целью дисциплины профессиональных компетенций

Муниципальная экономика

Цель освоения дисциплины: формирование теоретических знаний о сущностных основах экономики муниципальных образований и методологии их исследования, приобретение практических навыков в разработке экономических стратегических программ муниципального развития.

Стратегическое управление

БАКАЛАВРИАТ Цель освоения дисциплины: Сформировать этапы компетенций ПК-21, ПК-27. План курса: Основные темы дисциплины: Стратегическое планирование и управление. Общие понятия. Методические вопросы проведения стратегического анализа предприятия в условиях рыночной.

Инновационный менеджмент

Цель освоения дисциплины: формирование профессиональных компетенций в области экономики инноваций и управления инновационными процессами. План курса: Инновационный менеджмент в современной экономике. Основные понятия и определения. Инновации и инновационный бизнес.

Экономика городского хозяйства

Цель освоения дисциплины: изучение основных отраслей городского хозяйства, их организационной структуры и системы межотраслевого взаимодействия. План курса: Основы экономики современного города. Отрасли городского хозяйства. Жилищный фонд современного крупного города.

Инвестиционная привлекательность региона

Цель освоения дисциплины: формирование профессиональных компетенций в области инвестиционной деятельности на региональном уровне. План курса: Сущность инвестиционных процессов. Принципы государственной инвестиционной политики. Региональный инвестиционный комплекс и.

Экономика трудовых ресурсов региона

Цели освоения дисциплины: формирование знаний о содержании и динамике социально-экономических, трудовых процессов на макро и микроэкономическом уровне; формирование основ экономического образа мышления для оценки социально-экономических реалий и социально-трудовой.

Управление персоналом

БАКАЛАВРИАТ Цель освоения дисциплины: сформировать этап компетенции: ДПК-5, ПК-11. План курса: Основные темы дисциплины: Теоретико-методологические основы управления персоналом. Функциональные подсистемы системы управления персоналом. Кадровая политика организации.

Планирование социально-экономического развития региона

Цель освоения дисциплины: на основе знаний о территориальной структуре страны в целом и территориальных особенностей регионов, формирование профессиональных компетенций в области социально-экономического планирования, а также формирование научных представлений о.

Региональные рынки

Цель освоения дисциплины: формирование знаний по теории региональных рынков. План курса: Теоретические основы изучения региональных рынков. Экономическая диагностика процессов развития. Конкурентная среда региональных рынков. Рыночная инфраструктура. Система и.

Новая экономическая география

Цель освоения дисциплины: познакомить студентов с особенностями территориальной организации отраслей национального хозяйства и населения страны, дать представление о тенденциях развития экономики, расселения населения в трансформационный период, об их региональной.

Бизнес-планирование

Цель освоения дисциплины: формирование теоретических знаний и приобретение практических навыков составления и анализа бизнес-планов предприятий различных отраслей экономики страны. План курса: Бизнес-план как основа реализации предпринимательской идеи.

Государственные и муниципальные финансы

БАКАЛАВРИАТ Цель освоения дисциплины: формирование у студентов целостного представления о сущности и содержании государственных и муниципальных финансов, знаний особенностей звеньев и сфер финансовой системы, методов управления финансами на различных уровнях. План.

Антикризисное управление

Цель освоения дисциплины: сформировать этапы освоения компетенций: ПК-1, ПК-2, ДПК-3. План курса: Введение в антикризисное управление. Причины возникновения кризисов    и    их роль в социально-экономическом развитии. Стратегия и тактика антикризисного управления.

Финансовый менеджмент

БАКАЛАВРИАТ Цель дисциплины: формирование у обучающихся системы теоретических и практических знаний методов  управления финансовой деятельностью предприятия, выработка навыков принятия оптимальных решений по финансовым вопросам. Требования к результатам освоения.

Экономика природопользования

БАКАЛАВРИАТ Цель дисциплины: дать обучающимся знания теоретических и прикладных аспектов экономики природопользования, формирование эколого-экономического кругозора, изучение специфики экономических отношений, возникающих в процессе охраны, использования и.

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

В современном мире все больше государств осознает, что их будущее и, прежде всего, конкурентоспособность зависят от образования, точнее от качества образования.

Качество образования – интегральная характеристика системы образования в целом, отражающая ее соответствие личностным ожиданиям субъектов образования, социальным запросам и государственно-нормативным требованиям.

Начиная с 80-х годов ХХ века многие развитые страны (в том числе США, Великобритания, Австралия, Голландия и др. ) предпринимают серьезные попытки соотнести результаты функционирования образовательных систем с запросами общества (потребностями инвесторов, в том числе государства профессиональных сообществ, налогоплательщиков).

В последние годы проблема качества образования оказалась и в центре внимания российской общественности. Одной из приоритетных задач современной российской образовательной политики является создание моделей организации контроля качества образования и формирование нормативной базы для Общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). Создание такой системы диктуется необходимостью обеспечения, с одной стороны, государственных гарантий на получение образования, с другой – законных интересов потребителей в качественном образовании.

Под качеством образования в данной Концепции понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, деятельности всей образовательной системы страны и ее территориальных подсистем.

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В стратегии модернизации российского образования ключевая роль отводится реализации компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход в подготовке специалистов предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих выпускников профессиональной компетентности.

Сегодня высшая школа переживает процесс реформирования, среди которых в первую очередь следует назвать введение двух уровневой системы высшего профессионального образования и компетентносного подхода к оценке качества образования, положенного в основу разработки образовательных стандартов третьего поколения.

К причинам интенсивного развития компетентностного подхода относят следующие факторы и тенденции:

  • появление нового типа экономики, вызвавшее потребность в изменении требований к качеству подготовки выпускников, содержания труда и видов профессиональной деятельности;
  • интенсивное развитие информационных технологий;
  • возрастающий приоритет творческих аспектов профессиональной деятельности и интеллектуального потенциала специалистов;
  • рост динамики модификации профессий, их глобализация.

Компетенция – это способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных ситуациях.

Компетентность – это уровень владения совокупностью компетенций, степень готовности к применению компетенций в профессиональной деятельности.

Первое понятие также имеет многочисленные трактовки. В частности, в работах отечественных и зарубежных исследователей можно встретить следующие формулировки.

Компетенция – это знание и понимание того, как действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях (проект TUNING – Настройка образовательных структур в Европе).

Компетенция основывается на знаниях, конструируется через опыт, реализуется на основе воли (Джон Эрпенбек).

Компетенция – способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях; компетентность – уровень владения совокупностью компетенций, отражающий степень готовности выпускника к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определенной области (ФГОС третьего поколения).

Компетенции – это интегрированные характеристики качеств личности, позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с профессиональными и социальными требованиями, а также личностными ожиданиями (И. Зимняя).

Компетенции – это совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности после обучения (А. Хуторской).

Компетенции – это интегральные надпредметные характеристики подготовки обучаемых, которые проявляются в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных проблемных ситуациях в процессе или после окончания обучения (В. Звонников).

Не останавливаясь на анализе терминологических проблем в разграничении представлений о компетенциях, в целом можно сказать, что они отражают современные тенденции в понимании качества результатов образовательного процесса. Конечно, такое определение качества через совокупность компетенций не самоцель, главное – как фиксировать достигнутый уровень компетентности с помощью оценочных процессов и обеспечить его повышение. Поэтому каждая из компетенций выпускников учебных заведений, характеризующая качество достигнутых результатов образования, нуждается в структурировании путем выделения существенных признаков своего проявления в конкретных сферах профессиональной деятельности.

  • смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
  • смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Согласно существующему законодательству, оценка качества подготовки выпускников происходит в процессе аттестации, требующей отображения требований ФГОС в содержании аттестационных оценочных средств. Но теперь в ходе аттестации придется оценивать не привычные знания, умения и навыки, а уровень освоения достаточно большого набора общекультурных и профессиональных компетенций.

Ключевые компетенции предполагают оценивание, которое состоит как из внутренней, так и внешней оценки. Каждый учащийся собирает портфолио (папка достижений), пишет резюме, проводит самоанализ и самодиагностику. Внешняя самооценка задаётся и оценивается внешним органом. Здесь возможно использовать метод тестирования, метод рецензирования, метод диалога учащегося и оценивающего и др. По результатам оценивания учащийся получает сертификат, определяющий уровень развитости той или иной компетенции.

В этих условиях вузы и структуры, занимающиеся комплексной проверкой деятельности учебных заведений, не смогут ограничиться существующими и ставшими уже привычными заданиями по отдельным предметам с выбором ответов, поскольку компетенции не являются некоторым набором предметных знаний, умений и навыков. Необходимы будут новые оценочные средства, построенные на основе современных достижений теории педагогических измерений и позволяющие измерять уровень сформированности многоплановых и многоструктурных характеристик качества подготовки выпускников вузов, которые не должны сводиться к простой сумме предметных знаний и умений (звонников).

В ГОС ВПО первого и второго поколения основой проектирования ООП выступало содержание образования (изначально был задан перечень дисциплин федерального компонента и соответствующие дидактические единицы).

В требованиях ФГОС ВПО впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ООП, выраженных на языке компетенций. Таким образом, смещен акцент при проектировании ООП с содержания образования (входные параметры ООП) на результаты обучения и компетенции (выходные параметры ООП).

Однако работа с компетенциями как новой «основой» проектирования ООП требует однозначного понимания: какой состав результатов обучения (знать, уметь, владеть) должен быть достигнут и почему.

Компетенция является новой нормой качества образования, обладает интегральными характеристиками и носит межпредметный характер. Формирование компетенций требует постоянного осуществления контроля для успешного образовательного процесса, для достижения результатов обучения. Детализация компетентностной модели включает следующие этапы:

  • разработка паспорта компетенций;
  • разработка карты компетенций дисциплины.

Паспорт – это обоснованная совокупность вузовских требований к уровню сформированности компетенции по окончании усвоения основной образовательной программы.

Паспорт компетенции– это развернутая характеристика требований к результатам образования в части конкретной компетенции. Включает карту компетенции, отличительные уровни (дескрипторы) ее сформированности.

Карта компетенции – раскрывает компонентный состав компетенции, технологии ее формирования (какой набор учебных задач работает на формирование данной компетенции) и оценки.

При такой конкретизации для одной и той же компетенции может возникнуть ситуация неоднозначной трактовки разными преподавателями состава соответствующих знаний, умений и опыта деятельности. Видение работодателей – стратегических партнеров также требует согласования.

В этой ситуации Паспорт компетенции выступает инструментом снижения неопределенности, достижения компромисса между преподавателями, администрацией вуза, работодателями.

Для корректного установления уровней сформированности компетенций необходима более полная информация, нежели просто ее формулировка. Поэтому в ходе проектных работ накапливается аналитическая информация, обосновывающая заданный в вузе уровень. В этой ситуации Паспорт компетенции выступает инструментом управления знанием в вузе, так как именно в нем может в последствии аккумулироваться вся информация о сущности, природе, структуре этой компетенции и пр.

Одна из основных целей разработки карты компетенций дисциплины – это гарантия качества содержания учебной дисциплины посредством ее непрерывного совершенствования.

Для описания каждой компетенции устанавливается следующая структура:

• индекс компетенции и её наименование;

• содержание компетенции;

• технологии её формирования;

• формы оценочных средств форсированности компетенции.

Содержание компетенции раскрывается в терминах «знать», «уметь», «владеть» и фактически является её определением. Это наиболее значимая часть раздела, которая определяет и технологии формирования, и формы оценочных средств, и содержание уровней освоения. В конечном итоге карта компетенций является основанием формирования содержания дисциплины. Технологии формирования компетенции могут быть представлены как традиционными формами (лекции, практические и лабораторные занятия, коллоквиумы, консультации и т. ), так и активными и интерактивными (проблемные лекции; проблемно-активные практические занятия и лабораторные работы; семинары; тренинги; имитационные, деловые и ролевые игры; метод проектов; дискуссионные формы. Особую роль имеют и технологии самостоятельной работы студентов (курсовые работы и проекты; расчётно-проектировочные, расчетно-графические работы; написание рефератов, эссе, обзоров и т.

К формам оценочных средств относятся: оформленные и защищённые лабораторные работы, рефераты; эссе; проекты; оценка активности студентов на семинарах, играх; результаты коллоквиумов, контрольных работ, тестирования, выступлений на конференциях; зачеты, экзамены и т.

Основными группами пользователей карты компетенции дисциплины являются преподаватели, студенты, эксперты ООП.

  • более точно донести до студентов, что именно от них ожидается;
  • облегчает выбор методов преподавания и обучения, обеспечивающих достижение установленных результатов обучения;
  • оценивать уровень усвоения знаний и формирования компетенции у студентов.
  • учиться более эффективно;
  • понять, что могут приобрести студенты, прослушав некоторый данный курс или лекцию
  • объясняют студентам образовательные цели

Карта компетенций дисциплины разрабатывается преподавателем или группой преподавателей.

Опираясь на теоретические разработки, мы попытались разработать карту компетенций дисциплины «Экономическая теория» (приложение 1).

Данная учебная дисциплина входит в федеральный компонент «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» ФГОС–3 по направлению подготовки ВПО «Профессиональное образование».

Для усвоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате освоения дисциплины «Математика».

Курс экономической теории является базовым для экономического образования. Дисциплина призвана сформировать навыки самостоятельного экономического мышления на основе глубокого понимания явлений, процессов и механизмов в экономической системе общества, к которым относятся общие микро- и макроэкономические закономерности функционирования современного рыночного хозяйства; принципы экономической политики, специфика функционирования российской переходной экономики и основные направления ее реформирования.

Знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Экономическая теория», будут служить основой для изучения следующих дисциплин: «Истории экономических учений», «Экономика отрасли», «Прикладная экономика», «Менеджмент», «Комплексный анализ хозяйственной деятельности», «Финансы», «Банковское дело» и др.

Карта компетенций дисциплины включает в себя:

цели и задачи дисциплины;

название компетенции, содержание и основные сущностные характеристики компетенции;

перечень компонентов дисциплины (знать, уметь, владеть);

технологию формирования компетенции;

формы и методы оценивания;

степень усвоения компетенции.

Введение компетентностного подхода серьёзно затрагивает все компоненты процесса обучения и потребует существенного пересмотра содержания образования, методов обучения и традиционных вузовских контрольно-оценочных систем.

Таким образом, реализация компетентностного подхода в образовании на современном этапе обеспечит выполнение основной цели профессионального образования – подготовку квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

Идеальным результатом современного образования должен стать компетентный специалист, а реальным – создание условий для достижения поставленной цели в образовательном учреждении.

В целом можно сказать, что процесс совершенствования перечней компетенций и дисциплин по различным профилям подготовки специалистов должен носить пролонгированный характер и основываться не только на мнениях экспертов из числа профессорско-преподавательского состава вузов или работодателей, но и на опыте преподавания, анализе тенденций изменения качества образования.

  • Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5.
  • Сивицкая Л. А., Смышляева Л. Г., Смышляев А. В. Реализация компетентностного подхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателей // Вестник ТГПУ. – 2010. Выпуск 12 (102)

Карта компетенции дисциплины

Экономическая теория (направление 051000 – Профессиональное обучение, отрасль – 051000. 10 «Экономика и управление»)

Цель дисциплины

-усвоение студентами основного понятийного аппарата экономической теории;

-изучение закономерностей функционирования рыночной экономики;

-анализ рыночного механизма;

-исследование хозяйственной деятельности людей, направленной на удовлетворение разнообразных потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Задачи дисциплины

-владеть основными концепциями курса и использовать их для обсуждения проблем поведения фирм, потребителей и государства на рынках;

-рассчитывать основные экономические показатели, индексы, интерпретировать их соотношение и делать выводы по проведённому анализу;

-определять факторы, стимулирующие соперничество или сотрудничество агентов на рынках;

-анализировать различные способы интернационализации хозяйства и влиянии избранного способа на экономическую эффективность. В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие

Общекультурные компетенции

Компетенции

Перечень компонентов

Технологии формирования

Форма оценочного средства

Ступени уровней освоения компетенции (100 бальная шкала)

Индекс

Формулировка

ОК-16

Способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности

Знать:
– особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

-специфику экономической мысли, основные идеи и теории в ретроспективе и на современном этапе развития;

-социальные последствия экономических проблем общества. Уметь:
– выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

– анализировать тенденции изменения социально-экономических показателей;

-применять естественно-научные знания в учебной и профессиональной деятельности;

-давать собственную научно-обоснованную оценку тому или иному экономическому явлению. Владеть:
-технологией микро- и макроэкономического анализа;

– анализом деятельности предприятия и определения перспектив, представления практических рекомендаций. Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

Интерактивные занятия

Тестирование

Контрольная работа

Устный ответ

Эссе

Коллоквиум

Реферат

Пороговый
(удовлетворительный)
От 51-64 баллов
Знает особенности ведущих школ и направлений экономической науки на современном этапе развития; основные законы и категории экономической науки. Продвинутый
(хорошо)
От 65-84 баллов
Умеет выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения, анализировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, давать собственную научно-обоснованную оценку тому или иному экономическому явлению. Высокий
(отлично)
От 85-100 баллов
Владеет технологией микро- и макроэкономического анализа, основами анализа деятельности предприятия, представления практических рекомендаций. ОК-19

Владеет технологией научного исследования

Знать:
-структуру экономического исследования;

-основные группы методов экономического исследования и особенности их применения в конкретном исследовании;

-количественные и качественные способы обработки данных теоритического и экспериментального исследования;

-формы представления научных сообщений и способы их оформления;

-пути внедрения достижений экономики в образовательную практику. Уметь:
-обосновать актуальность исследования, используя методологические характеристики,

-формировать объект и предмет, цель и задачи, гипотезу и предполагаемые результаты экономического исследования;

-подбирать методы для решения задач исследования;

-разрабатывать методику опытно – экспериментальной работы и реализовать её;

-обрабатывать данные исследования и оформлять их. Владеть:
-организацией опытной и экспериментальной работы;

– методологией экономического исследования;

– современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных

данных;

– навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений. Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

Интерактивные занятия

Тестирование

Контрольная работа

Устный ответ

Эссе

Коллоквиум

Реферат

Пороговый
(удовлетворительный)
От 51-64 баллов
Знает структуру экономического исследования; методы экономического исследования и особенности их применения в конкретном исследовании; формы представления научных сообщений и способы их оформления, пути внедрения достижений экономики в образовательную практику. Продвинутый
(хорошо)
От 65-84 баллов
Умеет обосновать актуальность исследования, формировать объект и предмет, цель и задачи, гипотезу экономического исследования, подбирать методы для решения задач исследования;

разрабатывать методику опытно – экспериментальной работы и реализовать её;

обрабатывать данные исследования и оформлять их. Высокий
(отлично)
От 85-100 баллов
Владеет методологией экономического исследования, современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных

данных, навыками самостоятельной работы. Профессиональные компетенции

ПК-26

Готов к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях. Знать:
-поведение основных экономических субъектов и принятие ими решений;

-распределение ресурсов между альтернативными целями;

-правовые основы деятельности экономических агентов;

-формирование учётной политики предприятия (организации). Уметь:
– использовать различные способы измерения уровня цен, занятости и безработицы;

-составлять и экономически обосновывать проект предпринимательской деятельности;

-применять полученные знания для понимания экономических проблем предприятия и поиска альтернативных вариантов решения. Владеть:
– способами организации хозяйственной деятельности

на предприятиях. Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

Интерактивные занятия

Тестирование

Контрольная работа

Устный ответ

Эссе

Коллоквиум

Пороговый
(удовлетворительный)
От 51-64 баллов
Знает правовые основы деятельности экономических агентов; способы формирования учётной политики предприятия (организации). Продвинутый
(хорошо)
От 65-84 баллов
Умеет использовать различные способы измерения уровня цен, занятости и безработицы, составлять и экономически обосновывать проект предпринимательской деятельности, умеет применять полученные знания для решения экономических проблем. Высокий
(отлично)
От 85-100 баллов
Владеет способами организации хозяйственной деятельности

на предприятиях. Специальные профессиональные компетенции

СПК-1

Владеет инструментарием микро- и макроэкономического анализа

Знать:
– основные термины и понятия экономической теории;

-содержание и цели фискальной, денежно-кредитной, социальной и внешнеэкономической политики, возможное воздействие той или иной политики на совокупный спрос и предложение;

-способы реализации инновационной деятельность предприятия. Уметь:
– строить кривые спроса, предложения, инвестиций, безразличия, равного продукта издержек линии бюджетного ограничения, равных издержек др. -рассчитывать основные микро- и макроэкономические показатели, индексы, интерпретировать их соотношения и делать выводы по проведённому анализу. Владеть:
-инструментами макро- и микроанализа и применять результаты анализа в хозяйственной деятельности. Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа

Интерактивные занятия

Тестирование

Контрольная работа

Устный ответ

Эссе

Коллоквиум

Реферат

Решение задач

Пороговый
(удовлетворительный)
От 51-64 баллов
Знает основные термины и понятия экономической теории, содержание и цели фискальной, денежно-кредитной, социальной и внешнеэкономической политики. Продвинутый
(хорошо)
От 65-84 баллов
Умеет строить кривые спроса, предложения, инвестиций, безразличия, рассчитывать основные микро- и макроэкономические показатели, индексы, интерпретировать их соотношения и делать выводы по проведённому анализу. Высокий
(отлично)
От 85-100 баллов
Владеет инструментами макро- и микроанализа и применяет результаты анализа в хозяйственной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *