Библиографическое описание
В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, дизайн, инновации, дизайн-образование.
This scientific article identifies and considers the tasks of pedagogical training of young designers in the process of forming readiness for innovation and professional activity.
Keywords: professional activity, design, innovation, design education.
На сегодняшний день на прямую связана актуальность темы исследования с необходимостью дополнить и усовершенствовать учебный процесс, сделать его еще более удобным, интересным, практичным, комфортным. Следует признать, что несмотря на прогресс в развитии учебного процесса, многие образовательные учреждения стремительно уходят в прошлое без особых применений инновационных технологий. Возникают в связи с этим все новые и новые проблемы, как в образовательном процессе, так и в образовательных учреждениях, которые необходимо решить. Главной целью является необходимость повышения качества дизайн — образования. Учитывая изменения, связанные с подходами к обучению, находятся проблемы, заключающейся в том, как организовать подготовку деятельности, которая направлена на развитие индивидуального самовыражения, потенциала ученика. Творческий потенциал ученика — синтез, который включает в себя талант, подготовку, чувство колорита, композиции, он помогает определить профиль мышления, реализовать творческий потенциал, проявляется в разной направленности, которая включает в себя:
– Уровень художественно — образного развития творческого мышления;
– Художественно — творческую направленность;
– Творческую мотивацию, проявляющуюся в стремлении овладеть новыми знаниями, умениями;
– Способность к творческой реализации.
Выводы: таким образом, говоря о современном образовании, о комплексном подходе в разработке учебных занятий, его различных форм, необходимо учитывать важность детальной проработки занятий с учениками. Все эти факторы создают гармонию в обучении, желание учиться, способствуют улучшению качества дизайн — образования.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, главная цель, задача, образовательный процесс, профессиональная деятельность, профессиональное образование, создание.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
В настоящее время в России происходят существенные изменения в области образования, поэтому предъявляются определенные требования к современному специалисту. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной к эффективной работе по профессии и конкурентной на рынке труда.
При подготовке такого специалиста необходимо учитывать индивидуально – психологические особенности студента. Решение этих задач вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.
Возникает необходимость обновления дидактических средств обучения, т. только при комплексном обеспечении процесса обучения возможна его эффективность и результативность.
В данной статье мы подводим предварительные итоги внедрения обновленных дидактических средств в КОГПОБУ «Кировский технологический колледж».
Колледж сегодня – это многопрофильное, многофункциональное, многоуровневое учебное заведение с более чем 60 – летней историей. За это время было выпущено более 25 тысяч специалистов среднего звена для сферы сервиса по 10 специальностям.
После изучения теоретической литературы по вопросу внедрения обновленных дидактических средств, была разработана рабочая тетрадь для МДК «Пошив швейных изделий по индивидуальным заказам».
Об использовании рабочей тетради в процессе подготовки специалиста пишет Н. Эрганова, выделяя три вида рабочих тетрадей:
– информационный – информация только о содержании учебного материала,
– контролирующий – используется после изучения темы,
– смешанный – включает информационный и контролирующий блоки.
Считаем, что смешанный вид тетради помогает успешно освоить студентам профессиональный модуль «Выполнение работ по профессии «Закройщик».
Материал рабочей тетради структурирован следующим образом:
– введение (включает в себя обращение к студенту, расшифровывает список условных обозначений в тетради),
– блоки теоретического материала,
– задания и контрольные вопросы по изученному материалу,
– указания к практическим и самостоятельным работам,
– таблицы самоконтроля выполняемых работ,
– список рекомендуемой литературы.
Так, например, во введении студентам адресованы следующие слова:
«Вам в помощь создана рабочая тетрадь.
Коль есть вопрос, то нужно отвечать.
Среди ее страниц вы многое найдете,
Тетрадь – помощник вам в практической работе».
В блоке теоретического материала рассмотрены ручные, машинные и влажно-тепловые работы в швейном производстве, используемые при этом инструменты, приспособления и оборудование, технологическая последовательность изготовления швейных изделий, в том числе поясных, женской одежды платьево-блузочного и пальтово-костюмного ассортимента, а также дефекты, возникающие при изготовлении швейных изделий, их возможные причины и способы устранения. Освещены требования к организации рабочего места на швейном производстве, пожарной безопасности и правила безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ.
При закреплении темы «Терминология ручных работ» студентам предлагается выполнить следующее задания:
Терминология ручных работ.
Внимательно прочитайте понятия, выделяя главные слова. Допишите или дайте определение понятию:
При изготовлении одежды используют разные способы соединения деталей и обработки их краев:
При ниточном способе соединения детали скрепляют с помощью стежков, строчек и швов.
Стежок – законченный цикл переплетения ниток на ткани между двумя проколами иглой.
«Знаете ли вы, что Коко Шанель первой предложила в качестве подкладки использовать дорогостоящие шелковые материалы. В знаменитых коллекциях твидовых костюмов подкладка жакетов и блузка были из одной ткани. Иногда подкладка – в контрасте с блузкой по цвету».
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Рабочая тетрадь как эффективное средство формирования профессио-нальных компетенций в профессиональном модуле «Выполнение работ по профессии “Закройщик”
В наши дни руководитель находится в условиях постоянных изменений и неопределённости. Часть его задач теряют свою ценность и исчезают, другие трансформируются, в чем-то меняются. Одновременно появляются новые задачи, которые требуют ещё большей перестройки профессиональной деятельности.
В тоже время, организации ощущают острую потребность в новых методах управления, в профессиональных руководителях и менеджерах.
Бизнесу нужны лидеры, строящие свои отношения с организацией и сотрудниками на принципах профессионализма, сотрудничества, взаимного уважения и вовлеченности, а также чёткого понимании взаимных обязательств.
Возникает потребность в новых знаниях и умениях, необходимых современному менеджеру.
В этой публикации мы рассмотрим:
- Что такое компетенции: суть и факторы успеха;
- Лучшие практики исследования моделей компетенций;
- Тренды в бизнесе, меняющие принятый взгляд на компетенции;
- Семь компетенций современного менеджера;
- Профессиональные качества;
- Рекомендации по развитию компетенций.
ЧТО ТАКОЕ КОМПЕТЕНЦИИ: СУТЬ И ФАКТОРЫ УСПЕХА
Понятие компетентности связано с именем Аристотеля, изучавшего «возможности состояния человека, обозначаемого греческим «Аtere» – «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности».
Следует различать понятия компетентность и компетенция.
Компетентность представляет собой совокупность качеств и способностей, которые приобретает человек в процессе обучения и работы над собой.
Компетенция представляет собой саму предметную область, в которой должен хорошо ориентироваться специалист.
Другими словами, компетентность – это те способности и качества, которыми владеет человек, а компетенция – это комплекс знаний и направлений, которыми он должен владеть для выполнения профессиональных обязанностей в полном объеме.
Понятие «компетентность» используется для оценки уровня квалификации человека в отдельных вопросах, проблемах, но не в профессиональной деятельности в целом.
Это, в первую очередь, такие качества личности:
- Самостоятельность;
- Способность принимать ответственные решения;
- Творческий подход к любому делу;
- Умение доводить его до конца;
- Умение постоянно учиться;
- Гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления;
- Умение вести диалог и коммуникабельность;
- Способность к сотрудничеству и т.д.
Для каждого вида управленческой деятельности существуют свои специальные компетенции. Они демонстрируют сильные стороны сотрудника и способности, которые ему необходимо улучшить, компетенции также определяют наилучший способ выполнения работы. Количество компетенций должно соответствовать количеству задач, входящих в профессиональные обязанности менеджера.
Ядром компетенций является «умения». Их сочетание и взаимосвязь образует модель компетенций.
Примеры профессиональных компетенций: делегирование, коучинг, управление, самостоятельная работа, ориентация на клиентов, сотрудничество, навыки межличностного общения, организованность, ориентация на процесс, проактивная деятельность, вдохновение, решимость, умение убеждать и т.
ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ МОДЕЛЕЙ КОМПЕТЕНЦИЙ
Американская модель компетенций.
Американская традиция исследований компетенций центрируется на поведении. Исследователи изучают «людей-в-работе», а понятие «компетенции» расшифровывают через индивидуальные характеристики, проявляемые в поведении: личностные особенности, мотивы, ценности, привычки, представления о самом себе, знания, навыки.
Фактически, компетенции в этом подходе – определённые «вместилища», наполненные разнообразным содержанием.
Некоторые исследователи, в частности, Т. Хоффманн, полагают, что американская модель компетенций – это слишком упрощённый взгляд на вещи. Необходимо исследовать людей, выполняющих работу эффективно, а не знания и умения, которые способствуют самостоятельному выполнению работы.
Ключевой особенностью американского подхода является применение концепции лидерства для разработки идей компетенций, особенно – в целях объединения вопросов индивидуальных и организационных компетенций.
Таким образом, американская модель исследования компетенций, рассматривает компетенции как описание поведения сотрудника. Компетенция в этом – основная характеристика сотрудника, при обладании которой он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиться высоких результатов в работе.
Европейская модель компетенций.
Кроме американской традиции исследования компетенций и применения моделей компетенций в практике, развиваются и иные подходы, принципиально отличающиеся как по задачам, так и по содержанию. Наиболее разработанным из неамериканских взглядов на проблему компетенций, является британский подход, во многом связанный с развитием системы образования.
Министерство образования Великобритании приняло на вооружение особую модель компетенций, разработанную Дж. Четамом и Дж. Чиверсом.
Эта модель по мнению прогрессивных исследователей выступает как новый этап разработки идеи компетенций, так как (в отличие от базовых американских моделей) предполагает не просто набор компетенций, а пытается определить их взаимосвязь.
В результате появляется особый «тетраэдр компетенций», включающий в себя:
- Когнитивные компетенции (знания и понимание, основанные на формальном обучении и опыте);
- Функциональные компетенции (навыки, особые умения, которые человек может продемонстрировать в своей области);
- Личностные компетенции (понимание того, как необходимо себя вести в конкретных ситуациях, мотивация, направленная на повышение эффективности деятельности),
- Этические компетенции (ценности, позиция, на основе которых принимаются решения и осуществляются действия), мета-компетенции (способность позитивно реагировать на критику, справляться со сложными ситуациями).
Отличительной чертой британского подхода выступает тот факт, что компетенции рассматриваются именно как требования к сотруднику со стороны задач (рабочего места).
Для британского подхода важно, что человек может продемонстрировать на практике конкретные навыки, в состоянии сделать то, что требуется в рамках рабочих стандартов, именно этот подход лежит в основе программ обучения и развития персонала.
ТРИ ТРЕНДА В БИЗНЕСЕ, МЕНЯЮЩИЕ ПРИВЫЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА КОМПЕТЕНЦИИ:
Постоянно растущая скорость перемен в бизнес-среде.
Раньше была популярна модель управления изменениями, включающая в себя три этапа: размораживание ситуации, проведение изменений и замораживание ситуации. В современном мире эти этапы сливаются. Они уже не имеют смысла, потому что идет постоянный процесс, в котором просто невозможно выделить стадии размораживания и замораживания.
Изменение роли людей в бизнесе.
Если раньше люди нужны были для выполнения простой работы, то в современном мире велика потребность в людях, способных выполнять сложные виды работ, принимать важные решения, брать на себя б̀ольшую ответственность. С одной стороны, есть техническое усложнение, которое предполагает более высокий уровень интеллекта потенциальных сотрудников. С другой стороны, от человека требуется новый уровень осмысления того, что он делает.
Какова цель работы уборщицы в супермаркете? Если она считает, что должна «убирать, чтобы было чисто», то становится понятно, почему покупатели вызывают у нее негативные эмоции – они мешают ей достигать цели. Если же ответом будет «создание комфортных условий для клиента», то это говорит о другом уровне осмысления выполняемой деятельности и усложняет эту деятельность.
Какие люди сейчас нужны бизнесу в условиях возрастающей конкуренции? Безусловно, способные к глубокому осмыслению своей работы.
Появление у людей выбора.
В первую очередь выбор появляется у тех, кто способен выполнять сложные и ценные виды работ.
Можно представить компетентность менеджера как совокупность трёх сфер его существования в организации (по степени их выраженности и доминированию можно судить об уровне компетенции менеджера):
- Деятельность МОГУ – формируется профессиональным обучением);
- Чувства ХОЧУ – формируется воспитанием и организационной культурой);
- Мысли ЗНАЮ – формируется образованием).
СЕМЬ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА
Современные исследователи американского и европейского подходов выделяют 7 основных компетенций современных менеджеров.
Ориентация на результат, достижения.
Способность нести ответственность за реализацию решений, способность ставить новые амбициозные цели по достижении предыдущих. Поведение, ориентированное на задачу и на отношения.
Способность быстро и адекватно реагировать на внештатные ситуации, видеть и определять проблему, находить пути ее решения, собирать команду для внедрения, давать оценку результатов.
Способность к обучению, самообучению.
Обучаемость, восприимчивость к новым методам и технологиям, умение применять новое на практике. Способность к самоанализу. Готовность проанализировать свои достижения и недостатки, посмотреть на привычные вещи другими глазами, разумно использовать чужой опыт.
Влияние, умение убеждать.
Способность отстаивать собственное мнение. Логичность при ведении конструктивных бесед. Владение техниками влияния. Умение выявлять и использовать мотивы людей. Умение задавать правильные вопросы и определять степень информированности и эмоциональное состояние партнёра.
Умение слышать других, принимать обратную связь.
Умение создавать каналы двухсторонней коммуникации – абстрагироваться от своих мнений и мыслей, концентрироваться на словах собеседника. Хорошая слуховая и зрительная память. Владение разными способами обратной связи. Умение эффективно поощрять и критиковать других людей.
Навыки презентаций, переговоров.
Умение определять цели и задачи презентации, интересы аудитории. Построение эффектного вступления, связующих фраз, основной части и завершения презентации. Владение стратегиями убеждения и ораторскими навыками. Знание стадий эффективного процесса переговоров. Умение определить интересы участников, выбрать наилучшую альтернативу. Умение обсуждать, предлагать, вести позиционный торг. Владение техниками манипулирования и умение противостоять им.
Знание политики и стандартов в области работы с клиентами. Ориентация на текущие и перспективные потребности клиентов. Умение вести себя корректно с разными типами “трудных” клиентов. Умение строить партнёрские отношения с клиентами, умение распознавать дополнительные возможности и риски в отношении с клиентами.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА
Исследования по анализу и выявлению профессиональных качеств менеджеров высшей квалификации, проведённые Институтом прикладных исследований (США) в течение 18 лет и охватившие в общей сложности 1 500 человек, показали, что наиболее важными являются 10 качеств современного менеджера, основные из которых требуют стратегической подготовки:
- Ярко выраженная способность к стратегическому планированию и прогнозированию;
- Принятие правильных и своевременных перспективных решений о выделении и распределении ресурсов;
- Стремление увеличить количество своих обязанностей за счёт расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня;
- Незаурядное умение принимать творческие и рациональные решения в условиях большой степени риска. Избегание продолжительного пребывания в «зоне комфорта»;
- Исключительная уверенность в собственных силах: неудачи воспринимаются только как временные неурядицы;
- Стремление иметь значительные права и, следовательно, нести большую ответственность;
- Значительные склонности к интуитивному предвидению и абстрактному анализу развития сложных процессов и критических ситуаций;
- Понимание работы как главной ценности, в которую вкладываются все способности и силы. Обладание чувством «внутренней оценки» своих действий, которые не всегда согласуются с окружающими;
- Концентрация внимания на решении проблемы, а не на выявлении виновников. Желание работать с такими подчинёнными, которые не боятся риска и умеют принимать самостоятельные решения;
- Посвящение собственной жизни реализуемым идеям и результатам их внедрения.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
Большинство компаний придерживаются принципа: «Надо развивать слабые стороны». Прогрессивные исследователи установили, что если у руководителя хотя бы одна из семи упомянутых выше компетенций развита до уровня 90%, то эффективность возглавляемой им организации или отдела растёт в разы.
Соответственно, люди могут сфокусировано заниматься тем, что им и так уже нравится делать, и достигать высоких результатов. И именно сильные их стороны стоит развивать. При этом, безусловно, нельзя оставлять без внимания те компетенции, которые получили оценки ниже среднего.
Когда организация все силы тратит на работу с «середнячковыми» компетенциями, пытаясь вытянуть их, то она получает посредственных руководителей. Выдающийся менеджер вырастает на тех компетенциях, которые у него изначально хорошо развиты.
Вспомните Стива Джобса или Джека Уэлча. У каждого из них были недостатки. Но также у них были 1-2 способности, развитые до экстраординарного уровня. Именно они сделали их выдающимися руководителями».
В заключение отметим, что развитие профессиональных компетенций и качеств современного менеджера требует пересмотра привычных подходов в обучении, они должны базироваться на эффективной модели компетенций, отвечающей требованиям бизнеса, трендам рынка и специфике компании.
Обращайтесь в центр «Академия продаж», наши специалисты помогут вам и направят потенциал ваших сотрудников на новые возможности и рост вашей компании.
По материалам: «Hr лига», «Hr life», «Академия продаж».
Команда «Академия продаж»
В данной статье мы подводим предварительные итоги внедрения обновленных дидактических средств в Кировском технологическом колледже.
Колледж сегодня – это многопрофильное, многофункциональное, многоуровневое учебное заведение с более чем 60 летней историей. За это время было выпущено более 25 тысяч специалистов среднего звена для сферы сервиса по 11 специальностям.
-информационный – информация только о содержании учебного материала,
-контролирующий – используется после изучения темы,
-смешанный – включает информационный и контролирующий блоки.
Считаем, что смешанный вид тетради помогает успешно освоить студентам профессиональный модуль «Выполнение работ по профессии «Портной».
-введение (включает в себя обращение к студенту, расшифровывает список условных обозначений в тетради),
-блоки теоретического материала,
-задания и контрольные вопросы по изученному материалу,
-указания к практическим и самостоятельным работам,
-таблицы самоконтроля выполняемых работ,
-список рекомендуемой литературы.
Так, например, во введении студентам адресованы следующие слова:
Внимательно прочитайте понятия, выделяя главные слова. Допишите или дайте определение понятию:
«Знаете ли вы, что Коко Шанель первой предложила в качестве подкладки использовать дорогостоящие шелковые материалы. В знаменитых коллекциях твидовых костюмов подкладка жакетов и блузки были из одной ткани. Иногда подкладка – в контрасте с блузкой по цвету».
Читать работу полностью (оригинал работы):
Рабочая тетрадь как эффективное средство формирования профессиональных компетенций в ПМ «Выполнение работ по профессии «Портной»
Специфика учебного проекта заключается в синтезе теоретической и профессионально-трудовой (практической) деятельности. Практическая деятельность обладает определенной ценностью для студента, поскольку имеет личную и общественную значимость и способствует успешному входу в профессию. В этой связи формирование профессиональных компетенций будущих дизайнеров среды в изучении дисциплины «Проектирование в дизайне среды» осуществляется в рамках выполнения проблемных заданий.
Примером процесса формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров может служить проблемное задание на тему «Дизайн-проект многофункционально трансформируемой мебели». Содержание проекта включает разработку объекта трансформируемой мебели с предельной функциональностью и экономией пространства. При этом студенту требуется представить исходную позицию объекта (исходная форма), промежуточный результат процесса трансформации и окончательную трансформу. Для достижения этого результата студент решает ряд задач:
Осуществляет анализ аналога.
Разрабатывает концепцию дизайн-объекта, в которой прорабатываются тип и принцип трансформации, использованные в проекте. При этом студенту следует указать тип трансформации, лежащий в основе конструкции (трансформируемо-пакетируемая или штабелируемая формы) и принцип трансформации («ширма», «матрешка», «книжка», «зонтик» и т.
Выполняет взрыв-схему объекта с креплениями и деталями.
Представляет характеристику использованных материалов, креплений и технологии изготовлении макета с пояснениями и поправками для промышленного производства.
Выполняет эргономическое обоснование проекта.
Итог работы студента представляется на планшете в виде визуализации (виды с размерами исходной трансформы в собранном состоянии, и новая трансформа в разобранном состоянии) и сопровождается объемным макетом. На планшете выполняются взрыв-схема, вставка в среду, этапы изготовления макета, фоторяд особенностей эксплуатации. При необходимости – выноски фрагментов трансформы (рисунок 1).
Рис. 1 – Варианты проектных решений трансформируемой мебели на планшетах студентами кафедры дизайна ОГУ гр. 14(Д)ДС Землянской А. и Калинкиной М.
Следует отметить, что работа над проектом охватывает учебные задачи нескольких дисциплин, изучение которых согласно учебному плану происходит параллельно. Такой междисциплинарный подход способствует более детальному исследованию проблемы проектного задания и детальной проработке всех аспектов проекта (концептуального, конструкторско-технологического, эргономического и пр.
Так, к примеру, эргономическое обоснование проекта способствует формированию следующих компетенций:
– ПК-4 – способность анализировать и определять требования к дизайн-проекту и синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта
– ПК-12 – способность применять методы научных исследований при создании дизайн-проектов и обосновывать новизну собственных концептуальных решений, поскольку предполагает осуществление критического анализа проектируемого изделия в контексте социально-психологических, антропометрических, психологических, психофизиологических, гигиенических, физиологических требований для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности человека (пользователя). Данная характеристика необходима для выявления специфических требований к проектируемой мебели исходя из условий ее эксплуатации и особенностей пользователя для обеспечения максимального приближения параметров продукта к возможностям человека. В результате такого анализа достигается соответствие мебели целевому назначению, что обеспечивает эффективность от ее эксплуатации.
Рис. 2 – Рабочий эскиз трансформируемой мебели студента кафедры дизайна ОГУ гр. 12(Д)ДС Карпова В. С элементами эргономического анализа.
Таким образом тематика учебного проекта, его задачи, возможность междисциплинарный подход к организации учебной работы на каждом этапе проектирования способствует формированию профессиональных компетенций у будущих дизайнеров среды и, как следствие, повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
- ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата, (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № 1004).
- Рунге, В.Ф. Эргономика в дизайне среды. / В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич. – М.: «Архитектура – С», 2007. – 328 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проектируемая мебель, трансформируемая мебель, возможное решение задачи, выполнение дизайн-проекта, междисциплинарный подход, принцип трансформации, учебный проект, эргономическое обоснование проекта.
Изменение структуры и
наполнения понятия «профессиональная компетентность» не
может не повлечь изменений в системе подготовки специалистов. Для
подготовки современного специалиста недостаточно только обеспечить
передачу суммы знаний, и сформировать определенные профессиональные
навыки и умения, но необходимо сформировать алгоритмы использования
данных ЗУНов в различных профессиональных ситуациях, в том числе –
и нестандартных; недостаточно ограничиться обеспечением формирования
базовых профессиональных компетенций, но необходимо сформировать
алгоритм самостоятельного расширения профессиональных компетенций,
формирования новых компетенций, способность к нетрадиционному
использованию имеющихся ЗУНов, умение принимать правильные решения в
постоянно изменяющихся стрессовых условиях.
Подобная перестройка образовательной
системы не может быть осуществлена одномоментно. Российская
образовательная система в ходе данной перестройки сталкивается со
следующими основными проблемами:
– постепенное расширение понятия
«профессиональная компетентность» с одной стороны и
неизменная общеевропейская тенденция на сокращение сроков обучения с
другой стороны (сроки, к которым в настоящий момент стремится
европейская образовательная система: 3 года бакалавриата и 1 год
магистратуры);
– возрастающая мобильность студентов,
обусловленная в том числе и переходом на двухступенчатую систему
высшего образования;
– постепенный переход от образования,
получаемого за конкретный ограниченный период времени, к образованию
в течение жизни;
– высокая роль человеческого фактора,
обеспечивающего успешность перехода к новой образовательной системе.
Рассмотрим подробнее каждую из данных
проблем.
Тенденция к постепенному сокращению
сроков высшего образования, накладываясь на качественное изменение
требований к профессиональной компетентности специалистов, заставляет
не только пересматривать содержание обучения в вузе, но и требует от
преподавателей высших учебных заведений пересмотра методик,
используемых в процессе обучения студентов. Привычный нам
дисциплинарный подход не позволяет достичь целей, которое ставит
перед высшим образованием общество, не дает в полной мере реализовать
компетентностный подход к формированию специалистов и выполнить
требования стандартов третьего поколения. Таким образом, внедрение
современных образовательных стандартов и унификация российской
образовательной системы зависит не только от структурных изменений,
проводимых в системе образования, но, прежде всего, от того, сможет
ли профессорско-преподавательский состав вузов пересмотреть свои
педагогические методы и приемы и перестроить процесс преподавания.
Россия, как страна-участница Болонского
процесса уже предприняла ряд шагов по унификации классической системы
образования, а именно:
– с 2010 года обеспечен
переход всех высших профессиональных заведений на двухуровневую
систему образования (между тем, принятая в России система образования
3 + 2 не является характерной для европейской системы высшего
образования);
– стандарты нового поколения
разрабатываются с учетом современных требований к формированию у
студентов «банка компетенций», закладывая требования,
реализовать достичь которые можно только отойдя от дисциплинарного,
знаниевого подхода к формированию специалистов;
– компетентностный подход
внедряется не только на уровне высшего профессионального образования,
но и на уровне общего среднего образования: стандарты нового
поколения начального общего и основного общего образования
предусматривают, прежде всего, формирование личностных,
метапредметных и предметных компетентностей (способностей к
выполнению какой-либо деятельности).
Человеческий фактор является одной из
основных проблем, с которой Россия, как и многие западные страны,
сталкивается на пути реализации вышеперечисленных идеологических и
структурных изменений в сфере образования, для успешной реализации
которых возникает необходимость в формировании преподавательских
кадров, способных реализовывать образовательный процесс с учетом
изменения требований к содержательным, методическим и структурным
компонентам образования. Поскольку изменения затрагивают все уровни
образования, то речь идет о формировании компетентных преподавателей,
работающих в образовательных учреждениях всех уровней (от системы
дошкольного образования, до системы послевузовского и дополнительного
образования).
Так, внедрение новых стандартов в систему
среднего общего образования подразумевает существенное изменение
требований к уровню и, что главное, – к структуре профессиональной
компетентности педагога. Происходит смещение акцента с глубины
владения преподаваемым предметом и умения передать знания по данному
предмету на уровень сформированности личностных и метапредметных
компетенций будущего педагога и способности к созданию условий для
формирования данного блока компетенций у учащихся (согласно
требований стандарта начального общего образования, который вступил в
силу с 01 сентября 2011 года, на ступени начального образования
должно осуществляться: «становление основ
гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и
способности к организации своей деятельности – умение
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,
планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных
установок, национальных ценностей;
Для подготовки преподавателей, способных
осуществлять свою профессиональную деятельность с учетом требований
новых стандартов, необходимо преодоление следующих противоречий,
характеризующих российскую систему педагогического образования:
А) Внедрение и реализация новой
образовательной парадигмы на уровне профессионального образования
требует глобальных изменений прежде всего на уровне общего
образования, так как подход и отношение к образованию, сложившиеся у
ребенка в школе являются крайне устойчивыми и труднопреодолимыми. Изменения же на уровне общего образования требуют наличия
педагогических кадров, способных реализовывать образовательный
процесс в соответствии с изменяющимися требованиями к системе,
процессу и результату образования. Между тем, формирование
преподавательских кадров осуществляется в педагогических вузах, под
руководством профессорско-преподавательского состава, привыкшего
работать на основе дисциплинарного подхода, считать результатом
образования определенный набор ЗУНов. Таким образом мы получаем
ситуацию, в которой для обеспечения реализации новой образовательной
парадигмы необходимо, прежде всего, изменение организации
образовательного процесса в педагогическом вузе с тем, чтобы создать
условия для формирования преподавательского корпуса, способного к
реализации на уровне средней школы обучения на основе
системно-деятельностного подхода, что позволит в дальнейшем с большей
эффективностью реализовывать профессиональное образование всех
уровней и формировать специалистов, способных к успешной
профессиональной самореализации в условиях современного общества.
Б) При подготовке
учительского корпуса, призванного реализовывать в системе общего
образования обучение на основе системно-деятельностного подхода,
большее внимание уделяется формированию у будущих учителей
специальных компетентностей (владение преподаваемым предметом). Современные образовательные технологии рассматриваются только в блоке
специальностей педагогического и методического профиля и во многом
остаются на уровне теоретических знаний из-за отсутствия корреляции
между дисциплинами педагогического блока и технологиями, применяемыми
при преподавании дисциплин специальности. Таким образом, у студентов
педвузов возникает разрыв между теорией и практикой реализации
педагогического процесса – изучая современные инновационные
технологии и методики преподавания предмета, студенты фактически «на
своей шкуре» испытывают только ставший традиционным для
российского образования дисциплинарный подход, с отдельными примерами
использования современных образовательных технологий некоторыми
преподавателями. Между тем для студентов педагогических вузов
исключительно важен и свой собственный опыт обучаемого, так как
именно на основе данного опыта формируются подсознательные установки
на использование тех или иных технологий в процессе собственного
преподавания. Именно собственный опыт учения посредством рефлексии
становится базой для формирования профессиональной компетентности
педагога.
Преодолеть данное противоречие возможно
путем интеграции современных образовательных технологий в процесс
обучения специальным предметам, что в практике российского высшего
образования возможно – путем развития кооперации между
преподавателями педагогических и специальных кафедр, либо путем
создания укрупненных кафедр по направлениям подготовки, объединяющих
преподавателей педагогических и методических дисциплин и специальных
дисциплин;
– путем постановки задачи формирования
общепедагогических компетенций в процессе обучения дисциплинам
специальности и дисциплинам ОПД.
Вышеизложенное свидетельствует о
недостаточной разработанности научно-теоретических основ проблемы
создания целостной дидактической системы формирования
профессиональной компетентности будущих преподавателей, в условиях
перехода высшего профессионального образования на двухуровневую
систему обучения и изменения требований к профессиональной
компетентности педагога (учителя) средней общеобразовательной школы и
позволяет сделать вывод о том, что процесс
интеграции российской образовательной системы в европейскую
образовательную систему, а также экономические и политические
процессы, оказывающие влияние на изменение требований к результату
высшего профессионального образования, обуславливают необходимость
глобального пересмотра и выработки новой стратегии к формированию
педагогических кадров на базе российских педагогических вузов.
- Байденко В.И. Выявление состава
компетенций выпускников вузов как необхо-димый этап проектирования
гос впо нового поколения: Методическое пособие. – М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
2006. – 72 с. - Гуманистические тенденции в развитии
непрерывного образования взрослых в России и США/Под ред. М. В.
Кларина, И. Н. Семенова. — М.: ИТПиМИО РАО, 1994. — 189
с. - Основные тенденции развития высшего
образования: глобальные и болонскиеизмерения / Поднауч. ред.
д-рапед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
2010. – 352 с. - Татур Ю.Г.
Компетентностный подход в описании результатов и проектировании
стандартов высшего профессионального образования: МАТЕРИАЛЫ ко
второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. –
М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов, 2004. – 17 с. - ФГОС Начального общего
образования. Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, высшее образование, образовательный процесс, общее образование, формирование, дисциплинарный подход, изменение, Россия, система образования, современный специалист.