Трудовая функция Трудовые действия Какие знания и умения необходимы Что предполагаю для этого сделать Каких результатов ожидаю ТФ-1Общепедагогическая деятельность. Обучение. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Умения: Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяЗнания: Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики;Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования Формирование мотивации к обучению,Формирование универсальных учебных действий ТФ-2Развивающая деятельность. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка;Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу Умения: Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристикЗнания: Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования Оказание адресной помощи обучающимся ТФ-3Воспитательная деятельность. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка. Умения: Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач. Знания: Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками;Освоитьсовременные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся Формирование у учащихся толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде ТФ-4Предметное обучение. Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития Умения: Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обученияЗнания. Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета) Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение;Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую;Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности. Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области «физика» и «астрономия»Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий;Формирование способности к постижению основ физических и астрономических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.
Ведущие задачи по развитию профессиональной компетентности Ожидаемый результат Осуществлять педагогическую практику через федеральные государственные стандарты нового поколения;Разработать рабочие программы по физике (базе и углубленному курсу) и астрономииРазвивать познавательную активность у детей, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира. Продолжать работать в направлении проектной деятельности. Осуществлять тьюторское сопровождение образовательного процесса, освоить новые формы. Осваивать и адекватно применять специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу -Повышение качества и результативности в работе;-Повышение балла сдачи ОГЭ и ЕГЭ. -Успешное выполнение учащимися мониторинга качества образованияПрофессиональное определение учащихся.
Ведущие задачи по развитию профессиональной компетентности Ожидаемый результат Продолжить работу по рабочим программам по физике и астрономии (база и углубленный уровень)Создание для каждого обучающегося условий для развития ИОП: определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развитияПродолжать работать в направлении исследовательской и проектной деятельностиОсваивать другие инновационные методы обученияСпособствовать развитию олимпиадного движения -Высокий (или выше среднего) результат качества образования при выполнении регионального мониторинга;-Активное участие во Всероссийской олимпиаде школьников на муниципальном и региональном уровне;-Активное участие в конкурсной деятельности различного уровня
Ведущие задачи по развитию профессиональной компетентности Ожидаемый результат Продолжить работу по рабочим программам по физике и астрономии (база и углубленный уровень)Продолжать работать в направлении исследовательской и проектной деятельности. Осваивать другие инновационные методы обучения, коучинг-технологию. Способствовать развитию олимпиадного движенияРазработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка -Повышение качества и результативности в работе;-Повышение балла сдачи ОГЭ и ЕГЭ. -Успешное выполнение учащимися мониторинга качества образованияПовышение заинтересованности учащихся в более глубоком изучении предмета.
Классификация игр
Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Виды игр и их влияние на развитие детей
Творческие (игры по инициативе детей).
Дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.
Составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для детей дошкольного возраста. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.
Имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются,переживают.
Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет.
Структура ролевой игры, включает в себя следующие компоненты:
- Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
- Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.
- Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.
- Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры.
Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры.
Кроме того, повышения уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.
Однако существует и обратная связь – ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка
Театральная деятельность, режиссёрские игры и игры – драматизации.
Они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом, создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей) Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.
В процессе работы у детей развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.
Конструкторские игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом. В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.
В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др. , из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.
Дидактическая игра используется при обучении детей разного возраста, на различных занятиях и вне их (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности).
При организации дидактических игр детей следует учитывать, что уже с 3 – 4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, у него возрастает стремление самоутвердиться; но при этом внимание малыша ещё неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребёнка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т. использование дидактических игр. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новых знаний о предметной среде, задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др. , что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления).
В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления о движениях характерных для того или иного образа, об окружающем мире (действиях людей, животных, птиц, который он отображает).
Для не сюжетных игр характерна конкретность игровых заданий, соответствующих возрастным особенностям и физической подготовки детей.
Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений воспитанники должны безукоризненно выполнять основные движения.
Народные (созданные народом). Благодаря им формируются такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивается сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигается через разнообразные движения: ходьбу, прыжки, бег, метание и т. В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря,развитие правильной ориентировки в пространстве.
Для детей младшего дошкольного возраста, опыт которых очень мал, рекомендуются белорусские подвижные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. Во второй младшей группе детям доступны подвижные хороводные игры: это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.
Примерная памятка для самоанализа занятия
– требованиям учебной программы дошкольного образования;
– возрастным психологическим особенностям детей группы;
– наличие триединой дидактической задачи (образовательной, развивающей,воспитательной).
Создание условий для проведения занятия:
– подбор дидактического, раздаточного материала;
– рациональность размещения пособий и оборудования;
– целесообразность организации предметно-пространственной развивающей среды;
– наличие предварительной работы с детьми (беседы, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений и т
– санитарно-гигиенические требования: соблюдение требований к подготовке помещения (уборка, проветривание, освещение, расстановка мебели и др.
Соответствие структуры занятия его задачам.
- Реализация здоровьесберегающего подхода: наличие положительного микроклимата; оптимальная длительность занятия; интеграция разных видов детской деятельности; смена поз; использование физкультминутки, релаксационной паузы; соблюдение правил безопасности; учёт состояния здоровья воспитанников; контроль за правильностью осанки.
- Использование разнообразных форм организации детей на занятии (сочетание коллективных, подгрупповых и индивидуальных форм, работа в паре). Оправданность выбранных форм.
- Эффективность используемых методов (применение технологий и методик белорусских и зарубежных авторов; проведение занятий в соответствии с методикой; методы и приемы, использование проблемных ситуаций; – диалогическая речь; проведение индивидуальной работы) для успешной реализации поставленных задач.
- Реализация личностно-ориентированного подхода: учёт интересов и потребностей детей, предоставление детям свободы выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнёра по деятельности; изменение характера оценки ребёнка (его достижения оцениваются как результат сравнения с самим собой); создание каждому ребёнку ситуации успеха; использование рефлексии (самоанализа, самооценки своей деятельности).
- Анализ деятельности детей на занятии: интерес, внимание, организованность, активность, проявление инициативы, желание работать, помогать, исправлять, дополнять ответы других детей, умение адекватно оценивать собственную работу на занятии.
- 5. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям (темперамент, характер, способности,пол).
- Коррекция хода занятия с учётом «обратной связи».
Критерии
Показатели
Цель и задачи занятия:
– Единство дидактических, развивающих и воспитательных целей изадач. – Соответствие задач образовательной области учебной программы дошкольного образования. – Доступность. – Диагностичность постановки целей изадач. Реализация содержанияобразовательной области
– Оптимальность объема содержания занятия для данной возрастнойгруппы. – Доступность инаучность. – Направленность содержания на формирование у воспитанников представлений, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к себе и миру на основе содержания образовательнойобласти. – Реализация комплексного подхода при освоении материала. – Дифференциация и индивидуализации содержания познавательной деятельностивоспитанников. – Соответствие содержания занятия: программным требованиям; теме;цели, поставленным задачам; типу занятия;возрастным и индивидуальным возможностям, способностям и потребностямвоспитанников. – Качество и целесообразность использования наглядности, дидактического раздаточного материала, электронных образовательных ресурсов, средствТСО. Владение методами и приемами организации образовательного процесса
– Соответствие методов и приемов:концептуальным положениям дошкольной педагогики и возрастнойпсихологии;содержанию занятия;возрастным особенностям детей. – Эффективность и целесообразность выбранных методов и приемов:словесных, наглядных, практических, игровых; приемов привлечения и сосредоточения вниманиядетей, обеспечения их эмоционального интереса; приемов активизации самостоятельного мышления и деятельности детей, приемов подачи нового сопоройна имеющиеся представления и опыт;
наличие проблемных ситуаций, вопросов проблемного, поискового характера; приемов, направленных наформированиепредпосылок учебной деятельности (старший дошкольный возраст). – Реализация личностно-ориентированного, здоровьесберегающего подходов. – Владение воспитателем приемами и средствами мотивации, организации и стимулирования деятельности. – Оптимальность смены видовдеятельности. – Соблюдение воспитателем хронологии занятия и основных егоэтапов. Организация деятельности воспитанников
– Обеспечение педагогической поддержки воспитанников, создание ситуации успеха длякаждого. – Эффективность применения индивидуальных, групповых и коллективных форм организации познавательнойдеятельности. – Вовлечение воспитанников в образовательный процесс, их активность,заинтересованность. – Организация, эффективность взаимодействия детей со сверстниками. Результативность
– Оценка воспитателей индивидуальной, групповой и коллективной деятельностивоспитанников. – Оценка результатов деятельности детей на разных этапах занятия и качество оценки, использование самооценки (старшая группа). – Степень достижения поставленныхзадач. – Организация обратной связи назанятии. – Побуждение воспитанников к рефлексии собственной деятельности. Профессиональные и личностныекачества педагогов
– Соблюдение нормативных требований корганизацииобразовательного процесса. – Стиль общения, техника речи, коммуникативные качествапедагога. – Умение управлять собственным эмоциональным состоянием. – Умение взаимодействовать в образовательном процессе (организаторскиеумения). – Владение детским коллективом (эмпатия, умение адаптироваться в незнакомой ситуации, умение видеть всех икаждого). – Умение творчески использовать план-конспект занятия, вносить необходимые изменения с учетом реальнойситуации.
Список использованных источников
- Васильева, О. К. Педагогическая поддержка сюжетноролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О. К. Васильева.— Мозырь : Содействие, 2013. – 152с.
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2017/2018 учебному году. Учреждения дошкольного образования // Пралеска – 2017. – № 8. – С.25-56.
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2011/2012 учебному году. Учреждения дошкольного образования // Пралеска – 2011. – № 7. – С.20-50.
- Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января2011 г.
№ 243З (в ред. Законов Республики Беларусь от 04. 2014 № 126З).
- Лобынько, Л. В. Качество образовательного процесса: Реализация личностно-ориентированного подхода в специально организованной форме образовательного процесса/Л.В.Лобынько// Пралеска.–2012.–№12.–С.2–7.
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от
29 декабря 2012 г. № 146 «Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования».
- Сазонова, Н. П. Дошкольная педагогика. Курс лекций : учебное пособие для студентов педагогических факультетов / Н. П. Сазонова. – СПб. : Детство-Пресс, 2010. – 272с.
- Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – 2е изд. – Минск : Нац. инт образования; Аверсэв, 2014. – 416с.
Методические рекомендации
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: образовательной; учебно-методической; социально-педагогической.
Образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного образовательного процесса; создание предметно-пространственной развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:
знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
умения результативно формировать представления воспитанников в соответствии с образовательной программой;
руководить основными видами деятельности детей дошкольного возраста;
взаимодействовать с воспитанниками.
При организации и проведении занятия воспитателю необходимо знать, что:
- занятие чётко регламентировано по времени в соответствии с возрастом детей;
- занятие характеризуется наличием познавательной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки (приложения 1,2);
- занятие имеет чётко выраженную структуру: начало, ход иокончание.
- при проведении занятия особенно важны такие факторы, как интерес одобрение и доброжелательность взрослых, высокая эмоциональная насыщенность процесса, положительный эмоциональный климат, интонационная выразительность речи воспитателя;
- преобладание возбуждения над торможением у детей дошкольного возраста указывает на необходимость построения кратких, чётких инструкций к заданиям, использования преобладающего числа простых предложений. Так как дети дошкольного возраста в силу возрастных психологических особенностей торопятся приступить к выполнению задания учитывать, что:
по количеству обучаемых – индивидуальные, подгрупповые, групповые; по дидактическим задачам — усвоение нового, закрепление ранее
приобретённого, творческое применение представлений, умений, навыков;
Оно имеет чётко выраженную структуру, в которой выделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия и окончание.
Начало предполагает непосредственную организацию детей, которое призвано переключить их внимание на предстоящую деятельность; мотивировать на нее через использование проблемных ситуаций, вопросов, музыки и др. ; вызвать интерес через сюрпризы, загадочность, развлекательность; создать соответствующий эмоциональный настрой; раскрыть познавательную задачу.
Ход занятия – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении представлений, формировании умений, которые определенны учебной задачей. На данном этапе занятия методы и приемы индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка.
В зависимости от содержания образовательной области учебной программы, от цели занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимателен, умеет анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.
Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов познавательной деятельности ребенка, которые свидетельствовали о его продвижении вперед, показали, чему он научился. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.
Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.
В занятии используются разные методы воспитания и обучения: словесные, наглядные, практические, игровые.
Использование наглядных методов отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями мышления детей дошкольного возраста. К ним относятся: демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей, образцов и др. ), кинофильмов, телепередач, диафильмов, магнитофонных записей; наблюдение (целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира); рассматривание, показ предметов (посуды, предметов домашнего обихода, орудий труда и др. ), картин, иллюстраций, образцов, способов действия и др. ; демонстрация кино-, видеофильмов; дидактические наглядные пособия, дидактический материал.
Обучение в дошкольном возрасте тесно связано с пояснением и показом и следует за ними; пояснение переходит в упражнение. Показ и пояснение не всегда занимает равное место. Иногда преобладает показ, иногда – пояснение. Постепенно слово начинает заменять ребенку показ (воспитатель рассказывает, как надо выполнять движение или просто напоминает о нем).
Чтение художественных произведений и рассказывание используется для того, чтобы познакомить детей с художественными произведениями, дать новые представления, вызвать нужное эмоциональное состояние: гордость, радость, веселье, лирическоенастроение.
Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. Беседа–
диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы.
Метод беседы требует от педагога тщательного продумывания вопросов к детям в логической последовательности, в краткой и четкой формулировке. Вопросы должны быть понятны детям, но такие, чтобы требовали не только припоминания материала, но и размышления. Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нем есть скрытое противоречие, он открывает возможность не однотипных ответов, неоднозначного решения.
Практические методы обучения – это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых представлений, умений практический характер.
Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания.
Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку получить новые представления о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. Элементарные опыты способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности мышления, развивают у детей способность выявлять скрытые свойства, связи объектов, сопоставлять, сравнивать их, устанавливать связи, находить причины, делать выводы.
Игровые методы – дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках меж выполнением других заданий). Игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию. Игровые приёмы: внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, инсценировки, загадки, элементы соревнования, создание игровой ситуации.
Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится личной целью ребенка. На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, элементы драматизации, сюжетно-ролевыеигры.
Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает. Для повышения эмоциональной активности детей следует использовать:
игровые и воображаемыеситуации,
придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок ит. , игры-драматизации,
элементы творчества иновизны,
юмор и шутка (учебныекомиксы).
Для развития творчества детям на занятии необходима эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование деятельности, исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование), прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее), экспериментирование, неясные знания (догадки), предположения (гипотезы) и др.
Система педагогических методов – это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.
Игра как форма организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования
Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Воспитатели дошкольного образования наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности.
Таким образом, рассмотрев игру, как одну из форм организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, можно сделать вывод, что игра может пронизать всю жизнь детей в учреждении дошкольного образования, сделав её по-настоящему интересной и увлекательной.