формирование профессиональной и личностной компетенции у студентов

Государственное
автономное профессиональное образовательное учреждение

«Оренбургский государственный колледж»

Итоговая аттестационная работа

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках
математики в рамках ФГОС

по дополнительной профессиональной
программе повышения квалификации

«Методическое обеспечение образовательного процесса в
соответствии с ФГОС СПО»

слушатель ___Попович М. ___________

руководитель __Горшенина  Н. ______

Оренбург, 2015 г.

Библиографическое описание

Настоящий этап внедрения новой парадигмы образования можно охарактеризовать в целом как этап осмысления и соотнесения существующего положения в образовании с требованиями компетентностного подхода. Изменение стратегии и содержания профессионального образования, будущих специалистов должно планироваться в соответствии с функциями компетенций и компетентностей по отношению к различным аспектам образования: по отношению к личности студента; по отношению к знаниям, умениям и навыкам; по отношению к структуре и содержанию образования; по отношению к способам деятельности.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу, а также собственный педагогический опыт работы в качестве преподавателя вуза позволили выявить противоречие между нарастающей потребностью общества и образования в развитии ключевых компетенций будущего специалиста и недостаточной разработанностью этой проблемы на теоретическом и технологическом уровнях. Все это актуализирует проблему оптимизации объема учебной информации для достижения нужных компетенций и вооружения, будущих специалистов неким инструментарием системного видения профессиональной деятельности, умения адекватно оценивать реальность и возможности, а также применением приобретенных знаний из различных областей науки в конкретной практической ситуации.

Одной из актуальных идей в свете модернизации казахстанского образования, является идея формирования и развития у студентов системы ключевых компетенций, среди которых всё больший приоритет приобретают инструментальные компетенции.

Процесс формирования инструментальных компетенций во многом зависит от выбора теоретико-методологической основы, выражающейся в специфических методологических подходах. Они позволяют научно определить стратегию и способы исследования процесса формирования компетенций, а также получить достоверные знания об этом объекте.

В психолого-педагогической науке выделяется большое разнообразие подходов к организации процесса обучения, что позволяет всесторонне рассматривать изучаемое явление. Учитывая структурные особенности компетенции: «знание и понимание (теоретическое знание), знание как действовать (практическое применение знаний), знание как жить (ценности, позиции)».

Эффективного формирования компетенций можно достичь, организовывая процесс обучения гуманитарным дисциплинам в русле деятельностного подхода, поскольку компетенции осваиваются, проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения обучаемым определенным образом составленного комплекса действий. Именно опыт деятельности является основой в процессе становления компетенций.

Компетенции относятся исключительно к личности. Это означает, что методология процесса их формирования предполагает реализацию в процессе гуманитарной подготовки личностно-ориентированного подхода.

Большое значение для формирования компетенций имеет реализация коммуникативного подхода. Отметим, что одним из основных требований современной учебной программы дисциплины является реализация именно коммуникативного метода обучения. Невозможно овладеть коммуникативной компетенцией, не общаясь, равно как и нельзя стать информационно компетентным, не работая с современными информационными источниками.

Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для себя. Именно в актах взаимодействия личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание.

В этой связи мы рассмотрим более подробно составляющие компетенции специалиста с высшим университетским образованием.

К личностной компетентности, характерной для специалистов любого профиля, мы относим следующие составляющие:

– социальную, связанную со способностью брать на себя, ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, жить с людьми других культур, языков и религий, т. быть толерантным, препятствовать возникновению национализма, климата нетерпимости;

– персональную, предполагающую эрудицию в областях не связанных явно профессиональной деятельностью, владение умениями и навыками рефлексии, саморазвития и самосовершенствования, высокий уровень культуры речи, культуры поведения;

– информационную, включающую в себя владение новыми информационными технологиями и критическое их использование, знание иностранных языков;

– экологическую, основывающуюся на знании общих законов развития общества и природы, в том числе синергетических принципов устройства мира, экологической ответственности за профессиональную деятельность;

– валеологическую, означающую наличие знаний и умений в области здоровья и здорового образа жизни.

Профессиональная компетентность представляет собой достаточно широкую область, в нее входят следующие компетентности:

– специальная — знания, умения и навыки, обеспечивающие самостоятельное выполнение профессиональных действий и дальнейшее профессиональное развитие;

– аутокомпетентность — владение умениями и навыками управления волевой и эмоциональной сферы, технологиями преодоления профессиональных деструкций, высокий уровень рефлексии и самопроверки;

– навыки устной и письменной речи;

– поисково-реконструктивная — связана с умениями вести поисковую деятельность, обрабатывать найденную информацию, выдвигать гипотезы, моделировать (реконструировать) процессы и события, принимать решения в различных условиях.

  • Педагогика: Учебное пособие для студенте:- пед. институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983,- I 608 с.
  • Подласый И. П. Педагогика. Новый Курс. В 2-х кн. — Ni 1999.
  • Педагогика: Учебное пособие для ст-тов /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.- 3-е изд.- М. Школа — Пресс, 2000–512 с.

Основные термины (генерируются автоматически): знание, компетенция, профессиональная деятельность, умение, владение умениями, высшая школа, опыт деятельности, профессиональная компетентность, процесс формирования инструментальных компетенций, формирование компетенций.

Приложение
2

ОО1 –
__________________________________

ОА=О1 А –
______________________________

Основания цилиндра  _________________ и
______________.

Образующие цилиндра _________________ и _____________.

Высота прямого  цилиндра равна ________________________.

ОММ1О1 – _______________________

ОО1 – ___________________________

Sосн. цил      =____________

С (длина окружности основания)= __________

S бок. пов. = ___________ =__________________

S пол. пов. = ___________ =__________________

Vцилиндра
= ___________ = __________________

Зная, что R – радиус основания
цилиндра, Н – его высота, Sосн. -площадь
основания, S – полная
поверхность, вычислить неизвестные величины

Пояснительная
записка

Важнейшей задачей
современной системы образования является формирование универсальных учебных
действий, обеспечивающих студентам умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного
присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения, навыки 
рассматриваются как производные от соответствующих  видов целенаправленных
действий. Качество  усвоения знаний определяется многообразием и характером
видов универсальных учебных действий.

Математика является одним
из основных предметов: она обеспечивает изучение других дисциплин. Практические
умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной
подготовке обучающихся.

Универсальные учебные
действия  (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Под ключевыми
компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений и навыков,
а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студента. Компетентности  подход является одним из направлений обновления образования в
стратегии модернизации  образования России.

Одной из главных целей
обучения математике в колледже является подготовка студентов к повседневной
жизни, дальнейшей трудовой деятельности, а так же развитие их личности
средствами математики. В связи с практической ориентированностью современного
образования основным результатом деятельности образовательного учреждения
должна стать не система знаний, умения и навыков сама по себе, а набор ключевых
компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная,
информационная, коммуникативная.

Для меня, как для
математика, основной и важной является математическая компетенция, которая
включает в себя способность структурировать  данные (ситуацию), вычленять
математические отношения, создавать математическую модель ситуации,
анализировать  и преобразовывать ее, интерпретировать полученные  результаты. Иными
словами, математическая компетенция обучающегося  способствует адекватному
применению математики для решения возникающих в повседневной и трудовой жизни
проблем.

В стандартах среднего
(полного) общего  образования сформулированы следующие требования к уровню
подготовки обучающихся, которые принято использовать для характеристики уровня
математической компетентности: использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:

– практических расчетов
по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и
тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и
простейшие вычислительные устройства;

– построения и
исследования  простейших математических моделей;

– описания и
исследования простейших математических моделей;

– описания и исследования
 с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;

– интерпретация графиков
реальных процессов;

– решения геометрических,
физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на
наибольшее  и наименьшее значения с применением аппарата математического
анализа;

– анализа реальных
числовых данных, представления в виде диаграмм, графиков, анализа информации
статистического анализа;

– исследование (моделирования)
несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисление длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических
задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Рассмотрим  методы и
приемы обучения, способствующие развитию ключевых компетенций, на примере
конкретного урока  математики, который был проведен на I курсе  со студентами специальности  08. 01 «Строительство
и эксплуатация зданий и сооружений».

Тип урока: изучение нового материала

Обоснование практической значимости
данного урока состоит в том, что изучаемый материал имеет применение в
дальнейшей профессиональной деятельности студентов данной группы.

В основу урока положена
концепция формирования и дальнейшего развития у студентов математической,
исследовательской и коммуникативной компетенций, направленных на более глубокое
понимание и осознание математических методов познания действительности, на
развитие математического мышления студентов, устной и письменной математической
речи. На данном занятии был использован метод и прием интеграции знаний и
учебных дисциплин  в виде постановки перед студентами творческой задачи,
решение которой потребовало комплексного применения знаний нескольких дисциплин.

Цель урока: организовать мыслительную
деятельность студентов для изучения пространственного тела – цилиндра, для
создания потребности обращения к изученным формулам при решении задач
профессионального характера;  создать условия для  формирования критического
мышления, способствовать развитию коммуникативных умений, Развивать
самостоятельное  формирование познавательных целей, установление связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом;   Формировать универсальные логические
действия;  Развивать регулятивные умения (самоанализ своей деятельности,
рефлексия), Самоконтроль.

Ожидаемый результат: После изучения темы студенты
должны:

– знать определение
цилиндра;

-знать формулы вычисления
площадей боковой и полной поверхностей цилиндра, объема цилиндра

-уметь применять
изученные формулы для решения прикладных задач.

В ходе урока реализуются
важные для урока математические подходы:

Элементы технологии
обучения, реализующиеся на уроке:

– индивидуализации и
дифференциации обучения;

– группового и
коллективного взаимодействия;

– творческого развития
личности;

– критического мышления;

– информационно-
коммуникационные технологии.

Технологии
группового и коллективного взаимодействия основаны на внутригрупповой и
межгрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой которой является
достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающего в себя
вклад каждого участника.

Технологии группового
и коллективного взаимодействия позволяют создать условия совместной деятельности, в которой
происходит:

– позитивная
взаимозависимость участников, то есть направленность на совместное достижение
результата, понимание учащимися зависимости успеха каждого от успеха других;

– межличностное
взаимодействие, взаимопомощь друг другу как условие совместного решения учебных
задач;

– совместная оценка хода
и результата работы в процессе групповой рефлексии;

– создание
организационных условий: пространственного расположения групп, обеспечивающего
диалогическое взаимодействие и общение участников; определение временных рамок
каждого этапа совместной деятельности;

– особая позиция
педагога, выступающего в роли менеджера, координатора совместной деятельности,
а также фасилитатора (англ. facilitate – облегчать, содействовать,
способствовать).

Педагогическая
технология сотрудничества. Главная идея обучения в сотрудничестве –
учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Вариантов
этой технологии очень много, но во всех вариантах это организация групповой
работы. Особое внимание во всех вариантах уделяется «групповым целям» и успеху
всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной
работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой
же группы при работе над проблемой, подлежащей изучению. Таким образом, задача
каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том,
чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми
знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего
достиг каждый участник процесса обучения.

Роль преподавателя
в педагогике сотрудничества быть помощником, советчиком и соратником в поисках
истины, в овладении мастерством. Первая обязанность преподавателя –
организовать и увлечь студентов в активный процесс решения познавательных и практических
учебных задач. Дело студентов– активно сотрудничать в коллективном труде,
постоянно совершенствовать себя и окружающий мир.

Главным результатом такого подхода в обучении – способность студента переносить
самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и
совершенствовать себя, творить.

Технология
развития критического мышления (ТРКМ)  основана на творческом сотрудничестве преподавателя
и обучающегося, на развитии у студентов аналитического подхода к любому
материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы
и поиск ее решения.

Критическое
мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и
личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные
результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и
проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

Критическое мышление
– мышление самостоятельное.

Информация является
отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

Критическое мышление
начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

Критическое мышление
основано на убедительной аргументации.

Критическое мышление –
мышление социальное.

Работая в
группах, учащийся решает более сложные задачи, нежели только конструирование
собственной личности. В ходе продуктивного обмена мнениями вырабатываются такие
качества, как умение слушать других, толерантность, ответственность за
собственную точку зрения. Таким образом, удается значительно приблизить учебный
процесс к реальной жизни.

Данная
характеристика критического мышления позволяет сделать вывод о том, что
критически мыслящий человек готов жить в современном мире, мире неоднозначном и
меняющемся.

Информационно-коммуникативная 
технология  —  это  педагогическая  технология, 
использующая  специальные  программные  и 
технические  средства  для  доступа  к 
различным  информационным  источникам  (электронным, 
печатным,  инструментальным,  людским)  и 
инструментам  совместной  деятельности,  направленные 
на  получение  конкретного  результата.

Уроки с
применением мультимедийного проектора и интерактивной доски вызывают у студентов
интерес, заставляют работать всех. Использование мультимедиа на занятиях превра­щает
их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения,
позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию студентов к
получению новых знаний, значи­тельно улучшает четкость в организации
работы.

Использование
Интернет – ресурсов при  выполнении самостоятельной  работы позволяет студентам:

  • находить
    нужную информацию при подготовке докладов, рефератов, сообщений и т.д. Для
    этого им предоставляется большой объём информации;
  • проверять
    и оценивать свои возможности, выполняя тестовые задания в режиме онлайн
    как в учебном заведении, так и в домашних условиях.

Анализ уроков
математики с применением информационно-коммуникативных технологий показывает
эффективность использования компьютерных технологий для развития математических
способностей при формировании и совершенствовании вычислительных
навыков, закреплении и углублении числовых и геометрических понятий.

Принципы обучения,
реализующиеся на уроке:

Общедидактические
принципы:
научности, последовательности и систематичности; развивающего обучения, сознательности
и активности; доступности; преемственности и перспективности обучения; связи
обучения с жизнью; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм
работы; наглядности.

Методы обучения и их
приемы их реализации:

Метод обучения
Прием реализации метода

Репродуктивный: Объяснительно – иллюстративныйДемонстрационный
учебный фильмСамостоятельная работа с учебными
картами, учебниками

Продуктивный:Исследовательский методЭвристический диалогРазвитие творческих способностей
Эвристическая беседаПрактические и теоретические
задания проблемного характера

Средства обучения: учебники, интерактивная доска, рабочие
карты, презентации, учебный фильм «Цилиндр».

В ходе работы были
выполнены проекты использования цилиндрических колонн в архитектурных сооружениях. Данные проекты представляли на обсуждения руководители творческих групп. Выполненные задачи были проверены студентами расчетной группы, которые решали
задачу с помощью программы Excel.

Студенты  в конце занятия
оценили свою деятельность с помощью рефлексии «Анкета». Анализируя рефлексию
деятельности студентов на уроке можно сделать вывод, что цели урока были
достигнуты.

Оценка  следующих
достижений учащихся может говорить о компетентностном подходе к занятию:

– студенты используют
знания,  умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической
деятельности;

– учащиеся осваивают
коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности;

– у студентов
формируется представление  о математике как о предмете, где каждому есть
возможность высказаться;

– приобретая навык работы
со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются
доступные приборы, анализируются полученные результаты;

– учащиеся адекватно
оценивают свою деятельность и деятельность однокурсников;

– изменяется поведение
студентов  в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без
боязни высказать свое мнение.

На данном занятии студентам
предоставлялась возможность:

– взглянуть на себя
«изнутри» и «извне», сравнить себя с другими студентами, оценить свои поступки,
поведение, научиться принимать себя и других  как отдельную личность;

– учиться продуктивному
общению, достигая гармонии с окружением;

– развивать в себе
способность быстро принимать решения, позволяющие концентрировать  усилие воли
не на том, чтобы предпочесть одно другому, а на размышлении о положительных и
отрицательных свойствах выбранного решения.

Именно, компетентностный
подход и способствует реализации этих условий.

Практическая
часть

Технологическая
карта (план) занятия № __116__

Группа
Дата

Дисциплина
Математика

Тема занятия
Цилиндр. Вид занятия
Теоретическое

Цель занятия
– Рассмотреть понятие  цилиндра, как тела вращения,
рассмотреть элементы цилиндра- Рассмотреть применения тела вращения – цилиндра  в
реальной жизни-учить решать задачи на применение формул вычисление
площади основания цилиндра, площади поверхности  и объема цилиндра. -создавать условия для развития критического мышления,
логического мышления, памяти, внимания. -стремиться воспитать чувство ответственности за
порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства
долга

Формируемые

компетенции

Результат
Должны знать
Определение цилиндра, элементы цилиндра

Формулы вычисления
площади поверхности, объема цилиндра

Должны уметь
Вычислять
геометрические величины цилиндра

Показатели оценки результата
Умеют
примять изученные формулы для решения задач

Межпредметные связи
Физика, архитектура, строительные материалы, информатика

Средства
Рабочие карты,  модели, эпиграф, тетради, чертежные
инструменты

обучения
Учебники

Интерактивная доска, презентация, учебный фильм, ноутбук

Основная
 Л. Атанасян «Геометрия 10-11»

литература

№этапа
Этапы занятия, учебные
вопросы, формы и методы обучения
Временнаярегламентацияэтапа          

1. Организационный
этап:
2 мин. –
проверка готовности студентов к занятию;


проверка посещаемости;

2
Постановка
цели и задач урока. Мотивационный этапПрезентация
к уроку (Приложение 1)- (Слайд
1)  Решение логической задачи (разделить тремя прямыми разрезами торт
таком образом, чтобы на каждом кусочке была одна розочка)-Каким
геометрическим телом является торт? – Итак,
тема нашего урока: ЦилиндрЭпиграф
занятия: Нет
ни одной области математики, которая когда-нибудь не окажется применимой к
явлениям действительного мира. Лобачевский
8 мин

– Мы все
прекрасно знаем, как выглядит цилиндр (демонстрация модели), а вот что мы
можем о нем узнать нового?(из чего
он состоит, как получается, как вычисляется площадь боковой и полной
поверхности)- Где мы
встречаемся с цилиндрами в жизни?- «Тела
вращения в архитектуре» (Выступление студентов с презентацией). Работа
над новым материалом
25 мин. 345

Первичное усвоение новых
знаний-
Просмотр учебного фильма «Цилиндр»Первичная проверка
понимания- Заполнение рабочих карт, (Приложение
2) – работа с учебником:  стр. 130 § 59. – Проверка заполненных карт. Первичное закрепление- работа в группах. (Приложение
1. Слайд 2) – В начале
урока мы рассмотрели несколько архитектурных сооружений, в конструкции
которых использованы колонны, являющиеся цилиндрами. –
Представьте себе, что  вам предстоит строить здание с колоннами, и под здание
нужно рассчитать глубину  фундамента,  а для этого следует знать, какое
давление оказывает объект на грунт. – Для
выполнения расчеты давления вы можете использовать справочники по физике- колонны
можно выполнять из различного материала: мрамора, гранита, бетона. Для
вычисления нужно знать плотность этих материалов (заполнение таблицы на
доске)
материалρплотность,кг/м3Цена за 1м3,
рубР (давление),
кПаСтоимость, рубМрамор28001000011261575Гранит3000900012055417Бетон240031009619088

Каждая
группа будет работать с одним из материалов: (выбор материала)-
Рассчитайте давление одной колонны высотой 4 метра и радиусом основания 70см
на грунт. Подумайте над вопросом: при строительстве,  какого здания вы могли
бы использовать колонны из данного материала? Время работы 5 мин. Индивидуальное
задание: произвести расчеты с помощью программы Excel
(2 студента)- обсуждение
решений, заполнение таблицы на доске

6
Информация
о домашнем задании, инструктаж по его выполнениюЗаполнить
таблицы, расположенные на обороте рабочей карты
2 мин

7. Рефлексивно
– оценочный этап
5 мин. Подведение
итогов занятияИтак,
давайте еще раз вспомним, о каком геометрическом теле шла речь?Что узнали
нового о цилиндре? Где могут пригодиться данные знания?

– Рефлексия
«Анкета»А теперь
подумайте, какую оценку вы бы поставили себе за урок? И почему?

Выставление
оценок

Преподаватель

Попович М. Фамилия)

Изучение основ компетентностного подхода, его роль в изменении целей и требований к результатам обучения. Влияние данного подхода на реализацию и освоение профессиональных образовательных программ. Формирование навыков использования иностранного языка.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Калужский государственный университет им. Циолковского

Формирование профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции в высшей школе

аспирант М. Кузьминова

В статье рассмотрены основы компетентностного подхода, его роль в изменении целей и требований к результатам обучения, а также влияние данного подхода на реализацию и освоение общих профессиональных образовательных программ в силу его практический ориентированности и интегративной природы компетенций. Рассмотрены подходы к определению понятий «компетенция», «профессиональная компетенция» и «коммуникативная компетенция», а также компоненты категории «профессиональная коммуникативная иноязычная компетенция». Автор раскрывает роль и возможности дисциплины «Иностранный язык» в формировании профессиональной коммуникативной компетенции студентов, обосновывает необходимость формирования данной компетенции у обучающихся в связи с расширением образовательного, научного и экономического пространства, где сфера деятельности специалиста уже не ограничивается территорией одного государства, а для успешного профессионального развития необходимы обмен опытом с зарубежными коллегами и доступ к актуальной информации о научных достижениях и новых технологиях, в том числе и зарубежных. В статье приведены и теоретически обоснованы условия успешного формирования профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции в высшей школе. Автором также описаны стадии и ход экспериментальной деятельности по выявлению продуктивности внедрения выявленных условий. Результаты апробирования выбранной технологии обучения демонстрируют позитивные сдвиги в формировании мотивации, знаний, навыков и умений практического использования иностранного языка.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная подготовка, иностранный язык, коммуникативная компетенция, коммуникативная иноязычная компетенция, метод обучения, практическое использование иностранного языка

Смена парадигмы российской системы высшего образования во многом обусловлена процессами ее интеграции в мировое образовательное пространство. В рамках Болонского процесса предлагается использование дисциплинарно-модульной системы построения содержания образования на основе компетентностного подхода. Следовательно, для описания интегрированного результата образовательного процесса уже недостаточно триады «знания – умения – навыки», и всё чаще в работах, посвященных модернизации образования, встречается термин «компетенция». Компетенции расцениваются как структурирующий принцип современного высшего образования.

Компетентностный подход в системе образования придает процессу подготовки современного специалиста деятельностный, ориентированный на практику характер; позитивно влияет на развитие инновационных процессов в сфере профессиональной подготовки и обладает такой характеристикой, как междисциплинарность.

Вследствие того, что ряд компетенций формируются в рамках не одной дисциплины, а цикла дисциплин, важно говорить об усилении междисциплинарных связей, и, соответственно, о возможности переноса знаний из одной научной сферы в другую и использования положений одной дисциплины в процессе изучения других дисциплин.

Способность и готовность применять полученные знания в профессиональной деятельности – главный показатель качества подготовки специалистов – образуется из диалектически связанных частей (знаний, умений, способов деятельности, личностных качеств), что также позволяет говорить об интегративной природе компетенций1 и сделать вывод, что выпускнику требуется некий «однородный фундамент», образованный из указанного в Федеральном государственном образовательном стандарте определенного набора компетенций, но сформированных средствами разных дисциплин2. Поскольку в качестве результата рассматривается не сумма усвоенных знаний, а способность личности действовать в различных бытовых и профессиональных ситуациях, то на этом «фундаменте» впоследствии выпускник и будет строить весь свой дальнейший опыт как в профессиональной деятельности, так и будучи включенным в повседневные социальные, экономические, юридические, культурные и другие отношения.

В настоящей статье автор рассматривает возможности дисциплины «Иностранный язык» в реализации требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной профессиональной программы, поскольку одной из целей данной дисциплины, входящей в базовый цикл стандарта, является формирование коммуникативной иноязычной компетенции.

Так, при рассмотрении стандартов высшего образования естественнонаучных направлений можно сделать вывод, что одним из наиболее важных аспектов профессиональной подготовки бакалавров является коммуникативный аспект. То же касается и научно-исследовательской деятельности – студент должен быть способен осуществлять поиск и первичную обработку специализированной литературы, подготавливать аннотации, рефераты источников и доклады для выступления на конференциях, а с расширением образовательного, научного и экономического пространства сфера деятельности специалиста уже не ограничивается территорией одного государства. Для успешного профессионального развития необходимы обмен опытом с зарубежными коллегами и доступ к актуальной информации о научных достижениях и новых технологиях.

В системе образования понятие «компетенция» появилось благодаря сфере трудовой деятельности, где потенциальный работник оценивается на соответствие определенному списку компетенций, которыми должен обладать сотрудник. В данном случае компетенция не является лишь суммой знаний и умений, а определяется как способность применять их и иметь опыт для решения профессиональных задач. Что касается лингвистики, у Н. Хомского можно встретить понятие «языковая компетенция», где знание о языке как средстве коммуникации идеального, а не реального носителя, противопоставляется применению языка в коммуникативной практике3. Слобин, один из последователей Н. Хомского, использует термин «языковая способность» и «языковая активность», где первое является синонимом «языковой компетенции». Он описывает различия между этими двумя понятиями как различия «между тем, что человек теоретически способен говорить и понимать, и тем, что он на самом деле говорит и понимает в конкретных ситуациях»4.

В настоящее время базовым понятием в методике преподавания иностранных языков является «коммуникативная компетенция». Словарь методических терминов определяет коммуникативную компетенцию как «способность человека адекватно ситуации общения организовать свою речевую деятельность в ее рецептивных и продуктивных видах»5.

Данное определение подробно раскрыто П. Дуайе, который выделил четыре компонента коммуникативной компетенции:

– компетенция в говорении (лексическая, грамматическая, произносительная);

– компетенция в письме (лексическая, грамматическая, орфографическая);

– компетенция в аудировании (различение звучащих знаков, грамматическая и лексическая);

В качестве ведущего определения понятия компетенции нами взято определение, указанное в методических рекомендациях по разработке проектов ФГОС ВО, где компетенция рассматривается как динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников, и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Профессиональная компетенция – способность и готовность применять полученные знания профессиональной деятельности – образуется из диалектически связанных частей (знаний, умений, способов деятельности, личностных качеств), что свидетельствует о необходимости воздействия на все эти четыре аспекта.

Учитывая перечисленные компоненты и сущность понятий, можно сделать вывод, что для успешного формирования профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции необходимо сформировать способность говорить, читать и писать на иностранном языке и понимать иноязычную речь на слух в области профессионального языка, то есть научить пользоваться специальным языком для решения коммуникативных профессиональных задач.

Исходя из анализа теории и педагогической практики (изученного педагогического опыта) сделаны предположения, что для эффективного формирования профессиональной коммуникативной компетенции на иностранном языке у студентов естественнонаучного профиля необходимо осуществлять учебный процесс в соответствии со следующими условиями.

Осуществляется формирование осознания важности выбранной профессии, что позволяет развить стремление к профессиональному самосовершенствованию и получению новых знаний. Важное влияние на успешность формирования рассматриваемой компетенции оказывает задействование механизмов внутренней мотивации, связанных с профессиональными интересами будущих специалистов, в подавляющем большинстве ориентированных на выбранную профессию.

Моделируются коммуникативные ситуации, приближенные к реальным условиям и на основе будущей профессиональной деятельности стимулирующие использование профессионально значимой информации в учебной, исследовательской и профессиональной деятельности. В частности, А. Фридзон говорит о том, что профессиональные знания обладают ценностью и личной значимостью для студентов, если студенты видят возможность их практического применения в учебной и профессиональной деятельности7.

Учитываются профессиональные интересы и запросы студентов, позволяющие включить в их профессиональную мотивацию изучения иностранного языка. Интерес является одним из самых важных принципов изучения иностранного языка, поэтому студентам необходимо показать способы использования иностранного языка как для получения новых знаний в профессиональной сфере, то есть профессионального совершенствования, а соответственно – повышения конкурентоспособности будущего специалиста, так и для непосредственного применения иностранного языка для решения профессиональных задач – участия в переговорах, организации конференций, встреч с зарубежными коллегами для обмена опытом.

Осуществляются глубокие межпредметные связи с дисциплинами профессионального цикла. В частности, изучение специальной терминологии, знакомство с основами профессиональной деятельности и пр. Успешность усвоения иностранного языка для использования его в профессиональной деятельности напрямую зависит от владения профессиональными знаниями на родном языке.

Используются современные иноязычные профессионально значимые тексты, способствующие не только успешному освоению специального языка, но и профессиональному росту и компетенции будущих специалистов. Иностранный язык должен использоваться не только как средство общения, но и как средство получения профессионально значимой информации для повышения конкурентоспособности. Кроме того, полноценный член мирового сообщества должен быть «информационно мобильным» и быть способным получать актуальную информацию из первоисточников.

Применяется работа с социальными сетями и иноязычными сайтами. Использование социальных сетей и приложений для развития профессиональной иноязычной компетенции является продуктивным по нескольким причинам: социальные сети имеют огромное количество пользователей, а соответственно, большой потенциал для установления контактов с иноязычными коллегами по специальности студентов или смежных специальностей. Кроме того, у социальных сетей есть тенденция создавать страницы и группы по интересам. В такие группы вступают пользователи, интересующиеся той или иной областью или разбирающиеся в ней. В таких сообществах происходит не только постоянный обмен информацией об актуальных достижениях в профессиональной сфере, но и обмен опытом и материалами, публикуемыми в разных странах и недоступных в отечественных библиотеках. Кроме того, при обсуждении вопросов используются специальная лексика, профессиональный сленг в его актуальном состоянии, что, безусловно, идет на пользу студентам.

Вышеуказанные предположения подверглись экспериментальной проверке. В ходе эксперимента необходимо было определить эффективность обучения будущих специалистов естественнонаучного профиля (построенного с учетом выделенных условий) в плане формирования у них профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции. Реализация методики обучения иностранному языку, разработанной с учетом выделенных условий, проводилась на базе Калужского государственного университета им. Циолковского с 2012 по 2014 год. В эксперименте принимали участие шесть групп 1-го и 2-го курса (50 студентов): четыре экспериментальных – две группы с направлением подготовки «Химия» и две – «Техносферная безопасность» – и две контрольных, тоже по одной группе для каждого направления.

Экспериментальное обучение строилось по двум вариантам работы: первый вариант (подготовка студентов к использованию иностранного языка в профессиональной деятельности с соблюдением педагогических условий) осуществлялся в группе «А». Второй вариант работы (подготовка студентов без соблюдения выделенных педагогических условий) осуществлялся в группе «Б». Перед началом и по окончании каждого этапа эксперимента проводились констатирующие обследования студентов.

Констатирующий эксперимент осуществлялся с помощью метода анкетирования с целью установить степень сформированности у студентов понимания важности выбранной ими профессии.

По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что к началу обучения и изучения дисциплины «Иностранный язык» студенты обладают высокой степенью понимания важности выбранной профессии и уже на данном этапе готовы получать знания по специальности и профессионально расти, привлекая дополнительные ресурсы и способы повышения конкурентоспособности. Однако полученные данные свидетельствуют о том, что студенты не рассчитывают на высокие шансы в трудоустройстве. Лишь 7 человек указали на высокую возможность трудоустроиться сразу после обучения (направление подготовки «Химия»). Студенты направления подготовки «Техносферная безопасность» расценивают свои шансы по трудоустройству в основном как средние. Возможно, на данном этапе сформированности у них знаний о будущей профессии студенты не видят себя соответствующими тем требованиям, которые предъявляются этой профессией к специалисту. Причиной низкой оценки возможности трудоустройства могут являться также недостаточные знания о сфере занятости специалистов данного направления. Кроме того, можно сделать вывод о том, что половина студентов считают владение иностранным языком необходимым для повышения конкурентоспособности, что является показателем успешности при формировании мотивации в обучении иностранному языку.

Основой формирующего эксперимента служил ряд компетентностно ориентированных заданий, включавший в себя различные типы и виды текстов, упражнений, направленных на работу с текстами, с условием привлечения знаний из дисциплин профессионального цикла и работу с англоязычными интернет-ресурсами; вербально-знаковые тексты (таблицы и карты с подписями), обладающие кроме того профессиональной, прагматической, коммуникативной и социокультурной ценностью.

Была избрана тематическая тактика введения содержательного материала и определены следующие учебные темы:

– для направления подготовки «Химия» – введение в науку, химические элементы, неорганическая химия, химическая лаборатория;

– для направления подготовки «Техносферная безопасность» – введение в специальность, поисково-спасательные работы, стихийные бедствия, техносферные риски, пожаротушение.

На каждом этапе деятельности по теме использовались соответствующие упражнения и задания, направленные на формирование навыков и умений профессионально ориентированного общения, извлечения профессионально значимой информации из текстов и вербального общения, использование этой информации в профессионально продуктивной деятельности. Их совокупность, характеризующаяся последовательностью и достаточностью, образовывала систему упражнений.

Целью итогового среза являлось определение степени готовности студентов к профессиональному общению на иностранном языке. Проверка именно готовности обоснована сделанными выводами о сущности профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции. Итоговый срез включал в себя анкету и ряд тестовых заданий. В анкетах студентам было предложено выбрать методы, применяемые в процессе обучения и установить степень продуктивности их использования для предложенных возможностей. В качестве возможностей были выбраны следующие: возможность проявить творческую инициативу; возможность интеллектуального и общекультурного развития; возможность проявить свои способности; возможность общения на профессиональные темы на иностранном языке; возможность расширить кругозор; возможность получения новых знаний по специальности; возможность почувствовать важность своей профессии.

Анализ полученных результатов показал, что экспериментальная группа выделяла больше методов для получения разных возможностей. Это свидетельствует о том, что в процессе обучения эти методы использовались часто и были достаточно вариативны и носили разносторонний характер, а также были направлены на широкий круг включенных видов деятельности. Так, например, в реферировании и написании аннотаций к текстам экспериментальной группой отмечалось в среднем четыре возможности, а в контрольной группе – не более двух.

Интересно, что экспериментальная группа видела больше возможностей получения новых знаний по специальности (на занятиях по иностранному языку). Для реализации этой возможности отмечалось в среднем две-четыре метода: метод проектов, поиск дополнительной информации, обсуждение научных статей, подготовка монологических высказываний. В контрольной группе большинство студентов отмечали метод реферирования и аннотирования как способ получения новых знаний, на занятиях их работа ограничивалось в основном предоставленным текстом учебника или пособия.

В заключение необходимо отметить, что для реализации возможности почувствовать важность профессии в группе А чаще указывались интерактивные методы, такие как кейс-технологии и метод проектов. В группе Б метод проектов и кейс-технологии указали только 5 студентов.

Отсюда можно сделать вывод о том, что синтез воспитания и образования в соответствии с поставленными задачами разработанных педагогических условий осуществлялся более успешно в экспериментальной группе.

Второй итоговый срез проводился после летних каникул и был призван оценить остаточные знания – профессиональные реалии на иностранном языке. По результатам этого среза можно сделать вывод о том, что в обеих группах овладение знаниями профессиональной лексики проходило успешно, студенты были знакомы с терминами и понятиями профессиональной деятельности на иностранном языке.

Таким образом, апробирование технологии обучения с целью развития коммуникативной иноязычной компетенции в профессиональной деятельности у студентов естественнонаучных специальностей при соблюдении указанных педагогических условий дало позитивные результаты в формировании мотивации, знаний, навыков и умений ориентированного на практику использования иностранного языка.

Профессиональная коммуникативная иноязычная компетенция является, несомненно, одной из необходимых для формирования «фундамента» будущего специалиста, обеспечивающего конкурентоспособность выпускника в профессиональной сфере. Поэтому формирование данной компетенции должно осуществляться при изучении иностранного языка посредством ознакомления с профессионально значимыми текстами, выполнения заданий, адекватных будущей профессиональной деятельности химиков и специалистов по техносферной безопасности, а также творческого использования получаемых знаний в научно-исследовательской работе студентов.

компетентностный образовательный профессиональный программа

Шемет О. Дидиактические основы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Педагогика. 2009. № 10. 16-22.

Хомский Н. Язык и мышление. : Изд-во Моск. ун-та, 1972. 122 с.

Слобин Д. , Грин Дж. Психолингвистика: пер. с английского Е. Негневицкой / под общ. ред. и с предисл. д-ра филол. наук А. Леонтьева. : Прогресс, 1976. 336 с.

Азимов Э. , Щукин А. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб: «Златоуст», 1999. 472 с.

Дуайе П. Проблемы обучения лексике. Методика иностранных языков за рубежом. : Прогресс, 1967. 440 с.

Размещено на Allbest

Список
литературы

Захарова
И. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

Михелькевич В. , Полушкина
Л. , Мегедь В. Справочник по педагогическим инновациям. Самарский
государственный технический университет, Самара, 1998. – 172 с.

Педагогические  технологии:
Учебное пособие/ Авт. – сост. Сальникова. : ТЦ Сфера, 2008. – 128с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *