Главная –
ФГОС –
Под педагогической технологией понимают совокупность. Общее понятие о педагогической технологии. История возникновения. Методологические основы. Понятие педагогической технологии
Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.
Воспитательные технологии это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка
Педагогические технологии это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты: Диагностирование Целеполагание Проектирование Конструирование Организационно – деятельностный компонент Контрольно – управленческий компонент
Содержанием воспитательных технологий являются: Научно обоснованные социализированные требования Передача социального опыта Постановка цели и анализ сложившейся ситуации Социализированная оценка ученика Организация творческого дела Создание ситуации успеха
Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом: Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов) Психологический настрой (приветствие, вступительное слово) Содержательная (предметная) деятельность Завершение Проекция на будущее.
Воспитательные технологии: Технология здоровьесберегающая. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Технология проектного обучения. Гуманно-личностная технология. Технология педагогики сотрудничества. Технология педагогического общения. Технология педагогического разрешения конфликта. Технология предъявления педагогического требования. Технологии воспитания на основе системного подхода Технология коллективного творческого воспитания Технология гуманного коллективного воспитания Информационно – коммуникативные технологии ИКТ
Технология здоровьесберегающая Цель технологии : сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н. К. Смирновым.
Технология проектного обучения Учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект.
Гуманно-личностная технология. Технология педагогического общения. Разработал и воплотил Ш. А. Амонашвили Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш. А. Амонашвили являются: способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; развитие и становление познавательных сил ребенка; идеал воспитания – самовоспитание.
Технология педагогического разрешения конфликта Технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта. Способы разрешения конфликта; юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.
Технология предъявления педагогического требования Педагогическое требование – предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы. Основные правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая позиция, этикет в оформлении требования, детализация выдвигаемых требований, акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов.
Технология педагогической оценки поведения и поступков детей Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и антиценностей. Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и т.д.
Технология коллективного творческого воспитания Технология гуманного коллективного воспитания В. А. Сухомлинского И. П. Иванова. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.
Владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Презентацию подготовила: Буланцева С. В.
«Новые воспитательные технологии в начальной школе»
Воспитание ребёнка, его становление как личности составляет главную задачу современного общества. В начальной школе воспитание требует объединения усилий родителей и педагогов. Одна из моих задач в этом учебном году: содействовать формированию классного коллектива и создание в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития первоклассников; организовать работу родительского комитета, направленную на сплочение коллектива класса.
это система последовательных, целенаправленных действий, рассчитанных на достижение необходимого результата.
– это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. В любой педагогической системе «воспитательная технология» – понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пути и средства их достижения.
Согласно новым ФГОС воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Технологии организации воспитательного процесса:
На неделе начальных классов будет проходить конкурс плакатов «Моя любимая буква», День творчества, конкурс плакатов «Мир грибов» (кроссворды, загадки о грибах).
В 3 четверти запланировано проведение мероприятий: « Прощание с Азбукой», «Путешествие по сказкам», игра «Поле чудес» (Знатоки природы), Весёлый урок математики.
* технология моделирования (построение аналогов определённых фрагментов реальности для отработки правил и норм поведения детей);
* технология проектирования (целенаправленное проектирование новых методов, приёмов и форм воспитания);
* технология свободного развития (предоставление ребёнку свободы и самостоятельности в определении целей своего развития)
* технология формирования благоприятного психологического климата. Включает в себя совокупность последовательных и взаимосвязанных действий:
-установление личных контактов; подбадривающее, одобрительное отношение как во время работы на уроках, так и в внеурочное время;
-этическое благородство, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за каждого ученика;
-предупреждение возможных неудач в процессе учёбы, тесное взаимодействие с родителями;
-активное вовлечение детей в различные формы внеклассной работы (кружковая работа (весь 2-В класс): «учитель СвечникОкружко И. Д., «Я изучаю английский» -учитель Худенко В. С., «Объемное моделирование 3д ручкой» и « Робототехника»-учитель ЕлизаровД. В; «Шахматы»-учитель Автух Е. В., « Мультстудия»-учитель Никитина А. А. Такой подход отвлекает от трудностей, увлекает и снимает психологические зажимы, рождает уверенность и способствует творческому проявлению каждого ребёнка.
Наши предметные, кратковременные проекты:
В 1 полугодии 2020-2021учебного года
Проект «Кто нас защищает».
Планируемый результат: учащиеся научатся понимать значении специальных служб в нашей жизни. Благодаря кому мы можем жить и спокойно работать? Какие службы защищают население? Для того, чтобы обеспечить безопасность в повседневной жизни, были созданы специальные службы защиты населения: пожарная охрана; скорая медицинская помощь; полиция; аварийная газовая служба; служба спасения мчс; российская армия.
Как живёт семья? Проект: «Моя семья».
Планируемый результат Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества; отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог-медицинский работник-ученик) ; физкультурно-оздоровительной (отдаётся приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др.
Таким образом, разнообразие технологических операций по воспитанию детей начальных классов достаточно велико. Их можно описать, ими можно овладеть, однако их нельзя предписать для конкретной ситуации, их нельзя предлагать в качестве шаблона для решения текущих педагогических задач. Каждая ситуация неизбежно предполагает творческий выбор учителем одного из множества вариантов действий.
Современные технологии воспитания в начальной школе определяют многообразие способов и приёмов, форм и методов направленного воздействия педагогов на учеников с целью формирования у них стереотипов должного поведения, социально-значимых качеств.
Главнейшая задача современного общества- обучение и воспитание ребёнка, его становление как личности . Однако моя педагогическая практика в качестве учителя начальных классов даёт мне право утверждать, что формирование и развитие детей в начальной школе не совершенствуется автоматически, оно требует максимального объединения усилий педагогов и администрации школы, родителей ребёнка или лиц, их заменяющих, так реалии сегодняшнего дня: сложные социальные проблемы, занятость родителей ,резкое снижение их внимания к развитию своих детей. Поэтому учителю начальной школы, который преподаёт и воспитывает, необходимо обладать недюжинными воспитательными способностями.
Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий.
В толковом словаре технология- это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве.
При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.
В новых условиях, как нельзя лучше можно воспитывать детей, используя разные воспитательные технологии. На помощь учителю приходит внеурочная деятельность.
Педагогические технологии воспитательной работы.
Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
– это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
– совокупность форм, методов, способов,
приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по ). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.
Рассмотрим отдельные педагогические технологии:
Гуманно – личностная технология Ш. А. Амоношвили.
Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В. А. Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.
Технология КТД И. П. Иванова (коллективные творческие дела)
– это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.
Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а « мы сделали, решили, сделали»).
Идеи и принципы:
может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:
являются составной частью педагогических технологий.
В жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:
– достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
1. Педагогические игры достаточно разнообразны:
2. По характеру педагогического процесса бывают:
3. По характеру игровой методики делятся на:
4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии:
Технология «Создание ситуации успеха»
Результаты многочисленных научных исследований указывают на то, что и для учащихся разных классов еще более, чем для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Воспитателям нужно поощрить даже небольшой успех воспитанника (хотя бы добрым словом), его личные достижения при выполнении какого-либо задания, упражнения, работы.
Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно-ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы.
Журнал «Воспитательная работа в школе» №6, 2003г.
Журнал «Воспитательная работа в школе» №1, 2004г.
Понятие «педагогическая технология» может
быть представлено тремя аспектами
научный
Процессуально
– описательный
Процессуально –
действенный
Воспитательные технологии
Воспитательные
технологии – это
система научно обоснованных приемов и
методик, способствующих установлению
таких отношений между субъектами
процесса, при которых в непосредственном
контакте достигается поставленная цель
– приобщение воспитуемых к
общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные
технологии включают следующие
системообразующие
компоненты:
·
Организационно – деятельностный
компонент
·
Контрольно – управленческий компонент
Содержательный
компонент наряду с правильно
поставленной диагностичной целью и
определяет успешность и характер
воспитательной технологии.
От
них зависит, будет ли воспитательная
технология информативной или развивающей,
традиционной или личностно –
ориентированной, продуктивной или
малоэффективной.
В
основном эффективность воспитательной
технологии зависит от того, насколько
концептуально увязаны между собой цели
и содержание деятельности.
Сравнительные признаки
Методика
Технология
Назначение
Рекомендует применение конкретных Рекомендует процесс системы методов,
методов,
организационных
форм, организационных форм и средств с
средств обучения и воспитания
учетом целей и управления обучением и
воспитанием
Определение
Система научно обоснованных методов, Инструментарий достижения целей
правил и приемов обучения и обучения и воспитания. Системативоспитания
ческое и последова-тельное воплощение
на практике заранее спроектированных
процессов обучения и воспит-ния,
систем, способов и средств достижения
целей и управления педагогическим
процессом
Фактические
исходные Обоснование и процесс построения Цели,
ориентация
на
результат.
предпосылки проектирования
находит в технологии
Методологическая основа методики
Парадигма
Совокупность
рекомендаций
по Проект
будущего
организации и проведению учебно- воспитательного процесса
воспитательного процесса
Ориентация
На педагогов
Направленность
На конкретный предмет или
реaлизацию определенных целей
На детей
на На универсализацию подходов
изучению учебного материала
Отражение
динамичности Дает вполне определенные, конкретные Отражает
обучения и воспитания
рекомендации
динамический
воспитания
Интеллектуальный подход
учебно-
к
процессуальный
характер обучения и
Узкопредметный аспект к данному (ой) Культурное понятие, связанное с
предмету (теме)
мышлением и деятельностью педагога
Сравнительная
характеристика
методики и
технологии
Сущность понятия Технология
«технологии в
образовании»
«технологии
образования»
«педагогические
технологии»
Признаки педагогических технологий
концептуальность
системность
оптимальность
дидактическое
целеобразование
корректируемость
инновационность
гарантированность
результатов
воспроизводимость
·
Научно обоснованные социализированные
требования
·
Передача социального опыта
·
Постановка цели и анализ сложившейся
ситуации
·
Социализированная оценка ученика
·
Организация творческого дела
·
Создание ситуации успеха
Так
же, как и для технологии обучения,
характерной особенностью воспитательной
технологии является возможность
воспроизведения воспитательной цепочки
и её пошаговый анализ.
Технология
организации и проведения группового
воспитательного дела (по
Н. Е. Щурковой)
Педагогика
сотрудничества
Гуманно
– личностная технология Ш. А. Амоношвили
Целевыми
ориентациями гуманно – личностной
технологии Ш. А. Амонашвили являются:
·
способствование становлению, развитию
и воспитанию в ребенке
·
благородного человека путем раскрытия
его личностных качеств;
·
развитие и становление познавательных
сил ребенка;
·
идеал воспитания – самовоспитание.
Технология
коллективного творческого воспитания
И. П. Иванова
Технология
совместного творческого воспитания
Технология
индивидуального рефлексивного
самовоспитания
(О. С. Анисимов,П. Г. Щедровицкий)
Технология
индивидуальной педагогической поддержки
в воспитании (О. С. Газман)
Основная
функция педагогической поддержки
выражается в помощи ученику в становлении
его как личности, признании его
уникальности, раскрытии и поддержке
его актуальных и потенциальных
возможностей, создании условий для их
максимальной реализации.
Технология
гуманного коллективного воспитания
В. А. Сухомлинского
Технологии
воспитания на основе системного подхода
(Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л
Селиванова)
Технология в
современной массовой школе (Л. И. Новиковой)
.
Технология воспитательной работы
с коллективом класса (по
Е. Н. Степанову)
Технология индивидуализированного
(персонифицированного)
воспитания
Технология воспитания
духовной культуры молодого поколения
(по Н. Б. Крыловой)
Духовная
культура личности
может рассматриваться как способность
индивида к усвоению, реализации и
сознанию новых ценностей в практической
деятельности.
Отсюда
два направления данной способности:
усвоение общечеловеческих ценностей
личностью и собственная творческая
деятельность, ориентированная на
создание новых ценностей.
Технология
свободного воспитания (М. Монтессори,
Р. Штейнер),
стимулирующие и развивающие
познавательную субъективную активность,
предоставляют детям полну свободу
выбора занятий.
Технология
самоопределения личности (А. Н. Тубельский)
развивает
активность выбора, за счёт высокого
уровня преподавания предметов, введения
новых спецкурсов, индивидуальных планов
учащихся.
Технология
формирования лидерских, менеджерских
качеств (Д. Карнеги)
развивает организаторскую и лидерскую
активность.
Технология
воспитания и личность учителя
На
практике теория осуществляется с помощью
технологии. Слово “технология”
образовано от латинского слова “техне”-
мастерство, “логос”- наука.
Любая
деятельность может быть либо технологией,
либо мастерством.
С
мастерства всё начинается, технологией
заканчивается. Пока технология не
создана, господствует индивидуальное
мастерство. Но рано или поздно оно
уступает место “коллективному
мастерству”, т.е. технологии.
Сравним
деятельность, основанную на индивидуальном
мастерстве, с деятельностью, основанной
на технологии:
Достаточно
конкретно могли увидеть отличия
мастерства учителя от технологии.
Индивидуальное
мастерство опирается на технологию,
т.е. предоставляет собой процесс
последовательного, пошагового
осуществления на научной основе решения
какой-либо проблемы.
Педагогическое
мастерство
– сплав знаний профессиональных умений,
личностных качеств и опыта.
Опыт,
педагогическая и методическая работа
обеспечивает рост знаний, умений,
развивают личностные свойства учителя.
Для практической работы имеет большое
значение формирование комплекса умений,
в которых концентрируются знания.
Выделяются
следующие
группы педагогических умений :
Составной
частью педагогического мастерства
является педагогическая технология,
под которой понимают комплекс умений
учителя владеть, управлять собой и
воздействовать на учащихся психофизическими
средствами: голосом, жестом, взглядом.
Принцип человеческих приоритетов как принцип
ориентации на человека.
Подготовка мероприятия
Определение времени проведения мероприятия
Определение места проведения мероприятия
Оформление мероприятия
Организация участников мероприятия
Проведение мероприятия
Педагогическая
технология
Три иерархических уровнях
«педагогическая технология»
общепедагогический
частнометодический
локальный
План занятия:
Сущность понятия Технология
Основные технологии воспитания
Организация воспитательных практик в школе
Сравнительная характеристика методики и
технологии
Шоу-технологии
особенности:
деление участников на выступающих (“сцену”) и зрителей (“зал”);
соревновательность на сцене;
подготовленный организаторами сценарий шоу-программы.
Этапы:
подготовка (“Сцена”, “Ведущий”, “Зал”, оценивание, оформление);
реализация: запуск (разогрев);
сценическое действо;
финал;
диагностика результата.
Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их
динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке,
усложнению или упрощению.
Схема реализации технологии
Подготовка
шоу-программы
Проведение
воспитательного
шоу
Подведение
итогов
Основные технологии воспитания
технология мероприятия
технология игры
технология коллективного дела
технология КТД
шоу-технологии и т.д.