Формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся

Министерство ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственноГО АВТОНОМНОГО профессиональноГО

образовательноГО учреждениЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

по воспитательной комиссии на тему:

«Современные подходы к формированию общекультурных компетенции студентов»

Подготовила мастер п/о:

Колесникова Н.

Апрель, 2020 уч. год

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), влияющая на эффективность его деятельности. Общекультурные компетенции входят в число ключевых, они формируют обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.

Под общекультурной компетенцией личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.

Общекультурные компетенции – определенный круг вопросов, в которых студент должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Общекультурную компетентность относят к базовым компетентностям специалиста. Ее значимость в процессе формирования современного профессионала связана с тем, что она, в отличие от других компетентностей, носит более устойчивый и неугасаемый характер. Так, если профессиональная компе­тентность может быть недолговечной (в силу нарастающей смены технологий деятельности, устаревания прикладных знаний и пр. ), то общекультурную компетентность человек проносит через всю жизнь, имея возможность каждый раз выстраивать на ее основе свой новый профессиональный облик. Активную жизнедеятельность человека, а также его умение ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни определяет именно общекультурная компетентность, она создает гармонию внутреннего мира и отношения с социумом.

Общекультурные компетенции  направлены  на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным   является самовыражение личности.

Компетентность включает следующие аспекты:

смысловой аспект – адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;

проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;

коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

Человек имеет общекультурную компетенцию, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.

Существует множество способов формирования общекультурных компетенций. Приоритет отводится воспитательной работе. Известный педагог Н. Щуркова в свете культурологического подхода к воспитанию определяет его как организованное педагогом восхождение студента по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков.

Необходимо заметить, что общекультурная компетенция формируется не только воспитательными воздействиями, но и в ходе преподавания дисциплин из разных образовательных областей. Каким бы не был путь формирования общекультурной компетенции, центральной фигурой является педагог. Роль транслятора культурных образцов предъявляет к его личности высокие требования: он сам должен обладать высоким уровнем культурной компетентности, которая проявляется и во внешнем облике и во внутреннем содержании. Это человек, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, которая предполагает наличие определенных личностных качеств и профессионального мастерства, в совершенстве владеющий навыками межличностного взаимодействия.

Как и в любых других техникумах, в нашем техникуме есть замечательные традиции. Приверженность к традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Праздники в техникуме являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «День Учителя», «День Матери», «День Победы» и т. Праздники доставляют студентам радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.

Обычно, каждый год, в нашем техникуме организуются определённые мероприятия, направленные на воспитание патриотизма. Сюда относится конкурс чтецов, конкурс стенгазет, музыкально-литературные композиции, военно-спортивные игры, соревнования и т. Эти мероприятия способствуют развитию навыков общения не только с одногруппниками, но и другими обучающимися техникума. Конкурсы дают возможность реализовать себя в качестве певца и художника, сценариста, чтеца. Подобные мероприятия и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одногруппников.

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.

Формы реализации развития общекультурных компетенций в техникуме.

встречи с ветеранами войны

спортивные праздники «День защитника Отечества»

Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная деятельность, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики – воспитание духовно богатой личности, сформировать общекультурные компетенции.

Формирование общекультурных компетенций обучающихся

Аннотация. Актуальность и модернизация механизмов оценки образовательной деятельности в формировании общекультурных компетенций, обучающихся по направлению подготовки «дизайн».

Ключевые слова: дизайнер, общекультурная компетенция, культурологическая ценность, профессиональная компетенция, культура, образовательное поле, конъюнктура.

На данный момент профессия «дизайнер» на рынке профессий выступает не только как узкопрофильная дизайнерская, но и всеобще культурологическая ценность. Возрастает также ее востребованность. Именно поэтому, современная дизайнерская деятельность обрастает новым смыслом и содержанием, которое требует наличия отражений культурологических процессов в предпрофессиональной и профессиональной подготовке специалистов по профилю «дизайн».

Согласно с возросшей востребованностью к профессии «дизайн» для подготовки универсального конкурентоспособного специалиста на рынке профессиональных услуг формируется специфическая иерархия профессиональных компетенций: общепрофессиональная, профессиональная, а также общекультурная компетенция. Наступает необходимость в переосмыслении результатов предпрофессиональной и профессиональной подготовки специалистов направления «дизайн», а также поиск механизмов оценивания полученных знаний. Оценка результата образовательной деятельности в дизайн-образовании становится ключевой проблемой в педагогике. Ее актуальность напрямую связана со сложностью и многогранностью объекта оценивания – ввиду того, что профессиональные компетенции дизайнеров имеют динамический (интегративный) характер.

На данный момент не существует унифицированных механизмов и средств оценки профессиональных компетенций дизайнеров, которые соответствовали бы всем требованиям заказчиков в виду разно уровневого качества дизайн –продукта, а также нужд потребительской корзины.

Именно поэтому ощутимым становится недостаток объединения внешних и внутренних усилий для организации качественного дизайн-образования. Также основываясь на анализе имеющихся моделей оценивания компетенций дизайнера очевидным становится, что в соответствии с современными условиями оценивания ощущается потребность в организации комплекса средств диагностики, с учетом интегрированной природы профессиональной компетенции дизайнеров.

Следовательно, ощущается необходимость сформулировать междисциплинарный комплекс диагностики, специализирующийся на организации универсального подхода ко всем проблемным вопросам оценивания профессиональной компетенции студентов направления «дизайн», а также осуществляющего комплекс мер управления формированием предпрофессиональной и профессиональной компетенции дизайнеров.

В настоящее время, среди методистов ведется ряд активных исследований области реализации комплексного компетентного решения подхода к оцениванию в образовательной деятельности.

В современной психолого-педагогической, а также методической литературе можно встретить общие положения по реализации оценки компетенций дизайнера в соответствии с современными требованиями в вузовском образовании, а также частные вопросы, которые имеют непосредственное отношение к профессиональной подготовке специалистов дизайна. Тем не менее, достоверно не сформулирована проблема влияния оценивания на становление профессиональных компетенций дизайнера. Поэтому, актуальность вопроса поисков всех аспектов данного поля нуждается в дальнейшем научно-теоретическом и практическом осмыслении.

Раскрывая глубже данный вопрос, явными становятся комплексы противоречий:

Низкий уровень разработки теоретической и методологической базы диагностического комплекса противоречит с потребностью в образовательной практике создания на основании процесса оценивания педагогической конъюнктуры формирования профессиональной компетенции будущего дизайнера;

Методы оценивания образовательных результатов противоречат с традиционными формами, что значительно усложняет процесс полноценного решения проблем диагностики профессиональной компетенции, а также низкий уровень разработки новых моделей оценивания при условии их «внедрения» в образовательное поле профессиональной подготовки дизайнера;

Противоречие между возросшей потребностью в дизайнерах-универсалах, которые способны решать любые поставленные перед ними профессиональные задачи и слабым уровнем предпрофессиональной школы, не способной на подготовку такого уровня специалистов.

Перечисленные противоречия являются основными опорными точками, которые и обусловили выбор темы данной статьи. Следующая исследовательская работа направлена на попытку решения вопроса определения условий реализации междисциплинарного диагностического макета, способного оказать влияние на формирование предпрофессиональных (с точки зрения дополнительного предпрофессионального образования) и профессиональных (с точки зрения вузов) компетенций студентов направления «дизайн».

Теоретически, ценность данного исследования заключается в некотором вкладе, вносимом в теорию дизайн-образования, углублении представлений о междисциплинарном макете, как дидактической системе, которая состоит из методических и контрольно-измерительных материалов, а также отражает специфические аспекты деятельности профессионалов-дизайнеров. Данная дидактическая система дает возможность расширить понимание возможностей современного способа оценивания результативности предпрофессионального и профессионального образования как процесса само регулятивного формирования профессиональной компетенции дизайнеров, на базе углубления междисциплинарных интеграций – системотехники целей развития профессиональной компетенции студентов направления «дизайн», процесса оценочных мер учебного процесса.

На практике, данный подход заключается в разработке ряда теоретических и методических подходов для построения междисциплинарного комплекса диагностики, которые можно в будущем использовать для апробации в системе профессионального образования дизайнеров, а также в кадровых установках. Разработка методических материалов диагностического междисциплинарного комплекса дает возможность оптимизировать процесс диагностирования профессиональной компетенции дизайнеров. Результаты данного исследования могут способствовать осуществлению отбора критериев оценивания уровня подготовки дизайнера на основе таксономии целей дизайн-подготовки.

Теоретически, модель формирования профессиональной компетенции дизайнера может включать несколько блоков:

Концептуальный блок – это система методологических подходов (технология, компетентность, системность и др. ,) и принципы (преемственности, научности, объективности и т. ) моделирования макета формирования профессиональной компетенции дизайнера;

Структурно-содержательный блок – составляется в соответствии с нормативными, индивидуальными и личностными необходимостями или потребностями потребителя.

Целевой блок – это своего рода инфраструктура формирования профессиональной компетенции.

Блок критерий оценивания;

Эффективность формирования профессионально компетентных дизайнеров зависит от соблюдения определенных педагогико-методических условий: наличие определенной процедуры контрольно-оценочных условий, участие потенциальных работодателей в оценивании образовательных результатов дизайнеров на уровне партнерских взаимоотношений; междисциплинарная интеграция специализированных дисциплин для построения профессиональной диагностики компетенции дизайнера.

В заключении следует сказать, что, профессиональную компетентность художника-дизайнера можно трактовать как собирательный комплекс личностных характеристик состоящих из совокупности профессиональных компетенций: общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных, который характеризует соответствие субъекта занимаемой профессиональной среды, его способности проявлять адекватную реакцию на изменения в профессиональной конъюнктуре используя свой потенциал для успешного решения поставленных профессиональных задач. Данная профессиональная компетенция связана с оптимальностью и эффективностью профессиональной деятельности на базе развитой рефлексии и самореализации личности. Профессиональные компетенции отражают личностное развитие дизайнера и определяют его конкурентоспособность на рынке дизайнерских услуг. Профессиональные компетенции являются явлением многофакторным, которое дает возможности дизайнеру-студенту само реализоваться в профессиональном плане. Данные компетенции имеют внешнюю (соответствует основным видам профессиональной деятельности) и внутреннюю (личностные мотивации, креативность, рефлексия) структуры. Процесс формирования профессиональных компетенций дизайнера взаимосвязан с процессом оценивания.

Следовательно, при должном решении вопросов связанных с оценочным комплексом профессиональных компетенций можно решить ряд глобальных вопросов в образовательной структуре дизайн-учреждений: значительное сокращение степени несогласованности требований и качества подготовки дипломированных специалистов направления «дизайн» с точки зрения работодателя, создание единой компьютерной базы с учетом всех диагностических данных республики для учета всех компетентных дизайнеров с указанием целевого направления для привлечения к трудоустройству дизайнера-профессионала с соответствующей квалификацией и стилем.

Проводимые изменения в структуре и содержании российского образования стало принятие федеральных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения, которые коренным образом изменили подход к организации образовательного процесса в вузе. Основная отличительная особенность этого подхода заключается в том, что происходит переход от формирования традиционных знаний, умений и навыков к формированию компетенций, которые потребуются выпускнику вуза в его дальнейшей профессиональной деятельности. Компетенция в переводе с лат. competentia – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Рассматриваются различные виды компетенций выпускника вуза: ключевые профессиональные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, предметно-цикловые компетенции, предметные компетенции.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у обучающегося развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. При этом компетентностный подход не отрицает значений знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания.

ФГОС третьего поколения прямо предусматривают в качестве конечного результата обучения на каждом уровне подготовки и направления – освоение учащимися общекультурных компетенций. Эффективному формированию общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза способствуют в значительной степени соответствующие педагогические условия, то есть сложившаяся образовательная среда вуза. В ФГОС не случайно отмечается, что «вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности». Поэтому, задача формирования общекультурных компетенций выпускника вуза должна решаться комплексно. На ее решение должны быть направлены как общая система организации воспитательной и внеучебной работы в вузе, так и содержание программ обучения и методика преподавания дисциплин, включенных в программу подготовки по данному направлению, в особенности дисциплин гуманитарного блока.

Общекультурные компетентности имеют двойственную природу:

— они не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности;

— они образуют базу для учебных и в дальнейшем профессиональных компетентностей и позволяют им более полно реализовываться.

Общекультурные компетенции отражают нечто общее, характерное требование к выпускнику высшего учебного заведения, независимо от области профессиональной деятельности. Это социальное ожидание того, что молодой специалист, вступая в социальную жизнь, разделяет ценности, господствующие в этом обществе: патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма и экологического сознания.

Представляется необходимым активно развивать деятельностный подход к формированию личности студента. Принцип деятельности определяет специфические условия, вызывающие активность субъекта и через эту активность его развитие. Значимость эта определяется тем, что современный специалист должен быть не только технически грамотным, но и социально-компетентным работником: уметь организовать людей, руководить и подчиняться, разрешать конфликты и принимать коллективные решения, то есть иметь качества личности, уметь применять знания и уметь работать с людьми. Развивая традиции вузовского образования, необходимо активно использовать технологии работы с молодежью, позволяющие максимально совместить обучающие и воспитательные цели, как в учебном процессе, так и за его рамками. При разработке механизмов воспитательного воздействия необходимо учитывать, что ведущим видом занятости студента вуза является участие в учебном процессе, в рамках которого возможность непосредственного общения преподавателя с каждым студентом обеспечивает значительный воспитательный потенциал.

Значительный эффект имеет научно-исследовательская работа студентов, интересной и действенной формой воспитания является организация и проведение конкурсов научно-исследовательских и творческих работ студентов и аспирантов, посвященных важнейшим событиям в истории страны и жизни общества, издание сборников работ студентов по социально-политической, обществоведческой тематике. При этом высокие требования предъявляются к личности преподавателя, его морально-нравственным и этическим качествам, а также к условиям труда и быта в университете. Российские вузы осуществляют подготовку различных специалистов, обеспечивают функционирование и развитие науки, искусства, экономики, техники, производства. Подготовка в вузе составляет сложный комплекс необходимых многообразных условий для гармонического развития и воспитания конкурентоспособной целостной личности. Формирование общекультурных компетенций способствует становлению профессиональных специалистов, способных к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.

При подготовке бакалавров, определенно, основные усилия педагогов должны быть направлены на формирование профессиональных компетенций, которые получают свое развитие при изучении определенной дисциплины. В свою очередь профессиональная компетенция представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, а также способов выполнения профессиональной деятельности. Также, она рассматривается как общая способность и готовность студентов к деятельности, способность выявлять связи между знанием и ситуацией, применять адекватно знания, умения и навыки для решения проблем, которые ориентированы на самостоятельное участие личности в учебном процессе.

Профессиональные компетенции – готовность (способность) работника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы, ключевые и типичные производственные задачи (проблемные ситуации). В основе этого подхода лежит представление о работнике-специалисте как активном субъекте профессиональной деятельности, носителе совокупности профессиональных компетенций. В этом случае обобщенной, комплексной характеристикой профессиональной подготовленности специалиста рассматривается его компетентность (а не набор отдельных знаний и умений).

Степень профессиональной компетентности говорит о том, насколько данный работник (студент) овладел своей специальностью. В какой мере он подготовлен к выполнению своих профессиональных обязанностей. Профессиональные компетенции отражают эффективность, безошибочность и быстроту решения работником этих значимых задач-проблем (проблемных производственных ситуаций). Таким образом, компетенции прочно привязываются к наиболее ответственным и повторяющимся профессиональным задачам, конкретным направлениям работы специалиста. Но, знания и профессиональные компетенции нельзя отождествлять. Хотя определенные практические знания включаются в соответствующие компетенции. Умения и профессиональные компетенции также нельзя отождествлять. Хотя определенные практические умения включаются в соответствующие компетенции.

Важнейшим компонентом профессиональных компетенций является понимание. Компетентным является тот специалист, кто ориентируется в какой-то конкретной профессиональной (производственной) проблеме, понимает её суть, понимает способы её успешного решения. Следовательно, компетенции характеризуют не только достигнутый уровень профессионализма, но и дают некоторую информацию о профессиональных возможностях (потенциале) работника-специалиста.

Если за основу компетенций принимается решение реальных профессиональных задач-проблем, то компетентность становится в первую очередь оценкой практической подготовленности специалиста. Тогда становление специалиста можно рассматривать как процесс целенаправленного формирования его профессиональной компетентности. Специалист – это не набор, не сумма знаний, умений, навыков. Это целостный субъект профессиональной деятельности, обладающий комплексом специальных компетенций.

Учебному заведению важно иметь представление о том, какова динамика формирования ведущих профессиональных компетенций будущих специалистов. Учитывая, что каждый взрослый человек является индивидуальностью, профиль компетентности данного студента (работника) всегда имеет индивидуальную окраску. Его ведущие компетенции образуют неповторимое сочетание. Индивидуальность компетентности конкретного специалиста может иметь большую ценность. Нельзя составить какой-либо единый перечень универсальных компетенций. В каждом случае эта задача решается с учётом конкретных особенностей той или иной специальности. Даже при одинаковом названии конкретное содержание (наполнение) отдельных компетенций будет существенно отличаться для различных специалистов. Например, технологические компетенции будущего инженера-строителя, программиста и менеджера будут совсем непохожими.

Во время обучения в вузе у студентов должна формироваться целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной профессиональной деятельности, то есть профессиональные компетенции. В свою очередь, профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекается эмоционально-волевая сфера структуры личности, когда присутствует субъективная мотивация к восприятию знаний, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость.

Библиографическое описание

Суть новой концепции модернизации профессионального образования заключается в необходимости расширения знаний и навыков, необходимых для продуктивной работы не только на производстве, но и в сфере жизни в целом.

Введение новых образовательных стандартов (ФГОС) ставит перед учреждениями среднего профессионального образования (СПО) ряд проблем по выполнению их требований, среди которых наиболее важным является проблема выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у обучающихся профессиональных компетенций в учреждениях СПО.

Новые стандарты предлагают принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. Поэтому педагогу необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях.

Сейчас не используется понятие «профессионализма», для оценки деловых качеств будущего работника, а при этом мы все чаще слышим такое понятие как «компетентность». Под понятием «компетентность» понимаются такие качества человека, как самостоятельность действий, творческий подход к любому делу, стремление довести его до конца, готовность постоянно учиться и обновлять свои знания, умение вести диалог и сотрудничать в коллективе, проявлять гибкость ума и способность к экономическому мышлению.

В СПО приходят обучающиеся недостаточно мотивированные, которые не имеют общего представления о содержании будущей профессии. Поэтому с первых курсов необходимо привлекать обучающихся к участию в предметных кружках, на старших курсах проведение творческих выставок, проведение дней открытых дверей, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Процесс обучения организуется таким образом, чтобы обучающиеся могли активно участвовать в учебном процессе. На занятиях применяются технические средства, повышающие эффективность учебного процесса, при изложении учебного материала у обучающихся были задействованы все виды памяти. При изучении специальных дисциплин основной целью является научить обучающихся совмещать теоретические знания с практикой, для этого применяются активные методы, формы обучения, нестандартные задания, такие как «разбор производственных ситуаций».

Хорошей традицией нашего техникума стало проведение дня открытых дверей специальности с участием школьников и обручающихся техникума. Перед проведение «Профориентационного мероприятия» для школьников составляется план мероприятия. Школьники знакомятся с администрацией техникума, посещают учебные мастерские, кабинеты специальных дисциплин. Составляется профессиография (описание специальности) которая содержит основные требования к специалисту, которые обуславливают успешность или не успешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности будущей профессиональной деятельностью. Профпробы позволяют каждому школьнику попробовать выполнять работы, выполняемые электромехаником сигнализации, централизации и блокировки.

Школьник подробно знакомятся со специальностью, которую представляют обучающиеся старших курсов техникума, с правилами приема, материально-технической базой специальности, преподавательским составов, получают возможность самостоятельно выполнить некоторые работы по специальности. Затем школьники делятся на группы и им дается возможность самим выполнить наиболее просты виды работ. Основными кураторами при выполнении работ выступают преподаватели специальности, а обучающиеся старших курсов техникума помогают и направляют школьников при выполнении работ.

Каждый год в техникуме, в рамки недели специальности проводится конкурс профессионального мастерства, для обучающихся которые прошли производственную практику (по профилю специальности). Конкурсы профессионального мастерства развивают у обучающихся уважение к труду, соблюдения производственной дисциплины и техники безопасности при выполнении работ, бережное отношение к оборудованию, развитие навыков работы в команде, развитие чувства уверенности в своих силах, приобретение и накопление профессионального опыта. В этих конкурсах обучающиеся могут показать свое мастерство, которое они достигли при прохождении практики на производстве.

Члены конкурсной комиссии постоянно присутствуют во время выполнения задания для более объективной оценки каждого конкурсанта. По окончании практического задания ребята выставляют свои работы на заранее подготовленные места для оценки жюри.

Жюри подводит итоги, определяет победителей, и программа конкурса заканчивается награждением победителей, вручением призов. Звучат добрые слова в адрес всех участников, благодарственные слова мастерам, подготовившим призеров. Мероприятие заканчивается в теплой дружественной обстановке.

В результате всех проводимых мероприятий из техникума выходят специалисты, компетентность которых не вызывает сомнения. В учреждениях, где получают профессиональное образование, все усилия должны быть направлены на привитие любви к профессии, гордости за результаты своего труда и вся воспитательная работа учреждения должна строиться с учётом этих целей.

  • Т. А. Сдободянюк. Формирование профессиональной компетентности учащихся.
  • Сидоров Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования. Журнал» Педагогическое образование в России», № 6. – 2012 г.
  • Богданова Н. А. Особенности формирования профессиональных компетенций студентов СПО.
  • Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2006. — № 1. — С. 45–52.
  • Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика– 2003. — № 10. — С. 8–14.
  • Ветров Ю., Ивашкин А. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования // Высшее образование в России. 2006 — № 1. — С. 45–52.
  • Образцов П. Новый тип обеспечения учебного процесса в вузе // Высшее образование В России. — 2001. — № 6. – С. 54–58.
  • Дмитриенко Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика. — 2004. — № 2. — С. 54–59.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, обучающийся, будущая профессиональная деятельность, выполнение работ, профессиональное мастерство, дисциплина, научно-практическая конференция, обучающийся старший курсов, практико-ориентированное образование, учебный процесс.

В статье рассматриваются актуальные вопросы модульного обучения, компетентностного подхода в обучении в профессиональных образовательных организациях. Рассматривается способ формирования общих и профессиональных компетенций у студентов с применением не стандартных форм обучения.

Ключевые слова: Федеральный государственный стандарт (ФГОС), модульный принцип, компетенции, не стандартные формы занятий.

Образование является одним из приоритетных направлений в работе государства и является векторам развития общества. Не так давно система образования приняла в пользование новый Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года(далее ФЗ-№ 273), где описаны новые требования к образованию в Российской Федерации (далее РФ). Так согласно новому закону организации, осуществляющие в качестве основной цели, ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования называются — профессиональная образовательная организация. Так же система образования получила новые Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС) и федеральные государственные требования. ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС обеспечивает:

1)                 единство образовательного пространства РФ;

2)                 преемственность основных образовательных программ;

3)                 вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

ФГОС общего образования разрабатывается по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет. И ФЗ-№ 273 и ФГОС указывают на применение модульно-компетентностного подхода в обучении. В ФЗ-№ 273 говориться о том, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии и в том числе может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов. В ФГОС среднего профессионального образования к различным специальностям в разделе 5 указано что, специалист должен обладать общими компетенциями (далее ОК), включающими в себя способности (далее из ФГОС), а так же должен обладать профессиональными компетенциями (далее ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности каждой конкретной специальности. В разделе 6 указывается структура образовательной программы, где общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов.

Из всего выше сказанного следует, что профессиональные образовательные организации должны применять форму организации образовательной деятельности основанной на модульном принципе и устанавливать в качестве требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы обладание способностями и видами профессиональной деятельности (компетенциями).

Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании это модель организации учебного процесса, на которую должен опираться преподаватель как общеобразовательных, так и профессиональных дисциплин. Модульно-компетентностный подход ставит своей целью обучения и освоение совокупности компетенций. Это означает, что цели любого занятия должны быть сформированы как необходимые компетенции, востребованные в профессиональной деятельности конкретного специалиста. Результатом освоения компетенций должны стать: знания и умения, которые обучающийся должен продемонстрировать по завершению курса лекций, практических и/или лабораторных занятий. Специалист любого профиля должен обладать совокупностью общих компетенций, включающих в себя:

–                   OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

–                   ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

–                   ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

–                   ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

–                   ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

–                   ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

–                   ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

–                   ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

–                   ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Компетенции можно сформировать и проверить на: уроке, лекции, семинаре, учебной экскурсии, тематической конференции, лабораторном или практическом занятии, курсовом проектировании, дипломном проектировании. С профессиональными компетенциями сложнее, они заставляют преподавателей искать нестандартные формы занятий: ролевая игра, урок-путешествие, круглый стол, урок-состязание, пресс-конференция, деловая игра, урок- КВН, мозговая атака, урок-викторина, урок-брифинг, дебаты. На таких занятиях трудно свести сущность образовательного процесса к передаче фактических данных и информации. Профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекаются не только стандартные, но и не стандартные формы обучения. Применяя компетентностный подход, мы вовлекаем студентов в процесс напряженных профессиональных поисков, исследований. В качестве позитивного примера можно рассмотреть, как можно сформировать профессиональные компетенции обучающихся по 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в укрупнённую группу специальностей 190000 Транспортные средства, дисциплина «Правовые основы профессиональной деятельности». Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина. Дисциплина направлена на освоение профессиональных компетенций:

–                   ПК 1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

–                   ПК 1. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств;

–                   ПК 2. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

–                   ПК 2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ;

–                   ПК 2. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

Рассмотрим занятие в форме дебатов. Дебаты — это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) или присутствующих зрителей в своей правоте. Подобного рода формализованные обсуждения имели место в российской системе образования еще в XVIII веке и назывались диспутами. Использование дебатов в процессе обучения способствует созданию устойчивой мотивации обучения, так как при этом достигается личностная значимость учебной информации для студента. Состязательность во время интеллектуальной игры стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого профессионального материала.

Тема: «Право специалиста по направлению ТО и ремонт автомобильного транспорта на трудовые и социальные льготы». Цель: изучить факторы вредного и опасного производства присущие профессии автомеханика, найти их применение в повседневной деятельности мастеров. Познакомиться с санитарно-гигиеническими нормами, сравнить правовое обеспечение деятельности согласно Трудовому кодексу Российской Федерации и принять решение о причислении профессии к классификатору вредных. Тип урока: проверки знаний. Форма урока: урок-дебаты. В этом занятии сразу поставлена проблема, которую надо решить: причислять ли профессию к классификатору вредных или нет. Студенты высказывают свои мнения, аргументируя их соответствующими ссылками на законы, другие нормативно-правовые акты. В конце занятия у всех сформирована конкретная позиция «за» или «против».

Специфической особенностью дебатов является преобладающих характер самообразования студентов, ведь для подготовки необходимо изучить соответствующую теоретическую базу. Такая система обучения охватывает с одной стороны подготовку к непосредственной практической деятельности, с другой стороны ориентирована на совершенствование личности, способностей к самореализации, а так же помогает осознавать социальную значимость своей профессии, принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в команде, использовать новые технологии, ориентироваться в современных часто сменяемых технологиях профессиональной деятельности. Дебаты позволяют повысить конкурентоспособность повысить конкурентоспособность студента как специалиста и гражданина.

Но хочется констатировать, что нестандартные формы занятий практически не используются в профессиональных образовательных организациях во время обучения.

Не стандартные формы занятий должны иметь системный характер, как в конкретной профессиональной образовательной организации, так и в системе СПО в целом. Студентам интересная, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость.

Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2010 года, № 184.

Дебаты: Учебно/методический комплект. — М. : Изд/во «Бонфи», 2001. — 296 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое обслуживание, Российская Федерация, компетенция, образовательная деятельность, ремонт автотранспорта, автомобильный транспорт, интеллектуальная игра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *