экстремальные профессиональные компетенции

Актерское мастерство — это гораздо больше, чем просто произносить реплики и передавать эмоции. Убедить зрителей, что перед ними действительно герой или злодей, а не просто тот, кто отрабатывает многомиллионный гонорар, гораздо сложнее.

Чтобы вжиться в роль, актеры готовы на многое: набирают и теряют вес, учат иностранные языки, получают новые профессиональные навыки вроде езды на лошади, стрельбы из пистолета или игры на музыкальном инструменте. Есть и такие, кто приобретает гораздо более экстремальные навыки.

Продолжение истории после рекламы

И хотя в подавляющем большинстве случаев в этом нет никакой необходимости, все то же самое могли выполнить дублеры или каскадеры, но от повышения градуса подлинности фильм в целом значительно выигрывал.

Краткое описание

Россия богата на удивительные туристические маршруты: велотуры по Крыму, рафтинг в Адыгее и Карелии, конно-водные туры по Южному Уралу и многие другие. Все это невероятно интересно, но достаточно опасно. Отправляясь в экстремальный подход, туристы предпочитают обращаться за консультативной и практической помощью к инструктору, который хорошо знаком с основами выживания в сложных условиях, оказанием первой медицинской помощи, ориентировании на открытой местности.

экстремальные профессиональные компетенции

Инструктор по туризму отвечает за организацию и безопасность. Он собирает снаряжение, проводит инструктаж по амуниции, обучает навыкам выживания. Также он может заниматься планированием маршрута: места для стоянки и отдыха, питьевая вода, близлежащие медицинские пункты, транспортные средства и иные вопросы, касающиеся организации.

+7 (812) 628-78-28, +7 (812) 956-67-42, +7 (921) 856-03-61, +7 (921) 856-03-62 info@aneks. center

Для педагогов дошкольного образования, начального образования, среднего образования, среднего специального образования, дополнительного образования, прочих специальностей

Время проведения: 16:00 – 17:15

Ведущая: Касимова Ирина Александровна, преподаватель учебного центра «Специалист» при МГТУ им. Баумана (г. Москва), руководитель стажировочной площадки МАДОУ детский сад №13 (г. Томск) по направлению «Психологическая компетентность педагога ДОУ”

Цель: ознакомление слушателей с психологическими качествами педагогов, необходимыми в экстремальных ситуациях. План работы семинара:

  • Виды потенциальных угроз на территории детских образовательных организаций.
  • Психологические качества педагога, которые помогают предотвращать возникновение экстремальных ситуаций.
  • Способность педагога управлять собственными эмоциями в экстремальной ситуации.

Вопросы для подготовки к семинару:
1. Какие потенциальные угрозы, по Вашему мнению, могут произойти на территории образовательной организации?
2. Какими психологическими качествами, по Вашему мнению, должен обладать педагог?
3. Какие способы Вы сами используете при управлении эмоциями в экстремальных ситуациях?

Секция 1. «Психолого-педагогическое сопровождение группы детей в экстремальной ситуации»

Секция 2. «Управление собственными эмоциями во время экстремальной ситуации»

Под компетентностью понимается, индивидуальная характери­стика степени соответствия человека требованиям профессии. О на­личии компетентности судят по результату труда человека. Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату дан­ной профессиональной деятельности; оценка или измерение конеч­ного результата — это единственный научный способ судить о ком­петентности. Компетентность конкретного человека уже, чем его профессионализм. Человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не быть компетентным в решении всех профессио­нальных вопросов.

Различают следующие виды профессиональной компетентно­сти:

– специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

– социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионально го общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

– личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

– индивидуальная компетентность — владение приемами само реализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом.

Названные виды компетентности означают по сути дела, зре­лость человека в профессиональной деятельности, в профессиональ­ном общении, в становлении личности профессионала, его индивиду­альности. Названные виды компетентности могут не совпадать в од­ном человеке. Человек может быть хорошим узким специалистом, но не уметь общаться, не уметь осуществлять задачи своего развития. Соответственно у него можно констатировать высокую специальную компетентность и более низкую социальную, личностную.

Выделяют некоторые общие виды компетентности, необхо­димые для человека независимо от профессии. Это некоторые ключе­вые профессионально важные качества и типы профессионального поведения, являющиеся основой широкого круга профессий и не те­ряющие своего значения при изменениях в производстве, в социаль­ной практике.

Можно сказать, что каждый из описанных выше видов ком­петентности включает в себя такие общие межпрофессиональные компоненты:

– в специальной компетентности — способность к планированию трудовых процессов, умения работать с компьютером, с оргтехникой, чтение технической документации, ручные навыки;

– в личностной компетентности — способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения; способность находить нестандартные решения (креативность), гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;

– в индивидуальной компетентности — мотивация достижения, успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомо тивированию, уверенность в себе, оптимизм.

По мнению А. Марковой, существует еще один вид межпрофессионального компонента, который можно назвать «экстремальной профессиональной компетентностью» – готовность к работе во вне­запно усложнившихся условиях. Люди, владеющие этим и близкими этому качествами, более, чем другие готовы к смене профессии, к пе­реучиванию, им меньше грозит безработица.

Развитие компетенций в профессиональной деятельности. Спираль развития компетенций. Методы определения профессиональной компетенции.

Согласно данной теории, научение представляет собой четырехступенчатый процесс, подразумевающий переход от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности.

При бессознательной некомпетентности вам неизвестно, что вы не знаете (или не умеете делать) что-либо. Вы находитесь на уровне «Я не знаю о том, что я не знаю». Возможно, вы практически не испытываете потребности или нужды в приобретении этого умения или знания и поэтому еще не осознали дефицит собственной компетентности, например: в раннем детстве ребенок при переезде на легковой машине из одного места в другое осознает факт путешествия, не понимает при этом, что он не умеет водить, и, таким образом, остается в неведении по поводу собственной некомпетентности.

При осознанной некомпетентности вы приобретаете знание о своем «незнании». Обычно это происходит вследствие появления потребности или желания совершить то или иное действие. Это стадия «Я знаю о том, что не знаю». Например: подросток, не умеющий водить машину, постоянно вынужден просить кого-нибудь, чтобы его подвезли, и остро переживает свою некомпетентность в вождении.

Для того чтобы стать осознанно компетентным, вам нужно пройти через обучение (либо формальное, либо неформальное). Часто на этой стадии вы в точности копируете действия вашего учителя (если это вам позволяет память). В каждый момент времени вы осознаете то, что делаете, ибо вы «знаете, о том, что знаете». Например, успешно закончив курсы и получив права, 17-летний водитель в течение некоторого времени все еще будет шептать себе: «Зеркало, сигнал, поворот», испытывая потребность напоминать себе, как правильно вести машину.

При бессознательной компетентности ваши знания и умения использовались столь часто, что стали «привычками». Выполняя соответствующие действия, вы уже не испытываете нужды в продумывании каждого последующего шага, ибо алгоритм действия заложен в бессознательное (или подсознательное). Теперь вы можете сказать: «Я не знаю о том, ЧТО я знаю». Обладая многолетним опытом вождения, вы управляете машиной на «автопилоте». Представим, например, что вы учите вождению своего ребенка. Ведя машину, вы не осуществляете скрупулезного анализа своих действий, ибо они «впитались в вашу плоть и кровь».

Чтобы обеспечить единую и объективную систему подбора, продвижения, оценки и мотивации специалистов, эксперты используют модели компетенций.

Компетенции – это характеристики, благодаря которым достигается высокая результативность в той или иной деятельности. В них интегрированы умения, личностные характеристики, мотивация. Главная их особенность – они проявляются в поведении и поэтому легко поддаются измерению.

Модель компетенций – это перечень компетенций с конкретными показателями их проявлений в профессиональной деятельности. В модель включаются компетенции наиболее важные для организации на данном этапе развития. Пример подобной модели компетенций приведен в прил.

Более детализированные описания компетенций включают:

– негативные индикаторы, то есть тип поведения, который организация не желает видеть (неэффективное поведение);

– выдающиеся проявления – показывают, что необходимо сделать выше нормы для того, чтобы с точки зрения данной компетенции добиться совершенства;

– эффективное поведение.

При разработке модели компетенций используются различные методы: метод репертуарных решеток Дж. Келли, метод критического инцидента, интервью и др. В соответствии с моделью компетенций разрабатываются методы их оценки: методики Центра оценки и развития, бизнес-симуляции, интервью, подбираются надежные опросники и тесты.

Оценка компетенций сотрудников

Оценка компетенций — это процесс определения приоритетных профессиональных качеств, необходимых для эффективной работы сотрудников, их анализ, диагностика, подсчет и формирование планов развития работников.

Оценку компетенций принято определять методом проведения специальных HR-тестов и решения кейсов.

По итогам оценки компетенции есть возможность получить ответы на следующие вопросы:

– Насколько эффективно подчиненные справляются со своими должностными обязанностями?

– Соответствует ли уровень знаний и квалификации сотрудников поставленным целям и задачам?

– Какие методики обучения или тренинги могут помочь персоналу для их развития?

– Как мотивировать сотрудников на результативную работу?

Какие методы оценки персонала используются для формирования модели компетенции?

Для оценки компетенции используют следующие методы:

1) создание определенных бизнес-ситуаций, встречающихся в ежедневной практике, их экспертная оценка.

2) структурированное специальным образом глубинное интервью, дополняемое элементами самооценки сотрудника.

3) Определение поведенческого портрета сотрудника (успешность, отображение необходимых качеств и характеристик, присущих каждому опрашиваемому).

Основные источники развития компетенции.

После точного определения уровня компетенции каждого из сотрудников принято составлять план и методику повышения этого уровня, его развития.

Самые распространенные методы развития компетенции:

1) Обучение на рабочем месте, без отрыва, на опыте других.

2) Выполнение специальных развивающих заданий, нацеленных на повышение уровня компетентности.

3) Участие в тренингах и семинарах, чтение специальной литературы.

4) Решение практических совместных задач в динамичном режиме, для развития навыков взаимодействовать в команде.

Джон Красински научился пробираться через горящее здание — «13 часов

В последние годы карьера Джона Красински в гору: из Джима из «Офиса» он превратился в известного режиссера и актера, доказавшего, что он хорош не только в жанре комедии.

Разумеется, за всем этим стоит напряженная работа. Так, для подготовки к роли в боевике «13 часов: Тайные солдаты Бенгази» актер не только проводил бесчисленные часы в тренажерном зале, чтобы добиться физической формы, как у солдата, но еще и научился обращаться с разными видами оружия, прошел тактическую подготовку и, что самое странное, одолел спецкурс «морских котиков».

Важные личные качества

Инструктор по туризму – уверенный, коммуникабельный, очень активный человек, который умеет убеждать. Он должен вызывать уважение, поэтому важна безапелляционность, авторитарность, задатки лидера. Профессия открыта для мужчин и женщин, готовых к высоким физическим и психоэмоциональным нагрузкам.

Еще по теме 2. Профессиональная компетентность руководителя в экстремальных условиях

В принципе, весь этот список можно было бы составить исключительно из навыков  , которые он приобретал для своих ролей: например, выучил чешский для «Невыносимой легкости бытия» или овладевал боксом для «Боксера».

Но для роли Соколиного Глаза в «Последнем из могикан» актер переплюнул сам себя. Перед началом съемок Дэй-Льюис провел месяц в лесу, где научился строить каноэ, выслеживать животных и снимать с них шкуру, сражаться с томагавком, он даже практиковался в стрельбе и перезарядке кремневого пистолета. Актер так погрузился в роль, что стал носить с собой пистолет везде, куда бы ни пошел.

Джозеф Гордон-Левитт научился ходить по канату — «Прогулка»

Чтобы сыграть главную роль в фильме о знаменитом канатоходце Филиппе Пети и его знаменитом переходе между башнями-близнецами в Нью-Йорке на высоте 400 метров,   занимался с самим Филиппом Пети.

Канатоходец научил актера не только балансировать, но и жонглировать, а также передвигаться по канату на цыпочках. Так что по канату в фильме актер ходил сам, без дублеров или каскадеров. Хотя высота, на которой подвешен канат, само собой, — плод компьютерной графики.

Мишель Пфайффер научилась обращаться с кнутом — «Бэтмен возвращается»

Для роли Женщины-Кошки в «Бэтмене»     сосредоточилась на одном умении Селины Кейл — обращении с хлыстом. По словам Энтони де Лонги, постановщика трюков в фильме, актриса так виртуозно владела кнутом, что на съемочной площадке не просто выполняла отрепетированные движения, но и импровизировала.

Обучение на инструктора по туризму

Для работы в этой сфере рекомендуется получить образование в вузе, занимающемся подготовкой кадров для сферы туризма. Профильное образование откроет перед вам более широкие карьерные перспективы.

В приоритете направление подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (код: 49. 03). Вам придется сдать единый государственный экзамен по биологии, русскому языку. Дополнительные ЕГЭ на выбор вуза – это география, общество, иностранный язык или математика. В некоторых высших учебных учреждениях необходимо успешно преодолеть профессиональный экзамен или собеседование. Узкоспециальные знания инструкторы получают на курсах в рамках повышения квалификации и переподготовки.

Том Круз научился задерживать дыхание на шесть минут — «Миссия невыполнима

Ожидание очередного фильма «Миссия невыполнима» — это, по сути, каждый раз попытка угадать, какой опасный для жизни трюк   разучит для новой серии.

Для финальной подводной сцены Том Круз два месяца занимался со специалистом по фридайвингу. И хотя актер пару раз отключался под водой, но все же овладел дыхательными практиками, позволившими ему задержать в фильме дыхание на шесть минут.

Рут Уилсон научилась кастрировать овец — «Темная река»

Чтобы сыграть девушку, выросшую на ферме, главная актриса   пошла работать на привычное для ее героини место.

Почти за месяц работы на ферме в Йоркшире Уилсон научилась стричь овец, обрезать им хвосты и копыта, чистить стойла и задавать корм. Но самым экзотичным навыком оказалась кастрация ягнят. По словам актрисы, хотя она и поняла, что фермерская жизнь не ее призвание, но во время съемок чувствовала себя уверенно.

Джон Дэвид Вашингтон научился разговаривать задом наперед — «Довод»

Во многих сценах в «Доводе» изображены люди, движущиеся назад во времени. Так как Нолан ко всему подходит основательно, актерам пришлось научиться двигаться в обратном направлении, чтобы эти сцены можно было снимать настолько реалистично, насколько это вообще возможно.

Джон Дэвид Вашингтон рассказал в интервью, что для роли он учился «ходить, говорить, драться, бегать, блокировать и наносить удары задом наперед», так как Нолан хотел снять фильм с минимальным использованием компьютерной графики.

Работоспособность. Критерии оценки работоспособности. Закономерности /фазы/ изменения работоспособности в процессе труда.

Эффективность труда тесно связана с работоспособностью человека. Работоспособность понимается как «одно из основных социально-биологических свойств человека, отражающих его возможность выполнить конкретную работу в течение заданного времени и с требуемой эффективностью и качеством». Трудоспособность – «возможность человека участвовать в трудовой деятельности» (там же). Авторы определяют работоспособность как возможность человека поддерживать требуемый уровень работы в течение более или менее продолжительного времени при высоких качественных показателях труда. Ранее работоспособность определяли как максимум работы, которую в состоянии выполнить человек, а также уровень количественного и качественного выполнения работы при максимальном напряжении, способность человека выполнять длительные максимальные нагрузки.

В литературе выделено две группы определений работоспособности. В первой – работоспособность определяют через понятие функциональных возможностей организма, во второй – через понятие производительности труда, то есть количество продукции в единицу времени, время выполнения работы на заданном уровне и т. Отмечается, что хотя в содержании работоспособности отражаются функциональные состояния человека и эффективность, качество деятельности, каждое из этих понятий само по себе не должно подменять понятие работоспособности.

В физиологии труда определилось несколько направлений изучения работоспособности: анализ производительности труда в течение смены (выработка продукции; время, затрачиваемое на операцию и т. ), выяснение субъективного состояния работающего в течение смены (наличие ощущения усталости, жалобы); изучение функционального состояния работающего в течение смены, до и после работы. Замечено, что между производительностью труда и функциональным состоянием организма не существует жесткой прямой зависимости. Повышая производительность труда, человек почти никогда не работает на уровне своих максимальных возможностей. По данным исследований, любая работа оказывается наиболее эффективной при оптимальном темпе работы, этот оптимум всегда лежит несколько ниже максимальных возможностей организма.

Соответственно уровни работоспособности проявляются в комплексе показателей:профессиональные показатели – эффективность, производительность, продуктивность, качество профессиональной деятельности и функциональные показатели – реакции организма, субъективные состояния человека, что составляет психологическую «цену» результата.

Показатели работоспособности различаются и несколько иным образом: объективные (к ним относятся изменения количественных и качественных показателей труда, а также изменения функционального состояния нервной системы) и субъективные (ощущения усталости, вялости, болезненные ощущения).

В связи со сказанным работоспособность изучается по ряду показателей: прямые показатели – эффективность и надежность выполнения профессиональных задач или отдельных действий в условиях реальных профессиональных ситуаций и в ходе решения особых тестов на отдельные элементы деятельности; косвенные показатели текущего функционального состояния (в процессе деятельности или покоя и по самооценке в анкетах), а также показатели резервных возможностей человека при проведении нагрузочных проб (степени напряжения, компенсаторные возможности и др). Важно различать наличный уровень работоспособности на определенный отрезок времени (результат деятельности и психологическая цена деятельности), а также потенциальную работоспособность (динамику профессионального развития, совершенствования профессиональных значимых качеств и функций).

Психологи выделяют периоды работоспособности:

а) «врабатывание» до повышения работоспособности, длительность этого периода зависит от характера работы и от квалификации исполнителя;

б) второй период оптимальной работоспособности, в течение которого могут быть незначительные колебания продуктивности и работоспособности, но наблюдается максимальная мобилизация организма и воли; желательно, чтобы этот период был самым длительным;

в) полная компенсация, здесь появляются признаки утомления, от-влекаемости, изменения характера движений, но продуктивность остается на том же уровне за счет волевого усилия человека;

г) снижение максимальной работоспособности человека; нарастает утомление, компенсация становится неустойчивой. Происходит явное снижение работоспособности, но за счет волевого усилия возможен так называемый «конечный порыв»;

д) повышение продуктивности даже на основе развивающегося утомления;

е) прогрессивное снижение работоспособности организма и продуктивности труда в связи с развитием утомления.

В физиологии труда «кривая работы» описывается следующим образом:

Период вырабатывания. В начале работы происходит сонастройка всех рабочих систем организма, в результате несколько увеличиваются максимальные возможности организма, вследствие чего в большинстве случаев растет производительность.

Период высокого, стабильного уровня максимальных возможностей. Уровни максимальных возможностей, производительности, волевого напряжения до некоторой степени стабилизированы. Если в процессе работы имеет место упражняемость, то вследствие этого может повыситься уровень максимальных возможностей и производительность. Утомление в этом периоде отсутствует.

Период полной или устойчивой компенсации. Появившееся утомление приводит к некоторому снижению максимальных возможностей организма, однако их еще достаточно, чтобы волевым усилием сохранить производительность труда на прежнем уровне благодаря резервным возможностям.

4, Период неустойчивой компенсации. Утомление нарастает, в результате чего продолжает снижаться уровень максимальных возможностей. Волевое напряжение испытывает колебания в интенсивности. При ослаблении волевого напряжения производительность снижается. Однако, несмотря на снижение «резервных возможностей» перед окончанием работы, человек в ряде случаев может волевым напряжением сохранять высокий уровень производительности труда («конечный порыв»).

Период устойчивого снижения производительности труда. Усиливавшееся утомление настолько снижает максимальные возможности, что человек волевым усилием уже не в состоянии сохранять заданный уровень производительности даже в короткие интервалы времени.

Исследователи выявили, что кривая работоспособности может иметь разные варианты. Так, описаны первый, «классический» тип кривой, когда наблюдается отчетливый период врабатывания, затем период устойчивой высокой производительности и снижения производительности труда. Описан другой тип кривой производительности, для которого характерен более или менее длительный период врабатывания, а затем практически устойчивый высокий уровень производительности труда до конца смены. Для третьего типа кривой характерно непрерывное нарастание производительности труда до обеденного перерыва, некоторое его снижение сразу после обеда и опять прогрессивное нарастание до конца смены.

Первый тип кривой свойственен тем видам труда, при которых некоторое увеличение времени, затраченного на операцию, не приводит к уменьшению сменного выпуска продукции, не уменьшает заработка рабочего. Второй и третий тип кривой наиболее часто наблюдается у работников, труд которых оплачивается сдельно. Таким образом, динамика работоспособности зависит от мотивации, установок, заинтересованности работников.

Психологи в своих исследованиях также показали, что колебания работоспособности в течение рабочего дня, смены зависят от конкретных условий труда. Так, осуществлялось изучение динамики работоспособности некоторых групп операторов по ряду показателей – поведенческие (изменение производительности труда), физиологические (величина физиологической напряженности со стороны энергетической мобилизации), психологические (показатели эффективности процессов приема и переработки зрительной информации и наличие субъективных переживаний утомления). Полученные данные показывают, что уже начало смены порой характеризуется низким уровнем производительности труда и повышенной физиологической напряженностью, что делает более продолжительным эффект врабатывания (до 2-3 часов рабочего времени) и приводит к потере времени.

Следующая далее дообеденная стадия оптимальной работоспособности укорочена и может составлять 1, 5-2 часа. В краткий послеобеденный период работоспособность не увеличивается (или возрастает за счет резкого повышения энергетических затрат организма), происходит использование неоптимальных компенсаторных средств (субкомпенсация), что приводит к быстрому истощению резервов и к развитию некомпенсируемого утомления (декомпенсация). В условиях сдельной работы часть операторов вновь вынуждена наращивать скорость работы, что требует дополнительной мобилизации и приводит к чрезмерной нагрузке, повышению тревожности. Если к последующей работе исходный уровень работоспособности восстанавливается не полностью и нагрузки чрезмерны, то создаются условия для возникновения пограничных и патологических состояний.

Каждому человеку важно уметь анализировать динамику своей работоспособности по результатам труда и субъективным ощущениям психических состояний.

Работоспособность в целом зависит от ряда факторов – от состояния мотивации и направленности личности, от способностей и от умения человека мобилизовать свои возможности, от функциональных состояний и от величины резервных возможностей, здоровья, выносливости человека, от профессионального опыта, уровня развития, пластичности, устойчивости специальных знаний, умений, навыков; от тренируемости, то есть от возможности выполнять работу при различных функциональных состояниях, как бы невзирая на них.

Гигиенисты показали, что работоспособность людей колеблется в течение суток: подъем наблюдается в 5-6 часов, 11-12, 16-17, 20-21, 24-1 час, спад в 2-3 часа, 9-10, 14-15, 18-19, 22-23 часа. Работоспособность колеблется также в течение недели: в понедельник человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду, четверг – наиболее устойчивая работоспособность, в пятницу и субботу работоспособность снижается, может развиваться утомление.

Некоторые исследователи предлагают выделять два уровня работоспособности: а) актуализированную — реально существующую в данный момент; б) резервную. Последняя также состоит из двух частей: меньшую ее часть составляет тренируемый резерв, который может стать частью актуальной работоспособности, а большую — защитный резерв, проявляемый человеком только в экстремальных ситуациях при стрессе.

Методы оценки работоспособности человека, основанные на анализе результатов труда, принято называть прямыми методами. В практике научных исследований в качестве прямых показателей эффективности работы применяется определение точности и скорости выполнения человеком отдельных, наиболее важных элементов или операций, составляющих структуру рабочей деятельности. Выделение этих элементов или операций производится на основании предварительного психофизиологического анализа профессиональной деятельности и составления профессиограмм. При этом ведется учет показателей производительности труда, качества работы, динамики ошибок в работе и анализ их психофизиологической сущности. Прямые методики принято подразделять на элементарные, операционные и интегральные методики.

Элементарные методики оценивают один законченный, но предельно простой элемент операции (скорость и качество компьютерного набора, устный счет, просмотр рядов цифр и букв и т. Их достоинствами являются простота и возможность точного количественного учета, а к недостаткам можно отнести тот, факт, что выполнение одного элемента еще не может полностью характеризовать качество профессиональной деятельности человека в целом.

Операционные методики позволяют вычленить и оценить один участок алгоритма работы, который заключается в выполнении законченного комплекса элементарных действий (начисление зарплаты бухгалтером, редактирование книги редактором и т. Их достоинствами являются возможность количественной и качественной оценки реального сегмента трудовой деятельности, возможность сравнения труда разных специалистов и возможность оценки групповой деятельности. К минусам можно отнести более высокая трудоемкость и сложность стандартизации.

Интегральные методики оценивают законченный алгоритм профессиональной деятельности. Сильными сторонами подобных методик является то, что они направлены на оценку конечной эффективности поставленной перед работником цели и учитывают влияние мотивации работника на результаты его труда, а слабыми – громоздкость данных методик, трудность воспроизведения результатов, сложность методик, необходимость экспертных оценок и пр.

В качестве косвенных показателей работоспособности человека чаще всего используется динамика показателей функционального состояния организма или параметры протекания психологических процессов. Их оценка производится путём объективных измерений с использованием физиологических методов и тестов, а также на основе сбора и анализа данных субъективного состояния психических и соматических функций. Например, для субъективной оценки психологического состояния человека используют тесты САН, Спилбергера и др.

При исследовании физической работоспособности применяют метод дозированных мышечных нагрузок, создаваемых с помощью велоэргометра. В этом случае суждение о работоспособности составляется на основании изучения динамики показателей внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Умственная работоспособность человека отличается большим разнообразием и с трудом поддается оценке.

Условно, труд человека-оператора можно разделить на три типа:

В свою очередь сенсомоторный труд может быть преимущественно сенсорным или моторным. Умственный труд логического типа может быть связан с решением стандартных задач, жестко определяемых инструкциями, и с решением неформальных задач, видоизменяющихся в зависимости от сопутствующих факторов и при условии недостатка информации.

Следует отметить, что приемлемая умственная работоспособность сохраняется в достаточно широком диапазоне функционального состояния работника, и по физиологическим и психофизиологическим показателям мы можем только косвенно судить об эффективности умственной работы. Показатели, которые используют для косвенной оценки уровня работоспособности человека, отображены на Рис.

При этом следует отметить, что речь идет об измерении не максимальной, а необходимой (или заданной) эффективности работника, которая определяется контрольными цифрами плановых показателей, уровнем прибыли, техническим оснащением производства, профессиональной подготовкой специалиста и пр. Кроме того, следует по возможности учитывать и мотивацию человека. В частности исследования показали, что объем и качество работы выше при ориентации работника на конкретный высокий результат по сравнению с ориентацией на неопределенный максимум.

Работоспособность зависит от физических, умственных (психических), психологических особенностей человека, его квалификации и состояния здоровья. Наиболее подвижными факторами, определяющими работоспособность, являются психологическая стимуляция деятельности и состояние здоровья человека. Во время трудового дня функциональные возможности человека изменяются, и это находит отражение в колебаниях производительности труда, изменении внимания и степени риска травматизма. Показатели работоспособности человека в течение дня изменчивы.

При непрерывной работе в течение 8 часов уровень работоспособности специалиста можно разделить на пять периодов:

Период оптимальной работоспособности. Может длиться 3-4 часа (величина его зависит от опыта работника, уровня мотивации и отвлекающих факторов). Производительность удерживается на высоком уровне, явления утомления отсутствуют, волевые усилия незначительны и характеризуются стабильностью.

Период компенсации. Продолжительность 1-2 часа Уровень работоспособности продолжает быть устойчиво высоким, но это достигается более выраженным волевым усилием, направленным на преодоление утомляемости.

Период неустойчивой компенсации характеризуется колебаниями работоспособности, но без закономерной тенденции к снижению. При этом наблюдаются субъективные признаки утомления. Продолжительность этого периода составляет 1-2 часа.

При длительной работе возможно выделить и дополнительную – шестой период динамики работоспособности – стадию восстановления работоспособности. Она характеризуется снижением психического напряжения и развитием восстановительных процессов в организме.

Можно также выделить несколько вариантов этой стадии:

– текущее восстановление (в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов);

– срочное восстановление (применяемое с помощью фармакологических или психологических методов);

– отставленное восстановление (естественное восстановление ресурсов организма через несколько часов или дней после завершения работы, включающее длительный период сна и отдыха);

Курсы

«Институт повышения и переквалификации кадров» (ЧУ ДПО)

Институт приглашает абитуриентов для повышения квалификации и прохождения переподготовки. Открыто более 10 программ разного профиля, форма обучения – очно-заочная и дистанционная, поэтому вы можете осваивать курс без отрыва от основной работы или посещения вуза. Каждый выпускник, успешно прошедший аттестацию, получает официальное удостоверение инструктора-проводника.

Клуб спортивных путешествий «Спутник»

При клубе функционирует Школа Начальной туристской подготовки, где обучают инструкторов по спортивному туризму (базовый курс). Форма обучения – очная и дистанционная, срок – 3 месяца. В программу включены теоретические знания, а также практика, ведь каждый слушатель принимает участие в одном походе.

экстремальные профессиональные компетенции

Инструктор по туризму

Обновлено 28 сентября 2022

экстремальные профессиональные компетенции

Инструктор по туризму – человек, который занимается подготовкой людей к прохождению сложных туристических маршрутов. Специализируется на теории, организационных моментах, а также выполняет непосредственное сопровождение группы. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует физкультура, ОБЖ, география и нет интересов (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

  • Краткое описание
  • Особенности профессии
  • Плюсы и минусы
  • Важные личные качества
  • Обучение на инструктора по туризму
  • ТОП-5 вузов для инструктора по туризму
  • Курсы
  • Место работы
  • Заработная плата
  • Профессиональные знания
  • Примеры компаний с вакансиями инструктора по туризму

экстремальные профессиональные компетенции

Профессиональные знания

  • Ориентирование на местности как с помощью карты, компаса и GPS-навигации, так и без них.
  • Глубокие знания топографии, физиологии и анатомии человека.
  • Основы менеджмента в туризме.
  • Оказание первой медицинской помощи.
  • Правила поведения, техника безопасности в дикой природе.
  • Правила выживания в экстремальных условиях.
  • Особенности туристического снаряжения.

экстремальные профессиональные компетенции

Дженнифер Лоуренс научилась свежевать белок — «Зимняя кость»

За роль подростка из неблагополучной семьи тогда еще начинающую актрису   номинировали на «Оскар». Киноакадемию подкупило, как глубоко она вжилась в роль своей героини Ри Долли.

Действительно, во время подготовки к съемкам Лоуренс научилась множеству вещей, но самым странным, как она сама рассказывала, было научиться освежевать белку, а потом и приготовить ее. В фильме героиня Лоуренс делает это голыми руками. Актриса признавалась в интервью, что, увидев впервые процесс приготовления белки, она заплакала и выбежала из комнаты, где шел мастер-класс.

Действия спецагента на автомобиле в экстремальных ситуациях

В данном издании представлены общие сведения о некоторых специальных приемах техники вождения автомобиля, и о специфических действиях водителей, деятельность которых предполагает их нелегальную работу (как сотрудников определенных спецслужб) за рубежом.

В книге рассмотрена отработка как на тренажерах, так и на автомобильном полигоне приемов специального вождения автомобиля в условиях ухода сотрудника – нелегала от преследования со стороны контрразведывательных органов страны пребывания.

Книга дает возможность получить достаточно определенное представление о рассматриваемом предмете, начиная со специальной подготовки самого транспортного средства, и заканчивая действиями водителя в экстренных моментах. К последним, в частности, относятся: прохождение поворотов в управляемом заносе; скоростные развороты; специальные методы торможения; техника покидания автомобиля на ходу; контролируемые тараны; вождение в сложных условиях высокогорных дорог; способы ухода от преследования; маскированное движение в ночных условиях и др. Отдельно выделена тема ведения огня из автомобиля, уходящего от преследования. В силу понятных причин, отрабатывать данную тему «в полную силу», т. со стрельбой из боевого оружия из движущихся транспортных средств практически невозможно. Поэтому для обучения будущих спецагентов приемам и правилам ведения огня из движущегося на высокой скорости автомобиля (подготовка оружия к ведению огня, прицеливание, производство выстрела и др. ) применяется имитационная (учебная) стрельба, для чего используются специальные тренировочные пистолеты и автомобильные тренажеры. Такая тренировочная стрельба, хотя и не предполагает применение настоящего оружия, но тем не менее состоит в полном воспроизведении внешнего и тактильного эффекта ведения огня из боевого пистолета. Последнее достигается благодаря современным моделям тренировочного оружия, полностью имитирующим боевое, включая как сам момент выстрела (с полноценной отдачей и аутентичной вспышкой), так и непосредственное поражение объекта (автомобильных колес) специальным учебным боеприпасом – пулеимитатором.

Оставьте отзыв

  • Возрастное ограничение: 12+
  • Дата выхода на ЛитРес: 19 июля 2022
  • Объем: 177 стр.
  • ISBN:
  • Общий размер: 116 MB
  • Размер страницы: 205 x 260 мм
  • Правообладатель: Издание книг ком

Сигурни Уивер научилась взаимодействовать с гориллами — «Гориллы в тумане»

больше известна ролями в фантастике вроде «Чужого», «Охотников за привидениями» и «Аватаре», но в ее биографии есть фильм, стоящий отдельно. В 1988 году она снялась в байопике Дайан Фосси, исследовательницы дикой природы.

По сюжету Уивер предстояло работать с гориллами, и она подошла к вопросу серьезно. Чтобы приматы чувствовали себя комфортно с ней на съемочной площадке, Сигурни несколько месяцев училась их повадкам, походке и языку жестов, на котором они общаются между собой. За эту роль Сигурни Уивер была номинирована на «Оскар».

Магистерская программа “Психология профессий особого риска”

  • Очная, 12 бюджетных мест
  • 4 платных места

экстремальные профессиональные компетенции

Вячеслав Михайлович Поздняков , доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, Почетный сотрудник МВД России

Почему стоит поступать на программу?

  • выпускники программы – востребованные специалисты в области психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников силовых структур, МЧС и правоприменительных органов, в научной и образовательной сферах;
  • реализуемая образовательная программа и базовые места практик позволяют полноценно осваивать компетенции, соответствующие современным требованиям магистерского уровня;
  • на факультете сформировалась одна из ведущих научных школ, работающих в области психологии безопасности и экстремальной психологии, а поэтому все обучающиеся участвуют в выполнении НИР и конкурсах студенческих работ;
  • диплом магистра по направлению подготовки «Психология» государственного образца;

Программа ориентирована на подготовку специалистов, способных осуществлять психологическое сопровождение специалистов профессий экстремального профиля, оказывать психологическую помощь людям, попавшим в экстремальные и кризисные ситуации. Решение поставленных задач требует от выпускника магистратуры знаний и умений, необходимых для выполнения экспертных и прогнозных функций, психодиагностических и психокоррекционных работ, научно-исследовательских программ по инновациям психологического плана в силовых структурах, МЧС и правоприменительных органах.

Где смогут работать магистранты:

В сфере правоохранительной и правоприменительной деятельности:

Психологические службы окружных и региональных структур Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ:

• должности психологов в ведомственных учреждениях образования, переподготовки, психологическойподдержки и реабилитации сотрудников вышеуказанных окружных и региональных правоохранительных иправоприменительных структур.

В сфере обороны:

  • психологические службы в соединениях и частях войск и флотов, а также отдельных подразделениях Министерства обороны РФ
  • психологические службы в частях и подразделениях внутренних войск МВД РФ;
  • психологические службы в Пограничных органах ФСБ:
  • психологические службы в соединениях и частях войск и отдельных подразделениях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • должности психологов в ведомственных учреждениях образования, переподготовки, психологической поддержки и реабилитации сотрудников вышеуказанных окружных и региональных силовых структур.
  • психолог, психолог-консультант, менеджер по работе с персоналом

В государственных и коммерческих структурах:

  • государственные и муниципальные учреждения;
  • психологические центры, службы экстренной психологической помощи;
  • организации и предприятия разной формы собственности и профиля деятельности;
  • консалтинговые фирмы, кадровые агентства; учебные и тренинговые центры и др.
  • разрабатывать и адаптировать современный инструментарий психологии для психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников силовых структур, МЧС и правоприменительных органов;
  • программно реализовывать разные виды психологической подготовки сотрудников силовых структур, МЧС и правоприменительных органов;
  • применять современные методы и психотехники оказания психологической помощи людям, попавшим в экстремальные и кризисные ситуации;
  • осуществлять научные исследования в области психологии безопасности и экстремальной психологии.

В каждом семестре проводятся: занятия теоретического и практического содержания, практика, научно-исследовательская и самостоятельная работа. По завершении теоретического обучения проводится государственная итоговая аттестация, которая включает профессиональный экзамен и защиту магистерской диссертации.

Помимо компетенций, осваиваемых в соответствии с образовательным стандартом 37. 01 «Психология» по реализуемым видам деятельности (научно-исследовательская и практическая), магистранты освоят дополнительные компетенции, сформулированные с учетом профессионального стандарта психолога:

  • способность выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения;
  • готовность к формированию системы профессиональной деятельности психолога подразделения в силовых структурах;
  • способность осуществлять эффективную психологическую подготовку кадров в профессиях особого риска;
  • способность к анализу результатов специальных психофизиологических исследований в профессиональной деятельности психолога;
  • готовность к использованию современных технологий психологической реабилитации специалистов профессий особого риска

Контакты

Факультет (деканат): Шелепихинская набережная, д. 2 а, комн. 207а и 207Аа;

Прием документов с 20 июня по 26 июля 2022 года. Адрес приемной комиссии: г. Москва, ул. Сретенка, 29, каб. 302, тел. +7 499 244-07-10; +7 499 256-66-16

Место работы

Инструкторы по туризму могут самостоятельно организовывать походы. Чаще всего они работают в компаниях и агентствах, занимающихся проведением туристических вылазок. Всегда открыты вакансии в детских спортивно-оздоровительных заведениях: санаторно-лесные школы, лагеря. Инструкторы, имеющие опыт работы и профильное образование, нередко выбирают вакансии, связанные с преподаванием и управленческой деятельностью.

Особенности профессии

Инструкторы по туризму – физически сильные люди, обладающие задатками организаторов. Они легко переносят многокилометровые пешие прогулки, не теряют самообладание в самых сложных ситуациях, ездят на велосипедах и мастерски управляют рафтами. В базовый перечень обязанностей инструктор по туризму входят:

  • проведение учебно-тренировочной работы с туристами;
  • моральная и физическая подготовка туристических групп к преодолению сложных маршрутов;
  • планирование похода – от запаса воды до мест для ночевки;
  • осуществление контроля за состоянием туристов во время прохождения маршрута: физическое и психологическое здоровье, потенциал членов группы. Корректировка маршрута и сроков с учетом индивидуальных особенностей людей, непредвиденных обстоятельств;
  • информирование туристов о культурных и других особенностях региона во время путешествий;
  • обеспечение соблюдения норм безопасности, гигиены;
  • использование мобильных устройств, носителей радиосвязи, с помощью которых инструктор передает информацию об этапах похода и местонахождении группы.

Инструктор по туризму обязан быть мастером на все руки, ведь в случае форс-мажора именно он несет ответственность за безопасность людей. Он должен принять адекватные меры в случае, если один или несколько человек получили травмы, страдают от горной болезни или панических атак, заразились какой-то инфекцией.

Также инструкторы могут работать с детьми и подростками. В этом случае они занимаются организацией игр и спортивных мероприятий (дни здоровья, турниры по футболу или волейболу, иные), проведением тренировок в веревочных парках, бассейнах. Нередко оказывают первую доврачебную помощь, объединяя функции инструкторов и вожатых. Эта профессия – настоящее призвание, она подойдет для людей, которые очень любят природу и живое общение с людьми!

Плюсы и минусы

  • Туристический сегмент характеризуется высокими заработными платами.
  • Инструктор может работать в туристическом агентстве, государственном или коммерческом учреждении, вести частную практику.
  • Работа очень интересная и динамичная, позволяющая постоянно открывать для себя что-то новое.
  • Деятельность связана с путешествиями, расходы на содержание инструктора во время поездки берут на себя заказчики.
  • Можно специализироваться как на отечественных, так и на зарубежных туристических маршрутах.
  • Большой выбор специализаций: конный, транспортный, спортивно-оздоровительный, велосипедный, лыжный и другие виды туризма.
  • Активная государственная поддержка спортивно-оздоровительного туризма.
  • Огромная ответственность за каждого члена туристической группы.
  • Даже самый опытный и подготовленный инструктор по туризму не застрахован от форс-мажоров.
  • Люди во время прохождения маршрута могут оспаривать решения инструктора, не слушаться, что влечет за собой неприятные и даже опасные ситуации: травмы, недостаток провизии или питьевой воды.
  • Ненормированный график, уровень оплаты труда зависит от сезонности.

Другие книги автора

экстремальные профессиональные компетенции

Действия спецагента на автомобиле в экстремальных ситуациях

Читай где угоднои на чем угодно

Как слушать читать электронную книгу на телефоне, планшете

Доступно для чтения

Читайте бесплатные или купленные на ЛитРес книги в мобильном приложении ЛитРес «Читай!»

Установите бесплатное приложение «Читай!» и откройте его

В главном меню в «Мои книги» находятся ваши книги для чтения

Вы можете читать купленные книги и в других приложениях

Загрузите этот файл в свое устройство и откройте его в приложении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *