эколог профессиональные компетенции

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 августа 2013 г. № 916

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

240100. 02 ЛАБОРАНТ-ЭКОЛОГ

В соответствии с пунктом 5. 41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 240100. 02 Лаборант-эколог.

Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. № 364 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 240100. 02 Лаборант-эколог” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 2009 г. , регистрационный № 15454).

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

приказом Министерства образования

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 240100. 02 Лаборант-эколог для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее – образовательная организация).

Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 240100. 02 Лаборант-эколог имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО – среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППКРС – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;

ОК – общая компетенция;

ПК – профессиональная компетенция;

ПМ – профессиональный модуль;

МДК – междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

Сроки получения СПО по профессии 240100. 02 Лаборант-эколог в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.

Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:

дозиметрист – пробоотборщик;

лаборант-микробиолог – лаборант химико-бактериологического анализа;

лаборант спектрального анализа – лаборант химического анализа;

лаборант по анализу газов и пыли – пробоотборщик;

лаборант-полярографист – лаборант спектрального анализа.

Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

на базе среднего общего образования – не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования – не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – не более чем на 6 месяцев.

Область профессиональной деятельности выпускников: анализ химических и биологических свойств материалов и веществ (воздуха, воды, бытовых и производственных отходов, топлива, металла, почвы, химических веществ), контроль качества пищевых продуктов и предоставление информации о состоянии и загрязнении окружающей среды.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

природные и техногенные материалы;

процессы в области микробиологии и химии;

нормативная, техническая документация.

Обучающийся по профессии 240100. 02 Лаборант-эколог готовится к следующим видам деятельности:

Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования к проведению анализа.

Приготовление проб и растворов различной концентрации.

Осуществление экологического контроля производства и технологического процесса.

Обработка и оформление результатов анализа.

Соблюдение правил и приемов техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудования.

ПК 1. Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.

ПК 1. Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.

ПК 1. Подготавливать для анализа приборы и оборудование.

ПК 2. Готовить растворы точной и приблизительной концентрации.

ПК 2. Определять концентрации растворов различными способами.

ПК 2. Отбирать и готовить пробы к проведению анализов.

ПК 2. Определять химические и физические свойства веществ.

ПК 3. Подбирать соответствующие средства и методы анализов в соответствии с типом веществ.

ПК 3. Проводить качественный и количественный анализ веществ.

ПК 3. Осуществлять дозиметрический и радиометрический контроль внешней среды.

ПК 3. Оценивать экологические показатели сырья и экологическую пригодность выпускаемой продукции.

ПК 3. Осуществлять контроль безопасности отходов производства.

ПК 3. Контролировать работу очистных, газоочистных и пылеулавливающих установок.

ПК 4. Снимать показания приборов.

ПК 4. Рассчитывать результаты измерений.

ПК 4. Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды.

ПК 4. Оформлять первичную отчетную документацию по охране окружающей среды.

ПК 5. Владеть приемами техники безопасности при проведении химических анализов.

ПК 5. Пользоваться первичными средствами пожаротушения.

ПК 5. Оказывать первую помощь пострадавшему.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

государственная итоговая аттестация.

Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины “Безопасность жизнедеятельности”. Объем часов на дисциплину “Безопасность жизнедеятельности” составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы – 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости, ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных

Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час. /нед. )
В т. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел “Физическая культура”
864
576

ОП. 00
Общепрофессиональный учебный цикл
354
236

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:контролировать выполнение заземления, зануления;пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;знать:основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;основные законы электротехники;правила графического изображения и составления электрических схем;условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;основные элементы электрических сетей;принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия правила пуска, остановки;правила техники безопасности при работе с электрическими приборами

ОП. Электротехника
ОК 2ОК 3ОК 5ОК 6ОК 7ПК 1. 1 – 1. 3ПК 2. 2ПК 3. 2ПК 3. 3ПК 3. 5ПК 3. 6ПК 4. 1 – 4. 3ПК 5. 2
уметь:готовить растворы различных концентраций;проводить простейшие синтезы органических и неорганических веществ;проводить отбор и подготовку проб веществ к анализу;знать:основы аналитической химии;качественный и количественный анализ веществ;основные физико-химические методы анализа

ОП. Основы аналитической химии
ОК 2ОК 3ОК 6ПК 1. 1 – 1. 3ПК 2. 1 – 2. 4ПК 3. 1ПК 3. 2ПК 4. 1 – 4. 4
уметь:определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;различать конструкции и определять принадлежность аппаратов и устройств очистки сточных вод и газоочистки;оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;знать:виды и классификацию природных ресурсов и задачи охраны окружающей среды;методы и принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств;основные группы промышленных сточных вод и методы их очистки;основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;основные источники и масштабы образования отходов производства;основные способы предотвращения и улавливания выбросов;правила и нормы экологической безопасности;принципы и организацию производственного экологического контроля;состав промышленных выбросов в атмосферу от различных производств;основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов

ОП. Природопользование и охрана окружающей среды
ОК 1 – 7ПК 1. 1 – 1. 3ПК 2. 1 – 2. 3ПК 3. 1 – 3. 3ПК 3. 5ПК 3. 6ПК 4. 1ПК 4. 3
уметь:оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с основными правилами и требованиями нормативных документов системы сертификации и стандартизации к основным видам продукции (услуг) и процессов;определять предельные отклонения размеров по технологической документации;определять допуск размера, годность детали по результатам измерения;знать:основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;основы государственного метрологического контроля и надзора;основы метрологии и принципы технических измерений;обозначение посадок в Единой системе допусков и посадок (ЕСДП);виды измерительных средств;методы определения погрешностей измерений;устройство, условия и правила применения контрольно-измерительных приборов, инструментов и испытательной аппаратуры

ОП. Основы стандартизации и технические измерения
ОК 2, 3, 6ПК 1. 1ПК 1. 3ПК 2. 1ПК 2. 2ПК 3. 1ПК 3. 2ПК 4. 1ПК 4. 2ПК 4. 4
уметь:пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;применять безопасные приемы труда на территории предприятия и в производственных помещениях;использовать экобиозащитную и противопожарную технику;определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;знать:виды и правила проведения инструктажей по охране труда;возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;действие токсичных веществ на организм человека;меры предупреждения пожаров и взрывов;нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;общие требования безопасности на территории предприятия и производственных помещениях;основные причины возникновения пожаров и взрывов;правовые и организационные основы охраны труда на предприятии, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;права и обязанности работников в области охраны труда;принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов

ОП. Охрана труда
ОК 1 – 7ПК 1. 1 – 1. 3ПК 2. 1 – 2. 3ПК 3. 1 – 3. 3ПК 3. 5ПК 3. 6ПК 4. 1ПК 4. 3ПК 5. 1 – 5. 3
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

32
ОП. Безопасность жизнедеятельности
ОК 1 – 7ПК 1. 1 – 1. 3ПК 2. 1 – 2. 3ПК 3. 1 – 3. 3ПК 3. 5ПК 3. 6ПК 4. 1ПК 4. 3ПК 5. 1 – 5. 3
П. 00
Профессиональный учебный цикл
430
300

ПМ. 00
Профессиональные модули
430
300

ПМ. 01
Подготовка химической посуды, приборов и лабораторного оборудованияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:пользования лабораторной посудой различного назначения;мытья и сушки посуды в соответствии с требованиями химического анализа;выбора приборов и оборудования для проведения анализов;подготовки для анализа приборов и оборудования;уметь:готовить растворы для химической очистки посуды;мыть химическую посуду;обращаться с лабораторной химической посудой;подготавливать лабораторное оборудование к проведению анализов;пользоваться лабораторными приборами и оборудованием;вести учет проб и реактивов;обращаться с химическими реактивами;знать:назначение и классификацию химической посуды;правила обращения, хранения, сушки химической посуды;правила мытья химической посуды;механические и химические методы очистки химической посуды;назначение и устройство лабораторного оборудования;правила сборки лабораторных установок для анализов и синтезов;правила подготовки к работе основного и вспомогательного оборудования;свойства реактивов, требования, предъявляемые к реактивам;правила обращения с реактивами и правила их хранения

МДК. Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования
ОК 1ОК 2ОК 3ОК 5ОК 6ОК 7ПК 1. 1ПК 1. 2ПК 1. 3
ПМ. 02
Приготовление проб и растворов различной концентрацииВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:приготовления растворов точной и приблизительной концентрации;определения концентрации растворов различными способами;отбора и приготовления проб к проведению анализов;определения химических и физических свойств веществ;уметь:готовить растворы различных концентраций;определять концентрации растворов;подбирать, подготавливать, транспортировать и хранить пробы твердых, жидких и газообразных веществ с учетом их свойств и действия на организм;вести учет отобранных и разделанных проб и оформлять соответствующую информацию;знать:классификацию растворов;способы выражения концентрации растворов;способы и технику приготовления растворов;способы и технику определения концентрации растворов;методы расчета растворов различной концентрации;свойства пробируемых материалов, сырья и готовой продукции;правила и способы отбора, транспортирования и хранения проб в различных складских и производственных условиях;требования, предъявляемые к качеству проб;устройство оборудования для отбора проб;правила учета проб и оформления соответствующей документации

МДК. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации
ОК 2ОК 3ОК 4ОК 5ПК 2. 1ПК 2. 2ПК 2. 3ПК 2. 4
ПМ. 03
Осуществление экологического контроля производства и технологического процессаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:подбора соответствующих средств и методов анализов в соответствии с типом веществ;проведения качественного и количественного анализа веществ;осуществления дозиметрического и радиометрического контроля внешней среды;оценивания экологических показателей сырья и экологической пригодности выпускаемой продукции;осуществления контроля безопасности отходов производства;контроля работы очистных, газоочистных и пылеулавливающих установок;уметь:контролировать работу очистных, газоочистных, пылеулавливающих установок;определять уровень шума и вибрации;рассчитывать экологические показатели загрязнения помещений, технологического оборудования, коммуникаций;выбирать способы и приборы экологического контроля производства;знать:основы промышленной экологии;назначение экологического контроля производства и технологического процесса;основные экологические показатели загрязнения помещений, технологического оборудования, коммуникаций;перечень контрольных точек производства;периодичность контроля и его методы;способы и приборы экологического контроля производства;экологические характеристики сырья и готовой продукции;требования ГОСТа и ТУ к качеству сырья и готовой продукции;назначение, сущность и методы экологического контроля качества сырья и готовой продукции;биологическое действие ионизирующих излучений, способы и средства защиты от поражающего действия ионизирующих излучений;устройство и правила эксплуатации дозиметрических и радиометрических приборов;нормативные выбросы;классификацию отходов;способы использования и переработки отходов;показатели безопасности отходов производства

МДК. Основы экологического контроля производства и технологического процесса
ОК 2ОК 3ОК 4ОК 5ПК 3. 1ПК 3. 2ПК 3. 3ПК 3. 4ПК 3. 5ПК 3. 6
ПМ. 04
Обработка и оформление результатов анализаВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:снятия показаний приборов;расчета результатов измерений;участия в мониторинге загрязнения окружающей среды;оформления первичной отчетной документации по охране природы;уметь:рассчитывать результаты и оформлять протокол анализа согласно нормативной документации;проводить первичную и математическую обработку экспериментальных данных;информировать заинтересованные организации о результатах анализов;знать:основы метрологии;основы информатики и вычислительной техники;методы расчета, виды записи результатов эксперимента;методику проведения необходимых расчетов;контроль качества результатов;правила оформления лабораторных журналов и другой отчетной документации

МДК. Обработка и учет результатов химических анализов
ОК 2ОК 3ОК 4ОК 5ПК 4. 1ПК 4. 2ПК 4. 3ПК 4. 4
ПМ. 05
Соблюдение правил и приемов техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасностиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:владения приемами техники безопасности при проведении химических анализов;использования первичных средств пожаротушения;оказания первой помощи пострадавшему;уметь:- использовать нормативную документацию на предельно допустимую концентрацию (ПДК) веществ в воздухе, рабочей зоне, воде, почве и т. ;соблюдать правила безопасности труда, промышленной санитарии и пожарной безопасности;обращаться с первичными средствами защиты и пожаротушения;соблюдать правила по охране окружающей микросреды;нейтрализовать и регенерировать сливы химических реактивов;знать:требования техники безопасности и охраны труда при работе с химическими реактивами и при выполнении химических операций;классификацию опасности веществ и влияние их на здоровье человека;нормативную документацию на загрязнение;нормативы ПДК;основы профгигиены и промсанитарии;мероприятия по охране окружающей среды;порядок сдачи химических реактивов;способы регенерации химических реактивов

МДК. Правила техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности
ОК 2ОК 3ОК 4ОК 5ПК 5. 1ПК 5. 2ПК 5. 3
ФК. 00
Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
80
40

ОК 2ОК 3ОК 6ОК 7

Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
216
144

Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел “Физическая культура”, и вариативной части ППКРС
1080
720

УП. 00
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
19 нед. /39 нед. 684/1404

ОК 1 – 7Все ПК
ПП. 00
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 25. 2015 № 272)
ПА. 00
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед. /2 нед. (в редакции Приказа Минобрнауки России от 25. 2015 № 272)
ГИА. 00
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед. /2 нед. (в редакции Приказа Минобрнауки России от 25. 2015 № 272)

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу “Физическая культура”
20 нед. Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
19 нед. /39 нед. Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед. /2 нед. Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования
1 нед. /2 нед. Каникулы
2 нед. Итого
43 нед. /65 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3. 2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

По дисциплине “Физическая культура” могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины “Безопасность жизнедеятельности”, отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке

36 часов в неделю) 57 нед.

промежуточная аттестация 3 нед.

каникулы 22 нед.

Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 – 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 – 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских

и других помещений

природопользования и охраны окружающей среды;

стандартизации и технических измерений;

охраны труда.

физико-химических методов анализа;

промышленной экологии.

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

Реализация ППКРС должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам), кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

Профессия Инженер-эколог в России

Инженер-эколог является техническим специалистом, который разрабатывает организационные мероприятия и технические решения для минимизации экологического ущерба для окружающей среды от техногенного воздействия, в частности от промышленных предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Он участвует в разработке новых промышленных объектов и инфраструктурных проектов, проводит экспертизу, анализирует текущую деятельность различных предприятий. Конечной целью работы инженера-эколога является уменьшение вредного воздействия на окружающую среду через оптимизацию и усовершенствование работы различных производств, объектов жилищно-коммунального хозяйства, крупных агломераций и другой хозяйственной деятельности.

О профессии Инженера-эколога

эколог профессиональные компетенции

Начинающий: 40000 ⃏ в месяц

эколог профессиональные компетенции

Опытный: 55000 ⃏ в месяц

эколог профессиональные компетенции

Профессионал: 75000 ⃏ в месяц

* – информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

Востребованность профессии

Современное природоохранное законодательство предъявляет достаточно высокие требования к экологической безопасности в работе любого хозяйствующего субъекта. Поэтому на многих крупных промышленных предприятиях, объектах жилищно-коммунального хозяйства, в транспортных компаниях организована системная работа по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Такая работа требует привлечения соответствующих специалистов, в частности таких как инженер-эколог. Его компетенции и профессиональные знания помогают оптимизировать производственные процессы и обеспечить снижение экологической нагрузки в результате экономической деятельности. При этом профессию нельзя отнести в массовым видам деятельности. Их востребованность на рынке труда стабильная, но относительно невысокая. В перспективе востребованность таких специалистов будет лишь возрастать.

Для кого подходит профессия

В профессиональной деятельности инженера-эколога важны глубокие знания в области экологии, природоохраны, а также комплексное понимание негативных факторов, возникающих в результате промышленной деятельности предприятий. Профессию можно рекомендовать тем, кто:

  • имеет технический склад ума;
  • интересуется природоохранной деятельностью;
  • обладает системным подходом к решению сложных технических задач;
  • способен работать в команде;
  • уверенно владеет современными информационными технологиями и компьютерным инструментарием.

Карьера

Чаще всего инженер-эколог является сотрудником промышленного предприятия, которое оказывает значительное воздействие на экологическую ситуацию. Он ведет инженерные изыскания и разрабатывает технические мероприятия, позволяющие снизить вредное воздействие на окружающую среду. Такие сотрудники наделяются достаточно большими полномочиями и относятся к категории «специалисты» или «технические руководители». Также профессия позволяет работать в экологических структурах и государственных органах, контролирующих соблюдение экологического законодательства. В целом профессия не имеет заметного карьерного потенциала, однако дает хорошие возможности для личностного роста и получения признания в обществе.

Обязанности

Профессиональные обязанности инженера-эколога включают в себя:

  • изучение текущей деятельности промышленного предприятия с точки зрения воздействия на окружающую среду;
  • разработку комплексных мер, организационных и технических мероприятий, позволяющих снизить экологическую нагрузку на природу;
  • инженерное сопровождение оптимизации или усовершенствования технологических процессов, позволяющие снизить негативное воздействие на экологию;
  • участие в разработке программ технического перевооружения и освоения новых технологий;
  • системный мониторинг степени загрязнения воздуха, почвы или водоемов возле промышленных предприятий и крупных инфраструктурных сооружений;
  • разработку системы сбора и юридизации промышленных отходов и вредных веществ на предприятии;
  • контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства при ведении экономической деятельности;
  • предоставление отчетов о состоянии технологического оборудования, средств фильтрации и сбора вредных веществ на предприятии.

Профессия больше подходит тем, кому нравятся следующие предметы в школе: биология

  • Инженер по охране труда
  • Инженер комплексного использования водных ресурсов
  • Инженер по водоснабжению и водоотведению
  • Инженер по защите в чрезвычайных ситуациях
  • Инженер по мелиорации и водному хозяйству
  • Инженер по пожарной безопасности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *