Методические компетенции педагога профессиональной школы

Методические компетенции педагога профессиональной школы

Библиографическое описание

В данной статье приведен обзор основных профессиональных компетенций, которые должны быть развиты у профессионала, занимающего должность руководителя образовательной организации.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, руководитель образовательной организации, необходимые компетенции.

Каждый специалист должен думать о развитии своих профессиональных компетенции. Особенно это важно для руководителей образовательных организаций. От уровня развития компетенций руководителя зависит качество деятельности всей организации. Что же такое компетенции, какие они должны быть у руководителя образовательной организации, какую роль они играют в управленческой деятельности руководителя образовательной организации?

Данную компетенцию они считают определяющей для руководителя образовательной организации. Часто ее представляют в виде четырех блоков, именуемых как:

– когнитивный и мотивационный

– конструктивный, проектировочный;

– креативный, эмоционально-волевой.

Также авторами выделяется экономическая компетентность руководителя. Экономическая компетентность специалиста рассматривается как «интегративное качество личности, отражающее готовность и способность субъекта профессиональной деятельности эффективно осуществлять решение экономических задач в условиях рыночной экономики на основе актуализации соответствующих знаний и умений» (Ткачева О.

Актуальность этой компетентности для руководителя непосредственно продиктована содержанием его деятельности, которая включает в том числе решение вопросов, связанных с экономической составляющей деятельности образовательного учреждения в условиях инновационной экономической среды.

Нельзя выявить важность одной конкретной компетентности, они все вместе и каждая делают руководителя образовательной организации профессионалом своего дела, так к примеру немаловажную роль играет психологическая компетентность руководителя. Психологическая компетентность включает когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой, мотивационный, регуляционный аспекты.

Психотерапевтическая и конфликтологическая компетентность руководителя носит обособленный характер, в ее структуру часто включают виды профессиональной компетентности, которые граничат с личностными качествами и отражают специфику деятельности руководителя в области выстраивания межличностных отношений, в том числе в сложных и противоречивых ситуациях. Важно отметить и наличие информационной и информационно-технологической компетентности руководителя.

Информационная компетентность руководителя в целом рассматривается как совокупность следующих знаний и умений: «умение работать с информацией (сбор, поиск, передача, анализ); моделирование и проектирование собственной профессиональной деятельности; умение ориентироваться в организационной среде на базе современных информационно-коммуникационных технологий; использование в своей практической профессиональной деятельности современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающее увеличение производительности труда» (Пьяных Е.

В заключении хотелось бы отметить, что развитие каждой компетенции должно быть одной из актуальных и первостепенных задач, стоящих перед руководителем образовательной организации, желающим развиваться самостоятельно, а значит и развивать образовательную организацию, руководителем которой он является.

  • Кочешкова Л. О. Технология управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений / Под ред. профессора В. В. Суда кова. — Вологда: Изд. центр ВИРО, 2005. — 44 с».
  • Чечель И. Д. Директор школы и его команда: стратегия и тактика коллективного профессионального развития. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. — 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, инновационная деятельность, компетенция, образовательное учреждение, руководитель, инновационная компетентность руководителя, качество деятельности, умение.

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Профессиональная компетентность руководителя как фактор эффективного управления образовательной организацией»

на тему: «Сущность и структура профессиональной компетентности руководителя образовательной организации».

время обучения: (14. 2022 г – 25. 2022 г)

Деревянкина Анна Викторовна,

Структурное подразделение «Детский сад Ромашка»

ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины,

Самара, 2022 г.

Проблемный характер темы.

В России существует уникальная система дошкольного воспитания – не только по масштабам и количественному охвату, но и по уровню образовательно-воспитательной работы. Для того, чтобы эта система была действенной, необходимо глубоко, со знанием дела осуществлять руководство и контроль ДОО.

Особенности сущности, структуры и формирования профессиональных компетенций руководителя отражены в различных работах (Спенсер – мл. Лайл М. и Спенсер Сайн М. , Лукошенко М. , Попова Е. , Лаврищев М. и др. В связи с этим возникла необходимость изучить профессиональные компетенции руководителя детского сада.

Учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении может быть результативным и эффективным только под руководством руководителя, обладающего профессиональной компетентностью как ключевым моментом развития  (имидж) дошкольной образовательной организации, от управленческого мастерства которого зависит успешность функционирования образовательной организации в целом. Для этого руководитель ДОО должен быть педагогом и организатором, владеть юридическими и экономическими знаниями, быть творческой личностью.

Обоснование выбора темы проекта, ее актуальность.

Как показывает практика, в любой профессиональной деятельности особую значимость приобретает понятие «компетенция руководителя». Классическое определение компетенции имеет несколько значений: круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; знания и опыт в той или иной области. Управленческую компетентность будем рассматривать, как личную способность руководителя решать профессиональные задачи, а также требования к личностным, профессиональным качествам руководителя  ДОО. Руководитель ДОО – это результат долгого труда, личностного и профессионального роста, а также регулярное повышение квалификации. От руководителя в современном обществе требуется деловая инициатива, трудовая активность и компетентности в различных областях образования: профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая, а также эстетика вкуса.

Цель и задачи проекта.

Возникает проблема актуальности определения требований к руководителю.

Цель составить некий профессиональный образ руководителя ДОО, дать определение и научную характеристику профессиональных, личностных и поведенческих компетенций руководителя ДОО.

– планирование профессионального развития резерва руководителей, разработка должностных инструкций.

Наличие предложений по решению выявленной проблемы.

Под профессиональной компетенцией мы понимаем осознание руководителем своих потребностей и интересов в профессиональной деятельности, социальных ролей и мотивов, своей линии поведения, профессиональных возможностей в соответствии со своими профессиональными качествами и требованиями профессии.

Были выделены четыре группы компетенций, характеризующих руководителя ДОО:

  • Личностная компетенция, включающая уровень личностного саморазвития и отражающая личную позицию педагогической, правовой и управленческой деятельности руководителя.
  • Социальная компетенция, реализуемая в условиях профессиональной деятельности в условиях взаимодействия с коллективом.
  • Отраслевая компетенция, содержащая комплекс знаний и умений, присущих именно дошкольному образованию, предполагающих решение специфических педагогических задач.
  • Управленческая компетенция, предполагающая способность руководителя выполнять свои должностные обязанности, их совокупность вполне может представлять собой профессиональную компетентность руководителя ДОО.

На основании проведенной классификации можно разработать опросник для родителей воспитанников детского сада и педагогов ДОО, состоящий из четырёх закрытых вопросов и содержащий критерии профессионально значимых компетенций, которыми должен обладать руководитель ДОО. Результаты опроса оформить в виде таблицы.

КомпетенцияВид компетенцииРодители (%)Педагоги (%)Личностная компетенцияПроявление лидерстваОриентация на результатСтремление к самореализации и личностному развитиюДемонстрация стрессоустойчивостиСоциальная компетенцияУправление конфликтамиЭффективная организация взаимодействия с социальными группами внутри ДОО и вне его. ЛояльностьРуководство организацией в конкурентной средеОтраслевая компетенцияЭффективное управление учебно-воспитательным процессомУправление административной и финансово-хозяйственной деятельностьюПрименение педагогических знаний в практикеУправление инновациямиУправленческая компетенцияФормирование стратегии образовательной организации  и ее реализация Эффективное управление кадрами в ДОО Управление информационными потокамиУправление качеством образования современной ОО

Учитывая полученные данные опроса и изучив профессиональный стандарт руководителя образовательной организации, можно говорить о профессиональном образе руководителя, который складывается из эффективного руководства кадрами, которые в свою очередь обеспечивают процесс качественного воспитания и обучения (что из данных опроса в полной мере соответствует запросам родителей), и управления финансово-хозяйственной деятельностью, как совокупность важных составляющих эффективного управления в целом учебно-воспитательным процессом современной ДОО.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2013. – № 4. – 293с.

Шубович М. Критериальная оценка как фактор формирования социальной активности у подростков в сфере Интернет-технологий/ Шубович М. , Якутова Ю. // Научное мнение. – 2012. – № 12. – с. 111-114.

Компетентность руководителя образовательного учреждения – что это сегодня?

МБОУ «Березорядская ООШ» Чернышева Н.

Модернизация системы российского образования направлена на инновационное развитие образовательных учреждений. От управленческой компетентности руководителя, его способности создать команду и перевести учреждение на работу в инновационном режиме развития зависит динамика ожидаемых преобразований.

Что же такое компетентность?

Пристрастие к иностранным словам у нас огромно. Впервые это понятие появилось в США в сфере бизнеса в семидесятых годах прошлого века. Было это связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника, которые должны влиять на успешность его профессиональной деятельности. Понятие «компетентность» можно трактовать по-разному. На наш взгляд, применительно к руководителю оно звучит так: «Способность и умение координировать деятельность других людей для достижения цели, успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования». Отсюда можно сформулировать основные признаки понятия:

-наличие знаний для успешной деятельности;

-понимание значения этих знаний для практики;

-набор операционных умений;

-способность творческого подхода к профессиональной деятельности.

Какие же качества необходимы человеку в любой профессиональной деятельности?

Попробуем согласиться с Джоном Равеном автором книги «Компетентность в современном обществе», который считает, что это способность брать на себя ответственность по собственной  инициативе; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе.

Компетентность современного руководителя образовательного заведения базируется не столько на узкопрофессиональном подходе, который связан с управлением школой, сколько на приобретении широкого круга менеджерских навыков, обеспечивающих управление школой. Поэтому управленцам следует выходить за рамки школьной действительности и в первую очередь активно знакомиться с классикой менеджмента. Чем больше руководитель будет интересоваться разными сторонами управления, экономикой и финансами, статистикой, социологией, узнавать о практическом опыте других организаций, даже не образовательных, тем эффективнее он станет действовать на своем месте. Руководитель образовательного учреждения сегодня – организатор образовательной среды, психолог, экономист, правовед, юрист, хозяйственник, методист, дидакт, стратегический менеджер.

Изучение теории и практики современного менеджмента – это особая задача, позволяющая выйти за узкие рамки повседневной жизни школы и сформировать для директора и его заместителей компетенции.

Что конкретно нужно делать?

Для того чтобы не отстать от жизни, идти в ногу со временем, вернее, идти немного впереди, следует иметь представление о современных концепциях управления, использовать коммуникативные технологии в управлении, регулировать процесс изменений, развивать лидерский потенциал. Управление образовательным процессом в динамично меняющейся социальной обстановке должно носить опережающий характер, что позволяет создать образовательное пространство с высокими адаптивными свойствами и достаточной скоростью реакции на быстро меняющиеся условия.

Одна сторона управления – это правильно определенные приоритеты и способы выразить их, сформулировать и спрогнозировать результат. Другая – это «мужество принятия на себя ответственности за инициативные действия и умение внушать это мужество ответственности своим сотрудникам». Сформулировал это положение еще в начале прошлого века французский теоретик менеджмента Анри Файоль.

А вот мистер Стивен Кови, говоря об особом типе управления, провозглашает 7 вечных истин, следуя которым, мы добиваемся больших успехов и в бизнесе, и в личной жизни. Нам они близки и понятны.

1)Первыми воздействуйте на ситуацию, не ждите у моря погоды;

2)Начинайте любое дело, четко представляя себе конечную цель. Иначе нельзя достигнуть результатов, а отсутствие ощутимых результатов, лишает чувства реальности  и уверенности в себе;

3)Делайте в первую очередь самые важные дела;

4)Рассматривайте каждую ситуацию с позиции всех заинтересованных лиц и ищите наилучшее для них решение;

5)Сначала старайтесь понять, а потом быть понятыми. (И вас в конечном итоге услышат и поймут);

6)Никогда не останавливайтесь на достигнутом, постоянно стремитесь к совершенству;

7)Объединяйте свои усилия с усилиями других.

Если рассматривать эти истины с точки зрения школы, то, очевидно, она добьется успеха и станет лидером, если будет брать на себя инициативу, сформирует ясное видение будущего, вдохновляющее весь коллектив; четко расставит приоритеты, будет работать ради общего дела.

В кратком педагогическом словаре-справочнике читаем: «Процесс управления образовательным процессом определяется как система деятельности, в которую входят прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, стимулирование, коррекция, анализ педагогического процесса».

Главная забота директора: сделать так, чтобы нормальная управленческая работа воодушевляла на решение общих задач, чтобы школьные годы были неповторимыми для учителей и учащихся.

Руководитель – первое лицо в системе хозяйствования, потому что несет ответственность за школьное здание в целом. Для исполнения такой возлагаемой на него обязанности он должен иметь финансовую и экономическую компетентность. Это лицо, от которого зависит большой список характеристик благоустройства школьников в учебном заведении и сочетание материально-технических элементов, обеспечивающих  физический комфорт, как детей, так и взрослых. Можно сказать, что директор – особо полномочный хозяин школы и особо ответственное лицо. Но он не может быть только «хозяйственником», просто чиновником, ему как стратегу нужно заглядывать в Гегеля, положить на стол и читать великих педагогов мира, начиная с Сократа.

Обеспечение профессиональной адекватности возлагается на организационную деятельность администрации школы, поэтому нужно соединять целевые идеи воспитания с профессиональной компетентностью школьных специалистов. Директор – главное лицо воспитания. От него зависит система школьных традиций: культурных, этических, гигиенических. Но рядом всегда должен быть школьный совет, педагогический совет, родительский совет.

Психологический климат, думается, один из решающих факторов успешности школы. Необходим тонкий психологический подход к каждому. А этому тоже нужно учиться. Искусство общения – обязательная составляющая руководителя. Руководитель – психолог, потому что всегда ориентирован на душу человека и стоит на страже духовности. Он охраняет школу как место, где взращивается душа ребенка, где постигаются высшие ценности жизни, где человек выступает в своей сущности как носитель социальных отношений.

Школа сейчас переживает нелегкие времена. И только качественно иной руководитель, способный  мыслить и действовать на уровне глобальных перемен и заглядывающий далеко в будущее способен вести свой корабль вперед и вперед, не страшась штормов, бурь и неизвестностей.

Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией

Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;

Чижова Светлана Михайловна, магистрант

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Лобачевского, Арзамасский филиал

В статье рассматривается специфика деятельности руководителя образовательной организации в современных образовательных условиях, профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации, стили и функции управления.

Ключевые слова: руководитель, управление, общеобразовательная организация, профессиональные компетенции, уровни управления.

Система управления современной образовательной организацией – это сложный и разноаспектный процесс, основанный на принципах научного управления, ориентированный на современные потребности в сфере образования.

Её особенность определяется теми изменениями, которые происходят в системе образования в последние годы, в частности введением Федеральных государственных стандартов НОО. Эффективность менеджмента организации в целом напрямую зависит от эффективности функционирования всех уровней системы управления организацией в процессе их взаимодействия, взаимовлияния, взаимообогащения. Ключевой же фигурой в процессе управления, как и прежде, остается руководитель, однако, меняются его функции, соответственно меняется и роль руководителя образовательной организации.

Исследованию специфики деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией, его правовых полномочий, должностных инструкций, профессиональных компетенций и т. посвящены работы многих ученых: В. Андреева «Саморазвитие менеджера» (2014), Беляковой Е. , Голубевой Л. «Справочник директора школы» (2007), Л. М Плаховой «Курс молодого бойца, или Азбука директора школы» (2010), Пономаревой Н. , Сыромятниковой Л. М «Финансово-хозяйственная деятельность руководителя образовательного учреждения» (2006), К. М Ушакова «Управление школой: кризис в период реформ» (2011) и др.

Кроме того, существует множество периодических изданий и электронных ресурсов, помогающих руководителю образовательной организации сориентироваться в сложной системе современных образовательных отношений, грамотно выстроить образовательный процесс, создать условия мотивации к обучению, благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе и, как следствие, обеспечить эффективное функционирование образовательной организации, ее конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Правовой статус руководителя школы четко определяется в статье 51 нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273, утверждающей, что «единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации».

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что руководитель, в процессе управления образовательной организацией, осуществляет все функции управления как вида деятельности (рисунок 1).

Рис. Функции управления

Современная управленческая деятельность строится на основе принципов гуманизации, демократизации, диверсификации (рисунок 2).

Рис. Принципы управления

Стили руководства организацией

Критерии руководства

Авторитарный (директивный)

Демократический

Либеральный (нейтральный)

Характер принятия решений

Единоличный

Дискурсивный

Отстраненный

Тип управления

Командно-директивный

Коллегиальное обсуждение

Нейтральное ожидание

Отношение к инициативе

Полное подавление

Поощрение

Передача в руки подчиненных

Стиль общения

Формально-жесткий

Дружелюбно открытый

Либерально-фамильярный

Отношение к дисциплине в коллективе

Подавление инициативы

Дифференцированный подход

Попустительство

Как известно из теории и практики управления, «чистые стили управления» практически не встречаются, наиболее оптимальным является авторитарно-демократический стиль. Именно он позволяет руководителю реализовывать принцип коллегиальности, при котором наблюдается децентрализация полномочий, активное участие сотрудников в принятии решений, и, одновременно реализовывать принцип единоначалия, при котором он принимает единоличные решения.

Деятельность современного руководителя предполагает и мотивирование деятельности своих сотрудников, так как современные педагоги, в особенности молодые, достаточно амбициозны и не всегда способны к профессиональным «подвигам». Грамотно спроектированная работа руководителя создает внутреннюю мотивацию, построенную на ощущении личного вклада и значимости деятельности каждого сотрудника в деятельность и развитие организации.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что деятельность руководителя охватывает не только все направления организационно-функционального развития современной школы (образовательное, воспитательное, правовое, финансовое, административно-хозяйственное, направление обеспечения комплексной безопасности и т. ), но и обеспечивает их регулирование с точки зрения процессов целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля.

Таким образом, современный руководитель образовательной организации определяет стратегию, цели и задачи её развития, принимает решения о программном планировании его работы, участии в различных программах и проектах. Он же занимается созданием микроклимата в коллективе, создает систему мотивирования сотрудников и решает ещё множество задач, способствующих развитию образовательной организации, созданию её имиджа и конкурентоспособности в современном образовательном пространстве.

  • Губанихина Е.В., Тихомирова И.В. Укрепление здоровья педагогов как направление деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения /Электронный научно-практический журнал Культура и образование.- 2014. – №11(15) – с.26
  • Левин К. Динамическая психология. / К. Левин. – М.: Смысл. – 2001. – 241 с.
  • Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия. – 2002. – 576 с.
  • Султанова Т.А., Ткачева Е.В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 613-616.
  • Ушаков К.М. Управление школой: кризис в период реформ / К. М. Ушаков; отв. Ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь. – 2011. – 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, система управления, современный руководитель, специфика деятельности руководителя, общеобразовательная организация, руководитель, современная образовательная организация, функция управления, правовой статус руководителя школы, профессиональная компетенция директора.

В современном мире правовая компетентность руководителя общеобразовательной организации играет ключевую роль в теории и практике управления этим непростым механизмом, так как именно руководитель несет ответственность за образовательную, воспитательную, научную и организационно-хозяйственную деятельность организации.

Происходящие в последние годы преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономических институтов, политики, социокультурной сферы кардинально изменили требования к работе руководителя образовательной организации. На сегодняшний день школа является полноценным субъектом права, юридическим лицом, имеет устав, обладает правом оперативного управления имуществом, заключает договоры, может являться истцом и ответчиком в суде. Все это вносит существенную специфику в реализацию функции управления, требует от руководителя определенных личностных качеств, необходимых знаний, сформированных умений, навыков и компетенций. В свете данных тенденций актуальна задача рассмотрения содержания и структуры правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации, ее основных признаков и компонентов. правовая компетентность представляется исследователями как интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в правовой области знаний, способности оказать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в обществе и предупреждать и устранять противоправные проявления поведения.

В Проекте профессионального стандарта руководителя образовательной организации обращается внимание на то, что руководитель должен знать действующие законы Российской Федерации, Конституцию, подзаконные акты, правовые возможности доступа к образовательной деятельности, основные положения законодательных актов в сфере гражданского, налогового, экологического, хозяйственного права, основы законодательства о бухгалтерском учете и прочее. Среди умений руководителя в соответствующей сфере выделяют: ведение коллективных переговоров, правильность оформления финансовой и управленческой документации, решение трудовых конфликтных ситуаций и другое. Правовая компетентность в документе выступает одним из необходимых механизмов эффективного управления образовательной организацией.

Руководитель общеобразовательного учреждения, по сравнению с другими категориями педагогических работников, несет более высокую юридическую ответственность за свои решения и результаты деятельности. В силу этого акцент в его подготовке, в том числе в системе дополнительного профессионального образования, должен быть сделан именно на правовой составляющей, но не в ущерб другим сторонам его деятельности. Директор школы в повседневной жизни выступает гарантом соблюдения законных прав участников образовательного процесса, ему принадлежит ключевая роль в регулировании правовых отношений, их развитии и укреплении.

Следует отметить, что руководители общеобразовательных организаций, как правило, знакомы с традиционным, устоявшимся законодательством в сфере образования. Они имеют достаточно высокие знания норм и правил применения таких процедур и аспектов управления, как аккредитация образовательных учреждений и лицензирование образовательной деятельности, выстраивание договорных отношений с потребителями образовательных услуг, партнерами и поставщиками, санитарные нормы и правила, требования Государственного образовательного стандарта. В то же время руководители общеобразовательных организаций недостаточно хорошо владеют изменениями в нормативной базе, к которым можно отнести изменения в проведении аудита в образовании, независимой оценке качества, разработке и сертификации тестов и контрольно-измерительных материалов, сертификации систем менеджмента качества, защиты персональных данных.

К наиболее часто встречающимся нарушениям действующего законодательства в образовательных учреждениях относятся:

– Сборы денег с родителей обучающихся для нужд школы.

– Нарушения в области лицензирования и аккредитации образовательных учреждений (применяются просроченные лицензии или не соответствующие Уставам свидетельства об аккредитации или лицензии, в большинстве случаев из-за внесения изменений в наименования учреждений).

– Нарушение прав участников образовательного процесса.

– Нарушения в учебных планах учреждения.

– Нарушения в делопроизводстве и документации.

– Нарушения Уставов (отсутствие локальных актов).

– Нарушение условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся.

– Нарушения при ликвидации и реорганизации образовательных учреждений.

Условно можно выделить несколько уровней правового знания:

– ознакомление с полученной информацией;

– действия в правовом пространстве на основании полученных знаний.

Формирование правовой компетентности достаточно длительный и многообразный процесс. В науке правовая компетентность определяется как интегративное свойство личности, которое выражается в способности оказывать непосредственное влияние на процесс саморазвития и развития социально-ценностных характеристик личности, которые позволяют выполнять социально — ценностные функции в обществе, предупреждать и устранять противоправные проявления поведения, а также выражается в совокупности компетенций в правовой области знаний.

Для должного обеспечения управления образовательным процессом правовая компетентность руководителя должна быть на соответствующем уровне. Для этого имеется целый ряд причин:

– Частые изменения нормативной базы, регламентирующей образовательную деятельность.

– Возросшие требования к качеству образования.

– Система рейтингов общеобразовательных организаций.

– Наличие сильных конкурентов среди общеобразовательных организаций.

– Достаточно высокий уровень правовой культуры граждан в вопросах образования.

– Отсутствие в штате общеобразовательных организаций юрисконсульта.

Таким образом, формирование правовой компетентности современного руководителя общеобразовательной организации играет ключевую роль в повышении качества образования и престижа данной образовательной организации. Также не стоит забывать, что в период реформирования системы российского образования разрабатываются и внедряются в жизнь новые профессиональные стандарты и образовательные программы, расширяется перечень нормативно-правовых документов, необходимый для полноценного функционирования общеобразовательных организаций.

  • Атласова О. М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Атласова Ольга Михайловна. — СПб., 1995. — 18 с.
  • Махрова М. В., Хузина А. Х. К вопросу об определении критериев правовой компетентности // Вестник ОГУ. ‒ 2008. ‒ № 81. ‒ С. 9‒14.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). — С.22.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая компетентность, образовательная организация, общеобразовательная организация, правовая компетентность руководителя, образовательная деятельность, ключевая роль, образовательный процесс, правовое пространство, руководитель, Российская Федерация.

Оценка компетенций работников образовательных организацией

Внедрение апробированной модели оценки компетенций педагогических работников в регионах. Комплексный анализ результатов исследований и подготовка рекомендаций по устранению профессиональных дефицитов.

Профессиональные дефициты

Методические компетенции педагога профессиональной школы

Комплексный анализ результатов выполнения диагностических работ позволяет выявить уровень сформированности компетенций педагогических работников, а также профессиональные дефициты учителей и руководителей образовательных организаций. Данная информация необходима для построения адресной системы повышения квалификации педагогических работников и разработки мер по повышению качества образования как на уровне образовательной организации, так и на уровне системы образования региона.

Вместе с тем, большое количество обращений от регионов, а также проведенный нами анализ региональных практик проведения оценки компетенций педагогических работников и использования полученных результатов для управления качеством образования в субъектах Российской Федерации, показал, что в большинстве регионов данная работа еще не выстроена.

Видеоматериалы проекта

В ноябре 2020 года Рособрнадзор организовал проведение вебинара для обсуждения в экспертном сообществе результатов апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций. В этот раз подводили итоги диагностики компетенций учителей начальных классов и руководителей образовательных организаций. В вебинаре принял участие руководитель Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки Музаев Анзор Ахмедович, модератором выступила Алтыникова Наталья Васильевна — руководитель проекта, директор по развитию ГК «Просвещение», к. , доцент. Доклады подготовили эксперты, разработчики оценочных материалов, представители Общероссийского профсоюза образования, а также учителя, принявшие участие в тестировании.

Музаев Анзор Ахмедович

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки рассказал о том, как изменилось отношение педагогов к федеральной диагностике за последние годы.

Алтыникова Наталья Васильевна

«Мы выявляем трудности, которые возникают у учителя в процессе ежедневной работы, и стараемся выстроить адресную систему помощи», — сообщила руководитель проекта.

Стулова Ольга Константиновна

Учитель начальных классов из Нижегородской области поделилась впечатлениями от прохождения федеральной диагностики. Процедура тестирования не вызвала особых затруднений.

2019 год

В декабре 2019 года в Новосибирском государственном педагогическом университете состоялся экспертный семинар «Результаты апробации модели использования ЕФОМ при оценке предметных и методических компетенций учителей». В мероприятии приняли участие представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования; учителя-участники апробации; специалисты в области оценки качества образования; организаторы апробации модели использования ЕФОМ при оценке предметных и методических компетенций учителей; представители научно-педагогической общественности — исследователи, занимающиеся проблематикой общего образования.

Как рассказала руководитель проекта, профессиональный дефицит — это резерв совершенствования учителяа. Главная задача проекта — состыковать систему оценки компетенций с системой непрерывного педагогического образования. Предлагаемые программы повышения квалификации не обеспечивают реальные запросы педагогического сообщества.

Герасёв Алексей Дмитриевич

Ректор Новосибирского государственного педагогического университета считает ЕФОМ ключевым элементом Национальной системы учительского роста. Эта обратная связь очень важна. Она позволит разработать подходящие программы дополнительного образования для педагогов, а вуз сможет воспитывать учителей будущего.

Климин Станислав Валерьевич

Координатор Ассоциации развития технологий оценки работников образовательных организаций — о построении для каждого педагога индивидуального плана совершенствования профессиональных навыков. Это вполне возможно в будущем — на основе данных, полученных в ходе федеральной диагностики учителей.

Комплекты оценочных материалов (2020)

Модель оценки компетенций работников образовательных организаций разработана с учетом результатов экспертного семинара 2019 года, а также на основе Модели, разработанной в рамках государственного контракта от 22. 2019 No Ф-19-кс-2019.

Модель позволять проводить:

  • оценку предметных и методических компетенций учителей, обеспечивающих предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программыосновного общего и/или среднего общего образования по предметам (учебным предметам) / предметным областям: «География», «Физика», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Искусство», «Технология», «Иностранные языки» (Иностранный язык. Второй иностранный язык);
  • оценку предметных и методических компетенций учителей начальных классов;
  • оценку профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций (директоров образовательных организаций и их заместителей);
  • диагностику профессиональных дефицитов работников образовательных организаций.

Анализ региональных практик по использованию результатов оценки компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования осуществлялся на основе ответов субъектов Российской Федерации на запрос Рособрнадзора от 26. 2020 №13-315 «Сведения о региональной практике по использованию результатов оценки компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования».

Запрос направлен в 50 субъектов Российской Федерации, восемь федеральных округов. Для анализа использовались сведения, представленные субъектами Российской, а также информация, полученная из открытых источников. Все данные обработаны. На основании полученных данных проведен анализ региональных практик по каждому из субъектов Российской Федерации и в целом по России.

Региональные практики по использованию результатов оценки компетенций работников образовательных организаций (pdf)

Внедрение апробированной модели в регионах

Мы предлагаем сотрудничество по внедрению апробированной модели оценки компетенций педагогических работников. Технология проведения диагностических исследований позволяет организовывать оценочные процедуры как в режиме онлайн, так и в бланочной форме. Диагностические исследования могут быть организованы как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне муниципального образования. Стоимость проведения оценочных мероприятий рассчитывается исходя из количества участников диагностики, выбранной технологии и набора образовательных программ.

Организация и проведение

диагностических исследований по оценке профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций и учителей по различным предметным областям.

Анализ результатов исследований

с описанием выявленных профессиональных дефицитов и рекомендациями по их устранению: результаты предоставляются в разрезе региона, муниципалитета, образовательной организации, персонифицированные результаты каждого участника.

Подготовка рекомендаций

по устранению профессиональных дефицитов для каждого участника оценочных процедур, а также по развитию адресной системы повышения квалификации в регионе.

Формирование пула экспертов

(включая их обучение) для оценивания развернутых ответов участников диагностических исследований.

Подготовка образовательных программ

и реализация курсов повышения квалификации в соответствии с выявленными профессиональными дефицитами.

Федеральная диагностика по заказу Рособрнадзора

С 2017 года под руководством Рособрнадзора разрабатывается и апробируется Модель оценки компетенций работников образовательных организаций, направленная на повышение качества образования в Российской Федерации. Данный комплекс работ проводится во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07. 2018 № 204 по внедрению национальной системы профессионального роста педагогических работников. По заказу Рособрнадзора исполнителями данного проекта являются АНО РЦПНСП «Инициатива», ГК «Просвещение», ООО «РТК-Иксора», ООО «НМЦ Аксиома» с привлечением ведущих специалистов и общественно-профессиональных объединений педагогических работников.

Более 5 000 руководителей

стали участниками апробации

72 субъекта РФ

подали заявки на участие в проекте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *