Компетенция общекультурная компетенция общепрофессиональная компетенция профессиональная компетенция

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кустарева Ж. 11 Московский Педагогический Государственный УниверситетВ статье перечислены основные современные педагогические технологии, отмечено их влияние на формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций, а также отражены основные положения о необходимости их активного внедрения и применения в образовательном процессе высших юридических учебных учреждениях. Высказана гипотеза о наличии противоречия, возникающего между необходимостью адаптации современных условий высшего образования к изменившимся социальным условиям и требованиям подготовки выпускников, с одной стороны и отсутствием единой образовательной системы на базе компетентностного подхода, охватывающей высшие юридические учебные организации, с другой стороны. Данное противоречие, требует пристального рассмотрения целей и возможностей внедрения в актуальную систему юридического образования педагогических технологий, необходимых для формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников согласно требованиям, предъявляемым современным рынком труда к специалистам в области юридических наук. Отмечается, что реализуя указанные педагогические технологии, будущий специалист приобретет способность к деятельности в соответствующей практической ситуации, основанной на его знаниях, умениях и навыках. Также отмечается, что изменяется и роль преподавателя, который начинает выполнять функции эксперта, руководителя проекта, консультанта. Излагается содержание компетентностного подхода, а также проводится анализ основных педагогических технологий. высшие учебные образовательные учреждения. Буткова Т. Внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс ВУЗов Министерства внутренних дел Российской Федерации как условие формирования профессиональных компетенций юристов // Философия права. – 2015. – № 2 (69). – С. 56–60. Буткова Т. Использование педагогических технологий в формировании профессиональных компетенций курсантов образовательных учреждений министерства внутренних дел Российской Федерации // Философия права. – 2014. – № 1 (62). – С. 117–119. Горач Н. Использование технических средств обучения и мультимедийных презентаций в преподавании учебной дисциплины “Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)” // Прикладная психология и педагогика. 2016. № 2. Горач Н. Методическое обеспечение проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам уголовно-процессуального цикла в условиях реализации компетентностного подхода. Материалы межвузовского научно-практического семинара. Реформирование законодательства в сфере противодействия преступности и проблемы его применения. Ответственный редактор М. Жилкин. 2015. Инновационные подходы к преподаванию исторических и историко-правовых дисциплин. Том. Выпуск 2: Сб. статей / Отв. ред. Михайлова, Т. Матиенко. – М. : Московский университет МВД России, 2008. – 53с. Лебедев О. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3–12. Левина М. Технологии профессионального педагогического образования. : Академия, 2001. – 272с. Мальцева Т. Основные тенденции и подходы современного образования // Прикладная психология и педагогика. 2016. Сепиашвили Е. Психологические проблемы профессионального становления будущих специалистов // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 1. 228-233. Ульянова И. , Родин В. Ф, Мальцева Т. Михайлова В. , Русскова Ю. Интерактивные технологии обучения как средство формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России: монография – Рязань : ИП Коняхин А. (Book Jet), 2018. –265 с.

Социально-экономические и культурные изменения, набравшие ход в России в последние десятилетия, в числе прочих социальных институтов затронули систему образования. На смену традиционной модели образования, ориентирующейся на совокупность знаний, умений и навыков как пригодных к оценке качеств выпускника, приходит компетентностный подход, представляющий собой систему организации образовательного процесса, направленную на приобретение компетенций.

Компетенции специалиста предполагают его способность к деятельности в соответствующей ситуации, основанной на его знаниях, умениях и навыках в целях получения положительного опыта решения возникших перед ним задач. Таким образом, в ходе реализации компетентностного подхода в высшем образовании, выпускник получает возможность не просто накопить объем получаемых качественных знаний, но и эффективно их использовать его в предстоящей практической деятельности.

Компетентностный подход включает в себя следующие компоненты:

– общие принципы определения целей образования, к которым относится способность выпускника к самостоятельному решению профессиональных проблем с использованием социального, в том числе, и личного опыта;

– отбор содержания образования с точки зрения восприятия социального опыта решения проблем учащимся;

– организация образовательного процесса таким образом, чтобы на основе воспринятого социального опыта у студента формировался личный опыт решения проблем;

Противоречие, возникающее между необходимостью адаптации современных условий высшего образования к изменившимся социальным условиям и требованиям подготовки выпускников высших юридических образовательных учреждений, с одной стороны и отсутствием единой образовательной системы на базе компетентностного подхода, охватывающей высшие юридические учебные учреждения, с другой стороны, требует пристального рассмотрения целей и возможностей внедрения в актуальную систему юридического образования педагогических технологий, необходимых для формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников согласно требованиям, предъявляемым современным рынком труда к специалистам в области юридических наук.

Педагогические технологии представляют собой систему знаний о процессе формирования профессиональных и общекультурных компетенций обучаемого, охватывающую совокупность проблем, связанных с целями, содержанием и организацией учебного процесса в русле формирования компетенций:

– преподаватель является активным помощником в развитии личности студента;

– процесс обучения направлен на активизацию процесса поисковой мыслительной деятельности студента;

– значительную часть обучения составляют групповые формы, в целях развития компетенций, связанных с коммуникативными качествами студента и его взаимодействием внутри группы;

Компетентностный подход требует оптимизации образовательных технологий, применяемых к студентам и направленных на формирование как общекультурных, так и профессиональных, в данном случае, в области юридических дисциплин, компетенций студентов. В частности, это касается перехода от традиционных методов обучения к активным и интерактивным. Современное профессиональное высшее образование ставит перед собой цели использования следующих педагогических технологий:

  • Модульно-компетентностный метод. Основным понятием модульно-компетентностного метода является образовательный модуль – единица образовательной программы, способствующая формированию профессиональных компетенций и включающая в себя оценочную систему знаний и навыков, приобретенных в результате освоения модуля. Общая компетентность выпускника представлена совокупностью модулей, освоенных за весь период обучения и направленных на решение проблем социальной и профессиональной деятельности. Модульная педагогическая технология отвечает возросшей интенсивности обучения студентов и необходимости высокого процента их самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Мотивация играет значительную роль в модульном обучении. Посредством модульно-компетентностного метода в освоении юридических дисциплин подготавливается специалист, способный самостоятельно и профессионально осуществлять практическую деятельность в данной области.
  • Интерактивные методы. Предполагают двустороннее взаимодействие во всех вариантах учебного процесса:

– между студентом и преподавателем;

– между студентами;

– между студентом и изучаемой учебной дисциплиной.

  • Беседа (диалог) – форма ведения занятия, способствующая взаимообучению студентов, передаче информационного опыта не только от преподавателя, но и от студента к студенту. Высказывая собственные мысли, обсуждая проблемы правовой сферы, пользуясь личным опытом как своим, так и собеседника, рассматривая точку зрения друг друга, обучающиеся получают возможность формирования коллективного опыта, личной мотивации и активного усвоения знаний в процессе обучения. Диалог учит студента слушать своего оппонента, воспринимать его точку зрения, рассматривать проблему под разными углами.
  • Задача дискуссии, в отличие от беседы, заключается в том, чтобы студенты аргументировали собственные точки зрения, выступали в качестве оппонентов, пользуясь собственными знаниями и опытом, доказывали свою правоту. Дискуссия дает студентам возможность проявить свое отношение к тому или иному разделу учебного материала или исследуемому процессу, сформировать способность конструктивной аргументированной речи, приобрести целеустремленность, убедительность, оперативное и уместное использование своих знаний и опыта.
  • Метод кейсов, иначе – метод коллективного анализа ситуаций, – форма, применяющаяся на практических занятиях и заключающаяся в моделировании ситуации для ее индивидуального и коллективного анализа. Данная форма используется для отработки и повышения качества приобретенных профессиональных навыков. Метод кейсов крайне важен с точки зрения синтеза теории и практики в обучении, комплексного подхода к формированию компетенций студентов. Кейсы делятся на:

– обучающие – организованные искусственным образом;

– практические – взятые из реальных ситуаций;

– исследовательские – требующие проведения исследовательской деятельности.

  • Модерация – интерактивная форма обучения, представляющая собой процесс выявления и анализа проблем и поиска путей их решения. Как правило, педагог принимает на себя обязанности модератора, чья деятельность заключается в организации занятия, представления темы, включения каждого из участников группы в поиск проблемы и выбор решения, а также обеспечения общей рабочей обстановки и курирования структуры занятия. Важно, чтобы модерация сохраняла систематизированную структуру, в которой каждое отдельное действие связано логически с предыдущим и следующим. Модерация относится к практическим занятиям и позволяет совмещать организационные формы работы с разным количеством человек (индивидуальную, парную, групповую, коллективную), благодаря чему является уникальным средством формирования знаний и опыта практической деятельности.
  • Микрогрупповая технология применяется для моделирования различных видов профессиональной деятельности, раскрывающих компетенции студентов, относящиеся к взаимодействию. Данная форма реализуется в составе групп с малым количеством студентов, которые ищут решения задач, поставленных перед ними смоделированной ситуацией. Особенность микрогрупповой технологии заключается в том, что в ее процессе оценивается степень влияния взаимодействия участников группы на результаты работы. Результатом применения микрогрупповой технологии является формирование компетенций, касающихся ответственности, прогнозирования действий, умения работать и принимать решения в коллективе.
  • Информационные технологии. Современные возможности, предоставляемые информационной средой, широко и плодотворно используются в высшем образовании. Сетевая организация предоставления образовательных услуг способствует преодолению расстояний и территориальных границ, а также регулярному взаимодействиию между участниками образовательной деятельности: преподавателями, студентами, администрацией высшего образовательного учреждения. В сферу информационных технологий в высшем образовании входит возможность проведения открытых уроков, вебинаров, конференций, а также использование в учебных целях электронных информационных ресурсов в процессе самостоятельного поиска, хранения, передачи, переработки, воспроизведения информации: электронных библиотек, справочников, ознакомительных порталов.
  • Самостоятельная исследовательская деятельность. Наиболее популярный в современном образовании метод проектов представляет собой обучение студентов через их собственные познавательные навыки, через самостоятельную постановку целей, подбор, переработку, подготовку и представление информации, отвечающей целям исследования. Исследовательская деятельность студентов подразделяется на индивидуальную и групповую. Самостоятельность исследования заключается в ответственности обучаемых за свой проект и способствует формированию таких профессиональных и общекультурных компетенций как ответственность, мотивация, организованность, умение находить, синтезировать и анализировать информацию, способность формулировать цели и задачи исследования.
  • Интегрированное обучение. Не менее важной, чем совокупное влияние форм и методов обучения на студента, является межпредметная интеграция. Пересечение информации для усвоения в разных условиях, в разном контексте, от разных педагогов ведет к формированию культуры мышления и углублению знаний, позволяет рассмотреть предмет с разных сторон и повышает прочность усвоенного материала и возможности его практического использования. Интегрированное обучение положительно влияет на усвоение всех участвующих в нем предметов. Для этого метода необходима организованная работа педагогов и учебный план, составленный с учетом интегрированного обучения.

Компетенции студента, сформированные в процессе изучения правовых дисциплин, как профессиональные, так и общекультурные, предполагают приобретение им достаточного для последующей трудовой деятельности объема знаний, а также умение ориентироваться в сфере своей деятельности решая как стандартные, так и оригинальных профессиональные задачи. Компетентностный подход к обучению студентов высших юридических учебных учреждений стимулирует самостоятельность выпускников, умение ставить и добиваться цели, а также способность к дальнейшему усвоению профессионального опыта и повышению профессионального уровня в процессе последующей трудовой деятельности. Таким образом, формирование единой образовательной системы на базе компетентностного подхода для высших юридических учебных учреждений является неотложной задачей подготовки квалифицированных кадров в государственной правовой сфере.

Библиографическая ссылка

Компетенция общекультурная компетенция общепрофессиональная компетенция профессиональная компетенция

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Формирование глобальных компетенций, 7 класс. docxречевая компетенция. docxО проведении диагностики профессиональных компетенций. docxФормировпние ключевых компетенций учащихся на уроках математики. Протокол оценки компетенций. docxРазвитие современных педагогических компетенций при переходе к о5_Бланки оценки развиваемых компетенций. pdfчитательская компетенция. docxРазработка корпоративной модели компетенций для директора по марТехнология развития критического мышления в формировании профессПонятие «компетенция». Причины смены парадигмы обучения: от знаниевой к компетентностной модели. Ключевые (общекультурные, универсальные), общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Структура компетенции.

Компетенция (Совокупность компетенций = компетентность )

Компетенция – это определенная характеристика личности, необходимая для выполнения определенных работ и позволяющая ее обладателю получать необходимые результаты работы.

Компетентность – это способность индивидуума, обладающего личной характеристикой для решения рабочих задач, получать необходимые результаты работы.

Иными словами, компетенция – это требуемый для определенной деятельности стандарт поведения, а компетентность – уровень владения этим стандартом пове­дения, то есть конечный результат его применения.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Сумма знаний, умений и навыков, усвоенных субъектом и необходимых для его успешной деятельности

Важным компонентом компетенций является опыт – интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

(Компетентностьособого рода предметные навыкитехнологическую составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую

Сегодня современный мир существенно изменился и стал другим – миром информационных технологий, информация стала всеобще глобально доступной. Конкуренция в экономике потребовала инновационных изменений в образовании, власть на рынках уверенно берет потребитель. В этих условиях образование ориентировано на определенный конкретный результат – подготовку профессионально компетентной личности.

Знаниевый подход предполагает овладение знаниями, умениями, навыками в решении дидактических задач; постоянное пополнение объема изучаемой информации новыми знаниями. Все это затрудняет быструю ориентацию в обновляющихся знаниях и применении их в решении практических задачЭкономические изменения требуют подготовки специалиста, а компетенции/компетентности как способности решать практические задачи.

Анализ компетентностного подхода в профессиональном образовании позволяет их структурировать по следующим направлениям:

  • общекультурные
  • универсальные
  • обще-профессиональные
  • профессиональные

– определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Универсальные компетенции — это качества личности, от которых зависит ее успех практически во всех областях профессиональной деятельности. Это, например, такие качества как

  • способность ставить цели и планировать их достижение,
  • культурная компетентность,
  • коммуникабельность,
  • аналитические способности,
  • лидерские качества,
  • умение создавать и осуществлять проекты и др.

Эобщие для широкого круга профессий.

  • -познавательные (гностические),связанные с получением (приобретением), хранением, преобразованием и использованием различной информации;
  • -ценностно-ориентационные, раскрывающие целемотивационный аспект деятельности специалиста, его способность усвоить и принять ценности, нравственно-этические нормы и правила сложившиеся в обществе и профессиональной среде;
  • – -технико-технологические, раскрывающие содержание операционно-инструментальной стороны деятельности, т. е. общие принципы, способы и средства планирования собственной и коллективной деятельности, проектирования и расчета техники, технологии производственного (или иного) процесса;

Профессиональные компетенции – готовность (способность) работника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы, ключевые и типичные производственные задачи

Профессиональная компетентность педагога

Коммуникативная компетентность педагога— профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются: эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью);

Информационная компетентность включает объем информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.

Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности.

Интеллектуально-педагогическую компетентность можно рассматривать как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления.

Компетенция общекультурная компетенция общепрофессиональная компетенция профессиональная компетенция

Лекция. Основные понятия химической кинетики.

Цель лекции: Создать условия для усвоения студентами материала по теме «Основные понятия химической кинетики

Основные задачи: обучающая: развивающая: воспитывающая. Задачи для преподавателя: 1. Привести стехиометричекое уравнение химической реакции, дать студентам объяснение глубины протекания реакции, скорости протекания реакции , скорость по компонентам химической реакции

Для удобства понимания основные понятия, упоминаемые в тексте впервые, выделены жирным курсивом, их определения – жирным шрифтом)

По результатам занятия студент должен: иметь понятие о: уметь делать: владеть знаниями

Тип занятия: лекция. По типу лекция информационная.

Информационные лекции – это традиционный способ изложения материала. Они проводятся в том случае, когда учащихся необходимо ввести в курс по конкретному вопросу или предмету. Лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить. Для лучшего усвоения материала информационные лекции предполагают конспектирование – запись основных моментов доклада.

Ведение конспекта помогает студентам лучше усвоить важнейшую информацию курса и при необходимости повторить материал перед сдачей экзамена или зачета.

Вступительная часть Приветствие. Проверка отсутствующих. Постановка темы, цели, основных задач.

В химической науке в целом и в физической химии, в частности, есть особая область, которая изучает механизмы и закономерности протекания химических процессов во времени. Эта наука называется – химическая кинетика. Химическая кинетика рассматривает и устанавливает зависимости скорости химических реакций от концентраций реагентов, температуры и других внешних условий. Химическая кинетика является тем краеугольным камнем, на котором стоит современная химическая промышленность и, в частности, нефтехимия, нефтепереработка и производство полимеров.

Закрепление полученной информации Вопрос-ответ, экспресс-опрос, при этом отвечает как преподаватель, так и учащиеся.

Проводится разбор ошибок. Подведение итогов. Сопоставление результатов лекции с установленной целью и намеченными задачами. Оценивание работы студентов.

Анонс следующего занятия, задание на дом. Задания для самостоятельной работы, определение способа их выполнения

Компетенция общекультурная компетенция общепрофессиональная компетенция профессиональная компетенция

Компетенция общекультурная компетенция общепрофессиональная компетенция профессиональная компетенция

Компетенция общекультурная компетенция общепрофессиональная компетенция профессиональная компетенция

Компетенция общекультурная компетенция общепрофессиональная компетенция профессиональная компетенция

Компетенция общекультурная компетенция общепрофессиональная компетенция профессиональная компетенция

В процессе производственной практики бакалавр по направлению подготовки 38. «Менеджмент» должен обладать следующими компетенциями:

способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и право-вых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);

способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);

способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);

способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);

владение навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации (ОПК-5);

способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением ин-формационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6). профессиональных компетенций:

владение навыками планирования и организации деятельности государственных,  муниципальных и частных предприятий и учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-23);

владение технологиями, приемами, обеспечивающих оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам (ПК-24);

владение навыками сбора, обработки и участия в информатизации деятельности соответствующих предприятий и организаций (ПК-26);

В результате прохождения практики студент должен обладать следующими компетенциями, соотнесенными со знаниями, умениями, владениями:

Код компетенции по ФГОС
Содержание
компетенции
Планируемые результаты обучения
Общекультурные

компетенции
 
ОК -7
способность к самоорганизации
 и самообразо-
ванию
знать:
– основы организации
                                                  собственной учебной и трудовой
                                                                          деятельности
уметь: – планировать и 
                                                                           распределять дела и обязан-
ности в рамках бюджета
                                                                          времени

владеть: – навыками организации
                                                                          самостоятельной работы над
                                                                           учебными курсами и
практическими заданиями
Общепрофессиональ
ные компетенции
 
ОПК -1
владение навыками поиска,
                анализа и использования
                    нормативных и правовых
                    документов в своейпрофессиональной деятельности
знать:
– содержание Постановлений Конституционного Суда, Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в которых содержатся руководящие разъяснения действующего законодательства по излагаемым вопросам
уметь:
– самостоятельно исследовать правовой материал, сферу действия и особенности, приме-нять нормы законодательства при решении практических задач
владеть:
– навыками научно-исследовательской работы, что предполагает самостоятельное сопоставление и анализ теоретического материла, тру-довучѐных отечественных и зарубежных юристов и экономистов
ОПК-2
способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
знать:
– теорию и практику принятия управленческих решений в условиях определенности, риска и неопределенности
уметь:
– анализировать организационные проблемы и проводить оценку вариантов их решения
владеть:
– навыками по принятию индивидуальных и коллективных решений с учетом социально-психологических и экономических факторов
ОПК -3
способность проектировать организационные структуры, участвовать в раз-работке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые
мероприятия
знать:
– построение системы организаций в обществе и законы их функционирования и развития;
– теоретические и технологические основания проектирования организаций;
– основные правила организационной культуры и культуры личного поведения как управляющий организации
уметь:
– использовать теоретические знания при выявлении, описании и анализе эффективности функционирования организации;
– проводить простейшие исследования по изучению опыта функционирования организаций
владеть:
– навыками проектирования своей деятельности по изучению эффективности организации
ОПК -4
способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации
знать:
– этические нормы деловых отношений, основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций
уметь:
– осуществлять эффективную деловую коммуникацию
владеть:
– навыками использования и обработки информации для обеспечения эффективного делового общения
ОПК -5
владение навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации
знать:
– теоретические основы финансов и бюджета как основного звена финансовой системы государства
уметь:
– читать бюджет, анализировать структуру доходов и расходов, оценивать исполнения бюджета
владеть:
– навыками оптимизации и распределения бюджетных доходов и расходов с учетом приоритетов социально-экономического развития территории, региона, государства
ОПК -6
способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением ин-формационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
знать:
– важнейшие законодательные акты, норматив-но-технические и организационно-методические документы по вопросам информационного документационного обеспечения управления
уметь:
– производить анализ существующего информационного документационного обеспечения управления и проектировать новые технологические процессы информационного документационного обеспечения управления
владеть:
– способами диагностики эффективности систем информационного документационного обеспечения управления
Профессиональные
компетенции
 
ПК- 23
владение навыками планирования и организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, обществен-но-политических, коммерческих и не-коммерческих организаций
знать:
– основы планирования деятельности организации
уметь:
– применять методы целеполагания и планирования в профессиональной деятельности
владеть:
– навыками организации деятельности по исполнению планов
ПК -24
владение технологиями, приемами, обеспечивающих оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам
знать:
– содержание нормативно-правовых актов, регулирующих предоставление государственных и муниципальных услуг
уметь:
– определять потребности населения в государственных и муниципальных услугах
владеть:
– навыками оценки качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг
ПК -25
умение организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и осуществление административных процессов
знать:
– основные параметры качества управленческих решений
уметь:
– организовать анализ принимаемых управленческих решений
владеть:
– навыками разработки и реализации качественных управленческих решений
ПК -26
владение навыками сбора, обработки и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций
знать:
– основы государственной политики информатизации в РФ
уметь:
– анализировать информационную среду организации
владеть:
– навыками внедрения информационных технологий в деятельность государственных и муниципальных учреждений

Содержание производственной  практики

В ходе прохождения производственной практики студент должен ознакомиться с базой практики, изучить подсистемы управления в организации, особенностями управления организацией с учетом ее отраслевой принадлежности, специфики и масштабов деятельности организации, а также собрать материалы, необходимые для подготовки отчета по практике.

Программа практики включает в себя обязательное выполнение каждым студентом заданий по плану-графику для данного вида практики (см. табл.

Учебно-тематический план учебной практики бакалавра


Этапы прохождения практики
Сроки
 
Согласование программы практики. Знакомство
 с организацией, изучение организационно-управленческой документации. 2 дня
 
Ознакомление с видами деятельности и структурой       
 управления организации. Изучение содержания         работы менеджера по общим функциям управления
3 дня
 
Знакомство и описание производственно-технической подсистемы                                                                                   
1 день
 
Изучение особенностей социальной подсистемы управления                                                                                           
1 день
 
Знакомство и описание экономической подсистемы
управления                                                                                    
1 день
 
Изучение информационной подсистемы управления
1 день
 
Изучение и описание основных элементов внешней среды организации                                                            
1 день
 
Оформление, сдача и защита отчета по учебной
 практике. Итоговая конференция по практике                 
1 день
 
Итого (2 недели
10 дней

В ходе прохождения производственной  практики студент должен выполнить следующие задания:

– дать общую характеристику конкретной организации (или одного из подразделений крупной организации);

– выделить факторы внешней среды организации (или ее подразделения) и дать им характеристику;

– определить структуру и особенности ключевых подсистем управления в организации (или ее подразделения), а именно: информационная подсистема, экономическая подсистема, производственно-техническая подсистема, маркетинговая подсистема, социальная подсистема.

Информационная подсистема – совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети организации соответствующей информацией для коммуникаций в управлении организацией.

Экономическая подсистема – обеспечивает совокупность экономических процессов, происходящих в организации: движение капитала, денежных средств; соотношение затрат и доходов, другие экономические показатели.

Производственно-техническая подсистема – материальные средства, комплекс машин, оборудования, сырья, материалов, инструментов, энергии, призвана обеспечивать переработку входящих ресурсов в готовый продукт или услугу, предлагаемые организацией внешней среде.

Маркетинговая подсистема – обеспечение потребностей клиентов в продуктах и услугах организации путем изучения рынка, создание системы сбыта, организации оптимального ценообразования и эффективной рекламы, а также организация активного воздействия на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.

Социальная подсистема – совокупность людей, работающих в организации со сложным комплексом отношений между ними. Основу подсистемы составляет работа с персоналом: подбор, обучение, мотивация, развитие и обеспечение профессионального роста.

Знакомство с организацией, изучение организационно-управленческой документации. В отчете студент должен отразить информацию о следующих аспектах деятельности организации:

• название организации;

• юридический адрес;

• назначение (миссия);

• правовые основания деятельности (устав, лицензия, свидетельство о государственной регистрации и т. , дата выдачи, сроки действия);

• отраслевая принадлежность (по ОКВЭД);

• организационно-правовая форма и вид собственности;

• этапы истории развития организации (основания выделения – смена названия организационно-правовой формы и вида собственности, слияния или поглощения).

Если организация (предприятие) диверсифицированная или крупная специализированная (завод, концерн, холдинг и др. ), в этом случае студент рассматривает одно из ее подразделений как самостоятельную организационную единицу.

Дополнительно в приложении к этому разделу рекомендуется предоставить копии основных организационных документов.

Формируемые компетенции: ОК-7 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-23 ПК-24 ПК-26

Ознакомление с видами деятельности и структурой управления организации. Изучение содержания работы менеджера по общим функциям управления

Данный раздел практики предполагает изучение студентом:

• основных функций управления, выполняемых специалистом, на рабочем месте которого организовано прохождение практики;

• видов деятельности и объема производства продукции (работ, услуг);

• производственной структуры (подразделения организации, функциональные взаимосвязи подразделений);

• организации управления (схема организационной структуры управления, функциональные взаимосвязи подразделений и служб);

• технико-экономических показателей деятельности за 3 года (объем реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, себестоимость);

• ассортимента выпускаемой продукции или услуг, их назначение и основных потребителей;

• финансового положения (прибыль, рентабельность);

• взаимоотношений с другими организациями (поставщики, кредитно-банковские учреждения, страховые организации, благотворительные организации и др

• внешнеэкономической деятельности (если есть).

Необходимо описать структуру управления организацией. Выяснить назначение и содержание блоков общего линейного и функционального руководства. Представить перечень должностей, выполняющих функциональные обязанности по каждому блоку. Для этого необходимо ознакомиться со штатным расписанием организации и:

1) представить организационную структуру в виде схемы, определить число уровней управления, количество структурных подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них (табл. 2);

2) определить тип структуры управления (линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, штабная, программно-целевая и т. ), указать их достоинства и недостатки.

Характеристика структурных подразделений

Наименование организации
Цель
Решаемые задачи
Функции
Количество сотрудников

Проанализировать виды и содержание деятельности, функции, выполняемые менеджером в организации (табл.

Деятельность менеджера организации (или подразделения)

Наименование должности и             принадлежность к подразделению
организации
Содержание деятельности и функций
Перечень видов деятельности,
выполняемых менеджером
 
                               Перечень функций
менеджера
Планирование
 
Организация
 
Мотивация
 
Контроль

Проанализировать эффективность распределения рабочего времени менеджера на основе проведения фотографии рабочего времени (ФРВ)1:

• оценить эффективность использования рабочего времени специалиста (табл. 4):

ФРВ деятельности менеджера

Дата «___» __________________20___ г.

При анализе ФРВ рекомендуется:

1) выделить удельный вес времени на выполнение менеджером (специалистом) творческих и нетворческих операций;

2) оценить рациональность использования рабочего времени;

3) выделить факторы нерационального использования рабочего времени2;

4) указать причины, усугубляющие перегруженность менеджера3;

5) оценить график работы специалиста (менеджера) с точки зрения гибкости: гибкий цикл, скользящий график, переменный рабочий день, очень гибкий график, гибкое размещение.

Дополнительно в приложении к этому разделу рекомендуется представить копию должностной инструкции данного менеджера, за которым проводилось наблюдение и чьи обязанности выполнялись студентом в период практики.

Знакомство и описание производственного процесса в учреждении.

После знакомства с основным, вспомогательным и обслуживающим производством организации и ее структурными подразделениями:

• дать характеристику производственного процесса;

• описать особенности его организации (массовое или крупносерийное; непрерывное производство); определить форму организации технологического процесса (единичное, мелкосерийное или индивидуальное);

• представить структуру производственного цикла в виде схемы;

• назвать используемые технологические процессы (технологии производства);

• перечислить задействованное оборудование, режимы его работы;

• обозначить необходимость и перспективы совершенствования технологического и производственного процессов (по мнению специалистов организации);

• указать основные и вспомогательные обслуживающие процессы; описать организацию одного из обеспечивающих или обслуживающих производств (организацию ремонтного, транспортного и складского хозяйств и др.

• Формируемые компетенции: ОК-7 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-23 ПК-24 ПК-26

Изучение особенностей социальной подсистемы.

Познакомиться с работой службы управления персоналом и его отделами. Обратить внимание на кадровую документацию и отчетность. На основе полученных материалов:

• перечислить функции службы управления персоналом;

• перечислить используемые в организации кадровые технологии;

• перечислить социальные программы в организации, выделив их направленность, категорию работников, планируемую эффективность;

• описать используемые в организации методы управления и подтвердить их практическим примером.

Знакомство и описание экономической подсистемы управления.

После знакомства с программой данного раздела необходимо: указать, какие службы занимаются финансовыми и планово-экономическими вопросами; представить структуру финансовых ресурсов фирмы (прибыль, амортизационные отчисления, средства от продажи ценных бумаг, кредит и займы и т. ), обозначить удельный вес каждой составляющей.

Изучение информационной подсистемы управления.

После знакомства с работой специалистов, организацией их работы на примере менеджера – специалиста конкретного подразделения необходимо рассмотреть и описать:

• техническое оснащение рабочего места менеджера (наличие ПК, АРМ, локальной сети, электронной почты, Интернет, баз данных, сканеров, ксероксов, факсов, телефонов и т. ), по возможности отобразить графически;

• вид технологии (бумажная или электронная), преобладающей работе менеджеров;

• информационные каналы менеджера;

• программное обеспечение деятельности менеджера и основные пакеты прикладных программ, используемые в работе специалистов разных подразделений (бухгалтерия, маркетинг, кадры и т

Изучение и описание основных элементов внешней среды организации.

Данный раздел практики предполагает: описание подхода, который используется организацией при взаимодействии с рынком (производственный или клиентский); описание положения организации на рынке (характеристика внешней среды).

Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны менеджеров организации и могут оказать влияние на ее развитие и выбор стратегии (Приложение 3).

На основе наблюдения, личного непосредственного контакта с руководителями и сотрудниками организации необходимо выделить и назвать: основные элементы внешней среды организации: макросреды (политические,

экономические, социокультурные, технологические) и микросреды (клиенты, потребители продукта, поставщики; конкуренты, общественные группы); особенности стратегии организации на отечественном и/ или/ внешнем рынке.

Оформление, сдача и защита отчета по производственной практике.

Итоговая конференция по практике. По материалам практики делается заключение, содержащее выводы по каждому разделу практики. Готовится выступление студента (5-7 мин. ) с презентацией по результатам прохождения учебной практики для итоговой конференции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *