Формирование профессиональных компетенций у студентов СПО
Общая неблагополучная социально-экономическая ситуация в России, выражается в реструктализации экономики и свертывание ряда производств. Этот фактор приводит в свою очередь к сокращению числа рабочих мест, а также и среднего персонала, которыми являются выпускники СПО. И как следствие на первый план для студентов СПО выходят проблемы предстоящего трудоустройства. Это порождает среди студентов дезадаптацию и отсутствие направленности на профессиональную деятельность. Поэтому в целях формирования социальной и профессиональной мобильности выпускника необходимо усиливать психолого-педагогическую адаптацию у студентов. Ориентировать их на соответствие стандартов качества и квалифицированности рынка труда.
Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. В связи с эти возникает проблема: найти новые подходы к организации образовательной деятельности, основанные на использовании современных образовательных технологий.
В процессе профессиональной деятельности завуча дневным отделением для меня стало очевидным, что важнейшим фактором совершенствования подготовки студентов СПО является диагностическая и профилактическая работа, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики, готовить квалифицированные кадры с повышенным творческим потенциалом. Исходя, из этого я определила цель моей педагогической деятельности: формирование профессиональных компетенций студентов.
Цыбина Л. А – педагог из Профессионального училища №47 Омской области, для оценки сформированности профессиональных компетенций, разработала следующие критерии:
-познавательные компетенции.
На основании ее материалов было проведено исследование среди студентов старших курсов на наличие выше перечисленных компетенций.
Исследование показало, что уровень сформированности регулятивных и познавательных компетенций выше, чем уровень сформированности коммуникативных компетенций.
по которой проводилось исследование.
Критерии и показатели оценки Баллы Степень развития регулятивных компетенций Формулирует цель 2 Различает цель и задачи 1 Формулирует задачи 1 Владеет методикой составления плана исследования 1 Самостоятельно осуществляет контроль и корректировку исследования 1 Инициативность 1 Самостоятельность 1 Степень развития коммуникативных компетенций Планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками 1 Постановка вопросов для поиска и сбора информации 1 Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одногруппников 1 Речевая деятельность 1 Степень развития познавательных компетенций Применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления закономерностей 1 Анализ литературы по теме исследования 1 Классифицирование источников по теме исследования 1 Написание исследовательской работы по данному основанию 2 Синтез – составление целого текста из частей 1 Определение основной и второстепенной информации 1 Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера 1 Сумма баллов 20
Количественный анализ, проведенный на основании анкеты.
Уровень сформированности компетенций по группам.
№ компетенции 31группа 32группа 43группа 1. регулятивные 36% 44% 60% 2. коммуникативные 24% 20% 18% 3. познавательные 40% 36% 22%
Качественный анализ, проведенный на основании анкеты.
31 группа специальность «Государственное и муниципальное управление»
Доминирующий способ мышления адаптация-координация
Межличностное взаимодействие частое по типу «вместе»
Интерес социальный
32 группа специальность «Экономика и бухгалтерский учет»
Доминирующий способ мышления приложение-регуляция
Межличностное взаимодействие частое по типу «рядом»
Интерес предпринимательский
43 группа специальность «Техобслуживание и ремонт автотранспорта»
Доминирующий способ мышления приложение – диагностика
Межличностное взаимодействие частое по типу «рядом»
Интерес исследовательский
Профилактическая направленность для развития коммуникативных компетенций включает следующие виды деятельности: беседы, диагностика индивидуальная и групповая, тренинговая работа с группой.
Тренинг коммуникативных навыков,
коммуникативной и социальной компетенции.
Цель: Научиться умело и с удовольствием общаться с людьми, понимать людей и смысл общения.
Инструкция участникам: «Для того, чтобы эффективно общаться с другими людьми, мы должны уметь представлять и разделять их эмоциональные состояния, уметь поставить себя на их место, проникнуть в их переживания
Отработка навыков эффективного общения.
Ведущий организует ролевую игру на понимание и сопереживание окружающим.
Задача остальной группы – распознать эти эмоции и постараться перенять внутренний опыт этого человека, стараясь изобразить его эмоции. Попытайтесь проникнуть в переживания другого человека. Постарайтесь «увидеть», «услышать», «почувствовать» так же как он».
Ведущий организует обсуждение результатов игры.
Развитие способности «принятия роли другого человека».
Инструкция участникам: « Для того, чтобы лучше понимать других людей, очень полезно научиться «ставить» себя на место другого человека, «принимать его роль».
Пусть члены группы разыграют несколько сценок, в которых задействованы следующие персонажи: родители, пожилые люди, маленькие дети, педагоги, врачи, представители организаций, одногруппники, однолетки». Необходимо представить проблемную ситуацию и выход из нее.
Ведущий организует обсуждение результатов игры, спрашивает, что каждый из участников чувствовал, находясь в той или иной роли.
Отработка «принятия роли» другого человека.
работа с сознанием, мышлением
Инструкция участникам. «Подумайте и ответьте на вопрос: «Какова была бы ваша жизнь, если бы вы были:
- медиумом, который знал бы все ответы на все вопросы и проблемы;
- мышью, пойманной в мышеловку и не знающей, как оттуда выбраться;
- человеком, попавшим на необитаемый остров;
- кем-то еще, кем бы вы хотели стать на один день».
Выберите, какой-то из этих персонажей и постарайтесь «принять его роль», стать на некоторое время этим человеком. Расскажите, что вы чувствовали, когда играли эту роль».
Участники группы рефлексируют состояние выбранного ими персонажа.
Ведущий организует обсуждение.
работа с представлениями
Инструкция участникам: « Пожалуйста, представьте себя:
- высоким, как девятиэтажный дом;
- слепым иили глухим;
Ответьте на вопросы:
- Как бы вы тогда выглядели?
- Что бы говорили?
- Изобразите эти персонажи.
Расскажите, что вы чувствовали, когда играли эту роль».
работа с эмоциями
Инструкция участникам : « Пусть кто-либо из группы разыграет ситуации, где участники переживают:
- ужас;
- горе;
- испуг;
- раздражение;
- одиночество;
- радость;
- смущение;
- печаль;
- счастье.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Что, по вашему мнению, переживает этот человек?
- Какие причины у этого человека переживать эти чувства, эмоции?
- Представьте, как бы вы себя чувствовали, если бы вы были этим человеком?
- Что вы чувствовали, наблюдая эту сцену?»
Постарайтесь в трудных для вас жизненных ситуациях опираться на:
- опыт эффективного общения, приобретенный на занятии;
- умения и навыки «принятия роли» другого человека, как ролевому фактору взаимодействия с окружающими;
- личностные характеристики – оптимизм, позитивность, юмор приобретенные на занятии.
Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплинпо специальности 40. 01 Право и организация социального обеспечения
Атаева Диана Руслановна, преподавательГБПОУ «Владикавказский торгово-экономический техникум»
Выпускник техникума специальности 40. 01 Право и организация социального обеспечении в первую очередь должен осознавать значимость своей будущей профессии, а также понимать правильность сделанного им выбора, то есть проявлять к своей профессии устойчивый интерес. Самостоятельно ставить цели, определять задачи в профессиональном и личностном развитии. Уметь организовывать и контролировать свою работу, находить мотивацию для саморазвития. В последнее время происходит переориентация оценки результатов усвоения обучающимися знаний. В обиход вошли новые понятия, такие как компетенция, компетентность. Произошел переход на компетентностно-ориенторованное профессиональное обучение, этот переход вызван рядом предпосылок, в частности жизненных, социально-экономических, политико-образовательных.
Такая резкая смена в профессиональном образовании — это своего рода реакция на постоянно изменяющиеся социально-экономические условия. Во многом это связанно с процессами рыночной экономики, а также с динамическим развитием законодательной базы.
Рынок труда, выходя на приоритетные позиции, предъявляет к современному специалисту набор новых требований. Эти новые требования не ограничены строго рамками одной дисциплины, они носят надпредметный характер, т. они универсальны. Поэтому в концепции нового подхода образовательного процесса для студентов специальности Право и организация социального обеспечения помимо формирования у обучающихся правовых знаний и умений, необходимо развивать ряд качеств (свойств), в частности, самостоятельность, коммуникативность, стремление и готовность к саморазвитию, добросовестность, ответственность, а также творческий подход к решаемым задачам.
— способность работать в группе, устанавливать взаимное сотрудничество,способность и готовность принимать решения, а такженести ответственность за результат своих действий;
— специальная компетентность — это подготовка к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать профессиональные задачи, оценивать результат своего труда, а также использовать и приобретать новые подходы, технологии, знания в будущей профессии;
— индивидуальная компетентность — это готовность постоянно повышать квалификацию, способность к профессиональной рефлексии, преодоление профессиональных кризисов.
Все это разовьет способность выпускника к выживанию и формированию устойчивой жизненной позиции в условиях современного многофакторного, социально-политического, рыночно, информационного, коммуникационного пространства.
— развивать мотивационный компонент, правовую культуру, ориентированную на гуманистическое правосознание;
— развивать когнитивный компонент, т. правовую компетентность;
Выпускник должен ориентироваться в постоянно меняющемся законодательстве, в условиях современной действительности, также самостоятельно преодолевать и исправлять собственные ошибки, находя решение. В результате формирование профессиональной компетенции проходит на основе формирования общих компетенций, при помощи комплекса стимулов, таких как эффект результативности, который можно достичь только через включение студентов в поисково-информационнуюдеятельность. Сюда относят умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие механизма поиска в информации в библиотеках, работа со справочно-правовыми системами, выполнение индивидуальных заданий на практике, решение ситуационных и проблемных задачна семинарных занятиях, разработка социальных проектов.
Поэтому формирование компетенций у выпускника юридического факультета Владикавказского торгово-экономического техникума должно способствовать развитию конкурентоспособного, практико-ориентированного специалиста, который будет отвечать современным требованиям.
- Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 № 508 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2014 № 33324) // «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения» // СПС «Гарант».
- Титова, Ю. Н., Бочкарева Е. В. Конпетентностный подход к подготовке конкурентоспособного специалиста// Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.практ. конф., 5 мая 2011 г. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.пед. ун-та в г. Березовском, 2011, стр. 207–211.
- Семенова, О. В., Светашова Н. С. Проблемы формирования общих компетенций в практике преподавания общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин // Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.практ. конф., 5 мая 2011 г. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.пед. ун-та в г. Березовском, 2011, стр. 190–195.
Особенности Формирования профессиональных компетенций студентов СПО
Богданова Н.
На сегодняшний день изменения социально-экономических условий государства требуют в образовании необходимость повышения качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена, а важным положением содержания образования является обеспечение качества подготовки специалистов. В связи с этим обществу необходим компетентный специалист, который умеет самостоятельно добывать и применять знания, умения и навыки на практике, может решить любые профессиональные задачи, стоящие перед ним, готовый к профессиональному росту. Формирование профессиональных компетенций происходит в студенческом возрасте, поскольку на этапе самосознания и собственного мировоззрения происходит формирование профессиональных интересов, усиливаются познавательные мотивы, принимаются самостоятельные решения, происходит профессиональное самосовершенствование и саморазвитие личности.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, посвященную понятию «формирование», можно выделить следующие основные положения:
авторы определяют «формирование» как особую форму развития личности человека в процессе его жизнедеятельности и под влиянием специальных воздействий окружающей среды, наследственности и воспитания (Т. Ильина, Ю. Бабанский, О. Горобенко, В. Сластёнин);
под «формированием» понимают результат развития личности, её становления, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств (И. Харламов);
формирование – наполнение форм новым содержанием, процесс предоставления студенту определенных форм и условий деятельности (Л. В Ведерникова, И. Коробейникова);
в педагогической практике формирование – это применение методов, приемов и способов влияния на личность с целью создания у нее системы знаний, умений и навыков, определенного склада памяти и мышления.
Под формированием профессиональных компетенций у студентов СПО мы понимаем процесс, подразумевающий создание форм и условий студенту для достижения определенного результата, т. е сформированных компетенций у студента, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами работодателей и возможностями дальнейшего продолжения образования.
Формирование профессиональных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса, во время аудиторной и внеаудиторной деятельности, зависит от индивидуальных и личностных характеристик специалиста, умения использовать имеющиеся возможности и способности.
Основной особенностью формирования профессиональной компетенции выступает студенческий возраст.
Анализ психолого-педагогической литературы авторов Б. Ананьев, Л. Грановская, И. Зимняя, В. Лисовский, и др. показал, что в студенческом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека, сложное переассоциирование психических функций внутри интеллекта, меняется вся структура личности в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные общности.
Студенческий возраст — это возраст формирования собственных взглядов, отношений, уникальный период жизни человека, где развиваются нравственное и эстетическое отражение окружающей действительности, происходит становление и укрепление черт характера, привычек и установок. В данном периоде происходит овладением всей системой социальных ролей взрослого человека: учебных, гражданских, профессиональных, трудовых, политических, выражающихся в самостоятельности студента.
Стремление к самостоятельности, объясняется растущими проблемами самосознания и самоопределения, решить которые студенту бывает трудно. Возросший уровень самосознания и способствует развитию уровня требований студента к себе и к окружающим людям. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют требования более высокого уровня к окружающим.
Студенческий период является центральным периодом становления всей системы профессионально – ценностных ориентаций и мотиваций, формированием неповторимой, творческой индивидуальности, становления интеллектуальной системы и личности в целом.
Некоторые особенности психики студенческого возраста определяются промежуточностью общественного положения и статуса в обществе. Молодого человека занимает собственная возрастная специфика, право на независимость и др. Выраженная ориентировка и определение своего места в мире среди людей предполагает личностное и социальное самоопределение. Социально-психологические свойства этой возрастной категории зависят не столько от возрастных особенностей, сколько от социально-профессионального определения, самостоятельности, выбора жизненного пути.
Комплекс интеллектуального потенциала студента, а также индивидуальные характеристики профессиональных качеств личности, которые включают в себя самообразование, самоорганизацию, саморефлексию, саморазвитие личности, определяют успешность в обучении профессиональной деятельности.
Направленность личности студента определяет использование целого комплекса духовных, интеллектуальных, материальных потребностей, которые предполагают дальнейшее удовлетворение и проявляется в стремлении стать профессионалом. При этом необходима активность, которая проявляется через стремление, влечение, желание и эмоциональные состояния студента в профессиональной деятельности.
Время учёбы в СПО совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт (работы Б. Ананьева, А. Дмитриева, И. Кона, В. Лисовского и др. Одной из основных черт нравственного развития студента является усиление сознательных мотивов поведения. Укрепляются качества, которых не хватало в школе – инициатива, целеустремленность, решительность, самостоятельность, настойчивость, ответственность, умение владеть собой.
Успешность учебной деятельности студента определяется освоением новых для него особенностей профессии в СПО, формированием профессиональных компетенций. В процессе обучения формируются профессионально-ценностные установки, развиваются индивидуальные характеристики профессиональных качеств личности студента.
Многие проблемы у студентов возникают на первом курсе обучения в СПО, которые связаны с отсутствием навыков самостоятельной работы, неумением конспектировать лекционный материал, работать с различными источниками, анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, ясно и логично излагать свои мысли, не умение применять полученные навыки в профессиональной деятельности.
В связи с модернизацией российского образования преподаватель должен направить деятельность студента на освоение профессиональных компетенций. Надо дать понять студенту, чтобы он вел данную деятельность для решения профессиональных задач, на основании овладения знаниями, умениями и навыками, а не только для того, чтобы успешно сдавать экзамены.
Традиционный подход в профессиональном образовании ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это приводит к тому, что выпускник не способен использовать полученную информацию в своей профессии, он только становиться хорошо информированным специалистом. Решением этой проблемы становится использование в образовательном процессе новых технологий, форм и методов, которые позволят сместить акценты на следующие важные моменты: самостоятельность, самоорганизацию, самообразование и саморазвитие студента, появятся профессионально-ценностные установки. Это позволяет специалисту решать профессиональные задачи, на основе полученных знаний, умений, навыков, освоению предмета и модулей профессиональной деятельности, овладение новыми приемами, способами и технологиями профессии.
На первый план в обучении следует выдвигать поисковую и самостоятельно-исследовательскую деятельность, суть которой заключается в самостоятельном поиске, выявлении и понимании студентом необходимой информации, постановки проблемной задачи, направленной на анализ, способ решения задачи и самооценку.
Выбор современных методов и технологий формирования профессиональной компетенции способствует тому, что:
– проявляется активность студентов, которая должна быть направлена на процесс самостоятельного добывания знаний, умений и навыков, исследование информации, ее сравнение, обобщения и анализ;
– формируется способность к самоорганизации, самостоятельной деятельности, самообразовании, саморазвитии и саморефлексии студентов;
– повышаются профессионально-ценностые установки;
-обеспечиваются условия к самоопределению и самореализации личности.
Таким образом, особенностями формирования профессиональных компетенций студентов СПО выступают специфические способности личности в студенческом возрасте и современная парадигма образования, формирующая фундамент из знаний, умений и навыков будущей профессии.
Педкасистый, П. Педагогика: учебное пособие/ под ред. Педкасистого. – М. : Высшее образование, 2008. -430 с.
Библиографическое описание
Выпускник колледжа специальности Право и организация социального обеспечении в первую очередь должен понимать значимость своей будущей профессии, а также осознавать правильность сделанного им выбора, т. проявлять к своей профессии устойчивый интерес. Самостоятельно ставить цели, определять задачи в профессиональном и личностном развитии. Уметь организовывать и контролировать свою работу, находить мотивацию для саморазвития.
В последнее время происходит переориентация оценки результатов усвоения обучающимися знаний. В обход вошли новые понятия, такие как компетенция, компетентность. Произошел переход на компетентностно-ориенторованное профессиональное обучение, этот переход вызван рядом предпосылок, в частности жизненных, социально-экономических, политико-образовательных. Такая резкая смена в профессиональном образовании — это своего рода реакция на постоянно изменяющиеся социально-экономические условия. Во многом это связанно с процессами рыночной экономики, а также с динамическим развитием законодательной базы.
Рынок труда, выходя на приоритетные позиции, предъявляет к современному специалисту набор новых требований. Эти новые требования не ограничены строго рамками одной дисциплины, они носят надпредметный характер, т. они универсальны.
Поэтому в концепции нового подхода образовательного процесса для студентов специальности Право и организация социального обеспечения помимо формирования у обучающихся правовых знаний и умений, необходимо развивать ряд качеств (свойств), в частности, самостоятельность, коммуникативность, стремление и готовность к саморазвитию, добросовестность, ответственность, а также творческий подход к решаемым задачам.
Таким образом, целью становится формирование компетентного специалиста — юриста в сфере социальной защиты населения.
– Социальная компетентность — способность работать в группе, устанавливать взаимное сотрудничество, способность и готовность принимать решения, а также нести ответственность за результат своих действий;
– Специальная компетентность — это подготовка к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать профессиональные задачи, оценивать результат своего труда, а также использовать и приобретать новые подходы, технологии, знания в будущей профессии;
– Индивидуальная компетентность — это готовность постоянно повышать квалификацию, способность к профессиональной рефлексии, преодоление профессиональных кризисов.
Все это разовьет способность выпускника к выживанию и формированию устойчивой жизненной позиции в условиях современного многофакторного, социально-политического, рыночно, информационного, коммуникационного пространства.
В образовательном учреждении студенты впервые лицом к лицу самостоятельно сталкиваются со многими проблемами, экономического, социального, политического, национального, правового, демографического характера. Это своего рода мини проекция проблем свойственных нашему обществу.
Будущий выпускник должен стать профессионалом — человеком, который способен с помощью разума, знаний права, интуиции преодолевать постоянно возникающие проблемы и трудности, связанные с предоставлением социального обеспечения и социальной защиты населения. Он должен умело действовать в нестандартных неординарных ситуациях, используя правовые нормы, грамотно урегулировать спорные вопросы, конфликты. Выпускник должен стать неким носителем идеи гражданского общества, привносить правовую культуру в общество, в разные социальные слои.
– развивать мотивационный компонент, правовую культуру, ориентированную на гуманистическое правосознание;
– развивать когнитивный компонент, т. правовую компетентность;
– деятельно-рефлексивный компонент — на этом этапе происходит становление нормативно-правовой компетентности будущего специалиста, за счет накопления личного социального опыта решения профессиональных задач социально-правового характера.
В результате формирование профессиональной компетенции проходит на основе формирования общих компетенций, при помощи комплекса стимулов, таких как эффект результативности, который можно достичь только через включение студентов в поисково-информационную деятельность. Сюда относят умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие механизма поиска в информации в библиотеках, работа со справочно-правовыми системами, выполнение индивидуальных заданий на практике, решение ситуационных и проблемных задач на семинарных занятиях, разработка социальных проектов.
Поэтому формирование компетенций у выпускника колледжа должно способствовать развитию конкурентоспособного, практико-ориентированного специалиста, который будет отвечать современным требованиям.
- Семенова О. В., Светашова Н. С. Проблемы формирования общих компетенций в практике преподавания общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин// Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011, стр.190–195
- Титова Ю. Н., Бочкарева Е. В. Конпетентностный подход к подготовке конкурентоспособного специалиста//Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011, стр. 207–211
- Файзулина Т. Ф. Формирование правовой компетентности студентов профессионально-педагогического колледжа//Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011, стр. 217–221
Основные термины (генерируются автоматически): будущий специалист, будущая профессия, выпускник колледжа, задача, правовая культура, профессиональная компетенция, социальная защита населения, социальное обеспечение, формирование, формирование компетенций.
Формирование правовой компетентности
у будущих специалистов по профилю социальная работа в условиях СПО.
Современные общественные преобразования, сопряженные с формированием правового государства в целом и поддержкой каждого гражданина в отдельности, обозначили одну из серьезнейших проблем современного общества, которая выражается в низком уровне правовой культуры граждан РФ. Процесс развития нашего общества на прямую связан с необходимостью повышения правовой культуры в целом.
В свою очередь социальные реформы, проводимые в нашей стране, диктуют необходимость формирования правовой культуры будущих специалистов социальной сферы, которая признана способствовать эффективной правовой деятельности и принятию социальными работниками общепринятых нравственных ценностей.
Именно поэтому, сегодня изменились требования к выпускникам среднего профессионального образования. И если несколько десятилетий назад, для характеристики квалифицированного специалиста по социальной работе было достаточно оценить его профессиональные знания, умения и навыки, то в настоящее время, перечень требований расширился, и перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования ставится задача формирования такой качественной характеристики будущего специалиста как правовая культура.
Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях социально полезного и ценного. Она – не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарта поведения.
В профессиональной подготовке студентов становится все более очевидным тот факт, что расширение сферы деятельности будущих специалистов в области социальной защиты населения требует адекватного изменения образовательного процесса с тем, чтобы каждый выпускник имел необходимые правовые знания и элементы правовой культуры, которые способствовали бы эффективной коммуникации специалиста как с клиентом, так и различными публичными институтами.
Правовая компетентность специалиста социальной сферы – это составляющая профессиональной компетентности, определяющая правовую ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности, которая является характеристикой, отражающей способность решать социально-правовые проблемы клиентов на основе ценностей, знаний, опыта деятельности, в соответствии с этическими принципами, приоритетом прав человека, социальными стандартами, профессиональными обязанностями специалиста, нормативными рамками технологической деятельности.
Правовая культура специалистов по социальной работе имеет гуманистическую, охранно-защитную, превентивно-профилактическую, информационно-консультационную и другие функции.
Структура правовой культуры социального работника включает в себя ценностный, когнитивный, коммуникативный, деятельностный и рефлексивный компоненты.
Практика среднего профессионального образования, показывает, что, несмотря на понимание важности проблемы становления правовой культуры специалиста по социальной работе, технология процесса ей формирования у студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» недостаточно разработаны. И для оптимизации работы по формированию правовой культуры будущего специалиста первоначально необходимо определить модель право-культурной личности студента, так как по мнению В. Сальникова правовая культура как особое социальное явление, проявляющееся в качественном правовом состоянии общества и личности. Модель правокультурной личности характеризует студента как индивида способного осознавать социальную значимость права и правопорядка, признавать уважительное отношение к правам другого человека, имеющего привычки правомерного поведения и занимающего позицию гражданско-правовой активности. Формирование правовой культуры будущего социального работника (достижение соответствия модели правокультурной личности) в учреждениях среднего профессионального образования представляет собой целостный образовательно-воспитательный процесс, который включает в себя следующие компоненты:
- организация и реализация совместной деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса: преподавателей, руководителей практики специалистов социально-психологической службы;
- самостоятельная деятельность студентов.
В процессе воспитательно-образовательного процесса студенты приобретают опыт социально-правовой деятельности, овладевают компетенциями и ценностями необходимыми для творческой разработки и реализации социально-правовых технологий на различных уровнях социальной работы.
Процесс формирования правовой культуры будущих специалистов социальной сферы основывается на системообразующих, технологических и специальных принципах.
Работа по формированию правовой культуры социального работника выстраивается в соответствии с уровнями обеспечивающими правовое и нравственно-ценностное самоопределение личности студента. К ним относятся: когнитивный, мотивационно-ценностный и поведенческий уровни.
До недавнего времени когнитивный уровень являлся первым в процессе формирования правовой культуры, так как знания являются фундаментальной основой для формирования умений, а без знаний и умений невозможно формирование нравственных ориентиров и адекватности профессиональной деятельности. Но в условиях внедрения компетентностного подхода к процессу образования можно провести и обратную связь влияния практической деятельности и мотивации познания на усвоения знаний и умений. В этом случае правовая культура личности раскрывается в субъективно усвоенных личностью культурно-правовых ориентациях, творческой деятельности и позитивных результатах юридически значимого поведения. Это конкретный характер прогрессивно-правового развития индивида, обеспечивающий его правомерную и активную деятельность.
Профессиональная деятельность специалиста постоянно связана с решением разнообразных задач, в том числе и правовых. Для этого необходимо иметь развитое правовое мышление, которое формируется в процессе правового образования и воспитания в колледже.
В рамках настоящей статьи представлен опыт формирования правовой компетентности в условиях ГБОУ СПО МО «Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж. В основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования знания о правовой культуре, полученные студентами в школе, пополняются на уроках обществознания. При этом предполагается, что студент, имеющий четкие знания правовой культуры должен: знать все законы, касающиеся его прав, уметь применять их в различных жизненных ситуациях, отстаивать права: свои и других. Но, как показывает практика, студенты первого курса демонстрируют низкий уровень сформированности этих качеств. Начиная со второго курса студенты углубленно изучают междисциплинарные курсы: «Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами», «Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми», «Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска» в рамках которых проводятся не только лекции и беседы, но и практикумы, на которых преподаватели предлагают студентам разобрать различные правовые ситуации. В ходе производственной практики, проходящей на базе Управлений по социальной защите населения, студенты осуществляют профессиональную деятельность, отражающую их способность решать социально-правовые проблемы клиентов на основе приоритета прав человека, социального стандарта, профессиональных обязанностей специалиста, нормативных рамок технологической деятельности.
Формирование правовой культуры является одной из основных организационных сфер жизнедеятельности студентов. Воспитательная работа в колледже нацелена на передачу будущим специалистам опыта участия студентов людей в коллективной жизни, на целенаправленное подключение подростков в систему коллективных отношений, на формирование в них чувства гражданственности, желания иметь собственную позицию в жизни, умение и желание ее выражать, беспокоиться не только о своем благе, но и о преуспевании государства в целом.
Таким образом, формирование правовой культуры будущих бакалавров по профилю социальная осуществляется на основе комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования правовой культуры студента-будущего социального работника в условиях колледжной подготовки, включает: ценностно-ориентированное целеполагание колледжной подготовки, интегрирующей усилия всех субъектов, направленные на формирование компонентов правовой культуры студента; использование возможностей содержания колледжной подготовки, определенного требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к качеству подготовки специалиста, и вариативного содержания курсов, ориентированных на формирование правовой компетентности и правовой культуры; применение образовательных технологий, обеспечивающих включенность студентов в деятельность по решению социально-правовых проблем различного уровня социальной работы; осуществление педагогического сопровождения проектной деятельности студентов, позволяющей приобрести им социально-правовой опыт, проявить активность в решении профессиональных задач.