ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ВЫСТРАИВАЕМОГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО С ПОСТЕПЕННО УСЛОЖНЕНИЕМ И УГЛУБЛЕНИЕМ ЗНАНИЙ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК

«Технология деятельностного метода. Последовательность шагов на уроке».

(Выступление на ШМС В. В. Писаренко)

Стремительные изменения в обществе требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование. И сегодня, в условиях реализации задач Национального проекта «Образование», повышение качества обучения и развития обучающихся стало приоритетной целью каждого из нас. Для нас, учителей иностранных языков, подготовка выпускника образованного, владеющего основами предметных и социальных компетенций, культурой умственного труда, стала основой педагогического поиска. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к “самоопределению и самореализации”, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Для достижения желаемых результатов мы стараемся применять новые педагогические подходы по оптимальному развитию поисково-исследовательских компетенций в учебной работе с обучающимися, т.к. практическая направленность образовательного процесса и усиление деятельностного компонента изменили тип и структуру урока.

Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

2) выделяется содержательная область («могу»)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия:

1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения:

1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение;

2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

1) ставят цель,

2) строят план достижения цели,

3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник)

4) построение плана достижения цели.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать:

1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;

2)зафиксировать преодоление затруднения;

3) уточнение характера нового знания.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. (фронтально, в парах или группах)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Технология деятельностного метода – инструмент позволяющий решить задачу по смене парадигмы образования, с формирующей на развивающую, т.е. построить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Сегодня надо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы. Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Ребенок живет процессом созидания, процессом учения, воспитания, а не результатом. Ребенок познает мир через деятельность. Педагогами и психологами доказано: учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Какова структура деятельности учащихся, такова структура качества. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Деятельностный метод в системе развивающего обучения позволяет достигнуть цели – готовность к саморазвитию. Это означает, что учащихся нужно знакомить с методами научного познания, для чего формировать познавательные умения и навыки, учить проводить наблюдения, обрабатывать и систематизировать полученные данные, ставить проблемные вопросы и выдвигать гипотезы.      Применение компьютерных технологий на уроках английского языка  позволяет обеспечить яркую наглядность при изучении нового материала, применить индивидуальные формы контроля и освоения нового учебного материала, удобно блочно представить любой материал, обеспечив к нему оперативный доступ (с помощью электронных презентаций). Все этапы урока можно разнообразить и совершенствовать с помощью компьютера, применяя иллюстративно-демонстрационные приложения, проецируемые на экран с помощью мультимедийного проектора.

Деятельностный метод в системе развивающего обучения позволяет достигнуть цели – готовность к саморазвитию. При работе с использованием технологии деятельностного метода учащиеся:

Л. Г. Петерсон. « Деятельностный метод обучения», ACADEMIA АПК и ППРО, Москва 2007.

Ответы на вопросы к аттестации педагогических работников

НЕВЫДУМАННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

1. Какой нормативноправовой документ регулирует общественные отношения в сфере

1. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

√2. Закон «Об образовании в Российской Федерации»

3. Конституция РФ

4. Федеральная целевая программа развития образования на 20112015 гг.

2. Официальным источником опубликования нормативных правовых актов

Министерства образования и науки РФ является?

1. « Собрание законодательства»

√2. « Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», и

3. « Вестник образования»

4. « Бюллетень Минобрнауки РФ»

3. В каком документе закреплены основные положения о правах ребенка?

1. Конвенция о правах ребенка

2. Всеобщая декларация прав человека

√3. Международный пакт о гражданских правах

4. Конституция РФ

4. Сторонами трудового договора в образовательной организации являются:

√1. руководитель образовательной организации и педагог

2. учредитель образовательной организации и педагог

3. руководитель образовательной организации и коллектив образовательной организации

4. образовательная организация (юридическое лицо) и педагог (физическое лицо)

5. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни общего образования:

√1. дошкольное и начальное общее образование, основное общее и среднее общее

2. дошкольное и начальное общее образование

3. основное общее и среднее общее образование

4. дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование,

среднее общее образование.

6. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни профессионального

√1. среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, специалитет,

магистратура), высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

2. высшее образование, подготовка кадров высшей квалификации;

3. дополнительное образование;

4. высшее образование –

7. Возможно ли получение образования в образовательной организации в Российской

Федерации на языке других народов?

1. невозможно2. право муниципального образования на отдельной территории

√3. возможно получить дошкольное, начальное и основное общее образование на родном

языке из числа народов России

4. в случае, когда большинство учащихся (и их родителей) этого класса проголосовали за

обучение на другом языке

8. С какими из перечисленных документов администрация образовательной

организации обязана знакомить ребенка и его родителей (законных представителей)

1. правила внутреннего трудового распорядка

2. должностные инструкции педагогов

3. правила поведения обучающихся

√4. устав образовательной организации

9. Что является предметом педагогики?

; ;

√3. образование как педагогический процесс4. развитие

10. Какой из подходов в педагогике называется аксиологическим?

√1. ориентация на личность

2. организация образовательного процесса в режиме диалога

3. ориентация на деятельность

4. ориентация на представление о ценностях

11. Какой компонент образовательного процесса является системообразующим?

2. внеклассное мероприятие

3. контрольная работа

4. домашнее задание

12. Какая характеристика наиболее эффективна для формирования коллектива?

1. общие цели

2. прочное авторитарное руководство коллективом

3. отсутствие конфликтов между учащимися

√4. знание педагогом теории коллектива

13. Ведущим в становлении человека как личности является:

2. наследственность и среда

14. В трудах какого педагога классноурочная форма занятий получила впервые

√1. Я.А. Коменский

2. К.Д. Ушинский

3. Н.И. Пирогов

4. Джон Локк

15. Методы формирования сознания личности включают:

2. авторитет учителя

16. Какой из ниже перечисленных документов не регламентирует образовательного

1. учебный план

√2. методическое пособие

3. учебная программа

17. Что такое дидактика?

1. теория воспитания

2. теория обучения

√3. теория обучения, образования и воспитания

4. часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных

18. Процесс усвоения социальных норм, ценностей, типичных форм поведения

19. В процессе педагогического взаимодействия между учителем и обучающимися

1. система установления благоприятных отношений между воспитанником и воспитателем;

√2. система научнообоснованных методов и приемов, способствующих установлению таких

отношений между воспитателем и воспитанником, при которых достигается заданная цель;

3. педагогическая деятельность воспитателя, умеющего вести воспитанников за собой;

4. система воспитывающих ситуаций.

21. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует

применению знаний на практике?

3. культурологический4. творческий

22. Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств

1. проблемный метод√2. технология сотрудничества и взаимообучения

3. вербальный метод4. метод наглядности

23. Усвоение знаний и овладение обобщенными способами действий является

1. совместной деятельности учителя и ученика

2. учебной деятельности

3. педагогической деятельности

√4. все ответы верны

1. инспекция по делам несовершеннолетних и школа

2. педсовет и методическое обучение учителей

√3. социальные институты, обеспечивающие обучение и воспитание человека

4. Министерство образования и областное управление образованием

25. Индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как

отражающей системы, определяющей все другие психические явления, составляет суть:

1. системного подхода

2. принципа развития

√3. принципа личностноориентированного подхода

4. принципа детерминизма

26. Для волевого регулирования поведения и деятельности необходимы действия:

27. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

28. По И. П. Павлову классификацию типов темперамента необходимо строить с учетом:

1. соотношения жидкостей в организме человека

√2. особенностей функционирования нервной системы

3. строения тела

4. преобладания правого или левого полушария головного мозга

1. послушание ребенка

√2. отсутствие нарушений в межличностных отношениях

3. предсказуемость поведения

4. качественные преобразования в психическом развитии

типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику психического

развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно

своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

1. ведущая деятельность

√2. социальная ситуация развития

3. социальная имитация

4. все ответы не верны

31. Мировоззрение и профессиональные интересы являются личностными

2. младшего школьного

√4. старшего школьного

32. Ведущим видом деятельности подростка является:

2. учебнопрофессиональная деятельность

3. эмоциональное общение

√4. общение со сверстниками

33. В теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготский,

рассматривая вопрос о взаимоотношении обучения и развития, показал, что не всякое

1. его актуального развития

√2. его ближайшего развития

3. его перспективного развития

34. Кто является автором теории поэтапного формирования умственных действий?

√1. П.Я. Гальперин

2. Ж. Пиаже

3. К. Роджерс

4. Л.С. Выготский

35. Кто одним из первых в нашей стране разработал психологопедагогическую

концепцию проблемного обучения?

1. В.В. Давыдов

√2. Л.В. Занков

3. Л.С. Выготский

4. А.М. Матюшкин

действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально

поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в

самоконтроль и самооценку

4. педагогическая деятельность

37. Средством невербального общения не является:

1. контакт глазами

3. поза и жесты

38. Соглашение путем взаимной уступки при столкновении какихлибо интересов,

39. Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в

переживания в другого человека – это:

40. Механизм социального восприятия, в основе которого лежит способность человека

представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению – это социальная

41. Федеральный государственный образовательный стандарт это документ,

1. структуру программ развития и воспитания, реализуемых в образовательном учреждении

2. требования к результатам освоения основной образовательной программы, к ее структуре и

3. предмет и объект деятельности педагогических работников образовательных учреждений

√4. основные образовательные программы начального, основного и общего среднего

42. Совокупность взглядов, представлений, идей, направленных на изучение и

объяснение педагогических явлений, называется:

1. педагогическим исследованием

√2. педагогической теорией

3. педагогической системой

4. историей педагогики

1. руководство для преподавания учебного предмета

2. особый прием в педагогической деятельности

3. способ действовать, поступать какимлибо образом

√4. способ достижения педагогической цели и решения воспитательных и обучающих задач

44. Главной организационной формой обучения является:

45. К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники:

1. любые, выбранные педагогом из перечня, рекомендованного образовательным

√2. рекомендованные и утвержденные Минобрнауки РФ

3. рекомендованные методической службой

4. предложенные издателем учебной литературы

46. Профессиональная компетентность педагога это:

1. профессионализм в педагогической деятельности

√2. знание, опыт и совокупность профессиональноличностных качеств, обеспечивающих

эффективное решение вопросов обучения и воспитания

3. совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия

для эффективной деятельности в образовательном процессе

4. способность человека к восприятию, пониманию, осмыслению и предвосхищению явлений

47. Изучение учебного материала, выстраиваемого последовательно, с постепенным

усложнением и углублением знания, определяется как:

1. концентризм в обучении

2. спиралевидный способ построения содержания

√3. линейный способ построения содержания

4. модульный способ построения содержания

48. В примерной программе среднего (полного) общего образования по химии (базовый

уровень), составленной на основе федерального компонента государственного

стандарта среднего (полного) общего образования предусмотрены следующие типы

1. вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

2. вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

3. установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

√4. нет расчетных задач

49. Приемы могут носить следующий характер:

1. активный, пассивный и ведущий

√2. логический, организационный и технический

3. монологический, диалогический и эвристический

4. активный, организационный и технический

50. Инновационный вид обучения, содержание которого структурируется в автономные

организационнометодические блоки, позволяющие адаптировать учебный процесс к

индивидуальным возможностям обучающихся, определяется как:

1. программированное обучение √2. дистанционное обучение

3. модульное обучение 4. проблемное обучение

51. Разновидность словесного метода, применяемая на уроке при знакомстве

обучающихся с историей открытий в области химии, биографией ученого, с описанием

какихлибо химических явлений:

52. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя

1. структуре основных образовательных программ

2. условиям реализации основных образовательных программ

3. результатам освоения основных образовательных программ

√4. верны все вышеуказанные варианты

53. Материальные объекты, являющиеся носителями учебной информации

инструментом деятельности педагога и учащихся, определяются как:

1. контрольные работы

2. ученические дневники

3. школьная документация

√4. средства обучения

1. способность к творческой деятельности

2. предрасположенность к интеллектуальной деятельности

3. общая способность или внутренняя готовность учащихся к усвоению знаний

4. развитая мотивационная сфера личности

55. Проблемное обучение раскрывается через:

√1. постановку учителем и разрешение учеником проблемного вопроса, задачи и ситуации

2. продуктивную деятельность учащихся, осуществляемую в «зоне ближайшего развития

3. кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная

4. стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности

56. Термин «воспитывающее обучение» был введен известным педагогом

√1. И.Ф. Гербартом

2. Я.А. Коменским

3. Ф.А. В. Дистервегом

4. И.Г. Песталоцци

57. Уважение личности ребенка, доверие к нему, создание в школе благоприятных

условий для раскрытия и развития способностей и дарований детей означает

√1. гуманизации образования

2. гуманитаризации образования

3. индивидуализации образования

4. демократизации образования

58. Противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и

практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их

умственного развития и отношений является:

1. условием развития познавательной активности учащихся

√2. движущей силой процесса обучения

3. педагогической проблемой

4. сущностью процесса обучения

59. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует

60. Вариативная составляющая содержания образования:

1. обеспечивает приобщение школьников к общекультурным и национально значимым

2. способствует индивидуализации процесса обучения, учитывая личностные особенности,

интересы и склонности учащихся

√3. является дополнительной составляющей содержания образования (факультативные

4. обеспечивает подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения

61. Ценностные ориентации – это:

1. результат усвоения индивидом социального опыта

2. главный механизм формирования новых идей, способов деятельности

3. поиск идеально представленного желаемого результата деятельности

√4. определение индивидом важных для себя жизненных смыслов, идеалов, интересов,

1. anna; 2. univer.ru;

63. Содержание курса химии, достаточное для продолжения образования по химическим

специальностям, определяется государственным стандартом:

1. основного общего образования по химии

√2. среднего общего (полного) образования по химии (профильный уровень)

3. такого стандарта нет

4. среднего общего (полного) образования по химии (базовый уровень)

64. Каково назначение лабораторного опыта на уроке

1. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в домашних условиях

2. выполнение эксперимента школьниками в процессе изучения темы на уроке

3. наблюдение учащихся за экспериментом, выполняемым для всего класса на уроке

√4. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками после изучения раздела или

65. Побуждения, вызывающие активность человека и определяющие ее

66. Каково назначение демонстрационного эксперимента?

2. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в процессе изучения темы на

√3. наблюдение учащихся за экспериментом, выполняемым для всего класса на уроке

67. Инновации в образовании – это:

1. оригинальность школьной жизни

√2. распространение новшеств в педагогической практике

3. консервативный подход в образовании

4. творческий подход к педагогической деятельности

ЕСТЬ ОТВЕТЫ ПИШИТЕ:

1. Основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников образовательного учреждения является:

2. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:

3. Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования является:

4. Система ценностных отношений обучающихся, сформированных в образовательном процессе, – это:

5. Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, – это:

6. Устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическими явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения, педагогическая практика – это:

7. Фундаментальное основание педагогической деятельности, базирующееся на определенной концепции – это:

8. Приоритетное развитие сферы образования на фоне других социально-экономических структур предполагает:

9. Включение в содержание образования видов деятельности учащихся по его освоению является отражением:

10. Необходимость обмена культурным опытом между поколениями составляет основу:

11. Требование эталонности действий педагога, транслирующего культурные образы другим людям составляет основу:

12. Педагогическая поддержка относится к видам педагогической деятельности, называемым:

13. Педагогическая диагностика относится к видам педагогической деятельности, называемым:

14. Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования – это:

15. Принцип, обеспечивающий единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов – это:

16. Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов – это:

17. Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата – это:

18. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека – это:

19. Написание методических рекомендаций по организации и проведению деловых игр относится к группе педагогических задач, называемых:

20. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к базовым относится:

21. Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании – это:

22. В классификации методов обучения словесные, наглядные и практические методы выделяют по:

23. Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое – это:

24. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни общего образования:

25. С какими из перечисленных документов администрация образовательной организации обязана знакомить ребенка и его родителей (законных представителей) при приеме:

26. В трудах какого педагога классно-урочная форма занятий получила впервые теоретическое обоснование:

27. Дидактика – это:

28. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике:

29. Кто является автором теории поэтапного формирования умственных действий:

30. Федеральный государственный образовательный стандарт это документ, регламентирующий:

31. Информационные технологии – это:

32. Информационные технологии электронного офиса относятся к классификации:

33. С чем связана четвёртая информационная революция:

34. Релевантность информации – это:

35. Текстовый процессор – это:

36. Файлы программы Блокнот имеют расширение:

37. Работа в праздничные дни:

38. Право на отпуск у работника возникает:

39. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица:

40. Педагогический работник может аттестоваться на:

41. Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваивают сроком на:

42. Принцип гуманистической системы взглядов на процесс обучения, заключающийся в имитации на уроке реальных жизненных ситуаций, где сочетается развитие эмоциональной и когнитивной сфер учащегося, – это принцип:

43. К основным возможности обработки информации в текстовом процессоре MSWord относятся:

44. Создание презентаций с помощью программы MS PowerPoint. При создании презентации в неё можно включить:

45. Конфликт – это:

46. Внутриличностный конфликт – это:

47. Тип модели поведения личности в конфликтной ситуации, в ходе которой проявляется пассивность, склонность к уступкам в оценках и суждениях, непоследовательность, называется:

48. По способам разрешения конфликты бывают:

49. Назовите конфликт разногласий между личностью и группой, вызванный различиями интересов:

50. Профессиональная компетентность педагога – это:

51. Изучение учебного материала, выстраиваемого последовательно, с постепенным усложнением и углублением знания, определяется как:

53. Данная дидактическая система отрицает концентрическое построение учебных программ:

54. В какой дидактической системе в качестве системообразующих методов обучения определены частично-поисковый и проблемный:

55. Система гигиенических требований в ФГОС нацелена на:

56. Каким должно быть соотношение двигательно-активных и статических занятий при организации занятий по разделу «Внеурочная деятельность»:

57. В соответствии с базисным учебным планом, в содержании какого предмета в начальной школе должно уделяться внимание формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях:

58. Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от:

59. Укажите, к какой группе результатов относится данный планируемый результат: потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя:

60. Какая образовательная задача (в соответствии с материалами ФГОС) должна быть решена в содержании всех предметных областей начального образования:

Вопрос школьника

Систематическое изучение учебного материала, выстраиваемого последовательно, с постепенным усложнением и углублением знания, определяется как принцип системности в образовании. Этот принцип предполагает, что обучение должно быть организовано таким образом, чтобы учебный материал был представлен в логической последовательности, начиная с простых и понятных концепций и постепенно переходя к более сложным и абстрактным.

Систематическое изучение учебного материала позволяет учащимся усваивать знания более эффективно, поскольку они могут лучше понимать связь между различными концепциями и применять их в решении задач. Кроме того, этот принцип помогает учащимся развивать критическое мышление и аналитические навыки, поскольку они должны анализировать и сравнивать различные концепции и их взаимосвязь.

В целом, систематическое изучение учебного материала является важным принципом образования, который помогает учащимся эффективно усваивать знания и развивать критическое мышление.

Ответы на тесты педагогам

Тест по педагогике

для аттестующихся педагогических работников

Выбрать правильный ответ:

1) Нормативный документ, обеспечивающий реализацию государственного

образовательного стандарта с учетом региональных (национальных)

особенностей,типа и вида образовательного учреждения, образовательных

потребностей и запросов обучающихся (воспитанников) это:

1. Программа развития образовательного учреждения

2. Основная образовательная программа образовательного учреждения

3. Базисный учебный план

4. Дополнительная образовательная программа

2) Система ценностных отношений обучающихся, сформированных в

образовательном процессе, это:

3) Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реализации относится к:

4) Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,

действовать в рамках моральных норм относится к:

5) Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием

ресурсов библиотек и интернета, обмениваться информацией в образовательном

процессе относится к:

6) Учебное занятие, основанное на коммуникативных универсальных учебных

1. Урок информационного поиска

7) Основанием выделения следующих типов учебных занятий: урок постановки

учебной задачи, урок преобразования учебной задачи, урок моделирования, урок

преобразования модели, урок построения системы конкретнопрактических задач,

урок контроля, урок оценки является:

1. Структура учебной деятельнос

2. Приемы активизации познавательного интереса

3. Способы организации общения

4. Приемы формирования учебных навыков

8) Фундаментальное основание педагогической деятельности, включающее

совокупность принципов и базирующееся на определенной концепции, это:

9) Принцип, обеспечивающий переход от адаптивной и репродуктивной

модели образования к деятельностной и преобразующей, это принцип:

1 Принцип полного образования

2. Принцип вариативного образования

3. Принцип опережающего образования

4. Принцип развивающего образования

10) Принцип, обеспечивающий единство общего, специального и

дополнительного образования во всех видах образовательных институтов,

2. Принцип вариативности образования

4. Принцип полноты образования

11) Принцип организации воспитания и обучения детей в соответствии с их

возрастными, индивидуальнотипологическими, психофизиологическими и

другими природными особенностями это:

4. Принцип личностной ориентированности

12) Высшая форма профессиональной организованности педагогов, в которой

каждый из участников разделяет общие ценности и смыслы инновационной

3. Проектная команда

13) Совокупность необходимых знаний и качеств, позволяющих эффективно

решать проблемы в соответствующей области знаний или практической

14) Деятельность по преобразованию образовательной практики, за счет

создания, распространения и освоения новых образовательных систем или их

1. Педагогическая деятельность

15) Учение о создании (проектировании) педагогического новшества, его

оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и

применении на практике, это:

3. Педагогическое проектирование

16) Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и

обучаемых, направленной на решение задач образования, это:

17) Возможность диагностического целеполагания, планирования,

проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования

средств и методов с целью коррекции результатов это:

1. Эффективность педагогической технологии

2. Воспроизводимость педагогической технологии

3. Управляемость педагогической технологии

4. Концептуальность педагогической технологии

18) Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-

обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой

степенью эффективности, надежности, гарантированности результата это:

19) Форма организации индивидуализированного обучения, при которой

обучающимся предоставляется выбор учебных предметов, очередности и

времени их

20) Форма обучения учащихся в малых группах, в которых обучающиеся

и поддерживают друг друга это:

1. Фасилитативная дискуссия

21) Построение развивающих образовательных процессов в рамках

определенного возрастного интервала, создающих условия для развития

ребенка в качестве субъекта деятельности, это:

4. Дидактическое проектирование

22) Построение развивающей образовательной практики,

образовательных программ и технологий, способов и средств

педагогической деятельности это:

23) Построение образовательных институтов и развивающих

адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного

24) Средство, которое потенциально способно улучшить результаты

образовательной системы при соответствующем использовании, это:

25) Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые

одного состояния в другое, это:

1. Новшество

Поставить в соответствие:

26) Поставить в соответствие виду инновационной деятельности

исследовательская, образовательная, проектная)

– ” Направлена на разработку особого, инструментальнотехнологического

знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо

действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный

– Направлена на получение нового знания о том, как нечто может быть

(«открытие») и о том, как нечто можно сделать («изобретение»)

-Направлена на профессиональное развитие субъектов определенной

практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они

должны(«реализация») делать, чтобы инновационный проект воплотился в

27) Поставить в соответствие виду, компетентности педагогического

– Умение формулировать учебные проблемы различными

– Качество действий работника, обеспечивающих эффективное

конструирование прямой и обратной связи с другим человеком

– Использование методических идей, новой литературы и иных

источников информации в области компетенции и методик преподавания

для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками,

использование в профессиональной деятельности законодательных и иных

нормативных правовых документов органов власти для решения

соответствующих профессиональных задач

28) Поставить в соответствие названию подхода к конструированию

образовательных программ (его

– Возможно возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды

обучения, например через несколько лет, предусматривая усложнение и

расширение его содержания

– Не теряя из поля зрения исходную проблему, осуществляется расширение

и углубление круга связанных с ней знаний

– Отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются

последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные

29) Поставить в соответствие методу обучения

– Творческое применение умений и навыков

– Восприятие, осмысление, запоминание нового

– Обобщение систематизация знаний

– Выявление качества усвоения знаний, умений и навыков, их коррекция

30) Поставить в соответствие функции оценки

– Определение степени успешности ученика в освоении учебного

– Выявление причин образовательных результатов

– Поощрение и стимулирование учебной

– Формирование адекватной самооценки ученика

31) Поставить в соответствие методологическому .требованию к педагогической

– Оптимальность по затратам, гарантия достижения определенного

– Философское, психологическое, дидактическое и социально

психологическое обоснование достижения образовательных целей

– Возможность диагностического целеполагания, планирования,

проектирования образовательного процесса, диагностики, варьирования

средств и методов с целью коррекции результата

– Возможность применения педагогической технологии в других

учреждениях, другими субъектами

32) Поставить в соответствие форме обучения

– Взаимодействие педагога с классом на основе разделения труда и

принципа индивидуальной ответственности каждого за общий результат

– Взаимодействие учителя с одним учеником

– Работа педагога со всем классом в едином темпе с общими задачами

– Организация основаниях совместной деятельности школьников на

33) Поставить в соответствие системообразующему принципу современного

образования (принцип опережающего образованияпринцип полноты

образованияпринцип фундаментализации, принцип вариативности)

– Единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах

– Приоритетное развитие сферы образования на фоне других социально

– Единство многообразия, позволяющее каждому человеку выбирать и

вырабатывать свою собственную позицию, собственную образовательную

– Формирование целостной картины мира, адекватной идее

междисциплинарности систем знания

34) Поставить в соответствие образовательному подходу

деятельностныйличностноентированныйпроектный социокультурный)

особенность егоприменения в образовательном процессе:

– Предполагает развитие личности учащегося на основе системы

универсальных способов деятельности

– Предполагает идеальное конструирование и практическую реализацию, а

также рефлексивное соотнесение замысла и последствий его реализации

– Предполагает формирование социально значимых компетентностей и

концентрацию на основных ценностях социальных групп, наиболее значимых для

определенного типа общества

– Предполагает моделирование педагогических условий актуализации и

развития опыта личности

35) Поставить в соответствие методу обучения (

– Учитель сообщает информацию, обучающиеся ее воспринимают

– Обучающийся выполняет действия по образцу учителя

– Учитель ставит перед обучающимися проблему и показывает путь ее

решения; обучающиеся следят за логикой решения проблемы, получают образец

– Самостоятельная поисковая деятельность обучающихся (практическая или

36) Доставить в соответствие названию компоненты учебника

информативнаяэмоциональноценностная; репродуктивная) ее сущностную

– Представлена с помощью вербального и символического изложения, а также

иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания

– Задается с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач

– Отражает мировоззренческую, нравственную, практикотрудовую, идейную,

эстетическую и другие направленности

– Ориентирует на общеучебные, предметно-познавательные и практические

37) Поставить в соответствие типу педагогического анализа

(, дидактическийметодический; самоанализ) его

– Изучение и оценка деятельности учителя и учащихся через предметное

– Оценка представленности в уроке следующих категорий: цель, принципы,

логика учебных материалов, логика процесса обучения, целесообразность

применения средств обучения, активность учащихся и результативность

– Изучение стиля работы учителя, самочувствия учеников на всех этапах

урока, уровня понимания и сформированности учебной деятельности

– Оценка конечного результата урока путем сравнения запланированного с

осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся

38) Поставить в соответствие типу педагогического опыта (

характеристику соответствующего уровня профессиональной педагогической

– Обладание основами профессии

– Ориентация на педагогический поиск в рамках усовершенствовани

отдельных компонентов педагогической системы

– Владение высшими образцами известных в педагогической науке технологий,

– Проектирование новых образовательных норм, ярко выраженное авторство во

всех компонентах педагогической системы

39) Поставить соответствие форме контроля образовательных

результатов(; предварительный) целевую

– Определение и фиксация начального уровня подготовки ученика,

имеющихся у него знаний, умений и навыков, связанных с предстоящей

– Систематическая проверка и оценка образовательных результатов

ученика по конкретным темам на отдельных занятиях

– Диагностирование качества усвоения учеником основ и взаимосвязей

изученного раздела, его личностных образовательных приращений по

выделенным ранее направлениям

– Комплексная проверка образовательных результатов по всем ключевым

целям и направлениям учебного процесса

– Объяснительноиллюстративный, проблемный, эвристический,

– Индуктивные, дедуктивные, анализ, синтез

– Информирующий, формирование умений и навыков, закрепление ЗУНов,

– Информационнообобщающий, исполнительский, объяснительно

побуждающий и частичнопоисковый, побуждающий и поисковый

41) Установить последовательность этапов проектирования в образовании:

42) Установить последовательность методов обучения в логике возрастания

степени самостоятельности обучающихся:

3 Метод проблемного изложения

43) Установить последовательность этапов организации проблемного

2Введение проблемной ситуации

1 Актуализация знаний и умений учащихся, требуемых для решения проблемной

40) Поставить в соответствие основанию классификации (

активности познавательной деятельности

дидактическая цель; соотнесенность деятельности преподавателя и

обучающихся) группу методов:

3 Выдвижение гипотезы (проектируемого результата решения

4 Проверка произведенного решения

44) Установить последовательность компонентов структуры учебной

деятельности в логике ее формирования:

5Действия контроля и оценки

45) Установите последовательность ситуаций развития, направленных на

освоение содержания и формы ведущей деятельности обучающихся:

46) Установить последовательность этапов тематического планирования

3 Распределение общего количества годовых учебных часов по разделам и темам

Изучение образовательной программы учебного курса

2 Определение основных блоков тематического плана

5Окончательная компоновка и оформление годового тематического плана

4 Планирование учебных занятий внутри каждого блока учебного курса

47) Установить последовательность стадий инновационного процесса:

1 Выявление потребности в изменениях субъектов образовательного процесса

2Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса

3Разработка способов решения проблем (проектирование новшества)

5Перевод новшества в режим постоянного использования

4Внедрение и распространение новшества

48) Установить последовательность элементов структуры творческого урока:

2 Создание образовательной ситуации, мотивирующей учащихся к

1Выявление личного опыта и отношений учащихся касательно изучаемого

3Выполнение творческой работы лично каждым учащимся (группой учащихся)

5 Рефлексия собственных действий по решению творческой задачи

4Демонстрация, результатов творческой деятельности, систематизация

образовательных продуктов учащихся, их сопоставление с культурно

49) Установить последовательность элементов выступления учителя с

2 Содержательная характеристика темы урока

3 Обоснование целей урока, выбора его типа и структуры

1 Краткая характеристика класса, выделение групп учащихся с различным

уровнем овладения программным материалом

4 Выделение главного этапа урока и его полный анализ, исходя из реальных

результатов обучения на уроке

5Оценка успешности достижения целей урока, обоснование показателей

реального результата и определение перспектив совершенствования своей

50) Установить последовательность этапов обобщения передового педагогического

3 Накопление и обработка фактического материала

4Оценка фактического материала и принятие решений

5Пропаганда, распространение, внедрение

;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *