информационная компетенция в профессиональном образовании

способность пользователя уверенно, эффективно и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизни, основанная на непрерывном овладении знаниями, умениями, мотивацией, ответственностью (поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производство мультимедийного контента, синхронизация устройств и пр

Основные компетенции

Компетенция WorldSkills Russia – это профессия, по которой проводятся соревнования по стандартам WorldSkills для выявления и оценки способностей участника успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении конкурсного задания и решении задачи профессиональной деятельности. Компетенция – набор знаний и навыков в рамках Спецификации стандартов. Спецификация стандарта компетенции (WorldSkills Standards Specifications WSSS) – перечень умений и навыков, которыми должен обладать специалист по соответствующей компетенции, с указанием процентного соотношения их использования и важности в рамках подготовки критериев оценки.

Библиографическое описание

Вступление
России в Болонский процесс послужило прологом к внедрению
компетентностного подхода в обучение как альтернативы существующему
процессу формирования у обучающихся «знаний-умений-навыков»,
недостаточно учитывающих сущность компетентности специалиста в
условиях рыночных отношений. Компетентностная модель образования
является важнейшим условием модернизации и приведения его результатов
в соответствие с международными стандартами.

В Федеральных
государственных образовательных стандартах высшего профессионального
образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) компетенция зафиксирована
как «способность применять знания, умения и личностные качества
для успешной деятельности в определенной области», а результаты
обучения – как «усвоенные знания, умения, навыки и
личностные качества для успешной деятельности в определенной
области». При таких формулировках, которые в принципе являются
ключом к пониманию сущности компетенции и результатов обучения, на
наш взгляд, снижается роль деятельностного подхода в обучении, потому
что по данным определениям от выпускника-специалиста требуется для
успешной деятельности быть способным только к применению знаний,
умений и личностных качеств и не более того.

В этой связи предлагается
видеть выпускника как специалиста, способного действовать на основе
реализации усвоенных знаний, умений и сформированных личностных
качеств. В этом состоит принципиальное отличие предлагаемого подхода
к обучению в высшем учебном заведении.

Исходя из этого, понятие
«компетенции», а также «компетентности» могут
быть сформулированы следующим образом:

  • компетенция – это
    способность осуществлять конкретную деятельность в определенной
    области на основе применения знаний и умений и проявления личностных
    качеств, делающих эту деятельность успешной;
  • компетентность – это
    способность (и готовность) осуществлять профессиональную
    деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных
    компетенций.

Развивая
последнее понятие, в более широком смысле можно сказать, что
компетентным будет тот специалист, чья деятельность, действия,
поведение адекватны появляющимся проблемам и, при этом, реализуются
соответствующие способности. Компетентный человек – это тот,
кто обладает определенными возможностями и подготовкой, которые
позволяют ему адекватно действовать в различных ситуациях,
активировать и актуализировать необходимые знания и умения, приемы и
способы деятельности.

В данном
определении основной акцент делается на формирование в ходе обучения
способности к деятельности, что соответствует принятому в мире
современному подходу к ориентации содержания образования на конечный
результат, выраженный в способности к действию, а не на овладение
суммой определенных знаний и умений. В этих понятиях в явном виде
присутствует функционально-деятельностный подход в образовании,
являющийся важнейшим принципом обучения.

В ФГОС ВПО-3
приводится определение результатов обучения как «усвоенные
знания, умения и освоенные компетенции». В соответствии с
предлагаемым подходом к определению «компетенции» и
«компетентности», результаты обучения должны
рассматриваться как «сформированная компетентность по
осуществлению профессиональной деятельности».

Суммируя изложенное,
предлагается следующее определение компетентностного подхода в
обучении.

Компетентностный подход –
это подход, акцентирующий внимание на результате обучения, причем в
качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а
способность человека на ее основе адекватно действовать в различных
ситуациях (в том числе и в ситуации неопределенности).

Компетентностный подход
предполагает наличие в вузе системы формирования профессиональной
компетентности выпускников как специалистов.

Для
решения профессиональных задач специалист должен обладать
соответствующими конкретным профессиональным задачам компетенциями,
основными компонентами которых являются знания, умения, навыки и
личностные качества специалиста. Совокупность же профессиональных
компетенций, позволяющая выполнять весь перечень профессиональных
задач в конкретной области, составляет компетентность специалиста в
этой области.

Таким образом, общим
результатом обучения в вузе является сформированная компетентность
специалиста в определенной области, которая проявляется путем
реализации соответствующих компетенций при решении профессиональных
задач. Следовательно, при компетентностном подходе основное внимание
в учебном процессе должно уделяться формированию у обучающихся
профессиональных компетенций по всему спектру профессиональных задач,
выполняемых специалистом в его профессиональной деятельности.

  • Татур Ю. Г.
    Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. /
    Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. – 2004. №3. –
    С. 20-26.
  • Исаева Т.Е. Классификация
    профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя. /
    Т. Е. Исаева // Педагогика. – 2006. – № 9. – С.
    55–60.
  • Софьина В. Н. Развитие
    профессиональной компетентности специалиста в вузе и на
    производстве/ В. Н. Софьина // Монография. – СПб.: ЛГУ им. А.
    С. Пушкина, 2005. 144 с.

Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, результат обучения, успешная деятельность, знание, подход, профессиональная деятельность, умение, компетентность специалиста, основа реализации, предлагаемый подход.

Сегодня немаловажной педагогической проблемой считается задача внедрения в образовательный процесс новых методик и средств, которые помогут обучающимся среднего профессионального учебного заведения развить свой потенциал, раскрыть качества личности, овладеть умением принимать самостоятельные решения, успешно адаптироваться в изменяющихся ситуациях на современном производстве, профессиональная компетенция поможет им раскрыться в выбранной профессии.

Ключевые слова:

образование, компетенция, компетентность, квалификация.

На сегодняшний день очень много разговоров о профессиональной компетенции в образовании, давайте попробуем разобраться, что же это такое на примере среднего профессионального образования.

Понятий «компетентность» и «компетенция» в исследовательских труда ученых и педагогов не содержится однозначного определения их сущности. Что касается слова «компетентность», чаще всего оно употребляется в целях выражения уровня квалификации и профессионализма. Показатель является качественным, т. не предполагает конкретных единиц измерения.

В «Словаре иностранных языков» этот термин трактуется как владение знаниями, дающими возможность делать суждение о чем-либо, а также высказать экспертное мнение.

В «Советском Энциклопедическом словаре» слово разъясняется как наличие знаний и опыта.

Авторами глоссария в рамках Болонского процесса было дано еще одно определение. Суть его заключается в том, что компетенция представляет собой динамический комплекс характеристик — знаний, навыков, способностей и качеств личностного характера. Этот набор задает описание итогов обучения в рамках образовательной программы. То есть, по сути, компетенция — это то, в чем нуждается выпускник для осуществления результативной профессиональной деятельности, а также для развития в жизни в целом.

Говоря о процедуре образования в стенах среднего профессионального учреждения, компетенция — это:

– характеристика способности обучающегося к реализации собственных знаний, умений и опыта, предполагающая высокий уровень саморегулирования и моментальную адаптацию к изменениям обстоятельств;

– отличительная черта квалификации;

– степень соответствия требованиям, предъявляемым работодателем к молодому специалисту, с принятием во внимание особенностей регионального рынка труда;

– способность выполнять специфические работы и рационально выходить из проблемных ситуаций.

Основная цель образовательной программы заключается именно в развитии профессиональной компетентности. Оно должно происходить абсолютно на всех этапах обучения.

В качестве образовательной программы, нацеленной на подготовку молодого специалиста к получению определенной профессии (в рамках учреждения среднего образования) выступает документ, который базируется на федеральных стандартах. Он создает четкую структуру для объема знаний, которые обучающийся получает в процессе освоения теории и практики. Также в нем содержатся следующие параметры:

– формы организации процесса обучения;

– этапы изучения азов;

– перечень дисциплин;

– сроки проведения мероприятий (курсов, лекций, семинаров);

– инструменты оценивания полученных знаний;

– порядок предоставления итогов аттестации;

– ожидаемые итоги.

В перечень образовательных программ входит так называемый региональный компонент. В нем обычно принимаются во внимание требования, предъявляемые промышленной отраслью в конкретном регионе. Однако в качестве основы в любом случае выступают базовые нормы подготовки.

Образовательная программа в стенах учреждений среднего профессионального образования должна иметь свою цель, это повышение результатов обучающихся по тем или иным дисциплинам. Эксперты считают, что именно такой подход позволит повысить уровень компетенции и обрести большое количество практических умений.

Слово «компетентность» имеет более широкий смысл, нежели термин «компетенция». Ведь оно имеет не только когнитивное знание, но и мотивационный, поведенческий, регулятивный аспект.

Проявление мотивационного элемента заключается в потребности и интересе обучающихся к самосовершенствованию в рамках выбранной профессии. А также в стремлении к самореализации в профессиональном плане.

Поведенческий нюанс состоит в повышении работоспособности и строгом соблюдении норм дисциплины. Важную роль играет увлеченность специалиста и его желание сталкиваться с трудностями, а также успешно их преодолевать.

Регулятивный компонент — это способность самостоятельной постановки целей и планирования развития. Сюда же относится контроль своей жизнедеятельности и внесение в нее корректировок по мере необходимости. А также аналитика собственного потенциала, оценка деятельности и личностных качеств, т. компетентность подразумевает, что человек постоянно стремится к улучшению имеющихся знаний, их совершенствованию.

По официальным данным в понятии «компетентность» объединены не только конкретные знания, умения и навыки, но и сам процесс, направленный на освоение норм социального и профессионального значения, ценностей. В эту же категорию входит способность к реализации этого опыта в практической деятельности, а также формирование верных установок в отношении выбранной профессии.

Если вести речь об этих позициях, то профессиональная компетентность может быть рассмотрена как характеристика, имеющая профессионально-личностное и социальное значение. Владея ею, человек сможет использовать знания и опыт на практике. Причем делать это он будет не только с той целью, чтобы реализовать себя в той или иной профессии, но и для осознания важности своей деятельности.

Наряду с этим компетентность может изучаться как целостная система комплекса знаний, умений и навыков, а также практического опыта, без которого не обойтись в карьерном росте.

Ключевым фактором в процессе подготовки специалиста к работе является формирование стратегии образовательного процесса, с помощью которой можно было бы обеспечить создание всех важных качеств будущего работника.

Нельзя сформировать профессиональную компетентность, не освоив аспектов, связанных с предметов трудовой деятельности. Ведь она подразумевает максимальное пользование знаниями и навыками, а также рациональное применение практического опыта в конкретной сфере. Сюда же можно отнести грамотное использование определенных дисциплин, технологий и прочих инструментов.

  • Ожегов С. И. Словарь русского языка/ — М: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. — 1200 с.
  • Словарь иностранных слов // под ред. И. В. Лехина и др. М., 1964. — 784с.
  • Хурло, Л. Модели оценки достижений учеников: (На материале реформы начальной школы в Польше) / Л. Хурло // Школьные технологии. — 2003. — № 6. -. 84–88

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная программа, выбранная профессия, профессиональная компетентность, знание, компетенция, молодой специалист, практический опыт, профессиональная компетенция, профессиональное образование, слово.

Повсеместное использование цифровых технологий во всех сферах жизни предполагает готовность личности к усвоение новых навыков и умений, от которых напрямую зависит успех в современном информационном обществе. В данной статье рассмотрены такие понятия, как «цифровая грамотность», «цифровая компетенция», перечислены различные платформы и приложения, которые могут помочь педагогу как субъекту образовательной деятельности быть успешным в его профессиональной активности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Цифровая модель формирования индивидуальной траектории профессионального развития учителя на основе больших данных и нейросетей (на примере Республики Татарстан)», № 19-29-14082

В современных реалиях в процессе реализации своей профессиональной деятельности педагог сталкивается с быстро меняющимися требованиями, которые требуют от него нового, более широкого и более сложного набора компетенций. В частности, повсеместное распространение цифровых устройств и обязанность помогать ученикам приобретать цифровую компетентность требуют от преподавателей развития их собственной цифровой компетентности.

Цифровая компетентность – это одна из новых концепций, которая описывает навыки, связанные с технологиями. В последние годы несколько терминов применялись для описания навыков и умений использования цифровых технологий, такие как «навыки ИКТ», «навыки работы с технологиями», «навыки информационных технологий», «навыки 21-го века», «информационная грамотность», «цифровая грамотность» и «цифровые навыки». Эти термины также часто используются как синонимы, например, «цифровая компетентность» и «цифровая грамотность».

Понятие «цифровая грамотность» является более ранним. Данный термин предполагает способность человека эффективно выполнять задачи в цифровой среде. «Цифровая» означает информацию, представленную в числовой форме и в основном представленную через электронно-вычислительные машины, а «грамотность» включает в себя способность читать и интерпретировать мультимедиа, воспроизводить данные и изображения с помощью цифровых манипуляций, а также оценивать и применять новые знания, полученные из цифровой среды.

  • фотовизуальные навыки («чтение» инструкций из графических дисплеев),
  • навыки воспроизведения (использование цифрового воспроизведения для создания новых значимых материалов из существующих),
  • навыки ветвления (построение знаний из нелинейной, гипертекстовой навигации),
  • навыки информации (оценка качества и достоверности информации),
  • социально-эмоциональные навыки (понимание «правил», преобладающих в киберпространстве, и применение этого понимания в онлайн-коммуникации).

Кроме того, в список был добавлен еще один навык: навык мышления в реальном времени (способность обрабатывать и оценивать большие объемы информации в режиме реального времени).

Таким образом, значимость цифровых компетенций учителя как субъекта образовательной деятельности в его индивидуальной траектории развития определяется следующими факторами:

Удобство. (То есть зная цифровой мир, учитель может правильно распределить свое время; выбирать только те источники, которые гарантируют качественный материал; экономить время с помощью применения в своей работе различных готовых интерактивных заданий или создавать свои);

2) Мотивация учащихся. (Современное поколение с ранних лет сензитивно к освоению новых информационных технологий. Следовательно, использование в образовательном процессе цифровых инструментов эффективно, так как это понятно и доступно современному поколению учащихся и стимулирует их вовлеченность в изучаемый предмет. Кроме того, ученики на основе использованных педагогом ресурсов, могут, например, заинтересоваться программированием, созданием собственных сайтов, то есть, ИКТ помогают учащимся и в нахождении своего места в мире);

Значимость для педагога как субъекта образовательной деятельности. (В выборе между учителем, который использует только традиционный способы обучения, и учителем, который ориентируется в цифровом мире, наиболее конкурентноспособным и успешным является педагог, который обладает цифровыми компетенциями).

Файлы

В связи с переменами, произошедшими в нашей стране за последние десятилетия, система среднего профессионального образования так же претерпевает масштабные изменения. Одним из приоритетных направлений реформирования отечественного образования стало обновление содержания, форм и методов подготовки специалистов на основе нового поколения образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе.

Введение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях повлекло за собой необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. По новым стандартам, под результатами понимается сформированность у выпускников общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС, в соответствии со специальностью (профессией).

Понятие «компетентность» происходит от латинского слова compete, и в работах современных ученых (Э. Зеер, С. Дружилова, В. Кашницкого, И. Крупина, Л. Митиной, и др. ) толкуется неоднозначно.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» компетенция же рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности». Далее, понятие «обучение» рассматривается как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, развитию способностей». Отсюда можно сделать вывод, что компетенция с точки зрения образовательного процесса включает в себя не только знания, умения, навыки, но также предполагает наличие способности действовать в заданных обстоятельствах, следовательно, наличие достаточного опыта профессиональной деятельности.

Общие компетенции означают совокупность социально — личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.

Основными составляющими информационно-коммуникационной компетенции выпускника являются индивидуальные способности и качества выпускника, определяющие его возможности и умения:

                    самостоятельно искать, анализировать, представлять и передавать информацию;

                    моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе — собственную индивидуальную деятельность и деятельность коллектива;

                    творчески и эффективно решать задачи, которые возникают перед ним в процессе продуктивной деятельности;

                    ориентироваться в среде, организационной на базе современных информационных и коммуникационных технологий;

                    квалифицированно использовать в своей практической профессиональной деятельности современные средства информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих многократное увеличение производительности труда.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего специалиста — сложный процесс.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников на уровне требований информационного общества должно происходить в условиях:

                    значительного повышения уровня информационно-коммуникационной компетентности преподавательского состава;

                    качественно нового технического оснащения учебного заведения средствами ИКТ;

                    системного внедрения и активного использования ИКТ в учебном процессе.

Для определения уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности необходимо определить ее показатели и критерии. В качестве показателей, определяющих уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности можно выделить следующие:

                    осознание недостатка информации и её необходимости в решении какой-либо задачи;

                    осуществление поиска необходимой информации в разных информационных источниках (газеты, журналы, литература, Интернет, и др

                    оценивание найденной информации (аналитическая обработка информации, критическое отношение к полученной информации);

                    создание новой информации средствами ИКТ;

                    сохранение и передача информации.

Механизм развития информационно-коммуникационной компетенции характеризует совместную деятельность преподавателя и студентов, основанную на идеях организующе-консультативной роли первого и самореализации вторых. При использовании активных методов студент не получает готовых знаний, а добывает их сам, причем знания не являются целью образования, они становятся средствами решения возникающих проблем. В этом случае приобретается незаменимый опыт самостоятельной работы, что немаловажно.

Когда формируются способы деятельности, для информационной компетенции — деятельности по поиску, анализу, сбору, трансформации, представлению, передаче и сохранению информации, использованию ее для решения проблем, существенное значение приобретают смыслы — как сделать работу с информацией осмысленной потребностью, базовым началом любой деятельности, навыком, схожим с навыком письменной речи, — человек пишет, не задумываясь, почти автоматически. Реализация смысловой составляющей осуществляется через специально подобранные профессионально ориентированные задания на «смыслы». (Например, объясните, почему поиск нововведений или изменений в земельном законодательстве целесообразно искать в Интернете), либо на включение в содержание проектов смысловой составляющей (объясните подбор источников информации для проекта). Технологическая составляющая предполагает использование заданий на работу с различными источниками, поиск, анализ и систематизацию информации, составление краткой аннотации содержания источника (обзора), составление критических замечаний по статье или учебному пособию, подготовку докладов, рефератов и т. Важно, чтобы был запланирован рост самостоятельности студента.

Таким образом, формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе обучения позволит подготовить конкурентоспособного выпускника, способного ориентироваться в среде, направленный на квалифицированное использование средств информационных и коммуникационных технологий в своей практической профессиональной деятельности.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)
  • Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. — № 5.
  • Максимова Е. Б. Современные проблемы формирования коммуникационной культуры в образовании // Вестник Университета Российской Академии Образования. 2007. — № 3.
  • Матвеева Т. Инновационная образовательная технология формирования базовых компетенций студентов // Высшее образование сегодня. 2007. — № 7.
  • Мельник Е. В. Содержание коммуникативной компетентности педагога / Е. В. Мельник // Психология и шк. : науч.-практ. журн. 2004. — № 4.
  • Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. — 2003. — № 3

Основные термины (генерируются автоматически): информационно-коммуникационная компетентность, знание, компетенция, навык, образовательный процесс, практическая профессиональная деятельность, профессиональная деятельность, профессиональное образование, умение.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентность, подходы к изучению профессиональной компетентности: функционально-деятельностный, аксиологический, универсальный, личностно-деятельностный, акмеологический

Новые социально-экономические преобразования, происходящие в России позволяют поднять творческий потенциал граждан и актуализировать их ответственность за судьбы каждого человека, целых групп и социальных слоев молодежи.

Так, например, возникли новые явления и процессы, с которыми общество раньше не сталкивалось. Появилось большое число социально незащищенных детей, неблагополучных с точки зрения как психического, так и физического здоровья, социального положения, нуждающихся в квалифицированной поддержке, социально-педагогической помощи.

Чтобы решить эту задачу повышения квалификации, в проекте «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015–2025 год) подчеркивается: «Приоритетной задачей ближайших десятилетий XXI века является разработка и реализация стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания».

В настоящее время необходимо обратить особое внимание на воспитательную функцию школы, а это зависит от квалификации и уровня развития личности учителя. Новые подходы к развитию всей системе образования и воспитания рассматриваются в Профессиональных стандартах педагогов, в котором подчеркивается важность:

«Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т. ), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т

Проблемой подготовки учителя к социально-педагогической деятельности обращались и продолжают обращаться такие ученые как: В. Сластенин, Л. Митина, Е. Рогов, А. Гонеев, И. Осипова, И. Зимняя.

Изучением воспитательного аспекта деятельности учителя занимались выдающиеся представители педагогики, философии, психологии: К. Ушинский, А. Макаренко, В. Ключевский, В. Бехтерев, П. Блонский, Л. Выготский.

Значительный вклад в развитие теории и практики воспитания в конце XX века внесли авторы гуманистических воспитательных систем А. Куракин, В. Караковский, А. Григорьева, A. Мудрик, Л. Новикова,Н. Селиванова.

Специфическая позиция педагога как субъекта коллектива воспитателей школы отражена в работах В. Сластенина, Н. Болдырева, А. Григорьевой.

В педагогической литературе термин «компетентность» встречается в контексте исследований профессиональной компетенции в области педагогической деятельности (Н. Гришина, Л. Митина, Ф. Мустафина, Н. Попова и др. Сластенин выделяет личностную и профессиональную компетентность. Что же конкретно вкладывают в понятие «профессиональная компетентность» ученые, придерживающиеся разных подходов в в науке?

  • Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1998. С. 118.
  • Акимова А. П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров. В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 1. — Ленинград, 1973.
  • Аграновская И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России. 2002. № 4. С. 118.
  • Баграмова Н. В.. Компетентностный подход в образовании с проекцией на обучение иностранному языку//Синтез традиций и новаторства в методике изучения иностранных языков: материалы межвузовской научной конференции.- Владимир: Изд-во ВГПУ, 2004, с.14–19.
  • Введенский B. H. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51–55.
  • Веснин В. В. Практический менеджмент персонала:пособие по кадровой работе,М.,Юрист,1998.с.59.
  • Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. С. 89–90.
  • Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51–55.
  • Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация, М.: Когито — Центр, 2002.- 400 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, Митино, педагогическая деятельность, подход, профессиональная деятельность, интегральная характеристика, личностное качество специалиста, нравственная позиция личности, универсальный подход, учебно-воспитательный процесс.

Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. В информационном обществе XXI века главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать.

Актуальность настоящего исследования определяется: повышением требований к уровню информационной компетентности педагога, связанным с быстрым развитием современных компьютерных технологий и расширением сферы их применения в образовательном процессе; эволюционными тенденциями в системе высшего педагогического образования, связанными с необходимостью развития информационной компетентности педагога; нереализованным потенциалом учебных заведений при подготовке квалифицированных специалистов; недостаточной разработанностью методико-технологического аппарата измерения и оценивания эффективности процесса развития информационной компетентности педагога

Современный педагог должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств, т. обладать информационной компетентностью. Информационная компетентность педагога – это важнейшее условие его профессионального развития. При этом особое внимание необходимо уделять формированию и развитию информационной компетентности не только педагога, но и обучаемых им студентов всех специализаций и всех направлений подготовки.

Компьютеризация производства выдвинула задачу подготовки специалистов, которые в будущей профессиональной деятельности должны эффективно использовать информационные технологии. Сегодня работодатель заинтересован в таком работнике, который умеет думать самостоятельно, грамотно и творчески подходить к разрешению разнообразных проблем. Современному обществу необходим такой специалист, который умеет непрерывно пополнять свои знания, совершенствовать свою компетентность.

Информационная компетентность педагога складывается из трех компонентов: знать, уметь применять в учебной профессиональной деятельности, самостоятельно работать с информационными и коммуникационными технологиями.

Рассмотрим сущности слов компетентность и информация. В педагогической литературе существуют различные точки зрения на понимание сущности этих понятий.

Компетентность — интегративное качество личности, сформированное на основе совокупности предметных знаний, умений, опыта, отраженных в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности.

“Информация” (от лат. informatio – ознакомление, разъяснение, представление, понятие) – в философском энциклопедическом словаре понятие трактуется следующим образом:

•        сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемые людьми;

Информационная компетентность является ключевым термином образовательных стандартов третьего поколения.

Список литературы

  • Лебедева М.М. Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. — Москва: Оргсервис-2000, 2006. — ISBN 5-98115-066-1.
  • Хуторской А.В. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. / Российская Академия образования. Москва. 2006 С. 292.
  • Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации: учебник / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2010. — 432 с. ISBN 978-5-406-00301.
  • Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *