ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ О ПОДХОДАХ К ОБРАЗОВАНИЮ

Ответы на вопросы к аттестации педагогических работников

НЕВЫДУМАННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

1. Какой нормативноправовой документ регулирует общественные отношения в сфере

1. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

√2. Закон «Об образовании в Российской Федерации»

3. Конституция РФ

4. Федеральная целевая программа развития образования на 20112015 гг.

2. Официальным источником опубликования нормативных правовых актов

Министерства образования и науки РФ является?

1. « Собрание законодательства»

√2. « Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», и

3. « Вестник образования»

4. « Бюллетень Минобрнауки РФ»

3. В каком документе закреплены основные положения о правах ребенка?

1. Конвенция о правах ребенка

2. Всеобщая декларация прав человека

√3. Международный пакт о гражданских правах

4. Конституция РФ

4. Сторонами трудового договора в образовательной организации являются:

√1. руководитель образовательной организации и педагог

2. учредитель образовательной организации и педагог

3. руководитель образовательной организации и коллектив образовательной организации

4. образовательная организация (юридическое лицо) и педагог (физическое лицо)

5. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни общего образования:

√1. дошкольное и начальное общее образование, основное общее и среднее общее

2. дошкольное и начальное общее образование

3. основное общее и среднее общее образование

4. дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование,

среднее общее образование.

6. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни профессионального

√1. среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, специалитет,

магистратура), высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

2. высшее образование, подготовка кадров высшей квалификации;

3. дополнительное образование;

4. высшее образование –

7. Возможно ли получение образования в образовательной организации в Российской

Федерации на языке других народов?

1. невозможно2. право муниципального образования на отдельной территории

√3. возможно получить дошкольное, начальное и основное общее образование на родном

языке из числа народов России

4. в случае, когда большинство учащихся (и их родителей) этого класса проголосовали за

обучение на другом языке

8. С какими из перечисленных документов администрация образовательной

организации обязана знакомить ребенка и его родителей (законных представителей)

1. правила внутреннего трудового распорядка

2. должностные инструкции педагогов

3. правила поведения обучающихся

√4. устав образовательной организации

9. Что является предметом педагогики?

; ;

√3. образование как педагогический процесс4. развитие

10. Какой из подходов в педагогике называется аксиологическим?

√1. ориентация на личность

2. организация образовательного процесса в режиме диалога

3. ориентация на деятельность

4. ориентация на представление о ценностях

11. Какой компонент образовательного процесса является системообразующим?

2. внеклассное мероприятие

3. контрольная работа

4. домашнее задание

12. Какая характеристика наиболее эффективна для формирования коллектива?

1. общие цели

2. прочное авторитарное руководство коллективом

3. отсутствие конфликтов между учащимися

√4. знание педагогом теории коллектива

13. Ведущим в становлении человека как личности является:

2. наследственность и среда

14. В трудах какого педагога классноурочная форма занятий получила впервые

√1. Я.А. Коменский

2. К.Д. Ушинский

3. Н.И. Пирогов

4. Джон Локк

15. Методы формирования сознания личности включают:

2. авторитет учителя

16. Какой из ниже перечисленных документов не регламентирует образовательного

1. учебный план

√2. методическое пособие

3. учебная программа

17. Что такое дидактика?

1. теория воспитания

2. теория обучения

√3. теория обучения, образования и воспитания

4. часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных

18. Процесс усвоения социальных норм, ценностей, типичных форм поведения

19. В процессе педагогического взаимодействия между учителем и обучающимися

1. система установления благоприятных отношений между воспитанником и воспитателем;

√2. система научнообоснованных методов и приемов, способствующих установлению таких

отношений между воспитателем и воспитанником, при которых достигается заданная цель;

3. педагогическая деятельность воспитателя, умеющего вести воспитанников за собой;

4. система воспитывающих ситуаций.

21. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует

применению знаний на практике?

3. культурологический4. творческий

22. Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств

1. проблемный метод√2. технология сотрудничества и взаимообучения

3. вербальный метод4. метод наглядности

23. Усвоение знаний и овладение обобщенными способами действий является

1. совместной деятельности учителя и ученика

2. учебной деятельности

3. педагогической деятельности

√4. все ответы верны

1. инспекция по делам несовершеннолетних и школа

2. педсовет и методическое обучение учителей

√3. социальные институты, обеспечивающие обучение и воспитание человека

4. Министерство образования и областное управление образованием

25. Индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как

отражающей системы, определяющей все другие психические явления, составляет суть:

1. системного подхода

2. принципа развития

√3. принципа личностноориентированного подхода

4. принципа детерминизма

26. Для волевого регулирования поведения и деятельности необходимы действия:

27. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

28. По И. П. Павлову классификацию типов темперамента необходимо строить с учетом:

1. соотношения жидкостей в организме человека

√2. особенностей функционирования нервной системы

3. строения тела

4. преобладания правого или левого полушария головного мозга

1. послушание ребенка

√2. отсутствие нарушений в межличностных отношениях

3. предсказуемость поведения

4. качественные преобразования в психическом развитии

типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику психического

развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно

своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

1. ведущая деятельность

√2. социальная ситуация развития

3. социальная имитация

4. все ответы не верны

31. Мировоззрение и профессиональные интересы являются личностными

2. младшего школьного

√4. старшего школьного

32. Ведущим видом деятельности подростка является:

2. учебнопрофессиональная деятельность

3. эмоциональное общение

√4. общение со сверстниками

33. В теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготский,

рассматривая вопрос о взаимоотношении обучения и развития, показал, что не всякое

1. его актуального развития

√2. его ближайшего развития

3. его перспективного развития

34. Кто является автором теории поэтапного формирования умственных действий?

√1. П.Я. Гальперин

2. Ж. Пиаже

3. К. Роджерс

4. Л.С. Выготский

35. Кто одним из первых в нашей стране разработал психологопедагогическую

концепцию проблемного обучения?

1. В.В. Давыдов

√2. Л.В. Занков

3. Л.С. Выготский

4. А.М. Матюшкин

действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально

поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в

самоконтроль и самооценку

4. педагогическая деятельность

37. Средством невербального общения не является:

1. контакт глазами

3. поза и жесты

38. Соглашение путем взаимной уступки при столкновении какихлибо интересов,

39. Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в

переживания в другого человека – это:

40. Механизм социального восприятия, в основе которого лежит способность человека

представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению – это социальная

41. Федеральный государственный образовательный стандарт это документ,

1. структуру программ развития и воспитания, реализуемых в образовательном учреждении

2. требования к результатам освоения основной образовательной программы, к ее структуре и

3. предмет и объект деятельности педагогических работников образовательных учреждений

√4. основные образовательные программы начального, основного и общего среднего

42. Совокупность взглядов, представлений, идей, направленных на изучение и

объяснение педагогических явлений, называется:

1. педагогическим исследованием

√2. педагогической теорией

3. педагогической системой

4. историей педагогики

1. руководство для преподавания учебного предмета

2. особый прием в педагогической деятельности

3. способ действовать, поступать какимлибо образом

√4. способ достижения педагогической цели и решения воспитательных и обучающих задач

44. Главной организационной формой обучения является:

45. К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники:

1. любые, выбранные педагогом из перечня, рекомендованного образовательным

√2. рекомендованные и утвержденные Минобрнауки РФ

3. рекомендованные методической службой

4. предложенные издателем учебной литературы

46. Профессиональная компетентность педагога это:

1. профессионализм в педагогической деятельности

√2. знание, опыт и совокупность профессиональноличностных качеств, обеспечивающих

эффективное решение вопросов обучения и воспитания

3. совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия

для эффективной деятельности в образовательном процессе

4. способность человека к восприятию, пониманию, осмыслению и предвосхищению явлений

47. Изучение учебного материала, выстраиваемого последовательно, с постепенным

усложнением и углублением знания, определяется как:

1. концентризм в обучении

2. спиралевидный способ построения содержания

√3. линейный способ построения содержания

4. модульный способ построения содержания

48. В примерной программе среднего (полного) общего образования по химии (базовый

уровень), составленной на основе федерального компонента государственного

стандарта среднего (полного) общего образования предусмотрены следующие типы

1. вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

2. вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

3. установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

√4. нет расчетных задач

49. Приемы могут носить следующий характер:

1. активный, пассивный и ведущий

√2. логический, организационный и технический

3. монологический, диалогический и эвристический

4. активный, организационный и технический

50. Инновационный вид обучения, содержание которого структурируется в автономные

организационнометодические блоки, позволяющие адаптировать учебный процесс к

индивидуальным возможностям обучающихся, определяется как:

1. программированное обучение √2. дистанционное обучение

3. модульное обучение 4. проблемное обучение

51. Разновидность словесного метода, применяемая на уроке при знакомстве

обучающихся с историей открытий в области химии, биографией ученого, с описанием

какихлибо химических явлений:

52. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя

1. структуре основных образовательных программ

2. условиям реализации основных образовательных программ

3. результатам освоения основных образовательных программ

√4. верны все вышеуказанные варианты

53. Материальные объекты, являющиеся носителями учебной информации

инструментом деятельности педагога и учащихся, определяются как:

1. контрольные работы

2. ученические дневники

3. школьная документация

√4. средства обучения

1. способность к творческой деятельности

2. предрасположенность к интеллектуальной деятельности

3. общая способность или внутренняя готовность учащихся к усвоению знаний

4. развитая мотивационная сфера личности

55. Проблемное обучение раскрывается через:

√1. постановку учителем и разрешение учеником проблемного вопроса, задачи и ситуации

2. продуктивную деятельность учащихся, осуществляемую в «зоне ближайшего развития

3. кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная

4. стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности

56. Термин «воспитывающее обучение» был введен известным педагогом

√1. И.Ф. Гербартом

2. Я.А. Коменским

3. Ф.А. В. Дистервегом

4. И.Г. Песталоцци

57. Уважение личности ребенка, доверие к нему, создание в школе благоприятных

условий для раскрытия и развития способностей и дарований детей означает

√1. гуманизации образования

2. гуманитаризации образования

3. индивидуализации образования

4. демократизации образования

58. Противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и

практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их

умственного развития и отношений является:

1. условием развития познавательной активности учащихся

√2. движущей силой процесса обучения

3. педагогической проблемой

4. сущностью процесса обучения

59. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует

60. Вариативная составляющая содержания образования:

1. обеспечивает приобщение школьников к общекультурным и национально значимым

2. способствует индивидуализации процесса обучения, учитывая личностные особенности,

интересы и склонности учащихся

√3. является дополнительной составляющей содержания образования (факультативные

4. обеспечивает подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения

61. Ценностные ориентации – это:

1. результат усвоения индивидом социального опыта

2. главный механизм формирования новых идей, способов деятельности

3. поиск идеально представленного желаемого результата деятельности

√4. определение индивидом важных для себя жизненных смыслов, идеалов, интересов,

1. anna; 2. univer.ru;

63. Содержание курса химии, достаточное для продолжения образования по химическим

специальностям, определяется государственным стандартом:

1. основного общего образования по химии

√2. среднего общего (полного) образования по химии (профильный уровень)

3. такого стандарта нет

4. среднего общего (полного) образования по химии (базовый уровень)

64. Каково назначение лабораторного опыта на уроке

1. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в домашних условиях

2. выполнение эксперимента школьниками в процессе изучения темы на уроке

3. наблюдение учащихся за экспериментом, выполняемым для всего класса на уроке

√4. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками после изучения раздела или

65. Побуждения, вызывающие активность человека и определяющие ее

66. Каково назначение демонстрационного эксперимента?

2. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в процессе изучения темы на

√3. наблюдение учащихся за экспериментом, выполняемым для всего класса на уроке

67. Инновации в образовании – это:

1. оригинальность школьной жизни

√2. распространение новшеств в педагогической практике

3. консервативный подход в образовании

4. творческий подход к педагогической деятельности

Тест по педагогике с ответами (Теория обучения)

Тест по педагогике с ответами. ( Теория обучения).

1. Принципы обучения это

А. приемы работы по организации процесса обучения.

Б. тезисы теории и практики обучения и образования, отражающие ключевые моменты в

процессов, явлений, событий.

В. основные положения теории обучения

Г. средства народной педагогики и современного педагогического процесса.

A. воспитательные, образовательные и развивающие.

Б. коррекционные, организационные и общедидактические.

B. организационнометодические и гносеологосмысловые.

Г. внутренние и внешние.

А. творческий, личностный

A. результат процесса воспитания.

Б. результат процессов социализации и адаптации.

B. механизм социокультурной среды по приобщению к общечеловеческим ценностям.

Г. результат получения системы знаний, умений, навыков и рациональных способов

6. К современным моделям организации обучения относят

A. только модели форм организации обучения.

Б. модели систем принципов, систем методов, форм, видов организации обучения

B. модели форм и методов организации обучения.

Г. модели видов и форм организации обучения.

7. Принципы обучения впервые сформулировал

А. Песталоцци И. Г.

Б. Коменский Я. А.

В. Монтень М.

Г. Ушинский К. Д.

8. Дидактика это

А. наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах,

организации, достигаемых результатах.

Б. искусство, «детоводческое мастерство».

В.упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения.

Г. система приобретенных в процессе обучения ЗУН и способов мышления.

9. Обучение это

А. упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему

необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Б. наука о получении образования,

В. упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение

Г. категория философии, психологии и педагогики.

10. Форма организации обучения это

А. Тo, как организуется процесс обучения,

Б. То, где организуется процесс обучения

В. то, зачем организуется процесс обучения.

Г. то, для кого организуется процесс обучения.

11. Продолжительность стандартного урока

А. 45 мин.

Б. 30 мин.

В. 90 минут.

Г. 60 минут.

12. Преподавание и учение это

Б. методы обучения.

В. формы обучения.

Г. средства обучения.

13. Педагогические технологии подразделяются на:

А. общепредметные, предметные и модульные.

Б. общепредметные, предметные, модульные и частнометодические.

В. общепредметные и предметные.

Г. предметные и модульные.

14. Образование это

A. путь достижения цели и задач обучения.

Б. система приобретенных в процессе обучения ЗУН и способов мышления.

B. то, к чему приходит процесс обучения, коечные следствия учебного процесса.

Г. упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение

15. Цель обучения дробится на составляющие задачи, которые подразделяются на:

А. воспитательные, образовательные и развивающие

В. организационнометодические и гносеологосмысловые.

16. Какой из уроков не является уроком контроля знаний умений и навыков?

Г. лабораторная работа

17. Средства обучения могут быть:

Б. идеальные и реальные.

В. материальные и идеологические.

Г. технические и эстетические.

18. Педагогическая технология – это

А. набор операций по конструированию, формированию и контроля знаний, умений,

навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.

Б. инструментарий достижения цели обучения.

В. совокупность положений, раскрывающих содержание какойлибо теории, концепции

или категории в системе науки.

Г. устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких

результатов при его проведении разными преподавателями.

19. Методы обучения это

А. способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решения

Б. монологическая форма изложения, призвана ретранслировать систему социального

В. средство самообучения и взаимообучения.

Г. пути познания объективной реальности в условиях многоаспектного рассмотрения

гносеологических механизмов и познавательной активности учащихся.

20. Педагогические технологии по ведущему фактору развития подразделяются на:

A. биогенные и социогенные.

Б. биогенные, социогенные, психогенные.

B. суггестивные, нейролингвистические.

Г. светские и религиозные.

21. Учебновоспитательный процесс обусловлен категориями:

А.обучение и воспитание.

Б. совокупностью категорий педагогической науки.

В. совокупностью категорий дидактики.

Г. совокупность категорий психологопедагогической антропологии.

23. Какое понятие (термин) не является понятием теории обучения?

A. способы умственной деятельности.

Б. теория поэтапного формирования умственных действий.

B. качество образования.

24. Принципы обучения это

A. педагогические условия сотрудничества, сотворчества.

Б. механизмы реализации личностноориентированного обучения.

B. основные положения какойлибо теории или концепции.

Г. основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы

учебного процесса в соответствии с общими целями и закономерностями.

25. В России впервые сформулировал (а) принципы обучения

A. Крупская Н. К

Б. Ушинский К. Д.

B. Бабанский Ю. К.

Г. Макаренко А. С.

26. Обучение как сотворчество учителя и ученика рассматривали

Б. Шаталов В. Ф.

B. Больнов О.

Г. Крупская Н. К.

27. Творческий урок и нестандартный урок это понятия

В. имеющие общую основу (пересекающиеся

28. Что не относится к письменному контролю?

29. К методам контроля не относят

А. устный контроль.

Б. письменный контроль,

Г. компьютерный контроль

30. Функции обучения и задачи обучения можно подразделить на

A. внутренние и внешние.

Г. воспитательные, образовательные и развивающие

31. Обучение имеет следующие категории:

А. преподавание и научение.

Б. учение и воспитание.

В. преподавание и учение

Г. социализация и адаптация.

32. К учреждениям среднего профессионального образования не относят:

33. Образование это

A. упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения.

Б. предметная поддержка учебного процесса.

В. система приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков.

Г. способ сотрудничества учителя и учащихся.

34. Средство обучения это

Асовокупность идеальных и материальных объектов, которые позволяют решить цели и

задачи, поставленные в процессе обучения

Б. приемы и методы получения, обобщения и систематизации знаний.

B. набор педагогического инструментария для решения познавательных задач.

Г. все предметы материального мира, которые используются для организации занятий.

35. Педагогическая технология это

A. форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование

Б. совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных

процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные

B. активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое

выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий

образом свои потребности.

Г. практический метод достижения нравственного самосовершенствования посредством

регуляции человеком своих телесных потребностей.

36. Педагогические технологии по философской основе могут быть:

A. авторитарные и демократические.

Б. материалистические, идеалистические и дуалистические

B. репродуктивные и развивающие.

Г. классноурочные и альтернативные.

37. Какое понятие (термин) не является понятием теории обучения?

38. Различают следующие виды образования:

A. неполное среднее, среднее, неполное высшее, высшее.

Б. дневное, заочное, вечернее, дистанционное.

B. неполное среднее, среднее, неполное среднее профессиональное, среднее

неполное высшее, высшее, академическое.

Г. неполное среднее, среднее, неполное среднее профессиональное, среднее

профессиональное, неполное высшее профессиональное, высшее профессиональное.

процессом закрепления, обобщения, систематизации и контроля.

А. суггестивное обучение.

Б. проблемное обучение.

В. репродуктивное обучение

Г. уровневое обучение.

40. Педагогический процесс раскрывает особенности учения

41. Образование это

А. понятие теории обучения.

Б. категория не только дидактики, но и системы педагогической науки в целом.

В. результат развития и адаптации.

Г.механизм социализации и просвещения.

42. Система высшего педагогического образования включает в себя такие блоки:

А. общекультурный блок, психолого-педагогический блок, предметный блок.

Б. общекультурный блок и предметный блок.

В. философский, психологопедагогический, общекультурный блоки Г. бакалавриат и

43. Методы обучения это

A. средство управления познавательной активностью студентов и учащихся, элемент

Б. пути, способы создания благоприятных условий для организации учебного, учебно

B. механизмы социализации и просвещения.

Г. категория психологопедагогических наук, обеспечивающая преемственность в

44. Контроль это

A. проверка результатов самообучения.

Б. это обратная связь учителя с учеником в процессе преподаваниеучение,

обеспечивающая анализ усвоения знаний, умений, навыков и стимулирующая

деятельность обеих сторон (и учителя, и ученика) по оптимизации всех звеньев учебного

B. система оценочноотметочной деятельности, направленная на формирование

представления об объективно протекающих процессах в социальном континууме.

Г. механизм проверки знаний, умений, навыков учащихся.

45. Учреждения получения высшего образования это

А. колледжи, институты, университеты.

Б. колледжи, институты, университеты, академии.

В. институты, университеты, академии

Г. лицеи, колледжи, институты, университеты, академии.

46. К новым информационным средствам обучения не относится:

47. Систему принципов развивающего обучения впервые предложил

A. Выготский Л. С.

Б. Иванов И. П.

B. Якиманская И. С.

48. Обучение это

A. система приобретенных в процессе обучения ЗУН и способов мышления.

Б. то, к чему приходит процесс обучения, коечные следствия учебного процесса.

B. путь достижения цели и задач обучения.

Г. упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение

50. Методы обучения в переводе с греческого означают

А. механизмы обучения.

Б. средства достижения цели обучения.

В. пути, способы достижения цели обучения.

Г. приемы обучения.

51. Форма организации обучения в средней школе это

В. классный час.

Г. час общения.

52. Нестандартный урок отличается от стандартного

Г. разработанной моделью

53. К учреждениям среднего образования не относят

A. вечерняя сменная школа.

54. Процессы преподавания и учения должна быть

В. дискретно поострены.

Г. непрерывны и полиморфны.

55. Обучение в системе образования может быть

A. среднее, среднее профессиональное, высшее профессиональное.

Б. очное дневное, очное вечернее, заочное

B. самообучение и взаимообучение.

Г. государственное и дополнительное.

56. Какое понятие не является понятием теории обучения?

57. Принципы обучения это

A. способы совместной деятельности учителя и учеников направленные на достижение

процесса педагогического взаимодействия.

Б. руководство к управлению процессом психологопедагогическим взаимодействием.

В. руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению

Г. условия успешного социального взаимодействия различных субъектов социально

58. Обучение как сотворчество педагога (S1) и ученика (S2) характеризуется

А. S,

59. К урокам не относятся

Б. лабораторные работы

В. домашняя работа

Г. самостоятельная работа

60. Педагогическая технология это

A. условия оптимизации учебного процесса.

Б. проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике.

B. основное положение теории обучения.

Г. результат взаимодействия учителя и ученика.

Как современные подходы в образовании ставят студента в центр процесса обучения

Вообще-то так учили студентов ещё Аристотель, Платон и Сократ. А теперь это отлично работает в digital-образовании.

Руководитель Школы методистов онлайн-университета Skillbох, дизайнер образовательного опыта, автор Telegram-канала о проектировании образовательной среды LX notes и программы карьерного развития методистов LXD hero. Один из авторов проекта «Скиллсет методиста». В сфере образования 13 лет.

Создание курса — это гораздо более сложный процесс, чем просто сборка контента, его структурирование и размещение на платформе. Если говорить о настоящем проектировании курса, то мы, методисты, становимся архитекторами, создаём проект нашего «здания», чтобы оно было одновременно функциональным, визуально привлекательным и удобным для людей. В этой статье я расскажу про один из аспектов того, как быть талантливым архитектором курса — благодаря своим ученикам.

Педагогика развивалась вместе с социумом: от консервативного подхода мы пришли к гибкому подходу. Онлайн-образование заставило педагогов стать ещё гибче: подстраиваться под распорядок дня, возраст, цели, возможности каждого ученика в условиях жёсткой конкуренции в сфере digital-образования. Исторически можно выделить три подхода к обучению, в которых ученику отводятся разные роли и значения.

История образования начиналась с такого подхода. Он и сейчас отлично работает в консервативном обществе со строгой иерархией. Традиционная педагогика отводит учащемуся роль объекта, которому старшее поколение передаёт жизненный опыт.

Признаки этой модели: ученик слушает учителя, знания из одной головы «перекладываются» в другую. Субъект в этой классификации — учитель, у него есть все полномочия, знания, педагогическая цель, он воспитывает объект. Объект — ученик, тот, на кого направлена педагогическая и воспитательная активность субъекта.

Звучит очень несовременно, хотя из такого подхода появились полезные для своих задач формы обучения — наставничество, лекционный формат, инструктажи и тому подобное. Но, конечно, использовать только такой подход в обучении, особенно онлайн, неэффективно.

Взрослый ученик предпочитает общение на равных даже в обучении, а современный ребёнок может быстро заскучать. Такой директивный подход в обучении помогает, когда нужно передать экспертные знания в неизменном виде, научить строгому алгоритму, но для полноценного развития навыков этого будет недостаточно.

К такому подходу учителя пришли постепенно. Его признаки: роль педагога всё ещё главная — это он ведёт ученика «за руку» к цели, которую сам же ученику и ставит. Эта парадигма тоже директивная, но уже не настолько, насколько подход «ученик — объект». Она более демократичная, субъект обучения уже имеет какие-то права, и его стремления, желания учитываются учителем. Из этого подхода появились активные формы обучения, такие как тренинги, деловые игры, проектное обучение.

В этом подходе более заметна роль учащегося, а преподаватель становится помощником, организатором, ведущим образовательного процесса, тренером навыков, фасилитатором.

Парадигма learner-centered learning (в переводе с англ. — ученикоцентричное обучение) говорит нам о новом отношении к ученику. Он перестаёт рассматриваться только внутри образовательной программы как студент, клиент, потребитель. Он становится заказчиком и инициатором этого обучения. Ученик решает всё: где учиться, когда, зачем и чему. Учитель — только помощник, его цель — сделать ученика максимально самостоятельным в получении знаний, условно говоря, «дать удочку, а не рыбу». Педагог в такой модели помогает строить персональную траекторию для учащегося, обеспечивает ему ресурсы для непрерывного обучения и моделирует среду для развития, чтобы даже после окончания курса тот продолжал получать знания и применять их самостоятельно.

В этом подходе перед преподавателем встаёт вызов — учесть в образовательном пути ученика не только программу обучения, но и его окружающую среду. Например, надо помочь настроить режим обучения, развить рефлексию, наблюдательность, чтобы ученик получал нужные знания, навыки не только на уроке, но и вне заданного образовательного пространства, в жизни.

При проектировании обучения я рекомендую сочетать полезные практики из каждого подхода в зависимости от задачи. В начале статьи я сравнила методиста с архитектором, который при создании проекта учитывает разные аспекты — функциональность, эстетику, долговечность здания и ещё множество других факторов. Так и в случае с проектированием курса методист должен учитывать то, какая перед обучением стоит задача, кто будет учиться, как сделать образовательный опыт удобным и эффективным.

Общество, государство и наука развиваются, формируются новые взгляды и на развитие человека, появляются новые подходы. Ниже перечислены некоторые понятия и концепции, которые лежат в основе современного образования и сосредоточены как раз на образовательном опыте ученика.

Этот термин ввели Стюарт Хассе и Крис Киньон в 2000 году как концепцию настоящего самостоятельного обучения, в продолжение к андрагогике — общей концепции обучения взрослых. Суть хьютагогики в том, что взрослый человек самостоятельно учится всему в разных форматах — в кружках, на курсах, лекциях, хакатонах, в живом общении с теми, кто может чему-то научить, и посредством погружения в среду, в которой хочется узнавать новое. Образование таким образом строится не вокруг предмета или преподавателя, а вокруг человека, который учится. Если педагогика — это наука о воспитании и образовании детей и подростков, андрагогика — наука об образовании взрослых, то хьютагогика рассматривается как наука о самообразовании. Подробнее о ней можно прочитать здесь.

Концепция ученикоцентричного обучения, кстати, совсем не новая. Например, Платоновская академия в 380-х годах до н. э. была устроена именно таким образом: ученики Платона вели диалоги, споры, а Платон как учитель модерировал этот процесс, ему помогали также более опытные ученики. В Древней Греции этот подход был очень распространён: Аристотель и Сократ также много дискутировали с учениками, когда преподавали в Ликее, ведь в споре часто рождается истина.

Хьютагогика тесно связана с принципом lifelong learning (обучение в течение всей жизни) и с другими современными подходами, о которых речь пойдёт дальше.

Как использовать в проектировании образовательного продукта

Если вы создаёте обучение для взрослых людей и через свою программу не только передаёте знания и тренируете навыки, но и помогаете студентам учиться самостоятельно, осознать свою стратегию развития, то подходы хьютагогики помогут вам сделать обучение эффективнее.

Концепция целеориентированного обучения (от англ. goal-oriented learning) продиктована цифровой эпохой, где обладание информацией менее ценно, чем способность ориентироваться в предмете, фильтровать информационный поток и фокус на результате. Образование становится всё больше направлено на развитие навыков, а не передачу знаний «в стол». Сейчас очень много курсов, ориентированных на трудоустройство, например, в Skillbox есть программы даже с гарантией трудоустройства.

Это актуально не только для взрослых. Детям также нужна практикоориентированность: например, они учатся ради поступления в вуз (то есть тоже ради будущей работы).

Проектирование образовательной программы от результата — один из самых распространённых подходов к тому, чтобы сделать обучение эффективным. Когда мы понимаем, что студент должен делать после обучения, нам проще создать такой образовательный опыт, чтобы он этого достиг. Кроме того, целеориентированное обучение предполагает работу с личными целями учащегося — например, через практику постановки целей в начале курса, планирование времени на учёбу, возврат к целям в конце обучения и включение в курс работы над своим проектом.

Автор концепции самонаправленного обучения (на английском — Self-directed learning) — Джеральд Гроу, профессор журналистики, преподаватель и автор книг по обучению. Суть его поэтапной модели самонаправленного обучения (на английском — Staged Self-Directed Learning Model или просто SSDL-model) в том, что ученик движется в процессе обучения от «зависимости» к «самонаправленности». То есть это постепенный процесс, который начинается с первой стадии, когда ученик зависит от учителя: у него пока мало знаний и ожиданий от предмета, не сформулированы цели обучения. Постепенно, шаг за шагом, ученик становится «самонаправленным», и теперь он — полноценный соавтор курса. Это четвёртая стадия в таблице ниже.

Вот перевод таблицы, которая показывает все четыре этапа перехода:


ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ О ПОДХОДАХ К ОБРАЗОВАНИЮ

По моему опыту, модель SSDL помогает в онлайн-образовании найти ответ на один из важных вопросов: «Как сделать так, чтобы участники курса проходили его до конца?» Я считаю, что проектирование курса по четырём стадиям модели Гроу хорошо справляется с этой задачей. Чем дальше студент вовлекается в обучение, тем больше полномочий «сотворца» курса он берёт на себя, и тем выше вероятность того, что он не бросит учёбу на полпути и дойдёт до конца. Так как роль студента меняется, должна меняться и роль преподавателя, ведущего образовательного процесса. Поэтому при проектировании обучения нужно продумывать не только, что делает ученик, но и как меняется задача учителя.


ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ О ПОДХОДАХ К ОБРАЗОВАНИЮ

Жизнь можно сделать лучше!Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.

Что лучше — прогрессивное или традиционное обучение? Учёные провели большое исследование

Предупреждаем: результаты могут удивить и разочаровать представителей обоих лагерей.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media


ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ О ПОДХОДАХ К ОБРАЗОВАНИЮ

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Споры о подходах к учебному процессу в образовании, кажется, вечны. С учётом того, насколько образование изменилось за последние десятилетия, они стали ещё интенсивнее. Что лучше — дать ученикам свободу действий или вести по программе последовательно, шаг за шагом? Развивать естественную любознательность или наконец признать, что она встречается редко?

Попытку определить, кто же прав — сторонники традиционного или прогрессивного подхода, — сделали британские специалисты Сэм Симс (Центр образовательной политики и равных возможностей Университетского колледжа Лондона) и Джон Джеррим (Институт социальных исследований Университетского колледжа Лондона) на основе лонгитюдного исследования образования в Германии.

Они проанализировали данные этого исследования в поисках ответов на четыре вопроса:

Результаты исследователи опубликовали в статье «Традиционное и прогрессивно ориентированное преподавание: эмпирические данные о старом споре». Кратко пересказываем её суть.

Сэм Симс на вебинаре, посвящённом исследованию, сравнил оба подхода в таблице (имя в каждом пункте означает, к чьим идеям наиболее близок указанный подход).


ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ О ПОДХОДАХ К ОБРАЗОВАНИЮ

Поясним ещё чуть подробнее, что именно исследователи понимают под «традиционным» и «прогрессивным» подходами:

В его основе лежит идея о том, что образование — это, по выражению легендарного американского психолога Джона Дьюи, «формирование извне». У детей нет опыта, мотивации и понимания, как развиваться самостоятельно, поэтому именно педагог определяет, как оптимально выстроить процесс, какую информацию нужно передать в конкретный момент времени. А знания, считают «традиционалисты», дети должны получать в одинаковой форме и объёмах. В общем, всё вполне стандартно: в центре учебного процесса учитель, сам процесс чётко выстроен, отрегулирован и универсален.

Преподавателям, склонным к традиционному подходу, близки принципы когнитивизма. А чтобы максимально эффективно выстроить учебный процесс, немало «традиционалистов» обратились к теории когнитивной нагрузки: они считают, что материал нужно давать в определённой последовательности, дозированно — чтобы, с одной стороны, закрепить максимум информации в долговременной памяти учеников, а с другой стороны, не перегрузить их. Поэтому уроки сторонников такого подхода строятся по принципу: минимум отвлекающих факторов, максимум понятных инструкций и объяснений.

В основе же прогрессивного подхода лежит идея, что движущая сила образовательного процесса у человека «внутри». Каждый обладает естественной любознательностью и интересом к учёбе, в их развитии прогрессивисты и видят роль педагога. Учитель лишь поддерживает процесс, направляет своих учеников.

Преподавателям, избравшим этот подход, близки идеи конструктивизма: знания не усваиваются пассивно, человек сам выстраивает их на основе своего опыта. Кроме того, «вкладывать в головы» учащимся большие объёмы информации сейчас, возможно, вообще не имеет смысла: сегодня она довольно быстро устаревает, поэтому прогрессивные педагоги склонны делать акцент на метапознании и других навыках, которые точно пригодятся ученикам в будущем. Так что для занятий они часто выбирают модели проектно-ориентированного-обучения.

Сэм Симс и Джон Джеррим проанализировали данные учеников и учителей средней школы, полученные в рамках лонгитюдного исследования National Educational Panel Study (Национальное панельное исследование образования). Ведут его в Германии с 2009 года, чтобы выделить и описать образовательные траектории на протяжении всей жизни людей.

Участие в этом исследовании принимают около 60 тысяч человек разных возрастов, в том числе школьники и учителя (подробно нём можно почитать здесь). Британские исследователи остановились на когорте (или панели) учеников средней школы в возрасте 11–14 лет, поскольку данные о них демонстрировали не только учебные успехи ребят, но и то, в рамках какого подхода их обучают. В общей сложности учёные проанализировали данные 1223 учеников и опросные листы их педагогов.

Вот что изучали исследователи:

Результаты оказались кое в чём неожиданными. Вот что удалось узнать учёным:

Такая находка, пожалуй, многих удивит: вроде бы именно сторонники прогрессивной педагогики ставят развитие интереса детей в центр всего учебного процесса, и было бы логично, если бы у них лучше, чем у традиционных педагогов, получалось этот интерес поддерживать.


ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ О ПОДХОДАХ К ОБРАЗОВАНИЮ

Исследователи предположили: учителя, использующие традиционный подход, контролируют то, как и в какой последовательности ученики получают материал. Они могут давать информацию постепенно, увлекательно, чтобы получился своеобразный эффект тайны: ученику, который уже получил определённую порцию знаний, хочется узнать, что дальше.

Хотя Сэм Симс и Джон Джеррим не нашли никакой связи между склонностью педагогов к прогрессивному подходу и интересом учеников к учёбе, они сделали ещё одно предположение: прогрессивисты могут увлечь школьников, но на короткий период. А вот традиционалисты прививают длительный интерес к учёбе.

Сторонники традиционного подхода верят в то, что школьники усваивают материал быстрее и в равной степени качественно при традиционном подходе, но оказалось, что на практике это не так. Говорит ли это что-нибудь о теории когнитивной нагрузки, которую часто используют традиционалисты? Учёные отмечают, что полученные результаты действительно противоречат довольно большому массиву данных других исследований. Однако они предостерегают от поспешных выводов: дело в том, что теория когнитивной нагрузки фактически объясняет и объединяет ряд конкретных явлений. Но авторы исследования и не изучали их влияние на учебные результаты. Так что ставить крест на этой теории рано.

«Наши выводы относительно успеваемости учеников проливают новый свет на дебаты между традиционалистами и прогрессивистами, демонстрируя, что эмпирические данные когнитивной науки не дают всестороннего обоснования для более широкого использования традиционного подхода к образованию», — осторожно объясняют они. Проще говоря, пока польза традиционного подхода для скорости и равномерности усвоения учебного материала не доказана.

Исследователям не удалось обнаружить позитивной связи между приверженностью прогрессивному подходу и развитием общих метакогнитивных навыков учеников.

«Это не поддерживает аргументы прогрессивистов о важности самостоятельного исследования для развития навыков мышления более высокого порядка. При этом мы действительно находим небольшую отрицательную связь между ориентацией на традиционные формы обучения и метакогнитивными способностями учащихся», — пишут авторы исследования.

Правда, уточняют Сэм Симс и Джон Джеррим, эти результаты нельзя считать точными, однако в целом они согласуются с данными других исследований: например, одно из них показало, что обучение метапознанию полезнее во время вспомогательной, а не основной учебной деятельности.

«Это противоречит утверждению прогрессивистов о том, что такие навыки появятся в результате самостоятельных изысканий учеников. Таким образом, хотя наше исследование первое, где напрямую проверяется взаимосвязь между подходом учителей и развитием метакогнитивных навыков учеников, наши результаты в значительной степени подтверждают другие исследования в этой сфере», — объясняют учёные.

Сэм Симс и Джон Джеррим подчёркивают, что не стоит слепо принимать на веру полученные результаты. Во‑первых, данные, взятые ими за основу, собраны только в одной стране — вовсе не факт, что в других дело будет обстоять точно так же. Во‑вторых, исследование на основе таких данных не идеально: ведь склонность учителей к тому или иному подходу определялась на основе опросов, но если педагог показывает склонность к прогрессивному подходу в анкете, это ещё не значит, что в реальности он действительно применяет характерные для этого подхода методики.

Тем не менее авторы исследования считают, что полученные результаты наглядно показывают бесполезность спора представителей разных лагерей. Эти споры скорее отвлекают от реально важных проблем в сфере обучения, чем несут пользу детям и образованию вообще.

«Учителям, вероятно, будет лучше, если они сосредоточатся на более детальных, менее общих дебатах о том, как подходить к работе преподавателя», — заключили исследователи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *