модель развития профессиональных компетенций будущих педагогов

Министерство образования и науки

управление образования администрации

округа Муром Владимирской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Форум образовательных инициатив

Мастер – класс

Номинация «Учитель – ключевая фигура в образовании»

Тема «Пути совершенствования профессиональной компетентности учителя

в процессе реализации ФГОС»

высшей квалификационной категории

Любовь Николаевна Ковкова,

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Альбина Викторовна Шешунова

Профессиональная компетентность учителя в рамках реализации ФГОС рассматривается как целенаправленная деятельность по созданию и внедрению в педагогическую практику инновационных элементов разных уровней и содержания.

Определяющими факторами в педагогической деятельности учителя выступают положительное мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии и готовность к качественному выполнению профессиональных функций.

Цель: создание условий для полноценного проявления профессиональной компентности участников мастер-класса на основе педагогического общения, развитие инициативы и творчества педагогов.

  • Совместная отработка приемов и подходов к организации образовательного процесса.
  • Овладение различными формами учебного сотрудничества.

1

Мастер-класс 2011 Профессиональная компетентность педагога: понятие, сущность

2

Павлова Лариса Николаевна кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Челябинский государственный педагогический университет (Российская Федерация)

3

Компетентностный подход подход позволяет согласовать образовательные цели учащихся с собственными профессиональными целями педагога. Цель подхода – формирование компетенций у учащихся

4

Компетентность Достаточный уровень образованности и /или опытности. Умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, общекультурную, социальнотрудовую, информационную, коммуникативную, компетенции в сфере личностного самоопределения и др.

5

Компетентность профессиональная Способности и умения эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации. Компетентность состоит из компетенций. Оценка уровня профессиональной компентности проводится по специально разработанным программам. С этой целью применяются: биографический метод, интервью, тестирование, групповые методы оценки персонала, психодиагностические методики.

6

Компетенция – особый результат Компетенция «собирается» в момент её реализации (в ответ на ситуацию). ЗУНы «храняться» к использованию в готовом виде.

7

Компетенция круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

8

Профессиональные компетенции – компетенции, сфера востребованности которых ограничивается той или иной областью профессиональной деятельности человека. Педагогическая компетенция включает в себя педагогическую, методическую и личностную компетенции.

9

Профессиональная компетентность характеристика работника-профессионала со стороны его знаний, умений, профессионального опыта, уровня и динамики развития психолого- профессиональных качеств.

10

Профессиональные компетентности педагога Базовые: предметная; методологичная; технологическая; управленческая. Функциональные – функции профессиональной деятельности.

11

Компетентностный стандарт педагога стандарт результатов педагогической деятельности.

12

Управленческая компетентность Функциональные блоки: коммуникативный, организаторский, когнитивный, мотивационный, конструктивный, проектировочный, креативный, эмоционально-волевой.

13

Прогнозирование становления профессиональной компетентности: мониторинг актуального уровня развития профессионально важных качеств педагога: определять развитие универсальных профессиональных способностей; формировать профессиональную компетентность на основе индивидуальной структуры профессиональных способностей.

14

Структура компетенции готовность к мобилизации; способность к самоуправлению; внутренние ресурсы; внешние ресурсы.

17

Чего должен остерегаться педагог? считать себя главным и единственным источникам знаний для учащихся; воспитывать учеников как был воспитан он сам; представлений о том, что есть «правильные» и «неправильные» решения житейских вопросов; мелочных правил и инструкций; бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «не принято», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями.

Педагогическая профессия, как уже отмечалось, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм (А. Мищенко).

Содержание профессиональной компетентности педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно обоснованныйсостав профессиональных знаний, умений и навыков.

Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.

Условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных образований, мы имеем в виду, что усвоение знаний (накопление информационного фонда) — не самоцель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии», т. умений и навыков — главного критерия профессиональной готовности.

Педагогические и специальные (по предмету) знания — необходимое, но далеко не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой педагогических умений и навыков.

Педагогические навыки – действия, сформированные в результате многократного повторения, характеризующиеся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. В процессе педагогической деятельности вырабатываются необходимые навыки решения профессиональных задач.

Педагогические умения — это совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане педагогических действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), направленных на решение задач развития гармоничной личности и основанных на соответствующих теоретических знаниях. Такое понимание сущности педагогических умений имеет прямой выход в практику подготовки педагога:

во-первых, определяет ведущую роль теоретических знаний в становлении практической готовности будущих педагогов, а также единство теоретической и практической подготовки будущего педагога;

во-вторых, нацеливает на формирование в единстве умений педагогически мыслить и педагогически действовать, проявляющихся соответственно как система идеальных и система предметных действий;

в-третьих, подчеркивает многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий.

Внутренняя структура педагогических умений может быть представлена как отдельные действия (компоненты умений) или относительно самостоятельные частные умения. Это, в свою очередь, открывает возможности как для объединения множества педагогических умений по разным основаниям, так и для условного их разложения в практических целях. Например, умение «провести беседу» может быть разложено на частные умения: определить тему, наиболее адекватно отражающую интересы и потребности учащихся и в то же время учитывающую ведущие воспитательные задачи, стоящие перед классом; отобрать содержание, выбрать форму, приемы и средства проведения беседы с учетом возраста воспитанников и конкретных условий; составить план (план-конспект) и т. Точно также можно разложить умение «составить план» и др.

Педагогические умения делятся на общие, так называемые интегральные или «сквозные» умения, которые являются неотъемлемым компонентом деятельности педагога любой специальности при организации любого вида деятельности детей, и частные умения.

Модель профессиональной компетентности педагога поэтому может быть представлена как совокупность общих и частных педагогических умений. Наиболее общими умениями профессиональной компетентности педагога являются умения педагогически мыслить и действовать, лежащие в основе главного «универсального» умения, обеспечивающего успех в педагогической деятельности – умения решать педагогические задачи. Они имеют место при реализации учителем всех социально и профессионально обусловленных функций.

Вне зависимости от характера и уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде «мыслить – действовать – мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности (гностический, конструктивный, организаторский, коммуникативный) и соответствующими им функциями.

Модель профессиональной компетентностипедагога поэтому может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности, объединяющее педагогические умения в четыре группыпедагогических компетенций:

– ставить педагогические задачи в виде конкретных задач обучения и воспитания: изучение личности и коллектива с целью определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и воспитанности и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи;

– программировать способы педагогических взаимодействий позволяют построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных и развивающих задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации;

– выполнять педагогические действия предполагают выделение и установление взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания и обучения, приведение их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др. ) осуществления образовательного процесса; развитие деятельности школьника, превращающей его из объекта в субъект педагогического процесса; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы с окружающей средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий;

– изучать процесс и результаты решения педагогической задачи требуют учета и оценки итогов педагогической деятельности: самоанализ и анализ хода педагогического процесса и действий педагога; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Ксения Симашина
Модель управления развитием профессиональной компетентности педагога

Полысаево, Кемеровская обл.

Современная практика образования, характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, внедрением новых программ и технологий, методов и приемов взаимодействия с воспитанниками. Таким образом, особое значение в настоящее время отдается уровню профессиональной компетентности педагогов, повышению их квалификации, опыта и педагогического мастерства.

Профессиональные функции педагога, работающего с детьми, особенно подчинены задаче коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка. Главное в развитии профессиональной компетентности педагога играют его педагогические способности и качества. Развитие профессиональных способностей связано с педагогическими знаниями, умениями и навыками, которыми должен владеть каждый компетентный педагог. Большее значение акцентируется на таких деловых качествах, как компетентность, смелость и готовность брать ответственность на себя, целенаправленность в достижении поставленных перед собой целей.

Наполняемость профессиональной компетентности педагога определяется профессиональной характеристикой. Она представляет собой модель развития профессиональной компетентности педагога, выделяя профессиональные знания, умения и навыки.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» первым уровнем общего образования является дошкольное образование. Тем самым, проблема качества дошкольного образования является очень актуальной.

В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23, квалификация педагога может быть описана, как совокупность основных профессиональных компетентностей :

компетентность в постановке целей и решения задач педагогической деятельности;

компетентность на развитие воспитательной деятельности;

компетентность в разработке и внедрения программы и принятии педагогических решений;

компетентность в организации профессиональной деятельности.

компетентность личностных качеств;

Педагогическая профессия, является преобразующей и в то же время управляющей. А для того чтобы уметь управлять личностью, нужно быть компетентным.

В педагогической науке понятие профессиональная компетентность педагога рассматривается, как многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры.

Главной основой профессиональной компетентности педагогов, несомненно, является объем обретенных им знаний, умений и навыков. Поэтому непрерывное педагогическое образование, постоянное повышение профессионализма педагогических кадров, должны стать приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения.

Достижение определенного уровня профессиональной компетентности – возможно при формировании модели управления развитием профессиональной компетентности педагога, в такой последовательности, как:

Мотивационно – ценностное отношение к педагогической действительности имеет большое значение для последующих этапов; назначение этого блока – формирование психологической готовности педагога к труду на основе опыта.

Теоретическая готовность педагога – совокупность знаний о педагогических принципах, закономерностях, целях, содержании, технологиях и результатах образования человека; назначение этого блока – формирование подготовленности педагога к освоению практических способов деятельности на основе знаний в области ДО.

Практическая готовность – практический опыт реализации способов и творческого осуществления педагогической деятельности; формирует готовность педагога к реализации профессиональных функций.

Результативная готовность – способность определять продуктивность профессиональной деятельности; цель – формирование целостного образа профессиональной компетентности в совокупности всех блоков и компонентов.

В данной модели заложена цикличность (этапы) управления развитием профессиональной подготовки педагога. Исходя из современных требований, выделяют основные формы развития профессиональной компетентности педагога :

– обучение на курсах повышения квалификации в КРИПКиПРО; самообразование; творческие мастерские; тематические педсоветы; методические недели;открытые занятия опытных, интересных педагогов; семинары-практикумы в ДОУ; консультации; общение с коллегами из других ДОУ, и других городов.

Но не одна из перечисленных форм не будет эффективной, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Именно он может достигнуть педагогической компетентности в современных условиях, и самообразование являться средством развития профессиональной компетентности педагога.

В результате рассмотрения модели управления развитием профессиональной компетентности, можно сказать, что:

Становление профессиональной компетентности рассматривается как многоуровневый и многоэтапный процесс преобразования опыта педагога в ходе взаимодействия с объектом труда – ребенком. Сконструированная модель профессиональной компетентности позволяет разработать дидактические основы ее формирования в процессе управления подготовкой педагога.

Подводя итог, можно сделать вывод, что структура профессиональной компетентности преподавателя в ОУ имеет сложный характер, который зависит от условий педагогической деятельности и от условий воспитания профессиональной компетентности педагога. В настоящее время необходимо актуализировать развитие профессиональных компетентностей педагога, постараться осознать границы не только собственной компетентности, но и профессиональной.

Не развивающийся педагог, не воспитает развитую личность. Именно повышение профессиональной компетентности необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА.

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика.

Профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающим на практике социально-востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать такого педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в учебно-воспитательном процессе.

Исходя из современных требований образования, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Работа в предметно-цикловых комиссиях, творческих группах;
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  • Различные формы педагогической поддержки;
  • Активное участие в педагогических конкурсах профессионального мастерства;
  • Обобщение собственного педагогического опыта и др.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • анализ, самокорректировка, самопроявление.

Ежегодно проводимые традиционные педагогические конкурсы направлены главным образом на выявление инновационных практик обучения, обобщение результативного опыта, на поддержку талантливых, творчески работающих преподавателей, поиск педагогических идей по обновлению содержания педагогических технологий. Участие педагогов в таких конкурсах позволяет раскрыть свой потенциал, а главным образом поделиться своим опытом работы. Говоря о профессиональной компетентности педагога, нельзя не сказать о создании портфолио. Портфолио – это отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит само оценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности. А чтобы создать портфолио, необходимо иметь положительные результаты работы со студентами и достижения самого педагога. Имея хорошее портфолио, можно принимать участие в различных конкурсах.

Сама профессиональная деятельность многое дает преподавателю для развития его творческого потенциала. Но это происходит тогда, когда эта деятельность творческая. Чем отличается творческий педагог от не творческого? Прежде всего тем, что хорошо знает пути достижения цели, постоянно анализирует собственные ошибки и просчеты, стремиться на научной основе решать повседневные задачи обучения и воспитания. Творческий педагог всегда в поиске. Привлекательная сторона педагогической профессии именно в творчестве. По мере усиления творческой составляющей возрастает интерес педагога к профессии, становление педагога приобретает личностный смысл и набирает оптимальный темп. Такой педагог работает с перспективой, он не распыляется на сиюминутные педагогические задачи, знает им цену и место. Педагог- исследователь ставит перед собой сложные психолого-педагогические и методические задачи, связанные с подготовкой студентов к творческому труду.

Байденко В. Компетенции: к освоению компетентностного подхода (Лекция в слайдах): Материалы к первому заседанию методологического семинара 20 мая 2004 г. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 30 с.

Байденко В. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. Изд. 2-е. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с.

Верстакова Ю. , Симоненко Е. Управление инновациями: теория и практика: учебное пособие – М. : Эксмо, 2008 г – 432 с.

Лаптева, И. К вопросу о педагогической компетентности / И. Лаптева //Педагогическое образование и наука. – 2007. – №4. 35-38.

Поташник М. , Моисеев А. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования – М. : Новая школа, 1997. – 352 с.

Болотов В. А, В. Сериков Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика №10, 2003, С. 8-147. Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?// Народное образование 2004 №4 С136-144

Использование компетентной модели будущего учителя в университетском образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов студентов по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью становится не усвоение суммы знаний и сведений, а освоение студентами таких умений, которые позволяли бы им определять свои профессиональные цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. В свою очередь, деятельность в целом университета характеризуется компетентностью всех субъектов этой деятельности.

Сама компетентностная модель педагога выступает в виде образа, отражающего структуру образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, в конкретной образовательной системе. Поэтому мы не можем дать универсальной компетентностной модели учителя, так как перечень тех компетенций и умений учителя, который здесь был представлен, остается открытым. Каждый вуз (школа), вузовский преподаватель (школьный учитель) может добавить в этот перечень те, которые он считает наиболее важными для достижения тех или иных образовательных результатов в учетом того, что уровень сформированности профессиональных компетенций учителя должен быть достаточным для создания такой образовательной развивающей среды, в которой возможно формирование ключевых компетенций обучающихся. Очевидно одно: учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает!

Как было отмечено выше, понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Поэтому и модель профессиональной компетентности учителявыступает как единство его теоретической и практической готовности.

Содержание теоретической готовности учителя понимается, с одной стороны, как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний, с другой, – как теоретическая деятельность, проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у учителя гностических, идеологических аналитических, дидактических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений, содержание каждого из которых представлено нами выше.

Содержание же практической готовности выражается во внешних (предметных) умениях, т. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения, конструктивные и технологические, организационно-методические и производственно-операционные умения. Их содержание также представлено в перечне групп профессионально-педагогических умений.

Хотя психолого-педагогические знания, представляющие собой когнитивный компонент профессиональной компетентности педагога, в общем виде определены учебными программами, мы хотим выделить их ещё раз, так как именно они, на наш взгляд, представляют собой основу гуманистически ориентированного мышления педагога-воспитателя. Психолого-педагогическая подготовленность как компетентность заключает в себе знание методологических основ и категорий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития обучающейся молодёжи.

Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания являются и предпосылкой развития интеллектуальных и практических педагогических умений и в целом – профессиональных компетенций педагогов.

Компетентностный подход как методологический принцип

В 2007 году Коллегией Министерства образования и науки РФ был утвержден макет федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению подготовки в высшей школе, в котором компетентностный подход стал методологической базой – основополагающим принципом – перехода на новые образовательные ориентиры в высшей школе.

К настоящему времени уже появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетентностей. Например, монография А. Хуторского «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения»; работы Вербицкого А. , Ларионовой О. «Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции»; Татур Ю. «Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования»; Зимней И. «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании»; Равена Дж. «Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация»; Адольфа В. «Профессиональная компетентность современного учителя» и др.

Знакомство с научно-педагогической литературой показывает, что понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода как методологического принципа в высшем профессиональном образовании, ещё не устоялся. Тем не менее, можно выделить некоторые принципы и способы построения многомерной (теоретической и практической) образовательной деятельности на основе этого подхода. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса (преподавания и учения) и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

• цель и смысл профессионального образования заключаются в развитии у будущих специалистов способности самостоятельно решать проблемы в своей сфере деятельности на основе использования имеющегося социального опыта;

• содержание профессионального образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

• смысл организации образовательного процесса заключается в создании гуманистических условий для формирования у будущих профессионалов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем профессионального образования;

• оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых студентами на определённом этапе обучения.

Но исходным общенаучным принципом профессионально-педагогической компетентности был и остается личностно-гуманная ориентация. В этой связи основными принципами реализации компетентностного подхода, уточняющими его сущность и многомерность, являются:

– взаимосвязь с гуманизацией образовательного процесса, обеспечивающая личностно-развивающий характер профессиональной подготовки и эффективную самореализацию и саморазвитие студента;

– междисциплинарность и интегративность, что предполагает содержательно-технологическую интеграцию дисциплин социально-гуманитарного, естественнонаучного, общепрофессионального и специального блоков профессиональной подготовки и их связь с будущей социально-профессиональной деятельностью педагога;

– содержательно-технологическая преемственность обучения и воспитания будущих педагогов, обеспечивающая единство и согласованность педагогических требований и средств, направленных на развитие у студентов продуктивного мышления и деятельности, личностных качеств, определяющих сущность формируемых компетенций;

– диагностичность, что означает поэтапное выявление степени сформированности компетенций посредством определенного диагностико-критериального аппарата.

При внедрении компетентностного подхода в процесс подготовки педагогов акцент делается на развивающих, проблемно-модульных, игровых, проектно-исследовательских технологиях; рейтинговых системах оценки; организации различных форм тестирования. Главным методическим требованием к обновлению форм и содержания самостоятельной работы выступает ее организация в контексте будущей профессии студента. Последнее в свою очередь означает, что учебные планы и программы должны включать все виды учебной деятельности, а именно: 1) организацию педагогических и производственных практик с выполнением научно-исследовательских проектов, ориентированных на запросы работодателей образовательной сферы; 2) осуществление расчетно-проектной, научно-исследовательской работы; 3) участие в деловых, ролевых, имитационных играх, в разрешении социально-педагогических ситуаций.

При реализации гуманистического по своему смыслу и содержанию компетентностного подхода опираются на следующиеконкретно-научные принципы: 1) образование – для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития, 2) разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности обучающихся – на основе собственной мотивации и ответственности за результат, 3) оценивание – для обеспечения возможности студенту самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.

Компетентностный подход,отражающий принцип многомерности в образованиипротивостоитследующим антигуманным положениям, существовавшим в высшей школе подготовки педагогов:

• традиционному предметному репродуктивному «обучению», в основу которого заложена идея передачи и усвоения знаний (информа­ции);

• принудительным формам организации учебных занятий;

• вертикальной, иерархически организованной системе административного руководства образовательным процессом;

• селективной и субъективной отметочной системе оценивания образовательных результатов («остаточных» знаний).

Компетентностный подход предполагает переход:

– от предметного преподавания и изучения к интегративному обучению, целостному образовательному процессу и непрерывному самообразованию;

– от фиксирования «остаточных» знаний к определению уровня компетентности, готовности и дальнейшему непрерывному образованию, уровня профессионализма, готовности к деятельности (ценностно-ориентационной, психолого-педагогической, практической), к самореализации, конкурентоспособности в образовательной сфере, степени социальной и профессиональной мобильности.

Планируя организацию учебного процесса и методы реализации компетентностного подхода как основополагающего принципа обучения в высшей школе, следует всегда помнить, что мы запоминаем 20% услышанного, 40% увиденного, 60% увиденного + услышанного, 80% увиденного + услышанного + сделанного нами самими. В этой связи эффективная организация учебного компетентностно ориентированного процесса должна основываться на потребностях студентов, учитывать их уровень и привлекать к процессу принятия решений на всех этапах и уровнях процесса обучения, использовать логику и последовательность заданий, обеспечивающую закрепление полученного нового опыта.

В заключении хотелось бы ещё раз отметить, что реализация компетентностного подхода в образовании предполагает изменения в профессиональном сознании самого педагога, в его деятельности. Необходимо при этом помнить, что компетентность всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, людям, окружающей действительности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.

Учитель – ключевая фигура не только в образовании, но и в обществе в целом.

Планируемые результаты: создание кластера: выработка эффективной модели компетентного учителя.

Этапы проведения мастер – класса.

  • Краткая характеристика мастер-класса: тема, цели, задачи, деятельность (индивидуальная групповая и фронтальная работа).
  • Раздача интерактивных рабочих листов мастер-класса.
  • Организация первой части работы по графической схеме «ЗХУ» («Знаем. Хотим узнать. Узнали»).
  • Разъяснение 1 и 2 колонки на слайде.
  • Фронтальное обсуждение, заполнение 1 и 2 колонок общей схемы на доске.

Основной этап.

Одним из важных составляющих профессиональной компетентности педагога является его готовность к инновационной деятельности.

Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является высокая ответственность, инициативность и творческая активность.

Мозговой штурм – Что же такое готовность педагога к инновационной деятельности? (фронтальное обсуждение, фиксация ключевых моментов на доске)

Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения

Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность.

Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики

Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности – совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т. компетентность в области педагогических инноваций (слайд)

Упражнение «Перечислите инновационные технологии, используемые вами в работе»

Инновационные технологии обучения и воспитания в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь высокого уровня педагогического мастерства.

Деловая игра «Совет молодому коллеге».

Предлагаю разделиться на три группы. Задание: 1группа – дает советы молодому коллеге, отражая положительные направления профессиональной деятельности педагога; 2 группа – сообщает, что мешает иногда достигать высоких результатов в деятельности учителя; 3 группа – эксперты – подведут итоги.

Педагог – ключевая фигура в образовании. Будущий и сегодняшний интеллектуальный потенциал общества, образовательной системы, отдельного образовательного учреждения зависит от профессиональной компетентности, творчества, социальной активности педагога, наличия у него стимулов для самоотдачи в работе и самообразовании, то есть от его индивидуально-личностных качеств.

«Портрет идеального учителя».

На листе бумаги при помощи маркеров, нарисуйте портрет идеального учителя. Портрет создается следующим образом: лист передается по кругу, и каждый участник рисует только одну черту, необходимую, по его мнению, идеальному учителю. Нужно перечислить 10 характеристик идеального учителя.

Группы представляют результаты своей работы. Фронтальное обсуждение наиболее важных 10 качеств учителя. Составление кластера.

Индивидуальная работа по сравнению своих личностных особенностей с качествами идеального учителя.

Современное образование нуждается в успешных педагогах. Только успешная личность сможет воспитать личность, настроенную на успех в любой области приложения своих возможностей.

Основными характеристиками успешной педагогической деятельности являются (Слайд ):

– высокая компетентность в специально-предметной сфере профессионального знания,

– психологическая компетентность,

– педагогическая самостоятельность,

– методическая оснащенность реализуемых программ,

– высокая степень принятия обучающимися.

Обсуждение: Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будут и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Мы считаем, что дети должны знать то, что знаем мы. Хотя, к сожалению, сами мы зачастую не знаем того, что знают они. Чтобы быть авторитетом для детей, быть им интересными, необходимо быть с ними на одной волне. Детям солнца нужны педагоги света. Так поможем же духовному восходению наших детей, развивая их творческий и интеллектуальный потенциал. (слайд)

Подходит к завершению наш мастер-класс, я надеюсь, что многое для вас было нового и интересного Мы вместе многому научились. Старайтесь чаще испытывать радость, ценить каждое мгновение жизни.

Этап рефлексии. Уважаемые участники мастер-класс, ваше мнение о его эффективности очень ценно для нас. Напишите, пожалуйста, на сердечках какое значение имел для вас мастер-класс, используя клише.

Организация итоговой части работы по графической схеме «ЗХУ» («Знаем. Хотим узнать. Узнали»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *