ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кустарева Ж. 11 Московский Педагогический Государственный УниверситетВ статье перечислены основные современные педагогические технологии, отмечено их влияние на формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций, а также отражены основные положения о необходимости их активного внедрения и применения в образовательном процессе высших юридических учебных учреждениях. Высказана гипотеза о наличии противоречия, возникающего между необходимостью адаптации современных условий высшего образования к изменившимся социальным условиям и требованиям подготовки выпускников, с одной стороны и отсутствием единой образовательной системы на базе компетентностного подхода, охватывающей высшие юридические учебные организации, с другой стороны. Данное противоречие, требует пристального рассмотрения целей и возможностей внедрения в актуальную систему юридического образования педагогических технологий, необходимых для формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников согласно требованиям, предъявляемым современным рынком труда к специалистам в области юридических наук. Отмечается, что реализуя указанные педагогические технологии, будущий специалист приобретет способность к деятельности в соответствующей практической ситуации, основанной на его знаниях, умениях и навыках. Также отмечается, что изменяется и роль преподавателя, который начинает выполнять функции эксперта, руководителя проекта, консультанта. Излагается содержание компетентностного подхода, а также проводится анализ основных педагогических технологий. высшие учебные образовательные учреждения. Буткова Т. Внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс ВУЗов Министерства внутренних дел Российской Федерации как условие формирования профессиональных компетенций юристов // Философия права. – 2015. – № 2 (69). – С. 56–60. Буткова Т. Использование педагогических технологий в формировании профессиональных компетенций курсантов образовательных учреждений министерства внутренних дел Российской Федерации // Философия права. – 2014. – № 1 (62). – С. 117–119. Горач Н. Использование технических средств обучения и мультимедийных презентаций в преподавании учебной дисциплины “Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)” // Прикладная психология и педагогика. 2016. № 2. Горач Н. Методическое обеспечение проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам уголовно-процессуального цикла в условиях реализации компетентностного подхода. Материалы межвузовского научно-практического семинара. Реформирование законодательства в сфере противодействия преступности и проблемы его применения. Ответственный редактор М. Жилкин. 2015. Инновационные подходы к преподаванию исторических и историко-правовых дисциплин. Том. Выпуск 2: Сб. статей / Отв. ред. Михайлова, Т. Матиенко. – М. : Московский университет МВД России, 2008. – 53с. Лебедев О. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3–12. Левина М. Технологии профессионального педагогического образования. : Академия, 2001. – 272с. Мальцева Т. Основные тенденции и подходы современного образования // Прикладная психология и педагогика. 2016. Сепиашвили Е. Психологические проблемы профессионального становления будущих специалистов // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 1. 228-233. Ульянова И. , Родин В. Ф, Мальцева Т. Михайлова В. , Русскова Ю. Интерактивные технологии обучения как средство формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России: монография – Рязань : ИП Коняхин А. (Book Jet), 2018. –265 с.
Социально-экономические и культурные изменения, набравшие ход в России в последние десятилетия, в числе прочих социальных институтов затронули систему образования. На смену традиционной модели образования, ориентирующейся на совокупность знаний, умений и навыков как пригодных к оценке качеств выпускника, приходит компетентностный подход, представляющий собой систему организации образовательного процесса, направленную на приобретение компетенций.
Компетенции специалиста предполагают его способность к деятельности в соответствующей ситуации, основанной на его знаниях, умениях и навыках в целях получения положительного опыта решения возникших перед ним задач. Таким образом, в ходе реализации компетентностного подхода в высшем образовании, выпускник получает возможность не просто накопить объем получаемых качественных знаний, но и эффективно их использовать его в предстоящей практической деятельности.
Компетентностный подход включает в себя следующие компоненты:
– общие принципы определения целей образования, к которым относится способность выпускника к самостоятельному решению профессиональных проблем с использованием социального, в том числе, и личного опыта;
– отбор содержания образования с точки зрения восприятия социального опыта решения проблем учащимся;
– организация образовательного процесса таким образом, чтобы на основе воспринятого социального опыта у студента формировался личный опыт решения проблем;
Противоречие, возникающее между необходимостью адаптации современных условий высшего образования к изменившимся социальным условиям и требованиям подготовки выпускников высших юридических образовательных учреждений, с одной стороны и отсутствием единой образовательной системы на базе компетентностного подхода, охватывающей высшие юридические учебные учреждения, с другой стороны, требует пристального рассмотрения целей и возможностей внедрения в актуальную систему юридического образования педагогических технологий, необходимых для формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников согласно требованиям, предъявляемым современным рынком труда к специалистам в области юридических наук.
Педагогические технологии представляют собой систему знаний о процессе формирования профессиональных и общекультурных компетенций обучаемого, охватывающую совокупность проблем, связанных с целями, содержанием и организацией учебного процесса в русле формирования компетенций:
– преподаватель является активным помощником в развитии личности студента;
– процесс обучения направлен на активизацию процесса поисковой мыслительной деятельности студента;
– значительную часть обучения составляют групповые формы, в целях развития компетенций, связанных с коммуникативными качествами студента и его взаимодействием внутри группы;
Компетентностный подход требует оптимизации образовательных технологий, применяемых к студентам и направленных на формирование как общекультурных, так и профессиональных, в данном случае, в области юридических дисциплин, компетенций студентов. В частности, это касается перехода от традиционных методов обучения к активным и интерактивным. Современное профессиональное высшее образование ставит перед собой цели использования следующих педагогических технологий:
- Модульно-компетентностный метод. Основным понятием модульно-компетентностного метода является образовательный модуль – единица образовательной программы, способствующая формированию профессиональных компетенций и включающая в себя оценочную систему знаний и навыков, приобретенных в результате освоения модуля. Общая компетентность выпускника представлена совокупностью модулей, освоенных за весь период обучения и направленных на решение проблем социальной и профессиональной деятельности. Модульная педагогическая технология отвечает возросшей интенсивности обучения студентов и необходимости высокого процента их самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Мотивация играет значительную роль в модульном обучении. Посредством модульно-компетентностного метода в освоении юридических дисциплин подготавливается специалист, способный самостоятельно и профессионально осуществлять практическую деятельность в данной области.
- Интерактивные методы. Предполагают двустороннее взаимодействие во всех вариантах учебного процесса:
– между студентом и преподавателем;
– между студентами;
– между студентом и изучаемой учебной дисциплиной.
- Беседа (диалог) – форма ведения занятия, способствующая взаимообучению студентов, передаче информационного опыта не только от преподавателя, но и от студента к студенту. Высказывая собственные мысли, обсуждая проблемы правовой сферы, пользуясь личным опытом как своим, так и собеседника, рассматривая точку зрения друг друга, обучающиеся получают возможность формирования коллективного опыта, личной мотивации и активного усвоения знаний в процессе обучения. Диалог учит студента слушать своего оппонента, воспринимать его точку зрения, рассматривать проблему под разными углами.
- Задача дискуссии, в отличие от беседы, заключается в том, чтобы студенты аргументировали собственные точки зрения, выступали в качестве оппонентов, пользуясь собственными знаниями и опытом, доказывали свою правоту. Дискуссия дает студентам возможность проявить свое отношение к тому или иному разделу учебного материала или исследуемому процессу, сформировать способность конструктивной аргументированной речи, приобрести целеустремленность, убедительность, оперативное и уместное использование своих знаний и опыта.
- Метод кейсов, иначе – метод коллективного анализа ситуаций, – форма, применяющаяся на практических занятиях и заключающаяся в моделировании ситуации для ее индивидуального и коллективного анализа. Данная форма используется для отработки и повышения качества приобретенных профессиональных навыков. Метод кейсов крайне важен с точки зрения синтеза теории и практики в обучении, комплексного подхода к формированию компетенций студентов. Кейсы делятся на:
– обучающие – организованные искусственным образом;
– практические – взятые из реальных ситуаций;
– исследовательские – требующие проведения исследовательской деятельности.
- Модерация – интерактивная форма обучения, представляющая собой процесс выявления и анализа проблем и поиска путей их решения. Как правило, педагог принимает на себя обязанности модератора, чья деятельность заключается в организации занятия, представления темы, включения каждого из участников группы в поиск проблемы и выбор решения, а также обеспечения общей рабочей обстановки и курирования структуры занятия. Важно, чтобы модерация сохраняла систематизированную структуру, в которой каждое отдельное действие связано логически с предыдущим и следующим. Модерация относится к практическим занятиям и позволяет совмещать организационные формы работы с разным количеством человек (индивидуальную, парную, групповую, коллективную), благодаря чему является уникальным средством формирования знаний и опыта практической деятельности.
- Микрогрупповая технология применяется для моделирования различных видов профессиональной деятельности, раскрывающих компетенции студентов, относящиеся к взаимодействию. Данная форма реализуется в составе групп с малым количеством студентов, которые ищут решения задач, поставленных перед ними смоделированной ситуацией. Особенность микрогрупповой технологии заключается в том, что в ее процессе оценивается степень влияния взаимодействия участников группы на результаты работы. Результатом применения микрогрупповой технологии является формирование компетенций, касающихся ответственности, прогнозирования действий, умения работать и принимать решения в коллективе.
- Информационные технологии. Современные возможности, предоставляемые информационной средой, широко и плодотворно используются в высшем образовании. Сетевая организация предоставления образовательных услуг способствует преодолению расстояний и территориальных границ, а также регулярному взаимодействиию между участниками образовательной деятельности: преподавателями, студентами, администрацией высшего образовательного учреждения. В сферу информационных технологий в высшем образовании входит возможность проведения открытых уроков, вебинаров, конференций, а также использование в учебных целях электронных информационных ресурсов в процессе самостоятельного поиска, хранения, передачи, переработки, воспроизведения информации: электронных библиотек, справочников, ознакомительных порталов.
- Самостоятельная исследовательская деятельность. Наиболее популярный в современном образовании метод проектов представляет собой обучение студентов через их собственные познавательные навыки, через самостоятельную постановку целей, подбор, переработку, подготовку и представление информации, отвечающей целям исследования. Исследовательская деятельность студентов подразделяется на индивидуальную и групповую. Самостоятельность исследования заключается в ответственности обучаемых за свой проект и способствует формированию таких профессиональных и общекультурных компетенций как ответственность, мотивация, организованность, умение находить, синтезировать и анализировать информацию, способность формулировать цели и задачи исследования.
- Интегрированное обучение. Не менее важной, чем совокупное влияние форм и методов обучения на студента, является межпредметная интеграция. Пересечение информации для усвоения в разных условиях, в разном контексте, от разных педагогов ведет к формированию культуры мышления и углублению знаний, позволяет рассмотреть предмет с разных сторон и повышает прочность усвоенного материала и возможности его практического использования. Интегрированное обучение положительно влияет на усвоение всех участвующих в нем предметов. Для этого метода необходима организованная работа педагогов и учебный план, составленный с учетом интегрированного обучения.
Компетенции студента, сформированные в процессе изучения правовых дисциплин, как профессиональные, так и общекультурные, предполагают приобретение им достаточного для последующей трудовой деятельности объема знаний, а также умение ориентироваться в сфере своей деятельности решая как стандартные, так и оригинальных профессиональные задачи. Компетентностный подход к обучению студентов высших юридических учебных учреждений стимулирует самостоятельность выпускников, умение ставить и добиваться цели, а также способность к дальнейшему усвоению профессионального опыта и повышению профессионального уровня в процессе последующей трудовой деятельности. Таким образом, формирование единой образовательной системы на базе компетентностного подхода для высших юридических учебных учреждений является неотложной задачей подготовки квалифицированных кадров в государственной правовой сфере.
Библиографическая ссылка
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Формирование глобальных компетенций, 7 класс. docxречевая компетенция. docxО проведении диагностики профессиональных компетенций. docxФормировпние ключевых компетенций учащихся на уроках математики. Протокол оценки компетенций. docxРазвитие современных педагогических компетенций при переходе к о5_Бланки оценки развиваемых компетенций. pdfчитательская компетенция. docxРазработка корпоративной модели компетенций для директора по марТехнология развития критического мышления в формировании профессПонятие «компетенция». Причины смены парадигмы обучения: от знаниевой к компетентностной модели. Ключевые (общекультурные, универсальные), общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Структура компетенции.
Компетенция (Совокупность компетенций = компетентность )
Компетенция – это определенная характеристика личности, необходимая для выполнения определенных работ и позволяющая ее обладателю получать необходимые результаты работы.
Компетентность – это способность индивидуума, обладающего личной характеристикой для решения рабочих задач, получать необходимые результаты работы.
Иными словами, компетенция – это требуемый для определенной деятельности стандарт поведения, а компетентность – уровень владения этим стандартом поведения, то есть конечный результат его применения.
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Сумма знаний, умений и навыков, усвоенных субъектом и необходимых для его успешной деятельности
Важным компонентом компетенций является опыт – интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.
(Компетентностьособого рода предметные навыкитехнологическую составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую
Сегодня современный мир существенно изменился и стал другим – миром информационных технологий, информация стала всеобще глобально доступной. Конкуренция в экономике потребовала инновационных изменений в образовании, власть на рынках уверенно берет потребитель. В этих условиях образование ориентировано на определенный конкретный результат – подготовку профессионально компетентной личности.
Знаниевый подход предполагает овладение знаниями, умениями, навыками в решении дидактических задач; постоянное пополнение объема изучаемой информации новыми знаниями. Все это затрудняет быструю ориентацию в обновляющихся знаниях и применении их в решении практических задачЭкономические изменения требуют подготовки специалиста, а компетенции/компетентности как способности решать практические задачи.
Анализ компетентностного подхода в профессиональном образовании позволяет их структурировать по следующим направлениям:
- общекультурные
- универсальные
- обще-профессиональные
- профессиональные
– определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Универсальные компетенции — это качества личности, от которых зависит ее успех практически во всех областях профессиональной деятельности. Это, например, такие качества как
- способность ставить цели и планировать их достижение,
- культурная компетентность,
- коммуникабельность,
- аналитические способности,
- лидерские качества,
- умение создавать и осуществлять проекты и др.
Эобщие для широкого круга профессий.
- -познавательные (гностические),связанные с получением (приобретением), хранением, преобразованием и использованием различной информации;
- -ценностно-ориентационные, раскрывающие целемотивационный аспект деятельности специалиста, его способность усвоить и принять ценности, нравственно-этические нормы и правила сложившиеся в обществе и профессиональной среде;
- – -технико-технологические, раскрывающие содержание операционно-инструментальной стороны деятельности, т. е. общие принципы, способы и средства планирования собственной и коллективной деятельности, проектирования и расчета техники, технологии производственного (или иного) процесса;
Профессиональные компетенции – готовность (способность) работника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы, ключевые и типичные производственные задачи
Профессиональная компетентность педагога
Коммуникативная компетентность педагога— профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются: эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью);
Информационная компетентность включает объем информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.
Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности.
Интеллектуально-педагогическую компетентность можно рассматривать как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления.
Лекция. Основные понятия химической кинетики.
Цель лекции: Создать условия для усвоения студентами материала по теме «Основные понятия химической кинетики
Основные задачи: обучающая: развивающая: воспитывающая. Задачи для преподавателя: 1. Привести стехиометричекое уравнение химической реакции, дать студентам объяснение глубины протекания реакции, скорости протекания реакции , скорость по компонентам химической реакции
Для удобства понимания основные понятия, упоминаемые в тексте впервые, выделены жирным курсивом, их определения – жирным шрифтом)
По результатам занятия студент должен: иметь понятие о: уметь делать: владеть знаниями
Тип занятия: лекция. По типу лекция информационная.
Информационные лекции – это традиционный способ изложения материала. Они проводятся в том случае, когда учащихся необходимо ввести в курс по конкретному вопросу или предмету. Лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить. Для лучшего усвоения материала информационные лекции предполагают конспектирование – запись основных моментов доклада.
Ведение конспекта помогает студентам лучше усвоить важнейшую информацию курса и при необходимости повторить материал перед сдачей экзамена или зачета.
Вступительная часть Приветствие. Проверка отсутствующих. Постановка темы, цели, основных задач.
В химической науке в целом и в физической химии, в частности, есть особая область, которая изучает механизмы и закономерности протекания химических процессов во времени. Эта наука называется – химическая кинетика. Химическая кинетика рассматривает и устанавливает зависимости скорости химических реакций от концентраций реагентов, температуры и других внешних условий. Химическая кинетика является тем краеугольным камнем, на котором стоит современная химическая промышленность и, в частности, нефтехимия, нефтепереработка и производство полимеров.
Закрепление полученной информации Вопрос-ответ, экспресс-опрос, при этом отвечает как преподаватель, так и учащиеся.
Проводится разбор ошибок. Подведение итогов. Сопоставление результатов лекции с установленной целью и намеченными задачами. Оценивание работы студентов.
Анонс следующего занятия, задание на дом. Задания для самостоятельной работы, определение способа их выполнения
В процессе производственной практики бакалавр по направлению подготовки 38. «Менеджмент» должен обладать следующими компетенциями:
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и право-вых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);
способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);
способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);
способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);
владение навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации (ОПК-5);
способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением ин-формационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6). профессиональных компетенций:
владение навыками планирования и организации деятельности государственных, муниципальных и частных предприятий и учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-23);
владение технологиями, приемами, обеспечивающих оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам (ПК-24);
владение навыками сбора, обработки и участия в информатизации деятельности соответствующих предприятий и организаций (ПК-26);
В результате прохождения практики студент должен обладать следующими компетенциями, соотнесенными со знаниями, умениями, владениями:
Код компетенции по ФГОС
Содержание
компетенции
Планируемые результаты обучения
Общекультурные
компетенции
ОК -7
способность к самоорганизации
и самообразо-
ванию
знать:
– основы организации
собственной учебной и трудовой
деятельности
уметь: – планировать и
распределять дела и обязан-
ности в рамках бюджета
времени
–
владеть: – навыками организации
самостоятельной работы над
учебными курсами и
практическими заданиями
Общепрофессиональ
ные компетенции
ОПК -1
владение навыками поиска,
анализа и использования
нормативных и правовых
документов в своейпрофессиональной деятельности
знать:
– содержание Постановлений Конституционного Суда, Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в которых содержатся руководящие разъяснения действующего законодательства по излагаемым вопросам
уметь:
– самостоятельно исследовать правовой материал, сферу действия и особенности, приме-нять нормы законодательства при решении практических задач
владеть:
– навыками научно-исследовательской работы, что предполагает самостоятельное сопоставление и анализ теоретического материла, тру-довучѐных отечественных и зарубежных юристов и экономистов
ОПК-2
способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений
знать:
– теорию и практику принятия управленческих решений в условиях определенности, риска и неопределенности
уметь:
– анализировать организационные проблемы и проводить оценку вариантов их решения
владеть:
– навыками по принятию индивидуальных и коллективных решений с учетом социально-психологических и экономических факторов
ОПК -3
способность проектировать организационные структуры, участвовать в раз-работке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые
мероприятия
знать:
– построение системы организаций в обществе и законы их функционирования и развития;
– теоретические и технологические основания проектирования организаций;
– основные правила организационной культуры и культуры личного поведения как управляющий организации
уметь:
– использовать теоретические знания при выявлении, описании и анализе эффективности функционирования организации;
– проводить простейшие исследования по изучению опыта функционирования организаций
владеть:
– навыками проектирования своей деятельности по изучению эффективности организации
ОПК -4
способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации
знать:
– этические нормы деловых отношений, основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций
уметь:
– осуществлять эффективную деловую коммуникацию
владеть:
– навыками использования и обработки информации для обеспечения эффективного делового общения
ОПК -5
владение навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации
знать:
– теоретические основы финансов и бюджета как основного звена финансовой системы государства
уметь:
– читать бюджет, анализировать структуру доходов и расходов, оценивать исполнения бюджета
владеть:
– навыками оптимизации и распределения бюджетных доходов и расходов с учетом приоритетов социально-экономического развития территории, региона, государства
ОПК -6
способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением ин-формационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
знать:
– важнейшие законодательные акты, норматив-но-технические и организационно-методические документы по вопросам информационного документационного обеспечения управления
уметь:
– производить анализ существующего информационного документационного обеспечения управления и проектировать новые технологические процессы информационного документационного обеспечения управления
владеть:
– способами диагностики эффективности систем информационного документационного обеспечения управления
Профессиональные
компетенции
ПК- 23
владение навыками планирования и организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, обществен-но-политических, коммерческих и не-коммерческих организаций
знать:
– основы планирования деятельности организации
уметь:
– применять методы целеполагания и планирования в профессиональной деятельности
владеть:
– навыками организации деятельности по исполнению планов
ПК -24
владение технологиями, приемами, обеспечивающих оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам
знать:
– содержание нормативно-правовых актов, регулирующих предоставление государственных и муниципальных услуг
уметь:
– определять потребности населения в государственных и муниципальных услугах
владеть:
– навыками оценки качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг
ПК -25
умение организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и осуществление административных процессов
знать:
– основные параметры качества управленческих решений
уметь:
– организовать анализ принимаемых управленческих решений
владеть:
– навыками разработки и реализации качественных управленческих решений
ПК -26
владение навыками сбора, обработки и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций
знать:
– основы государственной политики информатизации в РФ
уметь:
– анализировать информационную среду организации
владеть:
– навыками внедрения информационных технологий в деятельность государственных и муниципальных учреждений
Содержание производственной практики
В ходе прохождения производственной практики студент должен ознакомиться с базой практики, изучить подсистемы управления в организации, особенностями управления организацией с учетом ее отраслевой принадлежности, специфики и масштабов деятельности организации, а также собрать материалы, необходимые для подготовки отчета по практике.
Программа практики включает в себя обязательное выполнение каждым студентом заданий по плану-графику для данного вида практики (см. табл.
Учебно-тематический план учебной практики бакалавра
№
Этапы прохождения практики
Сроки
Согласование программы практики. Знакомство
с организацией, изучение организационно-управленческой документации. 2 дня
Ознакомление с видами деятельности и структурой
управления организации. Изучение содержания работы менеджера по общим функциям управления
3 дня
Знакомство и описание производственно-технической подсистемы
1 день
Изучение особенностей социальной подсистемы управления
1 день
Знакомство и описание экономической подсистемы
управления
1 день
Изучение информационной подсистемы управления
1 день
Изучение и описание основных элементов внешней среды организации
1 день
Оформление, сдача и защита отчета по учебной
практике. Итоговая конференция по практике
1 день
Итого (2 недели
10 дней
В ходе прохождения производственной практики студент должен выполнить следующие задания:
– дать общую характеристику конкретной организации (или одного из подразделений крупной организации);
– выделить факторы внешней среды организации (или ее подразделения) и дать им характеристику;
– определить структуру и особенности ключевых подсистем управления в организации (или ее подразделения), а именно: информационная подсистема, экономическая подсистема, производственно-техническая подсистема, маркетинговая подсистема, социальная подсистема.
Информационная подсистема – совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети организации соответствующей информацией для коммуникаций в управлении организацией.
Экономическая подсистема – обеспечивает совокупность экономических процессов, происходящих в организации: движение капитала, денежных средств; соотношение затрат и доходов, другие экономические показатели.
Производственно-техническая подсистема – материальные средства, комплекс машин, оборудования, сырья, материалов, инструментов, энергии, призвана обеспечивать переработку входящих ресурсов в готовый продукт или услугу, предлагаемые организацией внешней среде.
Маркетинговая подсистема – обеспечение потребностей клиентов в продуктах и услугах организации путем изучения рынка, создание системы сбыта, организации оптимального ценообразования и эффективной рекламы, а также организация активного воздействия на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.
Социальная подсистема – совокупность людей, работающих в организации со сложным комплексом отношений между ними. Основу подсистемы составляет работа с персоналом: подбор, обучение, мотивация, развитие и обеспечение профессионального роста.
Знакомство с организацией, изучение организационно-управленческой документации. В отчете студент должен отразить информацию о следующих аспектах деятельности организации:
• название организации;
• юридический адрес;
• назначение (миссия);
• правовые основания деятельности (устав, лицензия, свидетельство о государственной регистрации и т. , дата выдачи, сроки действия);
• отраслевая принадлежность (по ОКВЭД);
• организационно-правовая форма и вид собственности;
• этапы истории развития организации (основания выделения – смена названия организационно-правовой формы и вида собственности, слияния или поглощения).
Если организация (предприятие) диверсифицированная или крупная специализированная (завод, концерн, холдинг и др. ), в этом случае студент рассматривает одно из ее подразделений как самостоятельную организационную единицу.
Дополнительно в приложении к этому разделу рекомендуется предоставить копии основных организационных документов.
Формируемые компетенции: ОК-7 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-23 ПК-24 ПК-26
Ознакомление с видами деятельности и структурой управления организации. Изучение содержания работы менеджера по общим функциям управления
Данный раздел практики предполагает изучение студентом:
• основных функций управления, выполняемых специалистом, на рабочем месте которого организовано прохождение практики;
• видов деятельности и объема производства продукции (работ, услуг);
• производственной структуры (подразделения организации, функциональные взаимосвязи подразделений);
• организации управления (схема организационной структуры управления, функциональные взаимосвязи подразделений и служб);
• технико-экономических показателей деятельности за 3 года (объем реализации продукции (работ, услуг) в стоимостном и натуральном выражении, себестоимость);
• ассортимента выпускаемой продукции или услуг, их назначение и основных потребителей;
• финансового положения (прибыль, рентабельность);
• взаимоотношений с другими организациями (поставщики, кредитно-банковские учреждения, страховые организации, благотворительные организации и др
• внешнеэкономической деятельности (если есть).
Необходимо описать структуру управления организацией. Выяснить назначение и содержание блоков общего линейного и функционального руководства. Представить перечень должностей, выполняющих функциональные обязанности по каждому блоку. Для этого необходимо ознакомиться со штатным расписанием организации и:
1) представить организационную структуру в виде схемы, определить число уровней управления, количество структурных подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них (табл. 2);
2) определить тип структуры управления (линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, штабная, программно-целевая и т. ), указать их достоинства и недостатки.
Характеристика структурных подразделений
Наименование организации
Цель
Решаемые задачи
Функции
Количество сотрудников
Проанализировать виды и содержание деятельности, функции, выполняемые менеджером в организации (табл.
Деятельность менеджера организации (или подразделения)
Наименование должности и принадлежность к подразделению
организации
Содержание деятельности и функций
Перечень видов деятельности,
выполняемых менеджером
Перечень функций
менеджера
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль
Проанализировать эффективность распределения рабочего времени менеджера на основе проведения фотографии рабочего времени (ФРВ)1:
• оценить эффективность использования рабочего времени специалиста (табл. 4):
ФРВ деятельности менеджера
Дата «___» __________________20___ г.
При анализе ФРВ рекомендуется:
1) выделить удельный вес времени на выполнение менеджером (специалистом) творческих и нетворческих операций;
2) оценить рациональность использования рабочего времени;
3) выделить факторы нерационального использования рабочего времени2;
4) указать причины, усугубляющие перегруженность менеджера3;
5) оценить график работы специалиста (менеджера) с точки зрения гибкости: гибкий цикл, скользящий график, переменный рабочий день, очень гибкий график, гибкое размещение.
Дополнительно в приложении к этому разделу рекомендуется представить копию должностной инструкции данного менеджера, за которым проводилось наблюдение и чьи обязанности выполнялись студентом в период практики.
Знакомство и описание производственного процесса в учреждении.
После знакомства с основным, вспомогательным и обслуживающим производством организации и ее структурными подразделениями:
• дать характеристику производственного процесса;
• описать особенности его организации (массовое или крупносерийное; непрерывное производство); определить форму организации технологического процесса (единичное, мелкосерийное или индивидуальное);
• представить структуру производственного цикла в виде схемы;
• назвать используемые технологические процессы (технологии производства);
• перечислить задействованное оборудование, режимы его работы;
• обозначить необходимость и перспективы совершенствования технологического и производственного процессов (по мнению специалистов организации);
• указать основные и вспомогательные обслуживающие процессы; описать организацию одного из обеспечивающих или обслуживающих производств (организацию ремонтного, транспортного и складского хозяйств и др.
• Формируемые компетенции: ОК-7 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ПК-23 ПК-24 ПК-26
Изучение особенностей социальной подсистемы.
Познакомиться с работой службы управления персоналом и его отделами. Обратить внимание на кадровую документацию и отчетность. На основе полученных материалов:
• перечислить функции службы управления персоналом;
• перечислить используемые в организации кадровые технологии;
• перечислить социальные программы в организации, выделив их направленность, категорию работников, планируемую эффективность;
• описать используемые в организации методы управления и подтвердить их практическим примером.
Знакомство и описание экономической подсистемы управления.
После знакомства с программой данного раздела необходимо: указать, какие службы занимаются финансовыми и планово-экономическими вопросами; представить структуру финансовых ресурсов фирмы (прибыль, амортизационные отчисления, средства от продажи ценных бумаг, кредит и займы и т. ), обозначить удельный вес каждой составляющей.
Изучение информационной подсистемы управления.
После знакомства с работой специалистов, организацией их работы на примере менеджера – специалиста конкретного подразделения необходимо рассмотреть и описать:
• техническое оснащение рабочего места менеджера (наличие ПК, АРМ, локальной сети, электронной почты, Интернет, баз данных, сканеров, ксероксов, факсов, телефонов и т. ), по возможности отобразить графически;
• вид технологии (бумажная или электронная), преобладающей работе менеджеров;
• информационные каналы менеджера;
• программное обеспечение деятельности менеджера и основные пакеты прикладных программ, используемые в работе специалистов разных подразделений (бухгалтерия, маркетинг, кадры и т
Изучение и описание основных элементов внешней среды организации.
Данный раздел практики предполагает: описание подхода, который используется организацией при взаимодействии с рынком (производственный или клиентский); описание положения организации на рынке (характеристика внешней среды).
Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны менеджеров организации и могут оказать влияние на ее развитие и выбор стратегии (Приложение 3).
На основе наблюдения, личного непосредственного контакта с руководителями и сотрудниками организации необходимо выделить и назвать: основные элементы внешней среды организации: макросреды (политические,
экономические, социокультурные, технологические) и микросреды (клиенты, потребители продукта, поставщики; конкуренты, общественные группы); особенности стратегии организации на отечественном и/ или/ внешнем рынке.
Оформление, сдача и защита отчета по производственной практике.
Итоговая конференция по практике. По материалам практики делается заключение, содержащее выводы по каждому разделу практики. Готовится выступление студента (5-7 мин. ) с презентацией по результатам прохождения учебной практики для итоговой конференции.