мира специфическими
средствами, а именно: понятиями,
суждениями, умозаключениями. Это основные
формы абстрактного мышления.

Понятие – это
элементарная мысленная абстракция,
входящая в состав абстрактного мышления.
Подчеркнем отличительные признаки
понятий от чувственных форм отражения
действительности (ощущение, восприятие,
представление.): 1) понятие лишено
наглядности образа, которая присуща
чувственным формам, выраженным в
представлении, которые мы либо видели,
либо знаем описание, либо создали их в
своем воображении; 2) представление
выражается в чувственных формах, объект
предстает в индивидуальности, во всех
живых подробностях, в понятиях выражаются
лишь существенные множества предметов;
3) понятие выражает внутренние, глубинные
связи предметов, что невозможно
осуществить в представлении, т.к. оно в
своей наглядности отражает внешнюю
сторону, благодаря переработке
представлений в понятия происходит
выявление сущности предметов.

Таким образом,
задача и логики и изучающий ее методы
и законы, научится отличать представления
и понятия в живом языковом материале,
так при работе с логическими структурами
необходимо удерживать мышление в режиме
абстрактной деятельности, отвлекаясь
от конкретного содержания предмета,
т.е. его наглядности, индивидуальности
и живых подробностей.

Понятие – это одна
из базовых форм мышления. В объективном
мире понятия не существуют. Они возникают
в нашем сознании, заменяя предметы и
процессы действительности, и выражаются
в языке. Понятия дают возможность
зафиксировать и передать знания с
помощью наименьшего количества знаковых
средств. Понятия отграничивают друг от
друга предметы и явления. Это становится
возможным благодаря тому, что понятия
фиксируют существенные признаки
предмета. Признаки предмета – это черты
сходства и различия предметов. Признаком
может быть не только то, что принадлежит
предмету
(Пиво -слабоалкогольный напиток),
но и то, что отсутствует (Дистилированная
вода – жидкость, не имеющая цвета и
запаха).

Каждому предмету
принадлежит множество разнообразных
признаков, которые подразделяют на
существенные
и несущественные. Существенные признаки
те, которые выражают его внутреннюю
природу, они фиксируют необходимые
свойства предмета: Студент-учащийся
высшего учебного заведения.
Несущественные
признаки
могут принадлежать, но могут и не
принадлежать предмету, они фиксирует
случайные свойства предмета: Студент
– тот, кто посещает все лекции без
исключения. Кроме
того, существенные и несущественные
свойства проявляются в общих
признаках (в них выражается тождество
предметов в чем-либо) и в отличительных
(в них выражены
различия предметов). Таким образом,
понятие – это мысленное отражение
предмета в форме единства его существенных
признаков.

Но существенное,
как известно, не лежит на поверхности,
его надо вскрыть, обнаружить, в результате
чего и возникают понятия. Поэтому понятия
формируются при помощи определенных
логических приемов.
Это: анализ,
синтез, сравнение, абстрагирование и
обобщение.

Материальной
основой понятий являются слова и
словосочетания. Однако между понятиями
и словами существуют различия, которые
хорошо видны в таких языковых особенностях,
как синонимы, омонимы, паронимы.

Существуют две
главные характеристики понятия:
содержание
и объем.
Они составляют логическую структуру
понятия. Содержание
понятия
– это совокупность существенных
признаков предмета или класса предметов.
Объем
понятия – это множество предметов,
обладающих теми свойствами, которые
отражаются в содержании понятия.
Например, понятие «деньги».
Содержанием этого
понятия будет совокупность его
существенных признаков, выраженная в
его определении: деньги
– это особый товар, выполняющий роль
всеобщего эквивалента.
Объемом
этого понятия будет множество предметов,
обладающих этими признаками:
франки, доллары, рубли, бумажные и т.д.

Содержание и объем
тесно взаимосвязаны, что выражается в
законе обратного соотношения:
увеличение содержания понятия ведет к
уменьшению его объема, и наоборот.

Для понятия важны
также еще такие характеристики, как
индивидуум,
вид и род.
Если элименты объема понятия не могут
быть частями содержания других понятий,
то они называются индивидуумы:
город Челябинск, Южно-Уральский
государственный университет, ВВ. Жириновский

Если объем одного
понятия включается в объем другого, то
первое понятие называется видом,
а второе понятие – родом.
Пример: чех,
русский, поляк
– эти понятия являются видом по отношению
к понятию славянин,
которое является родом по отношению к
трем перечисленным понятиям. В тоже
время, понятие
славянин
является видом по отношению к другому,
более широкому понятию, например, такому
как человек.
Таким образом,
видно, что характеристики вида и рода
относительны: одно понятие может быть
родом по отношению к другому и видом по
отношению к третьему.

§ 4. Виды понятий

§ 4. Виды понятий

В зависимости от специфики объема и содержания все понятия делятся на определенные виды. Дадим характеристику видов понятий по объему.

Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет. На­пример, «русский адвокат Федор Никифорович Плевако (1842-1908)», «Орга­низация Объединенных Наций», «столица Российской Федерации» и другие.

Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопре­деленному числу предметов. Например, «человек», «прокурор», «преступле­ние» и другие. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представля­ют собой классы реально не существующих предметов и существование ко­торых в принципе невозможно. Например, «преступник, не совершавший преступления», «гражданский военный юрист», «равносторонний прямо­угольный треугольник», «домовой» и другие. От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существует в настоя­щее время, но существовали в прошлом или существование которых воз­можно в будущем. Например, «Демокрит», «термоядерная электростанция». Такие понятия не являются нулевыми.

Рассмотрим виды понятий по содержанию.

Конкретные – это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее. Например, «держа­ва», «реформа», «международный договор», «норма права», «юрист» и другие.

Абстрактные – это понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков (свойство, отношение) предмета, взятый отдельно от самого предмета. Например, «белизна», «несправедливость», «честность». В действи­тельности существуют белые одежды, несправедливые действия, честные лю­ди. Но белизна, несправедливость, честность как отдельные, чувственно вос­принимаемые вещи не существуют. Абстрактные понятия кроме отдельных свойств предмета отражают и отношения между предметами. Например, «не­равенство», «подобие», «тождество», «сходство» и другие. Абстрактные поня­тия, выраженные на русском языке, не имеют множественного числа.

Относительные – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, су­ществование одного из которых предполагает существование другого. Например, «родители» – «дети», «ученик» – «учитель», «начальник» – «подчи­ненный», «истец» – «ответчик» и другие.

Безотносительные – это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета. На­пример, «инвестиция», «правило», «сепаратизм» и другие.

Положительные – это понятия, содержание которых составляют свойст­ва, присущие предмету. Например, «проницательность», «грамотный чело­век», «живущий по средствам», «говорящий по-английски» и другие.

Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывает­ся на отсутствие у предмета определенных свойств. Например, «не живущий по средствам», «не говорящий по-английски», «несправедливость» и другие. В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отри­цательными приставками «не» и «без» («бес»). Например, «неграмотный», «неверующий», «беззаконие», «беспорядок», а в словах иностранного проис­хождения – чаще всего с отрицательной приставкой «а». Например, «агности­цизм», «аноним», «аморальный».

Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без нее не употребляется, то понятия, выраженные такими словами, являются положи­тельными. Например, «ненастье», «беспечность», «ненависть», «неряха». В рус­ском языке нет понятия «нависть», «настье» и т.д. Частица «не» в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а потому понятия «ненависть», «ненастье» и другие являются положительными, так как выражают наличие у предмета определенного качества может даже и плохого, отрицательного – не­ряшливость, беспечность, алчность. Поэтому подобная логическая характери­стика понятия иногда не совпадает, к примеру, с моральной оценкой предме­та или явления, отраженного в понятии. К примеру, понятия «преступление» и «война» в логике квалифицируются как положительные, хотя в жизни рас­сматриваются как отрицательные, нежелательные явления.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое. Например, «лес», «созвездие», «кол­лектив» и другие. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия. Собирательные понятия бывают общими («роща», «хор») и единичными («созвездие Большая Медведица», «военный блок НАТО»).

Несобирательные – это такие понятия, содержание которых можно от­нести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием. Например, «дерево», «звезда», «человек» и другие.

Определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Так, понятие «ракета» по объему является общим (в нем мыслится более одного предмета: ракета космическая, боевая, сигнальная, управляемая, неуправляемая, одно- и многоступенчатая и т.д.), нерегистрирующим (относится к неопределенному числу предметов, так как мы не можем точно сказать, сколько предметов мыслится в данном поня­тии); по содержанию – конкретным (мыслится совокупность предметов как не­что самостоятельно существующее), положительным (характеризует присущее предметам свойство двигаться под действием реактивной силы, возникающей при отбросе массы сгорающего ракетного топлива), безотносительным (мыс­лятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от других предметов), несобирательным (содержание данного понятия можно отнести к каждому предмету, мыслимому в понятии).

Аналогичным образом подходим к логическому анализу, например, поня­тия «рассеянная невнимательность», которое является общим, нерегистрирую­щим, абстрактным, отрицательным, безотносительным, несобирательным.

Если понятие имеет несколько значений, то логическая характеристика ему дается в соответствии с каждым значением. Так, понятие «музей» имеет два значения: а) здание и б) собрание интересных предметов.

В первом значении это понятие общее, нерегистрирующее, конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное.

Во втором значении – общее, нерегистрирующее, конкретное, положи­тельное, безотносительное, собирательное.

Таким образом, осуществленная логическая характеристика предложен­ных понятий помогла уточнить их содержание и объем, что дает возмож­ность более точного употребления данных понятий в процессе рассуждения.

§ 4. В ИДЫ ПОНЯТИЙ
Понятия делятся на виды по:

количественным характеристикам объемов понятий;

типу обобщаемых предметов;

характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы. Большей частью эта классификация относится к простым понятиям

§ 4. Виды понятий
В зависимости от специфики объема и содержания все понятия делятся на определенные виды. Дадим характеристику видов понятий по объему. Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет. На­пример, «русский адвокат Федор Никифорович Плевако

Виды понятий
Исходя из объема и содержания рассматривают следующие виды понятий:1) общие, единичные и нулевые;2) конкретные и абстрактные;3) собирательные и несобирательные;4) регистрирующие и нерегестрирующие;5) положительные и отрицательные;6) безотносительные и

1.2. Виды понятий
Все понятия по объему и содержанию делятся на несколько видов. По объему они бывают единичными (в объем понятия входит только один объект, например: Солнце, город Москва, первый президент России, писатель Лев Толстой), общими (в объем понятия входит много

§ 4. В ИДЫ ПОНЯТИЙ
Понятия (классы) делятся на пустые и непустые. О них шла речь в предыдущем параграфе. Рассмотрим виды непустых понятий. По объему они делятся на: 1) единичные и общие, (последние — на регистрирующие и нерегистрирующие); по типу обобщаемых предметов — на 2)

§ 4. В ИДЫ ПОНЯТИЙ
Понятия делятся на виды по:

количественным характеристикам объемов понятий;

типу обобщаемых предметов;

характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы. Большей частью эта классификация относится к простым понятиям

Глава II. Виды понятий

Глава II. Виды понятий
До сих пор речь шла о понятии вообще. Но в практике мышления функционирует великое множество вполне определенных, и притом самых разнообразных, понятий. Как же разделить их на виды? Это можно сделать в соответствии с двумя фундаментальными

Виды понятий по их содержанию

1. Виды понятий по их содержанию
Объективные различия между предметами мысли отражаются в различиях между понятиями прежде всего по их содержанию. В соответствии с этим признаком понятия делятся на следующие наиболее значимые группы. Конкретные и абстрактные понятия.

Виды понятий по их объему

2. Виды понятий по их объему
Различия между предметами мысли находят свое отражение также в различиях между понятиями по их объему. Но если виды понятий по их содержанию характеризуют качественные различия этих предметов, то виды понятий по их объему — количественные

Глава II. Виды понятий

1. Виды понятий по их содержанию
Конкретные и абстрактные понятия1. Определите, какие из следующих понятий являются конкретными, а какие — абстрактными:
«гражданин», «ответственность», «равенство», «законность», «ответственный человек», «вина»,

1. Виды понятий по их содержанию
Конкретные и абстрактные понятия1. Определите, какие из следующих понятий являются конкретными, а какие — абстрактными:
«гражданин», «ответственность», «равенство», «законность», «ответственный человек», «вина», «неприкосновенность

2. Виды понятий по их объему
Пустые и непустые понятия1. Укажите, какие понятия относятся к пустым, а какие к непустым:
«Вселенная», «марсианин», «ангел», «гомункулюс», «ихтиандр», «дед Мороз», «любящая свекровь», «государство, свободное от преступлений», «права без

11. Виды понятий
В современной логике принято делить понятия на: ясные и размытые; единичные и общие; собирательные и несобирательные; конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; безотносительные и соотносительные. Четкость отражения значительно выше у

Аналитики понятий глава первая О способе открытия всех чистых рассудочных понятий

Аналитики понятий глава первая
О способе открытия всех чистых рассудочных понятий
Когда начинают применять познавательную способность, то в различных случаях возникают различные понятия, дающие возможность познать эту способность; если наблюдение их производилось

Совместимые понятия

Отношения совместимости могут быть
трех видов. Сюда входят равнозначность,
перекрещивание и подчинение.

Равнозначность. Отношение
равнозначности иначе называется
тождеством понятий. Оно возникает между
понятиями, содержащими один и тот же
предмет. Объемы этих понятий совпадают
полностью при разном содержании. В этих
понятиях мыслится либо один предмет,
либо класс предметов, содержащий более
чем один элемент. Говоря более просто,
в отношении равнозначности находятся
понятия, в которых мыслится один и тот
же предмет.

В качестве примера, иллюстрирующего
отношения равнозначности, можно привести
понятия «равносторонний прямоугольник»
и «квадрат». В этих понятиях содержится
отражение одного и того же предмета —
квадрата, значит, объемы этих понятий
полностью совпадают. Однако содержание
их различно, потому что каждое из них
содержит разные признаки, характеризующие
квадрат. Отношение между двумя подобными
понятиями на круговой схеме отражается
в виде двух полностью совпадающих кругов
(рис. 1).

Пересечение (перекрещивание).
Понятиями, находящимися в отношении
пересечения, признаются те, объемы
которых совпадают частично. Объем
одного, таким образом, частично входит
в объем другого и наоборот. Содержание
таких понятий будет разным. Схематичное
отражение отношение пересечения находит
в виде двух частично совмещенных кругов
(рис. 2). Место пересечения на схеме для
удобства штрихуется. Примером могут
служить понятия «селянин» и «тракторист»;
«математик» и «репетитор». Та часть
круга А, которая не пересечена с кругом
В, содержит отражение всех селян — не
трактористов. Та часть круга В, которая
не пересечена с кругом А, содержит
отражение всех трактористов, которые
не являются селянами. В месте пересечения
кругов А и В мыслятся селяне-трактористы.
Таким образом, получается, что не все
селяне есть трактористы и не все
трактористы являются селянами.

Подчинение (субординация). Отношение
субординации характерно тем, что объем
одного понятия полностью входит в объем
другого, но не исчерпывает его, а
составляет лишь часть.

В таком отношении находятся, к примеру,
понятия «планета» и «Земля»; «спортсмен»
и «боксер»; «ученый» и «физик». Как
несложно заметить, здесь объем одних
понятий шире, чем других.

Ведь Земля суть планета, но не каждая
планета является Землей. Кроме Земли
есть еще Марс, Венера, Меркурий и еще
множество планет, в том числе неизвестных
человеку. Та же ситуация возникает и в
других приведенных примерах. Не каждый
спортсмен — боксер, но боксер — это
всегда спортсмен; любой физик есть
ученый, но, говоря об ученом, мы не всегда
подразумеваем физика и т.д. Здесь одно
из понятий является подчиненным, другое
— подчиняющим. Очевидно, что подчиняет
понятие, имеющее больший объем. Подчиняющее
понятие обозначается буквой А, подчиненное
— буквой В. На схеме отношение подчинения
отображается в виде двух кругов, один
из которых вписан в другой (рис 3).

Когда в отношение подчинения входит
два понятия, каждое из которых является
общим (но не единичным), понятие А (подчии
няющее) становится родом, а В (подчиненное)
— видом. То есть понятие «планета» будет
родом для понятия «Земля», а последнее
есть вид. Бывают случаи, когда отдельное
понятие может быть одновременно и родом,
и видом. Это происходит, если понятиее
AB Рис. 2 род, содержащее в себе понятиеевид,
относится к третьему понятию, которое
шире последнего по объему. Получается
тройное подчинение, когда более общее
понятие подчиняет менее общее, но
одновременно находится в отношении
подчинения с другим, имеющим больший
объем. В качестве примера можно привести
следующие понятия: «биолог», «микробиолог»
и «ученый». Понятие «биолог» является
подчиняющим по отношению к понятию
«микробиолог», но подчинено понятию
«ученый».

Возможна ситуация, когда в отношение
подчинения вступают общее и единичное
понятия. В этом случае общее и по
совместительству подчиняющее понятие
является видом. Единичное понятие
становится по отношению к общему
индивидом. Такой вид отношения иллюстрирует
подчинение понятия «Земля» понятием
«планета». Также можно привести следующий
пример:

«русский писатель» — «Н. Г. Чернышевский».

Любое понятие имеет содержание и объем.

Содержанием понятияявляется
совокупность характеризующих его
предмет существенных признаков,
подразумевающихся в данном понятии.

Объем понятиясоставляет совокупность
или множество предметов, которое мыслится
в понятии. Достаточным содержанием для
образования понятия «равнобедренный
прямоугольный треугольник» будет
указание на наличие в составе геометрической
фигуры двух углов, равных 45°. Объемом
же такого понятия станет вся совокупность
возможных равнобедренных треугольников.

Любое понятие может быть полно
охарактеризовано при помощи определения
его содержания (иными словами — смысла)
и установления предметов, с которыми
данное понятие имеет определенные
связи.

Независимо от сознания человека в
окружающем мире существуют различные
предметы. Эти предметы характеризуются
множеством. Множество может быть конечным
или бесконечным. Если количество
предметов, входящих в множество, поддается
исчислению, множество считается конечным.
Если такие предметы не поддаются
исчислению, множество называют
бесконечным. Необходимо упомянуть об
отношениях включения, принадлежности
и тождества.

Отношение включения— это отношение
вида и рода. МножествоАявляется
частью или подмножеством множестваВ,
если каждый элементАесть элементВ. Отражается в виде формулыАсВ(множествоАвходит в множествоВ).
В отношении принадлежности класс а
принадлежит классуАи записывается
как ає А.

Отношение тождества подразумевает, что
множества АиВсовпадают. Это
закрепляется какА ≡ В.

Содержание понятия называется его
интенсиональностью, а его отношение
к какиммлибо объектам —экстенсиональность.

Интенсиональность понятий. Чаще
всего в процессе толкования термина
«содержание понятия» его определяют в
качестве понятия как такового. В этом
случае подразумевается, что содержание
понятия есть система признаков, при
посредстве которых предметы, содержащиеся
в понятии, обобщаются и выделяются из
массы других. Иногда под содержанием
понимается значение понятия или все
взятые вместе существенные признаки
предмета, содержащиеся в понятии. В
некоторых исследованиях содержание
понятия отождествляется со всем
комплексом сведений, которые известны
о данном предмете.

Из сказанного выше видно, что содержанием
понятия является некая информация,
содержащая сведения о предметах,
явлениях, процессах, входящих в данное
понятие. Эти сведения необходимы для
образования понятия, определения его
формы и рационального рассмотрения.
Такими сведениями может быть любая
информация о предмете, позволяющая
выделить его из массы однородных (и
неоднородных) предметов и четко определить
его характеристики. Другими словами,
это информация о существенных и иных
признаках предмета.

В процессе общения с точки зрения
эффективности передачи информации
особый интерес вызывает такой элемент
содержания понятия, как коннотация. Она
в большей или меньшей степени характерна
для языков разных стран и в очень большой
степени — для русского языка. Это
всевозможные вариации произношения,
интонации, ударения на отдельные слова,
этические, эстетические, этнические,
профессиональные, уменьшительно-ласкательные
и другие оттенки и окрасы понятий,
применяемые в речи. Такие вариации могут
приводить к изменению значения понятия
без изменения его словесной формы, а
изменение словесной формы чаще всего
приводит к изменению значения. Например,
слова «книга» — «книжонка»; «бабка» —
«бабушка» — «бабуля» вполне иллюстрируют
коннотацию.

Необходимо сказать о так называемой
величине содержания понятий. Она
неразрывно связана с их объемом. В данном
случае подразумевается способность
одних понятий быть шире, чем другие, и
тем самым как бы «перекрывать» их.
Например, понятие «наука» по содержанию
значительно больше, чем понятие «логика»
и перекрывает последнее. При характеристике
первого понятия можно использовать, а
можно и не использовать второе, а заменить
его другим или вообще обойтись иными
средствами. Однако, давая характеристику
понятию «логика», нам неизбежно придется
использовать понятие «наука». Понятие
«наука» в данном случае является
подчиняющим, а «логика» — подчиненным.
Возьмем для примера два других понятия
— «вертолет» и «самолет». Эти понятия
по отношению друг к другу не являются
подчиненным и подчиняющим. Дать
определение одного из них, используя
другое, практически невозможно.
Единственным признаком, связывающим
эти два понятия, является то, что их
предметы есть приспособления для
совершения полетов. Подчиняющим понятием
как для первого, так и для второго будет
«летательный аппарат».

Таким образом, сравнению по величине
содержания объема подлежат лишь
подчиненные и подчиняющие понятия.

Экстенсиональность понятий. Любое
понятие отражает какой-либо предмет,
содержит признаки, характеризующие и
отделяющие его от других предметов.
Этот предмет всегда связан с другими
предметами, которые не входят в содержание
данного понятия, однако имеют признаки,
частично повторяющие признаки предмета,
отраженного в понятии. Эти предметы
составляют особую группу. Такую группу
можно определить как совокупность
объектов, характеризующихся наличием
общих признаков, закрепленных хотя бы
одним понятием.

Однако одного только отражения предмета
тем или иным понятием недостаточно.
Предмет, который существует реально, и
предмет как объект мысли не тождественны.
Это связано с представлением абстрактного
(мнимого, мыслимого) и реального (имеющего
реальное воплощение) предмета.

Абстрактный предмет— это мыслительная
конструкция, которая может точно отражать
признаки, свойства предмета, но может
и содержать ошибку или неточность. В
данном контексте можно определить объем
понятия как совокупность абстрактных
предметов, относящихся к нему.

Таким образом, реальный предмет — это
объект материального мира, обладающий
присущими только ему характерными
признаками. Абстрактный предмет не
имеет материального воплощения и
характеризуется только информацией о
своей принадлежности к какому-либо
понятию.

К вопросу о принадлежности к понятию
существует два подхода, согласно которым
объем понятия может быть объемом
разнообразия или количественным. Первый
подход подразумевает, что в объем понятия
входит несколько других понятий.
Соответственно, это последнее понятие
является общим для всех входящих.
Например, в понятие «летательный аппарат»
входят «самолет», «вертолет», «дирижабль»
и другие, поэтому оно является общим.
Этот подход показывает наличие
достаточного количества элементов,
входящих в объем предмета, соответственно,
такой объем именуется объемом разнообразия.

К понятию имеют отношение не только
сами предметы, но и категории, этим
предметам свойственные. Объем же понятия
составляет вся совокупность предметов,
связанных с ним. Понятие, а соответственно,
характеризующие его содержание и объем
являются мыслительными образованиями.
Поэтому объем понятия не может состоять
из реальных предметов, как не может
мысль о воде состоять из самой воды. Он
состоит из мысленных отражений этих
предметов и их свойств. Главным условием
является то, что такие отражения, мысль
о предметах, должны подпадать под
признаки, подразумевающиеся в понятии.
Реальными понятие и предметы, входящие
в его объем, делает представление о
реальности этих предметов. Таким образом,
количественным объемом понятия можно
назвать объем, составленный из мысленных
отражений реально существующих предметов,
соответствующих данному понятию.

Следует всегда помнить о правильности
обращения с любыми логическими
категориями. Так, возможна ошибка,
связанная с объемами понятий. Недопустимо
отождествлять части предмета и части
объема понятия об этом предмете. В
противном случае часть физического
предмета (колесо автомобиля, крыло
самолета, оружейный ударник) отождествляется
с самостоятельными предметами, мысленные
отражения которых входят в объем
соответствующего понятия.

Необходимо также упомянуть о пустых
объемах. В некоторых случаях может идти
речь о так называемых пустых объемах.
Есть два варианта возникновения пустого
объема: вспомним, что в понятие входит
не сам предмет, а лишь его мысленное
отражение. Поэтому, если предмет,
отраженный в понятии, противоречит
объективным физическим законам, объем
такого понятия считается пустым. Это
происходит либо с понятиями, содержащими
фантастические предметы, либо с понятиями
о предметах, существование которых
невозможно (например, вечный двигатель).
В другом случае подразумеваются
самопротиворечащие (ложные) понятия.
Они имеют содержание при пустых объемах.

Разные случаи существования объемов
изучает формальная логика. Она
рассматривает мышление с точки зрения
его экстенсиональности. Или, другими
словами, в экстенсиональном контексте.
В рамках формальной логики мышление
представляется процессом осуществления
различных операций с объемами понятий
без рассмотрения содержания этих
понятий. Цель формальной логики—
определить истинность либо ложность
понятий, опираясь лишь на их объемы.

Если есть формальная логика, занимающаяся
изучением только объемов понятий,
разумно было бы предположить и
существование логики содержания, которая
занималась бы изучением содержательной
стороны понятий и суждений. Объектомрассмотрения логики содержания должна
быть интенсиональная часть мышления,
взаимодействие содержания различных
понятий и степень правильности отражения
в понятиях и суждениях объективного
мира.

Логика изучает понятия и суждения о
предметах реального мира. Понятия есть
лишь мысленные отражения реально
существующих предметов. Однако понятие
подразумевает существование своего
предмета. Тут возникает понятие
модальности. Модальность — это способ
существования определенного объекта
или процесса (онтологическая модальность).
Существует также понятие логической
модальности. Это способ понимания,
получение заключения об объекте, явлении
или процессе.

Логическое существование можно назвать
абсолютным, так как этим понятием
определяется существование само по
себе, существование как оно есть, без
привязки к какому-либо конкретному
объекту.

Существование может быть следующих
видов:

1) чувственное. Это существование
объектов, процессов и явлений,
воспринимаемое человеком. Чувственное
существование может быть объективным
и субъективным. Первое подразумевает
реальное существование объекта,
отраженного в восприятии человека.
Такой объект существует независимо от
воспринимающего. Второе (субъективное)
существование отражает не реальные
предметы, процессы и явления, а лишь
мнимые. Это может быть фантазия человека,
его мысль о чем-либо, мечта, образ;

2) скрытое существование. Интересно
тем, что его предметы скрыты от восприятия
человека в силу определенных причин.
Может быть объективным и субъективным.

Объективное. Причиной невозможности
восприятия реально существующих объектов
является неспособность органов чувств
человека к восприятию микроскопических
объектов, различного рода волн,
электромагнитных полей и других подобных
явлений.

Субъективное. Сюда следует
отнести существование не осознаваемых
психологических особенностей, входящих
и составляющих подсознание. Это различные
стремления, инстинкты, влечения, комплексы
и т.д.

Объем понятия может существовать или
в чувственном, или в скрытом виде
существования, независимо от того,
объективно оно или нет. Однако такая
зависимость возникает при совершее нии
ошибки. Будучи определенным не в свой
вид существования, объем становится
пустым.

При этом нельзя забывать, что виды
существования иногда не имеют четких
границ. В зависимости от обстоятельств
один из этих видов может перетекать в
другой — скрытое существование может
стать чувственным, объективное —
субъективным. Поэтому зачастую и объем
понятия может оказаться не пустым.
Необходимо в каждом случае рассматривать
объем понятия отдельно.

Отношение категорий внутри понятия
подчиняется логичее ским законам и
имеет свою специфику. Так, особенности
действия содержания и объема понятия
друг на друга отражены в законе обратного
отношения содержания и объема понятий.
Этот закон основан на логической природе
понятий. Взяв два понятия, мы можем
заметить, что одно из них шире другого
по объему, другое же входит в объем
первого. Однако понятие, входящее в
объем другого (имеющего, соответственно,
меньший объем), в содержании отражает
больше признаков, более насыщено ими.
Именно это явление положено в основу
закона обратной связи, который звучит
так: чем шире объем понятия, тем его
содержание уже, чем богаче содержание,
тем меньше объем. Суть данного закона
состоит в том, что чем меньше информации
о предмете отражено в содержании понятия,
тем шире класс предметов и неопределеннее
состав. Например, понятие «самолет»
бедно содержанием, но при этом в объем
включает самолеты различных видов, фирм
и конструкций. Расширяя содержание, мы
добавляем еще одно характеризующее
слово и получаем понятие «пассажирский
самолет». Теперь объем понятия значительно
сузился, однако содержит еще значительное
количество предметов. Понятие «пассажирский
самолет “Боинг”» имеет почти
максимально широкое содержание, однако
класс предметов, входящий в объем, теперь
четко очерчен и немногочислен. Таким
образом можно сузить объем понятия за
счет расширения его содержания вплоть
до одного предмета.

Логические приемы образования понятий

Для человека, занимающегося научными
изысканиями, постоянно необходимо
получать новую информацию. Для этого
ученый читает множество литературы по
избранному предмету, ведет наблюдение,
делает опыты. Однако вся эта деятельность
была бы бесполезной, если бы не приводила
к образованию новых понятий. Иными
словами, полученная информация в таком
случае так и осталась бы лишь информацией,
не облеченной в форму, пригодную для
закрепления и передачи.

Именно поэтому необходимо знать о
приемах образования понятий. Такими
приемами являются:абстрагирование,
анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Абстрагирование— это прием
образования понятий, при котором
необходимо отвлечься от ряда несущественных
признаков предмета, отринуть их и
оставить лишь существенные. В процессе
абстрагирования значительную роль
играет сравнение.

Анализ— это мысленное дробление
предмета, процесса или явления на
составные части с целью установления
взаимодействия этих частей и взаимосвязей
между ними, а также выявления происходящих
внутри исследуемого объекта процессов.
Анализ необходим для получения отражения
уже существующего понятия.

Синтез— это мысленная сборка
составных частей предмета, явления или
процесса воедино. Синтез — это процесс,
обратный анализу, и обычно используется,
когда последний уже проведен. Зачастую
мысленному синтезу предшествует, если
речь идет о предмете, практическая
сборка данного предмета со строгим
соблюдением последовательности
постановки составных частей. Синтез
применяется для создания новых понятий
на основе уже существующих, подвергнутых
синтезу, или выявления неточностей в
понятии, а также внесения в эти понятия
изменений.

Сравнение— это мысленное установление
сходства или различия предметов по
существенным или несущественным
признакам.

Обобщение— мысленное объединение
группы предметов в новый ряд или
добавление одного предмета в уже
существующий на основе присущих этим
предметам признаков. Сравнение и
обобщение позволяют достичь большей
точности в суждениях, отделить одно от
другого или, наоборот, объединить
несколько предметов в одну группу
(класс). Как факультативный признак,
способствуют лучшему усвоению информации
человеческим мозгом.

Все логические приемы образования
понятий имеют важнейшее значение. Они
связаны между собой, их невозможно
представить один без другого. Часто
применяются вместе или предшествуют
один другому.

Логическая характеристика понятий

Мы уже рассмотрели
виды понятий, классифицированные по
объему и содержанию. На основе этой
класификаци осуществляется логическая
характеристика понятия. Пример:

декан
– понятие обще, нерегистрирующее,
конкретное, относительное, положительное,
несобирательное;

тусовка
– понятие общее, нерегестрирующее,
абстрактное, безотносительное,
положительное, несобирательное (но
может быть и собирательным).

Таким образом,
логическая характеристика понятия
помогает уточнить его объем и содержание,
и, наоборот, что в совокупности дает
возможность более точного употребления
понятий в соответствующем ему контексте.

Все понятия,
отражающие различные предметы, находятся
между собой в определенных отношениях,
также как и сами предметы. Поэтому при
анализе понятий в их взаимодействии
необходимо правильно определить их
объем и внимательно анализировать
возможные совпадения элементов объемов
каждого из них.

Виды
отношений между понятиями
выделяются в зависимости от их содержания
(сравнимые несравнимые) и объема
(совместимые несовместимые).

Если понятия
далеки друг от друга по содержанию, не
имеют общих признаков, то они называются
несравнимыми:
безответственность
и пейджер; тяжелый рок и инфляция. Все
остальные понятия называются сравнимыми,
т.е. имеющие некоторые общие признаки:
безответственность
и – прогул; тяжелый рок и хип-хоп.

Все сравнимые
понятия делятся по объему: совместимые
(если объемы
этих понятий совпадают полностью или
частично) и несовместимые
(объемы не совпадают ни в одном своем
элементе).

Совместимые
подразделяются на: равнозначные
(Л. Н.
Толстой и
автор романа
«Война и мир);
перекрещивающиеся
(студент
и спортсмен,
т.е. есть спортсмены,
которые одновременно являются студентами,
значит элементы их объемов частично
совпадают, перекрещиваются); выражающие
подчинение
(кошка
и млекопитающее,
первое понятие входит в объем второго,
т.е. подчиняется ему). Несовместимые
понятия подразделяются на: соподчиненные
(береза,
ель,
дерево,
где первое и второе понятия входят в
объем третьего, вместе со-подчиняются
ему); противоположные
(большой
дом и маленький
дом);
противоречащие (большой
дом и небольшой
дом).

Лекция 2. Логические
операции с понятиями.

В основе логичеcких
операций с понятиями лежат родо-видовые
отношения

Понятия
подразделяются с точки зрения объема
и с точки зрения содержания. По объему
выделяют
следующие: единичные,
общие, универсальные (всеобщие), а
также пустые
(нулевые).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *