Формирование профессиональных компетенций с применение информационных технологий

Формирование профессиональных компетенций с применение информационных технологий

Ханова Илюся Асхатовна, преподаватель

Формирование профессиональных компетенций с применение информационных технологий

Мохова Ольга Михайловна, методист, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО “Станция юных техников”, г. Альметьевск

Казанский инновационный университет им. Тимирясова

  • интеграция образовательной деятельности (учебной, проектно-исследовательской, научно-исследовательской и т.д.);
  • за счет применения активных методов обучения повысить творческий и интеллектуальный подход к образовательной деятельности;
  • обеспечить образовательный процесс учебно-методическим комплексом;
  • обеспечить непрерывность и преемственность в обучении и воспитании специалистов среднего звена.

Рассмотрим некоторые аспекты средств ИКТ в образовательном процессе колледжа:

Использование в учебно-образовательном процессе средств информационно-коммуникационных технологий позволит студенту:

  • повысить вовлекаемость и мотивацию к учебной деятельности;
  • контролировать и оценивать достижения образовательных результатов;
  • раскрыть потенциал студента.

Применение в учебном процессе средств информационно-коммуникационных технологий дает студенту:

  • повышение мотивации учения с использованием разных способов формирования понимания;
  • повышение познавательного интереса и исследовательского поведения;
  • становление активной субъектной позиции в учебной и вне учебной деятельности;
  • формирование информационных, коммуникационных компетентностей;
  • развитие умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, работать по плану, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности;
  • формирование познавательной самостоятельности и группового взаимодействия.

Создание учебно-методического комплекса для сопровождения образовательного процесса:

  • мультимедиа-материалы, включая презентации с аудио – сопровождением, видео – лекции;
  • при возможности отказа от аудиторно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;
  • электронные тренинги;
  • электронные олимпиады по основным дисциплинам;
  • онлайн-защита курсовых проектов (работ);
  • программы-тренажеры (для проверки и закрепления остаточных знаний).

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование профессиональных компетенций у специалистов среднего звена средствами IT-технологий

Назад к списку

Джишкариани Т. 1

Юдина Е. 21 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал2 АНО ВО «Российский новый университет»В статье рассмотрены две модели организации интерактивных семинарских занятий с целью формирования универсальных и профессиональных компетенций у будущих педагогов; проведен теоретический анализ и представлены педагогические условия этого процесса: во-первых, разработка и реализация технологии «педагогический интерактив» на семинарских занятиях; во-вторых, создание образовательной среды группового взаимодействия студентов, разработки и апробации ими индивидуальных и коллективных творческих учебно-методических сопровождений в рамках изучаемой дисциплины выбора на кружковых занятиях в школе. Также представлен теоретический анализ разработанности изучаемой проблемы в современных условиях. Авторами особое внимание уделяется реализации дидактических целей согласно таксономии Б. Блума средствами подобранных интерактивных технологий. Представлено описание опыта реализации выдвинутых педагогических условий и интерпретация результатов экспериментального исследования. В основе анализа полученных результатов эмпирического исследования в разных российских вузах авторами сделан акцент на приоритетность использования комплекса интерактивных технологий на семинарских занятиях, как на эффективное средство формирования учебной мотивации, развития познавательных способностей и профессиональных компетенций у студентов – будущих педагогов. Важными при этом считаются соблюдение принципов взаимодействия, культуросообразности, обратной связи, рефлективности. интерактивные технологии в образовании1. Шабалин Р. , Куимова М. О возможностях интерактивного обучения // Молодой ученый. 2015. № 8 (88). 1074-1075. Плаксина И. Интерактивные образовательные технологии: учеб. пособие. 3-е изд. , испр. и доп. : ЮРАЙТ, 2018. 151 с. Кунжигитова Г. Б, Рсмаханбетова Ш. , Жанибекова Э. Интерактивные методы обучения, влияющие на активность личности в процессе обучения // Наука и Мир. 2014. № 3 (7). 65–70. Рысбаева А. , Ершина А. , Кожабекова А. Интерактивное обучение в вузе: аспект успешности учебной деятельности студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 11. 55–56. Юдина Е. Духовное развитие личности будущего учителя в условиях гуманизации высшего образования // Высшее образование сегодня. 2021. № 3. 51-54.

В современной педагогической литературе, посвященной высшей школе, проблема поиска путей активизации учебного процесса в условиях внедрения ФГОС занимает приоритетное место. Семинарские занятия, проводимые с использованием интерактивных технологий, предоставляют каждому студенту широкие возможности активного включения в учебный процесс, применяя на продуктивном и творческом уровнях полученные теоретические знания на лекционных занятиях.

Цель исследования в данном направлении заключается в содействии развитию профессиональных компетенций у будущих педагогов средствами интерактивных технологий на семинарских занятиях. В процессе исследования нами была выдвинута гипотеза: формирование мотивации учения у будущих педагогов и, как следствие, развитие универсальных и общепрофессиональных компетенций будут эффективны при реализации определенных взаимообусловленных педагогических (дидактических) условий: во-первых, организация семинарских занятий с применением интерактивных технологий с учетом реализации образовательных целей (таксономии Блума); во-вторых, создание образовательной среды для апробации творческих разработок студентов в школе (в рамках выездных семинарских занятий в счет текущего контроля); в-третьих, организация круглых столов, дискуссионных площадок, участие в конкурсах, научно-практических конференциях, написание научных тезисов и сообщений. При этом подход должен быть комплексным.

Материал и методы исследования. С целю подтверждения эффективности выдвинутых нами педагогических условий на базе Шуйского филиала ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», на 2 курсе историко-филологического факультета в 2019-2020 гг. был организован педагогический эксперимент (количество выборки: 42 студента). Цель эксперимента: выявление учебной мотивации студентов и сформированности универсальных и профессиональных компетенций (в частности, УК-1, ОПК-4, ОПК-8). Для выявления учебной мотивации студентов была использована диагностическая методика авторов А. Реана и В. Якунина. Тест методики включает семь шкал: шкала 1. Коммуникативные; шкала 2. Избегания неудачи; шкала 3. Престижа; шкала 4. Профессиональные; шкала 5. Творческой самореализации; шкала 6. Учебно-познавательные; шкала 7. Социальные мотивы. Для определения уровней сформированности компетенций был разработан комплекс оценочных средств: тест, теоретические вопросы с анализом, кейс-задания (автор Джишкариани Т.

В результате опроса студентов экспериментальной группы до начала исследования было выявлено, что у более 70% опрошенных преобладали следующие мотивы: коммуникативные (72%), избегания неудачи (80%), престижа (65%). Социальные мотивы были слабо выражены (45%).

Сформированность профессиональных компетенций нами определялась на семинарских занятиях в процессе изучения студентами дисциплины выбора «Духовно-нравственное воспитание школьников» (автор Джишкариани Т. При интерпретации результатов эмпирического исследования сформированности компетенций нами учитывались компоненты таксономии Блума: знание, понимание, применение (использование), то есть воспроизведение полученных знаний на репродуктивном уровне. Также умения студентов анализировать, синтезировать, делать оценки, выводы – навыки мышления высшего порядка. Испытуемые распределились следующим образом в начале формирующего эксперимента: I (низкого) уровня – 48%; II уровня – 40%; III (высокого) уровня – 12%. Результаты исследования нацеливают преподавателей на повышение учебной мотивации у студентов и развитие профессиональных компетенций при общении с ними.

На формирующем этапе эксперимента на семинарских занятиях реализована специально разработанная технология организации учебного процесса «Педагогический интерактив». Модель организации семинарского занятия включает разнообразные интерактивные элементы, ориентированные на формирование следующих профессиональных способностей: осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации (УК-1); осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей (ОПК-4); осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний (ОПК-8). После освоения курса студент должен был: знать – особенности системного и критического мышления; требования стандартов к программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; содержательные связи предметной области со смежными научными областями; уметь: анализировать источники информации; получать, обрабатывать и анализировать информацию из различных источников; устанавливать содержательные связи предметной области со смежными научными областями; владеть – технологиями анализа и синтеза информации; методами организации культурного пространства образовательного учреждения с целью формирования у обучающихся духовных и нравственных ценностей; способами профессионального самосовершенствования и развития средствами информационной среды.

Алгоритм организации образовательного процесса с использованием интерактивных технологий включал: вступительную часть – «погружение в тему», фасилитация. Инструктаж построения предстоящего семинарского занятия проводился заранее. Основная часть занятия – студенты делятся на ротационные микрогруппы (по 3-4 человека) для решения учебных целей на основе интеракции между участниками процесса. Занятие завершается рефлексией – дается анализ каждого этапа занятия с учетом учебных целей по таксономии Б. Блума. Уточняется, как формировались знание, понимание, применение, анализ, синтез учебных вопросов. Также оценивается в целом проведенное занятие, его содержание и общий эмоциональный фон сотрудничества в учебном процессе. В конце занятия каждый студент имеет возможность получать определенное количество баллов для накопительного рейтинга. Учебные занятия проводились в течение семестра. При этом активно были реализованы выездные практические занятия. Студенты проводили кружковые занятия, просветительские мероприятия со школьниками по духовно-нравственной тематике, устраивали дискуссии, готовили тематические праздники.

Рис. Сравнительный анализ результатов «срезов» до и после эксперимента

Сравнительный анализ исследования доказывает, что выдвинутые нами педагогические условия способствуют повышению у студентов стремлений к освоению профессиональных компетенций. Желания студентов («хочу стать высококвалифицированным специалистом», «хочу приобрести прочные знания», «думаю в будущем заняться научной деятельностью», «интересно заниматься творческой деятельностью») стали ценностно ориентированными. Учиться ради того, чтобы «избежать низкий рейтинг», «чтобы окончить вуз», «заслужить одобрение у преподавателей», «получить диплом» и тому подобные суждения не подтвердились как личностно значимые ценности.

Рис. Сформированность профессиональных компетенций. Сравнительный анализ «срезов» (1,2)

Сравнительный анализ результатов исследования по выявлению уровней сформированности профессиональных компетенций после реализации семинарских занятий средствами интерактивных технологий у студентов подтвердил положительную динамику: I (низкого) уровня – 10%; II уровня – 68%; III (высокого) уровня – 22% (рис.

Близкие к указанным результаты были получены и в АНО ВО «Российский новый университет», где практика интерактивных семинарских занятий использовалась несколько иначе. Система руководства развитием профессиональных компетенций студентов Института педагогики и психологии (направление подготовки – Педагогическое образование) акцентировала раскрытие потенциала творческой, духовно развитой личности. Это представляло собой особым образом созданную программу «вплетенных» в учебную и самостоятельную работу обучающихся личностно ориентированных заданий, мероприятий, видов деятельности, концентрически усложняющихся от младших курсов к старшим. В качестве форм для организации мероприятий активно использовались ролевые игры, их анализ; моделирование практических профессионально или личностно значимых ситуаций; работа с художественным образом и его интерпретация, творческое задание, мини-тренинг, дебаты и дискуссии, проведение студентами мини-уроков. В качестве продуктов развивающей и саморазвивающей деятельности студентов выступали конспекты самостоятельно проведенного мини-урока, аналитический обзор урока, проведенного однокурсником, анализ содержания элемента профессионального моделирования на занятии, интерпретация и анализ художественного образа, создание художественной продукции, выполнение мини-исследований, проектов, реальные достижения в области самооценки, а также знания, умения, навыки и отношения в образовательном процессе.

Заключение. Таким образом, в нашем исследовании особое внимание уделено активизации учебного процесса на семинарских занятиях с использованием интерактивных технологий. При этом преподаватель должен создавать дидактические условия на каждом этапе занятия для достижения образовательных целей, и как дидактический инструмент таксономия Блума вполне может быть использована для отслеживания продуктивности используемых нами интерактивных технологий. Анализ результатов экспериментального исследования подтверждает результативность выдвинутых педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональных компетенций студентов – будущих педагогов.

Библиографическая ссылка

Формирование профессиональных компетенций с применение информационных технологий

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Формирование профессиональной компетентности

будущего учителя технологии

На сегодняшний день наиболее актуальным являются проблемы повышения качества подготовки специалиста сферы образования. Особая роль образования в современном мире, превращение его в самую важную область человеческой деятельности делают проблему подготовки специалистов одной из приоритетных.

Созрела объективная потребность в компетентных кадрах, способных творчески организовывать образовательный процесс в конкретных социально-экономических условиях, умеющих быстро ориентироваться в информационном поле, самостоятельно совершенствоваться и развиваться. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности.

В связи с этим остро встает проблема подготовки профессионально компетентных педагогов, формирование которых идет на протяжении всего учебно-воспитательного процесса в вузе.

Несмотря на многочисленные исследования, проведенные, например, Орловой А. , Левитовым Н. , Лернером И. , Скаткиным М. , Колесниковой И. , Сластениным В. и др. , этот вопрос остается полностью не раскрытым, поэтому в данной статье сделана попытка рассмотреть профессиональную компетентность учителя технологии и предпринимательства.

Также можно говорить о том, что профессиональная компетентность вырабатывается и формируется в социуме, и является социальной по своему содержанию, проявляется в социально-профессиональной деятельности человека при его взаимодействии с другими людьми и основывается на знаниях, умениях и навыках, формирующихся в образовательном процессе.

Изучив и проанализировав, имеющуюся в доступной научно – педагогической и специальной литературе информацию по вопросу формирования у будущих учителей технологии профессиональной компетентности, мы пришли к выводу, что последнюю для учителя технологии можно подразделить на начальную компетентность, психолого-педагогическую и базово – профессиональную компетентность.

Начальная компетентность – это компетентность, которой обладает студент при обучении в ВУЗе. В нее входят следующие ключевые компетенции: информационная, коммуникативная, самостоятельная, креативная, социальная.

Информационная компетенция – умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем.

Коммуникативная компетенция – умение эффективно сотрудничать с другими людьми.

Самостоятельная компетенция – умение самостоятельно подходить к обучению, умение ставить цели, планировать результаты.

Креативная компетенция – способность к творчеству.

Социальная компетенция – является показателем осознания социальной значимости профессии учителя. Она характеризует нравственную культуру, идеалы, духовные ценности.

Базово – профессиональная компетентность – это компетентность, которая формируется при окончании студентом ВУЗа (его профессиональные знания, умения и навыки, и приобретенный начальный опыт в дальнейшей его педагогической деятельности). В нее входят следующие базовые (специальные) компетенции: целевая, организаторская, содержательная, проектировочная, мониторинговая.

Целевая компетенция учителя технологии предполагает умение ставить и реализовывать образовательные цели различного уровня и направленности.

Организаторская компетенция учителя технологии – умение решать задачи реализации запланированного.

Содержательная компетенция характеризует знание учителем учебного предмета, умения творчески работать с учебной программой, разрабатывать рабочую программу, отражающую специфику региона, образовательного учреждения, а также возможности своего методического потенциала, информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.

Проектировочная компетенция включает в себя умения педагога предвидеть результаты своей деятельности, определять последовательность своих действий при достижении цели.

Мониторинговая компетенция учителя технологии характеризует умения педагога отслеживать процесс обучения и соотносить реально полученные результаты с запланированными, т. обеспечить качество образования. Педагогическая диагностика – составная часть мониторинга, она включает в себя контроль, проверку, оценку, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование данных.

Также на профессиональную компетентность учителя технологии влияет готовность личности к профессиональной деятельности, т. психолого – педагогическая компетентность.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что профессиональная компетентность учителя, будучи сложным, многофакторным явлением, вместе с тем представляет собой единую, целостную структуру.

На основе изучения и анализа данного вопроса, нами предложена модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства, из которой видно, что она включает в себя такие составляющие как: начальную, психолого – педагогическую и базово – профессиональную компетентности. Эти составляющие между собой взаимосвязаны, зависят от педагогических условий и имеют свои, свойственные будущему учителю технологии и предпринимательства, компетенции.

Таким образом, можно сказать, что профессиональная компетентность учителя технологии – это не только формирование готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности, но и готовность личности, как исходное условие эффективности любой деятельности, в том числе и профессиональной (педагогической). Человек может обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками, учебным и жизненным опытом, ценностным отношением к деятельности, мотивами деятельности, сформированными профессионально-важными качествами для осуществления этой деятельности, но если он не готов к осуществлению этой деятельности психолочески, если нет внутренней уверенности, настроенности на выполнение профессиональной деятельности, то мы не можем считать его профессионально компетентным учителем.

Дуранов, М. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Монография / М. Дуранов. – Челябинск: ЧГАКИ, 2002. – 276 с.

Ожегов, С. и Шведова, Н. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН. ; Российский фонд культуры; – 3-е изд. , стереотипное – М. : АЗЪ, 1996 – 928 с.

Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов: Книга для учителя / Под ред. проф. Лаптева, проф. Тряпициной. – СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2002. – 112 с.

Энциклопедия профессионального образования: В 3-х тт. /Под ред. Батышева. – М. : АПО, 1999, Т. 2, С. 383

Сергеев «Система формирования и развития профессиональной компетентности и компетнций будущего учителя».

Благова «Формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства» / Технолого – экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Сб. Х междунар. Науч. – практ. конф. , посвященной 70-летию ТГПУ им. Толстого и 30-летию факультета технологии, экономики и сельского хозяйства: В 2 ч. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та Л. Толстого, 2009.

«Скажи – и я забуду; покажи – и я запомню; дай – и я пойму

Китайская притча.

В статье рассматривается профессионально-познавательной активности через использование в процессе активных и методов обучения, необходимое и обязательное их будущей деятельности специалистов, профессиональной мобильностью, профессиональной компетентностью в профессиональной деятельности.

Ключевые интерактивные методы, активность, проблемная метод кейсов, «мозговой штурм».

Проблема профессионально-познавательной активности до сих является одной наиболее актуальных в и практике среднего образования. Так, в время особенно проблема использования в образовательном учреждении и форм и методов основанных на (внутри- и межгрупповых) познания. В настоящее для теоретиков и образования очевидно, главными факторами личности являются деятельность и взаимодействие людьми.

Одним путей повышения подготовки будущих на современном является целенаправленное их профессионально-познавательной и самостоятельности, так рынок труда конкурентоспособных специалистов, профессиональной мобильностью, умениями, навыками, профессиональной компетентностью в профессиональной детальности.

Воспитание и профессионально активной возможно путем активных методов технологий, способствующих всего формированию коммуникативной и личностной студентов.

Реализация в интерактивных форм и позволяет качественно характер взаимодействия и обучающегося: обучающийся субъектом процесса а педагог – его обеспечивающим творческий и внутренний потенциал студента.

Концепция интерактивного обучения предусматривает несколько форм/моделей обучения:

1) пассивная – студент выступает в роли “объекта” обучения (слушает и смотрит);

2) активная – студент выступает “субъектом” обучения (самостоятельная работа, творческие задания, курсовые работы/проекты и т

3) интерактивная – взаимодействие, равноправное партнерство.

Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых (деловых) игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. Неимитационные технологии не предполагают построение моделей изучаемого явления и деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди можно выделить творческие задания; в малых группах; игры (ролевые имитации, деловые использование общественных (приглашение специалиста, социальные проекты и внеаудиторные методы (соревнования, интервью, спектакли, выставки); и закрепление нового (интерактивная лекция, с наглядными пособиями, и аудиоматериалами, «обучающийся в преподавателя», «каждый каждого», мозаика пила), использование сократический диалог); разминки; обратная дистанционное обучение; сложных и дискуссионных и проблем (займи шкала мнений, разрешение проблем решений», «мозговой «анализ казусов», и змейки»); тренинги.

Основные методические принципы обучения:

1) тщательный рабочих терминов, профессиональной лексики, понятий (разработка

2) всесторонний анализ практических примеров деятельности, в которой выполняют различные функции;

3) поддержание всеми студентами визуального контакта;

на каждом одним из функции модератора который инициирует и обсуждение учебной (преподаватель в данном выступает в качестве

4) активное использование средств, в том раздаточного и дидактического в виде таблиц, учебных фильмов, видеоклипов, видеотехники, с которых иллюстрируется материал;

5) постоянное преподавателем активного взаимодействия, снятие напряженности во между участниками, «острых» шагов и отдельных групп

6) оперативное вмешательство в ход дискуссии в возникновения непредвиденных а также в целях новых положений программы;

7) интенсивное индивидуальных заданий контрольные задания или творческого и т

8) организация среды – «игрового которое должно раскрепощению студентов;

игровых ролей с индивидуальных творческих и способностей;

Организация инновационного обучения включает:

 нахождение проблемной формулировки темы, целей и вопросов занятия;

 подготовку учебного пространства (специализированные аудитории, учебные лаборатории и т. ) к диалогу, к активной работе;

 формирование мотивационной готовности студента и преподавателя к совместным действиям в процессе познания;

 создание специальных (служебных) ситуаций, побуждающих к интеграции усилий для решения поставленной задачи;

 выработку и принятие правил равноправного сотрудничества для студентов и преподавателя;

 использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т

 оптимизацию системы оценки процесса познания и результатов совместной деятельности;

Изучение дисциплины «Основы бухгалтерского учета» играет важную роль в процессе профессиональной подготовки специалистов специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Практика преподавания и исследование особенностей организации учебного процесса позволили выделить несколько принципиальных подходов к преподаванию данной дисциплины в условиях интерактивного обучения (таблица 1).

Основные принципы преподавания УД «Основы бухгалтерского учета»

Основные принципы

Приемы и способы реализации

Мотивация изучение бухгалтерского

Характеристика профессии; истории развития учета как активное представление на вводном и занятиях бухгалтерского как инструмента наличие в курсе примеров из жизни

Осуществление связей

Осуществление и параллельных межпредметных при помощи ссылок, объяснения между науками, экономических явлений, способствует осмыслению хозяйственных операций, необходимости их и учета

Максимально и технологичное изложение

Использование в изложении схем, рисунков, разработок, с которыми работать непосредственно занятии (сборники технических средств наличие на законодательных и нормативно-правовых

Активизация самостоятельной деятельности

Проведение семинаров по вопросам бухгалтерского или особенностям в различных отраслях

Преподаватель прилагать все для мотивации изучение бухгалтерского как на лекции, так и всех последующих точно указывая основного курса, и задачи конкретных учета, объясняя применения полученных используя примеры повседневной жизни.

Межпредметные – обязательный элемент обучения. Так, ныне существующему плану студенты знания по специальности в следующем порядке: «Основы учета», «Специальные режимы», ПМ. 01 хозяйственных операций и бухгалтерского учета организации» и ПМ. 05 работ по или нескольким рабочих, должностям 23369 Кассир». В цепочке ярко принцип последовательности связей. Без основ организации учета невозможно студента определять налогооблагаемой базы различных видов и исчислять их. Общая связи между предметами и профессиональными заключается в том, для каждого этих курсов значение имеет база: стандарты учета, законодательные инструктивные материалы. Именно пользоваться ими практике делает специалистом в области учета. Поэтому в обязательном порядке практических занятиях бухгалтерскому учету Налоговый и Гражданский Российской Федерации, Законы, нормативные соответствующие изучаемому разделу бухгалтерского учета. Это вырабатывает у обучающихся привычку обращения к законодательным и инструктивным материалам, а также реализует принцип технологичного изложения курса.

Знания, приобретенные в ходе изучения указанных дисциплин, в последствии широко применяются в анализе хозяйственной деятельности предприятий. Освоение этого курса студентом требует всей системы накопленных знаний по учету и налогообложению и является реальной предпосылкой для того, чтобы стать специалистом высокого класса.

Преимущества интерактивных методов обучения для профессиональной подготовки студентов в области учетных дисциплин определяются следующими приоритетами:

1) Студенты осваивают новый материал не в качестве пассивных слу­шателей, а в качестве активных участников процесса обучения;

2) Будущие специалисты получают навыки владения современными технологиями обработки информации.

3) Вырабатывается умение самостоятельно изучать и анализировать законодательные и нормативные документы, отслеживать вносимые в них изменения.

4) Оперативность и актуальность получаемой информации; студенты оказываются вовлеченными в решение сложных практических ситуаций, ко­торые имеют место в бухгалтерской, экономической и аудиторской деятельности.

5) Доступность и гибкость. Студенты могут использовать в процессе обучения информационные законодательные и нормативные базы.

6) Интерактивные методы обучения позволяют осуществлять возмож­ность контактов студентов с преподавателем. Они более профессиональным процесс.

Интерактивные проведения занятий используются при лекций, практических и видов учебных применяются на уровнях подготовки.

Интерактивная объединяет в себе традиционной лекции и игры. Лекция с используется для ранее изученного и контроля за усвоением. Содержание обычно отпечатывается отдельных листах и для самостоятельного студентам. Они обнаружить в тексте и обосновать суть при последующем обсуждении текста лекции. Такая обучения способствует умения осуществлять при изучении материала.

Широко и другой вид лекции – лекция-дискуссия. Лекция-дискуссия критическое мышление, процесс принятия способствует более его пониманию. Между логических разделов организуется беглый мнениями. Дискуссия проводиться также в занятия по содержанию лекции. Данный лекции оживляет процесс, позволяет управлять коллективным аудитории.

Лекция-консультация у студентов умение вопросы. Способствует материала для практического применения. Она при изучения с выраженной практической направленностью. Излагая материал (на уходит 50-70 % времени), акцентирую на ряде практического применения теоретического положения, время отвечаю вопросы студентов.

В процессе потребность взаимодействия возникает когда преподаватель просто требует воспроизведения содержания материалов лекции, а побуждает анализировать: свойства, отношения, противоречий, давать обобщать сказанное, его с другими т. делать что в психологии решением задач. Опыт что работа с активизирует мышление углубляет знания, интерес к предмету.

Активизация деятельности студентов свое наиболее выражение в проблемном преподавании. Сущность преподавания заключается в управляемой организации процесса, при обучаемые не воспринимают, фиксируют и знаки в готовом но и совместно с или самостоятельно в проблемной ситуации систему логико-познавательных задач на основе имеющихся знаний, навыков и умений. Систематическое и целенаправленное применение методов проблемного обучения может способствовать значительному повышению эффективности самостоятельной познавательной деятельности студентов и активизации творческого усвоения.

В ходе проблемного обучения преподавателя должно волновать не только то, о чем будет говорить он, но и то, что при этом будут делать студенты. Преподаватель побуждает их к активной мыслительной деятельности логикой построения излагаемого материала, продуманной системой учебных проблем и вопросов.

В процессе обучения активно использую интенсивные интерактивные формы преподавания, которые включают в себя деловые, учебные ситуации, тесты и упражнения, групповое решение практических примеров и задач. Деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. В процессе игры студенты учатся принимать единое решение, работать в коллективе, слушать окружающих и быть услышанными.

В своей преподавательской деятельности я использую такие деловые игры, как:

«Документооборот». Целью игры является погружение участников в содержание специального бухгалтерского учета, а развитие у них навыков.

«Лабиринт». Данная направлена на знаний по «Основы бухгалтерского и «Организация работы кассира». Только знания по дисциплинам помогут найти выход лабиринта.

Практический «Составление баланса». Сквозная по «Основам учета» направленная закрепление теоретического данной дисциплины и другие.

Одним методов моделирования деятельности является кейс-метод. Кейс – это метод при котором и преподаватели участвуют в обсуждении деловых и задач. Студентам проанализировать реальную ситуацию, описание одновременно отражает только какую-либо проблему, но и определенный комплекс который необходим решения данной ситуации. На взгляд, обучение с кейс-метода помогает умение решать задачи с учетом условий. Дает сформировать такие характеристики, как к проведению анализа, четко формулировать и свою позицию.

Учетные подвержены постоянным изменениям. Эти вызваны реформированием учета, введением законодательных актов в учета и налогообложения, необходимо обучать тому, как себя в новых условиях. Использование при изучении «Организация работы позволяет сочетать и практическое обучение.

Свою по подготовке по кейс-методу в следующей последовательности.

Определяю дисциплины, по можно провести в данной форме.

Формулирую кейса, пакет методические указания выполнению кейса.

Подбираю информационных документов (бланки первичной отчетности, приказы и другие).

Разрабатываю оценки знаний и умений.

Для базовых теоретических и более глубокого темы студентам проработать учебную нормативные документы, бланки необходимых для выполнения заданий.

Таким при преподавании дисциплин, в том и бухгалтерского учёта, педагогическое взаимодействие альтернативой традиционному воздействию.

На вышеизложенного можно вывод, что преподавателю целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.

Рассмотренные интерактивные методы могут быть применимы при обучении различным дисциплинам в профессиональных образовательных учреждениях как среднего, так и начального, и высшего профессионального образования для формирования компетенций. А в своей концептуальной основе – при проектировании инновационных педагогических технологий, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных профессиональных кадров.

  • Бим-БадБ.М. Педагогическийэнциклопедическийсловарь. — М., 2002. – С. 107
  • Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. – М.:ACADEMA, 2001. – 512 c.

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, студент, преподаватель, интерактивное обучение, Интерактивный метод обучения, профессиональная деятельность, процесс обучения, умение, деловая игра, профессиональная компетентность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *