Как развивать профессиональные компетенции

Как развить личностные компетенции руководителя?

Личные компетенции начальника всегда есть возможность развить. Главное – было бы желание. В этом помогают специалисты, которые проводят тренинги для руководителей. В процессе обучения участники тренингов получают не только теоретические знания, важные для эффективного руководства. Практические занятия, организуемые на тренингах, позволяют на практике отработать теорию.

Результаты тренингов для руководителей вполне очевидны. Люди, которые занимают руководящие посты, приобретают знания, умения, которые оказываются ценными при выполнении ими своих рабочих обязанностей. Им проще становится определять цели, двигаться к ним, общаться с подчиненными, выстраивая структуру взаимодействия, налаживать конструктивное сотрудничество с партнерами и многое другое, что важно для эффективного руководства.

Профессиональные компетенции руководителя

Профессиональные компетенции – это требования конкретной профессии + требования, предъявляемые к руководящей должности. В данном случае к компетенции руководителя относятся:

  • Профессиональные знания, навыки;
  • Ориентация на достижения;
  • Организация деятельности, контроль;
  • Мотивирование, развитие сотрудников;
  • Способность влиять на подчиненных;
  • Умение организовывать собственную работу.

Эффективный руководитель обязан знать все о направлении деятельности компании, причем иметь об этом полное представление. Однако немаловажно уметь управлять, ориентируясь на достижения. Руководитель, способный организовать работу, проконтролировать ход ее выполнения, и при этом смотивировать своих подчиненных на результат, не забывая об организации своей деятельности – несомненно, ценен для любой компании, заинтересованной в эффективном руководстве.

Постановка вопроса о профессиональном воспитании и определение его направлений

  • Профессионально-ориентирующее направление (развитие карьеры)
  • Спортивное и здоровье сберегающее направление
  • Бизнес-ориентирующее направление (молодежное предпринимательство)

Личные компетенции руководителя

Перечень компетенций управленца:

  • Инновационность, новаторство;
  • Разработка решений;
  • Умение работать с информацией;
  • Достижение целей;
  • Саморегулирование и выдержка;
  • Инициатива и решительность;
  • Общительность и уверенность;
  • Отношение к другим;
  • Ориентация на развитие;
  • Конструктивность к себе.

Инновационность, новаторство, способность принимать решения, а также уметь работать с информацией – все эти компетенции относятся к интеллектуальному потенциалу. Для управленца важно постоянно идти вперед, развивать свою компанию, соответственно, он обязан уметь идти по новому пути. Немаловажно принятие решений, так как от поведения директора в данном случае зависит судьба бизнеса. Работа с информацией – это необходимостью. И такое умение придется развивать, если есть желание стать успешным руководителем.

Достижение целей, саморегулирование, выдержка, а также инициативность и решительность – личностные компетенции начальника, относящиеся к волевому потенциалу. Руководитель обязан уметь ставить цели и их достигать. Для управленца важно регулировать свое поведение, свою работу, иметь выдержку при решении различных вопросов. Инициативный, решительный руководитель – это ценный ресурс для любой компании.

Общительность, уверенность, отношение к другим, умение общаться – коммуникативный потенциал. Безусловно, только уверенный начальник способен обеспечить эффективность работы компании, принимать решения, которые позволят бизнесу развиваться. Немаловажна общительность, уважение к другим, умение общаться с окружающими, выбирая определенную модель поведения.

Ориентация на развитие, конструктивность по отношению к себе – личные компетенции руководителя, входящие в потенциал, который определяет направленность. Начальник должен быть нацелен на развитие, разрабатывая соответствующие планы и выполняя их пункт за пунктом. Важно конструктивное отношение к себе. Руководитель, который умеет анализировать свою работу, явно полезен для компании, которая имеет будущее.

Общекорпоративные компетенции

Общие требования компании, предъявляемые к своим сотрудникам.

Руководитель, как и все сотрудники, должен использовать имеющиеся навыки, а также осваивать новые. Причем речь идет не только о постоянной учебе, но и об использовании полученных знаний в практической работе. Необходимо уметь эффективно взаимодействовать с коллегами, добиваясь скоординированных действий для достижения поставленных целей. Требуется быть ориентированным на клиентов, на их потребности, а также быть нацеленным на результат, успешно решая задачи, поставленные перед компанией, постоянно добиваться тех целей, которые определяются в ходе функционирования бизнеса.

Отбор специалистов для резерва и их подготовка

В качестве кандидатов на включение в резерв могут рассматриваться лица:

  • самостоятельно предложившие свою кандидатуру;
  • выдвинутые непосредственным руководителем;
  • выявленные по результатам проведения процедур оценки (например, аттестации).

О нюансах проведения аттестации читайте здесь.

Но в любом случае они должны быть дополнительно подвергнуты процессу всестороннего рассмотрения их моральных, деловых, коммуникационных качеств на предмет выявления соответствия этих качеств необходимым для включения в кадровый резерв с перспективой занятия определенной должности. Критерии отбора могут быть разными, но обычно в их число входят:

Требования к этим критериям для определенной профессии содержат такие документы, как профстандарты. Подробнее о них — в статье «Какие организации обязаны применять профстандарты».

  • соответствие определенному возрастному интервалу;
  • хорошее состояние здоровья, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе;
  • наличие опыта работы в организации, включающей кандидата в резерв;
  • демонстрация профессионализма, ответственности, целеустремленности, устойчивых трудовых достижений в отношении выполняемых обязанностей;
  • умение прогнозировать ситуации, планировать работу, в т. ч. делать ее в сжатые сроки;
  • наличие интереса к выполняемой работе, творческий подход к ней, готовность к самостоятельности и риску;
  • активная жизненная позиция, стремление к совершенствованию и развитию, применение полученных при обучении знаний на практике;
  • умение работать в коллективе, наличие опыта руководящей работы, организаторских способностей, авторитета среди коллег;
  • умение аргументировать свою точку зрения и вести переговоры;
  • задатки лидера, коммуникабельность, гибкость в общении;
  • наличие желания расти в профессиональном плане и согласие на включение в резерв по определенной должности;
  • наличие необходимости в дополнительном обучении, наставничестве, тренингах, приобретении определенного опыта и навыков.

Практическое применение профстандарта для кадровика имеет ряд важных нюансов. Подробнее — здесь.

Большая часть этих критериев важна для любой руководящей должности, но в зависимости от конкретной позиции акценты на них могут смещаться. С ориентиром на тот или иной критерий могут выбираться индивидуальные программы обучения и подготовки кандидатов, направленные на развитие их профессиональных или личностных качеств. С другой стороны, включение человека в кадровый резерв само по себе уже является основанием для направления его на дополнительное обучение, переподготовку, тренинги или стажировку, а у организации появляется необходимость в составлении программ обучения. Обучение может быть организовано как силами организации, так и с привлечением сторонних организаций или специалистов.

Дополнительный практический опыт работы непосредственно в намеченной для кандидата должности он получает, замещая временно отсутствующего на работе руководителя, занимающего эту должность. И такое замещение обычно является правилом для организаций, формирующих кадровый резерв.

Особое значение в процессе подготовки кандидата на должность приобретает взаимодействие его с лицами, способными оценить состояние процесса формирования нужного специалиста и дать ему нужные консультации и практические рекомендации по обучению и поведению.

В любом случае за время нахождения в кадровом резерве человек получает дополнительные возможности для расширения собственного кругозора, получения новых знаний, нового опыта как в плане профессиональном, так и в отношении руководства коллективом. А значит, и для применения полученных знаний и опыта на практике, т. для проявления себя как специалиста более высокого уровня, соответствующего намеченной для него в кадровом резерве должности, а может быть, достойного и рассмотрения на более значимую должность.

Читайте в специальном материале об особенностях проведения работодателем проверки кандидата на работу.

Приложение 11 Возможности формирования и оценки общих компетенций в различных видах внеучебной деятельности обучающихся

Наименование категории/группы ОКФормы организации внеучебной деятельностиВозможности приобретения опыта в ходе внеучебной деятельностиСистемное и критическое мышлениеМеждисциплинарные и социальные проектыОпыт анализа проблемной ситуации. Опыт инновационного мышления. Опыт сбора и анализа информации, её обработки и презентации. Опыт обоснования и аргументации предлагаемых решенийРазработка и реализация проектовМеждисциплинарные и социальные проектыОпыт проблематизации и целеполагания. Опыт индивидуального и группового планирования. Опыт взаимодействия с участниками проекта и партнерами. Опыт организации деятельности. Командная работа и лидерствоСтуденческое самоуправление. Тренинги. Коллективные творческие делаОпыт реализации различных командных ролей. Опыт координации своих действий в процессе решения совместных задач. Опыт организации и руководства командой КоммуникацияВсе формы организации внеучебной деятельности Опыт выбора и применения приемлемого стиля общения (научный, официально-деловой художественный, публицистический, разговорный). Опыт использования вербальных и невербальных средств коммуникации. Опыт составления различных видов текста. Опыт участия в дискуссиях, полемиках, диспутах, встречах и т. Опыт подготовки и проведения переговоров. Межкультурное взаимодействие. Гражданско-патриотическое поведениеМероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию. Коллективные творческие дела. Опыт организации диалогового взаимодействия с людьми, независимо от их национальной и культурной принадлежности, взглядов и убеждений. Опыт конструктивного межкультурного взаимодействия в личной и профессиональной сферах. Опыт толерантного отношения к индивидуальным и групповым различиям. Опыт поисковой работы. Самоорганизация и самообразование (в том числе здоровьесбережение)КонференцииОлимпиады Конкурсы профессионального мастерстваСпортивные соревнованияОпыт самоанализа и рефлексии. Опыт построения панов и программ саморазвития. Опыт освоения основных видов деятельности. Опыт применения здоровьесберегающих технологий деятельности. Опыт планирования свободного и рабочего времени для оптимального сочетания физической и умственной нагрузки и обеспечения работоспособности. Безопасность жизнедеятельностиПрофилактические мероприятияОпыт идентификации опасных и вредных факторов в рамках осуществляемой деятельности (трудовой, образовательной, досуговой и др. )Опыт личного безопасного поведения, умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли в чрезвычайных ситуациях.

Общие компетенции в соответствии с ФГОС СПО.

Качества, ценности, установки, выделенные из запросов потенциальных работодате-лей обучающихся, полученных при проведении изучения требований работодателя к подготовке выпускника профессиональной образовательной программы.

Ценности и установки, определенные на основе анализа федеральных документов, со-держащих официальную декларацию социально значимых ценностных позиций

Специфика реализации процесса профессионального воспитания в ПОО

Каждую конкретную организацию характеризуют свои особенности организационной структуры и наличие собственного подхода к созданию кадрового резерва. Поэтому данный процесс всегда сугубо индивидуален. Организация должна самостоятельно:

  • сформировать орган, который будет заниматься вопросами кадрового резерва;
  • разработать внутренний документ, посвященный процедурам создания и обновления резерва, детально проработав все ключевые моменты, относящиеся к этим процедурам;
  • создать действующие механизмы реализации правил работы с кадровым резервом.

При серьезном подходе к этим вопросам создание кадрового резерва будет служить основой оптимизации численного состава персонала и разумного кадрового планирования.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ

В настоящей методической разработке применяются следующие основные сокращения, определения и понятия:

ВКР – выпускная квалификационная работа,

ГИА –государственная итоговая аттестация,

ОК – общая компетенция,

ОПОП – основная профессиональная образовательная программа,

ПОО – профессиональная образовательная организация,

ПООП – примерная основная образовательная программа,

СПО – среднее профессиональное образование,

ТОП-50 – список 50 наиболее востребованных на рынке труда Российской Федерации новых и перспективных профессий, требующих среднего специального образования (Общероссийский перечень),

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт,

Закон об Образовании – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (в актуальной редакции);

Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области;

Педагогические работники – преподаватели и мастера производственного обучения (для данного пособия);

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ч. вторая ст. 195. 1 ТК РФ, с 1 июля 2016 г.

Соответствие между направлениями профессионального воспитания и формируемыми общими компетенциями

В конце концов от всех приобретенных знаний

в памяти у нас остается только то,

что мы применили на практике

Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, становится практическая реализация компетентностного подхода. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентностей студентов, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности. В связи с этим требуется обновление содержания, форм, методов и средств обучения с позиции компетентностного подхода.

Под компетенцией в ФГОС понимается способность  применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для    успешной    деятельности    в   определенной области.

Под профессиональными  компетенциями понимается способность  действовать  на  основе  имеющихся   умений,    знаний     и     практического    опыта в определенной   профессиональной  деятельности.

В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно  не только то, что  студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить  на практике.

Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества  в  конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.

В процессе работы со студентами, своей непосредственной задачей ставлю формирование всех предусмотренных Федеральным государственным стандартом профессиональных компетенций, а также общих компетенций.

Формирование общих и профессиональных компетенций необходимо осуществлять на протяжении всего процесса обучения:

в период введения в профессию;

в период овладения профессией;

в период производственной практики на предприятиях.

Производственная практика призвана обеспечить тесную связь между теоретической и практической подготовкой  студентов, дать им первоначальный опыт практической  деятельности, создать условия для формирования профессиональных компетенций.

Производственная практика выполняет в системе среднего профессионального образования несколько ролевых функций:

  • Способ формирования профессиональной подготовки,
  • Фактор повышения эффективности освоения студентами образовательных программ профессиональной подготовки, достижение ими оптимального уровня компетентности и конкурентоспособности на рынке труда,
  • Инструмент управления процессом личностно-профессионального самоопределения, становления и развития студентов,
  • Средство социально-профессиональной адаптации будущих специалистов.

Одной их форм организации компетентностного подхода в условиях СПО является производственная практика.

Целью производственной практики является приобретение, углубление первоначального практического опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.

Практическое обучение студентов нашего колледжа по новому Федеральному государственному стандарту состоит из учебной и производственной практик.

Первоначальным звеном в непрерывной системе практической подготовки студентов колледжа является учебная практика, которая  направлена на:

  • Приобретение первоначального практического опыта,
  • Формирование у студентов практических профессиональных умений,
  • Освоение общих и профессиональных компетенций по специальности.

Производственная практика направлена на:

Углубление студентом первоначального профессионального опыта,

  • Проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности,
  • Подготовку к выполнению выпускной квалификационной работе

В колледже уделяется большое внимание организации и проведению занятий производственной практики. В колледже разработано «Положение о производственной практике студентов», разработаны  рабочие программы производственных практик по профессии  « Машинист крана металлургического производства» Все программы согласованы с работодателями, которые привлекаются к разработке учебно-программной документации. Работодатели принимают участие в аттестации практической подготовки после прохождения студентами всех видов производственных практик, являются членами государственной аттестационной комиссии на выпуске.

Студенты  проходят практику по направлению колледжа на основе договоров с организациями. Издается приказ о выходе на практику, проходится медкомиссия, прослушивается инструктаж по охране труда  и распределяются студенты на рабочие места с закреплением наставников. В процессе прохождения производственной практики студенты находятся на рабочих местах в качестве стажера, тем самым закрепляя те или иные профессиональные компетенции на предприятиях.

Каждый студент в течение производственной практики ведёт дневник производственного обучения, где ежедневно прописывает все виды деятельности. Руководитель практики характеризует профессиональную деятельность студента и качество выполнения работ. По окончании практики  студенты  выполняют отчет по производственной практике.

Совместная работа коллектива  колледжа и предприятий обеспечивает наиболее полную защиту социальных прав студентов и быструю адаптацию выпускников к новым социально-экономическим условиям жизни, способствует расширению образовательного пространства учебного заведения, решает вопросы кадрового обеспечения.

По моему мнению, сформировать профессиональные компетенции у студентов в полном объеме без организации производственной практики просто невозможно.

Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях.

Профессиональные компетенции, формируемые на производственной практике, можно представить в виде достаточно простой формулы:

При этом основным является опыт студентов – опыт, полученный на учебной практике в учебных мастерских, и новый опыт, приобретённый  на предприятиях, в ходе производственной практики.

Профессиональные компетенции по профессии тесно связаны с видами профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, и формируются  в рамках каждого профессионального модуля.

Рассмотрим пример формирования профессиональных компетенций по профессии «Машинист крана металлургического производства» на примере модуля ПМ. Управление грузоподъемными кранами на металлургическом производстве

КодНаименование результата обученияОсновные показатели оценки результатаФормы и методы контроля и оценки ПК 1. Осуществлять операции по обслуживанию производственного процесса в доменных, сталеплавильных, ферросплавных, прокатных и трубных цехах, специализированных цехах по производству изложниц. – умение управлять краном на различных участках в цехах ОАО  ММК- умение определять приблизительный вес поднимаемого груза- умение заполнять журнал приема сдачи смен-  осматривать кран перед началом смена и определять исправность составных частей крана – уметь управлять электромагнитным  и грейферным краном – уметь перемещать длинномерный, негабаритный и предельный груз- уметь перемещать груз двумя кранами-уметь кантовать груз -экспертная оценка выполнения практического заданияПК 1. Осуществлять погрузочно-разгрузочные работы в соответствии со схемами строповкиумение поднимать и перемещать груз, погашая раскачивание груза- умение складировать груз-  уметь производит погрузку выгрузку автомобильного и железнодорожного транспорта-экспертная оценка выполнения практического заданияПК 1. Выполнять требования нормативных актов по охране труда и промышленной безопасности- определять исправность составных частей крана –  определять зону безопасности при  транспортировке груза и кантовании груза-  уметь оказывать первую помощь при поражении электрическим током, обмороках, отравлениях, ранениях, ушибах, ожогах. – уметь останавливать кровотечение-экспертная оценка выполнения практического задания

Ремонтно-профилактическое обслуживание механизмов кранов металлургического производства

КодНаименование результата обученияОсновные показатели оценки результатаФормы и методы контроля и оценки ПК 2. Контролировать состояние тормозных и предохранительных устройств, правильность крепления тросов грузозахватных приспособлений- выполнение контроля состояния тормозных и предохранительных устройств, правильности крепления тросов грузозахватных приспособлений в соответствии с правилами Ростехнадзора, паспортными данными и другой нормативно-технической документацией   -экспертная оценка выполнения практического заданияПК 2. Выполнять профилактические  осмотры механического и электрического оборудования крана  – выполнение профилактических осмотров механического и электрического оборудования крана в соответствии с нормативно-технической документацией   -экспертная оценка выполнения практического заданияПК 2. Осуществлять браковку канатов в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации крана- выполнение браковки канатов в соответствии с  правилами Ростехнадзора, паспортными данными и другой нормативно-технической документацией     -экспертная оценка выполнения практического задания

Формой итоговой аттестации по каждому профессиональному модулю является экзамен (квалификационный). Итогом этого экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».

Практическое обучение и, в частности, производственная практика служит одним из основных средств формирования профессиональных компетенций у студентов СПО. Без неё невозможно знакомство с реальным производством, закрепление теоретических знаний, приобретение навыков рабочей профессии.

Расширение роли производственной практики как этапа индивидуальной целевой подготовки студента СПО в интересах реального производства можно рассматривать как источник профессиональных компетенций и, одновременно, как стимул для их формирования.

Список использованной литературы

Приложение 10 Связь общих компетенций с профессиональными компетенциями

(на примере ПООП для актуализированного ФГОС СПО 09. 06 Сетевое и системное администрирование (ТОП-50))

Код ОКФормулировка компетенцииПрофессиональные компетенцииОК 01Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстамПК 1. Выполнять проектирование кабельной структуры компьютерной сети. ПК 1. Осуществлять выбор технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности. ПК 1. Обеспечивать защиту информации в сети с использованием программно-аппаратных средств. ПК 2. Администрировать локальные вычислительные сети и принимать меры по устранению возможных сбоев. ПК 2. Администрировать сетевые ресурсы в информационных системах. ПК 2. Обеспечивать сбор данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей. ПК 3. Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей. ПК 3. Проводить профилактические работы на объектах сетевой инфраструктуры и рабочих станциях. ПК 3. Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать сетевые конфигурации. ПК 4. Контролировать сетевую инфраструктуру с использованием инструментальных средств эксплуатации сетевых конфигураций. ПК 4. Обеспечивать максимальную стабильность предоставляемых сетевых сервисов. ПК 4. Предоставлять согласованные с информационно-технологическими подразделениями сетевые сервисы и выполнять необходимые процедуры поддержки. ПК 4. Восстанавливать нормальную работу сетевых сервисов в соответствии с требованиями регламентов. ПК 5. Идентифицировать проблемы в процессе эксплуатации программного обеспечения. ПК 5. Разрабатывать сетевые топологии в соответствии с требованиями отказоустойчивости и повышения производительности корпоративной сети. ПК 5. Проводить эксперименты по заданной методике, выполнять анализ результатов. ОК 02Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельностиОК 09Использовать информационные технологии в профессиональной деятельностиОК 03Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитиеПК 1. Принимать участие в приемо-сдаточных испытаниях компьютерных сетей и сетевого оборудования различного уровня и в оценке качества и экономической эффективности сетевой топологии. ПК 2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности. ПК 5. Разрабатывать предложения по совершенствованию и повышению эффективности работы сетевой инфраструктуры. ПК 5. Составлять отчет по выполненному заданию, участвовать во внедрении результатов разработок. ОК 04Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей. ОК 07Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ПК 3. Участвовать в разработке схемы послеаварийного восстановления работоспособности компьютерной сети, выполнять восстановление и резервное копирование информации. ПК 3. Организовывать инвентаризацию технических средств сетевой инфраструктуры, осуществлять контроль оборудования после его ремонта. ПК 3. Выполнять замену расходных материалов и мелкий ремонт периферийного оборудования, определять устаревшее оборудование и программные средства сетевой инфраструктуры. ПК 4. Принимать меры по отслеживанию, предотвращению и устранению нештатных ситуаций. ОК 08Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ОК 10Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ПК 1. Выполнять требования нормативно-технической документации, иметь опыт оформления проектной документации. ОК 11Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. ПК 4. 6 Вести учет плановой потребности в расходных материалах и комплектующих.

Приложение 9. Сопряжение общих компетенций с требованиями профессионального стандарта

(на примере актуализированного ФГОС СПО 09. 06 Сетевое и системное администрирование (ТОП-50) профессиональный стандарт 06. 026 «Системный администратор информационно-коммуникационных систем», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 октября 2015 г. № 684н  зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г. , регистрационный № 39361)

Общие компетенцииФормулировка требований профессионального стандартаОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. (Системное и критическое мышление)ОТФ 3. 2 Администрирование прикладного программного обеспечения инфокоммуникационной системы организацииТФ 3. 3 Оптимизация функционирования прикладного программного обеспеченияТД: Анализ функционирования прикладного программного обеспечения по значимым параметрамРазработка плана работ по оптимизации функционирования прикладного программного обеспечения инфокоммуникационной системыВыполнение работ по оптимизации функционирования прикладного программного обеспечения инфокоммуникационной системы и оценка результатаНеобходимые умения: Анализировать функционирование инфокоммуникационной системы по выбранным параметрамИспользовать специализированное программное обеспечение для оптимизации функционирования прикладного программного обеспеченияВыполнять настройку прикладного программного обеспечения в соответствии с принятыми критериями оптимизацииНеобходимые знания:Основные параметры функционирования инфокоммуникационной системыМетоды измерения параметров функционирования прикладного программного обеспечения инфокоммуникационной системыМетоды контроля параметров функционирования прикладного программного обеспечения инфокоммуникационной системыМетоды мониторинга параметров функционирования прикладного программного обеспечения инфокоммуникационной системыПринципы оптимизации инфокоммуникационных системМетоды оптимизации инфокоммуникационных системРегламенты проведения профилактических работ на администрируемой инфокоммуникационной системеТребования охраны труда при работе с аппаратными, программно-аппаратными и программными средствами администрируемой инфокоммуникационной системы

Личностные компетенции руководителя связаны с потенциалом, заложенным природой. Качества и компетенции руководителя в данном случае имеют очень крепкие связи. К примеру, не все руководители достаточно инициативны и решительны, что негативно сказывается на управлении компанией, отсутствие уверенности становится причиной неустойчивого поведения компании в среде конкурентов и пр. Однако при желании все перечисленные компетенции можно развить. Развитие личных компетенций позволяет стать современным руководителем, способным обеспечить эффективность функционирования компании.

Управленческие компетенции руководителя

Какие бывают компетенции руководителя, которые принято считать управленческими? Выделим ТОП-5:

  • Лидерство;
  • Стратегическое мышление;
  • Технологические компетенции;
  • Организаторские способности;
  • Собственная эффективность.

Лидерство предполагает наличие уверенности, способности оперативно принимать решения в любой ситуации, вести за собой коллектив. Стратегическое мышление – уметь нестандартно решать задачи, иметь склонность к декомпозиции и прогнозированию. Максимально ценен тот руководитель, который имеет полное представление о технологических аспектах деятельности компании, располагает полномасштабными техническими знаниями. В свою очередь, организаторские способности предполагают умение руководителя формировать единую команду, что позволяет создать прочный каркас компании. Немаловажна собственная эффективность, выражающаяся в умении подать себя, в способности убеждать, точно выражать свои мысли.

Приложение 7. Форма составления плана-графика в составе программы профессионального воспитания в ПОО на учебный год

Под деятельностью/активностью (акцией) понимается долгосрочная деятельность, позволяющая получить единый набор образовательных результатов, включающая однотипные по форме организации и локальные по составу постоянных участников акции, объединенные общим содержанием или общей целью, поставленной обучающимися. По формам это может быть:

  • клубная работа (например: клуб исторической реконструкции; волонтерский центр; дискуссионный клуб; спортивный клуб, объединяющий команду и группу поддержки; интеллектуальный клуб; бизнес-клуб,; литературный клуб; фотостудия; ансамбль и т.п.);
  • программа дополнительного образования (например: спортивные секции, театральная студия, студия танца, школа предпринимательства, центр профессионального мастерства и т.п.);
  • проектная команда (команды обучающихся, являющиеся субъектами долгосрочных проектов, привлекающие к участию в той или иной деятельности по проекту других обучающихся или реализующие разработанный проект собственными силами).

Каждое такое объединение имеет свою программу работы, которую готовит самостоятельно.

Под акцией подразумевается разовое событие (несколько взаимосвязанных событий), участники которого занимают разные позиции и могут получить разные образовательные результаты. Подготовка акции может быть результатом активности той или иной группы обучающихся или деятельности работников ПОО с привлечением обучающихся только в качестве участников самого события. Примерами акции может служить «день открытых дверей» для школьников, подготовленный профи-клубом; мастер-класс, проведенный признанным профессионалом, подготовленный куратором; новогодний бал, подготовленный несколькими клубными объединениями при координации и (или) руководстве социального педагога и т.

В этом поле указывается инициатор активности/акции. Поле может использоваться для анализа меры вовлеченности обучающихся в формирование плана-графика.

Указывается номер одного или нескольких образовательного результата в виде ОК, которые позволяет получить включенная в план активность/акция. Поле открыто для обучающихся, поскольку они ответственны за планирование собственной программы, в которой нашли бы отражение все образовательные результаты, запланированные на учебный год. Если инициатором какой-либо акции являются обучающиеся (объединения обучающихся), они предлагают образовательные результаты самостоятельно. Педагог, осуществляющий сопровождение деятельности участников клуба или проектной команды, от которой исходит предложение, или куратор группы, от обучающегося или обучающихся которой исходит предложение, в процессе консультирования (собеседования) обеспечивает соответствие результатов замыслу акции/активности. В процессе анализа продвижения обучающихся или обеспечивая планирование, куратор может отсортировать результаты по обучающимся в группе и наглядно представить те результаты, которые у них сформированы и те, для которых им еще надо выбрать пункт плана-графика.

В «Системе профессиональное воспитания в ПОО» зафиксировано соответствие образовательных результатов тем отложенным результатам (эффектам), для достижения которых они планировались. Отложенные результаты также нумеруются (кодируются), их номера переносятся в данное поле с тем, чтобы использовать соответствие строк при составлении отчета за полугодие/год.

Указывается одно или несколько направлений профессионального воспитания, ценностно-целевым установкам которого(ых) соответствует активность/акция. Это поле является служебным и используется педагогами/администрацией в процессе планирования (для обеспечения разнообразия содержательной направленности акций/активностей, позволяющих получить тот или иной образовательный результат) и в процессе анализа результатов (в том числе в ситуации, когда запрошен анализ работы по направлениям или одному направлению).

Для активностей указывается дата точки старта, периодичность или даты ключевых событий (при необходимости), дата завершения (если она понятна на этапе планирования). Для акций указывается дата.

В версии, которая открывается обучающемуся, это поле для выбора, в котором обучающийся ставит/снимает отметку о своем намерении принять участие в той или иной деятельности или в том или ином событии. Обучающийся может изменить свое решение не позднее чем за месяц до события. В версии, которая открывается педагогу, поле содержит список обучающихся, выбравших соответствующую активность/акцию для участия.

В версии, которая открывается обучающемуся, могут быть указаны либо два ответственных – от группы обучающихся, по чьей инициативе активность/акция включена в план-график, и от работников ПОО, либо один – работник ПОО (если инициатором активности/акции является ПОО или субъект внешней среды) или обучающийся (если инициатором активности акции является, например, проектная группа). В версии, которая открывается педагогу, в обязательном порядке указан ответственный из числа работников ПОО. Если речь идет об акции в рамках работы клуба или реализации проекта обучающихся, это субъект, осуществляющий педагогическое сопровождение деятельности клуба или проектной деятельности.

В данном поле указывается статус активности/акции: «началась подготовка», «осуществляется», «прошла», «отменена». Последний статус присваивается в том случае, если запланированная (предложенная) активность или акция не привлекла внимания количества обучающихся, достаточного, чтобы ее проведение было эффективным. Такие активности/акции не разрабатываются в составе детального плана на месяц.

Для оперативного планирования активностей и акций следует использовать дополнительные ячейки, позволяющие распределить ресурсы (помещения, оборудование, кадры) и или рассчитать затраты.

Какие компетенции важны для руководителя? Как их развить?

Всеми перечисленными выше компетенциями, несомненно, должен обладать современный руководитель. От каждой из них зависит успешность руководства, достижение результата, выражающегося в том, что компания и бизнес в целом постоянно развивается, выходит на новые высоты, не останавливаясь на достигнутом.

Любую из компетенций директора компании можно развить. Тренинги для руководителей дают возможность достичь уровня, который позволяет говорить об эффективном руководстве. Обучение участников тренингов проводится специалистами, имеющими большой опыт передачи знаний, позволяющих самосовершенствоваться. Занятия строятся не только на теории. Практикумы, включаемые в тренинги, улучшают результаты обучения, позволяют успешно применять полученные знания в дальнейшей работе.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», предусмотрено: «обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

Для достижения поставленной цели и для методического сопровождения формирования и оценки ОК в процессе планирования и организации воспитательной работы в ПОО необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические и прикладные исследования проблемы формирования и оценки ОК обучающихся средствами профессионального воспитания в условиях введения актуализированных ФГОС СПО;
  • провести сопоставительный анализ между направлениями профессионального воспитания и перечнем ОК актуализированных ФГОС СПО;
  • описать модель организационно-методического сопровождения формирования и оценки ОК обучающихся в процессе профессионального воспитания

В настоящей учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы, определяющие роль и место системы профессионального воспитания при реализации образовательных программ среднего профессионального образования в части формирования и оценки ОК (приложения 1,2), как образовательного результата реализации актуализированных ФГОС СПО в практико-ориентированной модели профессионального образования.

Концептуальными положениями в данном учебно-методическом пособии заложены в парадигма, что формирование ОК является совокупным продуктом образовательного результата при реализации ФГОС СПО в соответствии с требованиями современных технологий и международных стандартов Ворлдскиллс, и который получается не только в ходе освоения предметного содержания, учебной и производственной практики, но и в процессе проведения мероприятий в рамках  внеучебной и воспитательной деятельности, участия в конкурсном движении.

Материалы, представленные в настоящем учебно-методическом пособии, развивают, дополняют и вносят новые элементы в теорию и практику  формирования и оценки ОК средствами профессионального воспитания. Определён потенциал каждого направления воспитательной деятельности необходимый как для формирования и оценки ОК в целом, так и отдельной категории/группы компетенций.

Практическая значимость и отличительная особенность представленных методических материалов по формированию и оценке ОК в процессе планирования и организации профессионального воспитания в ПОО является их универсальность и возможность использования в повседневной практике любой ПОО с целью формирования и оценки ОК. Предлагаемый материал позволит практикующим педагогическим работникам ПОО разработать свою систему мероприятий в рамках направлений профессионального воспитания, обеспечивающую формирование и оценку ОК как часть ОПОП.

Нормативные акты, определяющих описание стратегии формирования и оценки ОК (в комплексе или по отдельным категориям/группам) средствами воспитательной деятельности можно выделить следующие:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в актуальной редакции) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Понятие воспитания, сущность и миссия воспитания; понимание воспитания как процесса, неотделимого от процесса обучения. Образование – «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства» (Статьи 2, 28).

Паспорт национального проекта «Образование» (федеральный проект «Молодые профессионалы», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 3 сентября 2018 г. №10.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (в актуальной редакции), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464. Требования к образовательной программе СПО (п. 12).

Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (в актуальной редакции), утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291. Практика как  этап формирования общих компетенций: цели, регламент, оценка, отчетность.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (актуализированные ФГОС СПО). Требования к результату освоения образовательной программы. Требования к общим компетенциям выпускников программ СПО.

Примерные образовательные программы по профессиям и специальностям среднего профессионального образования (актуализированные ФГОС СПО). Планируемые результаты освоения образовательной программы. Требованиями  в части формирования общих компетенций (знания и умения).

Профессиональные стандарты по профессиям и специальностям.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденные приказом Минтруда России от 08 сентядря2015 № 608н. Трудовые функции и действия по должностям: преподаватель (СПО), мастер производственного обучения, методист, старший методист.

Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, утвержденные приказом Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы Ворлдскиллс Россия» от 31 января 2019г. № 31. 2019-1. Проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия с целью оценки уровня овладения обучающимися профессиональными и общими компетенциями в рамках освоения образовательной программы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *