знание русского языка и владение речью показатель профессиональной компетенции

Данная статья посвящена рассмотрению ключевых компетенций студентов на занятиях по русскому языку. Раскрыта сущность формирования ключевых компетенций.

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетенция, лингвокульурологическая.

Высокое качество изучения русского языка способствует конкурентоспособности и профессиональной мобильности в сфере своей деятельности и общения будущего специалиста. Приобретение студентами профессиональной компетентности заключается в овладении русским языком на таком уровне, который позволит использовать его для удовлетворения профессиональных потребностей, реализации деловых контактов и дальнейшего профессионального самообразования и самосовершенствования.

Цель дисциплины «Практический курс русского языка» — формирование коммуникативной компетенции как важнейшего средства обучения, воспитания, развития студентов, важнейшего инструмента получения профессиональных знаний будущим специалистом. В результате изучения практического курса русского языка студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли; владеть русским литературным языком, навыками устной и письменной речи; способен выступать публично и работать с научными текстами; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации на русском языке.

Итак, в языковой компетенции будущего специалиста составляющими компонентами являются: знание системы русского языка, его средств, фонетики, лексики, грамматики, стилистики, владение этими средствами, речевая деятельность, культура речи. Особое значение имеет формирование знаний об особенностях произношения, знание этнокультурных особенностей изучаемого неродного языка, знание прагматических особенностей употребления языковых форм.

Обратимся к позиции структуры и компонентного состава коммуникативной компетенции, предложенных Н. Ахметовой, М. Кондубаевой.

Ученые предлагает свою индивидуальную трактовку.

Компетенции первой группы (лингвистическая и речевая) определяют владение устным и письменным общением на русском языке.

Вторая группа компетенций включает компетенции социолингвистического уровня. Они представлены социокультурной компетенцией, лингвокультурологической компетенцией, которая рассматривается авторами как способность к эффективному общению при помощи русского языка на базе аутентичных текстов, которые отражают социальные и культурные концепты иной социальной общности, включающие фоновые знания, безэквивалентную лексику, правила этикета, принятые в Российской Федерации, а также образцы художественной литературы, фольклорного творчества и др.

В целом, соглашаясь с исследователями по вопросу групп компетенций, мы полагаем, что в определении структуры коммуникативной компетенции в аспекте профессиональной предметной компетенции должна обязательно учитываться квалификационная характеристика обучаемых специалистов. Третья группа должна быть представлена компетенциями, являющимися базовыми для специалистов определенного профиля, отражающими специфику специальности. В нашем случае — должны учитываться особенности специальностей гуманитарных факультетов.

Особо подчеркнем, при рассмотрении вопроса формирования профессиональной коммуникативной компетенции студента основным ценностным компонентом будет стремление к овладению профессиональными знаниями через достижение знаний русского языка, а также знаний о профессиональной интеракции. То есть направленностью личности студента является овладение знаниями, умениями и навыками русского языка для профессионального и социально-бытового общения.

Рассмотрим подробнее составляющие компоненты коммуникативной компетенции будущих специалистов. Следует подчеркнуть, что понятие «коммуникативной компетенции» разрабатывалось несколькими поколениями лингвистов и методистов в России, в Западной Европе и в США, в Казахстане, в Кыргызстане.

Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам впервые был представлен на I Конгрессе МАПРЯЛ в 1969 году Е. Пассовым:

А принцип «активной коммуникативности» как методологическая основа был объявлен на II Конгрессе МАПРЯЛ в 1973 г. и начал разрабатываться ведущими методистами в области русского языка как иностранного (А. Арутюнов, А. Леонтьев, О. Митрофанова и др.

Получивший широкое распространение в настоящее время «компетентностный подход» определяет в качестве цели обучения — формирование коммуникативной компетенции.

Вслед за Н. Ахметовой, М. Кондубаевой определим коммуникативную компетенция как совокупность знаний, умений инавыков, необходимых для осуществления успешной вербальной коммуникации. Таким образом, цель обучения русскому языку как неродному, как языку межнационального общения — не только приобретение знания языковой системы, но и формирование умений и навыков всех видов (продуктивных и рецептивных) речевой деятельности.

Иными словами, язык рассматривается не как объект изучения составляющих его систем (фонетической, лексической, морфологической и др. ), а как средство общения. С позиции функционально-семантического подхода коммуникативная компетенция становится основным понятием.

Итак, несмотря на огромное количество концепций коммуникативной компетенции, в практике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) приняты следующие базовые составляющие коммуникативной компетенции: языковая, дискурсивная, прагматическая, социокультурная, предметная. Именно эта структура положена в основу системы тестирования по русскому языку как иностранному (ТРКИ).

Под языковой компетенцией понимается совокупность знаний о языковой системе (таких ее уровней, как фонологическая, лексическая, морфологическая, синтаксическая и стилистическая) и умений пользоваться ими в ситуации вербальной коммуникации.

Под дискурсивной компетенцией понимаются умения строить и понимать высказывания; тексты устной и письменной речи (рецептивной и продуктивной речевой деятельности) с использованием соответствующих стратегий и тактик речевого поведения.

Под прагматической компетенцией понимаются умения вступать в вербальную коммуникацию в соответствии с коммуникативными потребностями, намерениями в ситуациях общения с учетом условий речевого акта.

Под социокультурной компетенцией понимается знание социокультурного контекста, предполагающего наличие «фоновых знаний» страноведческого и лингвокультурологического характера, которые диктуют выбор языковых форм и их использование в вербальной коммуникации.

Под предметной компетенцией понимается совокупность знаний в профессиональной сфере общения (терминология, научные и профессиональные тексты, ситуации учебно-профессионального и профессионального общения и т. ) и умений вступать в профессиональную коммуникацию.

Стратегическая (компенсаторная) компетенция (т. умение компенсировать пробелы в знании языка и другие проблемы в общении вербальными и невербальными способами) и социальная компетенция (т. умение и желание вступать в общение на изучаемом языке, обусловленные наличием потребностей, мотивов и собственной самооценки) не рассматриваются как базовые составляющие в русском языке как иностранном и в практическом курсе русского языка как неродного, в отличие от европейских систем. Предлагаем вслед за Н. Ахметовой рассматривать коммуникативную компетенцию в следующем составе:

• Коммуникативная компетенция

• Когнитивно — лингвокультурологическая субкомпетенция

• Лингвистическая субкомпетенция

• Дискурсивная субкомпетенция

• Социолингвистическая субкомпетенция

Таким образом, понятие коммуникативной компетенции неразрывно связано с проблемами по определению целей, содержания обучения и форм контроля, что должно учитываться при разработке нормативных научно-методических документов.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, коммуникативная компетенция, будущий специалист, вербальная коммуникация, группа компетенций, практический курс, речевая деятельность, совокупность знаний, языковая компетенция, языковая система.

Одной из важных составляющих любой профессиональной деятельности является языковая и коммуникативная компетентность. Современный русский язык характеризуется определенными нормами его употребления, без знания которых человек не может считать себя образованным. Сегодня высокая языковая компетентность — непременное качество общественно активной личности. Ценность и востребованность специалиста на современном рынке труда во многом зависит от наличия у него грамотной устной и письменной речи, умения общаться, воздействовать на других людей посредством слова. Нарушение языковых норм, речевые ошибки в речи даже очень авторитетного в своей области специалиста субъективно снижают в сознании слушающих или читающих уровень достоверности излагаемой им информации. Психологи предупреждают, что деформация речи может вести к деформации сознания.

Актуальность темы вызвана необходимостью формирования нового поколения медицинских работников, умеющих грамотно излагать свои мысли.

Цель: повышение языковой и коммуникативной компетентности медицинского работника.

Объект исследования — языковая компетенция студентов Туймазинского медицинского коллджа

Предмет исследования — роль языковой и коммуникативной компетенции будущих медицинских работников.

  • Изучение научной литературы по исследуемой теме.
  • Оценка состояния языковой и коммуникативной компетенции студентов Туймазинского медицинского колледжа.
  • Создание информационного банка методического материала.
  • Разработка перспективного плана мероприятия по повышению языковой и коммуникативной компетенции студентов Туймазинского медицинского колледжа.

Гипотеза исследования — систематизация знаний по русскому языку способствующая формированию общей и профессиональной компетенции.

Методы исследования применялись адекватно поставленным целям: изучение, анализ, обработка информации из различных источников; сбор статистических данных; проведение анкетирования; опрос.

  • Изучение состояния вопроса по различным источникам информации в настоящий момент (интернет, печатные издания).
  • Экспериментальная работа (материалы анкетирования и опроса)
  • Анализ проведенных исследований, разработка планов, рекомендаций.
  • Практическая деятельность, подведение итогов, оценка результатов.
  • Выводы и рекомендации.

Работа имеет теоретическую и практическую значимость, так как открывает потенциал в духовно-нравственном аспекте формирования профессиональной и общей компетенции медицинского работника, исходя из современных требований, и дает возможность использования результатов работы в практике учебных заведений, проведении внеурочных мероприятий.

Речь — это деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами определенного языкового коллектива или для обращения к самому себе.

Богатством, гибкостью и выразительностью отличается медицинская терминология. Целью нашего проекта было повышение языковой компетентности медицинского работника. Основные задачи: привлечь внимание к проблеме языковой и коммуникативной компетентности медицинского работника.

Чтобы выявить качество знаний студентов медицинского колледжа по орфографии, орфоэпии, психологии было проведено первоначальное тестирование.

Мы предложили 200 студентам (I-IV курсы) ответить на эти вопросы. Результаты тестирования и анкетирования нас удивили. По результатам тестирования было выявлено, что студенты первых курсов показали хорошую грамотную письменную и устную речь, но анкетирование по психологии на выявление коммуникативных качеств оказалось для них сложным. У студентов выпускных групп анкетирование по психологии на выявление коммуникативных качеств не вызвала трудностей, но результаты тестирования по орфографии, орфоэпии нас не обрадовали.

Учитывая полученные данные, кружком был разработан план работы среди студентов Туймазинского медицинского колледжа:

Оформить папку — раскладушку на тему «Нормы общения медицинского работника». Дополнить этический кодекс студента Туймазинского медицинского колледжа.

Создать сборник мультимедийных презентаций по дисциплине «Русский язык и литература»

Создать памятку «Говори правильно!»

Создать трехъязычный словарь «Медицинская терминология»

Создать памятку «Пиши правильно!»

Провести классный час на тему «Роль духовно-нравственного и воспитания в формировании будущего профессионала медицинского работника»;

Провести классные часы на тему «Языковая компетенция будущего медицинского работника»;

Снять видеоролик проведенного интервью в больницах города и в Туймазинском медицинском колледже.

Написать статью в СМИ о необходимости повышения языковой и коммуникативной компетенции

Мы решили обогатить языковую и коммуникативную компетенцию наших студентов. Ведь прав наш великий русский писатель И. Тургенев. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

После проведенной работы членами кружка было организовано повторное тестирование, анкетирование среди студентов Туймазинского медицинского колледжа. Опрос показал, что у студентов произошло осознание необходимости иметь высокий уровень языковой и коммуникативной компетентности. В результате опроса были получены следующие данные: из общего числа тестируемых студентов 91 % ответили правильно на все вопросы, 9 % лишь на часть вопросов. Проведя вторичное анкетирование, мы выяснили, что огромное значение уделяется профессионализму и гуманности, но теперь большинство считает, что знание русского языка на высоком уровне, а также этики и деонтологии влияет на формирование у них профессиональных качеств медицинского работника.

Учитывая проведенные исследования, мы пришли к пониманию необходимости гуманного, культурного, грамотного воспитания на опыте проектной работы в этом направлении в колледже. Воспитание духовных, языковых, нравственных, коммуникативных качеств медицинского работника необходимо начинать с изучения русского языка.

Изучение этого предмета способствует выработке профессиональных качеств будущего медицинского работника. Анализ показывает, что в современных условиях коммуникабельность, грамотность, патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств — это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная толерантность, общественно значимые поведения и деятельность.

В настоящее время сложились условия, когда востребованность медицинского работника на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. Именно сегодня интерес к русскому языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Богатство, разнообразие, оригинальность и самобытность русского языка позволяют каждому сделать свою речь богатой и оригинальной. Следует помнить: серая, неграмотная наполненная словесными штампами речь не вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций. Вряд ли человек, злоупотребляющий стандартными выражениями, может взволновать слушателей, убедить их в чем-то, воздействовать на них.

По итогам работы были сделаны следующие выводы:

– Грамотное изложение своих мыслей является одним из неотъемлемых направлений формирования профессиональных качеств будущего специалиста-медика.

– Высокий уровень языковой и коммуникативной компетентности способствует воспитанию профессионалов, отвечающих современным требованиям в рамках Приоритетного Национального Проекта Здоровье, и этическим представлениям населения о медицинских работниках.

– Правильное произношение профессиональных терминов способствует развитию языковой компетентности, а также обогащению общего кругозора (история, античность, этимология слов и т

Рекомендации для студентов и педагогического коллектива колледжа:

– систематизировать работу по изучению языковой и коммуникативной компетентности медицинского работника;

– уделять большое внимание воспитанию языковой компетентности будущих медицинских работников при изучении каждой клинической дисциплины;

– пополнять словарь медицинских терминов на разных языках.

Итак, мы видим, что в медицине очень много разнообразных и оригинальных понятий. Важно не только знание терминов и понятий, но и понимание их смысла, правильное применение их в своей речевой и письменной практике. Кроме того, убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствует о его поверхностных знаниях, низкой языковой и коммуникативной компетентности о недостаточном запасе слов.

  • Л. Г. Бочкова, Е. В. Наумова. «Врач — лингвоактивная профессия» // Известие медицинского университета № 4 (80) апрель 2007.
  • Шкуренко Д. А. Общая и медицинская психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 352 с.
  • 5fan.ru›wievjob.php?id=89176

Основные термины (генерируются автоматически): медицинский работник, коммуникативная компетентность, русский язык, Туймазинский медицинский колледж, Высокий уровень, результат тестирования, студент, коммуникативная компетенция, письменная речь, речевое воздействие.

В связи с изменениями в обществе и модернизацией образования в современной школе получил распространении компетентностный подход. Его основу составило деятельностное содержание образования, которое отражают современные школьные программы и учебники.

Внедрение компетентностного подхода призвано улучшить качество образования, способствовать росту познавательной активности школьников и мотивации в обучении, формировать прочные знания, умения и способность учащихся к самооценке результата в ходе усвоения учебного материала.

Основной категорией методики компетентностного подхода стало понятие компетенции: реализация компетентностного подхода предполагает формирование компетенций в предметной области образования.

Понятие «компетенция» в российском образовании не является новым. В качестве термина оно стало употребляться в конце XX в. в педагогике, а также в области информационных и коммуникационных технологий.

В методиках преподавания иностранных языков этот термин используется давно и описан как со стороны структуры, так и содержания. Также установлены пути, методы и приемы формирования компетенций (Е. Божович, И. Бим, Е. Быстрова, Г. Клименко, В. Костомаров, Н. Шанский, А. Щукин и др.

В педагогике содержание понятия «образовательная компетенция» раскрывается через его структурные компоненты:

‒ тип в иерархии;

‒ объекты действительности, в отношении которых вводится компетенция;

‒ социально-практическая и личная значимость(зачем нужна в обществе, для чего надо школьнику надо быть компетентным);

‒ знания,умения и навыки, соотнесенные с кругом реальных объектов;

‒ способы деятельности учащихся;

‒ необходимо минимальный опыт деятельностиучащегося в области конкретной компетенции;

Перечисленный набор устанавливает набор характеристик для проектирования и описания образовательных компетенций в нормативных документах, учебной и методической литературе, а также в соответствующих измерителях общеобразовательной подготовки школьников.

Основой классификации образовательных компетенций являются:

‒ цели общего образования;

‒ структурное представление социального и личного опыта;

‒ виды деятельности ученика.

Образовательные компетенции представляют трехуровневую иерархию:

  • Ключевые компетенции.
  • Общепредметные компетенции.

Ключевые компетенции соотносятся с общепредметным (метапредметным) содержанием образования; общепредметные — только с определенным кругом школьных предметов; предметные компетенции — только с одним конкретным предметом. Как видно, ключевые компетенции в образовании уточняются на уровне общепредметных и предметных компетенций для каждой ступени обучения. Ключевые компетенции универсальны, могут использоваться в разных ситуациях, формируются на каждом предмете и должны быть у каждого обучаемого.

Таким образом, ключевые компетенции характеризуются рядом существенных, основных для них признаков:

‒ универсальные ментальные средства, способы, методы, приемы для достижения человеком основных для него целей;

‒ в большей или меньшей степени ими обязан овладеть каждый человек;

‒ они помогают при проблемных ситуациях иметь результат, решать проблему;

‒ определяются потребителями образовательных услуг и зависят от того, какие ценности в определенное время в конкретном обществе;

‒ приобретаются и реализуются в ходе ценностной для члена общества деятельности.

Ключевыми компетенциями являются:

‒ ценностно-смысловые компетенции;

‒ общекультурные компетенции;

‒ учебно-познавательные компетенции;

‒ коммуникативные компетенции;

‒ социально-трудовые компетенции;

Первый вид компетенциинаправлен на обеспечение механизма самоопределения обучаемого в учебной деятельности и требует:

‒ умений формулировать собственные ценностные ориентиры в разных сферах учебной и не учебной деятельности;

‒ владения способами самоопределения в ситуациях выбора;

Общекультурные компетенциипредполагают знание и опыт в сфере культуры; культурное познание и осмысление мира.

Самостоятельная познавательная деятельность учащихся реализуется посредством учебно-познавательных компетенций. Последние направлены на формирование навыков к самостоятельному обучению, умений определять цели деятельности и ее планировать, описывать ее результаты и формулировать выводы, демонстрировать свои результаты, решать учебно-познавательные задачи, уметь действовать в нестандартных ситуациях, владеть способами самооценки.

Учебно-познавательные компетенции — это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях и др.

Владение информационными компетенциями учащихся предполагает формирование навыков владения современными средствами информации и информационными технологиями, умение искать, отбирать и анализировать, сохранять информацию.

Коммуникативные компетенции учащихся предполагают владение всеми видами речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо) и формирование умений моделировать связный текст в устной и письменной форме, в том числе на иностранном языке, представлять его публично; формирования навыков эффективной диалогической речи.

Владение экономической грамотностью, реализация социальной активности личности, умение профессионально и социально самоопределяться в изменяющихся условиях современного общества, владение культурой трудовых и гражданских взаимоотношений предполагают формирование социально-трудовых компетенции.

Компетенции личностного самосовершенствования предполагают саморазвитие всех сторон личности учащегося, формирование необходимых в современном мире человеку качеств, психологической устойчивости и этики поведения.

Ключевые компетенции объединяет их социальная и личностная значимость и практическая ценность для обучаемого.

Общепредметные компетенции составляют знание о научной картине мира во взаимосвязи с другими формами ее представления (художественной, языковой и др. Общепредметные компетенции ориентированы на все школьные предметы, образовательные области, и должны интегрировать их в общее целостное содержание. Компоненты общепредметного содержания составляют основу в системе общего образования.

Ключевые и общепредметные компетенции реализуются в содержании предметной компетенции и проявляются в предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, ценностно-ориентационной видах деятельности каждого ученика. Так, общепредметными компетенциями в школьном курсе русского языка являются способности использовать разнообразные лингвистические понятия, факты для решения задачи, требующей комплексного подхода и понимания обобщенных знаний, методов, способов из других учебных предметов.

Включение этого понятия в методику обучения русскому языку как родному обосновано необходимостью теоретического обоснования целей и содержания обучения. В Федеральном компоненте государственного общего образования по русскому языку обозначены три основные задачи школьного курса русского языка. Это формирование следующих видов компетенций:

Лингвистическая компетенция направлена на освоение сведений о языке, о его развитии, изменениях, роли и общественных функциях.

Коммуникативная компетенция предполагает формирование способности учащегося в области эффективной коммуникации. Основное умение, которое формируется в рамках данной компетенции, — это умение создавать и воспринимать текст. Это предполагает освоение таких понятий, как стили и типы речи, формирование умений и навыков анализа текста.

Ученые признают, что понятие коммуникативной компетенции шире и многообразнее. Оно включает в себя и владение системными знаниями о языке, различными способами взаимодействия с людьми, умения работать в группе и в коллективе в целом через способность овладеть различными социальными ролями.

Формирование культуроведческой компетенции предполагает освоение школьниками знаний о языке и культуре этноса, их взаимосвязи, овладение русским речевым этикетом.

Таким образом, все виды компетенций формируются на всех учебных предметах. Между тем каждая из компетенций обладает своим дидактическим арсеналом возможностей и имеет свою специфику. Несомненно, русский язык как учебный предмет имеет широкие возможности для формирования компетенций школьников.

  • Богданова В. А. Формирование информационно-функциональной компетентности школьников в процессе реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса. — Педсовет. — 2007. — № 7. — С.15–18.
  • Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках. — Русская словесность. — 2003. — № 1. — С. 35–40.
  • Зимняя И. А., Боденко Б. Н., Кривченко Т. А., Морозова Н. А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. — 2006. — 67 с.
  • Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. — М.: Чистые пруды, 2007. — 124 с.
  • Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании. — Школьные технологии. — 2004. –.№ 5. — С.3–12.
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (с изменениями на 23 июня 2015 года). — М: Просвещение, 2015. — 406 с.
  • Хомский Н. М. Аспекты теории синтаксиса. — М.: Наука, 1992. — 231 с.
  • Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. — Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — 23 апреля.

Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, русский язык, умение, знание, общее образование, освоение школьниками, учебный предмет, коммуникативная компетенция, личностное самосовершенствование, общепредметное содержание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *