Кому подходит профессия
Профессия тьютора подходит людям с высокой стрессоустойчивостью. Настоящий профессионал в области психолого-педагогического сопровождения никогда не останавливается в развитии собственных компетенций. Он следит за инновациями сфере образования, осваивает новые методики сопровождения, изучает диагностический инструментарий.
Успеха в этой деятельности смогут добиться целеустремленные люди, умеющие рационально распределять время. Кроме того, специалисту пригодятся креативность и умение нестандартно подходить к решению проблем клиента. Хороший тьютор не поучает, а помогает, он воспринимается ребенком не как еще один строгий учитель, а как опытный друг, которому можно доверить свои проблемы и секреты.
В начале 21 века в России появился новый термин, имеющий отношение к образованию – тьютор. Однако в Европе тьюторство пользуется спросом уже на протяжении нескольких веков. Стоит разобраться, кто такой тьютор и что входит в его обязанности.
- Общая информация о профстандарте
- Что содержится в профессиональном стандарте Специалист в области воспитания
- Трудовые функции по профстандарту Специалист в области воспитания
- Требования к образованию
- Обучение на социального педагога, педагога-библиотекаря, старшего вожатого
Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания – это документ, в котором сформулированы современные запросы к уровню образования и функциям педагогов разного профиля: социальные педагоги, старшие вожатые, педагоги-организаторы, школьные библиотекари, тьюторы, воспитатели.
Общая информация о профстандарте
В 2016 году российское педагогическое сообщество с надеждой и некоторыми опасениями ожидало утверждения профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Введение профстандарта должно было запустить ряд процессов в педагогической сфере:
- Сформулировать цель и содержание воспитательной миссии педагогов, которая в педагогическом образовании долгое время была оттеснена в пользу предметного содержания. Этот пункт был частым предметом споров в педагогическом сообществе.
- Оптимизировать процесс аттестации действующих педработников;
- Привести единые требования к соискателям на рынке труда;
- овлечь за собой реформирование программ подготовки и переподготовки педагогических кадров;
Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания был утвержден приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н. Эксперты утверждают, что этот документ действительно внёс ясность в работу педагогов и помог решить ряд проблем в этой сфере.
24 дня
15 часов
13 минут
Тьютор сопровождает ребенка в процессе индивидуального обучения. Он работает не только с детьми с ОВЗ, но и с учениками с временными или постоянными физическими и психическими отклонениями. Он становится и учителем, и помощником, и психологом, и другом для ребёнка. Далее рассказываем, какое образование должен иметь тьютор.
Требования к образованию к должности тьютора по профстандарту
“ Требования, предъявляемые к квалификации тьютора, прописаны в профстандарте специалиста в области воспитания. Согласно пункту 3. 6, где описана должность тьютора, он должен иметь образование, соответствующее одному из следующих условий:
- Высшее (ВО) или среднее профессиональное образование (СПО) в рамках укрупненных групп направлений «Образование и педагогические науки».
- ВО или СПО и дополнительное профессиональное образование (ДПО) по направлению деятельности в организации, которая осуществляет образовательную деятельность. ДПО можно получить после трудоустройства.
Профессионально обусловленные требования к личности тьютора
Где получить образование тьютораБез баллов ЕГЭ можно поступить в Национальный социально-педагогический колледже (НСПК). Подготовка тьюторов осуществляется на последнем курсе в рамках профпереподготовки, среди программ которой есть «Тьютор (сопровождение инвалидов, лиц с ОВЗ и лиц оказавшихся в трудной жизненной ситуации)». Для СПО вы можете выбрать одну из 11 специальностей. Преимущества обучения в НСПК:
Можно планировать все дела и совмещать получение образования с работой, семьей и т. Личный кабинет со всеми образовательными материалами доступен в любое время. Подробнее о процессе обучения читайте здесь.
Для поступления достаточно предоставить аттестат об окончании 9 или 11 класса, или диплом об уже полученном профессиональном образовании. Вступительные экзамены в НСПК есть только по трем направлениям специальности «Педагогика дополнительного образования»: в области ИЗО и ДПИ, в области сценической деятельности и в области физкультурно-оздоровительной деятельности.
Первый — государственного образца о среднем профессиональном образовании и второй — установленного образца о профпереподготовке.
При поступлении после 11 класса обучение составляет 2 года 11 месяцев. По окончании 9 класса длительность обучения — 3 года 11 месяцев.
Образовательная программа по соответствует ФГОС. Также есть вариативная часть, в рамках которой студенты осваивают интересные дополнительные дисциплины для расширения навыков и компетенций.
Вы нашли ответ?
Нам очень жаль. Информации недостаточно? Предлагаем ознакомиться
с другими статьями на данную тему:
Еще больше информации мы направляем нашим подписчикам! Присоединяйтесь и вы:
Спасибо за вашу оценку!
Все об обучении в колледже вы можете узнать у специалиста приемной комиссии:
Вам может быть интересно
Акции
Подберем программу среднего профессионального образования бесплатно!Ответьте всего на 4 вопроса
На главную страницу архива
java. lang. NullPointerException:
Failed to process reader
The Manakin interface of the DSpace digital repository software.
Кто такой тьютор
В переводе с английского «tutor» означает «опекун», «наставник». Профессиональная обязанность тьютора (сьютера) – помочь детям найти свое призвание. Как правило, тьютор начинает работать со своим подопечным еще в детском саду и сопровождает его на протяжении всего пути обучения в различных образовательных учреждениях.
В период детства и обучения в обычной школе, тьютор тщательно изучает личность ребенка, что спланировать его профессиональный маршрут с учетом индивидуально-психологических, физиологических и интеллектуальных способностей.
Ребенок, которого сопровождает тьютор, называется тьюторант.
«Тьютор» или «тьютер»?
Литературной нормой на сегодняшний день признается название профессии – «тьютор». Нет правил, согласно которым можно было бы проверить написание данного слова, его нужно просто запомнить.
Психологический портрет тьютора
Для представителей данной специальности профессионально значимыми качествами являются:
- любовь к детям;
- коммуникабельность;
- толерантность;
- высокий уровень личностной культуры;
- рассудительность;
- ответственность;
- тактичность;
- дисциплинированность;
- развитые организаторские навыки;
- развитые творческие способности;
- справедливость;
- последовательность;
- обучаемость;
- гибкость;
- высокий уровень развития ораторских умений.
Что должен уметь тьютор
Список профессиональных умений тьютора выглядит так:
- умение читать аббревиатуры, относящиеся к различным диагнозам;
- умение расшифровывать заключения узких специалистов, проводивших обследование ребенка;
- адаптировать одно и то же задание для детей с разным уровнем подготовки;
- изъясняться с ребенком на понятном ему языке (например, на языке жестов или с помощью специальных карточек с картинками).
Задачи тьютора
Задачами профессиональной деятельности тьютора являются:
- развитие личностного потенциала ребенка;
- разработка индивидуального образовательного маршрута (ИМС) ребенка с учетом его поведенческих и психологических особенностей;
- изучение личности ребенка, выявление его интересов и склонностей;
- определение видов деятельности, которые вызывают у ребенка затруднения;
- сопровождение школьников в период адаптации к новым условиям;
- формирование высокого уровня познавательного интереса и учебной мотивации у детей;
- профориентация;
- научить ребенка самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
Структура работы тьютора
Обязанности тьютора
Министерством здравоохранения и социального развития предъявляются высокие квалификационные требования к профессиональному труду тьютора. В своей профессиональной деятельности тьютор должен опираться на положения профстандарта «Специалист в области воспитания».
Работа тьютора предполагает выполнение следующих обязанностей:
- ведение диагностической карты воспитанника;
- выбор методов и приемов воздействия на ребенка с учетом его особенностей;
- организация преемственности между разными ступенями образования;
- создание среды для развития детей;
- создание условий для успешной социализации школьников;
- помощь тьюторанту в поиске информации;
- помощь подопечному в выстраивании межличностных отношений со сверстниками, родителями и педагогами;
- контроль полноты реализации образовательной программы.
Тьютор в ДОУ
В дошкольной педагогике задача трекера (тьютора) состоит в том, чтобы помочь ребенку пройти адаптационный период и включиться в игру со сверстниками. В старшей и подготовительной группах ДОУ тьютер занимается подготовкой детей к школьному обучению.
Тьюторство в школе
Концепция тьюторства в общеобразовательной школе
Должности тьюторов сегодня есть в штатном расписании коррекционных школ, элитных гимназий, а также в образовательных учреждениях, реализующих инновационные программы обучения. Тьютор обеспечивает комфортный переход ребенка из детского сада в 1 класс, а также помогает пятиклассникам приспособиться к условиям обучения в среднем звене школы. Старшеклассникам тьютор помогает правильно выбрать профессию и поступить в учреждение профессионального образования.
Кроме того, тьюторы занимаются со школьниками, которые находятся на домашнем обучении.
Обучение на социального педагога, педагога-библиотекаря, старшего вожатого
Почему для получения дополнительного профессионального образования выбирают АБиУС?
- Качественные программы обучения, разработанные действующими профессионалами отрасли;
- Программы содержат только профильные дисциплины, что даёт возможность приобрести актуальные знания и навыки, которые действительно пригодятся в трудовой деятельности.
- Программы подготовлены с учётом требований действующих профстандартов.
- Поступление без вступительных испытаний;
- Простая и понятная система дистанционного обучения;
- Взаимодействие по всем вопросам обучения с личным куратором;
- Доступная стоимость обучения (скидки, акции, рассрочка).
- Бесплатная отправка документов по почте России.
Этапы работы тьютора
Организация сопровождения в учебном процессе включает в себя несколько этапов:
- Первая встреча. В ходе первой встречи происходит знакомство тьютора и тьюторанта, обсуждаются условия сотрудничества, методы и технологии работы.
- Сбор информации. Тьютор ищет действенные инструменты для комплексного изучения личности ребенка, определения круга его интересов и склонностей. На данном этапе применяются наблюдение, психодиагностика и беседа.
- Заполнение ресурсной карты ребенка. На основе результатов диагностики, тьютор намечает пути личностного развития подопечного. С ресурсной картой тьютор знакомит самого ребенка и его родителей, обсуждает наиболее перспективные варианты развития.
- Этап проб. На данном этапе реализуются конкретные мероприятия, направленные на личностную трансформацию и выработку новых умений и навыков ребенка.
Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя.
Зачем тьютор взрослому
Суть работы тьютора со взрослым человеком сводится к тому, что специалист помогает человеку найти пути развития бизнеса. Формат работы со взрослым клиентом строится по следующему алгоритму:
- Уточнение запроса клиента, постановка цели сопровождения. Это происходит в форме беседы.
- Разработка новой стратегии. Тьютор составляет несколько вариантов развития бизнеса, а клиента выбирает наиболее приемлемый для него маршрут.
- Апробация. Клиент реализует выбранную стратегию, совершает определенные действия, следуя рекомендациям тьютора.
- Контроль. Через несколько недель после утверждения программы действий назначается контрольная встреча тьютора и тьюторанта, на которой происходит соотношение полученного результата с поставленной целью. При необходимости в программу вносятся коррективы.
Откуда появились тьюторы
Первые тьюторы появились в Англии в 18 веке в эпоху Тюдоров. Это были специалисты, которые помогали студентам Оксфордского и Кембриджского университета выбрать маршрут обучения. Согласно правилам получения образования в университетах в период Средневековья, специалист-тьютор составлял план образования для каждого обучающегося индивидуально.
В педагогической практике России такой термин как тьюторство появился лишь в 2008 году. Но это не означает, что до 21 века никто не выполнял обязанности наставника, модератора и помощника. Роль тьютора выполняли:
- гувернантки;
- наставники в монастырях;
- репетиторы.
Когда школьнику необходим тьютор
Потребность в сопровождении ребенка в образовательном процессе возникает, если:
- ребенок временно или постоянно находится на домашнем обучении;
- ребенок не знает, кем хочет стать, а семья не может оказать ему помощь в профессиональном самоопределении;
- семья заинтересована в развитии талантов ребенка.
Не очень понимаю чем отличается от репетитора, тренера и пр.
Вопросы
Так как профессия тьютор новая для России, у людей возникает много вопросов, связанных с данным видом педагогического сопровождения ребенка.
С кем занимаются тьюторы?
Может ли родитель быть тьютором своего ребенка?
В каких случаях может помочь тьютор?
Эффективна ли модель тьюторства? Получится ли ее внедрить в России?
Тьюторинг в контексте современного образования
Таким образом, тьюторинг – это новая и интересная сфера профессиональной педагогической деятельности. Должности тьютора сегодня открываются во многих образовательных учреждениях. Технология тьюторского сопровождения полностью соответствует принципам ФГОС. Примечательно, что для специалистов, оказывающих такие услуги. Сегодня организуются конференции, вебинары и мастер-классы, что позволяет тьюторам перенимать опыт коллег, делиться авторскими туториалами.
- Об авторе
- Недавние публикации
Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, гармонизации детско-родительских отношений и поиску себя. Я могу Вам помочь улучшить отношения с супругом, детьми, родителями или найти себя и повысить свою самооценку. Консультации по тел. : +7 (964) 291-32-38 (звоните или пишите whatsapp, telegram)
Требования к образованию
Чтобы претендовать на одну из перечисленных должностей, согласно профессиональному стандарту, Вы должны иметь следующее образование:
Вариант 1. Высшее или среднее профессиональное по специальностям «Образование и педагогические науки;
Вариант 2. Высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по специальности.
И обучение по программе «Первая помощь (для педагогов)», «Охрана труда».
Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и обязательное прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров.
Как стать тьютором
Чтобы стать тьютором, необходимо пройти соответствующее обучение. За рубежом факультеты тьюторства открыты в колледжах. В России к профессии тьютора предъявляются высокие требования: кандидат на замещение вакансии в том или ином образовательном учреждении должен иметь не только диплом о высшем педагогическом образовании, но и сертификат, подтверждающий обучение по дополнительной узконаправленной программе.
Кроме того, чтобы работать тьютором, человек должен иметь педагогический стаж 2 года.
Где учиться на тьютора
На программы профессиональной подготовки тьюторов принимаются абитуриенты в возрасте 18 лет и старше.
Получить профессию тьютора можно в таких образовательных учреждениях, как:
- магистратура МГПУ;
- НГПУ;
- Сибирский федеральный университет;
- Национальная академия ДПО г. Москва;
- Пермский государственный университет;
- Южно-Уральский гуманитарно-педагогический университет;
- Дальневосточный федеральный университет;
- РГПУ имени Герцена;
- Университет Иннополис;
- НИИДПО г. Москва (программа профессиональной переподготовки);
- Школа тьюторов в Якутии (программа профессиональной переподготовки);
- онлайн-школы.
Что такое «dual teaching»
Dual teaching – это модель построения образовательного процесса, в соответствии с которой на базе учебного заведения человек получает только теоретическую подготовку. Применение же теоретических знаний на практике происходит непосредственно при его устройстве на производство.
Тем, кто решил освоить профессию тьютора, стоит учесть, что многие курсы построены именно на основе технологии dual teaching. Это означает, что в формате дистанционного обучения человек получит только теоретические знания. После окончания таких курсов довольно трудно сразу начать профессиональную деятельность в стенах образовательного учреждения. Поэтому лучше проходить обучение на базе университетов, где программой предусмотрен не только теоретический блок, но и практикумы, лабораторные работы и мастер-классы.
Где работают тьюторы
Преподаватель учебного заведения может совмещать основную работу с выполнением обязанностей тьютора, если в школе реализуется инклюзивное образование.
Особенности работы тьютора-фрилансера
Отличительной особенностью работы тьютора-фрилансера является то, что ему необходимо самому находить клиентов. Для этого нужно:
- прокачивать свои рабочие аккаунты в социальных сетях;
- рекламироваться на различных площадках;
- разрабатывать авторские методические материалы;
- следить за деятельностью конкурентов.
Зарплата тьютора и перспективы профессии
Тьюторство сегодня уверенно входит не только в сферу образования, но и в сферу бизнеса. Конечно, этот вид профессионального труда еще совсем молодой, но эксперты уже пророчат ему большое будущее.
Эксперты говорят о том, что в перспективе развития образования тьюторство станет востребованным направлением профессионального труда. Так как сейчас квалифицированных специалистов на рынке немного, а спрос на людей, способных грамотно организовать сопровождение детей в учебном процессе, велик, заработная плата тьюторов высокая.
Важно понимать, что на размер зарплаты тьютора влияют такие факторы, как:
- квалификация специалиста, его стаж работы;
- уровень экономического развития конкретного региона;
- статус образовательного учреждения;
- форма собственности образовательного учреждения.
Средняя зарплата тьютора в Москве – 35-100 тысяч рублей.
Отличия тьюторства от деятельности представителей смежных профессий
СпециальностьОсобенности деятельности Тьютор для ребенкаРаботает по тьюториалу — индивидуальной программе развития интересов и склонностей ребенка, которая не дублирует школьную программу. Функции тьютора востребованы для всех категорий детей. РепетиторОсновная задача репетитора – восполнить пробелы в знаниях ребенка по школьной программе или программе профессионального обучения в колледже, техникуме, высшем учебном заведении. Занятия с репетитором помогают школьникам подготовиться к контрольной работе или к экзаменам. УчительРаботает по общеобразовательной программе, которая одинакова для всех обучающихся. ПсихологПомогает в обычной школе детям преодолеть психологические трудности, препятствующие успешному обучению и комфортному общению в детском коллективе. ДефектологОказывает помощь школьникам в освоении образовательной программы, устраняя дефекты развития речи или когнитивных функций. Как правило, его клиенты – это дети, имеющие неврологические и логопедические диагнозы. КоучВ задачи деятельности данного специалиста входит определение основных затруднений у взрослых, из-за которых они не могут достичь профессионального роста или продвижения по карьерной лестнице. Коуч проводит исследование, чтобы выявить те качества, которые человеку нужно развивать. НаставникВ ходе сотрудничества со своим подопечным, наставник передает ему опыт своей работы, раскрывает универсальные секреты успешности. Наставник проводит обучающий курс, но не учитывает индивидуальных образовательных потребностей ребенка. АссистентЕсли говорить простыми словами, то в задачу ассистента не входит содействие профессиональному или личностному развитию человека. Ассистент является его компаньоном, помогает ему конкретными действиями в решении практической задачи.
Сравнение деятельности преподавателя и тьютора
Информация, аналитические материалы
Информация Минтруда России от 10. 2016 «О применении профессиональных стандартов в сфере труда»
Рекомендации участников Всероссийского съезда по обсуждению итогов апробации и поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) по применению и распространению профессионального стандарта в регионах РФ (10–13 ноября 2015 г.
Презентация «Внедрение профессионального стандарта педагога и новые модели подготовки», Сергоманов П. , заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России
Дата начала применения профессионального стандарта «Педагог (воспитатель, учитель)» переносится на 01 сентября 2019 года
Приказ о создании комиссии (рабочих групп) по организации поэтапного перехода на работу в условиях действия профессиональных стандартов
Положение о комиссии (рабочей группе) по организации поэтапного перехода на работу в условиях действия профессиональных стандартов
План мероприятий (дорожная карта) по внедрению профессиональных стандартов
№Наименование стандарта Номративно-правовой акт, утвердивший стандарт Дата введения в действие
1Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)Приказ Минтруда России № 544н от 18. 2013 Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550 01. 2017
2Педагог-психолог (психолог в сфере образования)Приказ Минтруда России № 514н от 24. 2015 Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 3857501. 2017
3Педагог дополнительного образованияПриказ Минтруда России № 613н от 24. 2015 Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 3899401. 2017
4Специалист в области воспитания (социальный педагог, педагог-организатор, педагог-библиотекарь, тьютор)
Приказ Минтруда России № 10н от 10. 2017 Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г. N 4540601. 2017
5Педагог-дефектолог (учитель-логопед)В разработке01. 2017
6Специалист по информационным ресурсамПриказ Минтруда России № 629н от 08. 2014 Зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября 2014 г. N 34136 01. 2016
7БухгалтерПриказ Минтруда России № 1061н от 22. 2014 Зарегистрировано в Минюсте России 23 января 2015 г. N 3569701. 2016
8Специалист по организационному, документационному и информационному обеспечению управления организацией (делопроизводитель, секретарь руководителя)Приказ Минтруда России № 276н от 06. 2015 Зарегистрировано в Минюсте России 02 июня 2015 г. N 3750901. 2016
9Специалист в области управления персоналомПриказ Минтруда России № 691 от 06. 2015 Зарегистрировано в Минюсте России 19 октября 2015 г. N 3936201. 2016
10Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования) (директор, заместитель директора)В разработке01. 2018
11Специалист по обеспечению защиты (охраны) физических лиц и имущества (Сторож (вахтер))В разработке01. 2018
12Рабочий по обслуживанию зданияВ разработке01. 2018
13Специалист по профессиональной уборке (Уборщик служебных помещений)В разработке01. 2018
14ГардеробщикВ разработке01. 2018
15ЛаборантВ разработке01. 2018
16Лаборант ЭВТВ разработке01. 2018
Перечень принятых профстандартов, виды деятельности которых есть в ГБОУ гимназии №405
№ п/пНаименование профстандартаОсновная цель вида профессиональной деятельностиНазвания должностей в штатном расписании,попадающих под действие профстандарта
1Педагог
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)Учитель, педагог
2Педагог-психолог
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотреныуголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступленияПедагог-психолог
3Педагог дополнительного образования детей и взрослых
Организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программПедагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования ФГОС, педагог-организатор
4БухгалтерФормирование документированной систематизированной информации об объектах бухучета в соответствии с законодательством РФ и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, раскрывающей информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимую пользователям этой отчетности для принятия экономических решенийГлавный бухгалтер, бухгалтер
5Специалист в области управления персоналомОбеспечение эффективного функционирования системы управления персоналом для достижения целей организацииСпециалист по кадрам
6Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организациейРеализация обеспечивающих функций управления организацией; внедрение лучших технических разработок и новейших технологий в обеспечение управления организацией
«Одна из очень важных задач, с которыми тьютор работает, — это поиск личных смыслов»
Тьюторство — это пока ещё редкое явление в школах. Но очень полезное. Поговорили с руководителем тьюторской службы Павловской гимназии об этой профессии.
За какие профессии в образовании хорошо платят?
Обучение: Школа с удовольствием: как научить ребёнка учиться
Перечень инструктивно-методических и информационных писем
Письмо Минтруда России от 04. 2016 № 14-0/10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» (вместе с «Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов»)
Письмо Минобрнауки России от 12. 2016 № 09-ПГ-МОН-814 «О рассмотрении обращения»
Письмо Минобрнауки России от 02. 2015 № 08–237 «О переносе срока применения профстандарта педагога»
Письмо Минобрнауки России от 03. 2015 № 08–241 «О переносе срока применения профстандарта педагога»
Трудовые функции по профстандарту Специалист в области воспитания
В профстандарте сформулированы обобщенные трудовые функции специалистов в области воспитания:
- социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации;
- организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации;
- организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса;
- воспитательная работа с группой обучающихся;
- библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования;
- тьюторское сопровождение обучающихся.
Трудовые функции социальных педагогов
Социальный педагог – специалист, который работает с детьми и родителями не только в образовательной или специализированной организации, но и по месту жительства. Он помогает детям и подросткам адаптироваться в новой школе, занимается мониторингом неблагополучных семей и профилактикой правонарушений среди учащихся.
Согласно профессиональному стандарту, социальный педагог выполняет следующие функции:
- Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации;
- Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации.
Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, социальному педагогу необходимо обладать знаниями по следующим темам:
- Нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, воспитания, социальной работы с детьми и молодежью;
- Методы социально-педагогической диагностики, изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся, выявления их потребностей;
- Способы обеспечения реализации и защиты прав обучающихся в процессе образования;
- Основы социально-педагогической деятельности по социальной адаптации обучающихся, помощи им в освоении социальных ролей;
- Способы планирования социально и личностно значимой деятельности обучающихся с целью расширения их социокультурного опыта;
- Формы и методы социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации;
- Формы и методы профилактической работы с детьми и семьями группы социального риска;
- Формы работы с детьми и молодежью по месту жительства;
Трудовые функции старших вожатых
Старший вожатый- это специалист, работающий в сфере самоуправления обучающихся и организации деятельности детских общественных объединений в образовательной организации. Он организует кружки, игры и различные развлекательные мероприятия для учеников или воспитанников, чтобы дети могли полезно и интересно проводить свободное время.
Согласно профстандарту, старший вожатый выполняет следующие функции:
1) Оказание обучающимся педагогической поддержки в создании общественных объединений;
2) Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений;
3) Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов;
Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, старшему вожатому необходимо обладать знаниями по следующим темам:
- Основные положения государственных стратегий и программ развития воспитания детей и молодежи;
- Требования ФГОС ОО к разработке программ воспитания;
- Основные направления, виды и формы воспитательной деятельности;
- Нормативные правовые акты в области развития детского движения, деятельности детских и молодежных общественных организаций;
- Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся;
- Основы проектирования воспитательного процесса, примерная структура программы воспитания;
- Возрастные особенности обучающихся, пути реализации возрастного подхода к проектированию программ воспитания;
- Теория и методика педагогической поддержки деятельности детских общественных организаций, движений, объединений;
- Примерное содержание детских социальных инициатив, способы их педагогической поддержки и сопровождения;
Трудовые функции педагогов – организаторов
Педагог-организатор – это специалист, который проводит праздники и различные мероприятия в образовательном учреждении. Он выявляет потребности и увлечения воспитанников или учеников, с учетом их возрастных и психологических особенностей, и обеспечивает условия реализации их творческого потенциала.
Согласно профстандарту, педагог-организатор выполняет следующие функции:
1) Организационно-педагогическое обеспечение проектирования и реализации программ воспитания;
2) Организация работы по одному или нескольким направлениям внеурочной деятельности;
3) Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности;
Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, педагогу-организатору необходимо обладать знаниями по следующим темам:
- Приоритеты развития воспитания, отраженные в государственных нормативных правовых документах, программах, стратегиях;
- Методические основы педагогической диагностики, методы выявления особенностей, интересов и потребностей обучающихся;
- Механизмы организационно-педагогического обеспечения участия обучающихся в создании программ воспитания;
- Требования ФГОС ОО к организации внеурочной деятельности обучающихся;
- Возрастные особенности обучающихся и соответствующие формы и методы воспитательной деятельности с детьми разного возраста;
- Методические основы воспитания патриотизма, гражданской позиции у обучающихся разного возраста;
- Формы и методы нравственного воспитания обучающихся, формирования у них этической культуры;
- Методические основы воспитания у детей экологической культуры, организации экологически ориентированной деятельности;
- Технологии воспитательной деятельности, обеспечивающие развитие у обучающихся интеллектуальной сферы личности;
- Методические основы трудового воспитания обучающихся;
- Методические основы, формы и методы развития и педагогической поддержки детского самоуправления;
Трудовые функции воспитателей (старших воспитателей)
Воспитатели бывают не только в детском саду, но и в начальной и средней школе, в профессионально-технических учебных заведениях и студенческих общежитиях. Профстандарт специалиста в области воспитания уточняет требования к этим воспитателям.
Согласно профстандарту, воспитатели (старшие воспитатели) выполняет следующие функции:
1) Планирование воспитательной деятельности с группой обучающихся;
2) Организация социально и личностно значимой деятельности группы обучающихся;
3) Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся.
Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:
- Нормативные правовые основы организации воспитательного процесса с группой обучающихся;
- Локальные акты образовательной организации в области воспитания; программы воспитания, реализуемые образовательной организацией;
- Методы выявления интересов, потребностей, особенностей обучающихся, их взаимоотношений в группе;
- Особенности развития конфликтных ситуаций в группе;
- Теоретические и методические основы разработки плана (программы) воспитательной деятельности с группой обучающихся;
- Педагогические технологии мотивации обучающихся к самореализации;
- Формы и методы оказания консультативной помощи обучающимся в проектировании своего будущего, выборе профессии;
Трудовые функции педагогов-библиотекарей
Педагог-библиотекарь – это специалист по обработке, организации и управлению информационными услугами и материалами в библиотечном фонде образовательного учреждения.
Трудовые функции библиотекарей:
1) Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса;
2) Проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры;
3) Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению;
Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, библиотекарю необходимо обладать знаниями по следующим темам:
- Теория библиотековедения, основы организации и управления библиотечным делом;
- Способы формирования библиотечного фонда, справочного аппарата;
- Основы социально-педагогического проектирования образовательного пространства в образовательной организации;
- Технологии создания электронных каталогов;
- Основное содержание информационно-библиографической деятельности в образовательной организации общего образования;
- Нормативные и правовые акты в области образования;
- Основы общей педагогики.
- Теория и методика социально-культурной деятельности.
Дистанционное обучение педагогов-библиотекарей в АБиУС
Трудовые функции тьюторов
Тьютор – персональный наставник, занимающиеся сопровождением и обеспечением индивидуального плана обучения дошкольников, школьников и студентов. Он следит не только за успеваемостью подопечного, но и за его внеурочной деятельностью.
К трудовым функциям тьюторов отнесены:
1) Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
2) Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
3) Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
Чтобы профессионально выполнять перечисленные трудовые действия, тьютору необходимо обладать знаниями по следующим темам:
- Законодательные акты в области образования, образовательные и профессиональные стандарты; нормативные правовые основы тьюторского сопровождения в образовании;
- Технологии тьюторского сопровождения в образовании, педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся;
- Основы разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- Особенности образовательных программ дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования;
- Основы коррекционной педагогики, основы прикладного анализа поведения, виды образовательных затруднений обучающихся различных возрастов и категорий;
- Возрастные особенности обучающихся и способы их учета в реализации тьюторского сопровождения обучающихся;
- Особенности семейного воспитания, подходы к организации взаимодействия тьютора с семьей;
- Подходы к разработке методических материалов, необходимых для организации познавательной, творческой, игровой деятельности обучающихся разного возраста.
Перечень нормативных актов
Постановление Правительства РФ от 27. 2016 № 584«Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»
Приказ Минтруда России от 05. 2016 № 422н«О внесении изменений в профессиональный стандарт „Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)“, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н» (Зарегистрировано в Минюсте России 23. 2016 № 43326)
Приказ Минтруда России от 18. 2013 № 544н«Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“» (Зарегистрировано в Минюсте России 06. 2013 № 30550)
Приказ Минтруда России от 24. 2015 № 514н«Об утверждении профессионального стандарта „Педагог-психолог (психолог в сфере образования)“» (Зарегистрировано в Минюсте России 18. 2015 № 38575)
Приказ Минтруда России от 08. 2015 № 613н«Об утверждении профессионального стандарта „Педагог дополнительного образования детей и взрослых“» (Зарегистрировано в Минюсте России 24. 2015 № 38994)
Приказ Минтруда России от 08. 2015 № 608н«Об утверждении профессионального стандарта „Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования“» (Зарегистрировано в Минюсте России 24. 2015 № 38993)
Приказ Минтруда России от 10. 2017 № 10н«Об утверждении профессионального стандарта „Специалист в области воспитания“» (Зарегистрировано в Минюсте России 26. 2017 № 45406)
Что содержится в профессиональном стандарте Специалист в области воспитания
Профстандарт 01. 005 содержит общие сведения, трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и умений, требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе педагогов.
Профстандарт уточняет основную цель профессиональной деятельности – организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации учащихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей.
Вид экономической деятельности – образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, профессиональное среднее, высшее, дополнительное для детей и взрослых).
Какие профессии регулирует
Согласно профессиональному стандарту 01. 005, к специалистам в области воспитания относится ряд профессий:
Плюсы и минусы профессии
Тьюторство как вид профессиональной деятельности имеет свои достоинства и недостатки:
Возможность самостоятельно выбирать клиентов и специализацию
Возможность организовать работу удаленно
Возможность самостоятельно устанавливать график работы
Возможность увидеть результат своего труда через небольшой промежуток времени
Ощущение собственной важности и значимости как профессионала
Не всегда представления об успешном результате сопровождения одинаковы у тьютора, тьюторанта и его родителей
Работодатели пытаются заставить тьютора выполнять обязанности, которые не входят в его должностную инструкцию
Зарплата тьютора-фрилансера зависит от наличия клиентов
Должность тьютора есть далеко не во всех образовательных учреждениях
Самым интересным в профессии тьюторства является возможность взаимодействия с самыми разными людьми. Специалист, разбирая образовательную ситуацию клиента, заряжает его своей энергетикой, дает ему ресурс для личностного роста.
А самое сложное в такой работе – не раствориться в клиенте, сохранить себя и свои личностные границы.
https://youtube.com/watch?v=23ytoabfbbE%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque