основные виды профессиональной компетенции

Всем стоит время от времени переоценивать свои рабочие навыки.

Это позволяет отслеживать свой профессиональный рост, понять, какие возможности у вас есть на рынке труда и над чем стоит поработать, чтобы увеличить их количество. А еще ревизия того, что вы умеете, помогает написать отличное резюме, если вы готовитесь к смене работы. Рассказываем, как проанализировать свои навыки.

основные виды профессиональной компетенции

Иллюстрация: Право. ru/Петр Козлов

Кроме отличного знания законов и позиций судов, юристу в современном мире необходимо обладать хорошими коммуникативными навыками, развитым эмоциональным интеллектом, креативным подходом и стратегическим мышлением. Все перечисленные навыки составляют так называемые soft skills. На конференции «Право. ru» юристы обсудили, какие качества помогут их коллегам стать конкурентоспособнее, а без каких и вовсе не получится обойтись в сегодняшнее время.

В статье рассказывается:

  • Понятие профессиональных навыков в резюме
  • Какие указывать профессиональные навыки в резюме
  • Общие профессиональные навыки
  • Профессиональные навыки в резюме на разные должности
  • 5 ошибок при указании профессиональных навыков в резюме

Профессиональные навыки в резюме нередко описываются так, что у соискателя не остается шансов на отклик. Несмотря на то, что перечислить свои ключевые качества как работника вроде бы несложно, в этом разделе ошибки допускают чаще всего, включая либо ненужные навыки, либо и вовсе ненастоящие.

Чтобы резюме не было закрыто через несколько секунд, важно помнить определенные правила его составления. В нашей статье мы приведем примеры профессиональных качеств для разных должностей и разберем наиболее частые ошибки в этом вопросе.

  • Что такое профстандарт педагога
  • Действующие профстандарты педагогов
  • Новый профстандарт для педагогов с 1 сентября 2022 года
  • Требования нового профстандарта к педагогу школы
  • Новшества профстандарта, связанные с цифровизацией
  • Внедрение нового профстандарта в школе
  • Зачем нужны профессиональные стандарты

Что это? Профстандарт педагога – это документ, в котором содержатся требования к учителю. В нем оговорено все: его образование, профессиональные навыки, требуемый опыт, какие курсы по повышению квалификации он должен проходить. Вводить такие документы в России начали с 2016 года. Очередной вступает в силу с 1 сентября 2022 года.

На кого распространяется? Новый профстандарт затрагивает не всех педагогов, а только школьных учителей. Предыдущий распространялся и на работников дошкольного образования. В новом документе усилились требования к профпригодности педагогов, а также добавились обязанности владения цифровыми инструментами и ресурсами.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА “ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)”

(в ред. Приказа Минтруда РФ от 05. 2016 N 422н)

В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”.

Установить, что профессиональный стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Министр М. ТОПИЛИН

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н

  • Почему нужно проводить оценку компетенций сотрудника
  • Какие критерии используют для оценки компетенций
  • Какие существуют оценки компетенций сотрудника
  • Из каких этапов состоит оценка компетенций
  • Как представляются результаты оценки компетенций сотрудника
  • Практические примеры оценки компетенций

Проблема. В работе каждого предприятия бывают сложные периоды. При стечении определенных факторов производственные показатели могут упасть до критических значений. Как в такой ситуации руководителю разобраться в причинах снижения эффективности работы персонала? Часто в кризисных ситуациях применяются неподготовленные управленческие методы, которые, в свою очередь, порождают еще большие сложности.

Решение. Чтобы находить эффективные управленческие решения, необходимо вначале получить оперативную информацию. Данные о материальных ресурсах предоставит бухгалтерия, а где получить объективные сведения о состоянии кадрового потенциала? Существуют специальные методики для анализа трудовых ресурсов. Из нашего материала вы узнаете, как проводится оценка компетенций сотрудников.

Что такое профстандарт педагога

Работа с детьми в образовательных и дошкольных учреждениях требует от специалистов определенных знаний и навыков. С 2016 года они закрепляются в специальном нормативном акте.

Профстандарт педагога представляет собой документ, в котором перечислены все требования, которым должен отвечать современный учитель, чтобы продолжать заниматься своей деятельностью. Также на него опираются при переаттестации для присвоения следующей квалификационной категории, при расчете заработной платы и при формировании должностных инструкций.

основные виды профессиональной компетенции

Профстандарт педагога содержит требования, в основном касающиеся его уровня образования и поведения. В деталях закрепляется перечень необходимых для допуска к работе компетенций. Их набор отличается для каждого предмета и перечисляется в одноименном разделе, количество которых равно числу предметов.

Квалификация педагога — это то, что получится, если к компетенциям добавить опыт. Она различается в зависимости от преподавательского стажа, образования и прочих условий.

В основе профстандарта лежит единство трех процессов: обучения, воспитания и развития. Модули, посвященные первым двум, отличаются понятностью и конкретностью. В них описывается, насколько учитель должен знать предмет и какими методиками владеть для корректной передачи своих знаний ученикам.

основные виды профессиональной компетенции

При этом требования, входящие в профстандарт, посвященные третьему разделу, реализовать в современных условиях оказывается трудно. В них описываются особенности взаимодействия учителя с узкими специалистами (логопедом, психологом, дефектологом и т. ), ставки которых все чаще сокращаются для изыскания дополнительных средств на нужды школы, в частности — выплату зарплат сотрудникам.

В итоге он оказывается в положении, когда корректное выполнение требований обозначенного раздела затруднено.

Общие профессиональные навыки

Несомненно, в каждой профессии требуются определенные знания и умения, которые указываются в резюме. Но также можно говорить о наличии общих профессиональных навыков, присущих специалистам. Вы можете воспользоваться подготовленным нами обобщенным перечнем при составлении резюме.

основные виды профессиональной компетенции

Общие профессиональные навыки

В этом вписке вы найдете те навыки, которые часто используют соискатели:

  • знание одного или нескольких иностранных языков, подтвержденное тестами и экзаменами;
  • владение языками программирования;
  • умение планировать бюджет;
  • навык ведения деловой переписки;
  • создание клиентской базы, использование и сохранение;
  • умение находить нужную информацию;
  • использование планировщика;
  • анализ данных о продажах, в том числе сбор информации по объемам продаж конкурентов;
  • ведение закупочной деятельности;
  • участие в ревизиях и инвентаризациях;
  • навык выкладки товаров, оформления витрин и стендов (мерчандайзинг);
  • участие в коммерческих инициативах;
  • умение вести переговоры;
  • наставничество и подготовка мотивирующих акций для сотрудников;
  • умение составлять прогнозы;

основные виды профессиональной компетенции

Методы оценки компетенций сотрудника

Анализ профессиональных навыков, опыты и знаний сотрудников должен проводиться в широком формате, используемые в оценке способы и приемы могут объединяться. Для того чтобы определить уровень профессионализма, в некоторых случаях применяется метод тестирования, соответствующий компетенциям, требуемым в конкретной сфере деятельности.

основные виды профессиональной компетенции

Личностные качества можно выявить при собеседовании или интервью, а ещё в процессе выполнения определенных задач. Тестирование и анкетный опрос используют для оценки конкретных характеристик, но для анализа полученных данных необходима специальная подготовка. В ходе оценки компетенций сотрудника методом тестирования могут учитываться латентный потенциал специалиста. Рассмотрим методы проведения такого анализа, применяющиеся чаще всего.

Интенсив «Путь в IT» поможет:

  • За 3 часа разбираться в IT лучше, чем 90% новичков.
  • Понять, что действительно ждет IT-индустрию в ближайшие 10 лет.
  • Узнать как по шагам c нуля выйти на доход в 200 000 ₽ в IT.

При регистрации вы получите в подарок:

Тест, в котором вы оцениваете свои качества и узнаете, какая профессия в IT подходит именно вам

основные виды профессиональной компетенции

«Критические ошибки, которые могут разрушить карьеру»

Собрали 7 типичных ошибок, четвертую должен знать каждый!

Тест “Есть ли у вас синдром самозванца?”

Мини-тест из 11 вопросов поможет вам увидеть своего внутреннего критика

Хотите сделать первый шаг и погрузиться в мир информационных технологий? Регистрируйтесь и
смотрите интенсив:

Только до 10 октября

Осталось 17 мест

Тестирование

Это основной метод оценки компетенций сотрудников, включающий тесты на профессиональную компетентность, индивидуальные особенности, стрессоустойчивость, статус в коллективе, возможности дальнейшего роста и желание развиваться дальше. Ключевая задача тестирования и его содержание определяются специалистами, которые будут его проводить.

основные виды профессиональной компетенции

Методы оценки компетенций сотрудника

Интервью

Очень часто применяется в качестве вспомогательных методов для уточнения компетенций или для выявления скрытых способностей. Ключевым способом профессиональной оценки специалистов интервью выступает в редких случаях, так как отличается высокой субъективностью.

Вопросы подбирают заранее согласно с исследуемыми показателями. Чаще всего используются поведенческие компоненты, когда проводится оценка реакции сотрудника в особых ситуациях, имеющих особое значение для работы предприятия.

Аттестация

Систематическая аттестация дает возможность проводить оценку компетенций сотрудника на регулярной основе. Подобный метод определяет профессиональную квалификацию работников, результаты труда, удачные проекты, уровень знаний работника. Как правило, аттестация касается исключительно профессиональных навыков, но иногда в процессе выявляются и характеристики личности, которые могут пригодиться в профессиональной деятельности.

По законодательству, организация имеет полное право проверять знания всех специалистов, исключая беременных сотрудниц, руководителей высшего ранга и тех, кто трудится в компании менее года. Такие проверки можно проводить каждый год, а иногда и чаще – раз в шесть месяцев. Сотрудников, не прошедших аттестацию, организация может устранить от работы.

Деловые игры

Это метод системной оценки компетенций сотрудников, который предполагает использование игровой формы, является одним из наиболее сложных. Тем не менее, он отличается высокой эффективностью. В процессе деловых игр все сотрудники могут оцениваться вместе, учитываются их индивидуальные особенности и поведение в командной работе.

В таких играх довольно просто выявить лидера в коллективе, проследить возможное поведение в сложных ситуациях и получить подробное представление о потенциальном кандидате. Предпочтение деловым играм, как методу оценки, потребует вложения значительных сил. Такие методики требуют много времени на подготовку и дальнейшую оценку результатов.

Есть специализированные фирмы по организации деловых игр для сотрудников. В этом случае нужно будет выложить определенную сумму за работу таких специалистов, но зато вы будете уверены в результате, а главное, сохраните свои ресурсы для принятия решений и оценку всей полученной информации.

Профессиональные навыки в резюме на разные должности

Следует учитывать, что профессиональные знания и навыки, включенные в резюме, должны соответствовать требованиям работодателя. Например, умение убеждать − это хорошее качество для менеджера по продажам или переговорщика. А для претендента на должность личного помощника такая способность менее актуальна. Все эти нюансы надо иметь в виду при составлении описания.

основные виды профессиональной компетенции

Профессиональные навыки в резюме на разные должности

Пример описания профессиональных навыков продавца-консультанта

На первый взгляд эта профессия многим кажется привлекательной. Однако стать настоящим профессионалом в продажах не так просто. Люди со вспыльчивым и конфликтным характером быстро увольняются, а вот сангвиникам и флегматикам сопутствует удача.

Итак, что писать о профессиональных навыках в резюме менеджера по продажам или продавца-консультанта:

  • способность привлечь внимание посетителей;
  • навык работы с возражениями и улаживания конфликтных ситуаций;
  • умение предлагать конкретные товары (мебель, обувь, игрушки);
  • использование индивидуального подхода к покупателям, умение выявлять потребности и помогать с выбором;

Пример описания профессиональных навыков бухгалтера

Важно, чтобы бухгалтер обладал следующими качествами:

  • пунктуальностью;
  • организованностью;
  • исполнительностью;
  • аккуратностью.

Что следует указать в описании:

  • работа с первичными документами;
  • умение обрабатывать большие объемы данных;
  • опыт работы с ГК, ТК и НК РФ;
  • точность в следовании правилам ведения документации, опыт работы с налоговой инспекцией.

Пример описания профессиональных навыков в резюме водителя

Перечень ключевых навыков может быть следующим:

  • солидный водительский стаж (12 лет);
  • хорошее знание города и области, умение быстро ориентироваться на местности;
  • аккуратное вождение;
  • вежливость при общении с клиентами;
  • наличие прав категории С, безаварийный стаж – 6 лет.

Пример описания профессиональных навыков юриста

Что желательно указать в перечне:

  • опыт работы с программой «1С» и «Консультант плюс»;
  • ведение дел с использованием трудового, хозяйственного законодательства, умение составлять договоры;
  • уверенный пользователь сервисов «Мой арбитр» и «Картотека арбитражных дел»;
  • большой опыт составления документов процессуального и юридического направления.

Пример описания профессиональных навыков руководителя (директора)

Соискатель может использовать представленный ниже список:

  • успешный опыт создания и применения программы повышения эффективности коммерческого отдела;
  • управление компанией численностью до 1 тысячи сотрудников (контроль за подбором, обучением, мотивацией и увольнением);
  • умение анализировать рынок, продажи конкурентов и своей компании, потребности и запросы покупателей;
  • способность ставить задачи и добиваться выполнения плана продаж.

Пример описания профессиональных навыков секретаря

Перечень ключевых умений:

  • наличие определенного уровня знания английского языка;
  • владение основными навыками делопроизводителя, знание документооборота;
  • умение пользоваться оргтехникой.

Ключевые компетенции

Закон предусматривает изменение квалификационных требований для учителей, однако порядок перехода со старых правил на измененные остается на усмотрение администрации. Так, введение в профстандарт педагога должна осуществлять специальная комиссия. В ее состав входят представители местной администрации (от образовательного учреждения) и профсоюзов.

Обязанностью комиссии является поэтапное приведение штата сотрудников в соответствие с новыми требованиями. Таким образом должен происходить переход на новый профстандарт педагога. Функции комиссии могут быть следующими:

  • Проверка и сравнение текущих обязанностей и компетенций каждого сотрудника с положенными по новым нормам. Отражение результатов в специальном отчете (протоколе).
  • Изучение организационной документации, включая трудовые договоры. Внесение изменений, если это необходимо. Например, новый профстандарт подразумевает профильное образование у педагога либо наличие диплома о переподготовке.
  • Проверка коллектива на соответствие занимаемым должностям согласно последним изменениям в образовательном законодательстве. При необходимости переаттестация.

По результатам проведенных мероприятий комиссия должна предоставить руководству образовательного учреждения надлежащим образом оформленный документ (протокол), где будут отражены результаты проверки. С учетом полученной информации администрация предпринимает различные действия, вплоть до исключения из штата сотрудников, не соответствующих новому профстандарту педагога.

Однако суть нововведения в том, чтобы оптимизировать учебный процесс, а не испортить его. Возможно, поэтому механизм отработки в случае выявления несоответствия в нем не отражен и выбирается индивидуально для каждого учреждения.

основные виды профессиональной компетенции

В частности, такими сотрудниками могут оказаться те, чьи компетенции прежде соответствовали нормам в полной мере. Например, заслуженные учителя со стажем, регулярно проходящие повышение квалификации. В таком случае они могут дополучить недостающие знания. Таким образом, у школ остается масса возможностей для сохранения прежнего штата сотрудников в рамках новой реальности.

Понятие профессиональных навыков в резюме

Важным фактором, который помогает соискателю найти подходящую работу, является его умение представить свои профессиональные навыки в резюме. И задача состоит в том, чтобы в полном объеме отразить разноплановую информацию о компетентности, достоинствах, знаниях, опыте и личных характеристиках человека, претендующего на место. Причем все должно быть указано в определенной последовательности.

основные виды профессиональной компетенции

Понятие профессиональных навыков в резюме

Обычно список ключевых навыков приводится в специальном разделе. В него вписывают качества и умения, не вошедшие в часть с основными функциональными требованиями, но которые значимо влияют на уровень специалиста. Следовательно, они важны для оценки претендента на конкретную должность. Здесь необходимо указывать даже те навыки, которые вам не требовались раньше, но вы можете применить их в нужное время.

Классификация ключевых навыков:

  • К организаторским относят умение выстраивать стратегию, планировать, обрабатывать большие информационные объемы, вести проекты, определять сроки исполнения заданий, справляться с многозадачностью, знание тайм-менеджмента.
  • К лидерским – умение руководить, брать ответственность за подчиненных, мотивировать команду.
  • Прикладными и дополнительными признаются навыки опытного пользователя ПК, делопроизводства, слепой печати, знание иностранных языков, способность разбираться в юридических вопросах (ГОСТах, СНиПах, деловой коммуникации) и обрабатывать базы данных.
  • К группе коммуникативных относятся навык ведения различных переговоров, способность урегулировать спорные ситуации и улаживать конфликты, работать с претензиями, отвечать на возражения, выступать на публике, говорить и писать грамотно и убедительно.

Путаница чаще всего происходит в описании коммуникативных навыков, вместо которых приводят личные качества. Здесь важно понимать, что речь идет не о психологических характеристиках (коммуникабельности, вежливости, стрессоустойчивости), а умении применять их с практической целью.

Какие указывать профессиональные навыки в резюме

Если взять основную версию СV, составляемую в большинстве случаев, то сначала нужно заполнить графу «Стаж работы», а затем оформить раздел «Навыки и достижения». Это будет логически правильно, так как навыки получены благодаря рабочему стажу по специальности.

Разберем описание профессиональных навыков для резюме на примере. Предположим, специалист по маркетингу хочет устроиться на новое место, и ему нужно включить в резюме все свои умения, чтобы их мог оценить будущий работодатель.

Не нужно излишне детализировать и удлинять список, достаточно нескольких фактов. Профессиональный кадровик способен отделить правду от вымысла, поэтому не нужно сочинять. Главное, он должен понять, что у вас имеется определенный опыт работы благодаря стажу. Если вы работали на небольшой должности, то не пишите, что имеете навык организатора. Это могут расценить как попытку ввести в заблуждение.

Другое дело, когда вы претендуете на определенную должность в какой-то организации. Тогда ваше резюме должно быть более конкретным и детальным.

Как можно внимательнее изучите текст объявления. Какого специалиста ищут для работы в компании? Обладаете ли вы необходимыми знаниями и опытом, чтобы работодатель остановился на вашей кандидатуре? Укажите свои умения в разделе «Навыки».

Некоторые пытаются хитрить и переписывают в свое резюме требования работодателя как собственные навыки. Но не думайте, что это «сойдет и так», для опытного рекрутера такой подход выглядит пренебрежением к компании, предлагаемой вакансии и показателем отношения к работе в целом. Над составлением резюме стоит потрудиться и подумать, чем вы можете быть полезны предприятию.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Например, соискатель должен предъявить определенный уровень знания английского языка, а вы плюсом добавляете, что имеете опыт организации переговоров или деловых поездок за рубеж, это может дать вам преимущества.

Зачем нужны профессиональные стандарты

Чтобы правильно трактовать суть преобразований, необходимо понимать разницу определений. Например, квалификация — это набор знаний, умений и навыков, а стандарт — это образ, какой она должна быть в рамках того или иного предмета. В зависимости от потребностей времени последний меняется, а с ним и компетенции, которыми должен владеть учитель на текущий момент. Например, профстандарт педагога-психолога до появления такой специальности не существовал.

Нововведение в образовательной среде было продиктовано, в первую очередь, необходимостью урегулирования трудовых споров, возникающих в результате несоответствия обязанностей и их оплаты разным преподавателям.

Благодаря ему образовательные организации могут выделить в самостоятельную, согласно профстандарту, и должность педагога-организатора, и педагога по воспитательному процессу. Закрепление новых квалификационных требований позволит упростить принятие кадровых и иных решений.

Впервые подобные нормы стали применяться с 2016 года. Это послужило началом новой эры в образовании. Причина в том, что, в первую очередь, каждый претендент на должность учителя был обязан иметь вузовский диплом. Также ему полагалось уметь составлять поурочные планы и организовывать работу на уроке.

Согласно новому приказу, современный учитель обязан уметь многое: обладать профессиональными компетенциями и работать в том числе с родителями своих подопечных, постоянно оттачивать свои навыки через прохождение курсов повышения квалификации.

Новые квалификационные требования призваны привести образовательную систему в равновесие, пошатнувшееся в результате избытка предложений на рынке образовательных услуг. Спрос на молодых специалистов высок, однако старый профстандарт педагога вовсе не гарантировал, что выпускник с соответствующим дипломом будет взят на должность. Причина кроется в том, что образовательные программы длительные и быстро устаревают.

Однако для изменения этой ситуации также разработает свой пакет нововведений. Согласно ему, программы уже становятся короче и включают в себя дополнительные дисциплины и часы практики, необходимые для полноценного развития будущего преподавателя.

Какими бывают навыки

Рабочие навыки делятся на две большие группы: профессиональные знания, или хард-скиллы, и универсальные умения, или софт-скиллы. К первым относится все то, чему можно научиться в вузе, на курсах или на практике. Например, знание иностранных языков и языков программирования.

Во вторую группу включают личностные качества, которые помогают в работе: креативность, критическое мышление, умение работать в команде и управлять людьми, навыки переговоров и публичных выступлений, способность действовать в стрессовой ситуации и другие. Таким навыкам тоже можно научиться, но это сложнее.

Для успешной карьеры нужны оба типа, а многие рекрутеры считают, что софт-скиллы важнее. У двух кандидатов на вакансию может быть примерно одинаковый уровень образования и опыт, тогда умение подать себя и выгодно рассказать о своем опыте станет важным преимуществом.

Со временем компетенции меняются: каждый новый проект или задача учит нас чему-то новому. Поэтому ревизию своих навыков стоит проводить регулярно — примерно раз в год, даже если вы не ищете работу. Если вы решили уволиться или сменить профессию, нужно не только формально обновить резюме, но и постараться понять, что вы умеете и чем хотели бы заниматься. Для этого стоит глубже разобраться в своих умениях, хорошо развитых и скрытых. Вот что для этого можно сделать.

Требования нового профстандарта к педагогу школы

Согласно утвержденным изменениям, учителям будут присваиваться либо пятый, либо шестой квалификационный уровень. Соответственно, А, В и С. Предпоследний — для обучающих начальные классы, последний — средние и старшие.

основные виды профессиональной компетенции

Также профстандарт педагога школы 2022 года закрепляет за ними определенные функции:

  • Учителя 5А категории работают в рамках реализации 9/11-летней образовательной программы.
  • Представители категории 6В и 6С имеют несколько видов обязанностей:
    обучают школьников в рамках начальной (3-4 года)/ основной (9 лет)/ средней (11 лет) образовательной программы;решают профильные задачи в рамках своей деятельности;разрабатывают методические пособия для реализации в начальной, основной и средней школе.
  • обучают школьников в рамках начальной (3-4 года)/ основной (9 лет)/ средней (11 лет) образовательной программы;
  • решают профильные задачи в рамках своей деятельности;
  • разрабатывают методические пособия для реализации в начальной, основной и средней школе.

основные виды профессиональной компетенции

Новый профстандарт педагога предполагает профильное обучение. Помимо этого, с осени 2022 года учитель должен соответствовать следующим требованиям:

  • Для пятой квалификационной категории обязательно наличие документа, подтверждающего успешную промежуточную аттестацию по итогам трехлетнего или более обучения по направлению «Образование и педагогические науки».
  • Для шестого уровня понадобится уже диплом по определенной специальности также в рамках направления «Образование и педагогические науки». Выдается по результатам освоения вузовской программы, а также программы высшей и средней профессиональной подготовки кадров.

Примеры оценки компетенций сотрудника

Рассмотрим, как работает оценка компетенций на следующих примерах:

Сотрудник числится на должности администратора в цветочном салоне. Несмотря на это, его опыт общения с клиентами недостаточно хороший, и по этой причине магазин часто уходит в убыток. Правильнее было бы уволить такого сотрудника. При проведении оценки компетенций выяснилось, что у него есть неплохой потенциал к грамотному планированию финансов и анализу информации.

основные виды профессиональной компетенции

Примеры оценки компетенций сотрудника

Как вариант, работника можно не увольнять, а предложить ему другую должность, которая будет полностью соответствовать его способностям. В этой ситуации оценка помогла правильно распределить ресурсы.

Бухгалтер грамотно и безошибочно выполняет свою работу, но в процессе оценивания выяснилось, что у сотрудника имеются навыки в сфере маркетинга и опыт работы в этой области. Как вариант, можно предложить ему новую должность, которая будет совмещаться с основной деятельностью.

Как вариант, время от времени можно привлекать такого специалиста к новым проектам или проведению консультаций. Правильная оценка в данном случае помогла раскрыть потенциал и сократить затраты на одну должность.

основные виды профессиональной компетенции

Возможно, при оценке компетенций обнаружится, что сотрудник на самом деле не владеет теми качествами, о которых он заявлял в своем резюме. В этой ситуации с нечестным работником стоит попрощаться. Таким образом, вовремя выявленная оценка уберегла фирму от возможных ошибок, которые мог сделать неопытный сотрудник.

Развитие навыков работников напрямую зависит от условий: если специалист имеет потенциал, который может принести прибыль организации, то это нужно использовать. Проводя оценку компетенции сотрудников, вы получите возможность более эффективного использования их способностей.

Совет 2
Напишите свою биографию

То, как мы оцениваем разные события, зависит не только от того, что мы про них помним. Но и от того, как мы про них рассказываем самим себе и другим. Так — через истории — мы упорядочиваем свой опыт. На этом представлении базируется особый метод в психотерапии — нарративные практики. Чаще всего они применяются для лечения последствий травмирующих событий, но полезны и во многих других случаях. В том числе их можно использовать, чтобы разобраться в причинах своих профессиональных успехов и неудач — извлечь из них важный опыт и изменить свое отношение к ним.

Один из способов это сделать — написать свою профессиональную и личную биографию. Этот способ применяют в бизнес-школах, чтобы помочь студентам разобраться в себе, осознать свои сильные и слабые стороны, понять свои цели.

Правила написания биографии, на первый взгляд, простые. Нужно максимально детально, с конкретными примерами и в хронологическом порядке рассказать:

  • О том, как и почему вы выбрали свою профессию.
  • О том, кто повлиял на вас в профессиональном плане.
  • Обо всех неприятностях и сложностях, которые случались с вами на работе — и о том, как вы с ними справились.
  • О том, что любите делать, а что не любите. Что у вас хорошо получается, а что не очень.
  • В конце сформулируйте, куда вы идете, то есть чего вы  добиться в профессиональном и карьерном плане.

Эта работа, скорее всего, займет несколько часов, а то и дней. Но не старайтесь уложиться в более короткий срок: в нарративных практиках процесс — самое важное. Вспоминая и подробно описывая свой опыт, мы заставляем мозг заново его структурировать и анализировать его. Вы наверняка заметите, что об одних их тех же событиях биографии можно рассказывать по-разному — и это позволяет по-новому взглянуть на себя, свои навыки и способности.

Помните о том, что биография — незаконченная работа. Время от времени к ней стоит возвращаться, перечитывать — и, возможно, переписывать, — если вы поймете, что ваше представление о себе и о том, что происходило в прошлом, стало иным.

Новшества профстандарта, связанные с цифровизацией

Жизнь не стоит на месте, поэтому процесс обучения также подлежит пересмотру. В соответствии с новым приказом о профстандарте педагога, который вступает в силу 1 сентября 2022 года, каждый школьный преподаватель обязан уметь применять цифровые технологии в рамках занятий.

основные виды профессиональной компетенции

Выражается это в следующих компетенциях.

  • Навыки работы с ИКТ совместно с применением возможностей информационной образовательной среды (ИОС):
    общепользовательские (использование цифровой техники, соблюдая правила защиты информации и персональных данных);общепедагогические (организация своей и деятельности учащихся при работе с ИКТ).
  • общепользовательские (использование цифровой техники, соблюдая правила защиты информации и персональных данных);
  • общепедагогические (организация своей и деятельности учащихся при работе с ИКТ).
  • Непосредственно работа с ИКТ и видеотехнологиями в рамках занятий с соблюдением правил информационной защиты и безопасности.
  • Использование возможностей ИОС для развития навыков у учеников с учетом их индивидуальных особенностей (здесь раскрывается, когда и как должен применяться профстандарт педагога).
  • Работа со школьным информационно-техническим оснащением с соблюдением норм информационной безопасности.
  • Комбинирование приемов обучения (дистанционных, электронных, цифровых) в рамках реализации образовательной программы в классе и индивидуально для достижения оптимальных результатов. Обеспечение применяемыми технологиями всех участников процесса.

Совет 1
Попросите других оценить вас

Людям сложно оценивать самих себя. Страхи, желания, психологические особенности и неосознаваемые до конца мотивы искажают самовосприятие. Одно из самых известных исследований на эту тему провела в 2000-х профессор психологии Университета Мельбурна Симин Вазир.

Она попросила группу студентов оценить свой интеллектуальный уровень. Потом сравнила эти данные с результатами IQ-тестов. Оказалось, что они практически не коррелировали между собой. А вот самооценка, как показали психологические тесты, напрямую влияла на представления студентов о собственном интеллекте. Те, кто в целом уверен в себе, не сомневались, что они умнее других, даже если их успехи в учебе не впечатляли. Неуверенные считали себя глуповатыми, даже если учились на пятерки.

Дальнейшие исследования Вазир показали, что другие люди: друзья, коллеги, партнеры и даже незнакомцы, — как правило, оценивают наши интеллектуальные и креативные способности, сильные и слабые стороны гораздо объективнее. И при переоценке собственных навыков стоит это использовать.

Простой способ: просто поспрашивайте разных людей том, что они думают о ваших профессиональных навыках.

Сложный способ: составьте подробный опросник. За основу можно взять метод «360 градусов». Эйчар-специалисты нередко применяют его для оценки компетенций сотрудников.

В идеале опросник должен состоять из нескольких десятков вопросов, охватывающих все навыки, которые вам приходится применять на работе. Например:

«Хорошо ли я справляюсь со своими обязанностями? И чего мне не хватает?»

«Как я принимаю решения: прислушиваюсь ли я к мнению других или на основе собственного опыта?»

«Правильно ли я коммуницирую с коллегами, начальниками и клиентами?»

«Стоит ли мне быть более напористым на работе или, наоборот, немного снизить обороты?»

Попросите коллег и клиентов пройти ваш опросник. Возможно, не все согласятся — постарайтесь выбрать тех, кто готов помочь, и объясните им, как это важно для вашего профессионального развития. И последнее — будьте готовы к критике.

Действующие профстандарты педагогов

Всего существует шесть образовательных регламентов. В соответствии с ними различают следующие профессиональные категории:

  • Педагог (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н).
  • Педагог-психолог (Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н).
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 № 298н).
  • Специалист в области воспитания (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н).
  • Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (Приказ Минтруда РФ от 28.09.2018 № 603н).
  • Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 840н).

Как видно, перечень инструкций ограничен. При этом они достаточно объемны, чтобы включать в себя требования, предъявляемые к нескольким специальностям. Например, профстандарт дошкольного педагога входит в стандарты для педагога в целом.

Однако в этих инструкциях отражены лишь некоторые специальности. Большинство же не имеет регламента по двум причинам: либо все еще предполагаются к разработке, либо упразднены, как это произошло в 2019 году с требованиями к представителям профессионального образования.

В связи с произошедшими за последние годы изменениями старый регламент, который распространялся на ряд образовательных специальностей с 2013 года, признан недействительным. Новый профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ, становится актуальным с 1 сентября 2022 года.

Его действие распространяется только на школьных учителей, хотя раньше им обязаны были руководствоваться и работники дошкольного образования. Приказ актуален до 1 сентября 2028 года.

Причины принятия нового закона

  • Изменения в ФЗ «Об образовании», согласно которым в школе могут преподавать студенты профильных вузов, а учебные программы приводятся к общему образцу.
  • Старый профстандарт педагога, нормы которого не соответствуют проекту «Кадры для цифровой экономики», входящему в национальную программу «Цифровая экономика в РФ».
  • Обновленные в 2021 году квалификационные категории и правила.

Этапы проведения оценки

Рассмотрим основные этапы проведения оценки компетенций сотрудников:

  • Разработка оценочной программы.
  • Установление временных рамок, задач, объема, вероятных итогов.
  • Примерные сроки: 7 дней.
  • Оценка деятельности и составление оценочных критериев.
  • В процессе мероприятия достигается детальное понимание всех характеристик деятельности сотрудников и особенностей самой фирмы. Конечным результатом будет список критериев.
  • Примерные сроки проведения: от 7 до 14 дней.
  • Разработка программы оценок.
  • Формирование плана осуществления оценочных мероприятий, определение всех требований и возможных ограничений.
  • Примерные сроки проведения: от 7 до 14 дней.
  • Составление оценочных критериев.
  • Создание плана мероприятий по оценке компетенций сотрудников, формирование требований и ограничений.
  • Примерные сроки проведения мероприятий: от 7 до 14 дней.
  • Подведение мероприятия по оценке компетенций сотрудников и анализ итогов.
  • Примерные сроки проведения: около трех дней.

Совет 4
Не ориентируйтесь на формальные достижения

Далеко не всегда большой стаж, высокая должность, солидная зарплата и даже статус эксперта — признаки хорошего работника. Экспертность не мешает верить в фейки, а уверенность в собственном опыте нередко не дает усомниться в своих суждениях и представлениях — это приводит к неэффективности и ошибкам.

Одно исследование, в ходе которого ученые протестировали более 3000 руководителей, показало: люди с большим опытом менее точно оценивали свою эффективность, чем те, у кого стаж скромнее.

Также ослепляюще на людей действует власть. Авторы другого исследования с участием нескольких тысяч руководящих работников установили: чем выше должность человека, тем более он склонен переоценивать свои навыки и способности. То, что вокруг солидных руководителей обычно мало людей, способных дать им конструктивный фидбэк, — а те, что есть, не делают это из страха потерять работу, — по мнению ученых, лишь усугубляет ситуацию.

Поэтому, если вы хотите по-честному и без искажений оценить свои навыки и умения, не забывайте сверяться с мнением коллег — и желательно из разных рабочих мест. И начните ценить не только внешние проявления успеха. Но и ваши внутренние, незаметные со стороны победы. То, как вы справились со страхом публичных выступлений — и провели отличную презентацию. То, как вы научились говорить «нет» в ответ на просьбы сделать чужую работу. То, как вы решили задачу, которой боялись больше всего.

Совет 3
Визуализируйте рост

Для этого вспомните все, чему вы научились в последнее время на работе. Чтобы было проще, попробуйте метод PARLA. Его используют эйчар-специалисты во время найма или ежегодной аттестации сотрудников. Но с ним можно поработать и самостоятельно.

Сначала составьте список из рабочих проектов, в которых вы недавно участвовали. А потом составьте для каждого из них на отдельном листе бумаги таблицу из пяти колонок. Первая — «Проблема», в ней опишите основную задачу, которую вы решали, выполняя проект. Вторая колонка — «Действие», в ней перечислите действия, которые вы предприняли, решая задачу. Подытожьте, что у вас получилось, — и зафиксируйте в третьей колонке — «Результат». Навыки и знания, которыми вы овладели в процессе решения задачи — внесите в четвертую колонку «Опыт». А те из них, что будете использовать на практике — в колонку «Применение».

Такие таблицы станут наглядным отображением вашего опыта, помогут вам сформулировать и проанализировать его. И пригодятся при обновлении резюме. Рекрутеры советуют добавлять в него не абстрактное описание обязанностей на нынешнем месте работы, а краткий рассказ о результатах с конкретными цифрами.

Какие критерии необходимы для оценки сотрудника

Рассмотрим, какие характеристики личности, поведенческие мотивы и профессиональные качества влияют на эффективность работы специалиста. Необходимо применять критерии оценки компетенций сотрудников, позволяющие выявлять особенности выполнения служебных задач в соответствии с требованиями предприятия и ожиданиями клиента.

При формировании мер оценивания рабочего коллектива стоит обратить внимание на особенности деятельности компании, рыночной ниши, где она работает. Следует определить задачи мероприятия по оценке сотрудников с точки зрения целей организации.

Нужно выяснить, какие критерии будут рассматриваться в первую очередь. К примеру, при оценивании основной части коллектива, главным мерилом может выступать качественный уровень работы, соблюдение стандартов сервиса, дисциплинированность, количество выполняемых операций, отсутствие ошибок и др.

основные виды профессиональной компетенции

Какие критерии необходимы для оценки сотрудника

Требования к выдвигаемым критериям:

  • Выполнимость.
  • Объективность: каждый критерий подбирается для определенной должности, а не для личности.
  • Понятность: необходимо четкое понимание, какие именно результаты нужно ожидать от работника.
  • Согласованность с содержанием трудовой деятельности.
  • Мотивация работника на результат.
  • Прозрачность и связь с ключевыми показателями служебной деятельности.
  • Гибкость: возможность корректировки с учетом текущих изменений в организации.

Оценочные критерии сотрудников, как правило, делят на два вида.

Оценка компетенций. Здесь будут оцениваться знания и навыки работника, а также то, как он применяет их на практике. Кроме того, будут анализироваться поведенческие характеристики и индивидуальные особенности специалиста. К наиболее показательным методам оценки компетенций сотрудников относят решение ситуационных заданий с учетом основных особенностей должностных обязанностей.

Оценка результативности. Такие критерии базируются на сопоставлении результатов труда определенного специалиста с запланированными показателями для конкретной должности. Для проведения оценки важно подобрать задания, которые могут обеспечить четкость измерений. Результаты работы могут быть представлены в объемах реализации за определенный отрезок времени, численности проработанных проектов, размере полученного дохода, количестве подписанных договоров и т.

Формированием оценочных критериев, как правило, занимается менеджер отдела кадров вместе с руководством или с теми сотрудниками, которые имеют соответствующие рабочие обязанности. Это нужно для того, чтобы критерии и оценки сотрудника были понятными и соответствовали специфике работы.

Зачем проводить оценку компетенций сотрудника

Оценка компетенций сотрудника — это специальная методика по выявлению профессиональных качеств специалистов. Руководитель, опираясь на ее результаты, может принимать управленческие решения, направленные на повышение эффективности труда и сформировать планы квалификационного развития работников.

основные виды профессиональной компетенции

Зачем проводить оценку компетенций сотрудника

Оценка компетенций персонала имеет непосредственную связь с большинством элементов в перечне функций по управлению сотрудниками.

  • Создание базы резерва кадров. В этом контексте проводится анализ результатов работы и трудовой дисциплины работников.
  • Обучение и повышение квалификационного уровня специалистов. В результате оценки компетенций определяется мотивация работников к учебе и анализируется качество, применяемых обучающих методик.
  • Подбор специалистов. Оценивание компетенций сотрудников демонстрирует эффективность используемых на предприятии способов привлечения и подбора персонала.
  • Оценка работы специалистов. Анализ персонала необходим для формирования стандартов и критериев, которые будут использоваться для оценивания трудовой деятельности персонала конкретного предприятия.
  • Кадровое планирование. В рамках этой функции с помощью оценки компетенций сотрудников можно выявить количественные и качественные потребности компании в трудовых ресурсах.
  • Повышение уровня квалификации специалистов. Оценка компетенций персонала позволит определить потенциал развития персонала компании.

Какие цели достигаются в ходе оценки компетенций сотрудников?

  • Выяснение, как соотносятся расходы на содержание конкретного специалиста и результаты его трудовой деятельности. Другими словами, определяется рентабельность нахождения работника на определенной должности.
  • Анализ потенциала специалистов, работающих в компании, в разрезе возможности и продвижения на руководящие позиции, что позволит сократить затраты на подбор и обучение кандидатов со стороны.
  • Определение функциональности конкретных работников: существует ли вероятность реализации их лидерских и индивидуальных качеств или они могут решать задачи исключительно в команде.

5 ошибок при указании профессиональных навыков в резюме

Без этого раздела резюме выглядит приблизительным и незавершенным. Эта часть вторая по значимости после раздела «Профиль/Обо мне». Описание ключевых компетенций разбивается в резюме на отдельные блоки, которые могут быть обозначены следующим образом: «Перечень ключевых навыков», «Критерии специализации», «Область экспертности», «Основа специализации», «Функциональная экспертиза», «Технические знания», «Гибкие навыки», «Сильные стороны».

Ошибка №2. В раздел «Ключевые навыки» включена информация о быстрой обучаемости, стремлении повышать профессиональный уровень и расширять компетенции.

Это подается следующим образом:

  • «Быстро обучаюсь в рабочем процессе».
  • «Намерен развиваться в профессиональном плане».
  • «Способен к обучению, стремлюсь к профессиональному росту и развитию».
  • «Большое желание получить новые знания и навыки, осваивать эффективные методы работы».
  • «Нацелен на получение современных навыков, способен быстро освоить новые направления».
  • «Высокая степень обучаемости, стремление к расширению рамок специализации».
  • «Быстро обучаюсь новому, постоянно осваиваю новые методы работы, не прерываю процесс самообразования».

Что в этих фразах не так, раз хедхантеры их так не любят? Конечно, готовность к саморазвитию – это совсем не плохо, однако данное стремление не входит в первую 5-ку параметров для выбора кандидата на должность. Кроме того, компания хочет нанимать готовых специалистов с опытом работы, а не учеников, которых еще предстоит обучать и ждать, когда обучение принесет плоды.

И, наконец, в резюме есть специальный раздел «Дополнительное образование», куда следует внести упомянутые выше стремления. Поэтому эта информация оказывается лишней и отвлекающей внимание от основных критериев.

Ошибка №3. В «Ключевых компетенциях» перечислены шаблонные навыки или клише

Здесь имеются в виду качества, характеризующие личность, постоянно употребляемые соискателями вне зависимости от типа вакансии. В данном случае речь идет о целеустремленности, трудолюбии, активности, ответственном подходе, позитивном мышлении, энергичности, честности, порядочности, коммуникабельности, гибкости, стрессоустойчивости, способности к командной работе, исполнительности, многозадачности и т.

Такими навыками-клише можно только вызвать усмешку или раздражение кадровика. Об этом можно упомянуть в разделе с гибкими навыками и то, если какие-то из них необходимы в данном конкретном случае.

Ошибка №4. В разделе «Ключевые компетенции» кандидат указывает базовые компьютерные или диджитал навыки.

Удивительно, но иногда встречаются фразы типа:

«Работа на компьютере на уровне уверенного пользователя, Microsoft Office, поиск информации в Интернете».

основные виды профессиональной компетенции

Сегодня таким может похвастать даже детсадовец, поэтому вряд ли эти умения стоит включать в резюме. Отдельного упоминания заслуживает лишь факт владения специализированными программами или продвинутый уровень пользователя.

Ошибка №5. В разделе «Ключевые компетенции» претендент перечисляет знания и умения, приобретенные за весь период обучения и работы.

Это самый распространенный вид ошибок. Так делают люди, которые не знают и не понимают, как осуществляется первичный отсев соискателей. Надо признать, что далеко не у всех получается составить резюме с выигрышной комбинацией профессиональных навыков, которые будут соответствовать требованиям вакансии.

В качестве итога отметим, для каждой специальности необходима определенная совокупность знаний, умений и личностных характеристик. Надеемся, что наш материал поможет большинству соискателей составить резюме грамотно и убедительно.

Совет 5
Проведите полевое исследование

Чтобы понять, какие навыки сейчас востребованы, насколько вы конкурентоспособны и есть ли у вас шанс сменить сферу деятельности, — изучите объявления на сайтах для поиска работы. Обращайте внимание не только на вакансии, соответствующие вашей текущей позиции и профессии. Но и на те, где указана более высокая должность, которую вы хотели бы занять, или новая сфера деятельности, которая вас интересует.

Посмотрите, какие требования к соискателям в них указаны. Выпишите те, что работодатели называют обязательными или желательными. Подумайте, насколько вы соответствуете этим критериям, можете ли вы сразу добавить нужные навыки в резюме или вам нужно над ними поработать. Если в процессе возникнет ощущение, что вам нечего предложить рынку труда — не отчаивайтесь, а подумайте, как развить нужные навыки, чтобы получить работу мечты. Карьерный рост бывает крайне неожиданным.

Результаты проведения оценки компетенций сотрудника

В классическом варианте их заносят в таблицы, но формат представления итогов может быть самым разным:

Количественный: сопоставляются оценки, полученные работниками по каждому отдельному критерию.

Качественный: предполагает подробное описание результатов по всем критериям и создание «профессионального» портрета оцениваемого работника.

Индивидуальный: данные по имеющемуся опыту специалиста, видам деятельности, которые он может осуществлять и реальным навыкам.

Коллективный: описывает взаимоотношения внутри компании или ее отделов, разделение социальных ролей.

В конечном итоге руководитель получает документ оценки с подробной информацией о сотруднике, а также с заключением относительно его пригодности к профессии и дальнейшими рекомендациями. На завершающей стадии принимаются управленческие решения в отношении специалистов, которые проходили оценивание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *