личностные и профессиональные компетенции учителя начальных классов

Тест предназначен для аттестации учителей начальных классов. Рекомендуется студентам старших курсов обучающихся по специальности – учитель начальных классов.

Инструкция к тесту

Прочитайте внимательно вопрос и выберите один из предложенных вариантов ответов.

Заполните форму регистрации

Фамилия Имя Отчество

Тест предназначен для учителей начальных классов. Рекомендуется для выпускников высшмх и средних специальных заведений обучающихся по проессии – учитель начальных классов.

личностные и профессиональные компетенции учителя начальных классов

Образовательный тест

Для учителей

Пройти онлайн тест Аттестация учителей начальных классов. Часть 1 бесплатно без регистрации и без СМС

личностные и профессиональные компетенции учителя начальных классов

Хотите использовать этот тест в собственных целях?

Очное ИКУ проводится каждую 1-ую неделю месяца (03. 2022-11. 2022).

Очное ИКУ проходит на базах ЦНППМ

Форма для подачи заявки на сентябрьское тестирование будет открыта с 08 сентября 2022 по 20 сентября 2022 до 18.

Для обработки поданных заявок форма будет закрыта 20 сентября 2022 в 18. Письмо-приглашение на очное тестирование придёт на Ваш эл. адрес с 21 сентября по 30 сентября 2022.

Напоминаем, тестирование можно пройти 1 раз в учебный год.

Тестирование на договорной основе

ЗАЯВКА НА ПРОХОЖДЕНИЕ ИКУ

С 1 сентября 2022 года вступит в силу новый профессиональный стандарт для учителей

Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)

Прежний профессиональный стандарт “Педагог”, принятый в 2013- году, признан утратившим силу.

С 1 сентября 2022 года учителя начнут работать по новому стандарту в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ.

Для кого этот стандарт?Предыдущий документ был нацелен на педагогов дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, то есть касался и воспитателей, и учителей. Новый стандарт, который будет действовать с 1 сентября 2022 до 1 сентября 2028 г. , предназначен только для школьных учителей. Для чего этот стандарт?В пояснительной записке к документу обозначены причины необходимости нового профстандарта:

  • изменения, ранее внесенные в ФЗ “Об образовании”, а именно допуск студентов педагогических вузов к работе в школе и внедрение типовых учебных программ;
  • утвержденные в 2021 году новые наименования квалификаций и требования к ним;
  • несоответствие прежнего стандарта федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ».

Что изменилось?В новом стандарте теперь зафиксированы два основных уровня квалификации школьных педагогических работников (учителей): уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).

В зависимости от этого различаются их трудовые функции. Уровень 5 подразумевает следующие трудовые функции: педагогическая деятельность по реализации программ начального (основного, среднего) общего образования на основе типовых схем и шаблонов. Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций:

  • педагогическая деятельность по решению стандартных задач программам начального (основного, среднего) общего образования;
  • педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;
  • педагогическое проектирование программ начального (основного, среднего) общего образования.

Также в зависимости от уровня различаются требования к образованию и обучению учителей:

  • для уровня 5 достаточно иметь справку о периоде обучения, подтверждающую успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки “Образование и педагогические науки”;
  • для уровня 6 необходимо или высшее образование по укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) «Образование и педагогические науки», или высшее образование и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки, предоставляющие право ведения педагогической деятельности, или среднее профессиональное образования — программы подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки».

Новшества, связанные с цифровизациейВ новом стандарте появились требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов. Современный учитель теперь обязан обладать следующими умениями.

Владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий:

  • общепользовательская ИКТ-компетентность (уметь работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств коммуникаций, соблюдать правила защиты информации и персональных данных);
  • общепедагогическая ИКТ-компетентность (уметь организовать свою педагогическую деятельность и деятельность обучающихся с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования, применять нормы информационной безопасности в образовательном процессе).

Адекватно использовать средства цифровых коммуникаций и видеотехнологий с участниками образовательного процесса, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных.

Использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности.

Избирательно применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения, позволяющих проводить развивающую работу и обеспечивать доступ к таким технологиям всех обучающихся на основе индивидуального подхода, а также для работы с детьми с особыми потребностями (специализированное и дополнительное цифровое оборудование в соответствии с оснащением информационной образовательной среды организации).

Полный текст проекта профессионального стандарта – здесь

гульмира тожибоева
Профессиональная компетентность учителя начальных классов

СПЕЦИФИКА ШКОЛЫ «РИВОЖ» (РАЗВИТИЕ) В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чирчикского государственного педагогического института

В данной статье раскрыты особенности подготовки будущего учителя начального образования (БУНО). В статье выявлены педагогические условия, способствующие повышению эффективности подготовки БУНО, рассматривается специфика работы школы «Ривож» (Развитие) в развитии профессиональной компетентности БУНО. Научная новизна исследования заключается в разработке организационно-методической системы подготовки студентов в развитии профессиональной компетентности. В результате выделены и охарактеризованы четыре уровня подготовки студентов (стандартный, алгоритмический, эвристический, авторский, которые направлены на поэтапное развитие профессиональной комптентности.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, мотивация, диагностика, проектирование

Конкурентоспособность на рынке труда сегодня требует от каждого специалиста наличия профессиональной компетентности, ее последовательного развития. Что такое компетентность? Какие качества должны быть отражены в основе профессиональной компетентности? Какими компетентностными качествами должен обладать будущего учителя начального образования (БУНО?

В то время как английское понятие «competence» буквально означает «способность», в содержательном плане оно означает совокупность способностей, позволяющих демонстрировать теоретические знания на практике с высоким уровнем профессионализма, навыков и способностей.

Процесс формирования профессиональной компетентности будущего учителя начального образования (БУНО) представляет собой поэтапный процесс. К профессионально важным качествам деятельности (БУНО) на основе «Я-концепции» относятся формирование и развитие функциональных и личностных компонентов (проектный, организаторский, конструктивный, аналитический). Мы рекомендуем будущему учителю начальных классов строить свою деятельность на основе трех этапов:

Шаг 1 – Адаптация. БУНО определяет объем своих обязанностей и компетенций, а также выявляет пробелы в своих навыках и способностях для разработки программы адаптации.

2 этап – Шлифовка. БУНО разрабатывает и реализует программу адаптации, шлифует свои профессиональные навыки, создаёт программу самосовершенствования.

3 этап – Диагностика. БУНО проверяет уровень своего профессионализма, определяет уровень готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

В развитии профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов мы разработали программу целевого сотрудничества, организовали деятельность школы «Развитие» так, чтобы у учащихся было четкое представление о целях и задачах программы. В этой школе в качестве «болевых точек» педагогической деятельности будущих учителей начальных классов были выделены различные проблемы, такие как профилактика типичных ошибок в обучении, формирование устойчивых принципиальных позиций в проведении урока. Эта программа служит:

дифференциации и целевому планированию методической работы на основе выявленных потенциальных возможностей будущего учителя начальных классов;

повышению профессионального уровня будущего учителя начальных классов с учетом его потребностей, трудностей и достижений;

развитию творческого потенциала будущего учителя начальных классов, стимулированию его участия в инновационной деятельности, мониторингу динамики развития профессиональной деятельности;

повышению практической продуктивности будущего учителя начальных классов и эффективности образовательного процесса в образовательном учреждении;

созданию условий для удовлетворения потребности в самообразовании будущих учителей начальных классов.

Наши усилия были направлены на активизацию и усиление мотивации будущих учителей начальных классов, освоение эффективных способов преодоления трудностей, возникающих в процессе работы.

В школе «Ривож» (Развитие) тщательно подобраны формы и методы обучения будущих учителей начальных классов : проблемно-педагогическая игра; рефлекторная педагогическая игра; работа в составе творческой группы; лекции, семинары, практические занятия; педагогические чтения; «педагогический ринг»; ярмарка педагогических идей; просмотр видео записанных уроков; групповые и индивидуальные консультации; посещение и анализ базовых школ; мастер-классы; педагогические мастерские.

Знакомство с новыми технологиями осуществлялось на лекциях и педагогических чтениях. Но этого было недостаточно для формирования практических навыков. Поэтому применялись комплексные методы работы : педагогические семинары, мастер-классы, работа в творческих группах, где БУНО знакомился с передовым педагогическим опытом, участвовал в профессиональных дискуссиях, готовил дидактические материалы, проводил открытые уроки и так далее. При высоком уровне мотивации будущий учитель начальных классов обсуждает свои профессиональные проблемы в группе и получает реальную помощь от сокурсников. В процессе развития профессиональной компетентности мы разработали следующие уровни и использовали их в экспериментальной работе:

Стандартный уровень – будущий учитель начальных классов реализует компетенции, определенные в «Концепции профессиональных компетенций», разработанной нами на основе приведенных образцов, исходя из стандарта высшего образования.

Алгоритмический уровень – самостоятельно выполняет алгоритм компетенций, определенный в «Концепции профессиональных компетенций».

Эвристический уровень – способность самостоятельно разрабатывать новые алгоритмы на основе изменений компетенций, определенных в «Концепции профессиональных компетенций», самостоятельно искать новую информацию для решения учебной задачи.

Авторский уровень – обогащение индивидуально разработанными решениями в процессе выполнения заданий.

В своей работе мы выполнили следующие задачи:

работали над учебно-методическим модулем по компетентностному образованию;

познакомили будущего учителя начальных классов с новыми педагогическими технологиями;

разработали программу внедрения компетенций в образовательный процесс по направлению;

использовали школу “Ривож”(Развитие) как оптимальную форму работы;

включили в план работы БУНО информацию о новых и параллельных программах и учебниках.

Новые нетрадиционные или модернизированные формы работы более эффективны, чем традиционные формы работы (беседы, консультации, посещение и обсуждение) : психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические рабочие игры, дебаты, конкурсы, круглые столы, «мозговой штурм», урок-разработка и презентация моделей, презентация себя как классного руководителя, защита творческой работы, передача педагогического опыта «от ученика к ученику». Именно они ускоряют процесс доступа БУНО к образовательной деятельности, педагогической среде. Он чувствует себя более уверенно, укрепляется его уверенность в выборе профессии, в результате чего развивается профессиональная компетентность.

Таджибоева. Психолого-педагогическая компетентность учителей начальных классов. Наука и мир, международный научный журнал, №1 (77, 2020, том 2, 32-34стр.

Тожибоева, Алтаева К. , Роль педагогической компетентности в становлении профессионализма учителей начальных классов

БЕЛЕЕНКО ЕЛЕНА ИВАНОВНА

ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ РСО-АЛАНИЯ

СТАЖ 34 ГОДА, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

Китайские мудрецы говорят :  Не дай Вам Бог жить во время перемен.

Именно в такое время перемен в образовании , живём мы с вами и наши ученики. Время перемен – это время новых возможностей. Так вот, какие бы перемены не происходили  в образовании: новые стандарты, мониторинги, ВПР, учителя начальных классов первые на « своей шкуре» если можно так сказать почувствовали эти новшества.

Проведение уроков по ФГОС с совершенно другой структурой и этапами, составление рабочих программ, а затем календарное планирование с учетом сокращения часов ,но не программы ,технологические карты уроков с описанием всех УУД на каждом этапе урока. Всё это мы, как говорится, «пропустили через себя». Начинали трудно, доходили до всего сами, потому что и подсмотреть тогда было ещё негде, да и курсы ничем практически помочь не могли, кроме общих фраз.

Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю. Он должен осознавать значение своего профессионального труда и быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями.

Мы должны быть не трансляторами знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса. Не говоря уже о том, что мы должны быть активными пользователями информационных технологий.

Педагогические компетентности представляют собой совокупность самых различных действий учителя, которые, прежде всего, относятся к функциям педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуальные особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетентности.

Готовясь к педсовету, проработав целую кучу литературы по данному вопросу, я выделила для себя пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов, хотя в разных источниках эти критерии интерпретируются по разному и количество их тоже варьируется.

Общекультурный критерий.

Общепрофессиональный критерий.

Коммуникативный критерий.

Личностный критерий.

Критерий саморазвития и самообразования.

Общекультурный критерий включает в себя

общая образованность и широта кругозора;

информированность в области профессионально-педагогических новинок;

культура речи учителя.

Общепрофессиональный критерий (важно!!!)

Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.

Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:

владение содержанием учебных дисциплин;

владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;

знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Часто учитель начальных классов вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда придет на помощь в трудную минуту, поддержит растерянного малыша, подскажет, как действовать в той или иной ситуации.

Можно выделить два показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по данному критерию:

эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;

доброжелательный и конструктивный стиль общения.

профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность своему делу.

наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;

наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо – эмоциональным нагрузкам. (чего нам и не хватает)

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда.

Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.

Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:

самокритичность, требовательность к себе;

потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;

исследовательский стиль деятельности

«Профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и психолога. В основе её лежит осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детского коллектива и перспектив его развития. Такое осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе (а не копировании!) педагогических технологий, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для позитивного развития личности младшего школьника.

Можно выделить основные профессиональные компетенции современного учителя начальных классов:

умение учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои “образовательные дыры”;

уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;

уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

уметь “инсценировать” учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей;

владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся;

использовать систему оценивания, позволяющую учащемуся адекватно оценивать свои достижения и оценивать их;

уметь организовать понятийную работу детей.

Помимо этого мы должны:

– разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты

– уметь проводить педагогический мониторинг

– владеть ИКТ Также  учитель начальных классов должен использовать электронные приложения и интернет ресурсы.

-знать особенности работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими отклонения в развитии

– разрабатывать и составлять технологическую карту урока(КОТОРАЯ ОТНИМАЕТ УЙМУ ВРЕМЕНИ)

– быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении

– обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов

Итак, это были требования к учителю начальных классов, и все мы прекрасно понимаем, чтобы соответствовать таким требованиям, мы должны быть обеспечены всем вышеупомянутым оборудованием. А для нас счастье, если   утром включился интернет и есть возможность зайти в «дневник», не говоря уже о том что онлайн приложения и интернетресурсы к сожалению, рассчитаны на более высокую скорость, чем та, которую нам предоставляют наши работодатели. Вот и приходится всё скачивать дома на носители, чтобы провести урок по всем требованиям стандарта. Согласитесь, учитель находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая, конкретная ситуация требует творческого и оригинального решения. Поэтому, чтобы повысить  творческий уровень учителя, уровень  его компетентности в «школе будущего», необходимо не только увеличивать объём требований к учителю, количество отчётов и бумаг, но и создать ему  такие условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию, творческой активности самого педагога. дать нам заниматься непосредственно нашими прямыми обязанностями, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Библиографическое описание

Мониторинг уровня сформированности профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов, владения нравственными качествами и умениями принимать решения, ставить учебные задачи, изучать особенности школьников, требует способности применять диагностические методики и дифференцированные задания, использовать активные формы организации познавательной деятельности, организовывать различные виды взаимодействия. Кроме того, важно владеть методами эмоционального воздействия на учащихся с целью стимулирования их познавательной деятельности, объективно оценивать результаты учебной деятельности, создавать психологически комфортную атмосферу в аудитории, изучать и использовать педагогический опыт колег и т.

Кроме того, важно выявить способность будущего учителя начальных классов к созданию ситуации успеха, обеспечения мотивации учащихся сельской школы.

В анкетировании приняли участие 89 выпускников- 24 юноши, 65 девушек, из числа студентов, намеренных осуществлять профессиональную деятельность в сельской школе.

Проведенное анкетирование показало, что у респондентов нет единого понимания проблем и трудностей, возникающих при организации педагогической деятельности в сельском образовательной организации. Кроме того, они имеют очень поверхностное представление о преимуществах работы в сельской школе. Особенно важным следует считать позицию студентов о знаниях, которых не хватает для продуктивной педагогической работы в начальных классах сельской школы, где 56 % из числа опрошенных считают необходимым владение технологиями организации учебного процесса в малочисленных классах, а также одновременную работу в двух классах.

Преобладание у большинства респондентов данной позиции актуализирует значимость формирования при профессиональной подготовке вопросов организации и управлению образовательным процессом младшего школьника в условиях малочисленной школы. Следовательно, разработка продуктивной модели обучения, в рамках которой возможно достижение более качественных результатов, предполагает использование в учебном процессе деятельностного подхода, включения младших школьников в самостоятельную познавательную деятельность.

Результаты опроса позволяют сделать выводы о том, что большинство будущих учителей начальных классов осознают необходимость использования деятельностного подхода к обучению в начальной школе, но не владеют теоретическими знаниями, не умеют создавать необходимые условия для активной, познавательной деятельности школьников.

Анализ результатов анкетирования указывает на то, что студенты контрольной и экспериментальной групп имея примерно одинаковую осведомленность организации процесса обучения младших школьников не достаточно четко понимают сущность деятельностного подхода, несмотря на убежденность в необходимости владения способами включения в самостоятельную познавательную деятельность учеников.

Модели учебной деятельности школьников, отраженные в учебниках часто не согласованы с подготовкой будущих учителей начальных классов, где преобладает информационный способ передачи знаний.

Существенные различия наблюдаются между учащимися городских и сельских школ, что зависит от месторасположения школы, числа лет обучения в школе (3 или 4), количества уроков математики в неделю (5 или 6); уровня профессиональной подготовки учителя; выбора учителем программы. При этом в качестве недостатков формирования обще учебных умений и навыков, следует отметить недостаточно прочное усвоение значительной части материала, трудности в овладении десятичной записью многозначных чисел и десятичных дробей, при выполнении арифметических действий выбор приемов решения текстовых задач; изучение геометрии, восприятии графических объектов и информации.

Исследование позволило получить объективную информацию об уровне математической подготовки не только младших школьников, доказать значимость корректировки подходов к обучению в начальной школе, усиления развивающей направленности содержания, достижения оптимального соотношения между отработкой умений и умственным развитием.

Результаты эксперимента указывают на различия в структуре и качестве знаний, сформированности навыков и умений студентов, степени усвоения ими разделов школьных курсов без которых трудно достичь качественной подготовки в начальной школе. Кроме того, широкий выбор программ и комплектов учебников разнообразие механизмов выявления исходного уровня базовых знаний и сформированности учебно-познавательных умений у студентов позволил организовать личностно ориентированную коррекцию, поскольку студенты контрольной и экспериментальной групп к началу эксперимента в соответствии с критериями распределились следующим образом:

Студенты с таким низким уровнем подготовки сразу же попадают в зону особого внимания так как требуют дополнительной индивидуальной работы, а удовлетворительный уровень хотя обеспечивает минимальную базу, на которую опирается будущий учитель требуют также особого внимания, поскольку неуспех объясняется недостаточной сформированностью способов познавательной деятельности и культуры учебного труда. Таким образом, результаты эксперимента позволили определить уровень студентов, сформировать реальную картину их предметных знаний, наличие умений логически мыслить, рассуждать, доказывать, что является основой профессиональных качеств специалиста.

Следовательно, при построении модели формирования готовности будущих учителей к работе в начальных классах сельской школы решались задачи:

 формирование у студентов профессиональных умений и навыков в области управления познавательной деятельностью младшего школьника;

 развитие общепедагогических умений будущего учителя (аналитико-диагностических, прогностических, конструктивных, организаторских, коммуникативных, когнитивных, рефлексивных);

 формирование потребности и способности к постоянному и целенаправленному пополнению профессиональных знаний через самостоятельную деятельность;

 формирование у студентов умения преодолевать собственные познавательные трудности средствами прямого и косвенного управления;

 органичное соответствие структурных компонентов содержания образования познавательным и профессиональным потребностям студентов;

 взаимообусловленность развития студента как субъекта деятельности и овладения им базовым содержанием математического образования по специальности;

 направленность деятельности педагога на развитие мотивационной сферы личности будущего педагога;

 личностный подход к обучающимся.

Формирование готовности студентов к работе в начальных классах сельской школы является целостной системой, поскольку каждый из компонентов решает ту или иную, и только их совокупность обеспечивает поставленной цели.

С учетом сказанного построение модели базируется на деятельностном подходе потому, что он соответствует приоритетной цели современного профессионального образования — формированию компетентной, саморазвивающейся личности, где системообразующим элементом выступает рефлексия, помогающая осознать значимость активной познавательной деятельности. При этом формирование готовности студентов к профессиональной деятельности в начальном образовании сельской школы предусматривает несколько уровней достижения:

 осмысление и принятие будущим учителем ценности предметных (математических и методических) знаний, овладение эффективными способами их усвоения;

 овладение способами управления познавательной деятельностью школьника в процессе изучения математики в условиях полного и малочисленного класса;

 достижение максимально возможного уровня сформированности отдельных компонентов профессиональной компетентности.

С учетом сказанного формирование готовности к профессиональной деятельности студентов разделен на блоки: диагностический, теоретико-технологический, мотивационный, практический, рефлексивный. При этом содержание подготовки будущих учителей начальной школы представляет собой целостную структуру взаимосвязанных блоков и компонентов, обеспечивающую единство научного содержания и практической направленности, предметно-теоретического и процессуально-деятельностного содержания; интеграцию и дифференциацию содержания и методов обучения с учетом потребностей и затруднений студентов, личной и профессиональной готовности к их преодолению; приобретение опыта будущими учителями по формированию у детей умений учебной деятельности, его рефлексивному анализу и осознанию индивидуальных образовательных потребностей.

Ведущими принципами при структурировании материала являются:

 соответствие современному уровню науки и современному состоянию систем обучения математике;

 профессиональная направленность;

 взаимосвязь общенаучных, общеметодических и специальных компонентов.

Все содержание учебной дисциплины трансформируется в модули, каждый из которых является логически завершенным в соответствии с целью. Каждый модуль имеет базовый и вариативный компоненты, что придает ему качества мобильности и четкости. Общая структура содержательного модуля может быть представлена так:

Построение модели базируется на деятельностном подходе потому, что он соответствует приоритетной цели современного профессионального образования — формированию компетентной, саморазвивающейся личности. Системообразующим элементом модели является рефлексия, так как она помогает осознать метод, который привел студентов к активной познавательной деятельности.

  • Давыдов В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте: Учебник для студентов педагогических институтов- М.: Просвещение, 1973.- 279 с.
  • Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий //Психологическая наука в СССР. М., 1959. T.I.
  • Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие — М.: Академия, 1999.- 288 с.
  • Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний — М.: Изд-во МГУ, 1975.-290 с.

Основные термины (генерируются автоматически): сельская школа, учебная деятельность, начальная школа, познавательная деятельность, будущий учитель, класс, профессиональная деятельность, активная познавательная деятельность, математическая подготовка, младший школьник.

Елена Башкирова
Профессиограмма учителя начальных классов

Общая характеристика профессии

Место работы: учреждения общего среднего образования

Должностные обязанности (функции) :

• планирование учебной и воспитательной работы;

• обучение и воспитание младших школьников с учетом специфики преподаваемых

• предметов в начальной школе и возраста обучающихся;

• содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры;

• обеспечение режима соблюдения санитарных норм и правил техники безопасности в образовательном процессе.

Учитель начальных классов – это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Поэтому каждый из нас помнит знаменательный день в своей жизни: первый раз в первый класс. А первые цветы своей первой учительнице? Это она берет на себя огромную ответственность ввести маленького человека в новый мир- мир знаний. Это ее, самую добрую, самую умную, самую красивую, заслуживающую доверия и уважения, всю свою жизнь вспоминают потом благодарные ученики. Учитель начальных классов – это педагог, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель в одном лице. Он проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг.

Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества.

Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут и должны заниматься только люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить сам процесс передачи знаний, процесс обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Работа с детьми требует от учителя высокой концентрации внимания, хорошо сформированной оперативной и долговременной памяти. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении.

Педагогическая деятельность требует от человека определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важны в профессии учителя : развитые коммуникативные качества, хорошая дикция, четкая грамотная речь, громкий голос, умение увлечь своим предметом, эрудиция. Речь учителя должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Также учителю начальных классов важно обладать музыкальными и художественными способностями. Очень важно, что учителю начальных классов должны быть присущи такие личностные качества, как любовь к детям, доброжелательность и чуткость.

Тип и класс профессии

Профессия «Учитель начальных классов» относится к типу «Человек-человек». Основное содержание профессии составляют взаимоотношения, как с учащимися младшего школьного возраста, так и с их родителями, направленные на то, чтобы наилучшим образом организовать учебный и воспитательный процесс в начальной школе.

Профессия «Учитель начальных классов» относится к классу творческих (эвристических, т. приятие решения в каждой отдельной ситуации требует индивидуального подхода.

«Человек – Знаковая система» (составление учебных планов, проверка и оценка письменных работ, ведение документации).

Спрос на профессию : постоянная востребованность на рынке труда, творческий характер труда.

Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует формированию обшей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ, использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу.

У учащихся начальных классов обычно один учитель. Он играет главную роль в преодолении детьми первых и очень трудных в их жизни шагов в школьной жизни.

Работа начинается со знакомства с родителями будущих учеников. При этом важно сориентировать родителей на активную помощь школе и своему ребенку, установить с ними доброжелательные и доверительные отношения.

Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание учеников, реализует образовательные программы, проводит определенное количество контрольных работ, обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного стандарта. Также ведет всю учебную документацию, заменяет уроки отсутствующих учителей, соблюдает права и свободы обучающихся, согласно Закону РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, принимает участие в деятельности методических объединений и обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Учитель стремиться развить в детях любознательность, привычку преодолевать трудности. Формирует у них потребность в знаниях. Выступает для малышей в роли воспитателя, прививая им навыки общения и поведения в социальной среде.

В начальных классах учащиеся получают не только знания, но и учатся учиться и от того, насколько успешным будет этот процесс, зависят их дальнейшие успехи в школе.

Профессиональная обязанность учителя – проведение уроков, в процессе которых он обеспечивает изучение учениками новой информации, повторение и закрепление пройденного ранее, контроль и выставление оценок, а также организует самостоятельную работу.

Цель образования – не только собственно обучение, но и развитие, воспитание ученика.

Учитель занимается воспитательной работой — проводит с обучающимися различные интересные и полезные мероприятия, индивидуально разбирается с «проблемными» учениками.

Основное внимание в подготовке учителя начальной школы уделяется педагогике, возрастной психологии и методике работы с детьми. Особое предпочтение отдается повышению общекультурного уровня будущего специалиста. Чтобы достигнуть успеха в учительской работе, необходим высокий уровень способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских, обстоятельная подготовка, а также личностные качества, располагающие к данной работе.

Учитель начальных классов работает в учреждении (в учебном классе,

спортзале, а также на воздухе (на пришкольной территории, стадионе). Работа в одну смену, обычно с 8. 00 до 14. 00 (если в учреждении образования учебный процесс ведется в одну смену). Возможны выходы с учащимися за пределы школы, организованные выезды за пределы населенного пункта и т.

У учителя повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Материальная ответственность за сохранность оборудования учебного кабинета.

Учитель начальных классов в деятельности использует простые ручные инструменты (карандаши, ручки, указку и т. , технические и электронные средства (диапроектор, видеомагнитофон, компьютер).

Работает, в основном, в помещении. Характерны повышенная нагрузка на зрение и эмоциональное напряжение, вызываемое многочисленными контактами в течение рабочего дня, часто в условиях шума.

Требования профессии к человеку

Важные личностные качества учителя :

• склонность к работе с детьми;

• высокая степень личной ответственности;

• самоконтроль и уравновешенность;

• терпимость, безоценочное отношение к людям;

• интерес и уважение к другому человеку;

• стремление к самопознанию и саморазвитию;

• находчивость и разносторонность;

• требовательность к себе и другим;

• наблюдательность (способность) увидеть тенденции в развитии, формировании его умений, навыков, зарождение новых потребностей и интересов).

Учитель начальных классов должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями :

• понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

• организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

• оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

• осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

• использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

• работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами;

• ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса;

• самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

• осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий;

• осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей;

• владеть методикой преподавания;

• уметь организовывать внеурочную деятельность и общение младших школьников;

• осуществлять классное руководство;

• вести работу с родителями и уметь координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом;

• создавать в учебном кабинете предметно-развивающую среду;

• выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся;

• участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

В целях успешного выполнения профессиональной деятельности учитель начальных классов должен обладать способностями:

• высоким уровнем распределения внимания;

• хорошо развитой памятью.

• педагогику, дидактику, методику преподавания,

• возрастную и педагогическую психологию;

• учебные программы по преподаваемым дисциплинам;

• основы законодательства в области образования, брака и семьи, охраны материнства и детства;

• нормативные документы, определяющие деятельность средней общеобразовательной школы.

• планировать учебную работу;

• организовывать деятельность учеников по усвоению учебного материала на уроках и в самостоятельной работе;

• проводить работу с родителями учеников;

• оказывать первую медицинскую помощь;

• ориентироваться в возрастных, индивидуальных личностных и интеллектуальных проблемах детей младшего школьного возраста.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

• высокий интеллектуальный уровень;

• преподавательские и ораторские способности;

• устойчивый интерес к работе с детьми, эмпатия;

• эмоционально-волевая устойчивость,

• коммуникативные и организаторские способности;

• толерантность к многочисленным контактам,

• высокий уровень распределения внимания;

• способность к концентрации внимания в условиях помех.

Работа противопоказана людям с заболеваниями:

• сенсорные дефекты;

• нервные и психические заболевания;

• нарушение функций опорно – двигательного аппарата;

• заболевания сердечно- сосудистой и дыхательной систем;

• хронические инфекционные кожно –венерические заболевания;

• плохое сопротивление стрессу;

• вредные привычки.

Где можно получить специальность :

Для этого нужно выучиться в среднем специальном или высшем учебном заведении педагогического профиля. В колледжах обычно учат по двум направлениям:

• преподавание в начальных классах;

• коррекционная педагогика в начальном образовании.

В вузах перечень направлений гораздо шире:

• начальное образование (учитель начальных классов);

• начальное образование и дополнительная специальность;

• психология и педагогика начального образования;

• дошкольное образование и начальное образование;

• педагогическая деятельность на начальной ступени общего среднего образования и др.

Многие студенты получают диплом учителя начальных классов с дополнительной специальностью по выбору, которой может быть родной или иностранный язык, информатика, математика, музыка, хореография и т.

Профессия учителя младших классов – одна из немногих, в которую надо идти исключительно по призванию.

Возможность (перспективы) карьерного роста:

• Заместитель директора по учебной работе (начальная школа)

• Методист учебно-методического центра отдела образования, спорта и туризма.

Близкие профессии (специальности)

Преподаватель, воспитатель детского сада, воспитатель детского дома, учитель-логопед, социальный работник.

Демоверсии тестов по профессиональным компетенциям педагога

Пройдите тест и получите бонус от Института развития образования. Результаты тестирования будут видны только Вам.

Планируется ввести обязательную для всех учителей новую единую систему аттестации. Один из этапов аттестации – тест на основе единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Проверьте себя: насколько вы готовы к тестированию в рамках новой процедуры аттестации.

Тренажеры разработаны на основе материалов ЕФОМ. Данные о тестировании не передаются третьим лицам и служат только для самостоятельной тренировки знаний.

Если Вы из Санкт-Петербурга и хотите повысить или подтвердить имеющуюся квалификационную категорию, собрать материалы для портфолио (индивидуальной папки) и при этом сэкономить, получив значительные скидки, мы Вам поможем!

Публикация методической разработки

Благодарность (всероссийский уровень)

Благодарность (городской уровень)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *