биотехнология профессиональные компетенции

ФакультетФакультет биологии и экологииКод направления специальности
1-31 01 01-03

Квалификация
Биолог-биотехнолог. Преподаватель биологии

Специализация
Биотехнология

Продолжительность обучения
Дневная форма – 5 лет

Вступительные испытанияБелорусский или русский язык (ЦТ)Биология (ЦТ)Химия (ЦТ)Основные изучаемые дисциплиныНеорганическая химия Органическая химия Аналитическая химия Экология и рациональное природопользование Биохимия Генетика Фармакогнозия Культивирование клеток Генная инженерия Инженерная энзимология Клеточная инженерия Селекция продуцентов Трансгенные эукариотические организмы Иммобилизованные ферменты Биотехнология пищевых производств Основы технологии микробиологического синтеза Биотехнология очистки и переработки производственных отходовОсновные профессиональные компетенции, которыми будет обладать выпускникосуществление научно-исследовательской работы в области биологии и биотехнологии обеспечение научно-производственной и научно-исследовательской деятельности предприятий и производств биотехнологического, микробиологического и фармацевтического профиля обеспечение организации научно-обоснованного подхода в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обеспечение педагогической и научно-методической работы в области биологии и ее приложенийСфера профессиональной деятельности
Предприятия биотехнологического, пищевого, микробиологического и фармацевтического профиля; научно-исследовательская деятельность в области биологии и биотехнологии; педагогическая и научно-методическая работа в различныхучреждениях образования

Должность на первом рабочем местеБиохимикИнженер-исследовательМикробиолог

Зарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации19 августа 2020 года,регистрационный N 59324

Профессиональный стандарт. Специалист в области биотехнологии биологически активных веществ

УТВЕРЖДЕНприказом Министерстватруда и социальной защитыРоссийской Федерацииот 22 июля 2020 года N 441н

Специалист в области биотехнологии биологически активных веществ

Общие сведения

Основная цель вида профессиональной деятельности:

________________ Общероссийский классификатор занятий.

Отнесение к видам экономической деятельности:

________________ Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

________________ Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда” (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г. , регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г. , регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г. , регистрационный N 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г. , регистрационный N 50237), приказом Минздрава России от 13 декабря 2019 г. N 1032н (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2019 г. , регистрационный N 56976), приказом Минтруда России, Минздрава России от 3 апреля 2020 г. N 187н/268н (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2020 г. , регистрационный N 58320), приказом Минздрава России от 18 мая 2020 г. N 455н (зарегистрирован Минюстом России 22 мая 2020 г. , регистрационный N 58430).

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2018, N 31, ст. 4860).

________________ Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Трудовая функция

________________ Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 “Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций” (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г. , регистрационный N 4209) с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. N 697н/1490 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г. , регистрационный N 44767).

Кирьянова Е. 1

Кременецкая Т

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный университет имени С. Есенина»

Актуальными условиями динамичного развития российской экономики и социальной сферы являются кардинальное обновление национальной системы квалификаций работников и создание системы профессиональных стандартов, осуществляемые в настоящее время в Российской Федерации. Этот процесс сопровождается существенными переменами в профессиональном образовании, связанными с учетом требований профессиональных стандартов при разработке и реализации образовательных программ. В статье рассмотрены особенности и специфика формирования основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлению подготовки 06. 01 Биология на основе профессиональных стандартов. Проанализированы профессиональные стандарты разных областей профессиональной деятельности (Образование и наука, Здравоохранение, Сельское хозяйство и др. ), выявлены профессиональные стандарты, которые могут быть использованы при проектировании соответствующих образовательных программ, выделены обобщенные трудовые функции, ориентируясь на которые, можно строить образовательную программу бакалавриата. Проектирование образовательных программ третьего поколения с учетом профессиональных стандартов будет способствовать повышению качества подготовки специалистов-биологов в различных областях и сферах профессиональной деятельности с целью увеличения возможностей их дальнейшего трудоустройства, а также станет одним из механизмов участия работодателей, профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики.

направленность (профиль) программы

Бахарева С. Проектирование образовательных программ для подготовки бакалавров в логике компетентностного подхода (на примере направления «Педагогическое образование» профиль «Биология») // Педагогика и психология образования. 2011. № 1. 27-31.

Козырева О. Компетентностная модель выпускника как системообразующий компонент формирования компетенций у бакалавров педагогического вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 2. 22-31.

Макарова Н. Проектирование основных профессиональных образовательных программ высшего образования на основе профессиональных стандартов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 1. 94-98.

Разработка и реализация программ высшего образования осуществляется на основе федеральных государственных образовательных стандартов, которые в последние 15–20 лет меняются (актуализируются) практически стремительно. Включение Российской Федерации в Болонский процесс в 2003 г. стало поворотным моментом, интенсифицирующим процесс внедрения третьего поколения образовательных стандартов для высшей школы. Одной из ключевых перемен, предпринятых в связи с подписанием Болонской декларации, стало выделение в качестве отдельных уровней образования бакалавриата и магистратуры, хотя бакалаврские и магистерские программы существовали в нашей стране и в 1990-е гг. Важным преимуществом реализации такого подхода к построению образовательного процесса в вузах стала возможность студентов после получения бакалаврского диплома корректировать свою образовательную траекторию и обучаться в магистратуре по иному направлению подготовки. Например, получив диплом по направлению подготовки 46. 01 История, выпускник бакалавриата мог продолжить образование в магистратуре по направлению 43. 02 Туризм, направленность (профиль) Событийный туризм, что расширяло возможности его трудоустройства.

Первый выпуск федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВПО) вступил в действие с 2010–2011 гг. (по мере утверждения); второй выпуск (ФГОС ВО 3+) – в 2014–2015 гг. , реже – 2016; ФГОС ВО 3++ принимались и вводились в действие по мере утверждения в 2018, 2019 гг. , часть стандартов – в 2021 г. Введение и динамичная актуализация образовательных стандартов связаны с ускорением глобальных процессов в России и мире, стремительным распространением информационных технологий в различных сферах общественной жизни, внедрением новых научных изобретений и технологий, быстрым обновлением знаний и перечня профессий, требующих повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования.

Введение стандартов поколения ФГОС (стандартов 3-го поколения) было обусловлено необходимостью перехода от «знаниевого компонента» к компетентностному. Трансформация (актуализация) ФГОС ВПО (3) во ФГОС ВО (3+) была проведена с целью приведения образовательных стандартов в соответствие Федеральному закону от 29. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и иным нормативно-правовым актам федерального уровня. Необходимостью учета профессиональных стандартов при разработке основных профессиональных образовательных программ (далее – ОПОП) обусловлены новая актуализация ФГОС ВО (3+) и появление ФГОС ВО (3++). Спецификой ФГОС ВО 3++ является их ориентация на профессиональные стандарты, что в целом ряде случаев требует кропотливой работы по изучению профессиональных стандартов и проработки механизмов учета основных положений последних при разработке программ высшего образования.

Отличительными чертами образовательных стандартов третьего поколения являются:

– возможность совместно с обучающимися и объединениями работодателей выбирать конкретные виды профессиональной деятельности, чтобы обеспечить лучшую готовность выпускников к работе;

– самостоятельная разработка вузами образовательных программ бакалавриата и профессиональных компетенций для них, что развивает конкуренцию между образовательными организациями: это в итоге приводит к повышению качества образования;

– возможность устанавливать порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся и определять виды практик, что также «работает» на профессиональную подготовку будущих специалистов;

– самостоятельная разработка вузами конкретных форм и процедур текущего контроля знаний и промежуточной аттестации по каждой учебной дисциплине/ практике, оценочных материалов к ним при оценке качества освоения образовательных программ.

Кроме перечисленных характерных черт, следует отметить еще важные особенности стандартов третьего поколения:

– научно-исследовательская работа студентов теперь является обязательным компонентом образовательной программы, особенно это касается магистратуры. Такой подход позволяет готовить более квалифицированных специалистов с научным видением профессиональных процессов и проблем;

– в формировании требований к выпускникам, в разработке и реализации образовательных программ активно участвуют объединения работодателей, предлагая включение определенных дисциплин в образовательную программу и участвуя в составе Государственных экзаменационных комиссий. Представители работодателей руководят выпускными квалификационными работами и предлагают их темы, участвуют в организации практической подготовки студентов. Все указанные, а также иные формы участия работодателей и их объединений в подготовке выпускников позволяют преодолеть различия между требованиями работодателей, потребностями конкретного предприятия и реалиями обучения.

Окончательный переход на новые ФГОС ВО завершился в сентябре 2021 г. Одной из ключевых особенностей ФГОС ВО 3++ является конкретизация требований к рабочему месту будущего выпускника. Предыдущие выпуски образовательных стандартов (ФГОС ВПО (3) и ФГОС ВО (3+) содержали требования формирования определенных компетенций в очень общем виде, между тем ФГОС ВО (3++) устанавливают четкие параметры, которые приближают высшее образование к требованиям работодателей в той или иной профессии, нацеливают обучение в вузе на формирование компетенций деятельности по конкретной специальности или направлению подготовки.

Целями исследования являются анализ подходов к проектированию ОПОП высшего образования по направлению подготовки бакалавриата 06. 01 Биология в классическом университете, выявление роли и значения профессиональных стандартов при формировании указанной образовательной программы с учетом требований современного рынка труда, выраженных в профессиональных стандартах.

Результаты исследования и их обсуждение. Мы исходим из того, что профессиональный стандарт является нормативным документом, ориентированным на определенный вид профессиональной деятельности и служащим целям подбора специалистов и их дальнейшего профессионального совершенствования. Структура профессионального стандарта определена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29. 2013 г. № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» и представлена четырьмя разделами:

Раздел I. Общие сведения.

Раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций.

В раздел II профессиональных стандартов включены перечень обобщенных трудовых функций и составляющие их трудовые функции. В разделе III профессиональных стандартов обобщенные трудовые функции конкретизируются через перечень требований к образованию и обучению, опыту практической деятельности, особым условиям допуска к работе, а выполнение трудовых функций предполагает возможность выполнения определенных трудовых действий, а также владение необходимыми знаниями и умениями.

ОПОП ВО бакалавриата, реализуемая РГУ имени С. Есенина по направлению подготовки 06. 01 Биология, направленность (профиль) Биоинженерия и биотехнология, представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную университетом с учетом требований регионального рынка труда на основе ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки, утвержденному приказом Минобрнауки России от 07. 2020 г. № 920, с учетом требований профессиональных стандартов:

– 26. 024 Профессиональный стандарт «Специалист в области биотехнологии биологически активных веществ», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22. 2020 г. № 441н;

– 26. 008 Профессиональный стандарт «Специалист-технолог в области природоохранных (экологических) биотехнологий», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21. 2015 г. № 1046н.

Для формирования ОПОП бакалавриата по направлению подготовки 06. 01 Биология на основе ФГОС ВО 3++ с учетом профессиональных стандартов нами были проанализированы области и сферы профессиональной деятельности, указанные в стандарте. Из каждой области профессиональной деятельности были отобраны для детального анализа все профессиональные стандарты, как указанные в Приложении ко ФГОС, так и размещенные на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

В области профессиональной деятельности 14 Лесное хозяйство, охота утверждены 15 профессиональных стандартов, но их невозможно использовать для разработки образовательных программ для специалиста-биолога, так как освоение профессиональных навыков и осуществление будущей профессиональной деятельности требуют изучения большого блока специальных дисциплин почвоведческого и сельскохозяйственного профиля, что негативно повлияет на общепрофессиональную подготовку биолога-бакалавра.

Таким образом, в рамках проектирования и подготовки к реализации направления подготовки 06. 01 Биология можно сформировать несколько профилей подготовки с учетом профессиональных стандартов из разных областей и сфер профессиональной деятельности, что и показало проведенное нами исследование.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Переход образовательной деятельности на ФГОС ВО 3++ был обусловлен необходимостью учета профессиональных стандартов при разработке ОПОП ВО, определенными требованиями к конкретному рабочему месту выпускников, в то время как предыдущие редакции ФГОС включали в себя только перечень компетенций различного типа.

В ходе исследования определены основные подходы к формированию образовательной программы бакалавриата на основе ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 06. 01 Биология, предложены профессиональные стандарты для их использования при разработке ОПОП.

С учетом предлагаемых профессиональных стандартов представлены возможные профили подготовки в рамках бакалавриата 06. 01 Биология с целью диверсификации образовательных программ и увеличения возможностей трудовой деятельности выпускников в различных сферах экономики. Среди профилей, которые могут быть реализованы в образовательном процессе, выявлены следующие: Специалист в области ландшафтной архитектуры, декоративного садоводства и флористики; Биотехнология продуктов питания; Общая и прикладная биотехнология; Охотоведение; Биопочвоведение; Генетические ресурсы и биобезопасность; Биоресурсы; Физиология растений и биотехнология; Гидробиология и ихтиология; Водные биоресурсы и аквакультура; Микробиология; Медицинская биохимия и микробиология; Генетика, микробиология и биотехнология.

Новости

биотехнология профессиональные компетенции

На магистерской программе Биоэкономика стартовал курс Венчурные инвестиции в биомедицинские стартапы, который ведет Светлана Гаврилова, генеральный партнер Genome Capital.

биотехнология профессиональные компетенции

Екатерина Лукьянчикова, менеджер по устойчивому развитию компании «Рош», провела первую лекцию из курса Основы устойчивого развития и ESG для студентов второго курса магистерской программы Биоэкономика.

биотехнология профессиональные компетенции

На первом занятии студенты познакомились со стратегической маркетинговой игрой «Pro-brand» автора Ольги Демиург, в ходе которой они смогли не только изучить базовые основы стратегического маркетинга, но попробовать сравнить такие стратегии у успешных брендов.

биотехнология профессиональные компетенции

6 сентября 2022 года на факультете биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ состоялась встреча магистров первого курса образовательной программы Биоэкономика с деканом факультета Александром Григорьевичем Тоневицким, а также новым академическим руководителем программы – Полиной Владиславовной Балан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *