общие и профессиональные компетенции студентов педагогического колледжа

11 декабря 2017г.

Когда мы говорим об образовании 21 века, то подразумеваем не только современные технологии обучения, но и те изменения, которые стоят за их появлением.

Согласно стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации 2013-2020, одобренной коллегией Минобрнауки России, решение задачи обеспечения соответствия квалификации выпускников Системы требованиям экономики связано прежде всего с развитием механизмов оценки качества образования, повышением гибкости в планировании потребностей в кадрах, эффективности процесса обучения, а также адаптивности в формировании и обновлении программ. Интенсивность обучения связана с расширением объема практико-ориентированных методов обучения (обучения на рабочем месте, наставничества, обучения в контексте профессиональной деятельности), а также поддержкой проведения международных и всероссийских конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций. Одним из таких конкурсов является чемпионат WorldSkills. WorldSkills объединяет молодежь, производства и педагогов, чтобы научить молодых людей профессиональному мастерству и показать им, как стать лучшими в выбранной ими специальности. Конкурсанты демонстрируют как уровень своей технической подготовки, так и индивидуальные и коллективные качества, решая поставленные перед ними задачи, которые они изучают и/или выполняют на своем рабочем месте. Их успех или провал говорит не только об их личных профессиональных качествах, но и об уровне профессиональной подготовки в той стране, которую они представляют, и общем уровне качества услуг на родине участников.

Анализ педагогических исследований В. Сластенина и других ученых свидетельствуют о возрастающем интересе к вопросам, касающимся профессиональной компетентности студентов – будущих учителей.

Современная  начальная  школа  нуждается  в  кадрах,  способных  реализовать  требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ,основанного на системно-деятельностном подходе. В связи с этим меняются требования к планируемым результатам обучения будущих учителей начальных классов. Необходимо сформировать у студентов педагогического колледжа такие компетенции, которые потребуются выпускникам в их дальнейшей профессиональной деятельности.

В профессиональном обучении студентов – будущих учителей нужно формировать гибкость мышления, умение диагностировать и прогнозировать развитие учащихся, предвидеть результаты своих действий, умение не только ставить педагогические цели, но и добиваться их оптимальным способом. В современном обществе востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.

Педагогический профессионализм, по нашему мнению, связан, прежде всего, с высоким уровнем самореализации индивидуальных особенностей студента и способностью к индивидуальному стилю деятельности. Этот стиль вырабатывается в процессе учебы и представляет собой систему индивидуально- своеобразных приемов, обеспечивающих успешность в будущем. Важно обратить внимание на то, как пробудить педагогическое самосознание учителя и стимулировать его самообразование и самовоспитание, постоянное стремление к творческому профессиональному росту, к выработке оптимального стиля профессиональной деятельности. В процессе обучения я стараюсь создать такие условия, которые могут мотивировать студента стать на путь саморазвития, самосовершенствования, самореализации. Одним из применяемых мною методов является использование в обучении практико-ориентированных (ситуационных) заданий.

Для оценивания практико-ориентированных заданий нами используются задания разного уровня.

•Формулирование представленной информации в виде проблемы;

•Предложение способа решения проблемы;

•Обоснование способа решения проблемы;

•Демонстрация способа решения проблемы.

Причём оценивание выполняет педагог и группа студентов, а также сам учащийся. То есть развиваются умения контролировать свои действия в различных видах самостоятельной учебной деятельности, в том числе и при проведении рефлексивных действий, совершенствуются общие интеллектуальные умения учащихся, становится реальной работа студентов по предупреждению и обнаружению допущенных ошибок. При выполнении этих заданий самоконтроль студента включает рефлексивно-ориентировочные и действенно-практические механизмы, направленные на установление степени рассогласования между контролируемым результатом и эталоном. Тем самым вскрывается главное назначение самоконтроля, которое заключается в предупреждении ошибок или самостоятельным обнаружением уже совершённых ошибок самими обучающимися. Важная роль самоконтроля обусловлена тем, что он способствует формированию компетенций будущих учителей.

Использование разноуровневых практико-ориентированных заданий является одним из элементов индивидуализации обучения, при которой выбор способов, приёмов обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей. Ни одна учебная задача не может быть решена всеми учащимися одинаково. Возникает потребность в дифференцированном обучении. То есть таком обучении, в рамках которого созданы условия для выработки и совершенствования индивидуального стиля самостоятельной деятельности студента. Студент выявляет и учитывает свои индивидуальные возможности и способности самостоятельно, но при этом использует опыт других обучающихся, опыт преподавателя.

Практико–ориентированные задания делятся на 3 группы: теоретические, экспериментально- теоретический, практические.

Приведу  примеры   заданий,   используемых   мной   при   изучении   междисциплинарного курса «Практикум  по методике  преподавания   математики»  при  обучении  студентов  специальности

Устный счёт на уроках математики в начальной школе.

А) Доклад на тему «Устный счёт как обязательный этап урока математики».

Б) Исследование на тему «Устный счёт как средство повышения интереса к уроку математики». В) Создание сборника упражнений для устного счёта.

Г) Использование системы упражнений для устного счёта при проведении пробных уроков математики и внеклассной работы. Анализ проведённой работы.

Тесты на уроках математики в начальной школе.

А) Доклад на тему «Понятие теста. Обоснованность применения тестов на уроках математики в начальной школе».

Б) Исследование на тему «Использование разноуровневых тестов как средство диагностики и управления деятельностью учащихся».

В) Создание теста для урока математики в начальной школе (тему теста студент выбирает самостоятельно). Г) Применение теста при проведении пробных уроков математики. Анализ проведённой работы.

Методы обучения математики. А) Реферат.

Б) Пронумеруйте все пункты «методы обучения математики» в том порядке, в котором они важны для вас при проведении уроков, начиная с главного. Если какие-то пункты считаете лишними, можете их исключить. Ответы обоснуйте.

– метод проектов

– наглядный метод

– объяснительно-иллюстративный метод

– проблемное обучение

– ролевая игра

– метод рассказа

– выполнение тренировочных упражнений

– связь с практической жизнью детей

В)  Разработайте  конспект  урока  с  использованием  активных  методов  обучения  (тему  выбрать самостоятельно)

Деление многозначных чисел.

А) Раскрыть задачи и этапы изучения темы.

Б) Показать методику работы над упражнением №. на стр.

Б) Проанализировать     ошибки,      допущенные      учащимися,     выявить      причины     их      возникновения и предложить пути их устранения.

Для оценки степени и уровня усвоения материала учащимся предлагается список вопросов. Студент может осуществлять свободную навигацию по списку вопросов, возвращаться на любой вопрос, исправлять ответы. Работа не ограничивается одним занятием. Список вопросов направлен на помощь студенту в более глубоком освоении материала. Таким образом, каждый студент осваивает программу в комфортном для себя темпе.

Эффективным средством развития творческой самостоятельности являю имитационные  игры, которые используются во время практических занятий.

Студенты разыгрывают небольшую сценку ( чаще всего берётся реальный случай из пробных уроков студентов). Затем проводится послеигровая дискуссия. Рассматриваются следующие вопросы:

Установить проблемы, которые имели место в игре.

Определить и показать соответствие игры реальной жизни.

Выявить причины проблемы, возникшей на уроке.

При изучении темы «Методика изучения табличных случаев умножения и деления» студенты получают такие задания:

А) На доске рисунок: две связки воздушных шаров по 8 шаров в каждой связке. Ученик второго класса составил пример: 2*8=16. Почему учащийся допустил ошибку? Составьте вопросы для дальнейшей беседы. Б) Учащиеся решили задачу: «18 карандашей раздали трём   девочкам   поровну. Сколько карандашей получила каждая девочка?». Покажите методику работы над задачей. Какие творческие задания можно предложить учащимся после её решения?

В) После проведения самостоятельной работы на два варианта учитель предложил учащимся проверить решение друг у друга, обменявшись тетрадями (взаимопроверка). Какую беседу необходимо провести после этого? Составьте вопросы для беседы.

Такие задания направлены на развитие умений организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Можно также использовать задания, способствующие формированию творческой информационной компетентности: написание эссе, сообщений, составление тестов, кроссвордов и мини – пособий. Примеры выполнения таких заданий студенты представляют в портфолио смешанного типа для промежуточной аттестации по МДК.

Таким образом, применение практико-ориентированных (ситуационных)     заданий на уроках «Практикум по методике преподавания математики» способствует формированию компетенций будущих учителей начальных классов. Эти задания помогают студентам осознать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; учат организовывать собственную деятельность, осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения; развивают умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Список литературы и источников

Младший школьный возраст сензитивен для развития познавательных мотивов учения, формирования учебной деятельности. Личностно-ориентированный подход в современном обучении – это учет психологических особенностей учащихся данного возраста, класса, каждого ребенка и т. Эти и другие теоретические знания – основа для формирования профессиональных компетенций, которые предполагают готовность и способность использовать свои знания и умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Поэтому в Карасукском педагогическом колледже создана система психолого-педагогического сопровождения студентов на практике пробных уроков. Её задача помочь осознать начинающему учителю цель урока, то, как создать благоприятный психологический климат, ситуации успеха для учащихся, как сделать урок развивающим психологические процессы и личностные особенности ребенка, как учить учиться. Такое сопровождение осуществляют преподаватели психологии и педагогики. Они включаются в консультирование студента к уроку вместе с методистом и учителем класса, присутствуют на занятии и участвуют в анализе. Отрадно, что всё это способствует более быстрому, эффективному формированию профессиональной компетентности будущего учителя.

Урок «Окружающий мир» в 3 классе (учебник А. Плешакова «Мир вокруг нас»), методист Л. Патина, учитель Моисеенко Г. , готовит студентка Нуржанова Сауле. Учитывая достаточно высокий уровень развития познавательных интересов, обученности и обучаемости класса определяется ведущий метод обучения – частично-поисковый, опора на субъектный опыт учащихся. Создаются условия, чтобы третьеклассники сами могли определить задачи урока, учились рефлексировать, делать самостоятельные выводы, выбирать вариант домашнего задания. Продумывается разная мера помощи при организации самостоятельной работы, что обеспечивает принцип дифференциации. Смена видов работы на уроке: опыты, фронтальная беседа, сравнение своих знаний с материалом учебника, музыкальное сопровождение, физминутка, переход ребят во время образования микрогрупп – помогает реализации здоровьесберегающего подхода. Развитию коммуникативных навыков способствует работа в парах, микрогруппах. Выразительное чтение стихотворения Ю. Тувима – это и эмоциональное воздействие, и ситуация для анализа в соответствии с темой урока.

Цель. Создать условия для развития наблюдательности, логического мышления учащихся в процессе выполнения исследовательской работы, делая самостоятельные выводы о свойствах кожи. Помочь детям раскрыть значение кожи, систематизировать их знания о гигиене кожи. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы. Содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью, развитию познавательных интересов.

Оборудование. Оформленная доска, музыкальная запись для эмоционального настроения, лупы, стекла, схемы-опоры, карточки с практическими заданиями, рисунки для самостоятельной работы.

Литература. Ротенбург Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья / Пер. с англ. – М. : Физкультура и спорт, 1996. – 592 с. Популярная медицинская энциклопедия. ред. Петровский. 1 том. – М. : «Советская энциклопедия», 1987 – 704 с. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Тайны человека. – М. : ООО «Изд-во Астрель»; ООО «Изд-во АСТ», 2000 – 400 с.

Психологический настрой.

Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось!
Лучик теплый золотой
На урок возьмем с тобой. Будет он нас согревать
И трудиться помогать.

Беседа с целью мотивации. – Сегодня на уроке «Окружающий мир» я предлагаю послушать притчу и подумать согласны ли вы с мудрецом.

Звучит музыка

Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного богатого»
– Вы согласны с высказыванием мудреца? Почему?
(Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Ему легко работать и учиться. Больному человеку не нужны ни богатства, ни слава. Мы должны следить за своим здоровьем, заботиться. А для этого быть внимательными  на уроках, чтобы получить знания о том, что и как делать для того, чтобы укреплять здоровье).

III. Актуализация знаний.

– Мы продолжаем изучать раздел «Мы и наше здоровье». На прошлом уроке из этого раздела  вы изучили тему «Органы чувств». – Перечислите органы чувств? (глаза, уши, нос, язык, кожа)
– Какую роль играет в жизни человека каждый из них?
– Как нужно беречь органы чувств? (глаза, уши, нос, язык, кожу)
– Глаза, уши, нос, язык, кожа – это наши органы чувств. Они позволяют нам воспринимать окружающий мир, их нужно беречь.

Сообщение темы урока, определение задач урока.

– Прочитайте тему урока (Надежная защита организма). – Что является надежной защитой организма? (кожа)
– Да, разговор пойдет о коже. – Подумайте какие задачи вам предстоит решить на уроке? На какие вопросы найти ответы?
М/у: прогнозирование задач, вопросов учащимися. – А теперь посмотрите на вопросы, которые я сформулировала (на доске)
– Какое значение имеет кожа?
– Какими свойствами она обладает?
– Как нужно ухаживать за кожей?
– Какую первую помощь себе или товарищу необходимо оказывать при повреждениях кожи. – Какие мы еще не назвали? (прочтите)
– Что будем делать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

  • Опыты
  • Читать учебник
  • Слушать учителя и друг друга
  • Делать самостоятельно выводы.

– Зачем у нас на уроке выставка книг? (Чтобы знать, где можно взять нужную информацию, пользоваться справочной литературой).

Изучение нового материала. – Что вы знаете о коже?
М/у: уточнение и дополнение ответов учащихся. Кожа защищает внутренние части тела человека от повреждений, от жары, холода, от болезнетворных бактерий. Это очень важный чувствительный орган, принимающий информацию от окружающего мира. Тепло и холод, прикосновение, сигнал тревоги, боль – все это мы ощущаем благодаря чувствительной функции кожи. Чтобы узнать её свойства мы проведем практическую исследовательскую работу

Практическая работа

– Работать будете вдвоем. У вас карточки с заданиями, которые нужно будет выполнить с использованием стекол, луп, они тоже находятся на столах. Карточки:
1. Рассмотрите кожу своей руки. Потрогай ее, потяни. Что ты можешь сказать о коже?
2. Проведи пальцем по лбу, затем приложи палец к стеклу. Что осталось на стекле? Как ты это объяснишь?
3. Рассмотри кожу через лупу. Что ты на ней видишь? Постарайся увидеть маленькие отверстия – поры. Как ты думаешь, какое значение они имеют.

Выводы и составление схемы. М/у: фронтальная работа.

общие и профессиональные компетенции студентов педагогического колледжа

Кожа мягкая, гладкая, упругая, растягивается. На стекле осталось пятно жира. Значит кожа выделяет жир. На поверхности видны волоски и маленькие отверстия – поры. Через поры выделяются жир и пот. Жир, покрывая кожу тонким слоем, делает ее более мягкой и упругой. Пот испаряется с поверхности кожи, и тело человека от этого охлаждается. Так человеку легче переносить жару или выполнять тяжелую работу. Кроме того, с потом выделяются из организма некоторые вредные вещества.

Говорят: “Баня – целебница”, после каждого похода в баню, получаешь заряд бодрости.

Что вы думаете по этому поводу?

Ядреный и вместе с тем ласковый жар, которым славится хорошо приготовленная баня, открывает и тщательно прочищает все поры тела, удаляет грязь. Мягко снимает с верхнего слоя кожи отжившие, отмертвевшие клетки. Тем самым помогает рождению новых, растущих. Кожа после бани как бы молодеет. В горячей бане гибнут все болезнетворные микробы. Баня поднимает настроение, выходишь с улыбкой, с ощущением легкости, свежести, бодрости. Банный жар прогревает кожу, вызывает расслабленность.

– Кожа выделяет жир и пот. Но плохо, когда на коже скапливается их много.

– Как вы считаете почему?

Правила ухода за кожей. М/у: работа в микрогруппах.

– Как нужно ухаживать за кожей? Составьте сами правила гигиены.

– Прочитайте в учебнике стр. 137 и найдите то, о чем еще не сказали.

– У известного поэта Ю. Тувима есть стихотворение. Ваша задача внимательно прослушать и

подумать почему поэт посвятил целое стихотворение гигиене.

М/у: читают заранее подготовленные три ученика.

Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:И прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо. Все равно, какою водой:
Кипяченной, ключевой,
Из реки или колодца
Или просто дождевой. Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой
Потерпите – не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода. Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу!
Мойтесь чаще, мойтесь чаще
Я грязнуль не выношу
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним. Сам я моюсь очень часто
До свиданья!
Ваш Тувим.

– Давайте послушаем ваше мнение о стихотворении.

Музыкальная физминутка.

Помощь при повреждениях кожи.

– Но ещё важно уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи. Какие повреждения кожи вы знаете? (ушиб, рана, ожог, солнечный ожог, обморожение). – Сейчас мы с вами проведем конференцию. Делимся на 5 научных групп. Цель конференции – выяснить какую первую помощь можно оказать при повреждениях кожи. Деление на группы. М/у: дифференцированные задания для групп с учетом обучаемости. – У каждого на руках фишки с определенным цветом. Вам необходимо сесть в группы по цвету – это специалисты по определенной теме. Каждой группе дается карточка, с названиями повреждений, в некоторых указаны вопросы, рисунки, опорные слова. Ваша задача – обсудить в вашей группе все, что касается данного повреждения. И через 5 минут выступить на нашей конференции с полным отчетом. Сами определите 2 человека или все понемногу будут говорить.

Карточка 1. Раны. Зеленка, йод. Какие бывают раны?
Чем их нужно обрабатывать?
Все ли раны нужно и можно перевязывать?

Карточка 2. Солнечный ожог (рисунки по теме)
При каких обстоятельствах может возникнуть солнечный ожог?
Что делать при таком ожоге? (вспомни лето)

Карточка 3
Ожог. Покраснение, холодная вода.

Карточка 4
Обмораживание. Первая помощь.

Карточка 5. Ушиб. Первая помощь: холод. Выступления детей. Остальные могут задавать вопросы. Информация для уточнения рассказов детей.

Раны бывают поверхностные и глубокие. Поверхностные – царапины, ссадины, порезы. Глубокие – когда повреждены бывают не только кожа, но и мышцы. В таких случаях нужно обратиться к врачу. Если рана небольшая, то кожу вокруг ранки надо смазать йодом или зеленкой, для того, чтобы туда не проникли микробы. Затем перевязать чистым бинтом.

Ушиб. При ушибе появляются синяк, покраснение, нужно приложить к ушибленному месту что-нибудь холодное, например тряпочку, смоченную водой или грелку с холодной водой.

Ожоги бывают разной степени. Сначала покраснение и припухлость кожи, могут появиться пузырьки и даже почернеть. Сразу нужно подставить обоженное место под струю холодной воды.

Солнечный ожог. Признаки: покраснение кожи, высокая температура, рвота, головная боль. Для снятия боли можно принять аспирин или парацетомол. Наложить на обоженный участок холодный компресс, постоянно менять его.

Обмораживание. В обмороженных местах кожа резко бледнеет. Эти места растирают сухой варежкой, платком или просто рукой до тех пор пока кожа не порозовеет. Растирать надо круговыми движениями. Если на улице не удалось отогреть обмороженное место, дома надо чуть теплой водой, осторожно вытереть и тепло укутать.

– На все ли вопросы урока мы ответили?

VII. Домашнее задание (по выбору детей).

– Какое вы бы хотели получить задание на дом? (ответы детей)
– Я предлагаю на выбор одно из этих заданий:
– ответить на вопросы задания «Проверь себя» с. 139;
– попробуйте найти интересный материал про кожные образования: ногти, волосы;
– составить памятку по уходу за кожей, можно представить в виде картинок;
– подобрать стихотворение к теме.

VIII. Рефлексия.

– Оцените важность для вас того, о чем говорили на уроке. Зеленый жетон – жизненно важно
Синий – может пригодиться
Оранжевый – можно не знать.

Стратегию современного педагогического
образования составляет субъективное развитие и
саморазвитие личности педагога-воспитателя,
способного выходить за пределы нормативной
деятельности, осуществлять инновационные
процессы, процессы творчества в широком смысле. Эта стратегия может воплотиться при качественно
иной подготовке педагога-исследователя,
позволяющей сочетать фундаментальность
профессиональных знаний с инновационостью
мышления и практико-ориентированным научным
подходом к решению конкретной образовательной
проблемы.

В условиях новой образовательной парадигмы
современным образовательным учреждениям
необходим педагог, не только знающий свой
предмет в совершенстве, но способный создавать
все необходимые психолого-педагогические
условия для развития и саморазвития личности
ребенка, его ключевых компетенций. Умение
управлять процессом формирования личности
ребенка предполагает сформированную
способность педагога осуществлять
исследовательский педагогический поиск, решать
на научной основе творческие задачи в
педагогической ситуации, не имеющей заранее
известного результата, по существу, быть
исследователем в меняющемся образовательном
пространстве. Эта сторона подготовки учителя
актуальна, т. обусловлена определяющей ролью
практико-ориентированной педагогической науки и
опытно-экспериментальной работой педагога в
решении тактических и стратегических
образовательных задач.

Современное состояние подготовки
квалифицированных кадров в системе среднего
профессионального образования в соответствии с
усложнением целей, средств и структуры
учебно-познавательной деятельности
предполагает совершенствование
учебно-воспитательного процесса,
обеспечивающего расширение объема и повышения
прочности знаний, умений и навыков студентов,
формирование их творческих способностей,
необходимых для развития профессиональной
компетентности, одним из составляющих которой
является овладение навыками исследовательской
деятельности. Конечно, есть особенность в
подходах и методах проведения исследования
специалистом, который разрабатывает научную
теорию, и студентом, анализирующим процесс и
результаты собственной деятельности в условиях
опытно-экспериментальной работы или опыт работы
других исследователей. Но анализ и обоснование
значимости достигнутых результатов
осуществляется по общим критериям, которые в
равной степени важны для объективной оценки
результатов, как исследователю-теоретику, так и
выпускнику средних профессиональных учреждений. Модель профессиональной подготовки,
предполагающая в качестве результата
сформированную профессиональную
компетентность, строится на основе единства
теоретической и практической готовности, что
находит отражение в написании курсовой и
выпускной квалификационной работы. Эти
обстоятельства определяют необходимость
формирования не просто отдельных
исследовательских умений студента, а его
исследовательской компетенции как целостного
феномена, позволяющего сочетать
фундаментальность профессиональных знаний с
инновационным мышлением и
практико-ориентированным научным подходом к
решению конкретных образовательных проблем. Выполнение ВКР в педагогических учебных
заведениях направлено на совершенствование
профессиональной подготовки студентов и связано
с углубленным изучением теории, приведением в
систему и пополнением ранее приобретенных
знаний, повышении эрудиции, формированием и
развитием навыков самостоятельной деятельности. Способность к самостоятельному познанию
развивается в исследовательской познавательной
деятельности. Занятие научной работой
вырабатывает у студентов системное мышление,
умение анализировать педагогические и
социальные явления современной системы
образования, глубоко изучать историю
педагогических идей, иметь самостоятельное
суждение о каждой из них. При этом студент
овладевает технологией проведения
экспериментальной работы: умением работать с
первоисточниками, навыками диагностики и
обработки полученного практического материала,
корректного использования данных. Наличие
исследовательских знаний и умений является
одной из ярких характеристик уровня
профессиональной культуры студента, которая в
свою очередь является главным системообразующим
фактором педагога.

Исследовательская деятельность студентов
позволяет реализовывать не только
познавательные и творческие задачи, но и дает
возможность личностного развития студентов, их
самореализации, развивает коммуникативную
культуру, что является инструментальным
компонентом педагогической деятельности. Особенность профессиональной культуры педагога
– сочетание компетентности и профессионализма в
области педагогики с собственной культурой
личности, готовой не только к передаче знаний, но
и к созданию гуманной развивающей среды в
образовательном процессе.

Работа над курсовым и дипломным
проектированием невозможна без проведения
каких-то, пусть самых простых исследований. Приобретение навыков
познавательно-исследовательской деятельности
осуществляется на различных дисциплинах, в
частности на такой дисциплине, как
“педагогика”. Это и написание первых докладов,
рефератов: подготовка публичных выступлений на
научно-практической конференции в колледже и в
педагогических вузах и университетах,
проведения мини-исследований: “Решения вопросов
самовоспитания в восточной и западной
культуре”; “Сравнительный анализ
педагогических взглядов Христа и Конфуция”;
“Исследование проблемы коллективного и
индивидуального в истории педагогической науки
и т. ”; “Педагогические условия формирования
толерантности у детей младшего школьного
возраста и т.

И постепенно работать со студентом можно не как
с учеником, а как с младшим коллегой. То есть
студент из сосуда, который следует наполнить
информацией, превращается в источник последней. Он следит за новинками литературы, старается
быть в курсе изменений, происходящих в выбранной
им науке, а главное – процесс осмысления науки не
прекращается за пределами колледжа и при
подготовке к практическим занятиям и экзаменам. Даже во время отдыха в глубине сознания не
прекращается процесс самосовершенствования.

Вместе с тем, анализ практики формирования
исследовательских умений студентов
педагогического колледжа свидетельствует о
значительных трудностях, с которыми они
сталкиваются в процессе исследовательской
деятельности. Недостаточный уровень
научно-теоретических знаний, методологической и
методической подготовки не позволяет студенту
успешно ставить и самостоятельно решать
исследовательские задачи уже на стадии их
постановки. Определенную трудность вызывает
разработка гипотезы исследования, подготовка
инструментария для сбора информации. Особую
трудность вызывает разработка и проведение
экспериментальной работы, обработка полученных
данных.

При выполнении дипломного проектирования, для
получения наилучшего результата исследований
студенты нуждаются в устных консультациях
руководителей, методических рекомендациях,
которые содержат конкретные разработки
(планы-содержания, списки литературы, методики
обследования детей и т.

Важным в условиях гуманизации становится
коммуникативный аспект личностной культуры
педагога, его проявление в реальном
педагогическом общении. При взаимодействии
руководителя ВКР и студента формируется
коммуникативная культура выпускника, повышается
его профессиональная компетентность, по мнению
И. Зарецкой, формирование исследовательской
компетентности студента — это
системно-технологический процесс, направленный
на формирование у будущего педагога опыта
исследовательской самоорганизации,
выражающейся в его готовности к исполнению
специфических функций в исследовательском
поиске по отношению к педагогической ситуации и
собственной жизнедеятельности в ней.

Для выявления круга проблем, которые
испытывают студенты при подотовке и выполнении
курсового проектирования и выпускной
квалификационной работы нами было проведено
анкетирование студентов 3-го и 4-го курсов. Было
опрошено 100 респондентов. В анкете были
предложены вопросы, которые, на наш взгляд,
помогали выявить сложности на разных этапах
работы. Было предложено сделать определенное
ранжирование по степени сложности того или иного
этапа работы. Вопрос звучал следующим образом:
“Какой из перечисленных этапов при подготовке и
написании ВКР вызывает у Вас наибольшие
сложности?”

  • выбор темы ВКР;
  • составление планы;
  • выбор методики исследования;
  • анализ теоретических источников по теме
    исследования;
  • проведение эксперимента;
  • обработка результатов практической части;
  • структурирование дипломной работы;
  • общение с руководителем;
  • выступление на аудитории (с сообщением или
    докладом по теме).

Анализ результатов выявил, что наиболее
сложными для студентов являются такие этапы, как:

  • обработка результатов практической части – 31%;
  • выступление на аудитории – 15%;

В продолжение эксперимента был проведен
социологический опрос студентов выпускных
групп. Вопрос звучал следующим образом: “Что Вы
можете посоветовать руководителю ВКР, чтобы
работа со студентами строилась успешно?”. Нами
были учтены все пожелания, затем мы выделили
основные:

  • педагог должен быть хорошо ориентирован в той
    проблеме, над которой он работает вместе со
    студентами;
  • оригинальность мышления руководителя, его
    креативность;
  • заинтересованность руководителя в работе
    студента;
  • личностно-ориентированный подход к студенту,
    учет его психологических особенностей,
    толерантность;
  • необходимо, чтобы понятийный аппарат и знания
    проблемы, которыми владеет педагог, доводились
    до сведения студентов в доступной форме;
  • умение руководителя быть искренним,
    доброжелательным, обладающим коммуникативной
    культурой.

В продолжение эксперимента был проведен
социологический опрос со студентами выпускных
групп. Вопрос звучал следующим образом: “Что Вы
можете посоветовать руководителю ВКР, чтобы
работа со студентами строилась успешно?”

Нами были выделены все пожелания, которые
высказали студенты. Затем мы выделили основные:

  • педагог должен быть хорошо ориентирован в той
    проблеме, над которой он работает вместе со
    студентом;
  • оригинальность мышления руководителя, его
    креативность;
  • заинтересованность руководителя в работе
    студента;
  • личностно-ориентированный подход к студенту,
    учет его психологических особенностей,
    толерантность;
  • необходимо, чтобы понятийный аппарат и знания
    проблемы, которыми владеет педагог, доводились
    до сведения студентов в доступной форме;
  • умение руководителя быть искренним,
    доброжелательным, обладать
    коммуникативной культурой.

Аналогичная анкета была предложена
руководителям ВКР. Вопрос звучал следующим
образом: “Что Вы можете посоветовать студентам
как руководитель ВКР, чтобы работа строилась
успешно?” Были выделены основные пожелания:

  • уделять больше внимания
    экспериментально-практической работе;
  • проявлять больше изобретательности и
    творчества;
  • успешно владеть научным аппаратом;
  • обязательное посещение дисциплин, методики
    исследовательской деятельности;
  • инициативность студента;
  • структурирование диплома;
  • самостоятельный поиск необходимый литературы;
  • строгое соблюдение сроков сдачи диплома.

Взаимодействие руководителя и студента может
быть успешным, только в том случае, если есть
взаимное совпадение ожиданий от совместной
работы. Как показал анализ полученных данных, не
все ожидания совпадают.

Совпадают пожелания руководителя и студента:

  • в оригинальном, креативном сотрудничестве;
  • взаимная заинтересованность в работе над
    дипломом.

Не совпадали следующие пожелания: студент
хочет, чтобы понятийный аппарат и знание
проблемы, которыми владеет педагог, доводились
до него в доступной форме, а педагог хочет, чтобы
студент уже успешно владел научным аппаратом. Если руководитель в большей степени ожидает
технического выполнения диплома, то студент
ожидает от руководителя не только методических
рекомендаций, а создание такой психологической
атмосферы в работе, в которой студенту было бы
комфортно и успешно сотрудничать.

Кроме того, студенты обращают внимание на
трудность выступления перед аудиторией, а
руководители не обращают достаточного внимания
на этот этап работы.

Публичное выступление позволяет выявить
владение студентом и понятийным аппаратом,
эрудицией, логикой изложения материала,
эмоциональной заинтересованностью работы,
умением установить контакт с аудиторией, то есть
проявить определенные
профессионально-педагогические качества.

Таким образом, эксперимент выявил ряд проблем,
на которые следует обратить для успешного
взаимодействия руководителя ВКР и студента.

Современный переход к единой европейской
системе образования ставит перед педагогической
наукой задачи по формированию и развитию
личности компетентного педагога-исследователя,
владеющего технологией постановки
научно-педагогического эксперимента в
воспитательно-образовательном процессе. В связи
с этим безусловным требованием подготовки
будущего педагога является вооружение знаниями
учебных дисциплин, формирование умений и навыков
научно-исследовательской деятельности, развитие
его профессиональных качеств, поиска и
планирования новых подходов к обучению и
воспитанию учащихся.

За период обучения в педагогическом колледже
каждый студент самостоятельно выполняет ряд
различных работ: доклады, рефераты, курсовые и
выпускные квалификационные работы. Каждая новая
работа должна отличается от предыдущей
возрастающей степенью трудности и объемом. Одни
работы содержат лишь обзор и критическую оценку
имеющихся научных трудов, другие являются
результатом исследовательской деятельности
студентов. Все эти виды работ помогают студентам:
овладеть современными методами поиска,
обработки и использования информации, освоить
некоторые методы научно-исследовательской
деятельности, определиться в своей
педагогической позиции, умение отстаивать и
защищать её, что, в конечном счете, помогает
развить у специалистов способностей и
творческому отношению к своей профессии.

Существенное изменение взглядов на ценности
современного образования требует создания
нового образовательного продукта, основой для
которого становится компетентностный подход,
где приоритетным является не информированность
обучающегося, не усвоение и репродукция учебного
материала, а самостоятельный мотивированный
поиск информации, ее интерпретация, обработка и
анализ с целью получения нового знания, то есть
исследовательская деятельность. Компетентностный подход предусматривает
наличие двух категорий – “ компетенция”,
“компетентность”.

Профессиональная компетентность
преподавателя формируется и проявляется в
деятельности. Исследовательская компетенция
педагога является составной частью
профессиональной компетентности, и обеспечивает
ее эффективность. Исследовательская
компетенция педагога – это характеристика
личности педагога, означающая владение умениями
и способами исследовательской деятельности на
уровне технологии в целях поиска знаний для
решения образовательных проблем, построения
образовательного процесса в соответствии с
ценностями-целями современного образования,
миссией образовательного учреждения, желаемого
образовательного результата. В отечественной
системе образования принят перечень ключевых
компонентов исследовательской компетенции,
исходя из модели деятельности А. Леонтьева,
выделяют четыре группы: когнитивный,
мотивационный, ориентировочный, операционный.

Когнитивный компонент рассматривается как
совокупность знаний и понятий, которые
необходимы педагогу, чтобы ставить и решать
исследовательские задачи в своей
профессиональной деятельности.

Мотивационный компонент – это смысл, который
исследовательская деятельность имеет не вообще,
а для конкретного человека.

Ориентировочный компонент – это
совокупность умений, обеспечивающих выявление
потребности в каких-то знаниях и построение
образа того, как оно может быть получено в
существующих условиях.

Исследовательские знания, умения и
навыки

Анализ современных исследований (Л. Авдеевой,
Н. Амелиной, С. Арсеневой, Н. Яковлевой и др. )
показал, что в формировании исследовательской
компетенции важная роль отводится специально
организованным средствам подготовки студентов к
научно-исследовательской деятельности. Среди
средств формирования исследовательской
компетенции наиболее эффективным является
система спецкурсов, предполагающих
последовательное прохождение этапов
самостоятельно педагогического научного
исследовании. В нашем случае таковым является
разработанный нами спецкурс “Основы
научно-исследовательской деятельности”,
(примерный тематический план учебной дисциплины
представлен ниже) который должен способствовать
активизации познавательной деятельности
студентов, формированию их творческого мышления,
исследовательских умений и навыков,
самостоятельно анализировать и находить
правильное научно обоснованное решение в
конкретных педагогических ситуациях,
возникающих в период педагогической практики.

Примерный тематический план учебной
дисциплины “Основы научно-исследовательской
деятельности студентов”

Литература

  • Богословский В.И. Информационные
    потребности студентов педагогического вуза и
    учителей в контексте профессиональной
    (информационной) культуры и компетентности //
    Наука и школа. – 1999. – № 6. – C.35–40.
  • Комарова Ю.А. Научно-исследовательская
    компетентность специалистов:
    функционально-содержательное описание //
    Известия Российского государственного
    педагогического университета им. А.И. Герцена.
    Выпуск 11 (68). – СПб, 2008, сентябрь. – С. 69–77.
  • Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Деятельностный
    подход к формированию содержания
    педагогического образования / B.C. Лазарев, Н.В.
    Коноплина // Педагогика. – 2000. – № 3. – С.27–34.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *