формирование компетенции в ходе освоения профессионального модуля

Компетентностный подход в подготовке товароведов

Пересмотр образовательной программы старого поколения в настоящее время был необходим, и поэтому в 2010 году были созданы модули по специальности 100801 «товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

Конкурентоспособный товаровед на современном рынке труда – это специалист, владеющий не только знаниями по различным дисциплинам, но и специалист, умеющий ориентироваться в конкретной профессиональной ситуации, действовать в условиях конкуренции и, зачастую, неопределенности. , а для этого он должен обладать специальными и общими компетенциями.

Общими компетенциями должен обладать каждый человек, независимо от выбранной специальности. Они являются универсальными и определяют успех в профессиональной деятельности.

В результате требований работодателей, можно выделить следующие общие компетенции товароведа: социальную, информационную, коммуникативную, межкультурную и личностную.

А какими специальными компетенциями должен обладать современный товаровед, и нужны ли ему они в условиях современного рынка?

Товаровед – это специалист, который обеспечивает продвижение товаров от производителей до потребителей с учетом основополагающих характеристик товара (ассортиментной, качественной, количественной, стоимостной), а также запросов потребителей.

Термин «товаровед» истолковывается как «знаток товара» – это специалист, хорошо знающий потребительские свойства товаров, их качество, правила и сроки хранения в торговых предприятиях. Именно глубокое знание этих показателей отличает товароведа от других специалистов торговли.

Современный рынок продовольственных, а особенно непродовольственных товаров характеризуется мобильностью и обновляемостью, поэтому  обязанность товароведа – всегда быть осведомленным в сфере прогресса, предлагать самые передовые и высокотехнологичные товары, которые смогут превратить жизнь потребителей в праздник, сделать ее более полной, яркой, захватывающей.

Основными направлениями профессиональной деятельности товароведа в соответствии с Госстандартом СПО являются товароведное, организационно-управленческое, коммерческое и маркетинговое. Следовательно, специальная компетентность товароведа представляет обобщенную характеристику личности специалиста, которая включает всю систему теоретических знаний в этих областях деятельности, а также наличие профессиональных умений и навыков, практического опыта и готовности к постоянному профессиональному росту.

Специальные компетенции товароведа должны характеризовать владение предметной областью (в частности, товароведной деятельностью) на определенном уровне, например, базовый уровень СПО.

Анализ потребностей работодателей, требований Госстандарта, знаний и умений товароведов, позволил выделить специальные компетенции товароведа, соответствующие товароведной деятельности.

В первую очередь это – способность формировать ассортимент товаров, анализировать и оценивать ассортиментную политику организации, а также соблюдать требования нормативных документов и действующего законодательства. Большую роль играет и способность оценивать, определять градации качества, диагностировать дефекты товаров однородных групп, проводить сортировку их при подготовке к продаже, организовывать внутрифирменный контроль качества, режимов и сроков хранения товаров. Товаровед должен уметь обеспечивать условия и сроки хранения, минимизацию потерь при транспортировании, хранении и подготовке товаров к реализации, разрабатывать и внедрять мероприятия по предотвращению и сокращению товарных потерь, а также учитывать факторы, формирующие качество и ассортимент товаров, кроме этого – идентифицировать и обнаруживать фальсификацию товаров конкретных видов и наименований.

Очень важно не только сформировать специальные компетенции товароведа во время обучения в учреждениях среднего специального образования, но и объективно оценивать их в ходе проведения итоговой государственной аттестации. Именно поэтому необходимо введение в состав Государственной аттестационной комиссии работодателя, который мог бы объективно определить готовность выпускников к профессиональной деятельности. Для участия работодателя в работе Государственной аттестационной комиссии целесообразным будет, если эти специалисты будут занимать должность руководителя торгового предприятия или товароведа со стажем не менее пяти лет.

Кроме этого, желательно, чтобы студенты имели возможность проходить практику перед аттестацией в крупных сетевых торговых организациях.

Развитие общих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла специальности 38. 05«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» в учреждениях среднего профессионального образования.

Бурное развитие сферы обслуживания в последние десятилетия заставляет обращать особое внимание на ход и качество подготовки будущих специалистов торговли и предприятий сервиса, в том числе и в звене среднего профессионального образования. При детальном рассмотрении структуры профессиональной подготовки в данном направлении обозначается ряд проблем, способных препятствовать качественному формированию компетентных специалистов.

На данный момент Товаровед-эксперт (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Безусловная значимость перечисленных компетенций заставляет задуматься о более эффективных методах обучения студентов, которые бы позволили сформировать указанные выше умения и навыки в сравнительно небольшой срок обучения по данной специальности.

Додонов утверждает, что «полноценный интерес – это интерес, который при актуальном проявлении содержит 2 сегмента: удовлетворение от процесса деятельности и стремление к достижению значимой цели». Фактор значимости труда и заключается в формировании у обучающихся убежденности в том, что овладение профессией важно не только для общества, но является необходимым шагом к достижению значимой ему личной цели. Наличие у обучающихся твердой убежденности в правильности сделанного выбора – избрал ту профессию, которая нужна,- основа возникновения устойчивого интереса к профессии. В данной ситуации понимание сущности и социальной значимости своей профессии студенты могут приобрести лишь при условии максимальной приближенности учебного материала не только к их профессиональной специфике, но и к обычным, повседневным условиям их жизнедеятельности. Для формирования данной компетенции мы проводим предметные недели, мастер- классы по экспертизе товаров. Так же студенты выпускают ежемесячную газету, где размещаются результаты проведенных ими экспертиз товаров и интересные факты о товарах. На мой взгляд, создание такой газеты  как раз  способствует и формированию компетенций  ОК 4 «Поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессионального и личностного развития» и ОК 5 «Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий».

При формировании общих компетенций ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. И ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации, целесообразно использовать игровые методы обучения, которые способствуют:

пробуждению у обучающихся интереса к дисциплине, будущей профессии;

эффективному усвоению учебного материала;

самостоятельному поиску путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор  из предложенных вариантов правильного или нахождение собственного ответа и обоснование решения);

формированию умения организовывать собственную деятельность;

формированию собственного мнения;

установлению взаимодействия между студентами, умению работать в команде, проявлять терпимость к товарищам и к их точке зрения, уважать право каждого на свободу слова;

формированию жизненных и профессиональных навыков.

Например, при изучении профессионального модуля ПМ 03 «Управление структурным подразделением организации» учащиеся создавали бизнес план по организации предприятий в пищевой отрасли. Организовывался круглый стол, где каждая команда защищала свой проект. Таким образом происходило формирование ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. Решение, в игровой форме ситуаций по защите прав потребителей, так же способствуют формированию вышеуказанных компетенций. В практической профессиональной деятельности выпускникам придется сталкиваться с различными непредвиденными ситуациями. Конечно, готовых рецептов как поступать в той или иной производственной ситуации дать невозможно. Поэтому, решая различные проблемные ситуации еще на учебных занятиях, у обучающего гораздо больше шансов успешно решать их в своей будущей профессиональной деятельности.

Библиографическое описание

Суть новой концепции модернизации профессионального образования заключается в необходимости расширения знаний и навыков, необходимых для продуктивной работы не только на производстве, но и в сфере жизни в целом.

Введение новых образовательных стандартов (ФГОС) ставит перед учреждениями среднего профессионального образования (СПО) ряд проблем по выполнению их требований, среди которых наиболее важным является проблема выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у обучающихся профессиональных компетенций в учреждениях СПО.

Новые стандарты предлагают принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. Поэтому педагогу необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях.

Сейчас не используется понятие «профессионализма», для оценки деловых качеств будущего работника, а при этом мы все чаще слышим такое понятие как «компетентность». Под понятием «компетентность» понимаются такие качества человека, как самостоятельность действий, творческий подход к любому делу, стремление довести его до конца, готовность постоянно учиться и обновлять свои знания, умение вести диалог и сотрудничать в коллективе, проявлять гибкость ума и способность к экономическому мышлению.

В СПО приходят обучающиеся недостаточно мотивированные, которые не имеют общего представления о содержании будущей профессии. Поэтому с первых курсов необходимо привлекать обучающихся к участию в предметных кружках, на старших курсах проведение творческих выставок, проведение дней открытых дверей, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Процесс обучения организуется таким образом, чтобы обучающиеся могли активно участвовать в учебном процессе. На занятиях применяются технические средства, повышающие эффективность учебного процесса, при изложении учебного материала у обучающихся были задействованы все виды памяти. При изучении специальных дисциплин основной целью является научить обучающихся совмещать теоретические знания с практикой, для этого применяются активные методы, формы обучения, нестандартные задания, такие как «разбор производственных ситуаций».

Хорошей традицией нашего техникума стало проведение дня открытых дверей специальности с участием школьников и обручающихся техникума. Перед проведение «Профориентационного мероприятия» для школьников составляется план мероприятия. Школьники знакомятся с администрацией техникума, посещают учебные мастерские, кабинеты специальных дисциплин. Составляется профессиография (описание специальности) которая содержит основные требования к специалисту, которые обуславливают успешность или не успешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности будущей профессиональной деятельностью. Профпробы позволяют каждому школьнику попробовать выполнять работы, выполняемые электромехаником сигнализации, централизации и блокировки.

Школьник подробно знакомятся со специальностью, которую представляют обучающиеся старших курсов техникума, с правилами приема, материально-технической базой специальности, преподавательским составов, получают возможность самостоятельно выполнить некоторые работы по специальности. Затем школьники делятся на группы и им дается возможность самим выполнить наиболее просты виды работ. Основными кураторами при выполнении работ выступают преподаватели специальности, а обучающиеся старших курсов техникума помогают и направляют школьников при выполнении работ.

Каждый год в техникуме, в рамки недели специальности проводится конкурс профессионального мастерства, для обучающихся которые прошли производственную практику (по профилю специальности). Конкурсы профессионального мастерства развивают у обучающихся уважение к труду, соблюдения производственной дисциплины и техники безопасности при выполнении работ, бережное отношение к оборудованию, развитие навыков работы в команде, развитие чувства уверенности в своих силах, приобретение и накопление профессионального опыта. В этих конкурсах обучающиеся могут показать свое мастерство, которое они достигли при прохождении практики на производстве.

Члены конкурсной комиссии постоянно присутствуют во время выполнения задания для более объективной оценки каждого конкурсанта. По окончании практического задания ребята выставляют свои работы на заранее подготовленные места для оценки жюри.

Жюри подводит итоги, определяет победителей, и программа конкурса заканчивается награждением победителей, вручением призов. Звучат добрые слова в адрес всех участников, благодарственные слова мастерам, подготовившим призеров. Мероприятие заканчивается в теплой дружественной обстановке.

В результате всех проводимых мероприятий из техникума выходят специалисты, компетентность которых не вызывает сомнения. В учреждениях, где получают профессиональное образование, все усилия должны быть направлены на привитие любви к профессии, гордости за результаты своего труда и вся воспитательная работа учреждения должна строиться с учётом этих целей.

  • Т. А. Сдободянюк. Формирование профессиональной компетентности учащихся.
  • Сидоров Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования. Журнал» Педагогическое образование в России», № 6. – 2012 г.
  • Богданова Н. А. Особенности формирования профессиональных компетенций студентов СПО.
  • Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2006. — № 1. — С. 45–52.
  • Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика– 2003. — № 10. — С. 8–14.
  • Ветров Ю., Ивашкин А. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования // Высшее образование в России. 2006 — № 1. — С. 45–52.
  • Образцов П. Новый тип обеспечения учебного процесса в вузе // Высшее образование В России. — 2001. — № 6. – С. 54–58.
  • Дмитриенко Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика. — 2004. — № 2. — С. 54–59.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, обучающийся, будущая профессиональная деятельность, выполнение работ, профессиональное мастерство, дисциплина, научно-практическая конференция, обучающийся старший курсов, практико-ориентированное образование, учебный процесс.

В статье рассматриваются актуальные вопросы модульного обучения, компетентностного подхода в обучении в профессиональных образовательных организациях. Рассматривается способ формирования общих и профессиональных компетенций у студентов с применением не стандартных форм обучения.

Ключевые слова: Федеральный государственный стандарт (ФГОС), модульный принцип, компетенции, не стандартные формы занятий.

Образование является одним из приоритетных направлений в работе государства и является векторам развития общества. Не так давно система образования приняла в пользование новый Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года(далее ФЗ-№ 273), где описаны новые требования к образованию в Российской Федерации (далее РФ). Так согласно новому закону организации, осуществляющие в качестве основной цели, ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования называются — профессиональная образовательная организация. Так же система образования получила новые Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС) и федеральные государственные требования. ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС обеспечивает:

1)                 единство образовательного пространства РФ;

2)                 преемственность основных образовательных программ;

3)                 вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

ФГОС общего образования разрабатывается по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет. И ФЗ-№ 273 и ФГОС указывают на применение модульно-компетентностного подхода в обучении. В ФЗ-№ 273 говориться о том, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии и в том числе может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов. В ФГОС среднего профессионального образования к различным специальностям в разделе 5 указано что, специалист должен обладать общими компетенциями (далее ОК), включающими в себя способности (далее из ФГОС), а так же должен обладать профессиональными компетенциями (далее ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности каждой конкретной специальности. В разделе 6 указывается структура образовательной программы, где общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов.

Из всего выше сказанного следует, что профессиональные образовательные организации должны применять форму организации образовательной деятельности основанной на модульном принципе и устанавливать в качестве требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы обладание способностями и видами профессиональной деятельности (компетенциями).

Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании это модель организации учебного процесса, на которую должен опираться преподаватель как общеобразовательных, так и профессиональных дисциплин. Модульно-компетентностный подход ставит своей целью обучения и освоение совокупности компетенций. Это означает, что цели любого занятия должны быть сформированы как необходимые компетенции, востребованные в профессиональной деятельности конкретного специалиста. Результатом освоения компетенций должны стать: знания и умения, которые обучающийся должен продемонстрировать по завершению курса лекций, практических и/или лабораторных занятий. Специалист любого профиля должен обладать совокупностью общих компетенций, включающих в себя:

–                   OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

–                   ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

–                   ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

–                   ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

–                   ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

–                   ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

–                   ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

–                   ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

–                   ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Компетенции можно сформировать и проверить на: уроке, лекции, семинаре, учебной экскурсии, тематической конференции, лабораторном или практическом занятии, курсовом проектировании, дипломном проектировании. С профессиональными компетенциями сложнее, они заставляют преподавателей искать нестандартные формы занятий: ролевая игра, урок-путешествие, круглый стол, урок-состязание, пресс-конференция, деловая игра, урок- КВН, мозговая атака, урок-викторина, урок-брифинг, дебаты. На таких занятиях трудно свести сущность образовательного процесса к передаче фактических данных и информации. Профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекаются не только стандартные, но и не стандартные формы обучения. Применяя компетентностный подход, мы вовлекаем студентов в процесс напряженных профессиональных поисков, исследований. В качестве позитивного примера можно рассмотреть, как можно сформировать профессиональные компетенции обучающихся по 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в укрупнённую группу специальностей 190000 Транспортные средства, дисциплина «Правовые основы профессиональной деятельности». Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина. Дисциплина направлена на освоение профессиональных компетенций:

–                   ПК 1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

–                   ПК 1. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств;

–                   ПК 2. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

–                   ПК 2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ;

–                   ПК 2. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

Рассмотрим занятие в форме дебатов. Дебаты — это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) или присутствующих зрителей в своей правоте. Подобного рода формализованные обсуждения имели место в российской системе образования еще в XVIII веке и назывались диспутами. Использование дебатов в процессе обучения способствует созданию устойчивой мотивации обучения, так как при этом достигается личностная значимость учебной информации для студента. Состязательность во время интеллектуальной игры стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого профессионального материала.

Тема: «Право специалиста по направлению ТО и ремонт автомобильного транспорта на трудовые и социальные льготы». Цель: изучить факторы вредного и опасного производства присущие профессии автомеханика, найти их применение в повседневной деятельности мастеров. Познакомиться с санитарно-гигиеническими нормами, сравнить правовое обеспечение деятельности согласно Трудовому кодексу Российской Федерации и принять решение о причислении профессии к классификатору вредных. Тип урока: проверки знаний. Форма урока: урок-дебаты. В этом занятии сразу поставлена проблема, которую надо решить: причислять ли профессию к классификатору вредных или нет. Студенты высказывают свои мнения, аргументируя их соответствующими ссылками на законы, другие нормативно-правовые акты. В конце занятия у всех сформирована конкретная позиция «за» или «против».

Специфической особенностью дебатов является преобладающих характер самообразования студентов, ведь для подготовки необходимо изучить соответствующую теоретическую базу. Такая система обучения охватывает с одной стороны подготовку к непосредственной практической деятельности, с другой стороны ориентирована на совершенствование личности, способностей к самореализации, а так же помогает осознавать социальную значимость своей профессии, принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в команде, использовать новые технологии, ориентироваться в современных часто сменяемых технологиях профессиональной деятельности. Дебаты позволяют повысить конкурентоспособность повысить конкурентоспособность студента как специалиста и гражданина.

Но хочется констатировать, что нестандартные формы занятий практически не используются в профессиональных образовательных организациях во время обучения.

Не стандартные формы занятий должны иметь системный характер, как в конкретной профессиональной образовательной организации, так и в системе СПО в целом. Студентам интересная, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость.

Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2010 года, № 184.

Дебаты: Учебно/методический комплект. — М. : Изд/во «Бонфи», 2001. — 296 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое обслуживание, Российская Федерация, компетенция, образовательная деятельность, ремонт автотранспорта, автомобильный транспорт, интеллектуальная игра.

«Формирование профессиональных компетенций на занятиях производственной практики»

В конце концов от всех приобретенных знаний

в памяти у нас остается только то,

что мы применили на практике

Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, становится практическая реализация компетентностного подхода. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентностей студентов, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности. В связи с этим требуется обновление содержания, форм, методов и средств обучения с позиции компетентностного подхода.

Под компетенцией в ФГОС понимается способность  применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для    успешной    деятельности    в   определенной области.

Под профессиональными  компетенциями понимается способность  действовать  на  основе  имеющихся   умений,    знаний     и     практического    опыта в определенной   профессиональной  деятельности.

В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно  не только то, что  студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить  на практике.

Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества  в  конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.

В процессе работы со студентами, своей непосредственной задачей ставлю формирование всех предусмотренных Федеральным государственным стандартом профессиональных компетенций, а также общих компетенций.

Формирование общих и профессиональных компетенций необходимо осуществлять на протяжении всего процесса обучения:

в период введения в профессию;

в период овладения профессией;

в период производственной практики на предприятиях.

Производственная практика призвана обеспечить тесную связь между теоретической и практической подготовкой  студентов, дать им первоначальный опыт практической  деятельности, создать условия для формирования профессиональных компетенций.

Производственная практика выполняет в системе среднего профессионального образования несколько ролевых функций:

  • Способ формирования профессиональной подготовки,
  • Фактор повышения эффективности освоения студентами образовательных программ профессиональной подготовки, достижение ими оптимального уровня компетентности и конкурентоспособности на рынке труда,
  • Инструмент управления процессом личностно-профессионального самоопределения, становления и развития студентов,
  • Средство социально-профессиональной адаптации будущих специалистов.

Одной их форм организации компетентностного подхода в условиях СПО является производственная практика.

Целью производственной практики является приобретение, углубление первоначального практического опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.

Практическое обучение студентов нашего колледжа по новому Федеральному государственному стандарту состоит из учебной и производственной практик.

Первоначальным звеном в непрерывной системе практической подготовки студентов колледжа является учебная практика, которая  направлена на:

  • Приобретение первоначального практического опыта,
  • Формирование у студентов практических профессиональных умений,
  • Освоение общих и профессиональных компетенций по специальности.

Производственная практика направлена на:

Углубление студентом первоначального профессионального опыта,

  • Проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности,
  • Подготовку к выполнению выпускной квалификационной работе

В колледже уделяется большое внимание организации и проведению занятий производственной практики. В колледже разработано «Положение о производственной практике студентов», разработаны  рабочие программы производственных практик по профессии  « Машинист крана металлургического производства» Все программы согласованы с работодателями, которые привлекаются к разработке учебно-программной документации. Работодатели принимают участие в аттестации практической подготовки после прохождения студентами всех видов производственных практик, являются членами государственной аттестационной комиссии на выпуске.

Студенты  проходят практику по направлению колледжа на основе договоров с организациями. Издается приказ о выходе на практику, проходится медкомиссия, прослушивается инструктаж по охране труда  и распределяются студенты на рабочие места с закреплением наставников. В процессе прохождения производственной практики студенты находятся на рабочих местах в качестве стажера, тем самым закрепляя те или иные профессиональные компетенции на предприятиях.

Каждый студент в течение производственной практики ведёт дневник производственного обучения, где ежедневно прописывает все виды деятельности. Руководитель практики характеризует профессиональную деятельность студента и качество выполнения работ. По окончании практики  студенты  выполняют отчет по производственной практике.

Совместная работа коллектива  колледжа и предприятий обеспечивает наиболее полную защиту социальных прав студентов и быструю адаптацию выпускников к новым социально-экономическим условиям жизни, способствует расширению образовательного пространства учебного заведения, решает вопросы кадрового обеспечения.

По моему мнению, сформировать профессиональные компетенции у студентов в полном объеме без организации производственной практики просто невозможно.

Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях.

Профессиональные компетенции, формируемые на производственной практике, можно представить в виде достаточно простой формулы:

При этом основным является опыт студентов – опыт, полученный на учебной практике в учебных мастерских, и новый опыт, приобретённый  на предприятиях, в ходе производственной практики.

Профессиональные компетенции по профессии тесно связаны с видами профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, и формируются  в рамках каждого профессионального модуля.

Рассмотрим пример формирования профессиональных компетенций по профессии «Машинист крана металлургического производства» на примере модуля ПМ. Управление грузоподъемными кранами на металлургическом производстве

КодНаименование результата обученияОсновные показатели оценки результатаФормы и методы контроля и оценки ПК 1. Осуществлять операции по обслуживанию производственного процесса в доменных, сталеплавильных, ферросплавных, прокатных и трубных цехах, специализированных цехах по производству изложниц. – умение управлять краном на различных участках в цехах ОАО  ММК- умение определять приблизительный вес поднимаемого груза- умение заполнять журнал приема сдачи смен-  осматривать кран перед началом смена и определять исправность составных частей крана – уметь управлять электромагнитным  и грейферным краном – уметь перемещать длинномерный, негабаритный и предельный груз- уметь перемещать груз двумя кранами-уметь кантовать груз -экспертная оценка выполнения практического заданияПК 1. Осуществлять погрузочно-разгрузочные работы в соответствии со схемами строповкиумение поднимать и перемещать груз, погашая раскачивание груза- умение складировать груз-  уметь производит погрузку выгрузку автомобильного и железнодорожного транспорта-экспертная оценка выполнения практического заданияПК 1. Выполнять требования нормативных актов по охране труда и промышленной безопасности- определять исправность составных частей крана –  определять зону безопасности при  транспортировке груза и кантовании груза-  уметь оказывать первую помощь при поражении электрическим током, обмороках, отравлениях, ранениях, ушибах, ожогах. – уметь останавливать кровотечение-экспертная оценка выполнения практического задания

Ремонтно-профилактическое обслуживание механизмов кранов металлургического производства

КодНаименование результата обученияОсновные показатели оценки результатаФормы и методы контроля и оценки ПК 2. Контролировать состояние тормозных и предохранительных устройств, правильность крепления тросов грузозахватных приспособлений- выполнение контроля состояния тормозных и предохранительных устройств, правильности крепления тросов грузозахватных приспособлений в соответствии с правилами Ростехнадзора, паспортными данными и другой нормативно-технической документацией   -экспертная оценка выполнения практического заданияПК 2. Выполнять профилактические  осмотры механического и электрического оборудования крана  – выполнение профилактических осмотров механического и электрического оборудования крана в соответствии с нормативно-технической документацией   -экспертная оценка выполнения практического заданияПК 2. Осуществлять браковку канатов в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации крана- выполнение браковки канатов в соответствии с  правилами Ростехнадзора, паспортными данными и другой нормативно-технической документацией     -экспертная оценка выполнения практического задания

Формой итоговой аттестации по каждому профессиональному модулю является экзамен (квалификационный). Итогом этого экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».

Практическое обучение и, в частности, производственная практика служит одним из основных средств формирования профессиональных компетенций у студентов СПО. Без неё невозможно знакомство с реальным производством, закрепление теоретических знаний, приобретение навыков рабочей профессии.

Расширение роли производственной практики как этапа индивидуальной целевой подготовки студента СПО в интересах реального производства можно рассматривать как источник профессиональных компетенций и, одновременно, как стимул для их формирования.

Список использованной литературы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *