изучение профессиональных компетенций педагогов

1

Профессиональная компетентность учителя Презентация к выступлению на педагогических чтениях «Профессиональная компетентность педагога» Уткин А. , учитель химии МОУ «Новосергиевская СОШ 3»

2

Актуальность инноваций в жизни общества Социальные институты реагируют на изменение цивилизации с разной скоростью Б и з н е с 100 км/ч Общество (взгляды, нормы поведения) 90 км/ч С е м ь я 60 км/ч Школаобразование 10 км/ч Политиказакон очень медленно

4

Современная модель профессионального роста учителя В условиях быстрой смены различных технологий предполагает осознание, понимание, оценивание собственного педагогического опыта; способность увидеть свой профессиональный труд в целом; быстро и конструктивно приводить свою деятельность в соответствие с новыми ценностными ориентациями – овладевать новыми технологиями.

5

Компетентный учитель – это специалист, овладевший профессиональными знаниями и умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса. Профессионализм педагога – единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности

6

Содержание педагогической компетентности (по В. Чичикину) Компоненты Информационный (теоретический) Операционный (практический) Мотивационный (личностный)

7

Информационный компонент Профессионально-педагогическая эрудиция Широкий кругозор, общая культура; Психолого-педагогические знания; Безупречное знание предмета; Знание методики преподавания.

8

Операционный компонент Владение профессиональной культурой речи, общения и педагогическим тактом; разными технологиями и методами обучения; методами диагностики и мониторинга педагогической деятельности; владение аудиторией, профессиональная наблюдательность.

9

Мотивационный компонент Любовь к детям Требовательность к себе и детям Доброжелательность и общительность Увлеченность работой, способность привить интерес к своему предмету Постоянное совершенствование педагогического мастерства

10

Уровни профессиональной компетентности (по разным источникам) Критерии: профессионализм, творчество, мастерство, эффективность, оптимальность, индивидуальный почерк.

11

Уровни профессиональной компетентности Учитель – стажер (после ВУЗа) Вхождение в практику профессии. Первые положительные результаты

12

Уровень профессиональной компетентности учителя Владение основами профессии, применение известных в науке и практике приемов; повседневные решения нестандартных задач ( открытия для себя); положительная результативность и эффективность; преимущественная ориентация на знания

13

Уровень профессиональной компетентности учителя-мастера Владение лучшими образцами приемов, известных в науке и практике; повседневное решение нестандартных педагогических задач (открытия для себя); устойчивая высокая эффективность; оптимальность (работа без перегрузок); стремление учитывать развитие учащихся; передача опыта другим учителям.

14

Уровень профессиональной компетентности учителя-новатора Поиск и использование оригинальных приемов или целостных оригинальных систем обучения и воспитания; творчество (открытие для себя); эффективность в поисках нового; четкая ориентация на развитие учащихся как главный результат труда; индивидуальность

15

Уровень профессиональной компетентности учителя-исследователя Стремление и умение изучать и оценивать значимость своих оригинальных идей или новых приемов других учителей, Оценивание эффективности, оптимальности.

16

Уровень профессиональной компетентности учителя-профессионала Учитель – профессионал – это мастер, новатор, исследователь. Стремление к саморазвитию; все поиски «от ученика» и для ученика; новатор, пробующий все новое; мастер, владеющий багажом современной науки; индивидуальность; учитель, находящий и внедряющий новое, исследующий результативность, создающий оптимальную психологическую обстановку на уроке.

17

Диагностика уровня педагогической компетентности Экспертная качественная оценка уроков Качественная самооценка уроков Наличие собственных методических разработок Выполнение заданий, моделирующих профессиональную деятельность Анализ учебных достижений учащихся Работа на семинарах Самоанализ, востребованность профессионального роста

18

Обобщение и представление своего опыта работы Умение определять приоритетные направления своей профессиональной деятельности по методам, по форме, по содержанию Постоянная работа в методических объединениях, творческих группах выступления, мастер-классы, семинары, конференции Публикации Портфолио достижений Диагностика уровня профессиональной компетентности

19

Целевые индикаторы профессиональной компетентности (параметры оценивания) Профессиональная компетентность учителя определяется умением : Строить учебный процесс, направленный на достижение целей образования – выбирать и предлагать способы педагогической поддержки, создавать условия для проявления инициативы школьников. Видеть ученика в образовательном процессе – предлагать разные способы включения ученика в разные виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Создавать образовательную среду и использовать ее возможности – информационные ресурсы, ИКТ. Планировать и осуществлять профессиональное самообразование – анализ собственной деятельности, выбор технологий самообразования. ( Компетентностный подход в педагогическом образовании, под ред. Козырева и Н. Родионовой, СПб, 2004, Из-во РГПУ им. Герцена)

20

Целевые индикаторы профессиональной информационной компетентности (параметры оценивания) Профессиональная компетентность учителя определяется умением : СТРУКТУРИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО СПОСОБАМ ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ; ОСВАИВАТЬ КРИТЕРИИ И АЛГОРИТМЫ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ; ОВЛАДЕВАТЬ СПОСОБАМИ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИИ – ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ – – выбирать и оценивать ИСТОЧНИКИ, – собирать ИНФОРМАЦИЮ, – разрабатывать И представлять В ПРЕЗЕНТАЦИОННОМ ВИДЕ, – ПОДГОТОВИТЬ ВЕБ-СТРАНИЦУ, ГДЕ В СТРУКТУРИРОВАННОМ ВИДЕ ПРЕДСТАВЛЕНА ТЕКСТОВАЯ И ГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ, ССЫЛКИ НА РЕСУРСЫ

23

Материал взят из работы А. Крылова, методиста лаборатории географии МИОО, департамент образования г. Москвы.

1

Лекция 3 Профессиональная компетентность педагога 1. Понятие о профессиональной компетентности педагога. Структура профессиональной компетентности педагога. Психолого-педагогические знания и педагогические умения в структуре профессиональной компетентности педагога. Основные группы педагогических умений.

2

1. Понятие о профессиональной компетентности педагога. Компетентность (от анл. competence) – осведомленность, авторитетность; cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетенция (от лат. competere соответствовать, подходить) это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта. 2Сидоров С

3

Профессиональная компетенция способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессиональной деятельности. 3Сидоров С

4

Современные представления о профессиональной компетентности: некоторые версии Версия 1 4 Сидоров С

5

Версия 2 5 Сидоров С

6

Версия 3 6Сидоров С

8

Профессиональная компетентность педагога (профессионально- педагогическая компетентность) – это готовность педагога к осуществлению профессионально-педагогической деятельности, владение необходимыми для этого знаниями и опытом. 8Сидоров С

9

2. Структура профессиональной компетентности педагога. Профессионально-педагогическая компетентность Теоретическая готовность к профессионально- педагогической деятельности Теоретическая готовность к профессионально- педагогической деятельности Практическая готовность к профессионально- педагогической деятельности Практическая готовность к профессионально- педагогической деятельности 9Сидоров С

10

3. Психолого-педагогические знания и педагогические умения в структуре профессиональной компетентности педагога. Для описания профессиональной компетентности педагога используются понятия психолого-педагогические знания и педагогические умения. Знания соотносятся с теоретической, а умения – с практической готовностью педагога. 10Сидоров С

11

Психолого-педагогические знания – это знания методологических основ и категорий педагогики, сущности, целей и технологий образования, закономерностей возрастного развития. 11Сидоров С

12

Педагогические умения – это совокупность последовательных действий, основанных на психолого-педагогических знаниях и направленных на решение задач обучения и воспитания. 12Сидоров С

13

4. Основные группы педагогических умений. 1) умения, связанные с формулированием педагогических задач на основе содержания образования и воспитания (изучать личность учащихся и ученический коллектив, формулировать цели и задачи на основе полученных сведений); 13Сидоров С

14

2) умения построить и привести в действие педагогическую систему (планировать деятельность, выбирать оптимальные формы, способы и средства осуществления педагогического процесса); 14Сидоров С

15

3) умения устанавливать взаимосвязь между компонентами и факторами образования (создавать оптимальные условия, активизировать деятельность учащихся, осуществлять связь школы с семьями и социальной средой); 15Сидоров С

16

4) умения учёта и оценки результатов педагогической деятельности (анализа и самоанализа, контроля и диагностики, определения на основе полученных результатов задач дальнейшей деятельности). 16Сидоров С

1

Профессиональная компетентность педагога как условие внедрения и реализации ФГОС Семинар для заместителей руководителей ОУ МБОУ НГО «ООШ 11»

2

Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. Лизинский В.

3

« Наша новая школа» «Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего. » Слайд 25

4

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

5

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. !!! профессионально компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность.

6

Что должен уметь компетентный педагог? Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность; ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха; видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников; проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам; чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

7

связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся; закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике; планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов; ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

8

в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»; привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат; привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен; оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой; оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств; видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

9

Педагог должен понимать, что: нужно быть готовым к постоянным переменам; строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно; главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя; любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

10

Педагог должен остерегаться: по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний; передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам; придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем; следовать мелочным правилам и инструкциям.

11

Компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

12

Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы: как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий – носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума; как повысить мотивацию обучающихся; как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной образовательной программе; как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.

14

Выявление уровня профессиональной компетентности учителя: 1 этап. диагностирования, тестирование; определение путей совершенствования профессиональной компетентности.

15

Механизмы развития профессиональной компетентности педагога 2 этап. Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др. Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады. Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях. Участие в различных конкурсах. Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.

16

Механизмы развития профессиональной компетентности педагога Обобщение и распространение опыта. Аттестация. Творческий отчет. Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий. Самообразование. Разработка системы стимулирования деятельности учителя.

17

Анализ деятельности учителя 3 этап. Обобщение опыта. Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов. Самоанализ деятельности.

18

Определение уровня профессиональной компетентности учителя Рабочая карта для проведения самооценки Критерии оценки профессиональных компетенций учителя

19

Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (ИППК) С целью выявления уровня ИППК разработан комплект анкет для учителей: Анкета: «Оценка потребности педагогов в развитии и саморазвитии» Анкета: «Восприимчивость педагогов к новому» Анкета: «Информационная готовность педагогического коллектива»

20

Анкета: «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств» Анкета: «Антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций» Анкета: «Уровень новаторства учителей в школьном коллективе».

21

Перспективой работы по данному направлению является решение следующих проблем: планирование методической работы на основе диагностики уровня профессиональной компетентности учителя; изучение уровня развития креативной компетенции, т. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

22

повышение уровня сформированности управленческой компетенции, то есть владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты. совершенствование рефлексивной компетенции учителей – умения самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад.

23

Спасибо, уважаемые коллеги! Учитель – это человек, который учиться всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. Лизинский В.

«Профессиональная компетентность педагога и ее составляющие»

ГБДОУ №11 Невского района СПБ

Воспитатель: Э. Миллер

«Правильно организованное образование ведет за собой развитие»

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пр.Мин.Обр.РФ от 17 октября 2013. №1155);
  • Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) (Пр.Мин.труда и соц.защиты РФ от «18» октября 2013 г. № 544н)

Компетентность (от анл. competence) –
осведомленность, авторитетность;
совокупность компетенций; наличие знаний и
опыта, необходимых для эффективной
деятельности в заданной предметной области. Компетенция (от лат. competere —
соответствовать, подходить) — это способность
применять знания, умения, успешно
действовать на основе практического опыта.

По мнению выдающихся педагогов современности, существует несколько типов компетентности:

  • Специальная компетентность
  • Социальная компетентность
  • Личностная компетентность
  • Методическая компетентность
  • Психолого-педагогическая компетентность

Актуальной задачей детского сада становится создание условий, в которых для любого ребенка, независимо от его состояния здоровья или способностей к обучению, образование станет качественным и доступным.

Инклюзивное образование — это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Создание таких условий возможно при знании педагогами особенностей обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, умении вовлечь родителей в образовательный процесс.

Коммуникативная компетентность –

способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

  • Критерии коммуникативной компетентности:
  • Стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;
  • Четко и убедительно излагать свои мысли;
  • Создавать атмосферу сотрудничества;
  • Готовность проявлять гибкость в общении
  • Способность создавать благоприятный климат в коллективе.

Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.

«Любой может рассердиться – это легко. Но быть рассерженным на нужного человека, в нужной степени, в нужное время, для определенной цели и соответствующим образом – вот в чем сложность» Аристотель

Эмоциональная компетентность – важное условие сохранения и укрепления здоровья.

Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению здоровья, благодаря своим ключевым компетенциям:

  • Распознавание и понимание собственных эмоций и чувств;
  • Управление своими эмоциями;
  • Распознавание и понимание чувств окружающих;
  • Управление чувствами других.

Профессиональный стандарт педагога

Документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории РФ

(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н)

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.

ИКТ компетентность воспитателя:

  • 1.Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
  • 2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  • 3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  • 4. Оформление групповой документации, отчетов.
  • 5. Создание презентаций в программе Рower Рoint.

Посещение семинаров, конференций;

Условия профессионального роста педагога:

  • Посещение семинаров, конференций;
  • Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
  • Изучение информационно-компьютерных технологий;
  • Участие в мастер-классах, конкурсах, в том числе интернет-конкурсах, и т.д.;
  • Обобщение педагогического опыта;
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации (согласно №273-ФЗ «Об образовании в РФ» не реже чем раз в три года).
  • Чтение методической, педагогической литературы;

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности. Именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Спасибо за внимание!

«Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Сухомлинский

Презентация “Профессиональная компетентность учителя как условие успешной реализации ФГОС”

  • Выполнила:
  • заместитель директора по УВР
  • МКОУ Григорьевской СОШ
  • Гусь-Хрустального района
  • Миронова Е.В
  • Контактный телефон: 8(49241)51-9-43.
  • 22 февраля 2013 год
  • Владимирский институт повышения квалификации работников образования
  • имени Л.И .Новиковой
  • Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества – “подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда”, подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием.
  • Стандарты нового поколения отличаются от прежних своей ориентированностью на практику.
  • Новые стандарты будут основаны на компетентностном подходе к обучению специалистов, т. е. в них закрепляются требования к результатам подготовки выпускника в виде компетенций.
  • В связи с этим остается актуальной проблема повышения качества школьного образования, решение которой зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров.
  • Проект направлен на решение актуальных проблем повышения профессиональной педагогической компетентности учителя и качества образования в условиях возрастающего информационного потока через овладение способами инновационной организации учебного процесса.
  • Проект предусматривает распространение профессионального опыта и развитие творческого потенциала педагогов, вовлеченных в деятельность по отработке приемов и стратегий активного обучения. Решение данной проблемы является приоритетной задачей для реализации в школе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», так как одним из ее ключевых параметров является развитие учительского потенциала.
  • В период 2012-2014гг. рекомендуется разработать и внедрить «практику сетевого взаимодействия, деятельность социальных сетей учителей, направленную на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку».
  • Проект предполагает знакомство с опытом работы лучших учителей и передачу эффективных способов организации учебного процесс, повышение их педагогической компетенции.
  • сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях.
  • Компетентность предполагает умения:
  • искать (опрашивать окружение, консультироваться, получать информацию)
  • думать (уметь отстаивать свою позицию, вырабатывать собственное мнение)
  • сотрудничать (работать в группе, договариваться, улаживать конфликты)
  • адаптироваться (стойко противостоять трудностям, находить новые решения)
  • Профессиональная компетентность –
  • интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.
  • Подготовительный этап (сентябрь-январь 2012-2013 г г.)
  • создание рабочей группы по организации введения ФГОС;
  • разработка нормативно- правовой базы для педагогов при введении ФГОС;
  • проведение стартовой диагностики: Диагностическая карта: «Критерии готовности к ФГОС», Анкета: «Готовность к введению ФГОС»;
  • разработка и планирование программы научно-методического сопровождения образовательного процесса в условиях ФГОС; плана работы МО на период подготовки к введению ФГОС; плана и программы саморазвития педагогов; проектирование рабочих программ учебных предметов в соответствии с ФГОС;
  • работа методических объединений:
  • разработка и утверждение критериев готовности педагогов к введению ФГОС;
  • знакомство с новой системой оценивания деятельности учителя.
  • Основной этап (январь-декабрь 2013 г.)
  • реализация планов МО и саморазвития педагогов;
  • проведение обучающих и проблемных семинаров, мастер классов, круглых столов;
  • осуществление методического сопровождения педагогов;
  • апробация новой системы оценивания работы учителя.
  • Итоговый этап (январь-май 2014 г.)
  • проведение мониторинга;
  • проведение итоговой диагностики готовности педагога к осуществлению деятельности в условиях введению и реализации ФГОС.
  • Проведение районного семинара для руководителей школ по внедрению ФГОС в учебный процесс.

№НаправлениеМероприятияРесурсыСрокиИсполнители1. Подготовительный этап. Курсовая подготовка и переподготовка педкадров. Составление плана курсовой подготовки. ПедагогиСентябрь-январь 2013 годаЗам. Директора по УВР2. Совершенствованиеработы методической службы. а) Подбор и проведение диагностики по выявлению профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОСб) Разработка программ индивидуального методического сопровождения педагоговв) Разработка плана методической работы в условиях перехода на ФГОСИнтернет-ресурсыМетодлитератураСентябрь-декабрь2012Руководители МОТворческая группа

№НаправлениеМероприятияРесурсыСрокиИсполнители1. Подготовительный этап. Курсовая подготовка и переподготовка педкадров. Составление плана курсовой подготовки. ПедагогиСентябрь-январь 2013 годаЗам. Директора по УВР2. Совершенствованиеработы методической службы. а) Подбор и проведение диагностики по выявлению профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОСб) Разработка программ индивидуального методического сопровождения педагоговв) Разработка плана методической работы в условиях перехода на ФГОСИнтернет-ресурсыМетод. литератураСентябрь-декабрь2012Руководители МОТворческая группа

№НаправлениеМероприятияРесурсыСрокиИсполнители2. Основной этап. Организация педагогического сопровождения педагогов в условиях введения ФГОС. а) Стартовая диагностикаб) Анализ диагностик в) Проведение методической учебы педагогов г) Творческая мастерская учителей-наставников« Сетевые сообщества учителей»Психолог Диагностические анкетыАнкетыКадрыМетодматериалИКТКадрыИКТ-технологииЯнварь 2013 годаФевраль 2013Январь-май 2013Март 2013Руководители МОПсихологЗам. Директора по УВРУчитель информатики и педагоги владеющие ИКТ-технологиямиТворческая группа педагоговд) Обучающий семинар «Инновационные образовательные технологии»е) Мастер-класс «Современный урок. Формирование УУД»ПедагогиКомпьютер-ный классОпытные педагоги Май 2013Сентябрь-декабрь2013Зам. директора по УВРОпытные педагогиЗам. директора по УВРУчителя нач. классов, перешедшие на ФГОС

№НаправлениеМероприятияРесурсыСрокиИсполнители3. Итоговый этап. Подведение итогов реализации проекта. а) Конкурс методических разработок «Современный урок»б) Итоговая диагностика готовности педагогов к введению ФГОСв) Круглый стол «Анализ уровня профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС»г) Проведение районного семинараПедагогиПедагоги ПсихологАнкетыПедагогиРезультаты итоговой диагностикиПедагогиИКТ-технологииЯнварь –Февраль 2014Март 2014Апрель 2014Май 2014Зам. директора по УВРЗам. директора по ВРПедагог – ПсихологЗам. директора по УВРЗам. директора по УВРДиректор Зам. директора по УВРЗам. директора по ВР

  • Данный проект является стартовым для реализации программы индивидуального сопровождения педагога при переходе на ФГОС второго поколения и способствует росту его профессиональной компетентности.
  • Реализация ФГОС подразумевает не только использование педагогических технологий в деятельности учителя, но и повышение общей методологической культуры. Для этого необходимо расширять возможности методической службы ОУ. Разработанные методические материалы в ходе проекта могут быть использованы в работе МО на муниципальном уровне различных типов ОУ.
  • Афонин С.И. О проблемах повышения квалификации учителя и возможных решениях. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. – №6.
  • «Вестник образования», 2007 №7
  • Горбунова С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-27
  • Губанова Е. В. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта: формулируем заказ /Е.В. Губанова //Педагогическая диагностика.- 2011.-№2.-С.76-87
  • Кузнецова О.В. Подготовка педагогов к введению ФГОС /О.В. Кузнецова //Управление начальной школой.- 2011.-№11.-С.15-23
  • Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент – 2010. – №4.
  • Поташник М.М. «Управление профессиональным ростом учителя в современной школе». Серия: Образование XXI века. М.: Центр педагогического образования.- 2009. – 448с.
  • Феденко Л.Н. «Формирование условий введения и реализации ФГОС»
  • /Л.Н. Феденко //Управление начальной школой.- 2011.-№11.-С.5-14

Презентация “Профессиональная компетентность педагога ДОО”

Профессиональная компетентность педагога ДОО

  • Жукалина Оксана Александровна,
  • 2020 год
  • Воспитатель –   — лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.
  • В понятии «воспитатель» объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу.
  • (педагогический терминологический словарь)

Личностные качества воспитателя:

  • У представителей данной профессии прекрасные коммуникативные и вербальные способности.
  • Воспитатель – прекрасный организатор, владеющий четкой речью, умеющий привлечь к себе внимание собеседника.
  • У всех представителей этой важной и ответственной профессии, развито чувство личной ответственности. Они активны, инициативны, добры по отношению к своим воспитанникам и коллегам.
  • Федеральный закон № 273- ФЗ от 29. 12. 2012 «Об образовании в Российской Федерации» ставит дошкольное образование на первую ступень общего образования.
  • Его целевая направленность – гармоничное развитие ребёнка.
  • «Компетенция» – совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности.
  • «Компетентность» – системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Современные требования к компетентности педагога:
Профессиональные компетенции педагога:

  • 1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  • 2) умение общаться с каждым ребёнком;
  • 3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • 4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • 5) умение оказать недирективную (партнерскую) помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
  • 6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
  • 7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
  • 8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;
  • 9) умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
  • 10) умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка;
  • 11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

Основные пути развития профессиональной компетенции:

  • курсы повышения квалификации;
  • стажировка;
  • исследовательская, экспериментальная деятельность;
  • активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах;
  • участие в методических объединениях;
  • обобщение педагогического опыта;
  • самообразование.
  • Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение систематических знаний в какой- либо области.
  • Критериями самообразования являются:
  • эффективность профессиональной деятельности;
  • творческий рост педагога;
  • внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
  • Формы самообразования: изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов, инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий, знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и мн.др.

изучение профессиональных компетенций педагогов

компетентность учителя

изучение профессиональных компетенций педагогов

Обеспечение профессионально-личностного самоопределения педагога.

Опредление составляющих профессиональной компетентности.

изучение профессиональных компетенций педагогов

– Мотивировать педагогов на профессиональное саморазвитие и самосовершенствование

Цели: 3. координация деятельности педагогов на саморазвитие и самосовершенствование профессиональных компетенций.

изучение профессиональных компетенций педагогов

– Познакомить педагогов с технологией организации самообразования

Учитель живет, пока учится.

изучение профессиональных компетенций педагогов

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

изучение профессиональных компетенций педагогов

Профессиональная компетентность — это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.

изучение профессиональных компетенций педагогов

  • Коммуникативная.
  • Информационная.
  • Регулятивная.
  • Интеллектуально-педагогическая.

изучение профессиональных компетенций педагогов

  • Профессиональ-ная эрудиция.
  • Эмоциональная культура.
  • Педагогическая зоркость.
  • Педагогический такт.
  • Культура речи.
  • Владение технологиями и методиками.

изучение профессиональных компетенций педагогов

Мотивы и стимулы :

  • Творческая личность.
  • Личное развитие.
  • Самоутвержде-

Стабильность, защищенность.

изучение профессиональных компетенций педагогов

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых

необходимых, чтобы качественно

изучение профессиональных компетенций педагогов

– это достижение

высоких образцов осуществления нескольких сторон педагогического труда (деятельности, общения, личности

изучение профессиональных компетенций педагогов

Три уровня профессионализма

Педагогу, работающему с детьми с ОВЗ, нужны не только методические и психологические компетенции, но и знание определенных законов и ФГОС. Задачи и обязанности педагога при работе с такими детьми не сильно отличаются от обычных задач педагога. Но есть нюансы, в которых мы разберемся.

Законы, которые регламентируют работу с детьми с ОВЗ

Есть четыре основных нормативных документа, на которые опирается работа педагога:

  • Закон “Об образовании”: в статье 79 закона «Об образовании» сказано, как должна быть организовано получение образования детьми с ОВЗ.
  • Закон  “О социальной защите инвалидов”: в законе “О социальной защите инвалидов” дополнительно сказано о праве детей с ОВЗ на получение образования в разных формах и праве на дальнейшее трудоустройство.
  • ФГОС для детей с ОВЗ: регулирует содержание и результаты обучения.
  • СанПиН:в СанПин сказано об условиях, которые должны быть созданы в школах, где обучаются дети с ОВЗ, в том числе, инклюзивных школах.
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2000 г. № 27/901-6 о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения
  • Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ПМПК. Состав ПМПК

Что должен делать учитель с точки зрения закона?

Выполнять требования закона “Об образовании”. Все то же самое, что и с другими детьми. То есть заботиться о психологическом и физическом здоровье учеников, уважать их границы. Он должен учитывать особенности учеников с ОВЗ, также как и должен учитывать особенности других учеников. То есть не смотреть на детей с ОВЗ, как на более слабых — просто знать об их ограничениях и работать с ними.

Выполнять требования ФГОС. По стандарту учитель в рамках ОПОП должен решать такие задачи:

  • Формировать общую культуру для развития личности.
  • Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  • Формировать основы гражданской идентичности, основы учебной деятельности.
  • Создавать специальные условия для получения образования в соответствие с особенностями,
    развивать творческий потенциал учеников.

То есть почти те же задачи, что стоят перед учителем в рамках других ФГОС. Другое дело, что речь идет об адаптивных образовательных программах и учитель должен хорошо знать особенности детей с ОВЗ, чтобы не нагружать их сверх меры и при этом давать новые знания.

Взаимодействовать с тьютором. Обязанности учителя зависят от того, есть ли у ученика с ОВЗ тьютор или другой сопровождающий. Если тьютор есть у каждого нуждающегося ребенку, то учителю проще вести урок и меньше думать о безопасности детей.

Сколько должно быть детей с ОВЗ на одну ставку педагога?

Число детей с ОВЗ на ставку специалиста закреплено приказом Минобрнауки России от 30. 2013 № 1015. Обратите внимание, что это приказ для школ, для детских садов есть Приказ № 1014 тоже с изменениями от 21. 2019.

  • Один учитель-дефектолог на каждые 6-12 детей
  • Один учитель-логопед на каждые 6-12 детей
  • Один учитель-психолог на каждые 20 детей
  • Один тьютор, ассистент на каждые 1-6 детей

Разъяснения о должностях “тьютор” и “ассистент (помощник)” были направлены ранее письмом Минпросвещения России от 20 февраля 2019 г. N ТС-551/07.

Какие есть права и обязанности у родителей детей с ОВЗ?

Право на получение образования. По закону “Об образовании” право на получение образования есть у каждого независимо от его здоровья. Там же сказано, что гражданам с особыми возможностями здоровья государство создает особые условия для получения образования. Есть несколько вариантов: домашняя форма обучения, обучение в обычной школе, обучение в коррекционном классе обычной школы, в коррекционной школе, в негосударственной организации.

Родители, в России действует “Конвенция о правах инвалидов” (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН от 13. 2006. Подписана Россией 24. 2008). Согласно этому документу, государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни!

Право представлять интересы ребенка. Это право есть у всех родителей, но в случае с детьми с ОВЗ оно становится наиболее важным. Школа не может решить за родителя судьбу ребенку: именно законный представитель обращает внимание на состояние ребенка, его желания и особенности и решает, как именно получать образование. Родитель должен спорить с психолого-медико-педагогической комиссией, если он не согласен с их решением. Но если родитель берет на себя ответственность учить ребенка по более сложной программы, то ему и помогать.

Право сопровождать ребенка в учебном процессе. В школу с особым ребенком может (но не должен) ходить сопровождающий. Если правильно оформить документы, то можно получать за это деньги, чтобы не метаться между работой и учебой ребенка.

Право на материальное обеспечение. Если ребенок с ОВЗ учится в интернате, он находится на полном государственном обеспечении и получает питание, одежду, обувь, мягкий и жесткий инвентарь. Также бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *