О среднем общеобразовательном учреждении Донецка см. Интеллект (лицей).
На английском языке данное понятие используется большинством указанных выше авторов как intelligence (разумность, или человеческая разумность — human intelligence), а не intellect (интеллект) — для которого есть отдельная статья. Поэтому при попытке их соединить в одном понятии на русском языке возникают недопонимания и противоречия.
В частности это связано с переводом терминов IQ и EQ. Тесты на уровень интеллекта были названы IQ (intelligence quotient — показатель разумности). А через некоторое время американские психологи забили тревогу, что людей стали оценивать по нему в целом — исходя из его названия, а не только как тест на логику — исходя из его сути. И поэтому появился EQ, чтобы указать, что у разумности (слово intelligence стало из-за этих тестов ассоциироваться с чистой логикой) есть ещё и эмоциональная и социальная составляющая.
На русскоговорящем пространстве увидев, что IQ тесты являются тестами на логику — так и перевели «коэффициент интеллекта», а не «показатель разумности». И потому такого перекоса не возникло. E Q соответственно точнее было бы переводить как «показатель эмоциональности» (добавляя «и чувственности», если смотреть на суть этого понятия), а не «эмоциональный интеллект». А социальный интеллект — социальная разумность.
В отличие от терминов Н. Бострома, общепринятое понимание интеллекта совпадает с ИЧУ и противоречит терминам интеллект животных, игровой искусственный интеллект, окружающий интеллект, а общепринятый «искусственный интеллект» совпадает с ИИЧУ.
Составляющие интеллекта и его роль
Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.
Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путём её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д. О наличии интеллекта можно говорить при совокупности всех этих способностей, в отдельности каждая из них не формирует интеллект. Интеллектом может обладать система, составляющие элементы которой каждый в отдельности интеллектом не обладают.
К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:
Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации.
Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.
Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта. У конформных индивидов формируется так называемое целевое мышление — сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов — созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.
Различные взгляды на интеллект
Фома Аквинский в Сумме теологии (Ч. 1, в. 79, р. 2) полагал, что в Боге интеллект является сущностью (лат. in solo Deo intellectus est eius essentia), а в человеке лишь «возможностью души» (). При этом в человеке разум () и интеллект неразличимы (intellectus sive ratio), однако интеллект относится к созерцанию теоретических (умопостигаемых, интеллигибельных) вещей, тогда как разум направлен на постижение конкретных чувственно воспринимаемых явлений.
Ф. Н. Ильясов определяет интеллект как «способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определённого класса сложности и решать эти задачи».
По этиологии различают:
Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Сам термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, — особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.
Затем способности социального интеллекта многие известные учёные раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком.
Среди психологов до последнего времени ведутся дискуссии вокруг определения интеллекта, данного Э. Борингом: интеллект есть то, что измеряется тестами интеллекта. Имеются различные точки зрения на оценку данного высказывания. По мнению В. Ф. Анурина, оно достаточно тавтологично, тривиально и прямо напрашивается на критику. Другие исследователи считают такое определение рекурсивным, что является чрезвычайно распространённым в математике, информатике, компьютерном программировании, искусственном интеллекте. Г. Айзенк не согласен с определением Э. Боринга: тесты интеллекта, утверждает он, составляются не случайным образом и опираются в своей разработке на хорошо известные, выявленные и проверенные природные закономерности, такие как принцип «позитивного многообразия».
Эмоциональный интеллект — группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих.
- Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — М.: «Барс», 1997.
- Хокинс Дж., Блейксли С. Об интеллекте = On Intelligence. — М.: «Вильямс», 2007.
Куб Неккера и можно воспринимать более чем одним способом.
Закон закрытия. Человеческий мозг имеет тенденцию воспринимать полные формы, даже если эти формы являются неполными.
Выделяются четыре операции или четыре уровня восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.
Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия — различение, или собственно восприятие. Конечный результат её — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие восприятия идёт по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.
Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.
Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определённому классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.
Осмысление состоит из этапов:
Селекция — выделение из потока информации объекта восприятияОрганизация — объект идентифицируется по комплексу признаковКатегоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса
Целостность (целостность восприятия) – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если его некоторые части в данный момент нельзя наблюдать (например, тыльная часть вещи): актуально не воспринимаемые признаки всё же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта.
Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологии — М. Вертгеймером, В. Кёлером и др. Здесь целостность выступает как изначальное свойство восприятия, определяемое законами сознания.
Константность восприятия измеряется коэффициентом константности по формуле Брунсвика — Таулесса:
где — высота прямоугольника-измерителя, которую установил испытуемый в стремлении подравнять видимые формы измерителя и эталона,
— высота квадрата эталона, ,
где — угол наклона квадрата-эталона.
Константность восприятия формы в опытах с инверсией поля зрения с помощью инвертоскопа падает до нуля, а в процессе адаптации восстанавливается, достигая доэкспериментального уровня. Эксперименты с инверсией поля зрения человека проводятся для исследования механизмов константности зрительного восприятия.
Одно из объяснений константности восприятия основывается на различении восприятия и чувствительности (ощущения). Восприятие действительных свойств объектов это субъективный психический процесс связывающий ощущения (чувственный опыт) свойств объекта с другой стимульной информацией.
Пример иллюзии Понцо. Обе горизонтальные линии имеют одинаковый размер.
Формы и принципы восприятия
Принципы группировки:
Близость — расположенное рядом воспринимается вместе. Подобие — схожее по каким-то признакам воспринимается вместе. Замкнутость — человек склонен заполнять пробелы в фигуре. Целостность — человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации. Смежность — близкое во времени и пространстве воспринимается как одно. Общая зона — стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.
Результатом процесса восприятия становится построенный образ.
Образ — субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств.
Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации, то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении.
Восприятие в зоопсихологии
Восприятие присуще главным образом высшим живым существам; в слабых формах, позволяющих говорить лишь о зачатках восприятия, нечто подобное можно обнаружить у существ средних стадий эволюции.
Согласно теории Леонтьева, восприятие развилось в результате перехода от гомогенной среды обитания к предметно выраженной.
Восприятие в теории психики
Восприятие — одна из психических функций, сложный процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующий субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.
Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
Если ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов, то синтез множества ощущений объекта создаёт целостную картину, в которой в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств. Эта картина называется субъективным восприятием объекта.
Социальное восприятие — восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.
Термин был предложен Джеромом Брунером в 1947 году для обозначения феноменов социальной детерминации процессов восприятия. Современная трактовка термина была дана в рамках социальной психологии.
К механизмам социальной перцепции относят: рефлексию, идентификацию, каузальную атрибуцию.
Максимальное количество людей, с которыми человек в состоянии в постоянном режиме комфортно взаимодействовать и воспринимать, называется числом Данбара. Это число находится в диапазоне от 100 до 230, чаще всего считается равным 150. По Р. Данбару это число линейно связано с размером неокортекса.
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.
Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты. Эффекты последовательности:Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей. Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
Атрибуция — приписывание характеристик себе или другому человеку.
Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнёра по общению путём выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнёру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнёре по общению. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям. Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей). Во-вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.)
Впечатление — мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с кем-чем-нибудь.
Формирование впечатления — процесс создания своих впечатлений о других.
Управление впечатлениями — поведение, направленное на формирование и контроль за впечатлением о себе других людей.
Тактики управления впечатлением:
Самопрезентация — поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.
Визуальное восприятие мира
Люди и животные обладают непосредственным восприятием множественности, позволяющим им практически мгновенно сравнивать размеры различных групп объектов, так младенцы обладают способностью без расчётов определять соотношение размеров групп при количестве объектов в них 1:2.
Взрослые могут определять более сложные соотношения 7:8. Другой универсальной способностью восприятия является субитизация, умение мгновенно определять количество объектов в небольших группах (до четырёх).
Исследования, проводимые с применением фМРТ показывают, что количественные значения активируют участки, расположенные в лобных и задних отделах теменных долей, головного мозга. Одним из ключевых мест является внутритеменная борозда- IPS, где представлен семантический смысл чисел. У людей, страдающих дискалькулией — неспособностью к изучению арифметики, данный участок мозга меньше, чем у здоровых людей, и недостаточно активен.
Есть предположение, что в мозге образ множества чисел представлен в виде прямой, точки которой в порядке возрастания соответствуют числам.
Из-за этого время ответа, «какое из чисел больше», для близких чисел (например, 7 и 8), требует больше времени, чем для тех, разность которых велика (8 и 2).
Есть информация, что некоторые оленеводы могут мгновенно определять потерю нескольких голов в полутора, двухтысячных стадах оленей. При этом они не обладали умениями счёта больших количеств.
Первые системные исследования развития непосредственного восприятия математических характеристик, в рамках изучения развития общих когнитивных способностей детей проводил французский психолог Пиаже.
Что это? Мышление – это процесс познания окружающего мира. Это то, что отличает человека от животного – способность мыслить образами, абстрактно, быстро и медленно.
Каким бывает? Все люди мыслят по-разному в зависимости от особенностей характера, окружения, обстоятельств. Есть логическое, критическое, аналитическое мышление. Есть даже женское и мужское. Чем характеризуется каждый вид мышления, вы узнаете из нашего материала.
В статье рассказывается:
Что собой представляет процесс мышления
Человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму уже накопленных им знаний. По сути можно сказать, что мышление – это сравнительный анализ тех или иных предметов и явлений.
Мышлением называют познавательный процесс, результатом которого становится обобщенное и опосредованное отображение окружающих человека явлений и событий. В результате формируются некие умозаключения, накапливаются новые знания. Простой пример: вы смотрите в окно, видите, что ветки деревьев качаются, и делаете вывод, что погода сейчас ветреная.
Что собой представляет процесс мышления
Любые виды мышления непременно имеют взаимосвязь с речью и действиями человека. Процесс познания окружающей действительности происходит путем воздействия на неё, поэтому изначальной формой существования мышления считается именно действие.
Самые разные мыслительные процессы сначала представлялись в виде практических операций и потом только трансформировались в теоретические. Язык – неотъемлемая составляющая мышления. Доказанный факт, что задача, озвученная вслух, решается в итоге качественнее, чем та, что сформулирована про себя.
Целью любых видов мышления человека является анализ свойств новых явлений и предметов, а также взаимосвязей между ними. То есть, мышление дает человеку возможность познавать окружающий мир и потом делать соответствующие умозаключения.
Что касается природы возникновения мышления, то оно формируется на основе причинно-следственных связей. Не последнюю роль для всех видов мышления имеет память, которая позволяет оперировать большими объёмами информации и в ходе мыслительного процесса генерировать новые идеи. Способность к восприятию новой информации характерна для людей, и благодаря именно причинно-следственному образу мышления.
Впрочем, и шаблонность в мыслительных процессах – тоже не редкость. Вообще существуют разные виды и законы мышления, позволяющие эффективно изучать окружающий мир.
Главное, для чего человеку необходимо мышление – воспринимать и понимать реальность со всеми её сложностями и взаимосвязями. Приемы для анализа поступающей информации существуют следующие:
Благодаря процессу мышления, человек способен воспринимать и анализировать что-то новое.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Уже скачали 23254
В психологии и философии и сейчас еще активно изучается процесс мышления (его виды, проявления, что он вообще собой представляет), причем с самых разных точек зрения. Общая суть ясна, но многое тут еще остается недопонятым.
Общепринятая классификация мышления
В классической психологии различают мышление разного уровня, форм, результативности и т.п. Но суть всех существующих видов – помогать людям изучать окружающую действительность и решать возникающие при этом задачи.
В таблице ниже собраны основные виды мышления в психологии:
Изучением такой формы познания, как мышление, занимаются самые разные ученые: философы, психологи, педагоги, специалисты из сферы IT, логики, когнитивистики. Все они преследуют при этом разные цели и применяют свои методы, но сходятся в одном — выделяют три основных вида человеческого мышления (в таблице они расположены в крайнем левом столбце):
В каждом индивидууме объединены все эти виды мышления, которые развиваются на протяжении жизни в ходе обучения и накопления опыта.
Различают не только виды, но еще и формы мышления (тоже три): суждение (утверждающая либо отрицающая мысль об объекте), понятие (суждения и признаки, выраженные в обобщенной форме) и умозаключение (вывод, уже другое суждение, опирающееся на несколько прежних).
Быстрое и медленное мышление
В первую очередь тут не лишним будет разобраться, в каких вообще режимах способен мыслить человек. Согласно теории, выдвинутой когнитивным психологом Даниэлем Канеманом (лауреат Нобелевской премии), люди воспринимают окружающее и делают соответствующие выводы, применяя один из двух видов мышления: либо быстрое, либо медленное.
Быстрое и медленное мышление
Быстрое обозначено как «Система I» (его еще называют эвристическим). Это вид мышления, опирающийся на инстинктивное, интуитивное восприятие, некий жизненный опыт индивидуума. Быстрое мышление срабатывает автоматически, но не факт, что принятые при этом решения будут верными, потому что к процессу неосознанно подключаются эмоции, предубеждения, некие стереотипы и т.п.
Впрочем, есть еще «Система II» — медленное мышление (рациональное). Его Даниэль Канеман определяет как «ленивое», то есть такое, при котором необходимо сфокусировать внимание, хорошо подумать. Это, собственно, та самая способность мыслить критически. Главное здесь – воспринимать информацию спокойно, непредвзято, отбросив когнитивные наложения. Существуют разные искажения когнитивного характера, и чаще всего встречаются следующие из них:
Дарим скидку от 60% на курсы от GeekBrains до 15 октября
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Каждый человек может применять различные виды мышления, и быстрое, и медленное, подключать по максимуму свою рациональность к восприятию окружающего либо нет.
Логический и аналитический виды мышления
Логический вид мышления подразумевает способность приводить доказательства. Благодаря как раз логическому мышлению, люди могут не просто накапливать знания о мире, но и систематизировать их. Основные инструменты данного вида мышления следующие:
При этом в ходе рассуждений должны еще соблюдаться выведенные Аристотелем и Готфридом Лейбницем законы логики (три из них сформулировал Аристотель, и один – Лейбниц).
Аристотель придерживался мнения, что логика – наиважнейшая составляющая мыслительного процесса, но для современной действительности этого явно недостаточно. Большую значимость имеет и аналитическое мышление, то есть, умение интерпретировать данные, находить между ними взаимосвязи и закономерности и на основании этого принимать решения.
Критическое и некритическое мышление
Некритическое мышление – это когда человек слишком доверяет всему, что видит и слышит, не умеет, что называется, «читать между строк». То есть, его не интересует, насколько информация правдива, важна и для чего она вообще транслируется. На этом обычно и держится фишинг (манипуляции другими людьми).
Критическое и некритическое мышление
А вот – это уже умение обдумывать увиденное и услышанное. Человеком, обладающим такой способностью, тяжелее манипулировать, он не принимает на веру любую информацию, и его не сбить с толку простой риторикой. Умение мыслить критически Том Чатфилд (современный английский философ) определил как навык метапознания, благодаря которому человек может:
В целом критическое мышление позволяет максимально объективно воспринимать и понимать всё происходящее вокруг. Ценными аспектами когнитивного способа познания являются следующие составляющие:
Только до 16.10
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300
Существует даже 10 заповедей критического мышления, сформулированных всё тем же Томом Чатфилдом:
Умение мыслить критически позволит не стать жертвой гигантских потоков информации из сети и сохранить собственную индивидуальность мышления и самовыражения.
Виды мышления по содержанию
В ходе восприятия информации одни больше обращают внимание на изображение, другие – на слова либо действия. Поэтому по-разному происходит и развитие видов мышления.
Наглядно-образный вид мышления
Это когда информация и передается, и воспринимается в виде образов. К примеру, человек учит ПДД. Возможно, правила он запоминает с большим трудом, но зато отлично соображает, если начинает мысленно воссоздавать ситуацию на дороге со всеми перекрестками, знаками, автомобилями и проч.
То есть, запоминание происходит за счет картинок, образов, а словесное описание не заучивается (хотя стоит сказать, что не всегда без этого можно обойтись).
Формирование наглядно-образного вида мышления начинается еще в дошкольном возрасте, когда ребенок распознает реальность по картинкам и звукам. Обычно такой склад восприятия характерен для художников, музыкантов, дизайнеров, писателей, то есть, людей с развитым воображением.
Наглядно-действенный вид мышления
Тут к знаниям о предмете или явлении добавляется еще и соответствующее действие. К примеру, дизайнер, услышав слово «компьютер», тут же представит, как он рисует некий проект. Или скажите повару «нож», и у него перед глазами возникнет картинка, будто он что-то нарезает для готовки.
Кстати, именно поэтому дети часто разламывают игрушки – они представляют себе её «внутренности», а потом хотят проверить, что там на самом деле.
Словесно-логическое мышление
Тут процесс познания подключается уже в полном объеме, в ход идут и действия, и жизненный опыт, и управление понятиями. Человек, даже ничего не делая, может вести рассуждения о предметах, процессах. Иногда работает просто логика, в зависимости от того, о чем конкретно идет речь.
Если, к примеру, вам скажут, что чайник горячий, вы не станете к нему прикасаться. Пусть вы даже вы не рядом, в другой комнате, но в процессе мышления вы поймете, что это небезопасно.
Виды мышления в зависимости от личностных особенностей
Личностные особенности людей тоже оказывают влияние на развитие мышления. В связи с этим различают обширную группу видов мышления с учетом тех или иных нюансов в восприятии мира человеком.
Признаки мужского вида мышления – прямолинейность, логичность умозаключений, применение неких готовых систем и моделей. Целью тут, как правило, является действие, достижение результата. Мужчины не смешивают эмоции с логикой, считая, что это не позволяет эффективно реализовывать задуманное. Причина (по одной из версий) в том, что восприятием и обработкой данных у мужчин занимается левое полушарие головного мозга.
Именно оно управляет речью, логикой, отвечает за действия с цифрами, последовательностями и т.п. У женщин за всё это в большей мере отвечает правое полушарие. Именно поэтому представительницы прекрасного пола эмоциональны, мечтательны, обладают лучшим воображением и способностями к ориентации в пространстве.
Из-за своей эмоциональности девушки в восприятии окружающего чаще ориентируются на предчувствия, ощущения.
Женский тип мышления
Мыслительный процесс, а также выводы и решения тут вообще очень зависят от настроения. Впрочем, психологи не заявляют категорически, что женщины не способны мыслить рационально и логично. В нужный момент они так же, как и мужчины, умеют всё тщательно проанализировать, сделать выводы, спланировать и просчитать.
Имеется в виду оптимистичное мировосприятие. Человек, мыслящий позитивно, всегда нацелен на успех. Он найдет способ обойти препятствия, всё трезво обдумает, реально оценит свои возможности и конструктивно подойдет к решению любой проблемы.
Характерно для пессимистов, вечно недовольных и жалующихся на всё вокруг, ожидая к себе сочувствия, сострадания. Даже незначительные трудности кажутся им непреодолимыми.
Речь идет о людях, умеющих планировать наперёд и выстраивать стратегии для реализации задуманного. Они уверенно и упорно движутся к цели, заранее продумав оптимально подходящие для этого пути. Стратегический склад ума характерен обычно для руководителей, владельцев бизнеса.
Это отличительная черта людей-идеалистов, которые представляют себе реальность в том идеализированном виде, в каком нафантазировали у себя в голове. И обычно одно с другим не совпадает, что ведет к разочарованиям, переживаниям из-за кажущейся неидеальности и несовершенства мира.
То есть, нелогичность, субъективность выносимых оценок, неспособность логично объяснить свои действия. Сами же иррациональные люди искренне уверены в собственной правоте и способны повести за собой других. Нередко это личности с шизоидными расстройствами психики.
Инструменты рационально думающего человека – логика, разумность, аргументы, факты, набор знаний. Здесь нет места для переживаний и эмоций. Это самые здравомыслящие люди, которые любую проблему способны решить максимально конструктивно.
Это когда человек даже из отдельных обрывочных кусков информации способен воссоздать целостную картину происходящего. Причем подобный процесс не представляет для него абсолютно никакой сложности.
Виды мышления по задачам
Если требуется быстрое решение какой-то задачи, мыслительные процессы начинают работать по-другому. Слова и образы отходят на второй план, и приходится оперировать (теоретически либо практически) некими новыми, незнакомыми ранее понятиями. То есть, подключаются иные виды мышления, называемые иногда научными, хотя используются они гораздо шире, не только в научной деятельности.
Теоретически-образный вид мышления
Это когда человек, задействовав уже имеющиеся у него знания, постигает некие новые правила и закономерности. Примером применения теоретического вида мышления является открытие Эйнштейном его теории относительности. Так, собственно, рождаются и прочие научные теории.
Для оценки собственных способностей к пониманию технических наук вы можете воспользоваться так называемым Тестом Беннета.
Практический вид мышления
Прямая противоположность теоретическому типу мышления. Это когда какие-то теоретические проекты и наработки как можно скорее начинают применяться на практике. Для примера вспомните вакцинацию в период пандемии COVID-19. Теоретически разработанную вакцину, которую совершенно некогда было тестировать, начали использовать, не имея подтвержденных данных о том, насколько она эффективна (и действует ли вообще).
Проблема практического вида мышления в том, что на проверку теорий, как правило, не хватает времени, а без подтверждения они мало что значат.
Виды мышления по степени рефлексии
Их еще принято считать психологическими типами мышления, потому что тут затрагиваются психологические особенности индивидуумов, подключаемые в ходе осуществления мыслительной деятельности (ведь люди перерабатывают увиденное и услышанное очень по-разному).
Это поэтапный и логичный процесс осмысления информации, при котором один шаг вытекает из другого. Людям ежедневно приходится что-то анализировать (дома в семье, на работе, где-то в общественных местах и т. д.). Анализ помогает совершать верные действия и набираться ценного опыта.
Виды мышления по степени рефлексии
Здесь всё происходит наоборот (в сравнении с предыдущим случаем): идёт быстрая, нередко неосознанная обработка информации. Тот случай, когда говорят «понял на уровне интуиции». Решения принимаются тоже под влиянием чувств, эмоций.
Тут не включается никакая логика, не выстраиваются закономерности – человек всё делает «по наитию», «по зову души».
По сути – разновидность логического. Тут вообще все подвиды тесно взаимосвязаны и довольно похожи между собой.
Человек, мыслящий реалистично, максимально конкретно оценивает предметы и явления вокруг себя. Он не витает в облаках, все его действия логичны, он видит картину происходящего такой, какая она есть на самом деле. Это довольно критичные и требовательные люди, причем как по отношению к другим, так и к самим себе.
Тут во главе угла стоят личные стремления индивидуума, которые, кстати, вообще могут быть далеки от реального положения дел. Логика таких людей не поддается пониманию, она даже иллюзорна. У них совершенно нет критичного взгляда на вещи. Им важно соответствовать ими же выдуманной реальности, поэтому они часто встречают непонимание со стороны окружающих. Только не нужно считать это заболеванием, речь всё же идет об особом складе мышления.
Да, и такое тоже существует! Оно характерно для несформировавшихся, неуверенных в себе личностей. Больше встречается у детей, хотя взрослые такими тоже бывают (как ни печально это признавать).
Для подобных личностей собственное «Я» — это центр мироздания, вокруг которого всё вертится. Именно в данном ключе и происходит восприятие окружающего. Остальные люди с их эмоциями и желаниями тут вообще ничего не значат.
Виды мышления по степени новизны
Люди способны добиваться чего-то в жизни очень разными путями. Одни виртуозно копируют чужие идеи (выдавая их за свои), зарабатывая себе таким путем репутацию больших умников. А другие действительно сами способны на открытия, креатив. И тут тоже необходим особый склад мышления.
Творческое мышление
способен творить шедевры, извлекая из своей памяти все знания и опыт, накопленные на протяжении жизни. Он на чистом холсте уже видит готовую картину, из куска камня представляет скульптуру и т. д. Творческие натуры пребывают в постоянном поиске идей, возможностей для их реализации, они вечно что-то анализируют, пробуют.
Отдельных типов творческого мышления не выделяют, а сам процесс творчества представляется в виде подготовительного, инкубационного этапов («вынашивание» идеи), затем идет озарение, проверка и выполнение задуманного. Встречается иное название творческого мышления – «художественное мышление» (стадии в нем выделяются те же самые).
Репродуктивный тип мышления
Это неспособность избавиться от установленных ограничений, жизнь в плену стереотипов и шаблонов. Человек движется «по накатанной колее», опираясь исключительно на прежние знания и опыт. Из таких людей не получаются ни первооткрыватели, ни креативщики, и каких-то интересных свершений от них ждать не приходится.
Примеры некоторых видов мышления
Пример 1. Хирург и медсестра работают в паре. Он дает ей указание шить, и у неё достаточно (без высшего образования) логики, опыта и знаний для выполнения своей работы. Она даже способна в ходе операции указать на какую-то опасность, если заметит её.
Тут срабатывает профессиональное, практическое, логическое, аналитическое, интуитивное, произвольное и словесно-логическое мышление.
Пример 2. Парню в кафе понравилась девушка, и он уже решился заговорить с ней, но официант задевает чашку и проливает на него чай. Молодой человек в растерянности лишь тихо проговорил в ответ что-то невнятное.
Почему он не подошел после этого к девушке? Залитая рубашка тут ни при чем. В ход пошел иррациональный вид мышления: «Она посчитает меня размазней», «Я в такой ситуации точно не могу понравиться» и т. д. Эти рассуждения заставят его волноваться, даже паниковать. А в другой раз он вообще впадет в ступор и не сможет подойти.
В зависимости от личных особенностей индивидуума в разных ситуациях может включаться конкретное, абстрактное, логическое и иные виды мышления. К примеру, позитивный и стратегических ход мыслей присущ тем, кто вырос в атмосфере дружелюбия, понимания, веры в собственные силы (благодаря поддержке окружающих).
А затюканный ребенок, который в своей жизни слышал лишь упреки, исподволь будет мыслить репродуктивно, иррационально, в негативном ключе. У него попросту не будет заряда энергии и эмоций на что-то интересное, приятное, особенное.
Восприятие — это психический процесс, заключающийся в целостном отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств. Условно восприятие можно представить как сумму ощущений, памяти и мышления.
Физиологический механизм восприятия
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и ЦНС. Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры, и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в сенсорные зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана сенсорная зона, формируется определенная сенсорная информация.
Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Иван Петрович Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т.е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений.
Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов:1. Образуемые в пределах одного анализатора;2. Межанализаторные.
Первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности (например, мелодия). Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раздражителя, — это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых Сеченов объяснял существованием ассоциаций. Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер.