формирование профессиональных компетенций у студентов медицинских колледжей

Внедрение ФГОС СПО позволило улучшить подготовку будущего специалиста. Принципиальное отличие нового стандарта: перенос акцента  с предметного подхода на  компетентностный и ожидаемые результаты обучения как отражение в стандартах перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в будущем. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие «компетенция», а формирование компетенций является основной целью профессионального обучения.

Модульное обучение может использоваться во всех преподаваемых курсах. Мы основываемся в ПМ. «Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах», МДК 02. «Основы реабилитации» для специальности 34. 01 «Сестринское дело». В один междисциплинарный курс объединены три взаимосвязанных дисциплины: физиотерапия, лечебная физкультура и массаж. По физиотерапии в процессе обучения нами применяются разнообразные формы и методы обучения. К ним относятся:  электронные презентации лекций по физиотерапии «Реабилитация постоянным током», «Реабилитация токами ВЧ, УВЧ и СВЧ», «Ультразвуковая терапия», обучающие видеофильмы, пособия по самоконтролю и другое. Применяются учебно-методические комплексы, мультимедиа-презентации, интерактивная доска, физиотерапевтическая аппаратура (аппараты Поток-1, Амплипульс 5, Искра 1, ингалятор Небулайзер), различные формы организации, лекции и практические занятия, индивидуальные и групповые консультации, курсовые и дипломные работы.

Образовательным стандартом специальности «Сестринское дело» выделяются общие и профессиональные компетенции. В ПМ 02. « Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» выделены следующие профессиональные компетенции:

  • ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
  • ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
  • ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
  • ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
  • ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
  • ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
  • ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
  • ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

Модульное обучение- это деятельностная технология, поэтому при разработке модульного обучения по физиотерапии, на первое место ставились умения ( техника и методики выполнения физиотерапевтических процедур) как приоритетные компетенции, которые базировались  на знаниях ( лечебного действия, показаний и противопоказаний)

Модульное обучение, в отличие от традиционного предметно-информационного, как показывает наш опыт, позволяет: получить положительную динамику качества обучения; обеспечить внутрипредметные и межпредметные связи дисциплин  профессиональной подготовки студентов. Так, за последние 3 года, отмечается повышение успеваемости и качества у студентов по  дисциплине ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК «Основы реабилитации» по Физиотерапии,  по специальности «Сестринское дело».

Учебный год
Качество успеваемости в %
Средний балл

2012-2013
74
3,8

2013-2014
77
3,9

2014-2015
80
4,0

формирование профессиональных компетенций у студентов медицинских колледжей

Таким образом, приходим к выводу, что внедрение новых образовательных технологий модульного обучения в Якутском медицинском колледже позволяет повысить качество профессиональной подготовки студентов. Оно оптимизирует воспитательно-образовательный процесс, способствует улучшению взаимозависимой деятельности педагога и студента. И дает возможность для саморазвития каждому студенту.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.(Электронный ресурс) /www/adu.ru-2010-23 июля
  • Методические рекомендации по анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях: методические рекомендации. СПб, ГОУ ИПК СПО, 2010-63с.

Формирование общих компетенций у студентов медицинского колледжа

формирование профессиональных компетенций у студентов медицинских колледжей

Жданова Мария Павловна, преподаватель

Бердский филиал Новосибирский медицинский колледж

Единицей требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ОПОП, ФГОС СПО) становятся общие и профессиональные компетенции (ОК, ПК), которыми должен обладать каждый обучающийся.

Развитие общих компетенций является совокупностью социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление профессиональной деятельности на определенном квалификационном уровне. Поскольку ОК представляют собой обобщенные способы деятельности, овладение ими является долговременным, сложным процессом и  формируется в течении 4х лет обучения в той или иной мере всеми элементами ОПОП.

Особенностью общих компетенций, важной при отборе способов их развития, является то, что результат проявляется только в процессе предстоящей профессиональной деятельности, поэтому приобретение ОК зависит от активности обучающихся, непосредственного участия в их совершенствовании.

В образовательном процессе ОК могут быть приобретены обучающимися при соответствующих условиях сочетания и интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности на занятиях по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу (МДК), в условиях творческой образовательной среды. Основные компоненты данной среды должны включать учебно-методическое сопровождение, оборудованные учебные кабинеты, разнообразные источники информации и информационно-компьютерное обеспечение. На эффективность формирования общих компетенций существенное влияние оказывает личность преподавателя, его индивидуальный стиль, педагогический опыт, умение строить отношения с обучающимися. Общие компетенции развиваются только в деятельности с использованием необходимых средств обучения и в определенных условиях, когда преподаватель выступает как организатор процесса обучения, партнер по общению, консультант, воспитатель.

Оригинал статьи (Читать статью полностью):

Формирование общих компетенций у студентов медицинского колледжа

Назад к списку

За последние годы резко возросла роль медицинских работников среднего звена и это связано с реформами в отечественном здравоохранении. Данные изменения предъявляют среднему медицинскому персоналу новые требования, высокий профессионализм и компетентность которых обеспечивают своевременную и качественную работу всей медицинской службы. В связи с этим пересматривается содержание и структура профессиональной подготовки среднего медицинского персонала. В первую очередь это касается преодоления его ограниченной общепрофессиональной и профессиональной компетентности. В значительной мере это связано с тем, что в процессе обучения в медицинском колледже у студентов формируются знания и умения по отдельным дисциплинам учебного плана, а именно, интеграция разделов общеобразовательных дисциплин с разделами спецдисциплин, как в теоретической, так и в практической части, позволяет видеть особенности будущей профессии в целостности логической взаимозависимости.

Суть образовательного процесса Якутского медицинского колледжа в условиях компетентностного подхода – создание жизненно важных для индивида ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции. Целью образования является не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие способности приобретать их сейчас и в течение всей жизни и, главное, активно использовать их для решения профессиональных задач.

Реализация компетентностного подхода предполагает перенос акцентов на воспитательную, развивающую функции образования, на становление в процессе обучения личности будущего специалиста, его гармоничное духовное и нравственное развитие. Обеспечить на государственном уровне, трансляцию компетентностного подхода призваны Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС), в которых итоговые требования к выпускникам учебных заведений разного уровня выражены в виде перечней компетенций.

Результаты анкетирования, поведенные с целью выяснения отношения преподавателей к проблеме компетентносто-ориентированного образования, показали, что важность развития профессиональных компетенций будущего медицинского работника признается большинством опрошенных преподавателей – 99 %, из них 98 % респондентов считают, что развитие этих качеств возможно на специальных дисциплинах и во время учебно-производственной практики. Формирование на своих занятиях надпрофессиональных компетенций осуществляют 67 % опрошенных. Преподаватели общеобразовательных и общепрофессиональных учебных дисциплин практически не используют воспитательный потенциал предмета (около 50 %), который позволяет расширить представления о профессии и может способствовать развитию надпрофессиональных компетенций. Анализ исследований среди медицинских сестер практического здравоохранения также показывает, что в годы их обучения вопросам коммуникативной компетенции, эффективного профессионального общения не уделялось должного внимания.

Между тем компетентностно-ориентированная образовательная среда колледжа имеет огромный потенциал, поэтому для решения этой задачи исследования необходимо определение педагогических условий организации образовательной среды в медицинском колледже на компетентностной основе, выявление и практическая реализация которых связана с осмыслением продуктивных подходов и идей, накопленных в отечественной и зарубежной теории и практике профессионального образования.

На основании научно-теоретического анализа психолого-педагогической литературы достижение оптимального уровня сформированности компетентности выпускников медицинского колледжа будет возможным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

  • Компетентность выпускника выступит целевой характеристикой качества среднего профессионального медицинского образования.
  • Компетентностная модель выпускника медицинского колледжа представляет собой целостное единство ключевых (надпрофессиональных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
  • Принципами организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса в колледже выступят: интеграция задач формирования компетенций; функциональность; развивающее обучение; социальное партнерство; модульность и гибкость;
  • Социальное партнерство выступает как условие реализации требований Государственного образовательного стандарта профессионального образования третьего поколения и будет способствовать организации компетентностно-ориентированной образовательной среды медицинского колледжа.

Организация компетентностно-ориентированной образовательной среды медицинского колледжа включает в себя следующие этапы:

Пропедевтический – обучение педагогов медицинского колледжа методике разработки программной документации с учетом требований ФГОС профессионального образования нового поколения.

Теоретический – работа по созданию программ и учебно-методических комплексов, учебных дисциплин и профессиональных модулей с учетом требования единства теоретического и практического обучения.

Практический – внедрение разработанного на теоретическом этапе учебно-методического сопровождения компетентностно-ориентированной образовательной среды.

Итогово-коррекционный этап — мониторинг результатов работы по новым программным документам, внесение корректив на основе данных мониторинга, обновление методических материалов, сопровождающих образовательный процесс.

Необходимыми педагогическими условиями формирования компетентностно-ориентированной образовательной среды медицинского колледжа являются следующее:

  • опора на основные положения модульно-компетентностного подхода;
  • выбор средств, методов, форм образования, соответствующих научным характеристикам модульно-компетентностного подхода;
  • системный подход к образованию, основанный на учете психологической структуры компетентности личности;
  • опора на ролевую теорию личности при организации формирования социальной и профессиональной компетентности студентов;
  • интегративный подход к организации образовательного процесса;
  • социальное партнерство в образовательном процессе всех лиц, заинтересованных в формировании компетентного специалиста, (привлечение работодателей к формированию содержания и обеспечения образовательного процесса в колледже).

Таким образом, на основе выявленных педагогических условий разработанная программа развития профессиональных компетенций будущих медицинских работников позволит достичь повышения качества профессиональной подготовки выпускников.

Полянская Н. 1

Власенко Н. 1

Гетман Н. 11 ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской ФедерацииВысокие требования, предъявляемые сегодня к уровню подготовки специалистов образования, выдвигают на первый план формирование у студентов профессиональных компетенций. Для проверки степени сформированности практических навыков предложено использовать в учебном процессе новые образовательные технологии. В статье представлены материалы применения инновационных методов обучения для студентов медицинских вузов, таких как кейс-метод (case-study), ролевая игра и Web-квест, выделено несколько этапов реализации кейс-метода. Установлено, что использование кейс-технологии повышает уровень освоения теоретического материала и практических навыков, повышается коэффициент обучаемости с 0,27–0,35 до 0,6, повышается мотивация студентов к изучению дисциплины. По результатам анкетирования, удовлетворенность полученными знаниями отметил 71 % студентов при традиционном обучении, и 89 % при использовании кейс-технологии. компонент медицинского образования1. Агранович Н. , Ходжаян А. , Гевандова М. Инновационные образовательные технологии в медицине. Преимущества и проблемы дистанционного обучения. Materiały IX Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Strategiczne pytania światowej nauki – 2013». – Volume 24. Medycyna. : Przemyśl. Nauka i studia. – 104 str. – С. 78–82. Говорова Н. , Гетман Н. Кейс-технология преподавания анестезиологии и реанимации в медицинском вузе как средство активации познавательно-профессиональной деятельности студентов. – Омск, 2013 – 117 с. Скибицкий В. , Олейник Н. , Звягинцева Ю. и др. Использование современных технологий для качественной подготовки врача-терапевта // Соврем. проблемы науки и образования. – 2009. – № 4, прил. № 1. – С. 140–141.

Благодаря использованию в обучении этого метода освоения практических навыков:

– появляется возможность моделировать клинические ситуации, максимально приближенные к реальным, но безопасные для пациентов;

– профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки умения и ликвидации ошибок;

Дисциплина «Госпитальная педиатрия» формирует 12 профессиональных компетенций (ПК), одной из которых является ПК-21 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС – 3): «способность и готовность осуществлять детям и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний».

В соответствии с указанной компетенцией студент должен знать:

Принципы и методы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях у детей и подростков.

Клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных средств и рациональный выбор конкретных лекарственных препаратов при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у больных детей и подростков.

Студент должен уметь:

Разработать больному ребенку или подростку план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия.

Выявлять жизнеопасные нарушения и оказывать помощь при неотложных состояниях;

Студент должен владеть:

Для более успешного освоения обучающимися данной компетенции мы предлагаем применение инновационных методов обучения для студентов медицинских вузов, таких как кейс-метод (case-study), ролевая игра и Web-квест.

Более подробно хотелось бы осветить метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам, и применение данного современного метода обучения в медицинском вузе является инновационным, способствует формированию таких важных качеств врача, как аналитическое мышление, быстрота и правильность принятия решения, умение отстаивать собственное мнение. Метод CASE STUDY развивает следующие навыки:

Аналитические навыки: умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, мыслить ясно и логично.

Практические навыки: кэйс способствует формированию на практике навыков использования теории, алгоритма диагностики и лечения заболеваний.

Творческие навыки: генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

Коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, убеждать окружающих, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

Социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.

Основная цель кейс-технологии обучения выстроена в соответствии с требованиями ФГОС, подразумевающими расширение границ профессиональной компетентности студента, создание мотивационно-профессиональной направленности, формирование готовности будущего специалиста к инновационной деятельности в современных социальных условиях.

Цель технологии: освоение студентами знаний, умений и навыков по дисциплине «Госпитальная педиатрия», развитие клинического мышления, воспитание ответственного отношения студентов к изучаемому предмету, формирование личностных качеств – активность, самостоятельность, чувство ответственности, взаимовыручка, сострадание, милосердие, осознание ценности человеческой жизни.

Средства технологии – кейс или клиническая ситуация с письменным описанием какой-либо конкретной клинической задачи, основанной на реальной ситуации. Студентов просят проанализировать ситуацию, поставить диагноз, выделить ведущие патологические синдромы, определяющие тяжесть состояния, предложить возможные варианты диагностики и лечения и выбрать лучший из них.

Клиническая ситуация должна соответствовать содержанию темы занятия курса и профессиональным компетенциям.

Ситуация отражает реальный, а не вымышленный клинический случай, в ней отражаются реальные события «как есть», а не «как может быть».

Клиническая ситуация должна отличаться «драматизмом» и проблемностью, выразительно определять «сердцевину» проблемы и содержать необходимое количество информации, учитывая то, что изучаемая дисциплина связана с оказанием помощи больным, находящимся в критическом состоянии, это не составляет большой сложности.

Клиническая ситуация может показывать как положительные, так и отрицательные варианты развития событий – присоединение осложнения заболевания, летальный исход.

Клиническая ситуация должна быть по силам студентам, но в то же время не очень простой.

Текст задания не должен содержать подсказок относительно решения поставленной проблемы.

Задание кейса должно также сопровождаться четкими инструкциями по работе с ним.

Кейс-метод концентрирует в себе значительные достижения технологии «создание успеха». Для него характерна активизация студентов, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений участников. В связи с этим клиническая ситуация, нацеленная на принятие решения, обязательно должна строиться на реальных событиях – данные истории болезни, результаты лабораторных и инструментальных методов обследования, в центре которых находится лицо, принимающее решение.

Кейс-метод предполагает не только формулировку, но и решение проблемы. Кроме того, конкретные примеры лучше сохраняются в памяти, нежели абстрактная информация. Благодаря своему активизирующему воздействию они наиболее пригодны для индивидуальной работы или работы в малых группах, поскольку в их обсуждении могут принять участие даже самые скромные «молчуны». Таким образом, конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от студентов активного интеллектуального и эмоционального участия в анализе и обсуждении, предполагает нетрадиционную роль преподавателя.

Характеризуя работу над клинической ситуацией во время практического занятия, выделяем несколько этапов реализации технологии:

Этап введения в кейс, постановки преподавателем основных вопросов.

Кейсы розданы каждому обучающемуся за день до занятий или на самом занятии. На ознакомление выделяется 5–7 мин. Преподаватель контролирует знание студентами содержания кейса, спрашивает (например): «Что является центральной проблемой данного состояния пациента?» или «Какой синдром определяет тяжесть больного?». Преподаватель проводит проверку наличия кластерных схем, в случае необходимости вносит коррективы. Далее студенты задают преподавателю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которая фиксируется на доске для последующего обсуждения.

Анализ ситуации (работа в подгруппах). Группа разбивается на подгруппы, от каждой из которых выступает представитель. После деления на подгруппы дается определенное время для решения проблемы, подготовки и выступления (30–40 мин). Жесткое требование – укладываться в установленные сроки. Участники выполняют задания кейса, при этом используют основную и дополнительную литературу. Преподаватель контролирует ход обсуждения. Каждая из подгрупп представляет свой вариант решения в виде устного доклада (регламент устанавливается). Проверка практических навыков: преподаватель контролирует последовательность действий и алгоритм оказания помощи, которые студенты демонстрируют на манекенах.

Этап презентации решений по кейсам. Презентация, или представление результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень важным аспектом кейс-метода. Умение публично представить свое решение клинической задачи, хорошо его аргументировать, обосновать ведущие патологические синдромы, определить объем и состав лечебных мероприятий в зависимости от условий оказания помощи, а также выстоять под шквалом критики представляется очень ценным интегральным качеством современного специалиста. Представляют решение кейса от каждой малой подгруппы 1–2 участника (спикера). Регламент – до 5–7 мин.

При этом преподаватель максимально поощряет использование плакатов, схем, графиков (которые подгруппы должны подготовить на предыдущем этапе), побуждает студентов подгруппы дополнять высказывания своего спикера. Но если в качестве дополнения следует решение, противоположное выступлению спикера, то это означает, что малая группа не справилась с кейсом. Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен либо ответить, либо внести обоснованное возражение. Преподаватель лишь направляет дискуссию. Каждый вариант решения фиксируется на отдельном листе бумаги (для удобства работы и дальнейшего подведения итогов).

Этап общей дискуссии. Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении ситуационных заданий преподаватель формулирует четыре основных вопроса:

Почему ситуация выглядит как проблема?

Кто принимал решения?

Какие варианты решения он имел?

Что ему надо было сделать?

Учитывая ответы на эти вопросы, преподаватели должны прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение. Во время дискуссии следует избегать излишних споров, не допускать, чтобы лишь некоторые участники доминировали в обсуждении, намеренного ведения дискуссии к тому решению, которое ведущий предпочел бы сам.

Этап подведения итогов, завершающего выступления преподавателя. Продолжительность – 10 мин. Преподаватель подводит итоги, оценивает выступления групп, оценивает индивидуальные знания и умения, выделяет наиболее удачные кластерные схемы.

Необходимо подчеркнуть, что кейс-метод используем в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе с традиционными, поскольку последние предусматривают обязательное, нормативное знание. Ситуативное же обучение учит поиску и использованию знаний в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, диалектичность мышления.

В кейс-методе «мозговой штурм» применяется при возникновении у группы реальных затруднений в осмыслении ситуации, представляется средством повышения активности обучающихся, рассматривается не как инструмент поиска новых решений, хотя и такая его роль не исключена, а как своеобразный двигатель познавательной активности.

При этом задания кейса представлены двумя частями: первая часть дается студентам для самостоятельной подготовки дома (массив теоретической информации и клиническая ситуация), а вторую часть кейса – в виде продолжения клинической задачи – студенты получают на занятии. Вторая часть задачи содержит либо данные дополнительных инструментальных или лабораторных методов исследования, либо содержит продолжение клинической ситуации. Такой подход позволяет развить клиническое мышление. Работая с 1-й частью кейса, студенты учатся принимать решения, ставить диагноз, ориентируясь на ограниченный объем данных, а при знакомстве со 2-й частью кейса они могут либо получить подтверждение или опровержение первоначальному решению, что позволит им скорректировать ранее намеченные планы (гибкость подхода – что важно в условиях изменяющейся ситуации у больного в критическом состоянии).

Диагностический инструментарий кейс-технологии – для отслеживания достижений поставленной цели используются тестовые задания, составленные с учетом требований формируемой профессиональной компетенции, а также репрезентативности, вариативности и системности содержания. Кроме того, преподаватель использует другие методы контроля: устный опрос, проверка наличия и обсуждения кластерных схем, контролирует содержание кластерных схем, составленных студентами.

Конечно, данная технология не лишена недостатков и проблем. И это, в первую очередь, связано с трудоемкостью создания самих кейсовых заданий, «наполнением» кейса. Наибольший интерес у студентов вызывают конкретные клинические ситуации, «случаи из жизни», основанные на реальном фактическом материале и подкрепленные данными лабораторных и инструментальных методов исследования.

Обсуждая вопрос результативности внедряемой кейс-технологии, мы предположили, что она может способствовать формированию активной профессиональной деятельности студентов, формированию клинического мышления, а также стимулировать их интеллектуальный потенциал и мотивацию к изучению дисциплины госпитальной педиатрии. Все это можно рассматривать и как ведущие педагогические условия успешной адаптации студентов в системе непрерывного профессионального образования.

Использование технологии создаст условия для освоения студентами основных профессиональных компетенций, а также духовного и личностного развития. Все это в конечном итоге будет способствовать повышению эффективности обучения и качества образования.

Кейс-технология преподавания дисциплины «Госпитальная педиатрия» создана в соответствии с требованиями ФГОС и ориентирована, в первую очередь, на формирование профессиональной компетенции, в соответствии с которой любой специалист должен обладать способностью и готовностью своевременно диагностировать и проводить лечение основных заболеваний детского возраста, в том числе и неотложных состояний. Кроме того, кейс-технология способствует развитию клинического мышления, воспитанию ответственного отношения студентов к изучаемому предмету, формированию личностных качеств – активность, самостоятельность, чувство ответственности, взаимовыручка, сострадание, милосердие, осознание ценности человеческой жизни, стимулирует интеллектуальный потенциал студентов.

Установлено, что использование кейс-технологии повышает уровень освоения теоретического материала и практических навыков, повышается коэффициент обучаемости с 0,27–0,35 до 0,6, повышается мотивация студентов к изучению дисциплины. Результаты анкетирования преподавателей отразили дефицит знаний или их фрагментарность в области современных образовательных технологий, а также недооценку преподавателями потенциальных возможностей стимулирования познавательной активности студентов. По результатам анкетирования, удовлетворенность полученными знаниями отметил 71 % студентов при традиционном обучении, и 89 % при использовании кейс-технологии.

Библиографическая ссылка

формирование профессиональных компетенций у студентов медицинских колледжей

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

преподаватель ГБПОУ “Краснодарский краевой базовый медицинский колледж” г. Краснодар, РФ

Формирование профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа в процессе выполнения выпускных квалификационных работ

заместитель директора по учебной работе

ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж»

Краснодар, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Активное внедрение в медицинскую практику достижений научно-технического прогресса, совершенствование медицинских технологий  предполагает подготовку квалифицированных сотрудников медицинских учреждений, владеющих профессиональными навыками и способных к самостоятельной деятельности.

Решение задачи подготовки специалиста, владеющего необходимыми коммуникативными компетенциями, возможно при активном вовлечении студентов в научно-исследовательскую работу. В процессе научно-исследовательской деятельности происходит закрепление навыков планирования своих действий, коммуникативного поведения с пациентами, активное стимулирование к самостоятельной работе с получением конкретного результата, мотивация на достижение  высокого профессионального уровня.

В профессиональной деятельности  медицинских работников наиболее востребованными являются следующие правила общения с пациентами и членами их семей:

– правило   «постоянной готовности к пониманию» (преодоление личностных барьеров, которые приводят к неточному пониманию сообщений);

– правило « конкретности»  (избегание двусмысленных выражений и слов,  узкоспециализированных терминов),

– правило «контроля над невербальными сигналами» (контролирование не только собственной  речи, но и мимики, интонаций, жестов, поз),

– правило «открытости» (готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывшихся обстоятельств),

Требования к качеству медицинского образования предполагают включение в  современный образовательный процесс большого объема самостоятельной и творческой деятельности, что позволит сформировать профессиональные компетенции, необходимые молодому специалисту при осуществлении практической деятельности.

Одной из форм научно-исследовательской работы студентов является   выполнение выпускной квалификационной работы.

Опыт руководством выпускных квалификационных работ  студентов медицинского колледжа на протяжении последних четырех лет показывает, что при выполнении теоретической реферативной части – поиск литературных источников по теме исследования, критический анализ доступной литературы, формулирование гипотезы, постановка целей и задач работы – особых  затруднений студенты не испытывают. Сложности возникают, как правило, при выполнении второй, исследовательской части работы. Это вызвано спецификой работы лечебных стационаров, юридической недоступностью для студентов медицинской документации, затруднениями при подборе рандомизированных групп пациентов (контрольной и клинической с определённой нозологической формой).

Для выполнения научно-исследовательской деятельности студентов нами была применена методика  сотрудничества студентов, преподавателей и специалистов восстановительной медицины при проведении реабилитационной терапии. Так, выполнение выпускных квалификационных работ студентов специальностей «Лечебное дело» и «Сестринское дело» осуществляется на базе Центра восстановительной медицины и реабилитации «Краснодарская бальнеолечебница» под руководством преподавателя нервных болезней медицинского колледжа.

В Центре восстановительной медицины и реабилитации «Краснодарская бальнеолечебница» преподавателем колледжа, научным руководителем выпускных квалификационных работ, совместно с сотрудниками ЛПУ – главной медицинской сестрой и заведующими физиотерапевтическим и бальнеологическим отделениями разработаны принципы исследовательской и созданы оптимальные условия  для выполнения самостоятельной работы.

Студенты, выполняющие выпускную квалификационную работу, имеют доступ в кабинеты физиотерапии, ЛФК, гидротерапии, бальнеологического лечения.

Формирование контрольной и клинической группы пациентов                с определённой нозологической формой осуществляется студентами       с помощью научного руководителя.

Студентами, под контролем научного руководителя, разрабатываются листы наблюдения, в которых отражается динамика клинической симптоматики исследуемой нозологической формы под влиянием лечебно-реабилитационного комплекса. В процессе проведения лечебных процедур студенты самостоятельно осуществляют медицинский контроль состояния и самочувствия пациентов, заносят результаты клинического исследования в листы  динамического наблюдения.

Заполнение листов динамического наблюдения проводится студентами  в первый день назначения лечения и в день окончания курса реабилитации.

После проведения клинической части исследования, студенты составляют объединенные таблицы контрольной и исследовательской групп пациентов, проводят математические расчеты, выполняют анализ результатов лечебно-реабилитационного процесса.

На основании  полученных результатов студенты делают выводы об эффективности лечебных мероприятий, проводимых пациентам в рамках реабилитационного курса, дают подтверждение выдвинутой гипотезе, создают памятки и рекомендации  информационного и профилактического характера пациентам с исследуемой неврологической патологией.

Результаты собственных исследований, проводимых в рамках выпускной квалификационной работы, оформляются студентами в виде НИРС, УИРС и  принимают участие в международных и всероссийских научных конференциях и конкурсах студенческих научно-исследовательских работ.

Таким образом, в процессе самостоятельной исследовательской деятельности при выполнении выпускной квалификационной работы происходит совершенствование навыков самостоятельной работы, формирование исследовательской компетентности, углубление знаний в выбранных областях, знакомство с современными диагностическими и лечебными методиками в учреждениях практического здравоохранения, формирование коммуникативных навыков общения с сотрудниками и пациентами.

Список  использованной  литературы

  • Карпов А. В. Психология менеджмента. – Ярославль, 2008. – 512с.
  • Князева Г.Н., Князева Е.В., Чепелева Л.М. Акмеологичность как условие модернизации образовательного процесса в Вузе. Международный журнал экспериментального образования. –  2013.– №4. – С.125-127

Куницына В. , Казаринова Н. , Погольша В. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб. : Питер. – 2001. – 554с

  • Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М. – Изд-во МГУ. – 2011. – 216с.
  • Породенко В.А., Ануприенко С.А., Бондаренко С.И. Научно-исследовательская деятельность студентов как инновационный метод в образовании. Международный журнал экспериментального образования. 2013.  – №4. – С.238-240.
  • Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – С.152-154
  • Смирнова О.И.,  Андреев Р.Е. Современные аспекты  формирования профессиональных компетенций студентов  медицинского колледжа в период производственного обучения. Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные направления развития среднего медицинского образования».   Тюмень,16 декабря 2016. – С.275-277
  • Черноталова К.Л. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессиональной инициативы  // Концепт. – 2012. – №11(ноябрь). – С.237-241

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *