Магистерская программа по развитию профессиональных компетенций

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Аннотация. В статье на основании анализа педагогической литературы и Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС) исследуется проблема разделения понятий компетенции и компетентности. Рассматривая их в комплексе взаимных наложений, выделяются основные условия формирования конкурентноспособных, высокопрофессиональных и интеллектуальных выпускников высших учебных заведений МВД России.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессионализм, мастерство, обученность, модель обучения.

FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCE OF CADETS OF EDUCATIONAL COMPETENCE OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS MIA RUSSIA(THE EXAMPLE OF THE MOSCOW UNIVERSITY OF THE MIA OF RUSSIA VY NAME KIKOT).

Natalya Sergeevna Vokhontseva

adjunct chair of pedagogy UNK PSD the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named V. Kikot

scientific specialty 13. 08 – theory and a vocational training technique

Annotation. The article based on analysis of the pedagogical literature and federal state educational standards of higher education of the third generation (Federal state educational standard) investigated the problem of separating the concepts of competence and expertise. Considering them in the complex overlap, highlights the main conditions for the formation of competitive, highly intelligent and university graduates.

Keywords: Federal state educational standard of higher education, competence, competence approach, professionalism, skill, training, learning model.

Поступательное эволюционное развитие российского общества требует от системы образования подготовки высококультурных, эрудированных и социально адаптированных граждан своей страны – специалистов в своей профессии. Образовательные организации высшего образования предъявляют высокие требования приобщения у курсантов к ценностям мировой и отечественной культуры, формирования у них навыков эффективного социального взаимодействия, личностного развития и самосовершенствования.

В происходящих условиях изменения системы высшего профессионального образования основной целью является подготовка высококвалифицированных специалистов и интеллектуальной элиты страны для всех видов профессиональной деятельности, в том числе и для системы МВД России, важнейшим качеством которой является компетентность, проявляющейся совокупностью компетенций. Именно компетентность является важнейшим качеством будущего офицера полиции, квалифицированного специалиста и интеллигента современной России.

Переход российского высшего профессионального образования на новые образовательные стандарты в относительно новых для страны политических, экономических условиях предоставляет педагогическим коллективам образовательных организаций возможности творчески организовывать образовательный процесс c учетом опыта всего арсенала актуальных инноваций международного уровня при одновременной возможности сохранять, развивать гуманистические традиции отечественного образования.

В Московском университете МВД России имени В. Кикотя у курсантов вырабатываются значимые профессионально-нравственные ценности, принципы и нормы служебной деятельности, выработанные более чем двухсотлетней историей Российской полиции. К числу основных из них можно отнести: добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей; человеколюбие; законность; толерантность; уважительность.

Особая роль в этом процессе принадлежит формированию общекультурных компетенций курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России, поскольку овладение ими и проявление их в деятельности сотрудников органов внутренних дел становятся наиболее значимыми в выработке ими индивидуальной профессионально-нравственной позиции, в выборе цели и средств её достижения. Однако решение проблемы формирования общекультурных компетенций курсантов сопряжено в современной социокультурной ситуации с рядом трудностей.

Прежде всего это касается размывания границ у молодых людей между духовным и бездуховным, нравственным и безнравственным, прекрасным и безобразным в окружающей их социальной действительности. В этих условиях компетентностное образование чётко обозначает рамки того уровня овладения курсантами знаниями, умениями, навыками и формирования тех профессионально-нравственных и общекультурных качеств, которые необходимы для качественного и эффективного выполнения оперативно-служебных задач.

В образовательных организациях высшего образования главной задачей построения данного процесса сосредоточено в четкой взаимосвязи с достижением задаваемыми государственными образовательными стандартами и компетенциями. Нуждаются в конкретизации образовательные организации и индивидуальные технологии преподавателя по формированию таких компетенций. В связи с этим проблема формирования общекультурных компетенций у курсантов образовательных организаций высшего образования становится одной из актуальнейших.

Для решения этой проблемы современная педагогика ориентирует профессорско-преподавательский состав образовательных организаций перехода от преобладающего в современных условиях информационного образования к диалоговому и деятельностному образованию.

Внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс современной образовательной организации высшего образования позволяет наглядно представить себе структуру учебного процесса и возможности его индивидуального варьирования в соответствии с модульным принципом и просчитать трудоемкость того или иного учебного курса в кредитах. Можно также определить, какими компетенциями курсант сможет овладеть, в каком курсе и в каком порядке. Однако это лишь общая схема, которая требует каждый раз специфической адаптации к конкретной предметной области и особенностям организации учебного процесса образовательной организации.

Учитывая нынешний социально – исторический контекст и социальную потребность молодёжи в образовании и воспитании, особенно важным становится определение педагогических условий, а также средств, форм, методов формирования общекультурных компетенций курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России.

На наш взгляд, формирование общекультурных компетенций в учебно-воспитательном процессе курсантов образовательных организаций МВД России будет эффективным, если:

– осуществлять целенаправленное формирование компонентов общекультурных компетенций курсантов на основе модели современного образования, ориентированной на усвоение курсантами таких знаний, навыков и умений, которые в будущем потребуются им для выполнения своих профессиональных обязанностей.

Общекультурные компетенции для будущих сотрудников правоохранительных органов, а именно курсантов образовательных организаций МВД России необходимы для внедрения их в учебно-воспитательный процесс передовых педагогических технологий, форм, средств и методов, основанных на диалоговом и деятельностном образовании.

Так подготовка курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России по направлению подготовки 050407. 65 Педагогика и психология девиантного поведения предполагает готовность выпускника, наряду с такими видами профессиональной деятельности, как воспитательная (социально-педагогическая), диагностико-коррекционная, правоохранительная, экспертно-консультационная, организационно-управленческая, педагогическая, еще и к научно-исследовательской деятельности, выступающей важным компонентом служебной деятельности.

Мера самостоятельности образовательного модуля определяется его относительной тематической замкнутостью. Модулю отвечает определенная сумма зачетных единиц и отдельная отчетность, контроль за усвоением новых знаний и (или) умений, предлагаемых модулем. Также предполагает и самоконтроль по установленным правилам. Результаты отчетности могут одновременно служить входным контролем, предваряющим переход к освоению нового модуля. Особенно эффективно модульное строение для междисциплинарных (мультидисциплинарных) программ, которые должны органично сочетать подходы некоторого множества дисциплин, часто достаточно разноплановых, которым и отвечают отдельные модули. Каждый модуль рассматривается как объединение ограниченных по времени, замкнутых по содержанию, подлежащих изучению каждым курсантом учебных блоков. Модульный характер построения образовательной программы позволяет реализовывать межпредметные связи, разрабатывать интегрированные учебные курсы, приобретать соответствующие профессиональные и общекультурные компетенции.

Федеральные государственные образовательные стандарты были призваны стать стандартами нового поколения, обеспечивающими дальнейшее развитие уровневого высшего профессионального образования с учетом требований рынка труда.

У курсантов Московского университета МВД России имени В. Кикотя мы проанализировали общекультурные компетенции на основе учебной дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет», которая относится к базовой части социально-гуманитарного и экономического цикла и является предшествующей для всех дисциплин профессионального цикла.

Этот учёбный курс направлен на формирование у курсантов следующих общекультурных компетенций:

– способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые нравственные проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);

– способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК -5);

– проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);

– способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учётом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7).

В результате изучения этой базовой дисциплины каждый курсант должен знать:

– предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий гуманитарных, социальных и экономических наук, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности (ОК-2);

– нормы профессиональной этики, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности (ОК-5);

– сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления (ОК-6, ОК-7);

– основные нормы и функции служебного этикета (ОК-5);

– этические и психолого-педагогические основы формирования антикоррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов (ОК-6).

В результате изучения дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» каждый обучающийся должен уметь:

– оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения; осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях (ОК-5, ОК-7);

– давать нравственную оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики (ОК-6, ОК-7);

– соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности (ОК-7);

– правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, в том числе с представителями социальных групп, национальностей и конфессий (ОК-7).

По итогам изучения этого базового курса обучающийся должен владеть:

– основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-2);

– навыками оценки своих поступков и поступков своих коллег с точки зрения норм этики и морали (ОК-5, ОК-7);

– навыками антикоррупционного поведения (ОК-6);

– навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в служебном коллективе (ОК-6);

– навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета (ОК-7).

Проведённый нами анализ опыта этой работы кафедр гуманитарного цикла Московского университета МВД России имени В. Кикотя показывает, что основными формами выработки данных компетенций у курсантов являются: лекционное занятие, семинарское занятие, практическое занятие, деловая игра, индивидуальная или групповая консультация преподавателя, коллоквиум, круглый стол, дискуссия, доклады, научные сообщения и их обсуждение. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно – деятельностного обучения.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, с переосмыслением цели и результата образования.

Список литературы.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 29. 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в РФ».

Федеральный закон “О полиции” от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ.

Федеральный закон Российской Федерации от 2. 2013 года №185-ФЗ. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 2014 года от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ. Статья 26.

Скопина И. Формирование ценностного самоопределения офицера уголовно-исполнительной системы в процессе заочного обучения. Диссертация кандидата педагогических наук. Специальность 13. 08 – теория и методика профессионального образования. Москва, 2006 г.

Реформирования системы образования на компетентностной основе направлена на подготовки компетентных кадров.

Компетентностный подход является важным связующим звеном между образовательным процессом и рынком труда, определяемым экономической конъюнктурой и конкретными интересамиработодателей.

Формирование компетенций, навыков и умений, личностных профессиональных качеств является главным в современном подходе образования.

Компетенций – это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций.

Профессиональная деятельность медсестер отличается полуфункциональностью (участие в лечебно-диагностических, реабилитационных (восстановление) мероприятиях совместно с врачом при работе в больницах, клиниках, госпиталях, поликлиниках, диспансерах, профилакториях, центрах реабилитации), многоаспектностью выполняемых функции (сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваний, обеспечение ухода, облегчение страданий больного, реабилитация), поэтому в профессиональной подготовке медсестер важным является личностное развитие, особенно стимулирование профессиональной мотивации. Формирование у будущих медсестер положительного отношения к будущей профессии способствует стремлению совершенствовать свою квалификацию, повышать представления о престиже профессии, способствоватьформированию у них общих и профессиональных компетенции.

Осуществление и совершенствование профессионального обучения на компетентностной основе, способствует качественнойподготовкемедицинских сестер.

Коренные социально-экономические преобразования во всех сферах жизни: в политике, экономике, финансовой системе и других,которые произошли в конце ХХ – начала ХХІ вв. в Кыргызской республике на первый план выдвинули проблему реформирования системы образования Кыргызстана на компетентностной основе. Проблема подготовки компетентных кадров отмечена в Стратегии развития образования Кыргызской Республики на 2011-2020 гг.

Потому что, в условиях глобализации и информационной технологии рынок труда радикально меняется, поэтому каждый 4-5 лет в мире обновляется научные знания в результате этого большая часть конкретных знаний, которые студенты приобретают в ходе учебы в вузе или спузе быстро устаревают. В результате выпускники высших и средних профессиональных учебных заведений остаются невостребованными и не конкурентоспособными на современном рынке труда. Чтобы выпускники высших и средних профессиональных учебных заведений были востребованными и конкурентоспособными на радикально меняющемся рынке труда необходимо изменить качество подготовки специалистов. Для этого необходимо переход ккомпетентностному подходу подготовки специалистов. Развития образования на компетентностной основе предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на его личность, на его познавательные и созидательные способности, на профессиональное самоопределение.

Категории «компетенция» и «компетентностный подход» как образовательные и педагогические категории, вошли интенсивно в понятийный аппарат педагогики как науки и образования в конце 90-х годов ХХ-го века и в первые годы ХХI-го века под влиянием Западной Европейской модели образования, в том числе, развернувшегося в конце 90-х годов Болонского процесса. С этого периода в рамках Болонского процесса европейские университеты в разной мере и с различными успехами осваивают (применяют) компетентностный подход, который рассматривается как своего рода инструмент усиления социального диалога высшей школы с рынком труда, средством углубления их сотрудничества и восстановления в новых условиях взаимного доверия.

По мнению В. Байденко центральная идея модернизации образования является подготовка специалистов на компетентностном подходе, котороепозволяет:

  • перейти в профессиональном образовании от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания;
  • положить в основание стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства и выполняемых задач;
  • поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;
  • увязать более тесно цели с ситуациями применимости (используемости) в мире труда;

Компетенции включают в себе овладение знаниями, умениями и способностями необходимыми для работы по программе среднего образования, сотрудничество в этом вопросе с коллегами и профессиональной средой.

Компетененции делят на два вида:

Общие компетенции способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач общего рода деятельности.

Профессиональные компетенции – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.

Компетенция – цель образования в рамках компетентностного подхода.

Компетентность – обобщенные способность личности к решению жизненных и профессиональных задач, это качество владения профессией, способность индивида к активному, ответственному жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения.

Компетентность есть не просто совокупность компетенций, а совокупность компетенций, актуализированных в определенных видах деятельности.

Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результата образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания того, что студент будет знать и уметь «на выходе».

Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда. В условиях современной экономики компетентностный подход является важным связующим звеном между образовательным процессом и рынком труда, определяемым экономической конъюнктурой и конкретными интересамиработодателей.

Подготовку кадров среднего звена медицинского профиля в Кыргызской Республике осуществляют 11 организаций среднего профессионального образования, 4 из которых являются структурными подразделениями высших учебных заведений.

В период радикальных изменений в обществе подготовка медсестер в медицинских колледжах претерпевает большие изменения, т. идет процесс перехода от знаниевого подхода к компетеностному подходу в передаче знаний, умений и навыков.

Переход к компетентностному подходу образования требует прежде всего изменения содержания образования и технологии обучения. От формирования нового содержания образования зависит специфика области деятельности и квалификационной характеристики будущего специалиста. Формирование навыков и умений, личностных профессиональных качеств является главным в компетентностном подходе образования.

В профессиональную деятельность медсестер входит участие в лечебно-диагностических, реабилитационных (восстановление) мероприятиях совместно с врачом при работе в больницах, клиниках, госпиталях, поликлиниках, диспансерах, профилакториях, центрах реабилитации, МЧС.

Деятельность медицинской сестры направлена на оказание помощи отдельным лицам, семьям и группам населения и включает:

  • сохранение и укрепление здоровья;
  • профилактику заболеваний;
  • обеспечение ухода, облегчение страданий больного, реабилитацию.

Сегодня медицинская сестра должна обладать определенными профессиональными и личностными качествами: обладание навыками и умениями, необходимыми для профессиональной деятельности, развитие профессионального мышления, коммуникативные умения, потребность к самообразованию и самовоспитанию, развитие организационных навыков. Подготовка медсестер на компетентностной основе направлена на формирование профессионально важных компетенций.

Программа по подготовке медицинских сестер должна обеспечить формирование и совершенствование следующих ключевых (базовых) компетенций:

  • ценностей, включающих знание моральных, нравственных ценностей общества и государства;
  • образовательной, включающей способности умения учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни;
  • информационной, включающей знание информационных ресурсов и умение находить и извлекать их для использования в работе;
  • коммуникативной, включающей умение жить и работать в коллективе;
  • профессиональной, включающей знания, умения и навыки в избранной сфере профессиональной деятельности, умение решать проблемы, ставить задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение.

В подготовке специалистов особо важное место занимает развитие их как личность.

В учебно-воспитательном процессе в медицинском колледже необходимо формировать у студентов положительное отношение к будущей профессии (интерес, склонности к ней). Положительное отношение к профессии начинается с возникновения профессиональных интересов. Оно достигается путем разъяснения целей и значимости избранной профессии, с помощью различных способов воздействия на сознание студентов. Поэтому с первых же занятий, знакомя студентов со спецификой их будущей профессии, преподаватели начинают психологически готовить их к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, вырабатывают установки на самообразование и самосовершенствование. Формирование у студентов положительного отношения к будущей профессии способствует формированию мотивов и мотивации к стремлению совершенствовать свою квалификацию и удовлетворять духовные потребности (занимаясь умственным трудом в сфере избранной профессии), развивать идеалы, взгляды, убеждения, представления о престиже профессии. В результате у будущих медсестер развиваются общие и профессиональные компетенции.

Профессиональные компетенции медсестер включают:

Ø терпимость к пациенту; Ø гуманность;

Ø аккуратность; Ø точность;

Ø дисциплинированность; Ø сострадание;

Ø отсутствие страха и др.

– требования к поведению

Ø быть опрятно одетой;

Ø расположить пациента к себе, успокоить, объяснить ход предстоящей процедуры, приободрить, похвалить пациента за выдержку и терпение во время процедуры;

Ø уверенно проводить все манипуляции, точно соблюдать назначенное время для проведения процедур.

На компетентностном подходе подготовки медсестер для формирования профессиональной компетенции у них занятия должны иметь четко выраженную практическую направленность и отражать особенности сестринского процесса.

  • В подготовке медицинских сестер особое место занимает формирование профессиональных умений и навыков, от которых зависит практическая работа медсестер.Формирование компетентности будущего специалиста обеспечивает конкурентоспособность выпускника на рынке труда.
  • Осуществление и совершенствование профессионального обучения на компетентностной основе, способствует качественнойподготовки медицинских сестер к практической деятельности.
  • Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11. С. 3-13.
  • Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 72 с.
  • Митина Л.М. Психология профессионального развития. М.,
  • Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 5 Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. №4. С. 138-143.

Использование ситуационных задач в формировании

профессиональных компетенций будущей медсестры

Главное не «знания» сами по себе,

а применение этих знаний!

Одной из основных задач, стоящих перед здравоохранением, является обеспечение качества сестринской помощи. Решение данной задачи неразрывно связано с профессиональной подготовкой квалифицированных специалистов сестринского дела и реализацией всех потенциальных возможностей и способностей личности медицинской сестры.

Сегодня на рынке труда сформировались условия жесткой конкуренции, которые во многом определяют судьбу выпускника. В настоящее время конкурентоспособность на рынке труда следует понимать, как соответствие профессиональной подготовки выпускника требованиям, предъявляемым работодателями. Работодатель хочет получить творчески активного, инициативного работника, способного применять свои знания на практике.

(Слайд 2) Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалистов в стенах учебного заведения. Становится важно не столько то, что знает специалист о каком-либо аспекте своей деятельности, но в каких достаточно общих для этой деятельности ситуациях он может находить правильные решения. Большую роль в работе по становлению профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе занимают ситуационные задачи, использование которых способствует формированию клинического мышления студента, поощряет творческий спор, значительно стимулирует студентов и даёт им чувство удовлетворенности от своей работы.

Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого анализа принимать правильное решение — есть неотъемлемое качество будущей медицинской сестры.

(Слайд 3) Ситуационные задачи:

– это средство обучения, включающее совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью осознанного усвоения студентами содержания учебной дисциплины.

– это задание, помещенное в жизненный контекст и имеющее личностно-значимый вопрос, благодаря чему студент понимает практическую ценность знаний.

Целью ситуационных задач является усвоение знаний и приобретение профессиональных навыков и умений на основе деятельности в условиях, приближенных к реальной практике.

Переход к обучению на основе ФГОС в системе СПО заставил взглянуть по-новому на самообразовательный процесс, преподаватель обязан обеспечить качество образовательного процесса, используя набор современных образовательных технологий, учитывая, что главное не «знания». сами по себе, а применение этих знаний! Когда получение знаний и их использование идут параллельно, эффективность обучения резко повышается.

(Слайд 4) Организация практического занятия – наиболее сложный этап деятельности преподавателя, от которого, в конечном итоге, зависит качество подготовки будущих медицинских сестер, уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.

В ходе практического занятия осуществляется целостное воздействие на личность студента, вырабатываются формы общения на основе деонтологических принципов и медицинской этики.

Одним из инновационных методов, используемых нами на практических занятиях, с целью погружения в профессиональную среду, является метод конкретных ситуаций (case-study), который позволяет совместными усилиями группы студентов проанализировать конкретную ситуацию, возникающую при работе в ЛПО, и выработать практическое решение.

(Слайд 5) Кейсы представляют собой интегрированные комплексные ситуационные задачи, которые можно использовать как на аудиторных занятиях, так и при организации самостоятельной работы с последующим обсуждением особенностей решения конкретной клинической ситуации разными студентами.

Достоинством кейс-метода является не только получение знаний и формирование профессиональных компетенций, но и развитие системы ценностей студентов, жизненных установок, профессионального мироощущения. Этот метод позволяет применить теоретические знания к решению ситуационных задач, формировать навыки, отражающие ОК и ПК.

(Слайд 6) Например:

  • Аналитические навыки – позволяют осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
  • Практические навыки – позволяют организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • Коммуникативные навыки – включают умение эффективно общаться с пациентом и его окружением в профессиональной деятельности, соблюдая принципы профессиональной этики.
  • Социальные навыки – это всегда умение работать в команде, брать на себя ответственность за работу членов команды и результат выполнения задания, эффективно общаться с коллегами.

Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучающимся в виде конкретной профессиональной ситуации, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.

(Слайд 7) Несомненными преимуществами метода конкретных ситуаций являются: практическая направленность; возможность адаптировать ситуацию к реальной производственной проблеме и создать рабочую доброжелательную обстановку, позволяющую участникам проявить креативность; получение позитивной обратной связи от преподавателя и студентов; повышение уверенности студентов в том, что они могут справиться в реальности с задачами такого плана или, наоборот, выявить свои недостатки.

Метод конкретных ситуаций является интерактивным методом обучения и со стороны студентов занимает позитивное отношение, обеспечивая освоение теоретического материала и овладение практическими навыками; он воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно метод case-study выступает и как образ мышления преподавателя, позволяющая по – иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.

В медицинских учебных заведениях в учебном процессе метод конкретных ситуаций получил широкое применение для успешной подготовки к предстоящей работе в реальных условиях лечебно-профилактических учреждений при прохождении учебных и производственных практик и процедуре проведения первичной аккредитации выпускников.

Например, на практических занятиях по ПМ 04. «Выполнение работ по рабочей профессии: Младшая медицинская сестра по уходу за больными» мы используем ситуационные задачи для повторения пройденного материала, для углубления знаний по теме и оценивания конечного уровня подготовки. Все это требует дополнительного времени преподавателя, потраченного на составление учебных ситуационных задач и алгоритмов их решения. Поэтому, достаточно важными являются вопросы о том, сколько нужно задач и какого типа, какими домашними заданиями их подкрепить в организации обучения.

Составляя и отбирая задачи для практического занятия, преподаватели ПМ 04 стремятся к целостному представлению о предмете.

Выбрать подходящие учебные ситуации для преподавателя весьма трудная задача. Следовательно, учебная ситуация должна отвечать следующим (Слайд 8) требованиям:

  • Условие задачи должно иметь реалистичную основу, взятую из профессиональной деятельности.
  • В учебной ситуации не должно содержаться более 5 проблем.
  • Учебная ситуация не должна быть примитивной, в ней, помимо 5 изучаемых проблем, должны быть 2-3 связующие темы, которые тоже присутствуют в тексте.

(Слайд 9) Решение ситуационных задач проходит по определенным этапам:

  • Первый этап – знакомство с конкретной ситуацией, ее особенностями.
  • Второй этап – решение конкретных ситуаций, состоит из: анализа и принятия решений в стандартной и нестандартной ситуациях, действия по алгоритму.
  • Третий этап – анализ последствий принятия того или иного решения (отмечаются замечания, делаются выводы), ориентация студентов на правильные ответы.
  • Четвертый этап – подведение итогов.

Во время решения ситуационных задач происходит анализ конкретной ситуации, где студент самостоятельно ставит цели по решению приоритетных проблем, составляет план сестринских вмешательств, реализует и контролирует степень их достижения.

Ситуации могут быть:

(Слайд 10) Ситуация – проблема: студентам задается реальная проблема, которая требует оперативного решения: например, у пациента В. 42 лет с тяжелой травмой позвоночника, находящегося на строгом постельном режиме, отмечается острая задержка мочи. Ему назначена катетеризация мочевого пузыря. В палате находится еще пять тяжелобольных. Пациент категорически отказывается от выполнения процедуры, несмотря на сильные боли в животе, мотивируя свой отказ страхом перед катетеризацией. Пациент замкнут, на контакт идет с трудом.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, выражение лица тревожное, АД – 170/120 мм рт. , пульс 100 уд. в мин. , температура тела 37,2 С.

(Слайд 11) Ситуация – оценка: студентам предлагается реальная ситуация с готовым решением, причем, не всегда правильным, которое следует оценить «правильно» или «неправильно», прокомментировать и предложить свое решение: например, к медсестре терапевтического отделения вечером обратился пациент с жалобами на интенсивную головную боль пульсирующего характера, головокружение, тошноту, мелькание мушек перед глазами. Объективно: состояние средней тяжести, АД 180/120 мм. , пульс твердый, напряженный 90 уд. в мин. Медсестра, с целью снижения АД, по просьбе пациента, ввела в/в раствор дибазола 1% – 5 мл. и предложила пациенту самостоятельно пройти в палату.

Оцените действия медицинской сестры.

Ваши действия в подобной ситуации.

(Слайд 12) Ситуация – иллюстрация: например, студентам демонстрируются слайды пациента с пролежнями. Перед студентами стоит задача: выявить проблемы пациента по найденным симптомам, определить стадии пролежней, составить план сестринских вмешательств и прокомментировать свое решение.

(Слайд 13) Ситуация – упражнение: например, студенты упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии на примере таких тем, как: разведение антибиотиков, определение шкалы Нортон для оценки степени риска развития пролежней, определение водного баланса и др.

Такие задания ориентируют студентов на осознание требований профессии медицинского работника, личных особенностей специалиста. Указанные методы делают обучение будущих специалистов активным и деятельным.

Через учебные ситуации воссоздаются реальные профессиональные события.

Неоспоримые достоинства этого метода:

  • метод способствует демократизации обучения и внедрению личностно-ориентированного образования;
  • акцент переносится с овладения готовым знанием на самостоятельную выработку знаний;
  • формирует профессиональное мышление, в том числе клиническое;
  • выполняет воспитательную функцию: развивает систему ценностей студентов, жизненных установок, профессионального мироощущения;
  • наличие дискуссий и споров при обсуждении ситуаций учит студентов соблюдать правила и нормы общения, а также отстаивать свою точку зрения;
  • студенты готовятся по постепенно усложняющейся программе;
  • ситуационные задачи включены в билеты для проведения итоговой аттестации в виде квалификационного экзамена.

Применение метода ситуационного анализа способствует, в конечном итоге, формированию у студентов профессиональных компетенций, в частности: готовности к разрешению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, готовности к социальному взаимодействию, коммуникативной компетентности, а также психологически благоприятно влияет при решении ситуаций во время проведения процедуры первичной аккредитации выпускников.

  • Алеева Ю.В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов // Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика / Ю.В. Алеева. –2012 – 5 (120) – С. 3-14.
  • Бобер Е.А. Роль ценностно-ориентированных текстов, дидактических материалов, ситуационных задач в становлении профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа /Е.А. Бобер //Молодой ученый №4 (51) – Чита, 2013. – с. 530.
  • Сестринское дело в семейной медицине: учеб. пособие / Шеметова Г. Н., Красникова Н. В., Губанова Г. В., Беляева Ю. Н.и др.; под ред. Г. Н. Шеметовой. – Саратов : Изд-во Сарат. гос. мед. ун-та, 2015. – 432 c.

Формирование общих и профессиональных компетенций на практических занятиях  профессионального модуля в медицинском колледже.

ГБОУ СПО «Тольяттинский  медколледж»,

В статье рассматриваются  игровые методы обучения, их практическое применение на профессиональном модуле «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными», с целью реализации компетентностного подхода в обучении.

Успешное решение задач, стоящих перед здравоохранением в условиях модернизации, в значительной степени зависит от профессиональной  компетентности и подготовки медицинских кадров в учебном заведении.

Именно поэтому одним из важнейших направлений  образования является совершенствование форм и методов сотрудничества учреждений здравоохранения и медицинских образовательных учреждений.

Стремительное изменение условий жизни требует от системы среднего профессионального образования, формирования нового подхода, где приоритетом становится личность, что в конечном итоге будет способствовать актуализации творческой личностной позиции обучаемых в отношении приобретаемой профессии и формирование у студентов такого важного аспекта, как профессиональная компетентность.

На данном этапе я работаю согласно новым стандартам в компетентностном  формате, который предполагает модульное обучение и компетентностную модель образования. Согласно ФГОС СПО результатом образования являются не только знания, умения, навыки, но и общие и профессиональные компетенции. Под компетенциями я понимаю сформированные навыки, которые студент готов демонстрировать в каком-либо процессе.

Формирование профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся профессиональной среде.

Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалиста в стенах учебного заведения, а выпускник колледжа должен быть готов самостоятельно и эффективно решать проблемы в области медицинской деятельности, позитивно взаимодействовать и сотрудничать с коллегами и пациентами, стремиться к постоянному профессиональному и творческому росту, обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию и самореализации.

Цель компетентностного подхода в образовании – преодолеть разрыв между знаниями студента и его практической деятельностью, научить студента с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи практики.

Образование, ориентированное исключительно на академические и энциклопедические знания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, устарело. «Школа памяти» уступает место «Школе мышления». Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника профессиональных компетентностей, которые являются ответом системы образования на требования работодателей.

Решение этой проблемы требует внедрения в образовательный процесс современных педагогических инновационных технологий.

Одним из таких современных подходов к обучению в сфере медицинского образования является имитационное обучение, способствующее формированию всесторонней, гармонично развитой личности, способной к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию, обладающей профессиональным творческим мышлением и способной применить полученные знания на практике.

Имитационное обучение – обучение, при котором обучаемый осознанно, выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных средств обучения. К имитационным  методам обучения относятся  как  неигровые неигровые  методы,  так  и  игровые (разыгрывание ролей, имитационный тренинг и стажировка с выполнением должностной роли).

Такое обучение  существенно меняет роль преподавателя (вместо роли информатора – роль консультанта), и роль обучающегося (информация служит не целью, а средством для освоения действий и операций профессиональной деятельности).

Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у студентов вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Мною было неоднократно замечено, что увлёкшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из студентов включаются в игру с огромным желанием, бодрым рабочим настроением. Процесс обучения становится интересным и занимательным, обучающиеся легче преодолевают трудности в усвоении учебного материала.

Игровая форма занятий создается  при помощи игровых приемов и ситуаций взятых из профессиональной деятельности, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Игра позволяет студентам понять и изучить учебный материал с различных позиций. На практических занятиях ПМ «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными »  активно применяю  имитационные тренинги и ролевые игры.

Кабинет для практических занятий, в котором мы проводим занятия, разделен на функциональные зоны. В каждой из них смоделированы рабочие места по аналогии ЛПУ. Зоны оснащены медицинским оборудованием, фантомами, медицинским инструментарием. Все это необходимо для отработки медицинских манипуляций.

Работа в зонах обеспечивает включение в деятельностный процесс, оберегает от гиподинамии и физической и умственной пассивности.

Имитационное обучение    объединяет  формы  индивидуального   и   коллективного   освоения   учебного материала,  использующего  фактические  данные  конкретной  проблемы  и   ее теоретические обобщения.

Я считаю, что главное в  методе имитационного   обучения –  практическое овладение профессиональной деятельностью.

В рамках имитационной игры на этапе тренинга студенты имитируют профессиональную деятельность.

Например, имитируя работу процедурной медсестры, сначала готовят рабочее место; сверяют листы назначения с фамилией пациента;  «устанавливают» доверительные отношения с пациентом, объясняет цель процедуры, получают его согласие, проводят опрос пациента, выявляют наличие или отсутствие аллергических реакций; затем приступают непосредственно к выполнению алгоритма манипуляции. Проявляя при этом двигательную активность, внимательность, соревнуясь друг с другом – кто сделает быстрее, четче и правильнее.

В рассмотренном примере используется два метода имитационного обучения. Это стажировка с выполнением должностной роли — форма и метод активного обучения контекстного типа, при котором “моделью” выступает сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности).

Главное условие стажировки — выполнение под контролем ее организатора определенных действий в реальных производственных условиях. По способу организации работы обучаемого стажировка с выполнением должностной роли относится к индивидуальным методам обучения. Она обеспечивает наиболее полное приближение процесса обучения к производству.

Имитационный тренинг – действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту: у студентов вырабатывается умение действовать в соответствии с нормативными документами.

Цель игры: предоставить возможность студентам в творческой обстановке закрепить те или иные навыки.

На практическом занятии мы отводится большое количество времени для подобного самостоятельного тренинга манипуляций.

Имитационное обучение способствует повышению качеству обучения за счет того, что профессиональное действие может быть неоднократно повторено до выработки уверенности выполнения и ликвидации ошибок.

При организации работы в парах, студенты отрабатывают практические навыки, контролируют друг у друга правильность последовательности выполнения манипуляций.

Такой подход к профессиональному обучению гораздо более реалистичен, чем набор отдельных вопросов на изучаемую тему, рассмотренную безо всякой связи с реальностью.

Таким образом, активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных и общих компетенций, развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в нестандартных ситуациях, находить правильные решения.

Именно такое обучение, по нашему мнению переводит обучающегося из пассивного потребителя образовательных услуг в активного творца собственной компетентности, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Арасланова, А. Педагогические условия формирования культуры профессионального общения студентов медицинского колледжа / А. Арасланова // Вестник Башкирского университета. 2007. – № 2. – С. 127.

Букаяс Т. Ценностно-смысловая сфера профессионала // Мир психологии. – 1997 – №3 – с

Митина Л. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 2004 – №4 – с27

Стрельникова А. Зачем медсестре самооценка. // Медсестра. 2000. – №1 – с

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *