общие социальные профессиональные компетенции в образовании

Формирование ключевых компетенций учащихся и педагогов

Мы слишком часто даем детям ответы, ко­торые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.

Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно.

Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность.

Почему назрела необходимость что-то менять в процессе обучения?

В 2007 году Мировой экономический форум опубликовал рейтинг образовательных систем 125 стран мира. Рейтинг показал подготовленность страны к экономике будущего, общее качество системы образования. России и Белоруссии в списке передовиков нет. Основной причиной отставания нашей системы образования является неумение применять знания, полученные при изучении дисциплин. Современная педагогическая наука сформулировала это как неумение школы формировать компетенции у школьников.

Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся может хорошо овладеть набором теоретических знаний, но

– получает задание и, прочитав его, не может понять, в чем его суть;

– не может применить определенный набор знаний (фактов), которым он обладает, к решению конкретной задачи и теряется в нестандартной ситуации;

– при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других и т.

Таким образом школьник не может

– проанализировать данный материал:

– спланировать свои действия;

– оценивать полученный результат и свою деятельность в процессе;

– предлагать различные варианты решения и выбирать наилучший, принимая во внимания различные критерии;

– самоорганизовываться и т.

Главные изменения в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования:

По прошествии каждых 10 лет 100% наших нынешних знаний будут составлять лишь 10% будущих знаний. Раз в 5 лет обновляются технологии. В результате школа должна готовить своих выпускников к жизни, о которой она сама мало что знает. Дети, которые сейчас пришли учиться в школу, будут работать вплоть до 2060 года! Каким будет тогда мир, предсказать невозможно.

Поэтому школа должна готовить своих выпускников к переменам, развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, умение учиться, конструктивность.

Созданы условия для неограниченного доступа к информации. В результате школа не является единственным источником получения знаний.

Цели образования XXI века, сформулированные Жаком Делором:

  • научиться жить вместе;
  • научиться жить –
    определили по сути основные глобальные компетентности.

Компетенция от латинского слова compete- добиваюсь, соответствую, подхожу.

Круг полномочий, представляемых законом, уставом или иным документом конкретной организации или должностного лица.

Знания, опыт в той или иной области. (энциклопедический словарь).

Что такое “компетенция” и “компетентность”?

Понятия «компетенция» и «компетентность» отличаются от традиционных понятий ЗУН.

Отличие понятия «компетенция» состоит в том, что она предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН+ способы деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность личности (мотивацию, ценностные ориентиры), гибкость мышления, самостоятельность, волевые качества. «Компетентность» – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

Из всего поля компетенций в особую группу выделяются ключевые, или базовые компе­тенции. Ключевые компетенции – универсаль­ные способы действий (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, до­стигать результатов в личной и профессиональ­ной жизни в условиях конкретного общества, носящие общий, надпредметный и надпрофессиональный характер.

Ключевые компетенции необходимы в любой области деятельности. Ключевые компетенции попали в центр внимания в связи с тем, что была выявлена и отчетливо сформулирована следующая проблема: хотя в хороших специалистах недостатка нет, однако есть острый недостаток в хороших сотрудниках. В современном обществе востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. Существует формула: необходим переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику.

Понятия специалист и хороший сотрудник не тождественны. Хороший сотрудник – это специалист, обладающий помимо профессиональных знаний еще и рядом дополнительных характеристик, т. ключевых компетенций.

Концепция “ключевых компетенций” уже была принята Советом Европы в 1996 году как образовательный результат.

  • способность работать самостоятельно без постоянного руководства;
  • способность брать на себя инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
  • готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
  • умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;
  • способность уживаться с другими;
  • способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе;
  • умение принимать решения на основе здравых суждений;
  • умение эффективно работать в группе на общий результат.

Компетенции проявляются в действии.

Какой же набор действий позволяет нам судить о сформированности ключевых компетенций?

Можно выделить следующие действия:

Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать собственные приёмы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать: организовывать связи прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному явлению; умение противостоять трудностям; занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать: уметь работать и сотрудничать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказать гибкость к изменениям; стойкость перед трудностями.

Чем более полно представлен набор умений индивида в соответствии с предложенным списком, тем увереннее можно заключить, что у него сформированы ключевые компетенции.

Хуторской ( докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва)

выделяет 7 ключевых ком­петенций:

№ п/п
Ключевые компетенции
Задания

1
Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Что и как ученик изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информациюЗнания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация. 4,6, 8 (соч. -рассужд. )Ф-в «От значения к написанию», 8 кл,Слитное-раздельн. написание числит11 (напис и произнош числ в интервью)Ф-в в 10 кл. «Культура речи»

2
Общекультурная компетенцияЭто особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные, семейные, социальные основы жизни человека. 5, 8 (соч. -рассужд. )Ф-в в 7 кл. «Поэтические гимны морфологии», тема«Сравнение. Метафора»11 (по смыслу интервью) Ф-в в 10 кл. «Культура речи»

3
Учебно-познавательная компетенцияСюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа,  рефлексии, самооценки деятельности. 1,3

4
Информационная компетенция Эта компетенция обеспечивает навыки работы с информацией из различных образовательных областей. 2, 7Ф-в в 6 кл. «Погружаемся в интересный мир образования
и правописания слов»

5
Коммуникативная компетенция Включает знание необходимых языков, спо­собов взаимодействия с людьми, навыки ра­боты в группе, владение различными соци­альными ролями в коллективе. Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании. Ф-в в 6 кл. «Погружаемся в интересный мир образования
и правописания слов»8 (соч. -рассужд. )Ф-в в 10 кл. «Культура речи»

6
 Социально-трудовая компетенция Означает владение знанием и опытом в роли наблюдателя, избирателя, представителя, в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных взаимоотношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. 11 (роль интервьюируемого)

7
Компетенция личностного самосовер­шенствованиянаправлена на физическое, духовное и интел­лектуальное саморазвитие. Объ­ектом здесь выступает сам ученик. К этой компетенции от­носятся знание правил личной гигиены, забо­та о собственном здоровье, внутренняя эколо­гическая культура. Ф-в в 10 кл. «Культура речи»(тема соч. -рассужд

По утверждению многих руководителей, глав предприятий и организаций, сегодня им нужны специалисты, умеющие всю жизнь учиться, самосовершенствоваться и самореализовываться.

То есть, это и есть  цель образования на современном этапе

Цель планируется реализовать через ряд задач:

– мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности;

– создать условия для освоения умений, к которым у учащихся уже есть предрасположенность;

– создать условия для развития коммуникативных навыков.

Отсюда функции педагога
(учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для “само”:

  • САМОактуализации,
  • САМОопределения,
  • САМОсозидания,
  • САМОреализации.

Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!

Традиционная школа реагирует на изменения в обществе таким образом: изменение учебных программ; дополнение учебного плана новыми предметами. Оба эти направления ориентированы на экстенсивное развитие школы, на увеличение объема изучаемого материала. Это тупиковый путь, хотя бы вследствие ограниченности ресурсов учебного времени.

Что же надо менять?

В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования, как перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску.

Чтобы убедиться, что разработанное учебное или факультативное занятие в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика?

То, что ученики делают значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта?

Теперь в основу уроков должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации, в которых деятельность учащихся и будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, рефлексировать, адекватно оценивать себя, умение обучаться и многое другое.

Изменение методов обучения, приоритета тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, теоретическое мышление.

Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное обучение, являются:

  • технология проблемного обучения;
  • технология проектного обучения;
  • технология развития критического мышления;
  • технологии интерактивного обучения;
  • технология когнитивного обучения;
  • технология обучения в глобальном информационном сообществе;
  • технология решения изобретательских задач.
  • Эффективна и дистанционная форма обучения, которая предусматривает внедрение в учебный процесс методов и средств, обеспечивающих индивидуализацию занятий, повышение активности и самостоятельности обучаемых в приобретении знаний при консультационной помощи педагогов. Самая большая ценность этого образования, это то, что оно способствует формированию умения учиться.
  • Внедрение информационных технологий.
  • Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, в школьном самоуправлении, интеллектуальных  и творческих конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах – все это способствует формированию ключевых компетенций.

Компетентностный подход в образовании предполагает овладение учащимися различного рода умениями позволяющими действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя выработать соответствующие навыки.

Исходя из поставленных целей, образование должно способствовать формированию следующих умений и навыков:

  • самостоятельной работы с учебным материалом;
  • крити­ческого мышления в условиях работы с большими объемами информации;
  • навыков работы в команде;
  • умений формулировать задачу и кооперативно ее решать;

Что имеет умеющий учиться?

Все те рефлексивные действия и операции, которые необходимы для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой чего-то не хватает, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться? (ситуация разрыва знаний по Эльконину-Давыдову)

Все те продуктивные действия и операции, которые необходимы для приобретения недостающих знаний, умений, способностей для решения второго вопроса самообучения: как выучиться? (Способы решения, алгоритм действия, модель). Ответы на эти вопросы, несомненно, будут связаны с развитием ключевых компетенций.

Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально – педагогической деятельности. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, «репертуар» которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и др. Учитель становится менеджером образования. Иными словами, учитель не сможет создать условия для формирования ключевых компетенций учеников, если сам не будет компетентен в этих вопросах. Таким образом, ключевые компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся, прежде всего должны быть у учителя.

Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией.

Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Образование выходит на новую ступень. Способны ли мы, уважаемые коллеги, вывести наших учеников на этот уровень? Я думаю, что каждый из нас сегодня должен задуматься о том, что одним из условий является компетентность не только ученика, но и самого учителя, а ведущей идеей – повышение качества образования.

Задания для таблицы:

Составьте памятку «Как  разграничить типы морфем: формообразующие и словообразовательные?»

Что мне надо сделать  после занятия, чтобы хорошо освоить данный учебный материал?

  • Ещё раз прочитать об этом в справочной литературе или Интернете.
  • Просмотреть записи в тетради.
  • Взять у учителя  подобные упражнения и выполнить их дома.

Заполните бланк. Числительные запишите словами.

Я, ____________________________________________________, получил(а) от _____________________

____________________________________________,  сумму в размере  468 рублей 95 копеек

______________________________________________________________________________________________________________________            (сумму указать прописью)

для приобретения оборудования в химическую лабораторию.

В строки из стихотворений Сергея Есенина вставьте пропущенные слова, на ваш взгляд, подходящие по смыслу.

(После проверки: Почему именно эти слова выбрал Есенин? – Черты национальной культуры, связь с родной природой

Обсуждение в группах/парах  1-2 мин

«Житейская история» Представьте, что вам на дачу привезли ворота, в количестве двух штук. Но они оказались с  браком. Вы пишите заявление с просьбой заменить ворота и сталкиваетесь с проблемой: можно ли написать «у обоих ворот обнаружен брак»? Вы звоните другу-редактору, и он вам объясняет. Что сказал редактор?

Для справок. Употребление числительных оба и обе:

и ср. –  оба,  обоих и т.

–  обе, обеих и т.

Придумайте (подберите) задания по теме «Написание сложных слов»

Сочинение-рассуждение «Почему плачут дед и баба, когда разбилось золотое яичко?»

Дискуссия на тему  «ть – суффикс глагола или окончание?»  или «В слове нёс есть суффикс или нет?»

Игра «Пресс-конференция»   «Я говорю о своей стране» (Группам (парам) раздаются тексты, из которых необходимо выбрать 2-3 предложения и озвучить, правильно произнося числительные

Представьте себя в роли выступающего на международной конференции. Вам необходимо ответить на вопросы журналистов о Беларуси.

общие социальные профессиональные компетенции в образовании

Для каждой должности необходим специалист с определенными компетенциями

Вариантов управленческих решений всего четыре:

  • обучать, если обнаружился недостаток знаний, умений и навыков;
  • развивать, когда есть базовые умения и нужно раскрыть потенциал;
  • мотивировать, если необходимый набор знаний и умений есть, но не используется на полную;
  • уволить, когда воспитывать и обучать нецелесообразно.

общие социальные профессиональные компетенции в образовании

Схема наглядно отображает, что относится к soft и hard skills

Soft skills – личные качества, которые зависят от характера человека и приобретаются с жизненным опытом. Такие универсальные компетенции трудно измерить количественными показателями. Они практически не зависят от специфики конкретной работы, но помогают строить карьеру. К ним относятся интеллектуальные, социальные и волевые компетенции:

  • критическое мышление;
  • решительность;
  • аналитические способности;
  • лидерство;
  • коммуникабельность;
  • креативность;
  • умение работать в команде;
  • многозадачность;
  • пунктуальность и т. п.

К примеру, для соискателя на должность секретаря на первый план выходят такие soft skills, как коммуникабельность и многозадачность, для дизайнера – креативность и критическое мышление, для менеджера проектов – умение работать в команде, решительность и аналитические способности. Hard skills – профессиональные навыки, которые необходимы для выполнения конкретной работы. Этим навыкам обучают в колледжах, институтах, на курсах, их можно измерить путем проведения экзамена. К простейшим hard skills относится умение писать и читать, в эту же копилку идут знания иностранного языка, продукта, рабочей программы, стандартов и регламентов, вождение автомобиля и т. К примеру, для фронтенд-разработчика hard skills выглядят так: владение HTML и CSS, знание JavaScript, умение разбираться в фреймворках и библиотеках, составлять SQL-запросы и т. Методы оценки компетенций, или Как определить нужного человекаОстановимся подробнее на методах оценки компетенций персонала, которые дают наиболее объективное представление о личных и профессиональных качествах сотрудников:

  • Тестирование – самый простой метод оценивания сотрудников и соискателей. На практике используют психологические и профессиональные тесты. Первые позволяют определить личные качества – soft skills, вторые – профессиональные, hard skills. Главный плюс метода – возможность проводить тестирование дистанционно.
  • Интервью – устное собеседование в форме вопросов и ответов. Может быть неструктурированным: проводится в свободной форме, позволяет определить эмоциональную реакцию на вопросы. Структурированное интервью предполагает использование модели STAR: S (situation) – ситуация, Т (task) – задача, А (action) – действия опрашиваемого, R (result) – результат. Предлагается вспомнить случай из прошлой профессиональной практики, и дается оценка действиям соискателя по 10-балльной шкале.
  • Анкетирование – заполняется стандартная форма с набором вопросов, после чего анализируется отсутствие или наличие у анкетируемого конкретных черт. Плюс методики – экономичность с точки зрения временных затрат и бюджета, минусы – низкая информативность и субъективность.
  • Аттестация – определение уровня соответствия квалификации работника занимаемой должности или месту, на которое он претендует. Порядок проведения аттестации должен быть описан в утвержденных руководством компании документах. Как правило, она проводится в форме экзаменационного испытания и собеседования. По итогам аттестации может быть принято решение о повышении сотрудника, увеличении или уменьшении заработной платы, увольнении (ст. 81 Трудового кодекса РФ).
  • Оценка экспертами – предполагает привлечение экспертов, которые, полагаясь на собственный опыт, анализируют характеристики сотрудников и выдают заключение. Возможна внутренняя оценка с привлечением непосредственного руководителя и коллег, которые хорошо знают сотрудника, и внешняя – с участием кадровых экспертов со стороны.
  • Ассессмент-центр – проведение деловой игры с моделированием спорных рабочих ситуаций для оценки поведения сотрудников в нестандартных условиях. Оценки выставляет экспертная комиссия. Кроме того, ассессмент-центр может включать интервью и тестирование. Комплексный подход исключает субъективность и позволяет получить достоверный результат.
  • Методы «180, 360, 540 градусов» – оценка поведения в реальных ситуациях:
  • Оценка «180 градусов» – опрос сотрудника и руководителя.
  • Оценка «360 градусов» – опрос сотрудника и его делового окружения: руководителя, подчиненных, коллег.
  • Оценка «540 градусов» – «360 градусов» + опрос клиентов и поставщиков.

общие социальные профессиональные компетенции в образовании

Один из вариантов оценки компетенций в Mirapolis HCM

Как провести оценку компетенций: план действийЧтобы эффективно оценивать сотрудников, нужно разработать систему оценки персонала. В первую очередь определить конкретные и понятные поведенческие индикаторы: требования к личности сотрудника, который будет работать на той или иной должности, какие ценности он должен разделять, чтобы вписаться в корпоративную культуру. Сделать это необходимо для всех категорий персонала: рабочих, менеджеров, руководителей, а также претендентов на эти должности. Индикаторы и то, как они проявляются в поведении, важно описать простыми словами, чтобы они были понятны и легко измеримы. Каждый индикатор должен быть однозначен и не иметь двойного толкования. Формулировки в стиле «общается эффективно» весьма расплывчаты. Как измерить эффективность в этом контексте? Нужны критерии. Есть два подхода к разработке компетенций:

Например, мы ищем секретаря, который будет работать с разными клиентами, документацией, выполнять поручения руководителя. Значит, нужен человек коммуникабельный, который умеет разрешать конфликты и может работать в режиме многозадачности.

К примеру, в отделе закупок работают 10 человек. Ранжирование по эффективности проводится по проценту брака, отсрочке платежей по договорам и другим объективным параметрам. Выявляют лучших работников и определяют особенности их поведения на рабочем месте. Это поведение и будет моделью компетенции – «эталоном» закупщика. После того как определены компетенции и поведенческие индикаторы, разрабатывают систему оценки для каждого метода, который будет использоваться. Чтобы была возможность сравнить поведение сотрудника, допустим, в оценке «360 градусов» или ассессмент-центре с поведенческими индикаторами и сделать вывод, насколько развита компетенция. Затем определяют периодичность проведения оценки компетенций сотрудников и назначают ответственных экспертов. Все это можно делать вручную, тратить деньги и время, а можно автоматизировать процесс с помощью Mirapolis HCM, сэкономив бюджет на 20–30 %. В системе управления талантами Mirapolis HCM есть отдельный блок, помогающий  оценивать компетенции сотрудников, развивать их, тем самым мотивируя на достижения более высоких показателей. Инструментарий помогает HR-специалисту проводить аудит человеческих ресурсов, видеть общую картину по кадровому потенциалу компании, моральному климату в ней, понять  причины текучести персонала и разницы в эффективности работы подразделений. Собранные в системе аналитические данные дают  не только HR, но и топ-менеджерам представление о кадровой политике в компании и возможность сравнить уровень компетенций у специалистов разных подразделений, оценить эффективность сотрудников и соотнести результаты работы и затраты на персонал. Эта актуальная информация помогает принимать верные управленческие решения. Вот как это работает:

Чтобы создать некий эталон специалиста, эйчар создает профили компетенций, куда заносит качества, умения и навыки, необходимые для конкретной должности. Профиль автоматически присваивается сотруднику или группе сотрудников, отобранных по заданным критериям, например должность + стаж + наличие подчиненных. Каждая компетенция может входить в несколько профилей и обладать разным весом. Например, для бухгалтера уровень коммуникаций с внутренним заказчиком не так важен для эффективной работы, в то время как для менеджера по продажам – это один из ключевых навыков.

общие социальные профессиональные компетенции в образовании

Оценка 360 в Mirapolis HCM

Набор различных функций, помогающих управлять процедурами оценки, позволяет отслеживать развитие компетенций каждого сотрудника, соотносить его потребности в карьерном росте с бизнес-запросами самой компании. В системе настраиваются автоматический отбор кандидатов для оценки, задается вес оценки и маршруты согласования оценочной формы. Можно параллельно оценивать разные категории сотрудников разными методами. Рекомендации и индивидуальные программы по развитию компетенций, приоритеты компании и другая информация по компетенциям доступны в личном кабинете.

общие социальные профессиональные компетенции в образовании

Матрица потенциала в системе Mirapolis HCM

Эйчар на основе анализа данных, предложенных системой, формирует резерв под занятые и свободные должности, HiPo-специалистов. Для этого в системе заведены должности и после прохождения оценки появляются кандидаты, которые подходят в этот резерв. На основании результатов оценки  выдаются рекомендации по развитию сотрудника, отдела и компании. Предложенные варианты развития сохраняются и поступают на согласование руководству, могут быть откорректированы, после чего переданы дальше, на уровень выше.

В системе формируются сводные и индивидуальные отчеты по сотрудникам. Они доступны в личном кабинете в виде наглядных схем и доступны для скачивания в форматах Excel и PDF. Формы аналитической отчетности можно настроить в виде сводных таблиц или выгружать документы с диаграммами. По итогам проведенной оценки система позволяет формировать рекомендации по индивидуальным планам развития: назначить курсы, изучение определенных материалов, занятия с тренером. Mirapolis HCM дает возможность выстроить в компании гибкий и прозрачный процесс проведения оценочных процедур, что позволяет существенно сэкономить время и трудовые ресурсы.

«Формирование профессиональных компетенций на занятиях производственной практики»

В конце концов от всех приобретенных знаний

в памяти у нас остается только то,

что мы применили на практике

Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, становится практическая реализация компетентностного подхода. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентностей студентов, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности. В связи с этим требуется обновление содержания, форм, методов и средств обучения с позиции компетентностного подхода.

Под компетенцией в ФГОС понимается способность  применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для    успешной    деятельности    в   определенной области.

Под профессиональными  компетенциями понимается способность  действовать  на  основе  имеющихся   умений,    знаний     и     практического    опыта в определенной   профессиональной  деятельности.

В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно  не только то, что  студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить  на практике.

Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества  в  конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.

В процессе работы со студентами, своей непосредственной задачей ставлю формирование всех предусмотренных Федеральным государственным стандартом профессиональных компетенций, а также общих компетенций.

Формирование общих и профессиональных компетенций необходимо осуществлять на протяжении всего процесса обучения:

в период введения в профессию;

в период овладения профессией;

в период производственной практики на предприятиях.

Производственная практика призвана обеспечить тесную связь между теоретической и практической подготовкой  студентов, дать им первоначальный опыт практической  деятельности, создать условия для формирования профессиональных компетенций.

Производственная практика выполняет в системе среднего профессионального образования несколько ролевых функций:

  • Способ формирования профессиональной подготовки,
  • Фактор повышения эффективности освоения студентами образовательных программ профессиональной подготовки, достижение ими оптимального уровня компетентности и конкурентоспособности на рынке труда,
  • Инструмент управления процессом личностно-профессионального самоопределения, становления и развития студентов,
  • Средство социально-профессиональной адаптации будущих специалистов.

Одной их форм организации компетентностного подхода в условиях СПО является производственная практика.

Целью производственной практики является приобретение, углубление первоначального практического опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.

Практическое обучение студентов нашего колледжа по новому Федеральному государственному стандарту состоит из учебной и производственной практик.

Первоначальным звеном в непрерывной системе практической подготовки студентов колледжа является учебная практика, которая  направлена на:

  • Приобретение первоначального практического опыта,
  • Формирование у студентов практических профессиональных умений,
  • Освоение общих и профессиональных компетенций по специальности.

Производственная практика направлена на:

Углубление студентом первоначального профессионального опыта,

  • Проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности,
  • Подготовку к выполнению выпускной квалификационной работе

В колледже уделяется большое внимание организации и проведению занятий производственной практики. В колледже разработано «Положение о производственной практике студентов», разработаны  рабочие программы производственных практик по профессии  « Машинист крана металлургического производства» Все программы согласованы с работодателями, которые привлекаются к разработке учебно-программной документации. Работодатели принимают участие в аттестации практической подготовки после прохождения студентами всех видов производственных практик, являются членами государственной аттестационной комиссии на выпуске.

Студенты  проходят практику по направлению колледжа на основе договоров с организациями. Издается приказ о выходе на практику, проходится медкомиссия, прослушивается инструктаж по охране труда  и распределяются студенты на рабочие места с закреплением наставников. В процессе прохождения производственной практики студенты находятся на рабочих местах в качестве стажера, тем самым закрепляя те или иные профессиональные компетенции на предприятиях.

Каждый студент в течение производственной практики ведёт дневник производственного обучения, где ежедневно прописывает все виды деятельности. Руководитель практики характеризует профессиональную деятельность студента и качество выполнения работ. По окончании практики  студенты  выполняют отчет по производственной практике.

Совместная работа коллектива  колледжа и предприятий обеспечивает наиболее полную защиту социальных прав студентов и быструю адаптацию выпускников к новым социально-экономическим условиям жизни, способствует расширению образовательного пространства учебного заведения, решает вопросы кадрового обеспечения.

По моему мнению, сформировать профессиональные компетенции у студентов в полном объеме без организации производственной практики просто невозможно.

Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях.

Профессиональные компетенции, формируемые на производственной практике, можно представить в виде достаточно простой формулы:

При этом основным является опыт студентов – опыт, полученный на учебной практике в учебных мастерских, и новый опыт, приобретённый  на предприятиях, в ходе производственной практики.

Профессиональные компетенции по профессии тесно связаны с видами профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, и формируются  в рамках каждого профессионального модуля.

Рассмотрим пример формирования профессиональных компетенций по профессии «Машинист крана металлургического производства» на примере модуля ПМ. Управление грузоподъемными кранами на металлургическом производстве

КодНаименование результата обученияОсновные показатели оценки результатаФормы и методы контроля и оценки ПК 1. Осуществлять операции по обслуживанию производственного процесса в доменных, сталеплавильных, ферросплавных, прокатных и трубных цехах, специализированных цехах по производству изложниц. – умение управлять краном на различных участках в цехах ОАО  ММК- умение определять приблизительный вес поднимаемого груза- умение заполнять журнал приема сдачи смен-  осматривать кран перед началом смена и определять исправность составных частей крана – уметь управлять электромагнитным  и грейферным краном – уметь перемещать длинномерный, негабаритный и предельный груз- уметь перемещать груз двумя кранами-уметь кантовать груз -экспертная оценка выполнения практического заданияПК 1. Осуществлять погрузочно-разгрузочные работы в соответствии со схемами строповкиумение поднимать и перемещать груз, погашая раскачивание груза- умение складировать груз-  уметь производит погрузку выгрузку автомобильного и железнодорожного транспорта-экспертная оценка выполнения практического заданияПК 1. Выполнять требования нормативных актов по охране труда и промышленной безопасности- определять исправность составных частей крана –  определять зону безопасности при  транспортировке груза и кантовании груза-  уметь оказывать первую помощь при поражении электрическим током, обмороках, отравлениях, ранениях, ушибах, ожогах. – уметь останавливать кровотечение-экспертная оценка выполнения практического задания

Ремонтно-профилактическое обслуживание механизмов кранов металлургического производства

КодНаименование результата обученияОсновные показатели оценки результатаФормы и методы контроля и оценки ПК 2. Контролировать состояние тормозных и предохранительных устройств, правильность крепления тросов грузозахватных приспособлений- выполнение контроля состояния тормозных и предохранительных устройств, правильности крепления тросов грузозахватных приспособлений в соответствии с правилами Ростехнадзора, паспортными данными и другой нормативно-технической документацией   -экспертная оценка выполнения практического заданияПК 2. Выполнять профилактические  осмотры механического и электрического оборудования крана  – выполнение профилактических осмотров механического и электрического оборудования крана в соответствии с нормативно-технической документацией   -экспертная оценка выполнения практического заданияПК 2. Осуществлять браковку канатов в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации крана- выполнение браковки канатов в соответствии с  правилами Ростехнадзора, паспортными данными и другой нормативно-технической документацией     -экспертная оценка выполнения практического задания

Формой итоговой аттестации по каждому профессиональному модулю является экзамен (квалификационный). Итогом этого экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».

Практическое обучение и, в частности, производственная практика служит одним из основных средств формирования профессиональных компетенций у студентов СПО. Без неё невозможно знакомство с реальным производством, закрепление теоретических знаний, приобретение навыков рабочей профессии.

Расширение роли производственной практики как этапа индивидуальной целевой подготовки студента СПО в интересах реального производства можно рассматривать как источник профессиональных компетенций и, одновременно, как стимул для их формирования.

Список использованной литературы

УДК 377. 031

Плаксина В.

ГБОУ ПОО “Магнитогорский технологический колледж им. Омельченко”,

Формирование профессиональных компетенций при прохождении производственной практики, как необходимое условие успешного усвоения программ профессиональных модулей

Аннотация:  Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, является формирование компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков (компетентность), а был способен реализовать их в профессиональной деятельности (компетенция).

Ключевые слова: компетенции, производственная практика, успешное усвоение.

Развитие промышленности, внедрение современных методов управления и организации производства, информационных технологий и систем автоматизации требует от молодых специалистов высокого уровня готовности к профессиональной деятельности.

В связи с этим,  Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования предъявляет ряд требований к уровню подготовки специалистов: «обладание чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда; готовность решать поставленные задачи, требующие анализа ситуаций и выбора решений; готовность к самостоятельному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности; высокий уровень активности, самостоятельности, профессиональной культуры». Именно эти качества специалиста сегодня являются критериями профессиональной компетентности выпускников учреждений среднего профессионального образования технического профиля и частью социального заказа общества.

Наблюдается серьезный разрыв между теоретической подготовкой молодых специалистов и требованиями работодателя к уровню их готовности решать реальные профессиональные задачи. Поэтому особую значимость приобретает ориентация начального профессионального образования на взаимодействие с предприятиями по рациональной организации производственной практики студентов для формирования их профессиональной компетентности.

Компетенция проявляется в готовности (мотивации и личностных качествах) выпускника применять свои знания на практике, а также умения и опыт для плодотворной профессиональной деятельности.

Она достигается воспитанием разносторонней личности, владеющей современными технологиями, способной самостоятельно находить необходимую информацию, принимать решения и нести ответственность за полученный результат.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.

Профессиональную компетентность необходимо развивать уже с самого начала обучения.

Первоначальным звеном в практической подготовки специалистов из студентов колледжей являются лабораторно-практические работы, которые направлены на: закрепление теоретических знаний, а также  формирование у обучающихся практических профессиональных умений.

ПК 1. 1Соблюдать порядок контроля, обработки. Отправки, вручения почтовых отправлений с уведомлением о вручении, с наложенным платежом.

ПК 1. Соблюдать порядок приема, обработки. Направлений отправки, выдачи и контроля внутренних и международных почтовых отправлений, «Отправлений 1 класса», интерактивных почтовых отправлений.

ПК 1. Обеспечить работу контрольно-кассовых машин при оформлении переводных и почтово-кассовых операций и других услуг, соблюдая инструкции по эксплуатации.

ПК 1. Осуществлять и оценивать механизированный и автоматизированный процесс обработки почтовых отправлений.

Для того, чтоб плавно подойти к формированию профессиональных компетенций  при прохождении учебной и производственной практики, необходимо формировать их на занятиях теоретического блока.

В учебном блоке равномерно распределены теоретический материал, направленный на формирование знаний, и лабораторно-практические занятия, способствующие закреплению полученных теоретических знаний.

Примером проблемной ситуации является вручение посылок в отделениях почтовой связи, в которой изначально присутствует ошибка ( нарушена внешняя оболочка посылки).

Студент должен составить алгоритм трудовых действий при возникшей нестандартной ситуации. При решении этого вопроса возникает острая необходимость применения знаний теоретического блока.

Примером такого упражнения является знание  инструкций по выдаче посылок с нарушенной целостностью.

На занятиях студенты систематически отвечают на вопросы входного или итогового тестов, принимают участие в  создании презентаций по каждой теме  урока, демонстрируют алгоритм трудовых действий при выполнении производственного задания  согласно перечню профессионального модуля, поясняют  достоинства и недостатки выступлений товарищей.

Каким же образом происходит формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций через практику, как необходимое условие успешного усвоения студентами программы профессиональных модулей?

На учебной практике – это формирование готовности к освоению обучающимися общих и профессиональных компетенций, приобретение первоначального опыта.

На производственной практике – это  развитие общих и профессиональных компетенций при освоении профессиональных модулей.

На преддипломной – это  окончательное формирование общих и профессиональных компетенций, проверка готовности обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности.

Положительный итог практики появляется тогда, когда её итоги сопоставляются с персональной деятельностью обучающихся в качестве специалистов. Общий уровень практической подготовки выпускников выявляется через совокупность реализации профессионально функций при выполнении различных индивидуальных заданий на различных этапах производственной практики.

Основным заказчиком компетентного подхода являются прежде всего работодатели. Каким же хотят видеть выпускника колледжа наши работодатели сегодня?

Мной были проанализированы отзывы начальников почтовых отделений – руководителей производственной практики. Результаты показали, что, помимо традиционных требований, связанных с уровнем профессионального образования, были выделены существенные пункты, касающиеся проявлений ключевых компетенций, а именно:

коммуникативной (коммуникабельность, умение общаться с заказчиком);

проблемной (нацеленность на результат, умение принимать решения в зависимости от ситуации);

кооперативной (умение работать в команде);

информационной (умение представить результат деятельности).

В заключении следует отметить, что мастер производственного обучения в процессе работы направляет познавательную деятельность студента. Совместная работа повышает профессионализм педагога, а студент нарабатывает профессиональные навыки, которые ему пригодятся в дальнейшем при  работе в отделениях связи. Мастерство преподавателя должно проявиться в том, чтобы студент, постигая секреты своей будущей профессии, не испугался трудностей, смело применял теоретические и практические знания, при необходимости применял коммуникативные навыки и обращался  за помощью к более опытному наставнику.

Список используемых источников:

  • Методы формирования профессиональных компетенций // Адрес в сети Интернет:
  • Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 876 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 210801.01 Оператор связи” (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29553)
  • В. В. Епифанов, О. А. Петрова Управление качеством: формирование компетенций выпускников вуза: Материалы первой региональной научно-практической конференции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *