Какими основными навыками должен обладать каждый учитель?

Понятие и виды»

В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени. Так, например, всего 10-15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю.

Актуальность темы: Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Учитель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. Через это педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.

Система профессионального педагогического образования, прежде всего, направлена на обеспечение цели общего образования и призвана подготовить учителя, у которого сформированы и развиты ключевые компетенции в сфере решения задач общеобразовательной школы, что, в свою очередь, позволяет обеспечивать развитие личности ученика. Возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Поэтому у выпускников профессиональных педагогических учебных заведений должны быть сформированы основные компетенции для дальнейшей успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам будущий педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.

Все вышесказанное обусловило выбор темы реферата «Профессиональная компетентность педагога. Понятие и виды».

Предмет исследования: Понятие «профессиональная компетентность педагога».

Цель исследования: Рассмотрение содержания профессиональной компетентности педагога.

Определить сущность понятия «профессиональная компетентность педагога».

Рассмотреть содержание профессиональной компетентности педагога.

Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и литературы.

Сущность понятия «профессиональная компетентность»

В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения. Чтобы обозначить то, что намеревались дать учащимся и студентам, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к понятиям знаний, ценностей или, в более отдаленную эпоху, к понятиям веры и убеждений.

Теперь, рассмотрим существующие определения данного термина в справочной литературе и работах ведущих исследователей компетентностного подхода в образовании.

В документе «Стратегия модернизации российского образования» отмечается, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает обучение (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.

Кроме того, по их мнению, нужно различать компетенцию и умение. Умение – это действие (doing) специфической ситуации. Это проявление компетентности или способности (a capability), более общей подготовленности к действию или возможность совершать действие в специфической ситуации. Однако только умения поддаются наблюдению; компетенция – это характеристики, которые можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями.

Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция это то, что порождает умение, действие.

Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы.

Рассмотрим понятие «компетенция» во взаимосвязи с понятием «квалификация». Быстрые изменения многих профессиональных задач, связанных, в частности, с введением новых технологий, требуют новых квалификаций. Умения, обычно характеризующие выполнение какой-либо профессии, уже недоступны. Нужно еще уметь предвидеть трудности, принимать решения, сотрудничать и координировать свою деятельность.

Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. При обсуждении компетенции внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации; непроявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей, не является компетенцией, а, самое большее, скрытой возможностью.

Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их соответствующим образом в нужный момент, когда представляется возможность. Быть компетентным не означает быть ученым или образованным.

Компетентность человека связана с его деятельностью, а, следовательно, и с профессией. Для успешного выполнения профессиональной деятельности ее субъекту необходимо обладать совокупностью психофизиологических, психологических и личностных характеристик, которые определяются как профессионализм.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Профессиональной деятельностью педагога как разновидностью его трудовой деятельности является педагогическая деятельность. Термин «педагогический» раскрывает принадлежность индивида к педагогической профессии, которая обслуживает педагогическую деятельность. Таким образом, термины «профессиональная деятельность педагога» и «педагогическая деятельность» несут на себе одну и ту же смысловую нагрузку. Исходя из этого термины «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» могут употребляться в качестве синонимов. Профессиональная компетентность – ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности.

Таким образом, изучение различных мнений, представленных исследователями природы компетентности, таких как А. Хуторской, С. Шишов, В. Кальней, В. Суходольский, по определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

В педагогической теории исторически сложились два подхода к пониманию учительского мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Мастерство учителя – это и есть компетентность.

Главную роль в развитии компетентности педагога играют его профессионально-педагогические способности. Развитие способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен владеть каждый компетентный преподаватель.

По мнению Станкина М. , с позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических способностей:

экспрессивные способности – умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств;

дидактические способности – умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, иными словами, умение эффективно строить учебно-воспитательный процесс;

авторитарные способности – умение быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на воспитанников;

научно-педагогические способности – умение участвовать в научно-исследовательской работе педагогического характера, постоянное стремление к новому, желание трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт коллег;

перцептивные способности – это умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, к преподавателю;

коммуникативные способности – это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с учащимися, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения;

личностные умения преподавателя проявляются, прежде всего, в педагогическом такте;организаторские способности – умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое занятие, классный час, вечер отдыха, родительское собрание, экскурсию в музей, туристический поход и т

мажорные способности – это оптимизм и юмор педагога, помогающие активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение;

прогностические способности – это умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами;

Стремясь постичь секреты профессиональной компетентности, педагог главным образом совершенствует методы обучения и воспитания учащихся. Именно с помощью методов и приемов учитель включает своих воспитанников в различные виды учебной работы (в первую очередь творческой) и тем самым формирует у них определенные знания, умения, навыки, отношения, поведение.

Исходя из данного содержания профессиональной компетентности, можно предположить, что профессиональная компетентность должна иметь четкую структуру, определяющую ее содержание.

Но в данное время нет определенной структуры профессиональной компетентности. Различные авторы – исследователи профессиональной компетентности предлагают разные варианты.

Лобанова в структуре профессиональной компетентности выделяет профессионально-содержательный, профессионально-деятельностный и профессионально-личностный компоненты.

Профессионально-содержательный или базовый компонент предполагает наличие у педагога теоретических знаний, что обеспечивает осознанность при определении педагогом содержания его профессиональной деятельности.

Профессионально – деятельностный или практический компонент включает профессиональные знания и умения, апробированные в действии, освоенные личностью как наиболее эффективные.

По мнению, Подласого И. , существует несколько типов профессиональной компетентности. Это:

– Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у него развита коммуникабельность.

– Социальная компетентность. Педагог владеет совместной профессиональной деятельностью, сотрудничает с окружающими и ответственен за результаты своего труда.

– Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.

Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода.

Байденко отмечает, что компетенции и навыки разбиты на три категории: инструментальные, межличностные и системные. Следующая квалификация была принята в качестве рабочей.

Инструментальные компетенции: компетенции, имеющие инструментальную функцию. Они включают:

– когнитивные способности: понимать и использовать идеи и мысли;

– методологические способности обращаться с окружением: организация времени и стратегии учебы, принятие решений или решение проблем;

– технологические навыки: использование технических устройств, навыки управления информацией и работы с компьютером;

– лингвистические навыки: устная или письменная коммуникация, знание второго языка.

Межличностные компетенции – индивидуальные способности, такие, как способность выражать свои чувства, способность к критике и самокритике.

Социальные навыки: межличностные навыки или работа в команде, приверженность общественным или этическим ценностям. Эти навыки способствуют процессам взаимодействия и сотрудничества.

В «Стратегии модернизации российского образования» в качестве ключевых компетентностей предлагается:

– компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

– компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

– компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, обладать навыками самоорганизации);

– компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр

– компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Зимняя выделяет десять основных компетенций, объединив их в три группы.

Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:

– компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм ЗОЖ, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода об ответственность в выборе образа жизни;

– компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, культуры (живопись, литература, искусство, музыка); науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

– компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний;

– компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание символов государства (герб, флаг, гимн) и гордость за них;

– компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

– компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

– компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

– компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

– компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности; планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентировка в разных видах деятельности;

Таким образом, содержание профессиональной компетентности включает:

Педагогическое мастерство – знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение (А. Макаренко) и профессионализм, которые включают профессионально – педагогические способности, методы обучения и воспитания учащихся, глубокое знание ученика, учет тех изменений, которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы, организация методического обеспечения педагогической деятельности самим учителем.

Личностные качества, интересы и склонности педагога.

Профессиональная компетентность должен иметь четкую структуру, определяющую ее содержание. Но в данное время нет определенной структуры профессиональной компетентности, различные авторы предлагают разные варианты.

Отсутствие единой концепции, дающей четкое представление о компетентностном подходе, о формировании профессиональной компетентности педагога, связано с тем, что, во-первых, самому термину «компетенция» сложно дать однозначного количества определений специалистов, компетентных в данном вопросе. Существующие пробелы в теоретической части, в свою очередь, порождают сложности при переходе в практическую область: возникают проблемы соответствия учебников новым требованиям, переквалификации работников образовательной системы. И, наконец, нет единого мнения исследователей по отношению к определению структуры профессиональной компетентности.

Современный учитель – это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инновационная. Деятельность учителя должна носить не только творческий, но и исследовательский характер. Он должен не только знать и уметь применить на практике основные педагогические теории, но и творчески их использовать, а также стремиться к воплощению собственных педагогических идей.

Педагогические инновации в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки.

Очень важным представляется в такой ситуации выявление и изучение педагогических инноваций. Большое значение в развитии педагогической теории имеет умение педагога изучать педагогические инновации с помощью таких методов, как наблюдение, беседа, интервьюирование и др. Такими знаниями должен обладать каждый теоретик и практик системы образования.

В ходе работы над рефератом, нами сделаны следующие выводы:

Определена сущность понятия «профессиональная компетентность педагога». изучение различных мнений, представленных исследователями природы компетентности, таких как А. Хуторской, С. Шишов, В. Кальней, В. Суходольский, по определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

Рассмотрено содержание профессиональной компетентности педагога, которое, если обобщить мнения различных авторов, включает:

Педагогическое мастерство – знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение (А. Макаренко) и профессионализм, которые включают в себя профессионально – педагогические способности, методы обучения и воспитания учащихся, глубокое знание ученика, учет тех изменений, которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы, организация методического обеспечения педагогической деятельности самим учителем.

Компетенция – отчужденное, наперед заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Хуторской)

Компетенция – способность мобилизовать знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации. Зеер)

Компетенция (в макетах ФГОС CПО и ВПО) – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Компетентность – (А. Хуторской) владение, обладание человеком соответствующей компетентностью, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Зеер : компетентность человека определяют его знания, умения и опыт.

Модель компетенций – это их полный набор, характеризующий эффективное поведение человека, выполняющего определенную профессиональную деятельность.

В отличие от терминов «знание», «умение», «навык» понятие «компетенция» имеет:

  • интегральный, метапредметный или надпредметный характер;
  • обобщенный характер (шире, чем ЗУНы);
  • в своей формирующей основе имеет не только знание и способы деятельности, но и качественные личностные характеристики.

Компетенции включают совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности

по отношению к ним.

1) Создание инструмента «идеальный образ преподавателя» с одной стороны, для повышения эффективности коммуникации между руководством техникума и его подразделений с преподавательским составом; с другой стороны, для анализа преподавателями своих достижений и проблем и определения путей самосовершенствования.

3) Совершенствование системы вознаграждения преподавателей. Появляется возможность на основе уровня компетентности уменьшить субъективные факторы при установлении надбавок стимулирующего характера к зарплате преподавателя и увеличить их легитимность.

4) Повышение имиджа техникума. Техникум получает инструмент, позволяющий наглядно демонстрировать работодателям и обществу в целом, какие компетенции выпускников техникум стремится обеспечить и какие соответствующие требования техникум предъявляет к своему преподавательскому составу.

Необходимость введения компетентностной модели обуславливается также требованиями к преподавателям о подтверждении многих компетенций при прохождении аттестации:

  • владение информационно-коммуникационными и другими педагогическими технологиями;
  • владение и применение продуктивных методов обучения, развивающих личность ученика, адекватных целям и содержанию образования;
  • владение навыками педагогической рефлексии; другие компетенции.
  • рефлексии; другие компетенции.

Очень подробно расписаны компетенции в стандартах ФГОС 3 для выпускников педагогических ВУЗов:

  • готовность использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной работы;
  • способность использовать и разрабатывать методы психолого-педагогической диагностики для выявле-ния возможностей, интересов, способностей детей;
  • способность создавать систему проектно-исследовательской деятельности обучающихся;
  • способность восполнить дефициты информацион-ного и методического оснащения

Структура компетентностной модели преподавателя

Образовательные учреждения по-разному подходят к созданию компетентностной модели. Одни ограничиваются перечнем компетенций, другие объединяют компетенции в блоки ключевых компетенций, третьи распределяют компетенции по уровням и значимости.

Предлагается рассмотреть следующую модель.

Какими основными навыками должен обладать каждый учитель?

Основание модели – социально-личностная компетентность преподавателя, которая служит основой для профессиональной и педагогической компетентностей.

Верхняя граница предметной компетентности современного преподавателя определяется нормативно – правовыми документами по данной дисциплине или модулю. В процессе поиска нестандартных задач происходит профессиональный рост учителя и формирование научно- исследовательской компетенции.

В модели появляется творческий уровень.

Социально-личностные компетенции – компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения, к социальному взаимодействию человека и социальной сферы. В них могут входить: компетенции здоровьесбережения, компетенции ценностно-смысловой ориентации, гражданственность, компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии социального взаимодействия с обществом и в личной жизни, компетенции общения и познавательной деятельности.

Общепедагогические компетенции – готовность преподавателя выполнять учебно-воспитательные, научно-методические, организационно-управленческие виды деятельности, то есть общепрофессиональный блок.

Профессиональные компетенции – специальные и профессиональные компетенции в области преподаваемой дисциплины, методическая компетенция в области способов формирования знаний, умений у учащихся по своей дисциплине, умение применить инновационные методы и технологии в своей области. Они имеют следующие составляющие:

– знание предмета;

– знание смежных наук;

– знание и обеспечение реализации содержания и структуры федерального базисного учебного плана;

– знание учебных планов и программы по предмету;

– знание требований ГИА по данному предмету.

– умение извлекать информацию и отбирать её по преподаваемой дисциплине;

-самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем , решений;

– постоянная работа с периодикой;

– умение адаптировать научное знание для достижения учебных целей.

– глубокое понимание и умение использовать на практике основные ценности, понятия, нормы, достоинства, решения;

– готовность и желание познавать, учиться.

Критерии оценки владения компетентностью.

Ценностно-смысловой (личностный) компонент

Ценностное отношение к профессии.

Ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе – образ «Я – учитель-исследователь»

Готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту. (8 слайд)

Гносеологический компонент – общепедагогический

Знания теоретических и методологических основ предметной области образования.

Знание психолого-педагогических основ современного образования (в том числе нормативных документов).

Знание требований, предъявляемых к современному учителю.

Широта и глубина дополнительных знаний. (9 слайд)

Деятельностный компонент (умения) -профессиональный

  • аналитические;
  • проектировочные;
  • коммуникативные;
  • конструктивные;
  • креативные;
  • оценочные;
  • информационные умения.

В качестве общих критериев оценки содержания компетентности можно рассматривать следующие ориентировочные критерии:

  • Готовность к актуализации компетентности (мотивация);
  • Знания – (когнитивная основа компетентности);
  • Опыт проявления компетентности (использованиязнаний (умения), поведенческий аспект;
  • Отношение к процессу, содержанию и результатукомпетентностей (ценностно-смысловой аспект);
  • Эмоционально-волевая саморегуляция процесса и результата.

Для преподавателей различных специальностей состав компетенций будет отличаться, пусть и в небольшой степени.

Какими основными навыками должен обладать каждый учитель?

Рассматриваемая модель «трех измерений» позволяет в первом приближении оценивать профиль компетенций разных специалистов. Профиль компетенций историка, философа, социолога будет позиционироваться вокруг оси знаний. Профиль техника будет смещен в сторону оси НОУ-хау. Профиль компетенций политика, топ-менеджера будет группироваться вокруг оси отношений.

Ниже представлена компетентностная модель преподавателя в табличном варианте.

Дифференцирующиекомпетенции Вес – относительная частота, с которой компетенция различает лучших и средних преподавателей Воздействие и оказание влияния ХХХХХ Развитие других ХХХХХ Межличностное понимание ХХХХ Самоконтроль ХХХ Наслаждение от работы и преданность образовательному учреждению ХХХ Ориентация на потребителя образовательной услуги ХХХ Командная работа и сотрудничество ХХХ Аналитическое мышление ХХХ Концептуальное мышление ХХ Инициатива ХХ Гибкость ХХ Ориентация на достижения Х Директивность/настойчивость Х Профессиональные знания по предмету Х

Вес в таблице определяет относительную частоту, с которой компетенция различает лучших и средних преподавателей

Поведенческими индикаторами компетенции воздействие и оказание влияния являются использование таких стратегий влияния, которые задействуют родителей, других учащихся, а также применение «вознаграждения», основанного на знании индивидуальных потребностей учащихся. Кроме того, для успешных педагогов характерно применение конкретных примеров и демонстраций в процессе объяснения учебного материала, а также невербальных коммуникаций (жестов, прикосновений, голосовых модуляций).

Важнейшая компетенция лучших педагогов – развитие других проявляется в таких индикаторах, как использование инновационных программ и способов обучения, выполнение функций эффективного тьютора, облегчающего самостоятельное освоение учебного материала, в использовании обратной связи от учителя к ученику (на основе позитивных ожиданий). Кроме того, поведенческими индикаторами данной компетенции являются: изменяет учебные планы и методы в соответствии с учебными целями ученика, верит в потенциал учеников (имеет положительные ожидания), ориентирован на гуманистическое обучение.

Компетенция межличностное понимание проявляется в эмпатии, в сопереживании и связано с аффилиативным интересом к учащимся (другим людям). Лучшие педагоги интересуются другими людьми, получают наслаждение от общения с другими, имеют положительные ожидания по отношению к другим людям. По сути, помощь другим составляет смысл педагогической деятельности. Наиболее часто встречающиеся индикаторы: тратить время на выслушивание проблем учащихся (как личных, так и связанных с образовательным процессом); знать настроения и чувства других людей; знать потребности, взгляды, интересы других людей, понимать их воздействие на отношения; иметь понимание текущей ситуации, которую переживают другие люди; знать о прогрессе бывших учеников после окончания ОУ, радоваться успехам своих учеников.

Компетенция самоконтроль очень важна для педагогов, часто сталкивающихся с кризисами, расстроенными учениками, рассерженными родителями и т. Лучшие педагоги не позволяют смешивать свои личные эмоции с исполнением педагогической деятельности, проявляют выдержку и такт.

Лучшие учителя испытывают истинное наслаждение от работы и одновременно ощущают ответственность, имеют серьезные обязательства по отношению к образовательному процессу и к миссии (предназначению) школы. Например, они получают удовольствие от осознания достигнутого учениками приращения в понимании учебного материала или развития личности обучающихся.

Индикаторами компетенции ориентация на потребителя образовательной услуги являются следующие. Лучшие педагоги выясняют скрытые потребности учеников, родителей и постоянно работают над их удовлетворением, внимательны к запросам, жалобам, одинаково доступны для средних и лучших учеников, работает над доступностью учебных материалов для понимания учащимися, уверены, что ученики способны изменяться. Таким образом, положительное ожидание как характеристика межличностного понимания очень важно для поддержки компетенции ориентация на потребителя.

Командная работа и сотрудничество очень важны для учителей, поскольку результаты педагогической деятельности сильно зависят от способности налаживать сотрудничество с родителями, коллегами, учениками, администрацией ОУ, от умений разрешать конфликты. Забота о помощи детям и желание развить собственные профессиональные навыки приводят учителей к взаимовыгодному диалогу с коллегами – педагогами.

Аналитическое мышление проявляется в том, что учителя задумываются о связях в теме урока и между разными темами предмета и способах, с помощью которых удается эффективно донести знания до учащихся.

Компетенция концептуальное мышление позволяет учителям распознавать паттерны (образы), понимать и диагностировать педагогические ситуации. Учителя применяют концептуальное мышление для того, чтобы осознать и начать применять межпредметные связи, а также связи между учебным курсом и жизнью своих учеников. Кроме того, данная компетенция позволяет учителю делать доступным для понимания сложный учебный материал.

Инициатива означает повышение учителем требования к себе и к результатам педагогической деятельности, а также способность улаживания возникающих проблем прежде, чем они приобретут статус острых. Активная реакция на критические ситуации особенно характерна для воспитателей дошкольных ОУ и учителей начальных классов.

Гибкость означает способность понимать и ценить различные (в том числе противоположные) точки зрения, свойство легко принимать изменения, связанные с педагогической деятельностью, способность оставаться объективным. Основа гибкости – объективно воспринимать ситуацию, принимать во внимание точки зрения всех субъектов образовательного процесса (учащихся, коллег, родителей, администрации), менять формы и методы образовательного процесса в зависимости от ситуации.

Ориентация на достижение в меньшей степени различает лучших и средних учителей и проявляется в заботе о стандартах обучения либо в поиске и продвижении образовательных инноваций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *