Формирование профессиональной компетенции студента юриста

Формирование профессиональных компетенций у студентов СПО

Общая неблагополучная социально-экономическая ситуация в России, выражается в реструктализации экономики и свертывание ряда производств. Этот фактор  приводит в свою очередь к сокращению числа рабочих мест, а также  и среднего персонала, которыми являются выпускники СПО. И как следствие на первый план для студентов СПО  выходят проблемы  предстоящего трудоустройства. Это порождает среди студентов дезадаптацию и отсутствие направленности на профессиональную деятельность. Поэтому в целях формирования социальной и профессиональной мобильности выпускника необходимо  усиливать   психолого-педагогическую  адаптацию у студентов. Ориентировать их на соответствие стандартов качества и квалифицированности  рынка труда.

Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. В связи с эти возникает проблема: найти новые подходы к организации образовательной деятельности, основанные на использовании современных образовательных технологий.

В процессе профессиональной деятельности завуча дневным отделением для меня стало очевидным, что важнейшим фактором совершенствования подготовки студентов СПО является диагностическая и профилактическая  работа, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики, готовить квалифицированные кадры  с повышенным творческим потенциалом. Исходя, из этого я определила   цель моей педагогической  деятельности: формирование профессиональных  компетенций студентов.

Цыбина Л. А – педагог  из Профессионального училища №47  Омской области,  для оценки сформированности профессиональных компетенций, разработала  следующие критерии:

-познавательные компетенции.

На основании ее материалов было проведено исследование среди студентов старших курсов на наличие выше перечисленных компетенций.

Исследование показало, что уровень сформированности регулятивных и познавательных компетенций выше, чем уровень сформированности коммуникативных компетенций.

по которой проводилось исследование.

Критерии и показатели оценки Баллы Степень развития регулятивных компетенций Формулирует цель 2 Различает цель и задачи 1 Формулирует задачи 1 Владеет методикой составления плана исследования 1 Самостоятельно осуществляет контроль и корректировку исследования 1 Инициативность 1 Самостоятельность 1 Степень развития коммуникативных компетенций Планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками 1 Постановка вопросов для поиска и сбора информации 1 Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одногруппников 1 Речевая деятельность 1 Степень развития познавательных компетенций Применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления закономерностей 1 Анализ литературы по теме исследования 1 Классифицирование источников по теме исследования 1 Написание исследовательской работы по данному основанию 2 Синтез – составление целого текста из частей 1 Определение основной и второстепенной информации 1 Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера 1 Сумма баллов 20

Количественный анализ, проведенный на основании анкеты.

Уровень сформированности  компетенций по группам.

№ компетенции 31группа 32группа 43группа 1. регулятивные 36% 44% 60% 2. коммуникативные 24% 20% 18% 3. познавательные 40% 36% 22%

Качественный анализ, проведенный на основании анкеты.

31 группа специальность «Государственное и муниципальное управление»

Доминирующий способ мышления                            адаптация-координация

Межличностное взаимодействие                                частое по типу «вместе»

Интерес                                                                     социальный

32 группа специальность «Экономика и бухгалтерский учет»

Доминирующий способ мышления                             приложение-регуляция

Межличностное взаимодействие                                 частое по типу «рядом»

Интерес                                                                            предпринимательский

43 группа специальность «Техобслуживание и ремонт автотранспорта»

Доминирующий способ мышления                            приложение – диагностика

Межличностное взаимодействие                                частое по типу «рядом»

Интерес                                                                     исследовательский

Профилактическая направленность для развития коммуникативных компетенций включает следующие виды деятельности: беседы, диагностика   индивидуальная и групповая, тренинговая работа с группой.

Тренинг коммуникативных навыков,

коммуникативной и социальной компетенции.

Цель: Научиться умело и с удовольствием общаться с людьми, понимать людей и смысл общения.

Инструкция участникам: «Для того, чтобы эффективно общаться с другими людьми, мы должны уметь представлять и разделять их эмоциональные состояния, уметь поставить себя на их место, проникнуть в их переживания

Отработка навыков эффективного общения.

Ведущий организует ролевую игру на понимание и сопереживание окружающим.

Задача остальной группы – распознать эти эмоции и постараться перенять внутренний опыт этого человека, стараясь изобразить его эмоции. Попытайтесь проникнуть в переживания другого человека. Постарайтесь «увидеть», «услышать», «почувствовать» так же как он».

Ведущий организует обсуждение результатов игры.

Развитие способности «принятия роли другого человека».

Инструкция участникам: « Для того, чтобы лучше понимать других людей, очень полезно научиться «ставить» себя на место другого человека, «принимать его роль».

Пусть члены группы разыграют несколько сценок, в которых задействованы следующие персонажи: родители, пожилые люди, маленькие дети, педагоги, врачи, представители организаций, одногруппники, однолетки». Необходимо представить проблемную ситуацию и выход из нее.

Ведущий организует обсуждение результатов игры, спрашивает, что каждый из участников чувствовал, находясь в той или иной роли.

Отработка «принятия роли» другого человека.

работа с сознанием, мышлением

Инструкция участникам. «Подумайте и ответьте на вопрос: «Какова была бы ваша жизнь, если бы вы были:

  • медиумом, который знал бы все ответы на все вопросы и проблемы;
  • мышью, пойманной в мышеловку и не знающей, как оттуда выбраться;
  • человеком, попавшим на необитаемый остров;
  • кем-то еще, кем бы вы хотели стать на один день».

Выберите, какой-то из этих персонажей и постарайтесь «принять его роль», стать на некоторое время этим человеком. Расскажите, что  вы чувствовали, когда играли эту роль».

Участники группы рефлексируют состояние выбранного ими персонажа.

Ведущий организует обсуждение.

работа с представлениями

Инструкция участникам: « Пожалуйста, представьте себя:

  • высоким, как девятиэтажный дом;
  • слепым иили глухим;

Ответьте на вопросы:

  • Как бы вы тогда выглядели?
  • Что бы говорили?
  • Изобразите эти персонажи.

Расскажите, что вы чувствовали, когда играли эту роль».

работа  с эмоциями

Инструкция участникам : « Пусть кто-либо из группы разыграет ситуации, где участники переживают:

  • ужас;
  • горе;
  • испуг;
  • раздражение;
  • одиночество;
  • радость;
  • смущение;
  • печаль;
  • счастье.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  • Что, по вашему мнению, переживает этот человек?
  • Какие причины у этого человека переживать эти чувства, эмоции?
  • Представьте, как бы вы себя чувствовали, если бы вы  были этим человеком?
  • Что вы чувствовали, наблюдая эту сцену?»

Постарайтесь в трудных для вас жизненных ситуациях опираться на:

  • опыт эффективного общения, приобретенный на занятии;
  • умения и навыки «принятия роли» другого человека, как ролевому фактору взаимодействия с окружающими;
  • личностные характеристики – оптимизм, позитивность, юмор приобретенные на занятии.

Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплинпо специальности 40. 01 Право и организация социального обеспечения

Атаева Диана Руслановна, преподавательГБПОУ «Владикавказский торгово-экономический техникум»

Выпускник техникума специальности 40. 01 Право и организация социального обеспечении в первую очередь должен осознавать значимость своей будущей профессии, а также понимать правильность сделанного им выбора, то есть проявлять к своей профессии устойчивый интерес. Самостоятельно ставить цели, определять задачи в профессиональном и личностном развитии. Уметь организовывать и контролировать свою работу, находить мотивацию для саморазвития. В последнее время происходит переориентация оценки результатов усвоения обучающимися знаний. В обиход вошли новые понятия, такие как компетенция, компетентность. Произошел переход на компетентностно-ориенторованное профессиональное обучение, этот переход вызван рядом предпосылок, в частности жизненных, социально-экономических, политико-образовательных.

Такая резкая смена в профессиональном образовании — это своего рода реакция на постоянно изменяющиеся социально-экономические условия. Во многом это связанно с процессами рыночной экономики, а также с динамическим развитием законодательной базы.

Рынок труда, выходя на приоритетные позиции, предъявляет к современному специалисту набор новых требований. Эти новые требования не ограничены строго рамками одной дисциплины, они носят надпредметный характер, т. они универсальны. Поэтому в концепции нового подхода  образовательного процесса для студентов специальности Право и организация социального обеспечения помимо формирования у обучающихся правовых знаний и умений, необходимо развивать ряд качеств (свойств), в частности, самостоятельность, коммуникативность, стремление и готовность к саморазвитию, добросовестность, ответственность, а также творческий подход к решаемым задачам.

— способность работать в группе, устанавливать взаимное сотрудничество,способность и готовность принимать решения, а такженести ответственность за результат своих действий;

— специальная компетентность — это подготовка к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать профессиональные задачи, оценивать результат своего труда, а также использовать и приобретать новые подходы, технологии, знания в будущей профессии;

— индивидуальная компетентность — это готовность постоянно повышать квалификацию, способность к профессиональной рефлексии, преодоление профессиональных кризисов.

Все это разовьет способность выпускника к выживанию и формированию устойчивой жизненной позиции в условиях современного многофакторного, социально-политического, рыночно, информационного, коммуникационного пространства.

— развивать мотивационный компонент, правовую культуру, ориентированную на гуманистическое правосознание;

— развивать когнитивный компонент, т. правовую компетентность;

Выпускник должен ориентироваться в постоянно меняющемся законодательстве, в условиях современной действительности, также самостоятельно преодолевать и исправлять собственные ошибки, находя решение. В результате формирование профессиональной компетенции проходит на основе формирования общих компетенций, при помощи комплекса стимулов, таких как эффект результативности, который можно достичь только через включение студентов в поисково-информационнуюдеятельность. Сюда относят умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие механизма поиска в информации в библиотеках, работа со справочно-правовыми системами, выполнение индивидуальных заданий на практике, решение ситуационных и проблемных задачна семинарных занятиях, разработка социальных проектов.

Поэтому формирование компетенций у выпускника юридического факультета Владикавказского торгово-экономического техникума  должно способствовать развитию конкурентоспособного, практико-ориентированного специалиста, который будет отвечать современным требованиям.

  • Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 № 508 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2014 № 33324) // «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения» // СПС «Гарант».
  • Титова, Ю. Н., Бочкарева Е. В. Конпетентностный подход к подготовке конкурентоспособного специалиста// Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.практ. конф., 5 мая 2011 г. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.пед. ун-та в г. Березовском, 2011, стр. 207–211.
  • Семенова, О. В., Светашова Н. С. Проблемы формирования общих компетенций в практике преподавания общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин // Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.практ. конф., 5 мая 2011 г. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.пед. ун-та в г. Березовском, 2011, стр. 190–195.

Особенности Формирования профессиональных компетенций студентов СПО

Богданова Н.

На сегодняшний день изменения социально-экономических условий государства требуют в образовании необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена, а важным положением содержания образования является обеспечение качества подготовки специалистов. В связи с этим обществу необходим компетентный специалист, который умеет самостоятельно добывать и применять знания, умения и навыки на практике, может решить любые профессиональные задачи, стоящие перед ним, готовый к профессиональному росту. Формирование профессиональных компетенций происходит в студенческом возрасте, поскольку на этапе самосознания и собственного мировоззрения происходит формирование профессиональных интересов, усиливаются познавательные мотивы, принимаются самостоятельные решения, происходит профессиональное самосовершенствование и саморазвитие личности.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, посвященную понятию «формирование», можно выделить следующие основные положения:

авторы определяют «формирование» как особую форму развития личности человека в процессе его жизнедеятельности и под влиянием специальных воздействий окружающей среды, наследственности и воспитания (Т. Ильина, Ю. Бабанский, О. Горобенко, В. Сластёнин);

под «формированием» понимают результат развития личности, её становления, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств (И. Харламов);

формирование – наполнение форм новым содержанием, процесс предоставления студенту определенных форм и условий деятельности (Л. В Ведерникова, И. Коробейникова);

в педагогической практике формирование – это применение методов, приемов и способов влияния на личность с целью создания у нее системы знаний, умений и навыков, определенного склада памяти и мышления.

Под формированием профессиональных компетенций у студентов СПО мы понимаем процесс, подразумевающий создание форм и условий студенту для достижения определенного результата, т. е сформированных компетенций у студента, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами работодателей и возможностями дальнейшего продолжения образования.

Формирование профессиональных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса, во время аудиторной и внеаудиторной деятельности, зависит от индивидуальных и личностных характеристик специалиста, умения использовать имеющиеся возможности и способности.

Основной особенностью формирования профессиональной компетенции выступает студенческий возраст.

Анализ психолого-педагогической литературы авторов Б. Ананьев, Л. Грановская, И. Зимняя, В. Лисовский, и др. показал, что в студенческом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека, сложное переассоциирование психических функций внутри интеллекта, меняется вся структура личности в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные общности.

Студенческий  возраст  — это  возраст  формирования  собственных  взглядов, отношений, уникальный  период  жизни  человека, где развиваются  нравственное и  эстетическое  отражение  окружающей  действительности,  происходит становление  и  укрепление  черт  характера,  привычек  и  установок. В  данном  периоде  происходит овладением  всей  системой  социальных  ролей  взрослого  человека: учебных,  гражданских,  профессиональных,  трудовых,  политических, выражающихся в самостоятельности студента.

Стремление  к  самостоятельности,  объясняется  растущими  проблемами  самосознания  и  самоопределения,  решить  которые  студенту  бывает  трудно. Возросший  уровень  самосознания  и  способствует  развитию  уровня  требований  студента  к  себе и к окружающим  людям. Они  становятся  более  критичными  и  самокритичными,  предъяв­ляют  требования  более  высокого  уровня к  окружающим.

Студенческий  период  является  центральным  периодом  становления  всей  системы профессионально – ценностных  ориентаций  и  мотиваций, формированием  неповторимой,  творческой  индивидуальности,  становления  интеллектуальной  системы  и  личности  в  целом.

Некоторые  особенности  психики  студенческого  возраста  опреде­ляются  промежуточностью  общественного  положения  и  статуса в обществе. Молодого  человека  занимает  собственная  возрастная  специфика,  право  на  независимость  и  др. Выраженная  ориентировка  и  опреде­ление  своего  места  в  мире  среди людей  предполагает  личностное  и  социальное  самоопределение. Социально-психологические  свойства  этой  возрастной  категории  зависят  не  столько  от  возрастных  особенностей,  сколько  от  социально-профессионального  определения,  самостоятельности,  выбора  жизненного  пути.

Комплекс  интеллектуального  потенциала  студента,  а  также  индивидуальные характеристики  профессиональных  качеств  личности,  которые  включают  в  себя  самообразование, самоорганизацию, саморефлексию, саморазвитие личности,  определяют  успешность в обучении  профессиональной деятельности.

Направленность  личности  студента  определяет  использование  целого  комплекса  духовных, интеллектуальных, материальных потребностей,  которые  предполагают  дальнейшее  удовлетворение и проявляется  в  стремлении  стать  профес­сионалом. При  этом необходима  активность,  которая  проявляется  через  стремление,  влечение,  желание  и  эмоциональные  состояния студента в профессиональной деятельности.

Время  учёбы  в СПО  совпадает  со  вторым  периодом  юности  или  первым  периодом  зрелости,  который  отличается  сложностью  становления  личностных  черт  (работы  Б. Ананьева,  А. Дмитриева,  И. Кона,  В. Лисовского  и  др. Одной из основных  черт нравственного  развития  студента  является  усиление  сознательных  мотивов  поведения. Укрепляются  качества,  которых  не  хватало  в  школе – инициатива, целеустремленность,  реши­тельность, самостоятельность,  настойчивость, ответственность,  умение  владеть  собой.

Успешность  учебной  деятельности  студента  опреде­ляется  освоением  новых  для  него  особенностей  профессии  в  СПО, формированием профессиональных компетенций. В  процессе  обучения  формируются профессионально-ценностные установки,   развиваются индивидуальные характеристики  профессиональных  качеств  личности студента.

Многие  проблемы  у студентов возникают на  первом курсе обучения  в СПО, которые связаны  с  отсутствием  навыков  самостоятельной  работы,  неумением  конспектировать  лекционный  материал,  работать  с  различными источниками,  анализировать, сравнивать, обобщать  полученную информацию,  ясно  и  логично  излагать  свои  мысли, не умение применять полученные навыки в профессиональной деятельности.

В связи с модернизацией российского образования преподаватель должен направить деятельность студента на освоение профессиональных компетенций. Надо дать понять студенту, чтобы он вел данную деятельность для решения профессиональных задач, на основании овладения знаниями, умениями и навыками, а не только для того, чтобы успешно сдавать экзамены.

Традиционный подход в профессиональном образовании ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это приводит к тому, что выпускник не способен использовать полученную информацию в своей профессии, он только становиться хорошо информированным специалистом. Решением этой проблемы становится использование в образовательном процессе новых технологий, форм и методов, которые позволят сместить акценты на следующие важные моменты: самостоятельность, самоорганизацию, самообразование и саморазвитие студента, появятся профессионально-ценностные установки. Это позволяет специалисту решать профессиональные задачи, на основе полученных знаний, умений, навыков, освоению предмета и модулей профессиональной деятельности, овладение новыми приемами, способами и технологиями профессии.

На первый план в обучении следует выдвигать поисковую и самостоятельно-исследовательскую деятельность, суть которой заключается в самостоятельном поиске, выявлении и понимании студентом необходимой информации, постановки проблемной задачи, направленной на анализ, способ решения задачи и самооценку.

Выбор современных методов и технологий формирования профессиональной компетенции способствует тому, что:

– проявляется активность студентов, которая должна быть направлена на процесс самостоятельного добывания знаний, умений и навыков, исследование информации, ее сравнение, обобщения и анализ;

– формируется способность к самоорганизации, самостоятельной деятельности, самообразовании, саморазвитии и саморефлексии студентов;

– повышаются профессионально-ценностые установки;

-обеспечиваются условия к самоопределению и самореализации личности.

Таким образом, особенностями формирования профессиональных компетенций студентов СПО выступают специфические способности личности в студенческом возрасте и современная парадигма образования, формирующая фундамент из знаний, умений и навыков будущей профессии.

Педкасистый, П. Педагогика: учебное пособие/ под ред. Педкасистого. – М. : Высшее образование, 2008. -430 с.

Библиографическое описание

Выпускник колледжа специальности Право и организация социального обеспечении в первую очередь должен понимать значимость своей будущей профессии, а также осознавать правильность сделанного им выбора, т. проявлять к своей профессии устойчивый интерес. Самостоятельно ставить цели, определять задачи в профессиональном и личностном развитии. Уметь организовывать и контролировать свою работу, находить мотивацию для саморазвития.

В последнее время происходит переориентация оценки результатов усвоения обучающимися знаний. В обход вошли новые понятия, такие как компетенция, компетентность. Произошел переход на компетентностно-ориенторованное профессиональное обучение, этот переход вызван рядом предпосылок, в частности жизненных, социально-экономических, политико-образовательных. Такая резкая смена в профессиональном образовании — это своего рода реакция на постоянно изменяющиеся социально-экономические условия. Во многом это связанно с процессами рыночной экономики, а также с динамическим развитием законодательной базы.

Рынок труда, выходя на приоритетные позиции, предъявляет к современному специалисту набор новых требований. Эти новые требования не ограничены строго рамками одной дисциплины, они носят надпредметный характер, т. они универсальны.

Поэтому в концепции нового подхода образовательного процесса для студентов специальности Право и организация социального обеспечения помимо формирования у обучающихся правовых знаний и умений, необходимо развивать ряд качеств (свойств), в частности, самостоятельность, коммуникативность, стремление и готовность к саморазвитию, добросовестность, ответственность, а также творческий подход к решаемым задачам.

Таким образом, целью становится формирование компетентного специалиста — юриста в сфере социальной защиты населения.

–                   Социальная компетентность — способность работать в группе, устанавливать взаимное сотрудничество, способность и готовность принимать решения, а также нести ответственность за результат своих действий;

–                   Специальная компетентность — это подготовка к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать профессиональные задачи, оценивать результат своего труда, а также использовать и приобретать новые подходы, технологии, знания в будущей профессии;

–                   Индивидуальная компетентность — это готовность постоянно повышать квалификацию, способность к профессиональной рефлексии, преодоление профессиональных кризисов.

Все это разовьет способность выпускника к выживанию и формированию устойчивой жизненной позиции в условиях современного многофакторного, социально-политического, рыночно, информационного, коммуникационного пространства.

В образовательном учреждении студенты впервые лицом к лицу самостоятельно сталкиваются со многими проблемами, экономического, социального, политического, национального, правового, демографического характера. Это своего рода мини проекция проблем свойственных нашему обществу.

Будущий выпускник должен стать профессионалом — человеком, который способен с помощью разума, знаний права, интуиции преодолевать постоянно возникающие проблемы и трудности, связанные с предоставлением социального обеспечения и социальной защиты населения. Он должен умело действовать в нестандартных неординарных ситуациях, используя правовые нормы, грамотно урегулировать спорные вопросы, конфликты. Выпускник должен стать неким носителем идеи гражданского общества, привносить правовую культуру в общество, в разные социальные слои.

–                   развивать мотивационный компонент, правовую культуру, ориентированную на гуманистическое правосознание;

–                   развивать когнитивный компонент, т. правовую компетентность;

–                   деятельно-рефлексивный компонент — на этом этапе происходит становление нормативно-правовой компетентности будущего специалиста, за счет накопления личного социального опыта решения профессиональных задач социально-правового характера.

В результате формирование профессиональной компетенции проходит на основе формирования общих компетенций, при помощи комплекса стимулов, таких как эффект результативности, который можно достичь только через включение студентов в поисково-информационную деятельность. Сюда относят умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие механизма поиска в информации в библиотеках, работа со справочно-правовыми системами, выполнение индивидуальных заданий на практике, решение ситуационных и проблемных задач на семинарных занятиях, разработка социальных проектов.

Поэтому формирование компетенций у выпускника колледжа должно способствовать развитию конкурентоспособного, практико-ориентированного специалиста, который будет отвечать современным требованиям.

  • Семенова О. В., Светашова Н. С. Проблемы формирования общих компетенций в практике преподавания общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин// Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011, стр.190–195
  • Титова Ю. Н., Бочкарева Е. В. Конпетентностный подход к подготовке конкурентоспособного специалиста//Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011, стр. 207–211
  • Файзулина Т. Ф. Формирование правовой компетентности студентов профессионально-педагогического колледжа//Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011, стр. 217–221

Основные термины (генерируются автоматически): будущий специалист, будущая профессия, выпускник колледжа, задача, правовая культура, профессиональная компетенция, социальная защита населения, социальное обеспечение, формирование, формирование компетенций.

Формирование правовой компетентности

у будущих специалистов по профилю социальная работа в условиях СПО.

Современные общественные преобразования, сопряженные с формированием правового государства в целом и поддержкой каждого гражданина в отдельности, обозначили одну из серьезнейших проблем современного общества, которая выражается в низком уровне правовой культуры граждан РФ. Процесс развития нашего общества на прямую связан с необходимостью повышения правовой культуры в целом.

В свою очередь социальные реформы, проводимые в нашей стране, диктуют необходимость формирования правовой культуры будущих специалистов социальной сферы, которая признана способствовать эффективной правовой деятельности и принятию социальными работниками общепринятых нравственных ценностей.

Именно поэтому, сегодня изменились требования к выпускникам среднего профессионального образования. И если несколько десятилетий назад, для характеристики квалифицированного специалиста по социальной работе было достаточно оценить его профессиональные знания, умения и навыки, то в настоящее время, перечень требований расширился, и перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования ставится задача формирования такой качественной характеристики будущего специалиста как правовая культура.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях социально полезного и ценного. Она – не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарта поведения.

В профессиональной подготовке студентов становится все более очевидным тот факт, что расширение сферы деятельности будущих специалистов в области социальной защиты населения требует адекватного изменения образовательного процесса с тем, чтобы каждый выпускник имел необходимые правовые знания и элементы правовой культуры, которые способствовали бы эффективной коммуникации специалиста как с клиентом, так и различными публичными институтами.

Правовая компетентность специалиста социальной сферы – это составляющая профессиональной компетентности, определяющая правовую ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности, которая является характеристикой, отражающей способность решать социально-правовые проблемы клиентов на основе ценностей, знаний, опыта деятельности, в соответствии с этическими принципами, приоритетом прав человека, социальными стандартами,  профессиональными обязанностями специалиста, нормативными рамками технологической деятельности.

Правовая культура специалистов по социальной работе имеет гуманистическую, охранно-защитную, превентивно-профилактическую, информационно-консультационную и другие функции.

Структура правовой культуры социального работника включает в себя ценностный, когнитивный, коммуникативный, деятельностный и рефлексивный компоненты.

Практика среднего профессионального образования, показывает, что, несмотря на понимание важности проблемы становления правовой культуры специалиста по социальной работе, технология процесса ей формирования у студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» недостаточно разработаны. И для оптимизации работы по формированию правовой культуры будущего специалиста первоначально необходимо определить модель право-культурной личности студента, так как по мнению В. Сальникова правовая культура как особое социальное явление, проявляющееся в качественном правовом состоянии общества и личности. Модель правокультурной личности характеризует студента как индивида способного осознавать социальную значимость права и правопорядка, признавать уважительное отношение к правам другого человека, имеющего привычки правомерного поведения и занимающего позицию гражданско-правовой активности. Формирование правовой культуры будущего социального работника (достижение соответствия модели правокультурной личности) в учреждениях среднего профессионального образования представляет собой целостный образовательно-воспитательный процесс, который включает в себя следующие компоненты:

  • организация и реализация совместной деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса: преподавателей, руководителей практики специалистов социально-психологической службы;
  • самостоятельная деятельность студентов.

В процессе воспитательно-образовательного процесса студенты приобретают опыт социально-правовой деятельности, овладевают компетенциями и ценностями необходимыми для творческой разработки и реализации социально-правовых технологий на различных уровнях социальной работы.

Процесс формирования правовой культуры будущих специалистов социальной сферы основывается на системообразующих, технологических и специальных принципах.

Работа по формированию правовой культуры социального работника выстраивается в соответствии с уровнями обеспечивающими правовое и нравственно-ценностное самоопределение личности студента. К ним относятся: когнитивный, мотивационно-ценностный и поведенческий уровни.

До недавнего времени когнитивный уровень являлся первым в процессе формирования правовой культуры, так как знания являются фундаментальной основой для формирования умений, а без знаний и умений невозможно формирование нравственных ориентиров и адекватности профессиональной деятельности. Но в условиях внедрения компетентностного подхода к процессу образования можно провести и обратную связь влияния практической деятельности и мотивации познания на усвоения знаний и умений. В этом случае правовая культура личности раскрывается в субъективно усвоенных личностью культурно-правовых ориентациях, творческой деятельности и позитивных результатах юридически значимого поведения. Это конкретный характер прогрессивно-правового развития индивида, обеспечивающий его правомерную и активную деятельность.

Профессиональная деятельность специалиста постоянно связана с решением разнообразных задач, в том числе и правовых. Для этого необходимо иметь развитое правовое мышление, которое формируется в процессе правового образования и воспитания в колледже.

В рамках настоящей статьи представлен опыт формирования правовой компетентности в условиях ГБОУ СПО МО «Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж. В основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования знания о правовой культуре, полученные студентами в школе, пополняются на уроках обществознания. При этом предполагается, что студент, имеющий четкие знания правовой культуры должен: знать все законы, касающиеся его прав, уметь применять их в различных жизненных ситуациях, отстаивать права: свои и других. Но, как показывает практика, студенты первого курса демонстрируют низкий уровень сформированности этих качеств. Начиная со второго курса студенты углубленно изучают междисциплинарные курсы: «Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами», «Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми», «Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска» в рамках которых проводятся не только лекции и беседы, но и практикумы, на которых преподаватели предлагают студентам разобрать различные правовые ситуации. В ходе производственной практики, проходящей на базе Управлений по социальной защите населения, студенты осуществляют профессиональную деятельность, отражающую их способность решать социально-правовые проблемы клиентов на основе приоритета прав человека, социального стандарта, профессиональных обязанностей специалиста, нормативных рамок технологической деятельности.

Формирование правовой культуры является одной из основных организационных сфер жизнедеятельности студентов. Воспитательная работа в колледже нацелена на передачу будущим специалистам опыта участия студентов людей в коллективной жизни, на целенаправленное подключение подростков в систему коллективных отношений, на формирование в них чувства гражданственности, желания иметь собственную позицию в жизни, умение и желание ее выражать, беспокоиться не только о своем благе, но и о преуспевании государства в целом.

Таким образом, формирование правовой культуры будущих бакалавров по профилю социальная  осуществляется на основе комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования правовой культуры студента-будущего социального работника в условиях колледжной подготовки, включает: ценностно-ориентированное целеполагание колледжной подготовки, интегрирующей усилия всех субъектов, направленные на формирование компонентов правовой культуры студента; использование возможностей содержания колледжной подготовки, определенного требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к качеству подготовки специалиста, и вариативного содержания курсов, ориентированных на формирование правовой компетентности и правовой культуры; применение образовательных технологий, обеспечивающих включенность студентов в деятельность по решению социально-правовых проблем различного уровня социальной работы; осуществление педагогического сопровождения проектной деятельности студентов, позволяющей приобрести им социально-правовой опыт, проявить активность в решении профессиональных задач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *