Опережающий характер профессионального образования требует формирования готовности выпускника к работе в условиях технологий «завтрашнего дня», в том числе за счет повышения его адаптационных возможностей. Возникает потребность в таком результате образования, когда его конечным продуктом становится компетенция (компетентность) — актуализированное в определенной профессиональной ситуации потенциальное действие. С практической точки зрения смещение приоритетов в сторону формирования профессиональных компетенций делает необходимым дополнение «знаниевого» подхода в образовании «компетентностным». Понятие компетентности обеспечивается в БГМУ за счет 3 основных аспектов:
1) овладение нужными умениями и навыками,
2) юридического соответствия,
3) достаточного опыта для занятий профессиональной деятельностью.
Компетентностный подход в высшем образовании позволяет формировать ключевые (базовые, универсальные) и профессиональные компетенции, т. готовность студентов использовать усвоенные фундаментальные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических проблем, возникающих в процессе их профессиональной деятельности.
В процессе профессиональной подготовки формируются следующие компетенции:
компетенции в сфере познавательной деятельности, основанные на освоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации;
компетенции в сфере общественной деятельности направленные на выполнение ролей гражданина, члена социальной группы, коллектива;
компетенции в сфере трудовой деятельности позволяющие анализировать и использовать ситуацию на рынке труда, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности, навыки самоорганизации;
компетенции в сфере культурной деятельности включающие возможность рационального выбора путей и способов использования свободного времени, культурного и духовного обогащения личности;
компетенции в бытовой сфере включающие аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья.
Усвоение студентом базовых компетенций делает возможным формирование на их основе профессиональных компетенций специалиста. Реализация такой модели в образовательном процессе на кафедрах университета, обеспечивающих подготовку выпускников осуществляется путем использования технологий активного обучения:
решения ситуационных задач с самостоятельным поиском данных в нормативных учебно-методических материалах и других источниках информации;
исследовательских работ студентов (под контролем преподавателя и самостоятельно);
выполнения курсовых работ, составление научных обзоров и рефератов.
Активный поисковый и исследовательский методы обучения позволяют активизировать познавательную деятельность студентов, освоение ими приемов будущей профессиональной деятельности, приобретение умений ставить задачи и находить пути их решения (сбор доказательств по достоверности выдвинутой гипотезы, анализ полученных данных, разработка мероприятий по управлению профессиональной ситуацией — «принципы и методы доказательной медицины).
Преподавание ориентировано не только на формирование у студентов профессиональных знаний и умений, предусмотренных образовательными программами на всех кафедрах, входящих в систему подготовки выпускников, но и на повышение их психологической компетентности. Специализированные темы по биоэтике кафедр психологии и философии, дисциплины элективов, социально-психологический тренинг общения, коммуникативная мастерская медицинского работника, религиозная этика, этика и эстетика, морально-правовые основы деятельности врача и провизора, социокультурное основание медицинских знаний предназначены для целенаправленного формирования у студентов умения взаимодействовать с самим собой, с коллегами, с социумом, в котором будет разворачиваться в дальнейшем их профессиональная деятельность. Стимулирование преподавателями личностного роста студентов, создание условий для повышения их психологического возраста, осознания собственной системы ценностей, в логике которых принимаются каждодневные решения, являются необходимым требованием к технологии проведения практических занятий на всех кафедрах додипломного этапа обучения.
Использование методики предметно-профессионального обучения обеспечивает реализацию принципа фундаментализации додипломного этапа образования. На основе концепции деятельностного (активного) подхода к освоению дисциплин у студентов формируются умения решать смоделированные, а затем и реальные профессиональные задачи путем использования «аппарата» (теоретических положений, фактических данных, методических приемов, технических средств и т. ) всех дисциплин, входящих в типовой учебный план.
На всех кафедрах БГМУ для обучения и контроля знаний студентов, кроме традиционных методов обучения, широко используются, решение кейс-заданий, проведение деловых игр. На клинических кафедрах обязательным является написание и последующий разбор анализа истории болезни.
Организационные формы обучения студентов на клинических кафедрах основаны на принципе «приближения студентов к постели больного» и увеличении количества нозологических форм, демонстрируемых на практических занятиях. Процесс познания при этом движим внутренними противоречиями, единством и борьбой между различными его сторонами: констатацией (регистрацией) фактов и их теоретическим осмыслением, изучением нозологических форм и выработкой критериев постановки диагноза с определением методов и тактики оперативного лечения. Разрешение противоречий между субъективной оценкой студента и объективными данными о больном (результат знаний о заболевании, физикального обследования и данных инструментальных методов исследования) при постановке диагноза и выработке тактики лечения происходит на основе современных знаний общих закономерностей возникновения и течения типичных патологических процессов, позволяет формировать у студента клиническое мышление.
Для подготовки выпускников практикуются различные формы привлечения работников практического здравоохранения к учебному процессу:
курация/работа студентов во время учебной и производственной практики;
привлечение сотрудников базовых лечебных учреждений (больниц, поликлиник) к учебному процессу на кафедрах;
включение представителей практического здравоохранения в состав итоговой Государственной аттестационной комиссии.
Одним из составляющих в обучении студентов является введение в образовательный процесс дисциплин по выбору студентов — элективов. На протяжении ряда лет кафедры проводят работу по разработке тем и реализации в учебном процессе обучения по программам элективов. Практически все дисциплины элективов проводятся в соответствии с разработанными на кафедрах университета рабочими программами элективов. Некоторые элективы проводят приглашенные ученые, специалисты научно-исследовательских институтов и других научных учреждений. Привлечение ведущих специалистов к проведению элективов несомненно повышает их значимость.
В процессе обучения большая роль отводится самостоятельной работе студентов по изучению теоретического материала, самостоятельной работе с больными под руководством преподавателя, овладению современной медицинской аппаратурой, вычислительной техникой. Учебная работа традиционно ведется на высоком методическом уровне с использованием современных технологий обучения, а коллективы кафедр постоянно проводят работу по совершенствованию методов и форм организации самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями обновленных нормативных документов: учебного плана, учебных программ и образовательных стандартов.
Методической основой для организации самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, при котором цели обучения ориентированы на умение решать конкретные профессиональные задачи. Самостоятельная работа студентов складывается из самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы и находится под контролем преподавателей кафедр.
На старших курсах студенты в качестве самостоятельной работы могут проводить экспертизу качества ведения историй болезни, разбор сложных клинических случаев и т.
На многих кафедрах, обеспечивающих образовательную деятельность по медицинским и фармацевтическим специальностям внедряются современные электронные технологии для формирования и активного использования информационной базы данных.
Технические средства обучения постоянно модернизируются: дополняется видеотека, широко внедрена иллюстрация учебного материала с помощью проекционного оборудования, интерактивных досок и т. ; пополнен набор манекенов, в т. произведенных в Норвегии, для обучения студентов мануальным методам сердечно-легочной реанимации, оборудованы новые фантомные классы. На ряде кафедр создаются и активно используются обучающие и контролирующие компьютерные программы.
В университете сформирована четкая структура управления качеством образовательного процесса по специальностям. Ученый совет университета и ректорат разрабатывают политику качества образования, принимают стратегические решения.
Координационный научно-методический совет университета осуществляет организацию и разрабатывает методы контроля качества образовательного процесса.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа студентов, кафедра, компетенция, образовательный процесс, профессиональная деятельность, кафедра университета, практическое здравоохранение, профессиональная ситуация, самостоятельная работа, учебный процесс.
В статье рассматриваются требования к профессиональным компетенциям преподавателя высшей школы в условиях мультилингвального образования. Раскрывается влияние процесса интернационализации на современную высшую школу.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, высшая школа, мультилингвальное образование, научно-педагогический работник.
В современной психолого-педагогической литературе подробно рассматриваются требования к профессиональным компетенциям преподавателя высшей школы. В своих работах профессиональную компетентность рассматривают такие авторы, как Э. Зеер, О. Шахматова, В. Шепель, М. Каган и другие.
По мнению Э. Зеер, О. Шахматовой и В. Шепель, профессиональная компетентность — это одна из составляющих профессионализма. Это совокупность профессиональных знаний, умений и способов выполнения профессиональной деятельности.
Профессиональную компетентность можно оценить по следующим пунктам:
1) профессиональная востребованность,
2) профессиональная пригодность,
3) профессиональная удовлетворенность,
4) профессиональный успех.
В педагогической литературе в большинстве публикаций, связанных с профессиональной деятельностью, используется понятие «ключевые компетенции» или «ключевые профессиональные компетенции». Ключевые профессиональные компетенции рассматриваются как компетенции, общие для всех профессий и специальностей.
Ключевые компетенции — это компетенции, которыми должен обладать каждый член общества, они являются универсальными и применимыми в разных ситуациях. Совет Европы определяет пять ключевых компетенций, овладение которыми выступает основным критерием качества образования:
- Политические и социальные компетенции, необходимые для мирного разрешения конфликтов, для совершенствования общественных и демократических институтов, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений.
- Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе, необходимые для предотвращения возникновения расизма и ксенофобии, мешать распространению религиозной нетерпимости. Образование должно привить молодежи такие компетенции как понимание культурных, языковых, гендерных и религиозных различий.
- Коммуникативные компетенции, необходимые в устном и письменном общении. Люди, не обладающие этими навыками оказываются под угрозой частичной, или даже полной изоляции от общества. На данный момент, в связи с глобализацией, таким навыком является владение несколькими языками.
- Компетенции, связанные с информационными технологиями. К ним относится способность критически воспринимать информацию из СМИ и рекламы, а также понимание и способность применять новые технологии.
- Компетенции, развивающие у человека способность совершенствоваться и учиться на протяжении всей жизни, развиваться в профессиональной деятельности, а также в общественной и личной жизни.
Ключевой задачей современной педагогики является усвоение необходимых профессиональных компетенций. Определение индивидуальных образовательных стратегий и механизма оценивания студента, возможно лишь при тщательном анализе имеющихся компетенций. Получение комплекса ключевых компетенций, показывающих как профессиональное, так и личное развитие, становится образовательным результатом.
По мнению М. Кагана, при характеристике компетенций необходимо учитывать пять важных потенциалов, которыми должен владеть человек: познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический потенциалы, задающие направленность процессу развития личности.
Также термин «компетенция» давно используется в лингвистике и методике преподавания иностранного языка. Он был введен Н. Хомским в 1965 г. , точнее, возвращен в понятийный аппарат лингвистики, так как еще раньше встречался в работах языковедов, в связи с исследованием проблем генеративной грамматики. Сначала этот термин обозначал способность, необходимую для выполнения преимущественно языковой деятельности в родном языке. Поэтому неслучайно лингвисты чаще говорят о соответствующей компетенции, принадлежащей языковой личности, психологи ведут речь о компетентности как о психологическом новообразовании личности.
Процесс интернационализации образования затрагивает все сферы деятельности современного университета и требует активного участия научно-педагогического состава, который в свою очередь должен быть погружен в современные образовательные исследования и технологии.
В настоящий момент университеты по всему миру отличаются друг от друга:
– источниками финансирования (государственные и частные);
– образовательными программами: классические и отраслевые (специализированные);
– географическим расположением: локализированные в мегаполисах и на периферии;
– контингентом обучающихся: региональные, национальные и международные вузы;
– степенью участия в международных проектах исследовательской деятельности: национальные исследовательские, опорные университеты и др.
Для каждой из этих групп можно определить особенности и требования к профессиональной деятельности преподавателей и их профессионального роста.
Современный преподаватель должен обладать новейшими знаниями и компетенциями, быть конкурентоспособен в постоянно обновляющейся образовательной среде. Университеты, имеющие в штате высококвалифицированных специалистов, развиваются успешнее в научной и образовательной сфере, занимают лидирующие места на мировых рейтингах, что привлекает наиболее талантливых студентов и делает университеты центрами современной науки и образования.
Бенсон писал: «Для достижения позитивных изменений необходимо выявить комплекс компетенций, обеспечивающих достижение ключевых показателей университетов в области интернационализации для последующей разработки и внедрения программ повышения квалификации НПР, обеспечивающих развитие данных компетенций.
В Национальном исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ) было проведено исследование. Из опыта коллег ТПУ видно, что в ходе проведенного исследования, основанного на анализе деятельности НПР ведущих университетов и анализе дорожных карт университетов — участников проекта «5–100», были выявлены показатели университетов, отражающие их вовлеченность в процесс интернационализации. Среди них можно выделить следующие ключевые показатели:
– количество статей в базах данных Wеb of Science и Scopus;
– доля иностранных студентов, обучающихся по основным образовательным программам;
– доля программ, реализуемых на английском языке;
– доля НПР, принявших участие в программах международной и внутрироссийской академической мобильности за последние два года;
– количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов, реализуемых совместно с российскими и международными высокотехнологичными подразделениями в вузе;
– количество образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, разработанных и реализуемых в партнерстве с ведущими российскими и иностранными вузами и (или) научными организациями.
На основании выявленных профессиональных компетенций преподавателей вузов можно разработать систему повышения квалификации в университетах, которая позволит эффективнее достигать высоких показателей университетов в области их интернационализации.
- Ефимова О. С., Нестерова А. В. Профессиональные компетенции преподавателя вуза // Педагогика и психология образования. — 2013. — № 4. — С. 37–39.
- Г. Ф. Бенсон. Компетенции современного преподавателя высшей школы в контексте интернационализации образования//Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). –2017. –12. –С.85–91.
Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, высшая школа, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, программа, профессиональная компетенция преподавателя, процесс интернационализации образования, способность, университет.
Избранные научные труды Хеннера Евгения Карловича
Монографии и учебные пособия
Хеннер Е. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. – Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 188 с.
Методика обучения информатике / М. Лапчик, М. Рагулина, И. Семакин, Е. Хеннер. – Санкт-Петербург, 2020. – 3-е изд. , стер. – 392 с.
Практикум по информатике: учебное пособие / авт. : Н. Андреева, Н. Пак, Н. Василюк, Е. Хеннер. – Москва: «Лань», 2019. – 248 с.
Хеннер Е. Содержание школьного образования по информатике / Е. Хеннер // Современные проблемы информатизации образования : монография. – Омск, 2017. – С. 330-396.
Статьи из научных сборников и периодических изданий
Интеграция базовой университетской подготовки специалистов по информатике и информационным технологиям / С. Русаков, Е. Хеннер, C. Чуприна // Университетское управление: практика и анализ. – 2014. – № 3 (91). – С. 119-125.
Применение суперкомпьютера для решения задач магнитодинамики и исследования когерентных процессов в наномагнитных структурах / А. Деменев, Т. Белозёрова, П. Харебов, В. Хеннер, Е. Хеннер // Информационные технологии и вычислительные системы. – 2014. – № 1. – С. 25-34.
Изучение информатики в вузе в условиях цифровой образовательной среды / Т. Соловьева, Е. Хеннер // Преподаватель XXI век. – 2016. – Т. 1, № 4. – С. 42-54.
Хеннер Е. Вычислительное мышление /Е. Хеннер //Образование и наука. – 2016. – № 2 (131). – С. 18-33.
Хеннер Е. Перспективы развития предмета “Информатика” в школах США и Англии / Е. Хеннер // Информатизация образования: теория и практика : сб. материалов междунар. науч. -практ. конф. – Омск, 2016. – С. 63-67.
Хеннер Е. Предмет «Информатика»: межстрановые сопоставления и перспективы развития / Е. Хеннер // Информатика и образование. – 2016. – № 10. – С. 18-26.
Преподавание математики и компьютерных наук в высшей школе: материалы международной научно-методической конференции (16-17 мая 2017 г. ) / Перм. гос. нац. исслед. ун-т, Мех. -мат. фак. ; науч. ред. Хеннер. – Пермь : ПГНИУ, 2017. – 104 с.
Хеннер Е. Профессиональные знания и профессиональные компетенции в высшем образовании / Е. Хеннер // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 2. – С. 9-31.
Хеннер Е. Сопоставительный анализ целей изучения информатики в общем образовании / Е. Хеннер // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2018. – Т. 14, № 2. – С. 500-507.
Хеннер Е. Электронные образовательные ресурсы из сетевых коллекций на уроках информатики / Е. Хеннер // Информатизация образования и методика электронного обучения : материалы 2-й междунар. науч. конф. , Красноярск, 25-28 сент. 2018 г. : в 2 ч. – Красноярск, 2018. – Ч. – С. 313-317.
Хеннер Е. Цели изучения и содержание школьного предмета «Информатика» / Е. Хеннер // Вестник Казахского национального педагогического университета им. Абая. Сер. Физико-математические науки. – 2018. – № 4 (64). – С. 194-198.
Хеннер Е. “Пермская версия” общеобразовательного курса информатики в контексте развития школьного информатического образования / Е. Хеннер // Наука и образование в обеспечении устойчивого развития региона в условиях перехода к цифровой экономике : материалы VII Рос. с междунар. участием науч. -практ. конф. – Пермь, 2019. – С. 219-224.
Эволюция математического образования в условиях информатизации: обзор тенденций и результатов / М. Лапчик, М. Рагулина, Е. Хеннер // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2020. – Т. 14, № 3. – С. 71-79.
Хеннер Е. Опыт электронного обучения по курсу «Информационные технологии в образовании» / Е. Хеннер // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании : материалы IV междунар. науч. конф. , в 2 ч. – Красноярск, 2020. – Ч. – С. 378-383.
Кокоева Р. 1
Хетагов В. 11 ФБГОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Хетагурова»Новейшая образовательная тенденция – непрерывно пополнять свои знания в течение всей своей профессиональной жизнедеятельности. Поэтому профессионализм – главная стратегическая задача преподавателя высшей школы. Стратегии профессиональной деятельности, профессиональной компетентности преподавателя вузовской среды формируются как целостная структура. Анализ профессиограммы преподавателя вузовской среды выделяет важнейшие его компетенции. Наряду с традиционными компетенциями, такими как глубокий научный кругозор, креативное и критическое мышление, владение инновационными и информационными технологиями, педагогическим мастерством, необходимо формировать такие экзистенциальные ценности, как ответственность, свобода, выбор. И решение профессиограммы педагога преломляется сквозь главное – сохранность личности как высшей ценности. Творческое мышление для современного преподавателя – важнейшая компетенция, которая ведет к креативному поиску научных способов и методов профессиональной деятельности, разработке инновационных технологий и, наконец, к созданию среды, в которой участники образовательного процесса будут генерировать новые идеи. Такой подход к своей профессиональной деятельности будет способствовать развитию уникальности процесса обучения, так называемого осознанного созидания, раскрытию своего ресурса. Уникальность, неповторимость содержания преподавательской компетенции формируется на фоне коммуникативного пространства. Формирование коммуникативного пространства обеспечивается не просто общением между преподавателем и обучающимися, необходимо выстраивать коммуникативную компетентность. Кокоева Р. Психологическая культура преподавателя высшей школы // Успехи современного естествознания. 2009. № 5. Саранцев Г. Предметно-педагогическое мышление в профессиональных компетенциях педагога // Педагогика. 2015. № 10. 59-64. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. , 2015. 647 с. Ялом И. Лечение от любви. Психотерапевтические новеллы. СПб. , 2016. 252 с. Франкл В. Воля к смыслу. , 2015. 239 с. Франкл В. Духовность, свобода, ответственность. СПб. , 2017. 321 с. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб. : Питер, 2015. 317 с. Кокоева Р. Высшее образование и развитие человека // Успехи современного естествознания. 2009. № 1. Ниязбаева Н. Экзистенциальные ценности образования. : Перо, 2014. 126 с. Дахин А. Педагогические проекты: история, инновации, интерпретации // Вестник педагогических инноваций. 2016. № 1. 18-26. Семикин Г. , Мысина Г. , Шарапановская Е. , Пиканина Ю. Применение технологий саморегуляции в работе преподавателя технического вуза // Живая психология. 2017. № 3. 253.
Цель: определить профессиональные компетенции преподавателя высшей школы.
Результаты исследования могут быть использованы в высших учебных образовательных организациях в качестве структуры компетенций современного преподавателя высшей школы.
Современная высшая школа становится центром новых идей и инноваций, обеспечивает формирование профессионального человеческого ресурса, который необходим для продвижения новейших направлений образования, науки и бизнеса. Движущей силой современной мировой экономики являются профессиональные навыки в виде технологий разного модуса. Резко возрос уровень трансформации социально-экономического характера, товары и ресурсы с легкостью перемещаются через национальные границы, быстро распространяются новые средства связи и обработки информации в формате программирования в компьютерных системах. Новейшая образовательная тенденция – непрерывно пополнять свои знания в течение всей своей профессиональной жизнедеятельности. Поэтому профессионализм – главная стратегическая задача преподавателя высшей школы. Стратегии профессиональной деятельности, профессиональной компетентности преподавателя вуза формируются как целостная структура. Она представляет собой целостную структуру таких компетенций, совокупность которых необходима для создания педагогических условий реализации профессиональной деятельности преподавателя. Как известно, основные направления трудовой деятельности преподавателя высшей школы включают в себя учебную, методическую, научно-исследовательскую, воспитательную и управленческую функции.
В процессе исследования профессиональных компетенций преподавателей вуза (ФББОУ ВО СОГУ имени К. Хетагурова) гуманитарного направления выборку составили 27 человек (представители психолого-педагогического и социологического направлений) в возрасте от 32 до 58 лет. Им предлагалась анкета, в которой респондентам было предложено проранжировать вышеперечисленные компетенции в порядке их значимости. Выяснилось, что наиболее значимой для преподавателей выступает такая компетенция, как глубокое владение предметом своей деятельности, затем следуют деловые качества преподавателя, далее – владение критическим и творческим мышлением, следующая – способность профессионально саморегулировать свое психоэмоциональное состояние в различных социально-психологических ситуациях, замыкают избранный ранг экзистенциальные образовательные компетенции. Сущность и последовательность приведенных компетенций преподавателей вуза мы и будем рассматривать.
Организаторские качества перекликаются с нравственными, когда умение выстраивать межличностные отношения с коллегами переносится и на обучающихся. Такое взаимодействие в условиях образовательного процесса предполагает логичное профессиональное пространство, в котором все его участники получают ожидаемые результаты. Деловыми качествами мы называем профессиональные навыки, проявляющиеся в отношении к своему делу, трудовой деятельности. И здесь особенно хочется отметить такие качества преподавателя, как ответственность, выбор, свобода. Эти качества, по сути, обозначены в педагогической профессиональной литературе как экзистенциальные ценности образования. Успешность образовательного процесса, включение всех его участников в пространство креативного мышления, поиска научных идей, инноваций зависят от вышеперечисленных компетенций преподавателя и мотивированности, способности преобразовывать знания, владения информационными технологиями.
Кроме вышеперечисленных компетенций, особое место в их структуре занимает творческое, креативное мышление. Творческое мышление для современного преподавателя – важнейшая компетенция, которая способствует креативному поиску научных способов и методов профессиональной деятельности, разработке инновационных технологий и, наконец, созданию среды, в которой участники образовательного процесса будут генерировать новые идеи. Такой подход к своей профессиональной деятельности будет вести к развитию уникальности процесса обучения, так называемого осознанного созидания, раскрытию своего ресурса. Уникальность, неповторимость содержания преподавательской компетенции формируется на фоне коммуникативного пространства. Формирование коммуникативного пространства не просто обеспечивается общением между преподавателем и обучающимся, но и выстраивает коммуникативную компетентность. В этой связи мы подходим к компетенции, которая скрепляет все вышеуказанные: компетенция, регулирующая психоэмоциональное состояние преподавателя, – саморегуляция. Без профессиональных навыков управления своим психическим состоянием невозможно структурировать компетенции преподавателя современного вуза. Ведь, как уже было сказано выше, социально-технологические требования к преподавателям профессионального образования очень высоки, а достижение этих требований выстраивается в контексте «здесь и сейчас». И это касается прежде всего уровня взаимодействия «преподаватель – обучающийся». Преподаватель должен уметь развивать свои психические возможности так же быстро, как и сам изменяющийся мир с его профессиональными «вызовами». Поэтому нам представляется важным формирование аутогенных, релаксационных техник, которые регулируют психоэмоциональное состояние преподавателя высшей школы. Использование профессионального поведенческого тренинга для преподавателей раскрывает его психический ресурс, далее ведет к осознанию своих внутренних переживаний, мыслей, своего поведения. Управление личностным психическим потенциалом, умение правильно распределять свою психическую энергию позволяют преподавателю:
1) реализовывать свои собственные профессиональные проекты;
2) грамотно выстраивать социальные взаимодействия не только с обучающимися, но и с другими участниками учебно-образовательного процесса;
3) формировать свою экзистенциальную перспективу.
Наряду с основными требованиями образования необходимо формирование таких компетенций, которые дают возможность свободно высказывать свое мнение, подкрепленное реальными учебно-практическими функциями. Внутренняя свобода преподавателя открывает дорогу к поиску новых форм постижения научных мыслей, коммуникативной свободе, транслирует знания, разворачивающие развитие информационного поля, где в свою очередь формируется новая идея. Свобода тесно связана с ответственностью и правом на выбор. Предпосылкой свободы как ценности преподавательской деятельности является ответственность. Преподаватель, который активно принимает участие в социальных взаимодействиях, осознает эту возможность, возможность принимать решения, соответствующие целям и задачам образования. На наш взгляд, при внутренней несвободе мы не может говорить о полноценной ответственности. Преподаватель как участник учебно-образовательного процесса вуза ответственен за свой профессионализм, который он демонстрирует, за свою профессиональную компетентность, и эта ответственность дает возможность ему правильно структурировать свое профессиональное пространство. Быть ответственным – значит посвящать себя высокому служению своего дела, обучению и воспитанию обучающихся. Ответственность и свобода тесно связаны с правом на выбор. Для преподавателя выбор в кругу его компетенций занимает особое экзистенциальное звучание. Он всегда имеет право на выбор для осознания своего профессионального смысла, значимости своей трудовой деятельности, способности предпринимать выбор в пользу истинных человеческих ценностей и ценностей профессионального образования. Экзистенциальные компетенции образования раскрывают особенности формирования личности преподавателя, включают и такие ценности, как творчество, уникальность, общение. Эти ценности усиливают градус профессионализма преподавателя, активизируют его компетенции.
Библиографическая ссылка
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)