формирование профессиональных компетенций студентов спо презентация

Презентация “Система оценки сформированности общих компетенций у студентов”

формирование профессиональных компетенций студентов спо презентация

Мною для изучения названной проблемы было изучено много научно-педагогического материала, перелопачен мой педагогический опыт, для того, чтобы донести до педагогов колледжа важность формирования общих компетенций и методы их формирования. Всё это я обобщила и создала такую методичку в виде презентации. Надеюсь, данная информация пригодится моим коллегам. Исследовательская работа “Система оценки сформированности общих компетенций у студентов”

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

С точки зрения мотивации наиболее актуальными становятся следующие технологии

формирование профессиональных компетенций студентов спо презентация

С точки зрения мотивации наиболее актуальными становятся следующие технологии:

Информационно–коммуникационные технологииТехнология развития критического мышления. Проектная технология. Технология развивающего обучения. Технология проблемного обучения. Игровые технологии. Модульная технология. Технология интегрированного обучения. Педагогика сотрудничества. Технологии уровневой дифференциации. Групповые технологии.

Особенности технологии критического мышления

Особенности технологии критического мышления

Основу технологии составляет трехфазовый процесс: вызов – осмысление  содержания – рефлексия. На стадии вызова происходит пробуждение имеющихся знаний и мотивируется интерес к получению новой информации. На стадии осмысления  содержания происходит активное получение новой информации. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. На стадии рефлексии происходит осмысление, рождение нового знания, в процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Прием «Инсерт» – используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию

– используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. “Инсерт” – это самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Приём используется в три этапа: в процессе чтения обучающиеся маркируют текст значками (” V ” – уже знал; ” + ” – новое; ” – ” – думал иначе; ” ? ” – не понял, есть вопросы);Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки, обсуждают записи, внесённые в таблицу.

До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать»

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Дополнительно можно предложить еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто». Как показывает практика, студенты заполняя таблицу, собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные, развивают мыслительные способности, вырабатывают  собственную позицию по изучаемой теме.

Дословно переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления и мотивации к обучению у студентов в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Прием «Фишбоун» Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу

Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. Верхние косточки (расположенные под углом 45 градусов) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки – факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост – ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Все записи − краткие, точные, лаконичные и отображают лишь суть понятий. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Иногда при заполнении схемы сталкиваемся с тем, что причин обсуждаемой проблемы значительно больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Так происходит потому, что предположений в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые косточки в нижней части схемы могут так и остаться незаполненными.

Информационно–коммуникационные технологии

ВЕБ-КВЕСТ представляет собой  информационно-интерактивное средство обучения и мотивации, предполагающее применение креативного  подхода, т. проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета, мониторинг  и  поиск.

ВЕБ-КВЕСТ направлен на:

− умение четко излагать свою точку зрения, выражать свои мысли; − корректно участвовать в дискуссии; умение искать нужную информацию и отбирать её, критически оценивать; − способность к учебно-познавательной деятельности, мотивации; − способность аналитически оценивать информацию, устанавливать причинно-следственные связи и т.

Попробовав себя в какой-либо роли, студент может определиться с дальнейшим выбором рабочего места

Веб-квест может успешно выполнять и профессионально-ориентационную функцию:

попробовав себя в какой-либо роли, студент может определиться с дальнейшим выбором рабочего места. Поскольку в технологии веб-квестов уже изначально заложен деятельностный подход, вполне понятно, что при выполнении заданий студенты не получают никаких готовых ответов, а самостоятельно решают поставленную перед ними задачу, что помогает: · организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность; развивать творческое мышление и навыки решения проблем; мотивировать студента; осуществлять индивидуальный подход к обучаемым; тренировать мыслительные способности.

ПРИМЕР Для специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» задания могут содержать элементы экономических расчетов

Для специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»  задания могут содержать элементы экономических расчетов: начисление зарплаты сотрудникам, создание штатного расписания организации, создание ведомости учета остатков запчастей на складе, расчетов количества постов и др. ), элементы планирования какой-либо деятельности в авторемонтном учреждении, а так же написание этапов адаптации к организации, определение этапов развития карьеры.

Скрайбинг Скрайбинг-технология сразу показала свое преимущество по сравнению с традиционными лекциями и докладами в информационном освещении любых аспектов человеческой деятельности

Скрайбинг-технология сразу показала свое преимущество по сравнению с традиционными лекциями и докладами в информационном освещении любых аспектов человеческой деятельности. Причина популярности скрайбинга состоит в том, что наш мозг, который на 80% мыслит образно, легко считывает информацию, заложенную в рисунке

Главная особенность скрайбинга заключается в том, что одновременно задействуются различные органы чувств

Главная особенность скрайбинга заключается в том, что одновременно задействуются различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. Именно эти особенности делают скрайбинг одним из методов современных технологий, который помогает доступно и легко объяснять сложный материал, способствует развитию образования, презентациям и докладам, иных областей. Стоит отметить его доступность, ведь использовать эту технику может каждый человек в своих ежедневных делах.

Турбион-технология (турбийон, tourbillon) переводится как «механизм для увеличения точности работы часов», а корневая основа «тур» (tour) переводится как «круг»

Турбион-технология (турбийон, tourbillon) переводится как «механизм для увеличения точности работы часов», а корневая основа «тур» (tour) переводится как «круг».

Турбион-технология – инновационная методика повышения эффективности так хорошо себя зарекомендовавшей проектной методики

Цель данной методики позволяет совершенствовать метод проектов, повысить мотивационную значимость и глубину усвоения студентами основных общих и профессиональных компетентностей.

Это методика организации проектной деятельности учащихся, при которой цепь проектных исследований объединена общей тематикой, материалы проектов обсуждаются на интегрированных межпредметных конференциях, а результаты и выводы являются сублимированным материалом, вводимым в дальнейший учебный процесс.

Турбион-технология Одним из вариантов модернизации проектной методики является турбион-технология

Одним из вариантов модернизации проектной методики является турбион-технология. Этот вариант представляет собой связанную единым содержанием цепочку: «Уроки – исследовательские проекты – презентация научной и творческой части проекта во внешнюю среду».

соединяет внеурочную и урочную деятельность студентов, включение результатов исследовательской деятельности учащихся в содержание учебного материала. Связь между звеньями «исследовательский проект – урок» является двухсторонней: с одной стороны, материалы исследований включаются в урок, с другой – на уроках рождаются темы проектов. Проектная деятельность, связанная с предметным обучением, становится более устойчивой системой.

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Формирование профессиональных компетенций на уроках
спецдисциплин».

Симбирцев И.

В
современном мире образование становится одним из важнейших факторов,
обеспечивающих экономический рост, социальную потребность. Уровень
образованности населения, развитость образовательной и научной
инфраструктуры становятся непременными условием становления и развития
общества и экономики, ведущими ресурсами которых выступают новое знание,
инновационная деятельность, новые технологии производства. Образование должно
быть ориентировано на формирование творческой, инициативной, ответственной, стрессоустойчивой,
способной предпринимать конструктивные и компетентные действия
в различных видах жизнедеятельности личности, отличающейся высокой
конкурентоспособностью и ролевой мобильностью. Понятия «компетенции» и
«компетентности» если не синонимы, то очень близки по своей сути. Компетентность — обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. Компетенция — круг вопросов, в которых данное лицо обладает
познаниями, опытом. Как видим, в основе этих слов лежит «знание» и емкое
понятие — «опыт».

Понятие
«компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы
и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии
(саморазвитии) личности.

При
компетентностном подходе в профессиональном образовании перечень необходимых
компетенций данной профессии определяется в соответствии с запросами
работодателей, требованиями со стороны общества и потребностью личности. Овладение различного рода компетенциями в том числе и профессиональными
становится основной целью и результатом процесса обучения.

При
определении состава компетенций в результате опроса работодателей было
выявлено, что современный специалист – выпускник колледжа, должен обладать не
только объемом, качеством знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям
государственного образовательного стандарта, но и относиться к своей профессии
как к личной и социальной ценности, обладать способностью профессиональной
деятельности, решать профессиональные задачи на уровне инноваций и творчества,
постоянно стремиться к повышению своей квалификации.

Но,
только 20-30% студентов поступают в колледж по собственному желанию, остальные
по различным мотивам (рядом с домом, родители привели, друзья посоветовали и
т. ), следовательно, у студентов зачастую отсутствует интерес и мотивация к
обучению будущей профессии. Поэтому специальные дисциплины должны, в первую
очередь, формировать понимание правильности выбранной профессии, показать ее
красоту и важность, раскрыть возможности профессионального роста и возможности
достойного заработка. Уважение и любовь к изучаемой профессии – это фактор,
который способствует успешному обучению и активному формированию
профессиональных компетенций

В
профессиональном образовании из многообразия методов обучения нужно выбрать
наиболее эффективные для формирования компетентности будущего специалиста. Необходимо шире использовать различные формы активных методов обучения. Это
выполнение проектных заданий, деловые игры, семинары, практические и
лабораторные работы, экскурсии на базовые предприятия города и т.

В
процессе реализации компетентностного подхода преподаватель перестает быть
носителем информации и превращается в руководителя самостоятельной
познавательной учебной деятельности студентов. Его главной задачей становится
умение мотивировать студентов на проявление инициативы и самостоятельности.

Необходимо организовать
самостоятельную учебную деятельность обучающихся таким образом, чтобы каждый из
них мог реализовать свои способности и интересы. Фактически преподаватель
создает развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым
студентом определенных компетенций на уровне развития его способностей.

Теоретический
анализ литературы и анализ собственного опыта позволили выделить условия
эффективного формирования профессионально-личностных компетенций для будущих
специалистов:

  • включение
    студентов в активную самостоятельную работу;
  • организация
    решений учебно-профессиональных задач и выполнения творческих заданий
    (ответы на проблемные вопросы, подготовка сообщений и докладов, выполнение
    расчётных проектов и заданий и др.);
  • предоставление
    права выбора студентам заданий, способов учебной деятельности, форм отчета
    при проведении проверки знаний, умений и навыков, отвечающим
    индивидуальным особенностям студентов и позволяющих реализовать
    способности, личностный опыт; развивать активность личности,
    познавательные интересы; формировать инициативу и самостоятельность
    будущего специалиста;
  • активизация
    деятельности студента как субъекта образовательного процесса;
  • создание
    на учебном занятии ситуации успеха.

Нетрадиционные
формы ведения уроков спецтехнологии также способствуют активизации мыслительной
деятельности учащихся:

  • уроки-экскурсии
    на предприятие;
  • проведение
    конференций по предмету, когда студенты сами не только изучают большую
    часть материала, но и находят дополнительный материал, готовят презентации
  • уроки-соревнования
    по предмету, КВНы, викторины.

Современные
студенты предпочитают восприятие информации в динамике, особенно с помощью
интенсивного визуального ряда, а не текста. В связи с этим возрастает роль и
значение использования в учебном процессе информационных компьютерных
технологий при изучении предметов спецдисциплин.

Преподавателем
разрабатываются и используются на уроках теоретического обучения такая
продукция, как:

  • мультимедийные
    презентации;
  • сканированные
    из литературы графические схемы и виды оборудования;
  • интернет
    – ресурсы.

Что
дает использование информационных компьютерных технологий?

Активизируется
зрительная память и эмоциональное восприятие.

Повышается
интерес и степень мотивации.

Постоянно
вовлекаются учащиеся в процесс освоения материала.

  • Применяется
    индивидуальный и дифференцированный подход.
  • Развивается
    умение работать с потоком информации.
  • Вырабатывается
    самостоятельность принятия решений.
  • Совершенствуется
    рефлексивная самоорганизация деятельности учащегося и преподавателя в
    совместной работе.

Снижается
психоэмоциональное напряжение и физическая нагрузка.

Систематизируется
и сжатие учебного материала.

  • Совершенствуется
    дифференцированное обучение.
  • Взаимодействуют
    учащиеся и преподаватель в процессе диалогической формы организации урока
  • Своевременно
    (по мере необходимости) изменяется содержание учебного материала.
  • Экономится
    время преподавателя.
  • Формируются
    навыки использования компьютера.
  • Повышается
    уровень обучения учащихся за счет использования оперативной информации

С
помощью компьютерной презентации педагог транслирует весь объем материала в
сжатом виде и демонстрирует наглядно тесные взаимосвязи содержания учебных
дисциплин между собой. Представление текста учебного материала на слайдах
сопровождается видеоматериалами, анимацией, что позволяет учащимся более
глубоко проникнуть в суть какого-либо процесса.

Использование
различных информационных технологий дает весомые дидактические преимущества по
сравнению с традиционной формой обучения:

  • в
    технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным
    представлением информации, что особенно привлекательно для учащихся;
  • осуществляется
    интеграция значительных объемов информации на едином носителе;
  • гипертекстовая
    технология благодаря применению гиперссылок упрощает навигацию и
    предоставляет возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;
  • с
    помощью тестов и направления траектории изучения материала на основе
    моделирования учебного материала становится возможным отслеживание
    обучения каждого учащегося и осуществление обратной связи.

Преподаватель
уделяет большое внимание проблемным ситуациям, которые способствуют развитию
творческого мышления, профессионального интереса к предмету и побуждают
учащихся к самостоятельному решению проблем на основе анализа, обобщений,
систематизации и конкретизации прежних знаний.

К
несомненным плюсам мультимедиа-аудитории относится возможность показа учебных
фильмов, чередования в определенной последовательности их фрагментов с другими
видами учебной деятельности. В таких фильмах учащимся педагог показывает
последовательность технологического процесса и работу оборудования
производства. При этом изучается устройство машин, техника безопасности, а
затем проводится тестирование на знание материала. Для качественного проведения
уроков по спецдисциплинам используются графические схемы и фотообъекты.

  • во
    время теоретических занятий в качестве иллюстрации;
  • во
    время проведения лабораторно-практических занятий для воспроизводства
    теоретического материала;
  • при
    устном и письменном опросе, с использованием проблемных фреймов, при
    тестировании.

Как
показывает практика, использование информационных компьютерных технологий при
преподавании специальных дисциплин значительно усиливает у учащихся интерес к
обучению, повышает качество усвоения учебного материала, активизирует
мыслительную и познавательную деятельность, актуализирует зрительную и
логическую память.

Повышению
эффективности профессионального образования способствует
учебно-исследовательская работа студентов, так как она развивает у них
любознательность, способность продолжительное время заниматься  решением
одной задачи, творческое мышление, наблюдательность, дисциплинированность. Научно-исследовательская работа направлена на развитие устойчивого интереса к
самообразованию, формирование творческого подхода к работе, содействие связи
учебного исследования с практикой. Основная задача состоит в том, чтобы
организовать систематическую работу по развитию творческих способностей
студентов, вооружению их методикой научного исследования, повышению их
умственной культуры.

Основными
направлениями научно-исследовательской работы студентов является внеаудиторная
научно-исследовательская работа
студентов. На ежегодных
научно-практических конференциях студенты решают практические задания
профессиональной направленности, участвуют в подготовке и проведении
конференций, привлекают свои знания при практических задачах.

Курсовые
проекты исследовательского характера ставят своей целью закрепление студентами
умения применять теоретические знания, проводить анализ специальной и
технической литературы, выделять научную новизну и практическую значимость,
выбирать оптимальный вариант решения поставленной проблемы. Тематика и
содержание проектов не устанавливаются и не ограничиваются учебными
программами. Преподаватели могут проявлять широкую инициативу, выбирая задания
для курсовых проектов. Как правило темы курсовых проектов согласовываются с
базовыми предприятиями города, где студенты проходят технологическую практику.

Особая
роль отводится и конкурсам профессионального мастерства, так как участие в
конкурсах позволяет переосмыслить имеющийся опыт, посмотреть на его
эффективность со стороны. Сравнить свои профессиональные компетенции. Поэтому
на базе учебно-производственных мастерских ежегодно проводятся конкурсы «Лучший
по профессии».

После
подобных конкурсов у студентов возрастает мотивация к повышению своей
квалификации.

Отмечая
важность развития у студентов интереса к избранной профессии следует иметь в
виду, что роль преподавателя не только в том, чтобы пробудить этот интерес, а в
том, чтобы постоянно расширять его. Для этого необходимо:

  • систематически
    привлекать внимание студентов к возможностям изучаемой профессии;
  • поддерживать
    это внимание, пока оно не разовьется в интерес к профессии;
  • закреплять
    интерес до тех пор, пока он не проявится в деятельности студента;
  • направлять эту
    деятельность на успешное овладение профессией.

Формирование общих и профессиональных компетенций через организацию внеаудиторной самостоятельной работы Иванова Лариса Николаевна преподаватель математики БПОУ УР «Игринский политехнический техникум»

ЦЕЛИ • обеспечение профессиональной подготовки выпускника в соответствии с ФГОС СПО; • формирование и развитие общих компетенций, определённых в ФГОС СПО; • формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности.

ЗАДАЧИ • систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; • овладение практическими навыками работы с нормативной и справочной литературой; • развитие познавательных способностей и активности обучающихся; • формирование самостоятельности профессионального мышления; • овладение практическими навыками применения ИКТ технологий в профессиональной деятельности; • развитие исследовательских умений.

Проблемы, возникающие при организации внеаудиторной СР ü Отсутствие у обучающихся сформированных навыков самостоятельной работы; ü Обучающиеся не хотят работать самостоятельно; ü Обучающиеся воспринимают часы, отводимые на ВСР, как свободное время. Они считают слишком многое для себя невозможным. УСЛОВИЯ ПОТРЕБНОСТЬ

Обучить методам СР Разработать Организовать консультации и выдать задания преподаватель Составить план СР Контролировать ход выполнения и результат СР

Виды СР Разделы и темы курса Критерии оценивания Обучающийся должен знать Формы контроля

Методическое обеспечение СР Практикумы, конспекты лекций по дисциплине Сборники задач с профессиональной направленностью Методические рекомендации для обучающихся по организации СР Рабочая тетрадь для организации СР обучающихся Карта-маршрут ВСР обучающихся Критерии оценивания различных видов ВСР Виды СР, способы руководства и формы контроля

Практикумы, конспекты лекций по дисциплине • Изложение теоретического материала по всем темам курса • Большое количество примеров и задач по уровням сложности • Образцы решения задач и задачи для самостоятельного решения

Сборники задач с профессиональной направленностью • Примеры задач с профессиональной направленностью, способы их решения по темам и задачи для самостоятельного решения; • Примеры практико – ориентированных заданий

Методические рекомендации для обучающихся по организации СР • Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы • Задания для самостоятельной работы обучающихся • Методические рекомендации по выполнению различных видов самостоятельной работы • Критерии оценивания

Рабочая тетрадь для организации СР обучающихся • Знания, умения обучающихся по разделам • Задания для самостоятельной работы • Практические задания (дополнительно) • Вопросы для самоконтроля • Критерии оценивания

1 1. 2 2. 1 2. 2 3. 1 3. 2 3. 3 3. 4 реферат конспект решение задач схемы иллюстрации графическая работа кроссворд презентация кластер 1 ч 4 ч 2 ч 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 8 ч 2 ч 1, 5 ч 1 ч 1 ч 5 б 20 б 15 б 10 б 100 б 20 15 б 10 б 5 б 5 б 10 б домашняя контрольная работа выполнение практических заданий составление вопросов проект исследовательская работа модель развертка опорный конспект таблица, карточкиинструкции тесты сообщение Тема Карта-маршрут ВСР обучающихся Задания внеаудиторной самостоятельной работы Кол- во баллов

Критерии оценивания различных видов ВСР Вид работы Критерии оценивания * * * информационное * сообщение * * * реферат * * * Кол-во Общий баллов балл Отметка актуальность темы; соответствие содержания теме; глубина проработки материала; грамотность и полнота использования источников; наличие элементов наглядности. 1 1 1 5 Оценка выставляется по количеству набранных баллов актуальность темы; соответствие содержания теме; глубина проработки материала; грамотность и полнота использования источников; соответствие оформления реферата требованиям; доклад; умение вести дискуссию и ответы на вопросы. 1 3 3 1 2 5 5 20 19 – 20 баллов – « 5» 15 – 18 баллов – « 4» 10 – 14 баллов – « 3» менее 10 баллов – « 2»

Виды СР, способы руководства и формы контроля Формы самостоятельной работы Проработка конспектов лекций Выполнение домашних контрольных и практических работ Способы руководства со стороны преподавателя Составление электронных конспектов лекций Составление текстов работ, разработка методических указаний, консультация Формы контроля Устный опрос, математический диктант, письменные работы Проверка работ Подготовка реферата, доклада, Разработка тем рефератов, подбор Защита реферата, выступление, сообщения, поиск информации по литературных источников, использование информации для теме консультация решения поставленной проблемы Изготовление моделей к геометрическим задачам Выполнение дифференцированных домашних заданий Подбор задач Консультация Разработка вариантов заданий, консультация Демонстрация на практических занятиях Проверка Подготовка к практическим занятиям (промежуточному, текущему и итоговому контролю) Разработка контрольных заданий, тестов, вопросов, кроссвордов, кластеров Устный опрос, тестирование, решение задач Проектная, исследовательская деятельность Разработка рекомендаций Защита проекта. Мультимедийные презентации

Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося • уровень усвоения обучающимся учебного материала; • умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач; • умение использовать ЭОР, находить информацию в интернете и применять ее на практике; • сформированность ключевых (общеучебных) компетенций; • обоснованность и четкость изложения материала; • уровень оформления материала, в соответствии с требованиями; • умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать её.

Результативность проекты кроссворды презентации

Результативность исследовательские работы

формирование профессиональных компетенций студентов спо презентация

формирование профессиональных компетенций студентов спо презентация

Описание презентации Презентация Компетенции по слайдам

Основу ФГОС 3 поколения составляет компетентностная модель специалиста, ориентированная на сферу профессиональной деятельности. В этой модели цели образования связываются не только с выполнением конкретных функций, но и с интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Он охватывает наряду с конкретными знаниями и навыками такие категории, как способность, анализ, готовность к познанию, социальные навыки и др. 1) в познании и объяснении действительности; 2) при освоении техники и технологии; 3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, избирателя; 5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках; 6) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда; 7) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов. научить получать знания (учиться); 2. научить работать и зарабатывать (учение для труда); 3. научить жить (учение для бытия); 4. научить жить вместе (учение для совместной жизни). с ompetent (лат. ) – соответствующий, способный; с ompetere – требовать, соответствовать, быть годным; с ompetence (англ. ) – способность (компетенция). Компетенции в самом обобщенном их понимании – это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников, которые определяют, что будет способен делать выпускник по завершении всей или части образовательной программы. Компетенция (в ФГОС СПО и ВПО) – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компоненты компетенции: 1. Когнитивный компонент: знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать); 2. Операциональный: знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям, способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности); 3. Аксиологический: знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) – воспитательный компонент. Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. Уровень практической реализации компетенции. Совокупность сформированных у личности компетенций, готовых к практическому применению. Традиционный подход Компетентностный подход 1. Ориентированность на передачу/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных знаний, умений, навыков (ЗУН) – содержания образования 2. Основная формула результата образования: «знаю, что» 3. Репродуктивный характер образовательного процесса 4. Доминирующая роль контроля в учебном процессе 5. Применение статистических методов оценки учебных достижений (тест-отметка) 1. Ориентированность на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции) 2. Основная формула – «знаю, как» 3. Продуктивный характер образовательного процесса 4. Ведущая роль практики и самостоятельной работы в учебном процессе 5. Комплексная оценка учебных достижений (портфолио-продукты творческого обучения)«Ключевые компетенции для Европы» (симпозиум Совета Европы) Изучать: • уметь извлекать пользу из опыта; • организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; • организовывать свои собственные приемы изучения; • уметь решать проблемы; • самостоятельно заниматься своим обучением. Искать: • запрашивать различные базы данных; • опрашивать окружение; • консультироваться у эксперта; • получать информацию; • уметь работать с документами и классифицировать их. Думать: • организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; • критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; • уметь противостоять неуверенности и сложности; • занимать позицию в дискуссиях; • видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; • оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем; • уметь оценивать произведения искусства и литературы. Сотрудничать: • уметь сотрудничать и работать в группе; • принимать решения — улаживать разногласия и конфликты; • уметь договариваться; • уметь разрабатывать и выполнять контракты. Приниматься за дело: • включаться в проект; • нести ответственность; • входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; • доказывать солидарность; • уметь организовывать свою работу; Адаптироваться: • уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; • показывать стойкость перед трудностями; • уметь находить новые решения. — Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения студента в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория обучающегося и программа его жизнедеятельности в целом. — Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения обучающимся картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. — Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам студент овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. — Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. — Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для обучающегося в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. — Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. — Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Студент овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности. политические и социальные компетенции , связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, участвовать в функционировании и развитии политических и социальных институтов; компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе , призванные препятствовать возникновению ксенофобии, распространению климата нетерпимости и способствовать пониманию различий и готовности жить с людьми других культур, языков и религий; компетенции, связанные с возникновением информационного общества : владение новыми технологиями, способность критически относиться к распространяемой в СМИ и Интернете информации; компетенции, реализующие способность учиться всю жизнь не только в профессиональном плане, но и личной и общественной жизни. Связаны со способностью реализовать различные социальные роли: элементарная общекультурная (гигиеническая, бытовая, коммуникативная и др. ), семейная, гражданская или социально-политическая, экологическая, экономическая, правовая и др. 1) формирование компетентностного содержания общего и профессионального образования на основе модульных образовательных программ, обеспечивающих реальную интеграцию учебных дисциплин; 2) продуктивный характер используемых в образовательном процессе технологий, направленных на формирование компетенций; 3) совершенствование методической системы, обеспечивающей высокий уровень методической готовности преподавателя к реализации компетентностного подхода в образовательном процессе. 1) Интегрированное построение образовательной программы (модульные образовательные программы) 2) Ориентация на конкретные компетенции при целеполагании и отборе содержания каждого учебного занятия 3) Связь с практикой (жизнедеятельностью)Базис-на я (ключе- вая) компе-т енция Частная (вспо-м ога-тель ная) компе-т енция Раздел, тема Содержание Интеграция Конт-р оль-ны е и твор-ч еские работ ы, их сроки. Теория Прак-ти ка Воспи-т ание Внутри- курсовая Меж-кур совая Допол-н итель-на я1. Метод проектов. Метод портфолио. Метод имитационных занятий (метод деловых, организационно-деятельностных, ролевых игр). Метод ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Метод «погружения». Проблемный метод. Проблемно-поисковый метод. Метод конструирования (моделирования). Метод программирования. Дальтон-метод (свободное обучение). Метод импровизации (творчества). Метод диалоговых семинаров. Метод дискуссий. Метод разбора ( разбор конкретных ситуаций ). Психологические и иные тренинги. Педагогические (академические, дидактические, коммуникативные и др. ) 2. Научные (наличие ученой степени, выполнение НИР) 3. Рыночные (базовые из бизнес-образования: маркетинг, менеджмент, планирование и т. ) 4. Гражданские (информационные, социальные, правовые и др. )коммуникативная компетенция: работа над собственным имиджем (стилем) преподавателя, участие в работе профессиональных педагогических формирований (творческих групп, команд), участие в массовых мероприятиях учреждения для родительской, студенческой, педагогической общественности и социума, разрешение конфликтных ситуаций; изучение (совершенствование) информационно-коммуникационной компетенции (владение ПК, использование в учебном процессе ИКТ, мультимедийного оборудования, интерактивной доски, ресурсов Интернет), изучение (совершенствование) иностранного языка; формирование толерантности (изучение литературы, методики формирования толерантности, внедрение в учебно-воспитательный процесс и в собственную деятельность); психолого-педагогическая: посещение психологических семинаров и практикумов, совместная работа с психологом, психолого-педагогическая диагностика, изучение психологической литературы, курсовая подготовка или профессиональная переподготовка по психологии, внедрение в работу психологизированных методик (психологический анализ учебного занятия или воспитательного мероприятия, психологическая карта личности);методическая: разработка и коррекция учебно-тематических планов и программ, разработка методических рекомендаций и дидактических материалов, разработка контрольно-измерительных материалов, подготовка открытых учебных занятий и воспитательных мероприятий, изучение методической литературы и передового педагогического опыта (в т. через посещение открытых уроков других педагогов), обобщение собственного педагогического опыта в различных формах (мастер-класс, открытый урок, портфолио, методическая копилка, методическое пособие, методическая разработка, педагогическое эссе, авторский методсеминар, заседании кафедры или МО, семинаре-практикуме, тематическом «круглом столе» , городских, краевых, региональных или федеральных мероприятиях); предметная: изучение литературы предметно-научного содержания, прохождение курсов по предмету, профессиональная переподготовка по предмету (специальности), подготовка выступления на заседании кафедры (МО) «Новое в содержании предмета» , участие в работе краевых методобъединений, семинаров, практикумов, конференций по предмету;исследовательская: участие в опытно-экспериментальной работе, аналитико-диагностическая деятельность в образовательном процессе, участие в научно-методических конференциях с представлением собственных результатов исследовательского характера, выполнение диссертационного исследования; готовность к самореализации: перспективы профессионального роста и саморазвития. Знание- Способ деятельности- Качество личности В основе-активность обучающегося, моделирование будущего профессионального и жизненного поведения, что соответствует предлагаемой новой парадигме образования для 21-го векаТехнология проектного обучения. Технология развития критического мышления студентов. Технология проблемно-модульного обучения. Технологии интерактивного обучения (деловых, организационно-деятельностных игр и др. )Проблемная лекция Дискуссия, полилог Организационно-деятельностная, деловая, ролевая игра Тренинг Разработка и защита проекта Интегративное УЗЗнать структуру образовательного процесса Знать дидактическую структуру учебного занятия Знать новые подходы (компетентностный, метапредметный)Содержание учебного материала (СУМ) Цели и задачи учебного занятия (Ц) Форма организации познавательной деятельности (ФОПД) Методы обучения (МО) Вспомогательные дидактические средства (ДС) Контроль (К)— Лекция — Цели — Задачи -Содержание учебного материала — Форма организации познавательной деятельности — Методы обучения — Дидактические средства — Рефлексия1-й этап: целеполагание Содержание этапа: 1. Определение места УЗ: — в системе содержания образования (предмет, курс, модуль, связи); — в процессе формирования компетенции (какую составляющую или компонент компетенции формирует или развивает данное УЗ); Например, базисная ключевая компетенция курса «Право» -правовая, а ее составляющие, т. частные (вспомогательные) компетенции: терминологическая правовая компетенция, процессуальная, документоведческая, а также отраслевые компетенции и т. Определение цели УЗ. Определение основных задач УЗ. 1 – воспитательная (формирование ценностей, ценностных отношений, нравственной оценки и т. )- аксиологический компонент компетенции. 2 – учебная (изучение, закрепление, обобщение) – когнитивный компонент компетенции. 3 – развивающая (учебные навыки и умения, память, логическое мышление и т. ) – операциональный компонент компетенции1. Разложение содержания УЗ на составляющие компетенции или составные компоненты компетенции (когнитивный, операциональный, аксиологический): Теория – понятия, процессы, формулы, личности и т. Практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям. Воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, отношения, формирование которых возможно на основе материала данной темы. Установление связей внутри содержания (этапность формирования компетенции). Прогнозирование результатов. 3-й этап – выбор формы организации. 4-й этап – определение условий перевода или интериоризации знания (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности? ), закрепление или практическая отработка. 5-й этап – подбор диагностического инструментария (первичного, промежуточного, итогового) для проверки уровней освоения компетенции. 6-й этап – подбор процедур анализа и коррекции. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы

Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы Пермский государственный технический университет

Компетентностная модель выпускника (проект третьего поколения ФГОС ВПО)

Определения Компетентность – способность и готовность индивидуума применять на практике приобретенные знания и уменияКомпетентность специалиста – способность и готовность осуществлять деятельность в определенных профессиональных условиях, интегрированная характеристика личности, одной из составляющих которой является профессиональная квалификацияКомпетенция – обозначение образовательного результата, выражающегося в подготовленности выпускника к реальному владению методами, средствами деятельности, обладанию такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет достигать поставленной цели. Компетенция – «знания в действии»Компетенция = знания + умения + навыки + опыт деятельности

Содержание и структура компетенции

Формирование перечня компетенций Составление списка основных работодателейФормирование вузом перечня компетенций по данному направлению подготовки специалистов на основании:стандартов прошлого поколения;опыта преподавательского состава;рекомендаций экспертов;отзывов выпускниковОформление анкетыРассылка анкеты и сбор результатовАнализ результатов, выявление важнейших компетенций, отмеченных большинством работодателейВыделение ядра компетенций и выбор направлений целевой подготовки

Схема выявления компетенций специалиста

Проектирование образовательной программы

Связи между компонентами компетенций и учебными модулями

Процесс формирования компетенций

Содержание компетенций в стандарте

Формируем профессиональные компетенции

Формируем профессиональные компетенции

КОМПЕТЕНТНОСТЬ – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные педагогические задачи.

КОМПЕТЕНЦИЯ – опредмеченные в деятельности компетентности педагога. Компетенция относится к деятельности, компетентность характеризует субъекта деятельности.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ профессиональных компетентностей Традиционная модель (когнитивная-знания, умения,навыки) Инновационная модель (личностно-развивающая)

ПРЕДМЕТНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ знания в области преподаваемого предмета создание образовательных программ по предмету владение методиками преподавания предмета владение интеллектуальными операциями и умение сформировать их у обучающихся

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬкомпетентность в мотивации учебной деятельности теоретические знания в области психологии и психофизиологии познавательных процессов проектирование образовательного процесса

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬтеоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду, в том числе на основе личностно ориентированного подхода владение навыками использования здоровьесберегающих технологий

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ информационная культура преподавания практическое владение приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять эффективное взаимодействие в системе «учитель» – «ученик» готовность вступать в помогающее общение

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬумение осуществлять педагогическую рефлексию и самооценку умение планировать, организовать, провести, проанализировать и описать педагогический эксперимент способность транслировать свой опыт в педагогическое сообщество способность к постоянному профессиональному совершенствованию

ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТИ «0» – отсутствие характеристики «1» – низкий уровень проявления «2» – средний уровень «3» – высокий уровень

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *