ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ НАМЕРЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕОБХОДИМО СОВЕРШИТЬ РЯД ДЕЙСТВИЙ

Стабилизирующая

Определение функций воли невозможно без описания стабилизирующей функции. Она выполняет свою, очень значимую роль в развитии и становлении личности. Благодаря ей поддерживается необходимая степень активности при столкновении с препятствиями. В тот момент, когда человек осознает ряд проблем, которые ему придется преодолеть для достижения поставленной цели, и уже готов отступить, именно стабилизирующая функция не дает активности снизиться и мотивирует личность на продолжение борьбы.


ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ НАМЕРЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕОБХОДИМО СОВЕРШИТЬ РЯД ДЕЙСТВИЙ

Волевой акт

Раскрыть признаки воли и функции можно только через понимание волевого акта. Этот процесс является крайне сложным, он включает в себя несколько последовательных этапов, которые можно представить следующим образом:

Примечательно, что каждый этап сопровождается напряжением воли. Она участвует во всех вышеописанных процессах. Психологи считают, что каждый раз свое действие личность сверяет с нарисованной в голове картинкой, принятой за идеал. Реальный план корректируется и вновь запускается в действие.

Все пункты нашего списка специалисты еще называют «волевыми действиями» и считают, что именно в них личность раскрывается наиболее полно, а также выходит на новый этап развития.


ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ НАМЕРЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕОБХОДИМО СОВЕРШИТЬ РЯД ДЕЙСТВИЙ

Психология воли

2.1. Является ли воля реальным психологическим явлением?

Противоборство между психологами по проблеме воли наблюдается и по другой линии. Одни отстаивают точку зрения, что воля — это не только реальное, но и вполне самостоятельное психическое явление, другие — что в реальности никакой воли нет; что это понятие — лишь конструкт, термин, обозначающий довольно разнородные явления. Рассмотрим доводы тех и других.

Воля как реальное и самостоятельное психическое явление.

К этой триадической модели все так привыкли, что она воспринимается как аксиома, не требующая доказательств, а вслед за ней аксиоматическим стал и взгляд на волю как на самостоятельное психическое явление.

А между тем И. М. Сеченов, который считается основателем материалистического понимания воли и произведения которого являются излюбленным источником цитат для тех, кто стоит на тех же позициях, понимал данную проблему совсем не так прямолинейно, как это зачастую представляют себе его последователи. Мысли И. М. Сеченова о воле редко цитируются полностью, и, что самое главное, их смысл остается не до конца понятым. В то же время позиция И. М. Сеченова по вопросу о воле отнюдь не однозначна, и его высказывания можно трактовать по-разному, подкрепляя противоположные воззрения на волю

Усложняет понимание воззрений И. М. Сеченова на волю и следующее обстоятельство: в одном случае он рассматривал волю как механизм поведения

и акцентировал внимание на том, что воля является личностным образованием, а не надличностным (как доказывали сторонники «свободной воли»), а в другом случае использовал понятие «воля» в узком смысле, как лишь
механизм управления движениями
(их запуском, остановкой, регуляцией параметров движений).

Да что говорить о И. М. Сеченове, работы которого были написаны тогда, когда психология и психофизиология только зарождались, если и в наше время даже сторонники мотивационной теории воли, по существу отрицающие ее самостоятельность как психического явления, рассуждают о воле так, как будто она все-таки является самостоятельной. Так, Х. Хекхаузен (2003) пишет, что Юлиус Куль первым указал на необходимость различения собственно мотивационных и волевых аспектов мотивационного процесса

. Представляется, что больше запутать читателя в понимании, что же такое воля, невозможно. С одной стороны, воля — вид мотивации, участвующая в контроле за действием, с другой стороны, воля — это особая проблема наряду с мотивацией и контролем за действием

Одна из основных функций воли состоит в том, чтобы не дать разгорающейся в поле деятельности борьбе мотивов остановить или отклонить активность субъекта. И в этом смысле воля — это борьба с борьбой мотивов.

Некорректность использования понятия «воля» проявляется и тогда, когда говорят о качествах воли, вместо того чтобы говорить о волевых качествах личности.

Вообще, читая работы, посвященные проблеме воли, видишь, как вольно иные психологи обращаются с этим понятием. Волю воспитывают, формируют, укрепляют и расслабляют, дезорганизуют, высвобождают от ограничений и навязывают другому. Воля бывает, по словам психологов, зрелой, сильной или слабой, собственной («поступать по собственной воле») и чужой («действовать не по своей воле»). И когда читатель встречается с таким разнобоем даже у одного и того же автора на нескольких соседних страницах, он либо действительно начинает верить, будто воля — это нечто такое, что можно подержать в руках или хотя бы увидеть; либо, если читатель обладает критическим складом ума, начинает сомневаться, существует ли вообще корректное употребление понятия «воля», и коли таковое существует, то можно ли разобраться, чту именно оно обозначает.

Существующие различия в понимании воли, а главное — трудность объективного изучения этого явления (поскольку вне активности человека воля не проявляется и ее так же невозможно выделить в чистом виде из комплекса прочих психологических феноменов, как и внимание) привели к тому, что многие авторы сомневаются в реальном существовании воли. Исследователи полагают, будто за этим термином скрываются различные, и отнюдь не только «волевые», психологические феномены, которые по мере изучения будут все больше выпадать из «волевой обоймы».

В подтверждение своей точки зрения В. А. Иванников приводит не слишком убедительные доводы. Тот факт, что имеются различные представления о механизмах волевой регуляции, вовсе не служит даже косвенным подтверждением отсутствия реального содержания в понятии воли, как утверждал упомянутый исследователь. Если пользоваться подобными аргументами, то с таким же успехом можно утверждать, что не существует и мотива, поскольку различных точек зрения по поводу этого явления имеется еще больше.

Не слишком убедительно и утверждение, согласно которому изменение побуждения (рассматриваемое В. А. Иванниковым как эквивалент волевого усилия) достигается в результате целостной работы мозга и психики. Никто и не собирается утверждать, что имеются какие-то отдельные центры воли. А вот механизм управления, отличный от непроизвольного, существует, чего не отрицал и сам В. А. Иванников. И отличие этого произвольного механизма от упомянутого непроизвольного состоит не в том, что в нем задействован целый комплекс разных психических процессов (таких как мышление, память, восприятие и т. д.), — все это имеет место и при непроизвольном поведении животных, — а в том, что эти процессы актуализируются не внешними, но внутренними сознательными стимулами, проистекающими из принятого самим человеком решения (даже если изначально поведение спровоцировано внешним раздражителем). Именно такой механизм и должен быть назван волевым (произвольным). То есть, во-первых, таким, который функционирует с участием сознательных решений и побуждений (мотивов), кажущихся часто вольными

, независимыми от внешних обстоятельств, вытекающими из желаний самого человека. И во-вторых, этот механизм должен проявляться в сознательных (волевых) импульсах и усилиях.

Утверждая, что воли как психического образования или самостоятельного психического явления нет, он в то же время пишет книги и статьи о произвольной регуляции, как бы не замечая, что произвольная регуляция означает не что иное, как «регуляция, происходящая от воли

Часто задаваемые вопросы о произвольной регуляции

Отвечаем на популярные вопросы.

Какие структуры мозга отвечают за произвольную регуляцию?

В лобных долях головного мозга находятся центры регуляции произвольных движений. Важно знать, что уже к 12 годам структура борозд и извилин в этих участках конвекситальной коры фактически соответствует мозгу взрослого человека, а окончательное созревание лобных долей происходит к 20–22 годам.

В связи с этим не стоит от ребенка младше 12 лет ждать высокого уровня произвольной регуляции деятельности, характерного для взрослых людей. Специалисты рекомендуют до наступления среднего школьного возраста (11-12 лет) активно развивать данную функцию.

Как формировать произвольность деятельности у детей?

Формирование произвольной регуляции действий у детей осуществляется путем тренировки – выполнения действий в соответствии с установленными правилами. Для этого широко используются методы двигательной коррекции и задания, направленные на операции с числовыми рядами: полными (от 1 до 10), неполными (от 2 до 8), дискретными (через один).

Например, коррекционно-развивающая программа «Школа внимания» включает в себя постепенно усложняющиеся задания с числовым рядом на основе таблиц Шульте, циферблата часов, диска телефона, нумерации домов, этажей и квартир в доме и т. д.

Какие упражнения способствуют развитию произвольной регуляции?

Существует ряд упражнений, способствующих развитию произвольной регуляции. Все мы знаем, как приятно потянуться всем телом после пробуждения ото сна. Дело в том, что растягивание освобождает мышцы от скованности, улучшает осанку, снимает усталость. Упражнение «растяжка» основывается на естественном движении тела, оно оказывает благоприятное воздействие на двигательную активность ребенка, эффективно снимает эмоционально-психическое напряжение.

Развитие самоконтроля и умения регулировать свои действия имеет очень большое значение для успешного обучения. Дети с выявленными нарушениями произвольной регуляции деятельности затрудняются самостоятельно выполнять задания, даже если знают и понимают правила и инструкции.

Дети, у которых недостаточно развита произвольная регуляция, медленно включаются в работу, им трудно составлять программу своих действий, они часто не запоминают и не удерживают во времени правила выполнения задания, не предвидят возможных ошибок, поэтому даже при нормальном интеллектуальном развитии могут попасть в группу неуспевающих учеников.

Материал основан на следующих источниках:

Волевая регуляция поведения.

Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

«Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю. Палайма считает, что «сила воли» – это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли – это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

«Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу – но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

«Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других – незначительную.

Поэтому справедливо положение А. Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. « Сила воли» как общеличностный конструкт – либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.

Функции воли

Проявляясь во всех сферах жизни человека, воля выполняет 3 основные функции: побудительную, стабилизирующую и тормозную или сдерживающую.

Наряду с основными тремя функциями, думаю, можно выделить еще одну – воспитательную. Воля играет важную роль в развитии личности и в формировании характера, таких качеств, как самоуважение, высокая самооценка, целеустремленность.

Проявление воли

Каждая личность обладает теми или иными качествами. Многие из них являются четким отражением воли:

Конечно, это далеко не все качества личности. В реальности их гораздо больше, однако уже из этого небольшого списка становится понятно, что воля буквально пронизывает всю деятельность человека, его мысли и мечты. Без нее личность не смогла бы реализовать ни одну из возникших идей. В этом полностью раскрывается воля и волевые процессы.


ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ НАМЕРЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕОБХОДИМО СОВЕРШИТЬ РЯД ДЕЙСТВИЙ

Волевые качества человека

Для более точного понимания, что такое воля, обозначим ее основные признаки, которые также называются волевыми качествами:


ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ НАМЕРЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕОБХОДИМО СОВЕРШИТЬ РЯД ДЕЙСТВИЙ

Данные качества присущи преимущественно взрослым, зрелым людям, но не всем. Многие, будучи большими дядями и тетями, продолжают быть по-детски инфантильными: боятся принимать решения, скидывая ответственность за свою жизнь на более сильных, волевых окружающих.

Нарушения произвольной регуляции

Произвольная регуляция высших психических функций – это одна из форм динамической организации психической деятельности. В ПФ по способу выполнения произвольны, но только при условии сохранности структуры таких действий.


ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ НАМЕРЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕОБХОДИМО СОВЕРШИТЬ РЯД ДЕЙСТВИЙ

Произвольная регуляция высших психических функций связана с третьим структурно-функциональным блоком головного мозга, который отвечает за программирование и контролирует протекание ВПФ. Его мозговым субстратом являются лобные доли мозга, их конвекситальная кора, расположенная кнаружи. В лобной конвекситальной области коры больших полушарий выделяют две зоны: моторную (агранулярную) и немоторную (гранулярную).

Основываясь на анатомических структурах, всю конвекситальную лобную кору головного мозга можно отнести к двигательному анализатору. Конвекситальная лобная кора в целом характеризуется вертикальной, а не горизонтальной исчерченностью (эфферентный тип строения, а не афферентный).

Еще одна немаловажная особенность лобной коры – ее позднее развитие. Для новорожденного ребенка характерна незрелость лобных структур, однако к 12–14 годам площадь лобной коры увеличивается на 360 %.

Медленное формирование у ребенка произвольных форм управления психическими функциями и поведением обусловлено замедленностью постнатального созревания лобной коры, в этом прослеживается взаимосвязь.

Поражение лобных долей мозга характеризуется различными симптомами, но основной из них – нарушение произвольной регуляции психической деятельности и соответствующего поведения в целом. Для такой категории больных специфичны патологические изменения именно в структуре психической деятельности.

Дефекты конвекситальных отделов коры лобных долей мозга являются причиной трудностей произвольной регуляции речевой и двигательной функций. Нарушения проявляются в виде крайней степени регуляторной апраксии – эхолалии (повторения услышанных слов) и эхопраксии (подражательных движений).


ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ НАМЕРЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕОБХОДИМО СОВЕРШИТЬ РЯД ДЕЙСТВИЙ

При поражении лобных долей мозга у больного человека выявляются характерные признаки ослабления или нарушения речевой регуляции двигательных действий:

Для пациентов с поражением конвекситальных отделов лобных долей мозга (преимущественно левой) характерны очевидные нарушения произвольной регуляции познавательной деятельности. Человек не может без посторонней помощи проанализировать условия задания, составить план своих действий, правильно сформулировать вопрос. В самых тяжелых случаях весь процесс решения задачи превращается в хаотическое и бессмысленное манипулирование числами.

Патологические изменения в конвекситальных отделах лобных долей мозга приводят к специфическим нарушениям произвольной регуляции различных ВПФ: интеллектуальных, двигательных, мнестических, гностических. В случае сохранности отдельных частных операций (например, двигательных навыков) отмечается нарушение самой структуры произвольной интеллектуальной регуляции. Все эти процессы протекают на фоне личностных расстройств – нарушений мотивов и мыслей о выполнении какой-либо деятельности.

Итак, поражение конвекситальных отделов лобных долей головного мозга является фактором основных нарушений механизмов произвольной и волевой регуляции различных форм сознательной психической деятельности и целесообразного поведения.

Произвольная нервная регуляция осуществляет изменение функции под влиянием волевой команды, а именно нервных импульсов, которые возникают в высших отделах головного мозга. В процессе формирования ВПФ возрастает опосредованность речи. Как показывает практика, больной человек не может произвольно, сознательно подчинять свои психические процессы и поведение в целом различным программам.

Структура волевой регуляции деятельности

Структурной единицей деятельности является действие. Действия могут быть перцептивными, умственными, мнемическими, практическими, причем, в каждом действии выделяется ориентировочная, исполнительная, контрольная части.

Структурной единицей действия является операция. Чтобы начать какую-либо деятельность человек сначала ориентируется в её условиях, знакомится с обстановкой для выработки плана будущих действий.

Определяется отношение между элементами ситуации, их значение, возможности их комбинации. Порядок достижения цели, система представлений о ней, необходимые средства называются ориентировочной основой деятельности, от содержания которой зависит её эффективность.

Осуществляя ту или иную деятельность, субъект находится во взаимодействии с предметным миром, в результате чего происходит преобразование предметной ситуации.

Операции, лежащие в структуре действия, определяются умениями и навыками субъекта деятельности.

Умение – это способ выполнения действий, освоенный субъектом, а навык – это способ совершения операций, приобретаемый при многократном повторении.

Специалисты выделяют перцептивные, интеллектуальные, двигательные навыки поведения. Перцептивные навыки означают одномоментное отражение комплекса признаков тех предметов, которые хорошо знакомы. Интеллектуальные навыки – это стереотипизированные способы решения задач, а двигательные – это система хорошо отработанных движений.

Навыки имеют различную степень обобщенности – широту охвата каких-либо ситуаций, гибкость, готовность к быстрой реализации.

Когда действия закрепляются в качестве навыков и становятся автоматизированными, то сознательная деятельность разгружается, и человек может её направить на решение других задач.

К навыкам относится большая часть повседневных действий человека, которые совершаются быстро и точно.

Выработанный навык ослабляет зрительный контроль над выполнением физического движения и заменяется мышечным контролем, например, опытная машинистка, при печатании текста не смотрит на клавиши.

Новые навыки формируются значительно легче по сравнению с переделыванием уже сформировавшихся.

Навыки имеют нейрофизиологическую основу – это динамический стереотип, т.е. система условно-рефлекторных ответов на определенные раздражители.

Признаки

Прежде чем говорить о функциях воли, необходимо рассмотреть ее признаки. Их существует несколько:

Перечисленные признаки раскрывают психологическую основу воли. Ведь подобные действия направлены в первую очередь на преодоление собственных страхов и немощей. В процессе реализации волевого действия человек настроен на борьбу с самим собой, что считается характерным только для высокоразвитой личности.

Определение

В современном научном мире понятие воли считается одним из самых сложных и многогранных. Ведь, рассматривая его, приходится учитывать, что воля может выступать самостоятельным процессом, непременным аспектом тех или иных действий, а также умением личности подчинять и контролировать свои действия и эмоции.

Если ссылаться на терминологию психологии, то можно сказать, что воля – это умение личности регулировать свое поведение путем преодоления ряда трудностей и препятствий. Данный процесс протекает осознанно и обладает рядом функций и признаков. Воля в этом случае предстает как определенное свойство психики человека. Ведь для достижения своей цели личность должна не просто преодолеть ряд препятствий, но и приложить для этого все свои эмоциональные и физические силы. Поэтому трудно представить себе человеческую деятельность без волевого аспекта.


ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ НАМЕРЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕОБХОДИМО СОВЕРШИТЬ РЯД ДЕЙСТВИЙ

Понятие и особенности произвольной регуляции

Специалисты признают, что ребенку уже в дошкольном возрасте доступна произвольная регуляция поведения и деятельности, но только при условии, что он умеет управлять своими действиями в соответствии с общественными правилами и нормами.

Произвольным поведением называется сознательная регуляция деятельности, определяемая поставленной целью, – способность ребенка целенаправленно и преднамеренно планировать, управлять и оценивать собственные действия.


ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ НАМЕРЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕОБХОДИМО СОВЕРШИТЬ РЯД ДЕЙСТВИЙ

Признаки и ступени развития

Д. Б. Эльконин выделил несколько основных признаков, указывающих на развитие произвольной регуляции поведения:


ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ НАМЕРЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕОБХОДИМО СОВЕРШИТЬ РЯД ДЕЙСТВИЙ

Произвольная регуляция действий – это важный этап формирования волевого поведения. Следует обратить особое внимание на следующие ступени развития:

Произвольная регуляция поведения у детей начинает проявляться при выполнении несложных действий, направленных на преодоление затруднений и обусловленных потребностью, когда выполнять не хочется, но очень надо. На этом этапе большое значение имеют систематические указания и требования взрослого.

Основная задача педагога или родителя – смоделировать ситуацию, поставить малыша в такие условия, чтобы у него возникла необходимость проявить волевые усилия и справиться с посильными препятствиями. При этом ребенку предоставляется возможность контролировать собственные движения и позу, например, не вертеться, сидеть спокойно и слушать педагога.

Регуляция произвольных движений – это тоже довольно сложная задача, так как малыш дошкольного возраста еще не всегда может управлять собственным телом. В самом начале действие требует обязательного внешнего контроля, поэтому ребенок может сохранять относительную неподвижность, только когда визуально отслеживает положение частей своего тела, например, смотрит, как лежат его руки, как поставлены ноги. Постепенно у дошкольника формируется навык контролировать положение своего тела через мышечные ощущения.

Произвольная регуляция психической деятельности и мышления проявляется у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Ребенок 5-6 лет уже пытается решать головоломки, проявлять изобретательность, пробовать разные варианты составления целого из отдельных элементов, последовательно переходя от одной задачи к другой.

Публикация «Эмоционально-волевая сфера дошкольников и ее развитие в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Что же такое эмоции? (Слайд 2)

В «психологическом словаре» эмоциям дано академически сдержанное, обобщенное определение: «Эмоции (emoticon) (от лат. Emovere – потрясать, волновать) – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта».

Проблему развития эмоций изучали многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как П. К. Анохин, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Е. Гаспарова, Т. Н. Доронова, А. В. Запорожец, А. И. Захаров, К. Е. Изард, К. Д. Ушинский, З. И. Фрейд, Д. Б. Эльконин и многие другие, раскрывшие роль эмоций, как одну из главных в жизнедеятельности человека, которые играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются и являются в эмоциональной сфере важной характеристикой психической деятельности человека.

Регуляция человека своими эмоциями, а также своим поведением зависит от его волевых качеств.

А теперь рассмотрим, что же такое воля?

По мнению психологов, воля и произвольность являются стержнем психологии личности и ее развития, первый связан с овладением своим поведением и наличием осознанных желаний, мотивов и устойчивости, а второй с формированием мотивационной сферы ребенка, развитие его заключается в овладении средствами, помогающие осознать свое поведение и управлять им.

Рассмотрим основные характеристики воли, такие как волевое действие, волевое качество.

Воля личности, складывающийся в процессе жизни свойства, показывает уровень сознательной саморегуляции поведения. А волевое действие связана с преодолением трудностей, которое требует от ребенка волевых усилий, как концентрация и сосредоточенность внимания, припоминание, силу и быстроту, прислушивание при плохой слышимости, всматривание при плохой видимости. Волевые качества зависят от индивидуальных особенностей детей, психофизиологической структуры. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях и явлениях. Соотношение этих свойств у разных людей может быть разным. Важной характеристикой воли являются инициативность, самостоятельность, настойчивость, выдержка или самообладание, дисциплинированность, решительность, а также последовательность действий человека.

Как же развивается воля у детей дошкольного возраста?

На протяжении дошкольного детства меняются как сами волевые действия, так и их удельный вес в общей картине поведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок становится более способным к сравнительно длительным волевым усилиям, хотя и сильно уступает в этом отношении детям школьного возраста. Таким образом, для дошкольника характерны появление и развитие волевых действий, но сфера их применения и их место в поведении остаются до сих пор ограниченными.

В своих исследованиях В. С. Мухина выделяет в развитии волевых действий дошкольника три взаимосвязанные между собой стороны:

1) развитие целенаправленности действий;

2) установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом;

Анализируя выше сказанное, можно сказать, что волевые качества появляются не сразу, они проходят, сложный путь развития на протяжении всего дошкольного детства. Центральная роль в процессе формирования волевых качеств ребенка принадлежит взрослому, который не просто доносит до ребенка правило действия, но и делает его аффективно-значимым. Только в том случае, если правило приобретает побудительную силу, оно становится средством овладения своим поведением, а действие по правилу превращается в собственное, свободное, а не навязанное действие ребенка. Дошкольник уже не просто подчиняется инструкциям и контролю взрослого, но действует сам, контролируя свои собственные действия. Для того чтобы возникла собственная деятельность ребенка, необходим этап поддержки, когда взрослый своим присутствием, действием, оценками, образцами и поддерживает, и стимулирует его активность. И лишь тогда, когда данный предмет становится мотивом собственных действий ребенка, независимо от присутствия взрослого, можно предполагать о сформированности новой деятельности и о новой форме волевого и произвольного поведения. Наконец, важнейшую роль в формировании воли ребёнка играет его эмоциональное состояние.

Итак, рассмотрим роль педагога в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое, душевное отношение к детям создает у них хорошее настроение. Когда педагог что-либо объясняет малышам, разговаривает с ними, то делает это бодро, весело, ласково и тем самым вызывает ответные положительные эмоции, желание заниматься.

Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при следующих условиях, если:

– активное использование разнообразных форм и методов работы по развитию эмоциональной сферы детей;

– обогащение имеющихся у детей знаний об эмоциях и чувствах;

– обучение детей способам выражения эмоций.

Таким образом, сама по себе эмоционально-волевая сфера дошкольников не развивается отдельно. Педагогам и психологам необходимо проводить целенаправленную и последовательную работу по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников. Подбирать подходящие методы и приёмы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности развития эмоционально-волевой сферы детей. ( Слайд 5)

Волевые состояния и качества личности

Регуляция деятельности, если она сознательная, требует определенных волевых психических состояний – инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости, уверенности и др.

Данные волевые состояния должны проявляться в течение всей деятельности, но, отдельные её этапы характеризуются тем, что волевые состояния приобретают ведущее значение, например, чтобы выбрать цель, необходима целеустремленность, а чтобы принять решение – важным будет состояние решительности.

С исполнением действий связано состояние настойчивости. Если волевые состояния рассматривать в той последовательности, которая соответствует структуре деятельности, то сначала надо сказать о состоянии инициативности. Это состояние характеризуется переработкой поступающей информации, постановкой целей, путей их решения, определением первоочередных проблем. Для этого состояния характерна повышенная возбудимость и, если цели налицо, первостепенное значение имеет состояние решительности.

Решительность говорит о том, что психическое состояние мобилизуется на быстрый выбор цели и способы её достижения. Решительность, как правило, связана с эмоциональной и интеллектуальной активностью психики. Она не только побуждается чувством, но имеет связь с подавлением различных эмоций, предположением последствий.

Состояние решительности имеет свои индивидуально-типологические особенности. Одни стараются подводить свои решения под общепринятые идеи, принципы, схемы, и принятие решений в этом случае облегчается. Другие предпочитают плыть по течению и не вмешиваться в ход событий.

Быстрое, необоснованное принятие решений является индивидуально-типологической особенностью состояния решительности и возникает оно в связи с тем, что некоторые люди стараются быстрее избавиться от напряжения, вызванного борьбой мотивов. Недостаточная волевая регуляция деятельности скрыта под внешней решительностью.

К объективным факторам, оказывающим влияние на процесс принятия решений, относятся, дефицит времени, тип высшей нервной деятельности человека, особенности взаимодействия сигнальных систем. Например, при недостаточной регуляции первой сигнальной системы со стороны второй будет проявляться суетливость, хаотичность при принятии решений. При недостаточной связи второй сигнальной системы с первой проявляется «затянутость» в принятии решений.

Нерешительность может быть связана с отсутствием необходимых умений и навыков, недостаточной информированностью. Люди к своей нерешительности относятся по-разному.

Такое психическое состояние как целеустремленность, характеризуется сосредоточенностью сознания на основных целях, а уверенность представляет собой ожидание запланированного результата с высокой степенью вероятности на основе учета исходных условий. В результате ко всей деятельности возникает положительное эмоциональное отношение, увеличивается физическая и психологическая активность человека.

Такое психическое состояние как настойчивость помогает преодолеть трудности, контролировать действия и направлять их в нужное русло.

Состояние сдержанности тормозит нежелательные действия и требует значительного волевого усилия, которые подавляют возможные негативные эмоции. В сдержанности проявляется тормозная функция воли.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Функции воли.

В западной психологии:

Трактовка понятия в философии и психологии

С древних времен философов и психологов волновали вопросы воли и свободы выбора. Они рассматривались под многочисленными углами и трактовались абсолютно по-разному. Например, исследования воли в психологии вел еще Шопенгауэр. Он выявил рациональную природу воли, но отнес ее к самым потаенным уголкам души. В это период времени считалось, что она представляет собой силу, которая связывает человека и обязывает его к совершению тех или иных поступков. Поэтому, чтобы иметь надежду на счастливую и свободную жизнь, личность должна была избавиться от пут воли.

Хотелось бы отметить, что в психологи выделяют три главных сферы человеческой деятельности:

Специалисты считают, что последняя сфера изучена менее всего, и часто именно ее преподносят в искаженном варианте. К примеру, психологи в Советском Союзе, давая определение функции воли и самому понятию, утверждали, что ее можно понимать как довление общественных целей и интересов над индивидуальными. Примечательно, что при такой трактовке индивидуальные ценности, сформированные волевой природой, становились всего лишь совокупностью принятых ценностных ориентиров общества в целом. Подобный подход вырастил несколько поколений граждан, чья воля полностью и безоговорочно была подчинена общественным и государственным интересам.

Примечательно, что до сих пор философы ведут диспуты о свободе воли. Одни авторы трудов придерживаются идей детерминзма. Их смысл в нескольких словах можно выразить в отсутствии свободы воли в принципе. То есть человек не может самостоятельно выбирать тот или иной путь, исходя из собственных убеждений и моральных устоев. Другая группа философов продвигает теорию индетерминизма. Представители данного течения приводят доказательную базу идей свободы воли. Они утверждают, что каждая личность от рождения свободна и в подобном контексте воля только способствует развитию и движению вперед.

В психологии существуют определенные характеристики, через которые определяют волю:

Конечно, все вышеперечисленное не дает точного определения структуре воли и функции. Однако в целом становится понятен механизм ее действия в тех или иных условиях. В следующих разделах статьи мы более подробно рассмотрим волю, ее основные признаки и функции.


ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ НАМЕРЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕОБХОДИМО СОВЕРШИТЬ РЯД ДЕЙСТВИЙ

Становление произвольного поведения в дошкольном возрасте

У детей дошкольного возраста только начинают формироваться навыки осознанного управления своим поведением, при этом очень часто произвольные действия могут сочетаться с поступками непроизвольными и импульсивными. Как правило, к началу школьного обучения ребенок уже способен вести себя адекватно, мотивируя свое поведение внутренними побуждениями, а не только ожиданием поощрения со стороны окружающих людей.

Появление иерархии мотивов и их соподчинение является важным новообразованием в развитии личности дошкольника и придает определенную направленность всему его поведению.


ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ НАМЕРЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕОБХОДИМО СОВЕРШИТЬ РЯД ДЕЙСТВИЙ

В становлении произвольной регуляции поведения большое значение имеет игра, так как именно в ее рамках у ребенка формируются навыки управления своими действиями и подчинения личных желаний принятым правилам. В дальнейшем механизмы регулирования и самоконтроля, которые сложились изначально в игровых занятиях, проявляются и в других видах деятельности.

Произвольность подразумевает наличие образца поведения и обязательного контроля. В игре примером для подражания является поведение других людей, чей образ копирует ребенок, а отнюдь не моральные нормы и требования общества.

Как уже было сказано, самоконтроль проявляется только к концу дошкольного периода, поэтому изначально при занятии любой деятельностью ребенку необходим внешнее управление со стороны взрослых или других участников игры. Вначале дети контролируют друг друга, но со временем внешний контроль исключается из процесса произвольной регуляции поведения и каждый начинает управлять своими действиями самостоятельно.

Волевое действие может быть простым (человек сразу видит возможный краткий путь к цели и двигается в этом направлении) и сложным (цель приводит к борьбе мотивов).

Структура сложного волевого действия:

Побудительная

Многие научные деятели считают именно ее главной функцией воли. Она обеспечивает активность человека, причем произвольную и осознанную. Примечательно, что данную функцию часто путают с реактивностью. Однако между ними существуют серьезные отличия, которые заметны даже новичкам в психологии. Реактивность вызывает действие в ответ на ту или иную ситуацию. К примеру, идущий человек практически всегда оборачивается на окрик, а дразнилка однозначно вызовет обиду и негатив. В отличие от этого процесса побудительная функция выражается в действии, вызываемом определенными состояниями внутри личности. В качестве примера можно привести ситуацию, когда необходимость в каких-либо сведениях вынуждает человека окрикнуть и начать разговор с приятелем или однокурсником. Именно это в первую очередь отличает основную функцию воли, как ее называют, от описанной реактивности.

Примечательно, что активность, вызванная побуждением воли, дает личности возможность подняться над ситуацией. Действие может быть тщательно продумано заранее и выходить за рамки происходящего сию минуту.

Стоит иметь в виду, что побудительная функция часто провоцирует личность на активность, которая не является обязательной. Ее никто не ждет от человека и не осудит его за невыполнение каких-либо действий. Но, несмотря на это, план действий выстраивается и реализуется.

Побудительная функция способствует мобилизации всех сил даже тогда, когда потребности в активности сию минуту не существует. К примеру, выпускнику школы бывает сложно усердно заниматься каждый день в течение года, но мысли об итоговом экзамене и поступлении в заветный вуз, заставляют его мобилизоваться и приступить к занятиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *