Министерство образования и науки Челябинской области совместно с ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования» (ГБУ ДПО ЧИРО) и ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (ГБУ ДПО ЧИППКРО) 9 февраля 2023 года провели семинар-консультацию «Об организационно-методическом сопровождении образовательных организаций по вопросам формирования функциональной грамотности».
Мероприятие было проведено в ходе реализации плана мероприятий по формированию и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций региона.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась начальник Управления общего образования Министерства образования и науки Челябинской области Елена Бухмастова, обозначив цель и представив 15 образовательных организаций из 9 муниципальных районов, участвующих в мониторинге формирования и оценки функциональной грамотности в регионе.
Вопрос формирования оценки функциональной грамотности в регионе на сегодняшний день является актуальным. Организационную, информационно-методическую поддержку руководителям и педагогам общеобразовательных организаций по формированию и оценке функциональной грамотность у обучающихся осуществляют Челябинский институт развития образования и Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», – отметила Елена Владимировна.
Александр Обоскалов, исполняющий обязанности ректора ГБУ ДПО ЧИППКРО, рассказал, как будет осуществляться методическое сопровождение учителей по трем направлениям (математическая, естественнонаучная и читательская грамотность), и отметил, в какие сроки будут проведены диагностические работы в образовательных организациях Челябинской области.
Ректор ГБУ ДПО ЧИРО Андрей Барабас в своем выступлении подчеркнул, что в условиях цифровой трансформации проблема повышения функциональной грамотности у обучающихся становится актуальной и должна решаться с учетом региональной специфики образовательной среды, раскрыв особенности организации деятельности образовательных организаций по формированию и оценки функциональной грамотности в 2023 году в Челябинской области.
Также специалистами Челябинского института развития образования была раскрыта процедура взаимодействия с образовательными организациями в ходе организации и проведения диагностики сформированности функционально грамотности у обучающихся в 2023 году.
Участниками семинара стали специалисты органов местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, ответственные за организацию работы по формированию функциональной грамотности, руководители образовательных организаций, участвующие в диагностике сформированности функциональной грамотности у обучающихся в 2023 году, педагогические работники образовательных организаций, участвующие в диагностике сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности у обучающихся в 2023 году.
— это выработанная в процессе учебной и
практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию,
умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе
практической деятельности, и воплощать найденные решения
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018
Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность
российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих
стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как
условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной
личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025
годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое
характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании
качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном
исследовании качества математического и естественнонаучного образования
(TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке
образовательных достижений учащихся (PISA).
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по
функциональной грамотности:
Медиатека (prosv.ru). Электронные
учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной
навигацией. Можно использовать через сайт или мобильное приложение.
Доступ к электронным учебникам издательства
«Просвещение»
Электронный банк заданий по
функциональной грамотности
Сетевой комплекс
информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте
«Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
Банк заданий PISA
Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к
PISA
Издания центра ГГТУ Учитель будущего
Функциональная грамотность в современном образовании.
Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию
PISA
Банк заданий для начальной школы
Функциональная грамотность школьников
Общие подходы к
формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк
заданий. Полезные ресурсы
Мониторинг формирования функциональной
грамотности учащихся
Демонстрационные
материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии
образования»
Центр оценки качества образования ИСРО РАО
Важнейшими задачами
Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области
оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения
исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества
образования в России и странах мира.
СИПКРО. Функциональная грамотность
обучающихся
Методические пособия для
педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности
обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения
региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической
и естественнонаучной грамотности обучающихся
Примеры открытых заданий по функциональной
грамотности ПИЗА
Примеры открытых заданий по математической
грамотности ПИЗА
Примеры открытых заданий по
естественнонаучной грамотности ПИЗА
Примеры открытых заданий по финансовой
грамотности ПИЗА
Примеры открытых заданий по читательской
грамотности
Индивидуальный протоколрезультатов прохождения диагностики профессиональных компетенций(предметных, метапредметных и методических) педагогических работников
Воспитатель, методист (ДОУ)
Одинцовский городской округ
МБДОУ детский сад компенсирующего вида №40
Костюк Нина Николаевна
Диагностическая работа предназначена для оценки предметных, метапредметных и методических компетенций учителей, обеспечивающих предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы дошкольного общего образования.
Задания диагностической работы (часть 1) охватывают предметный компонент программы дошкольного общего образования в единстве содержательного и деятельностного компонентов и опираются на теорию и методику обучения по предмету, а также на метапредметные планируемые образовательные результаты обучающихся в соответствии с ФГОС ДОО. Часть 2 диагностической работы нацелена на исследование функциональной грамотности педагога в части читательской грамотности. Часть 3 диагностической работы нацелена на исследование методических и коммуникативных компетенций учителей педагогов.
Результат участника исследования: 50 баллов (78 %)
Максимальный балл за работу:
Уровень продемонстрированных результатов:
Предметные компетенции (суммарно 88 %):
Метапредметные компетенции (суммарно 85 %):
Методические компетенции (суммарно 59 %):
Также в диагностике были обобщены результаты по различным видам деятельности, которые использовались вами в процессе выполнения заданий теста. Выявлены следующие дефициты:
Развернутый анализ результатов диагностики
Орехово-Зуевский городской округ
Диагностическая работа для учащихся 5 классов
Учитель русского языка и литературы
МОУ Гимназия № 14
Артемова Анна Сергеевна
Прочитайте текст «Дирижёр» и
выполните задания к нему
Пятиклассник Максим прочитал в учебнике по музыке следующую статью
« Дирижер – это музыкант, работа которого заключается в управлении оркестром, хором, ансамблем; ни на каком инструменте во время концерта он не играет. В таком виде профессия дирижера появилась в начале 19-го века. До этого времени управление оркестром было возложено на одного из музыкантов, как правило, самого опытного скрипача.
Дирижер во время концерта стоит спиной к залу и лицом к музыкантам. Для управления оркестром не обязательно, но практически всегда используется небольшая палочка в правой руке. В прошлом вместо палочки использовались свернутые в трубочку ноты или другие предметы.
Название профессии «дирижер» произошло от французского слова diriger — управлять. Как правило, для получения профессии дирижера требуется сначала освоить игру на каком-либо инструменте, а затем получить профильное образование в одном из музыкальных вузов.
Многие дирижеры не только играют произведения других композиторов, но и сами пишут музыку».
Решив узнать о дирижерах больше, Максим нашел информацию об этой профессии в Википедии.
«Как самостоятельный вид музыкального исполнительства дирижирование сложилось в первой половине XIX века, однако ещё на египетских и ассирийских барельефах встречаются изображения человека с жезлом в руке, руководящего группой музыкантов. В древнегреческом театре корифей руководил хором, отбивая ритм ногой, обутой в сандалию с железной подошвой. Вместе с тем уже в Древней Греции было распространено управление хором с помощью так называемой хейрономии, которое перешло затем и в практику церковного исполнительства в средневековой Европе; этот вид дирижирования предполагал систему условных движений рук и пальцев, с помощью которых дирижёр указывал певчим темп, метр, ритм, воспроизводил контуры мелодии — её движение вверх или вниз и т. д.
С усложнением многоголосия и развитием оркестровой игры становилась всё более необходимой чёткая ритмическая организация ансамбля исполнителей, и в практику постепенно входил способ дирижирования с помощью баттуты — палки, изготовлявшейся из различных материалов, в том числе и из золота, служившей для отбивания такта. Баттута изначально представляла собою достаточно массивную трость; руководитель оркестра отбивал такт, ударяя ею об пол, — такое дирижирование было и шумным, и небезопасным: Ж. Б. Люлли во время дирижирования наконечником трости нанёс себе рану, оказавшуюся смертельной. Однако уже в XVII веке существовали и менее шумные способы дирижирования; так, в ансамбле исполнением мог руководить один из его участников, чаще всего скрипач, который отсчитывал такт ударами смычка или кивками головы.
1. Кто такой “дирижёр”? Выберите один правильный вариант ответа.
А. Дирижёр – это тот, кто поёт, занимается пением.
Б. Дирижер – это музыкант, который управляет оркестром, ансамблем, хором.
В. Дирижёр – это артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними.
Г. Дирижёр – специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте
Д. Дирижёр – балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм.
2. Ответьте на вопросы. Обведите правильный ответ.
Кто ещё кем может управлять? Соедини слова левого и правого столбика.
4 . Выберите иллюстрации, которые отражают работу дирижера и запишите варианты ответов.
А Б В Г Д
5. Выберите предметы, необходимые дирижёру для работы, и обведите три варианта ответа.
6. Выберите три высказывания о дирижёре.
А. Появляется человек. Легкий взмах руки, и все заиграли стройно и слаженно.
Он должен знать все правила и тонкости искусства, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам.
В. Во время исполнения он показывает, какому инструменту и где нужно вступать, с какой силой играть. Он задаёт темп и убыстряет его. Одним словом, он направляет весь ход его исполнения и как бы вкладывает в него свою душу.
Самое главное для него – его голос и умение управлять им. Его голосом говорят герои фильмов и рекламных роликов
У него есть своеобразный пульт, с помощью которого, он выражает свое ощущение музыки. Его пульт – его руки, его глаза, его движения. Ответ: ______________________________
7. Перечислите три способа управления хором в Древней Греции.
8. Перечислите три способа управления оркестром в
9. Почему в современном искусстве управления оркестром дирижер стоит спиной к публике?
Прочитайте текст «Пчела и муха» М. Алёшина и
Пчела и муха
Вот какую притчу рассказал однажды старец Паисий Святогорец. На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко! Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму. Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась. Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху: – Не знаете ли вы, где здесь белые лилии? Муха насупилась: – Не видела я здесь никаких лилий! – Как? – воскликнула пчёлка. – Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии! – Цветов я тут не видела, – пробурчала муха. – А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок! Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала: – Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах! – Вот видишь, – сказал отец Паисий. – Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где – ирис, а где – гиацинт. И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие – на муху и во всём стремятся увидеть только дурное. А ты на кого хочешь быть похожим? (
10. Какие растения во множестве росли на лугу?
Каким словом характеризует действия пчёл автор?
а) Трудились; б) радовались солнцу; в) грелись на солнце; г) томились на солнцепёке; д) весело летали.
12. Почему муха не видела на лугу лилий? (Возможны два ответа.)
а) Она оказалась на лугу в первый раз; б) лилии еще не расцвели; в) её интересовала только грязная канава; г) лилии её не интересовали; д)её интересовали другие цветы.
13. Почему пчёлы не замечали канаву?(Возможны два ответа).
а)там не росли цветы; б)пчёлы не могут пролететь больше 10 метров; В) в канаве не росли медоносные цветы; г)пчёлы нелюбознательны.
14. С какими людьми сравнивает отец Паисий пчел из притчи?
15. С какими людьми сравнивает отец Паисий мух из притчи?
16. Что такое притча?
17. На кого хочешь быть похожим ты?
Часть 1 «Дирижёр»
2.1-А 2-Б 3-Б 4-А 5-А
3. А-4, Б-5, В-1, Г-2, Д-3
7. С помощью движений рук и пальцев; с помощью жезла; отбивая ритм обувью с железной подошвой.
8. Удары тростью, кивки головой, удары смычка.
9. Это обеспечивает полноценный творческий контакт дирижёра с артистами оркестра.
Часть 2 «Пчела и муха»
10. Лилии, гиацинты, ирисы.
12. Б) ее интересовала грязная канала; Г) лилии ее не интересовали.
13.а)там не росли цветы; в)в канаве не росли медоносные цветы.
14. Люди, которые во все видят хорошее.
15. Люди, которые в о все видят дурное.
16. Притча – это короткий нравоучительный рассказ.
Функциональная грамотность – это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основные понятия (глоссарий)
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
2022-2023 учебный год
Приказ МОУ Управления образованием ТГО № 381 от 21.09. 2022 Об утверждении и реализации Плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Тавдинского городского округа в 2022-2023 учебном году
Приказ МАОУ-СОШ № 2 № 181 от 23.09.2022 О реализации Плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 учебном году
План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МАОУ-СОШ №2 на 2022-2023 учебный год
План мероприятий Декады функциональной грамотности (направление – финансовая грамотность) в МАОУ СОШ № 2 с 23 января по 10 февраля 2023г.
Презентация “Функциональная грамотность”
Отчет “Оценка по модели PISA” (по результатам исследования 2021 года)
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке:
Встреча педагогов- преподавателей курсов «ОРКСЭ», «ОДНКНР»
В рамках Декады функциональной грамотности (направление – финансовая грамотность) 31 января 2023г. состоялся круглый стол на тему: «Формирование и оценка финансовой грамотности на уроках курса ОРКСЭ, ОДНКНР».
Цель: передача педагогического опыта по развитию и формированию финансовой грамотности по работе с притчами, текстами, устным народным творчеством на уроках духовно-нравственного направления городскому педагогическому сообществу.
Финансовая грамотность- это достаточный уровень знаний и навыков, который позволяет принимать осознанные и эффективные решения в различных областях управления личными финансами, таких как сбережения, инвестиции, недвижимость, страхование, налоговое и пенсионное планирование.
Руководитель ГМО курса «ОРКСЭ» Отрадных Светлана Ивановна рассказала о формах работы с текстом притчи на различных этапах урока, развивая и формируя финансовую грамотность. Педагоги активно отвечали на вопросы, делали выводы, строили предположения.
Педагог- преподаватель «ОДНКНР» Пугачёва Алёна Олеговна продемонстрировала серию короткометражных фильмов «Смешарики», которые она использует при изучении тем: «Семья- хранитель духовных ценностей», «Люди труда». С помощью рабочих листов были предложены задания, в которых нужно было произвести расчёты семьи.
В 4 классе при изучении тем: «Семья», «Совесть», «Родители и дети», «Храм», педагог- преподаватель курса «ОРКСЭ» Сорокоумова Ольга Александровна поделилась опытом, как она умело формирует финансовую грамотность через устное народное творчество.
В заключении мероприятия сделали вывод: знание основ финансовой грамотности способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие людей. Именно поэтому, обучение финансовой грамотности касается каждого лично.
16 декабря 2022г. в МАОУ СОШ 2 прошел «День открытых дверей», в целях обеспечения открытости и доступности информации об организации образовательного процесса, ознакомления родителей с условиями обучения и воспитания учащихся. В завершении «Дня открытых дверей» состоялось общешкольное родительское собрание на тему: «Функциональная грамотность – основа жизненной и профессиональной успешности учащихся».
Понятие «функциональная грамотность» появилось в педагогике недавно – примерно в 70-е годы XX века. Его появление связано с тем, что с каждым годом уровень школьного образования повышался, и от школьников требовалось уже не просто уметь читать и писать. По факту, функциональная грамотность – это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался. Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности (а, значит, к самым важным умениям школьников) читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление.
7 декабря 2022 года среди старшеклассников 8-11 классов МАОУ СОШ №2 в рамках работы по функциональной грамотности была организована регистрация на проведения ФИАТЛОНА на сайте fin-olimp.ru
В декабре 2022г состоялась ежегодная областная акция тотального чтения «День чтения». Проект, организованный по инициативе Министерства культуры Свердловской области реализуется в восьмой раз.
С 28 ноября по 2 декабря 2022г. учащиеся и педагоги приняли участие в Технологическом диктанте. Технологический диктант — это проект Федерального центра дополнительного образования, реализуемый с целью популяризации достижений науки и технологий. Участникам потребуется найти ответы на тематические вопросы, применить логику и критическое мышление, а кое-где немножко пофантазировать
25 ноября 2022 года педагоги МАОУ-СОШ2 прослушали вебинар: «Вектор образования ИРО», одна из тем вебинара была посвящена вопросам креативного мышления и глобальным компетенциям , как компоненты функциональной грамотности.
С 14 по 18 ноября 2022 года проводился мониторинг функциональной грамотности и метапредметных результатов обучающихся 4-х классов, 8-9-х классов. Мониторинг был проведен в форме диагностических работ в онлайн формате на платформе test.gia66.ru.
С 11- 27 ноября 2022г. на всей территории России прошел в очном и онлайн формате «Экодиктант», учащиеся и педагоги нашей школы активно приняли участие. Экодиктант – это ежегодный проект, направленный на формирование экологической культуры, популяризацию экологических знаний среди различных слоев населения, повышение уровня экологической грамотности в качестве меры по предупреждению экологических правонарушений и основной составляющей экологической безопасности, который проходит на территории 89 регионов России. Портал – Экодиктант.рус
С 3-9 ноября 2022г. учащиеся 7-11классов приняли участие во Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности на сайте https://myolymp.hse.ru/ school.html/
С 3 по 8 ноября 2022г. учащиеся и педагоги приняли участие в Большом этнографическом диктанте на сайте www.mireotno.ru.
Обучающиеся МАОУ СОШ 2 принимают активное участие в онлайн –олимпиадах на платформе Учи.ру ,Сириус. С сентября по декабрь участвовали в школьном этапе Всероссийских олимпиадах и муниципальном этапе олимпиад. Есть победители и призеры.
В рамках «Года культурного наследия народов России » прошел муниципальный конкурс рисунков по творчеству С. Я. Маршака, победителями вышли работы Корякиной Софьи 2а класс и Калентеевой Ксении 2б класс
30 октября 2022г. учащиеся школы приняли участие в географическом диктанте. Географический диктант проводится Русским географическим обществом по инициативе Председателя Попечительского Совета Общества, Президента Российской Федерации В. В. Путина ежегодно с 2015 года. Его основной целью является популяризация географических знаний и повышение интереса к географии России среди населения.
28 октября 2022г. учащиеся школы с 1-11 класс приняли участие в конкурсе-дефиле национального костюма “Мы вместе”, где показали особенности и национальный колорит традиционных костюмов народов проживающих на территории РФ. Данная акция способствует развитию читательской грамотности.
27 октября 2022 года в 16.00 час. состоится муниципальное родительское собрание «Функциональная грамотность и формирование метапредметных компетенций». Собрание будет проводится в онлайн формате на канале YouTube по ссылке: https://youtu.be/AgX8UruQ7vA. В рамках родительского собрания планируется осветить актуальные вопросы по теме формирования метапредметных компетенций у обучающихся. Запись родительского собрания будет доступна по ссылке: https://youtu.be/AgX8UruQ7vA
Презентация “Функциональная грамотность и формирование метапредметных компетенций”
С сентября по октябрь месяц прошли Всероссийские проверочные работы в которой приняли участие обучающиеся 5-9 классов МАОУ СОШ 2
10 октября 2022г. была запущена акция «Добрые письма», цель акции – выразить слова благодарности военнослужащим и участникам специальной военной операции. Активное участие в акции приняли ученицы мариинского 8б класса., воспитатель Синяева Н. П., учащиеся 2а класса написали 23 письма, классный руководитель Вдовина Л. В. Их письма дошли до военнослужащих, они были очень благодарны за теплые слова и доброе отношение.
7 октября 2022г состоялась ежегодная областная акция тотального чтения «День чтения». Проект, организованный по инициативе Министерства культуры Свердловской области реализуется в восьмой раз. В этом году Акция приурочена к Году культурного наследия народов России и Году Д. Н. Мамина-Сибиряка в Свердловской области.
Мероприятия акции объединены общей темой «Культурный код» и прошли под девизом « Читай и созидай»:
3 сентября 2022г. на базе МАОУ СОШ № 9 прошла международная акция «Диктант Победы», в которой приняли участие обучающиеся 9-11 классов МАОУ СОШ № 2
Интеллектуальный квиз-турнир «Терра Инкогнита»
15 марта прошёл 1 этап лиги интеллектуального квиз-турнира «Терра Инкогнита». Нашу школу представила сборная команда учащихся 9А и 9Б класса. В ходе турнира проверялись знания географии Свердловской области и России. Команда нашей школы «Позитив» заняла 1 место. Поздравляем наших ребят и педагога, подготовившего команду, Корюкову А. А.!
Интеллектуальная игра «Математический бой»
24 февраля в МАОУ СОШ № 9 на базе центра образования «Точка роста» состоялась муниципальная интеллектуальная игра «Математический бой». Нашу школу представляли учащиеся 9 класса. В ходе мероприятия участникам в игровой форме были предложены разнообразные задания из курса математики основной школы различного уровня сложности.
Каждому участнику была вручена благодарность за участие в игре. Педагог, подготовивший команду нашей школы, Плодунова С. М.
Квест “Игры разума”
С 25 января в школе проводится декадник функциональной грамотности. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В рамках декадника 2 февраля среди учащихся 8 – 10 классов проведена квест – игра “Игры разума”. Ребятам предстояло пройти шесть этапов: “Креативное мышление”, “Читательская грамотность”, “Математическая грамотность”, “Финансовая грамотность”, ” Глобальные компетенции”, Естественно- научная грамотность”. Учащиеся смогли продемонстрировать свои знания приобретенные в жизни и в школе, а так же получить новые знания. Все участники были активными, быстро и хорошо справлялись с заданиями. Но заслуженную победу одержал 8 “Б” класс. Поздравляем!
Обмен опытом – важнейшая форма методической работы.
3 февраля в МАОУ-СОШ №2 состоялось совместное заседание ГМО учителей русского языка и литературы и учителей начальных классов. В рамках методического семинара педагогами ТГО был представлен опыт работы по теме «Преемственность в формировании и развитии навыков смыслового чтения».
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №9 Барсукова Т. В. представила педагогическому сообществу применяемый ею мониторинг сформированности навыка смыслового чтения у учащихся начальных классов; Мошкина М. Л., учитель начальных классов МАОУ-СОШ №2, Суслова Е. В., учитель русского языка и литературы ООШ д. Ленино увлеченно рассказали о применении технологий, формирующих основы смыслового чтения на уроках.
Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №18 Демина Н. П. провела фрагмент мастер-класса «Смысловое чтение как метапредметный результат образования», презентовав тематический диск. « Обучение смысловому чтению с помощью интернет-ресурсов» – этой теме было посвящено выступление Матвеевой О. А., учителя русского языка и литературы МАОУ-СОШ №2.
Руководитель ГМО учителей русского языка и литературы Костарева И. Г. акцентировала внимание педагогов на обучении пересказу как средству формирования связной монологической речи, а руководитель ГМО учителей начальных классов Вдовина Л. В. обозначила роль читательской грамотности в развитии творческих способностей младших школьников.
Методический семинар был организован в рамках Декадника функциональной грамотности. Подобные мероприятия по обмену опытом – важное условие повышения качества образовательной деятельности педагогов.
Диагностика профдефицитов
На современном этапе нарастающие темпы научно-технического прогресса, цифровизации общества и преобразований в системе образования обуславливают потребность в непрерывном профессиональном развитии.
Чтобы это развитие было результативным, важно в начале определить его ориентиры путем диагностики.
Диагностика профессиональных компетенций рассматривается как комплекс оценочных процедур (в том числе в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями.
Диагностика может включать два аспекта: самоанализ и внешняя оценка. Результаты диагностики включают как достижения, так и выявленные профессиональные дефициты.
Профессиональные дефициты – это осознанные или неосознанные ограничения в профессиональной компетентности, которые создают препятствия к эффективному осуществлению профессиональных действий.
Существуют разные возможности для прохождения диагностики профессионального развития.
ПОЛОЖЕНИЕ О ДИАГНОСТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ЦЕНТРЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
На федеральном уровне:
– диагностика федерального уровня;
Оценка компетенций учителей (далее ОКУ) проводится организованно во всех субъектах Российской Федерации и строго в период, указанный в графике, необходима запись через регионального координатора.
В 2022 году диагностику предметных и методических компетенций проходили учителя по следующим учебным предметам: русскому языку, литературе, математике, физике, химии, биологии, истории, обществознанию, географии, информатике, претендующие на вхождение в региональные методические активы и слушатели дополнительных профессиональных программ, реализуемых ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».
– диагностика Академии Минпросвещения России;
С 4 апреля по 19 мая 2023 года на платформе Академии Минпросвещения России Цифровая экосистема ДПО проводилась диагностика, нацеленная на определение уровня предметных компетенций педагогов (математика, русский язык, химия, биология, физика), ИКТ-компетенций, а также управленческих компетенций руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных организаций.
Участие в диагностике было добровольным, каждый желающий педагог мог пройти диагностику в личном кабинете, предварительно зарегистрировавшись на сайте https://education.apkpro.ru/.
Результат диагностики доступен в личном кабинете каждого тестируемого на платформе и поможет педагогу определиться с дальнейшим направлением развития, выбрать полезные курсы повышения квалификации и другие мероприятия для профессионального роста.
После обработки и анализа Академией Минпросвещения итоги диагностики в обезличенном виде были направлены в регион.
Всего от Рязанской области в диагностике всех видов приняли участие 341 педагог.
Аналитическая справка по результатам диагностики профессиональных компетенций педагогических работников Рязанской области на платформе Академии Минпросвещения Цифровая экосистема ДПО
На региональном уровне:
– региональная диагностика на портале цнппм62.рф;
Диагностика проводится организованно для слушателей, зачисленных на курсы с построением индивидуальных образовательных маршрутов (далее ИОМ) по заявкам от муниципальных органов управления образования. Заявки на участие принимаются централизованно в феврале-марте, диагностика и построение ИОМ на учебный год производится в сентябре – октябре. В соответствии с конкретными текущими задачами могут планироваться и другие виды и сроки проведения ИОМ.
Диагностика включает в себя 10 предметных заданий, 10 методических заданий, 10 заданий – психолого-педагогического и коммуникативного содержания, 5 – нормативно-правового содержания и 5 заданий по ИКТ.
Полученные результаты диагностики используются при проектировании индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Полный (расширенный) ИОМ включает в себя несколько этапов:
1. Входная диагностика, анализ дефицитов, выдача рекомендаций на платформе.
2. Прохождение курсов повышения квалификации по модульной оптимизированной программе.
3. Промежуточная диагностика по остаточным знаниям, анализ дефицитов, выдача рекомендаций на платформе.
4. Сравнение и анализ результатов входной и промежуточной диагностики.
5. Рекомендации по участию в вебинарах по тематике, соответствующей выявленным дефицитам (размещаются в личном кабинете на платформе).
6. Участие в дополнительных образовательных мероприятиях по тематике выявленных дефицитов на уровне ОУ.
7. Получение сертификата о полном прохождении ИОМ (формируется на платформе и доступен в личном кабинете слушателя).
– локальная входная диагностика на курсах повышения квалификации;
Входная диагностика на курсах повышения квалификации проводится с целью анализа уровня подготовленности группы к изучению материалов конкретной программы. Предназначена для оптимизации содержания изучаемого материала, деления слушателей на группы и подгруппы по уровню и направлению подготовки и профессиональных компетенций. Результаты входной диагностики помогают педагогу – слушателю курсов определить дальнейшие пути развития профессиональных компетенций.
Аналитический отчет о результатах диагностики профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров и реализации ИОМ на платформе «Успех учителя» цнппм62.рф
Другие возможности прохождения профессиональной диагностики:
Интенсив «Я Учитель» Интенсив «Я Учитель» 3.0 (yandex.ru)
– это бесплатные онлайн-диагностики компетенций учителей 1–11 классов.
Диагностика включает 4 онлайн-теста по гибким компетенциям:
– цифровые компетенции педагога (владение цифровыми технологиями и методиками их применения, умение формировать цифровую образовательную среду, навыки цифровой коммуникация и умение ее организовать, понимание, что такое информационная безопасность и цифровая этика)
– компетенции успешного современного учителя (ориентация на результат, анализ своих действий, индивидуальный подход к каждому ученику, умение создавать в классе здоровую атмосферу, умение сотрудничать с коллегами, умение формировать развивающую среду)
– умение формировать у учеников функциональную грамотность (компоненты функциональной грамотности: читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции)
– работа с трудным поведением (выявление трудного поведения, реагирование на проявления трудного поведения, анализ причин трудного поведения, выстраивание стратегии работы с трудным поведением, анализ своей работы с трудным поведением)
Тесты разработаны Яндексом совместно с ведущими экспертами (МГПУ, ЭКОПСИ), задания представлены в виде практических кейсов.
По итогам диагностики выдаются рекомендации и материалы (курсы повышения квалификации по данной теме, вебинары и видеоролики, статьи).