Освоение общих и профессиональных компетенций это

Библиографическое описание

В статье рассматриваются актуальные вопросы модульного обучения, компетентностного подхода в обучении в профессиональных образовательных организациях. Рассматривается способ формирования общих и профессиональных компетенций у студентов с применением не стандартных форм обучения.

Ключевые слова: Федеральный государственный стандарт (ФГОС), модульный принцип, компетенции, не стандартные формы занятий.

Образование является одним из приоритетных направлений в работе государства и является векторам развития общества. Не так давно система образования приняла в пользование новый Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года(далее ФЗ-№ 273), где описаны новые требования к образованию в Российской Федерации (далее РФ). Так согласно новому закону организации, осуществляющие в качестве основной цели, ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования называются — профессиональная образовательная организация. Так же система образования получила новые Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС) и федеральные государственные требования. ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС обеспечивает:

1)                 единство образовательного пространства РФ;

2)                 преемственность основных образовательных программ;

3)                 вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

ФГОС общего образования разрабатывается по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет. И ФЗ-№ 273 и ФГОС указывают на применение модульно-компетентностного подхода в обучении. В ФЗ-№ 273 говориться о том, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии и в том числе может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов. В ФГОС среднего профессионального образования к различным специальностям в разделе 5 указано что, специалист должен обладать общими компетенциями (далее ОК), включающими в себя способности (далее из ФГОС), а так же должен обладать профессиональными компетенциями (далее ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности каждой конкретной специальности. В разделе 6 указывается структура образовательной программы, где общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов.

Из всего выше сказанного следует, что профессиональные образовательные организации должны применять форму организации образовательной деятельности основанной на модульном принципе и устанавливать в качестве требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы обладание способностями и видами профессиональной деятельности (компетенциями).

Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании это модель организации учебного процесса, на которую должен опираться преподаватель как общеобразовательных, так и профессиональных дисциплин. Модульно-компетентностный подход ставит своей целью обучения и освоение совокупности компетенций. Это означает, что цели любого занятия должны быть сформированы как необходимые компетенции, востребованные в профессиональной деятельности конкретного специалиста. Результатом освоения компетенций должны стать: знания и умения, которые обучающийся должен продемонстрировать по завершению курса лекций, практических и/или лабораторных занятий. Специалист любого профиля должен обладать совокупностью общих компетенций, включающих в себя:

–                   OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

–                   ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

–                   ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

–                   ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

–                   ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

–                   ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

–                   ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

–                   ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

–                   ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Компетенции можно сформировать и проверить на: уроке, лекции, семинаре, учебной экскурсии, тематической конференции, лабораторном или практическом занятии, курсовом проектировании, дипломном проектировании. С профессиональными компетенциями сложнее, они заставляют преподавателей искать нестандартные формы занятий: ролевая игра, урок-путешествие, круглый стол, урок-состязание, пресс-конференция, деловая игра, урок- КВН, мозговая атака, урок-викторина, урок-брифинг, дебаты. На таких занятиях трудно свести сущность образовательного процесса к передаче фактических данных и информации. Профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекаются не только стандартные, но и не стандартные формы обучения. Применяя компетентностный подход, мы вовлекаем студентов в процесс напряженных профессиональных поисков, исследований. В качестве позитивного примера можно рассмотреть, как можно сформировать профессиональные компетенции обучающихся по 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в укрупнённую группу специальностей 190000 Транспортные средства, дисциплина «Правовые основы профессиональной деятельности». Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина. Дисциплина направлена на освоение профессиональных компетенций:

–                   ПК 1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

–                   ПК 1. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств;

–                   ПК 2. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

–                   ПК 2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ;

–                   ПК 2. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

Рассмотрим занятие в форме дебатов. Дебаты — это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) или присутствующих зрителей в своей правоте. Подобного рода формализованные обсуждения имели место в российской системе образования еще в XVIII веке и назывались диспутами. Использование дебатов в процессе обучения способствует созданию устойчивой мотивации обучения, так как при этом достигается личностная значимость учебной информации для студента. Состязательность во время интеллектуальной игры стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого профессионального материала.

Тема: «Право специалиста по направлению ТО и ремонт автомобильного транспорта на трудовые и социальные льготы». Цель: изучить факторы вредного и опасного производства присущие профессии автомеханика, найти их применение в повседневной деятельности мастеров. Познакомиться с санитарно-гигиеническими нормами, сравнить правовое обеспечение деятельности согласно Трудовому кодексу Российской Федерации и принять решение о причислении профессии к классификатору вредных. Тип урока: проверки знаний. Форма урока: урок-дебаты. В этом занятии сразу поставлена проблема, которую надо решить: причислять ли профессию к классификатору вредных или нет. Студенты высказывают свои мнения, аргументируя их соответствующими ссылками на законы, другие нормативно-правовые акты. В конце занятия у всех сформирована конкретная позиция «за» или «против».

Специфической особенностью дебатов является преобладающих характер самообразования студентов, ведь для подготовки необходимо изучить соответствующую теоретическую базу. Такая система обучения охватывает с одной стороны подготовку к непосредственной практической деятельности, с другой стороны ориентирована на совершенствование личности, способностей к самореализации, а так же помогает осознавать социальную значимость своей профессии, принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в команде, использовать новые технологии, ориентироваться в современных часто сменяемых технологиях профессиональной деятельности. Дебаты позволяют повысить конкурентоспособность повысить конкурентоспособность студента как специалиста и гражданина.

Но хочется констатировать, что нестандартные формы занятий практически не используются в профессиональных образовательных организациях во время обучения.

Не стандартные формы занятий должны иметь системный характер, как в конкретной профессиональной образовательной организации, так и в системе СПО в целом. Студентам интересная, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость.

Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2010 года, № 184.

Дебаты: Учебно/методический комплект. — М. : Изд/во «Бонфи», 2001. — 296 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое обслуживание, Российская Федерация, компетенция, образовательная деятельность, ремонт автотранспорта, автомобильный транспорт, интеллектуальная игра.

В условиях внедрения ФГОС нового
поколения, построенных на компетентностной основе изменились подходы к
подготовке специалистов среднего звена. Наличие у
выпускника практического опыта – это принципиально
новая составляющая результата образования, которая четко отражена в стандартах.

Требования к результатам освоения программы
представлены общими и профессиональными компетенциями, которые тесно
взаимосвязаны. Общие компетенции во многом определяют эффективность и качество
сформированности профессиональных компетенций.

Необходимым
условием допуска к государственной итоговой аттестации является(пункт 8. ФГОС СПО) представление документов, подтверждающих освоение
студентом компетенций при изучении
теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов
профессиональной деятельности.

В ФГОС нового поколения, реализацию
которых мы осуществляем с 1. 2014 г. внесены изменения  по общим компетенциям.

Инвариантный перечень представлен следующими
компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов
команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в
профессиональной деятельности

Общие компетенции формируются в процессе учебной и
внеучебной деятельности при изучении  учебных
дисциплин и профессиональных модулей. При этом приоритетным средством их
формирования является способ
деятельности.

Проблема выбора
методов формирования ОК является не просто актуальной, а необходимой для
эффективной организации учебной деятельности.

Общие компетенции базируются на личностных и
метапредметных результатах обучения в общеобразовательной школе, уровень
которых у выпускников школы очень разный. Поэтому отбор методов обучения зависит,
прежде всего, от предшествующего опыта обучающихся, который выявляется
посредством диагностики на начальном этапе обучения в учебной группе.

Выбор методов формирования общих компетенций также
во многом зависит от тех приоритетных функций, которые выполняет каждая из них
в профессиональном образовании: обучающая, развивающая, воспитательная,
информационная, аналитическая, коммуникативная, организационная, технологическая,
прогностическая, когнитивная.

Примечательно, что один и тот же набор методов обучения
может способствовать формированию одновременно нескольких общих компетенций,
так как весь перечень общих компетенций формируется непоследовательно, а одновременно.

В колледже в процессе работы
творческой проблемной группы разработан перечень показателей оценки результатов
сформированности  общих компетенций у
студентов.

Приведу примеры выбора методов из опыта работы:

Для формирования ОК 1. Понимание студентами сущности и социальной значимости своей будущей
профессии, проявление к ней устойчивого интереса (мотивационная) на учебных занятиях применяются такие методы как: рассказ,
демонстрация учебных фильмов,  наблюдение
за профессиональной деятельностью на производстве, обсуждение  с участием группы специалистов, проблемный
метод, дискуссия, метод проектов, исследовательский метод. Проведение в
процессе внеаудиторной деятельности творческих встреч, профессиональных
соревнований, конкурсов, стимулирование студентов к участию в профессиональных
кружках, творческих выставках профессиональной направленности, профориентации
среди школьников являются дополнительными способами формирования мотивационной
компетентности.

Организовывать
собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2. ) студенты учатся в результате использования сочетания названных выше
методов с такими способами как действие
по инструкции, тренировочные, имитационные, творческие упражнения, имитационные
ситуации. Все виды самостоятельной работы на учебных занятиях, лабораторные
и практические работы, мини-проекты, деловые, игры, компьютерные симуляции
позволяют приобрести практический опыт организационно-деятельностной
компетенции. Индивидуальный опыт организации собственной деятельности,
выбора типовых способов выполнения профессиональных задач, оценки их
эффективности и качества формируются при систематическом
выполнении домашнего задания любого типа, подготовке докладов, рефератов,
исследовательских и проектных работ любого типа, создании профессионального
портфолио, работе по индивидуальному заданию.

Для формирования ОК
3. Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность используются методы
и приемы проблемного обучения (проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная
ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент); метод проб и ошибок;
учебных задач с избыточным условием; учебных задач с недостаточным условием,
требующих поиска дополнительной информации; метод кейсов, любых видов проектной
деятельности (прежде всего исследовательских и практико-ориентированных
проектов); практических работ поискового и исследовательского характера,
имеющих жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст; заданий с
ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках занятия.

В целях 
формирования ОК 4. Осуществлять
поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития используются
следующие группы методов:

–поиск и сбор информации (задания на поиск информации в
справочной литературе, сети Интернет

–обработка информации (подготовка вопросов к тексту,
составление планов к тексту; задания на упорядочение информации – выстраивание логических,
причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование;
составление диаграмм, схем, графиков, таблиц);

–передача информации (подготовка докладов, сообщений
по теме; подготовка стендов, стенгазет; подготовка плакатов, презентаций к
учебному материалу; подготовка учебных пособий по теме);

–комплексные методы (составление и защита рефератов;
информационные учебные проекты; учебно-исследовательская работа, предполагающая
различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение,
эксперимент, а также грамотное представление полученных результатов в форме
текста, оформление выводов).

В ФГОС третьего поколения красной нитью проходит
необходимость использования активных и интерактивных методов обучения, методов
самостоятельной работы студентов для формирования и развития
общих и профессиональных компетенций обучающихся.

При реализации МДК 01. 04 Техническое регулирование и контроль
качества электрического и электромеханического оборудования в рамках ПМ. 01 Организация технического обслуживания и
ремонта электрического и электромеханического оборудования  мною используются активные и интерактивные технологии обучения. Разработана
технологическая карта, использования педагогических технологий, в которой
подобраны различные сочетания методов и приемов, направленных на формирование
элементов ОК и ПК.

В зависимости от цели занятия, учебной группы мною используются
различные методы и приемы.

Целесообразность выбранных методов при формировании
ОК и ПК позволяет студентам не только обрести опыт практической деятельности в
процессе освоения программы подготовки
специалистов среднего звена, но и овладеть способами непрерывного профессионального
и личностного самосовершенствования.

Технологическая
карта применения педагогических технологий по
профессиональному модулю специальности 140448 Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Основными целями системы среднего профессионального образования являются подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Их достижение зависит от сформированности содержания образования, т. от того, как поставлен процесс овладения знаниями, умениями и навыками, в течение которого складываются черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются познавательные способности.

На формирование содержания обучения отдельной дисциплины влияет большое число факторов: педагогическое мастерство преподавателя, его квалификация и энтузиазм, материальная баз учебного заведения, развитие научно-технического прогресса, требования работодателя и учебного заведения. Важнейшую роль играет наличие учебно-методической (программной) документации, отвечающей требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и комплексного обеспечения образовательного процесса по каждому учебному занятию.

Об этом свидетельствует тот факт, что за последнее время был принят ряд нормативно-распорядительных документов Минобрнауки РФ, в которых выдвинуты новые требования к структуре и содержанию учебно-методического обеспечения учебного процесса, введены новые критерии показателя государственной аккредитации высших и средних профессиональных учебных заведений – «Методическая работа».

Конкретные требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена предъявляет Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования. В нем конкретно указано, что образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ПП ССЗ на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда. Перед началом разработки ПП ССЗ образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ПП ССЗ образовательное учреждение обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей; программ учебной и производственной практик; методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных ФГОС СПО. В рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей необходимо четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей; предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Все учебные дисциплины должны быть обеспечены учебно-методическими комплексами (УМК). Поэтому от построения содержания обучения зависят подготовка специалиста и его образованность: чем качественнее учебно-методическая (программная) документация, тем больше достигаются поставленные цели, а значит, формируется настоящий специалист.

Естественно, что для достижения цели – создания качественного учебно-программного материала требуется много усилий преподавателя-предметника, большой временной ресурс, порой растягивающийся на годы, проведение научной работы и просто самообразование.

ПП ССЗ – совокупность нормативной и учебно-методической документации, разработанной образовательным учреждением для каждой специальности подготовки на основе требований ФГОС СПО. Является обязательным внутренним нормативным документом образовательного учреждения для реализации целенаправленного образовательного процесса в достижении результатов, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом с учетом вида, типа образовательного учреждения и потребностей работодателей и обучающихся.

Включает в себя:

  • ФГОС по специальности (разрабатывается Министерство образования);
  • Требования образовательного учреждения к выпускнику (квалификационные   требования), может быть Модель специалиста – разрабатываются ОУ;
  • Учебный план;
  • Примерные учебные программы дисциплин;
  • Рабочие программы (разрабатываются каждым преподавателем).

Учебно-методическое обеспечение специальности должно включать в себя:

  • нормативный комплект специальности;
  • учебно-методические комплексы дисциплин;
  • учебно-методические комплексы профессионального модуля;
  • учебно-методический комплект учебной и производственной практики;
  • комплект «Курсовые работы и курсовое проектирование»;
  • комплект «Итоговая аттестация»;
  • комплект «Дипломные работы или дипломное проектирование»;
  • комплект «Внеаудиторная самостоятельная работа».

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине включает в себя следующие разделы (компоненты):

  • нормативно-правовая документация;
  • учебно-программная, планирующая документация;
  • учебно-методическая документация;
  • материально-техническое, информационное и программное обеспечение.

В УМК по учебной дисциплине раздел «Нормативно-правовая документация» включает:

  • выписка из федерального государственного образовательного стандарта по профессии или специальности среднего профессионального образования с указанием требований к умениям, навыкам, знаниям, практическому опыту по учебной дисциплине (для общеобразовательных дисциплин – выписка из стандарта среднего общего образования);
  • ведомственные стандартизирующие документы, рекомендации по организации образовательного процесса;
  • методические рекомендации, указания ФИРО по планированию и организации образовательного процесса.

Раздел «Учебно-программная, планирующая документация» включает следующие документы:

  • примерная программа учебной дисциплины (при наличии);
  • программа учебной дисциплины;
  • календарно-тематический план;
  • индивидуальный план преподавателя;
  • комплект планов учебных занятий всех видов, инструкционных, технологических карт.

Раздел «Учебно-методическая документация» включает:

Раздел «Материально-техническое, информационное и программное обеспечение» включает:

  • перечень оборудования, инструментария, материалов, имеющихся в учебном кабинете, лаборатории, мастерской;
  • перечень основной и дополнительной учебной и методической литературы по учебной дисциплине;
  • учебно-наглядные материалы – схемы, таблицы, плакаты, чертежи, модели, макеты, муляжи;
  • мультимедийные презентации по темам, элементам учебной дисциплины;
  • видео и интерактивные материалы;
  • перечень используемых технических средств обучения;
  • перечень используемых информационных ресурсов и программных средств по учебной дисциплине.

Профессиональный модуль (ПМ) – часть образовательной программы среднего профессионального образования, предусматривающая подготовку обучающихся к конкретному виду профессиональной деятельности. Составляющие части профессионального модуля /междисциплинарные курсы, учебная и производственная практики/обеспечивают усвоение знаний, выработку набора умений, приобретение практического опыта и формирование конкретных профессиональных и общих компетенций, которые в совокупности необходимы для выполнения трудовых функций (вида профессиональной деятельности). Профессиональный модуль имеет самостоятельное значение для трудового процесса. Профессиональный модуль может быть частью образовательной программы или самостоятельной программой с обязательной процедурой сертификации квалификации выпускника по ее окончании.

Программа профессионального модуля (ППМ) – учебно-методический документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание и требования к условиям реализации профессионального модуля и освоения заданного стандартом вида профессиональной деятельности.

Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля состоит:

  • из междисциплинарного курса или его части (если практика по модулю проходит концентрировано);
  • из междисциплинарного курса или его части в сочетании с практикой (если практика по модулю проходит рассредоточено).

Междисциплинарный курс (МДК) – система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенции при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля.

Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю охватывает все нормативные и дидактические аспекты обучения с учетом квалификационных требований по производственной практике.

Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю включает в себя следующие разделы:

В УМК по профессиональному модулю раздел «Нормативно-правовая документация» включает:

  • выписка из федерального государственного образовательного стандарта по профессии или специальности среднего профессионального образования с указанием требований к умениям, навыкам, знаниям, практическому опыту по профессиональному модулю;
  • ведомственные стандартизирующие документы, рекомендации по организации образовательного процесса и производственного обучения;
  • методические рекомендации, указания ФИРО по планированию и организации образовательного процесса и производственного обучения.
  • примерная программа профессионального модуля (при наличии);
  • программа профессионального модуля;
  • программа учебной, производственной практики;
  • календарно-тематический план (КТП) по междисциплинарным курсам либо по всему профессиональному модулю с учебной практикой, производственным обучением (допускается отдельно КТП по теории и КТП по практике);
  • индивидуальный план преподавателя;
  • комплект планов учебных занятий всех видов, инструкционных, технологических карт.
  • перечень оборудования, инструментария, материалов, имеющихся в учебном кабинете, лаборатории, мастерской;
  • перечень основной и дополнительной учебной и методической литературы по МДК, профессиональному модулю;
  • мультимедийные презентации по темам, элементам МДК, профессионального модуля;
  • видео и интерактивные материалы;
  • учебно-наглядные материалы – схемы, таблицы, плакаты, чертежи, модели, макеты, муляжи;
  • перечень используемых технических средств обучения;
  • перечень используемых информационных ресурсов и программных средств по МДК, профессиональному модулю.

При формировании преподавателем УМК по теме, разделу МДК, профессионального модуля используются все вышеперечисленные пункты данного раздела.

Организация работы по созданию учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) осуществляется в соответствии с планом работы предметной (цикловой) комиссии и индивидуальными планами работы преподавателей.

Непосредственной разработкой учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) занимаются преподаватели, ведущие данную дисциплину (междисциплинарный курс, профессиональный модуль).

Преподаватели-разработчики несут ответственность за содержание учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля).

Материалы, входящие в состав учебно-методического комплекса, обсуждаются на заседании предметной (цикловой) комиссии. Рабочие программы, контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации утверждаются заместителем директора по учебной работе, программы промежуточной аттестации (в форме экзамена или комплексного экзамена) и комплекты контрольно-оценочных средств для проведения квалификационных экзаменов по профессиональному модулю утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе.

Рабочие программы учебной и производственной практик, комплекты контрольно-оценочных средств для проведения квалификационных экзаменов по профессиональному модулю согласовываются с представителями работодателя.

Контроль качества материалов, входящих в состав учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля), возлагается на председателя предметной (цикловой) комиссии и методиста.

Контрольный экземпляр учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) на бумажном и электронном носителях хранится в библиотеке и в методическом кабинете.

Учебно-методический комплект учебной и производственной практики

Это сборник документов, регламентирующий время, отведенное студенту на закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, а также на приобретение умений и навыков по всем видам профессиональной деятельности. Этот сборник включает:

  • Программы учебной, производственной и преддипломной практики по специальности;
  • Календарные планы всех видов практик;
  • Критерии оценки результатов практик;
  • Сборники индивидуальных заданий и методические рекомендации по их выполнению.

Комплект «Курсовые работы и курсовое проектирование»

Это комплект документов, необходимых студенту при написании курсовых проектов или курсовых работ; в большей степени имеет справочно-поисковый характер. Часть документов комплекта должна быть включена в состав УМК дисциплины, если учебным планом предусматривается время на курсовое проектирование по данной дисциплине. В том случае, когда курсовая работа или проект представляет собой комплексную работу (т. объединяет две и более дисциплины), наличие документации по курсовому проектированию не является обязательной частью учебно-методического комплекса дисциплины.

  • Тематика курсовых работ (проектов) – разрабатывается преподавателями-предметниками и утверждается на заседаниях ПЦК;
  • Методические материалы по выполнению, оформлению и защите КР;
  • Критерии оценки КР;
  • Образцы оформления КР, рецензий на КР.

Комплект «Итоговая аттестация» включает Программы ИГА выпускников по специальности.

Комплект «Дипломные работы или дипломное проектирование» является частью комплекта «Итоговая государственная аттестация», включает:

  • Программу итоговой Государственной аттестации;
  • Критерии оценки ВКР и дипломного проекта и защиты ВКР и дипломного проекта;
  • Перечень сформированных ОК и ПК;
  • Квалификационные требования к выпускнику по специальности;
  • Тематика дипломных проектов (работ) и методические рекомендации по их выполнению и оформлению.

Самостоятельная работа студентов (СРС) – часть учебного процесса, выполняемая студентами с целью усвоения, закрепления и совершенствования знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалистов.

Комплект «Внеаудиторная самостоятельная работа» по сути является сборником учебно-методических разработок для организации процесса самостоятельного освоения части учебного материала дисциплин специальности, а также приобретения профессиональных умений и навыков студентами. Поэтому большая часть материалов комплекта разрабатывается в составе УМК дисциплин, которые используются преподавателями повседневно. Кроме того, в комплект включаются междисциплинарные (метапредметные) разработки, способствующие развитию творческого мышления и самостоятельности студента. Например,

  • Сборники задач, упражнений, тестов для самостоятельной работы студента;
  • Сборники ситуационных заданий (учебного и производственного характера);
  • Сборники тем и заданий для самостоятельного изучения материала студентами и методические рекомендации по их выполнению;
  • Тематика рефератов, творческих работ, докладов и методические рекомендации по их выполнению;
  • Сценарии конкурсов, диспутов, олимпиад и т. п. и методические указания по их проведению.

Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО 3+) нового поколения по специальности 38. 01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» предусматривает формирование принципиально новых профессиональных и общих компетенций у специалистов среднего звена, на базе освоения, закрепленных за каждым профессиональным модулем и дисциплиной, знаний и умений.

Формирование общих и профессиональных компетенций у специалистов в области экономики и бухгалтерского учета (по отраслям), на основе приобретенных умений и знаний, говорит, прежде всего, об эффективности профессиональной подготовки. Профессиональные компетенции формируются при изучении профессиональных модулей, а общие компетенции – при изучении дисциплин и профессиональных модулей.

Федеральный стандарт специальности 38. 01«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» предусматривает изучение пяти профессиональных модулей базовой подготовки и шести профессиональных модулей углубленной подготовки обучения.

Каждый модуль направлен на приобретение своих профессиональных компетенций. Формирование профессиональных компетенций происходит на нескольких этапах:

на первом этапе – в ходе изучения теоретического и практического материала,

на втором этапе – при прохождении учебной практики, согласно изученному материалу,

и на третьем этапе – происходит закрепление полученных профессиональных компетенций – их применение в ходе прохождения производственной практики.

Практика является обязательным разделом программы подготовки специалистов среднего звена СПО.

Практическая подготовка обучающихся является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия в осуществлении деятельности в соответствии с основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального образования, разработанными на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям СПО.

Целью практической подготовки обучающихся является обеспечение у них готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Достижение этой цели осуществляется путем формирования у них общих и профессиональных компетенций, углубления и расширения знаний и умений, а также приобретения практического опыта по специальности.

Программой подготовки специалистов среднего звена по специальности 38. 01 в нашем колледже предусмотрены следующие виды практики:

учебная практика, которая направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта;

производственная практика по профилю специальности, которая направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ППССЗ СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС по специальности;

преддипломная практика, которая направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.

Все виды практики выполняют образовательную, развивающую и воспитательную функции и направлены на формирование специалистов, которые будут способны к инновационной деятельности, самостоятельной работе, быстрой адаптации к условиям профессиональной деятельности.

Содержание рабочих программ профессиональных модулей, включающих в себя разделы учебной практики и производственной практики, определяется федеральными требованиями к результатам подготовки по каждому из профессиональных модулей ППССЗ СПО, составленными в соответствии с ФГОС, а также требованиями работодателей.

Важным звеном в профессиональной подготовке по профессиям СПО экономического профиля является учебная практика, которая направлена на формирование у обучающихся практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта по основным видам деятельности для последующего полного освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии, а также на освоение рабочей профессии по специальности с получением квалификации по рабочей профессии.

В ходе практики у обучающихся закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к профессии. Студенты получают:

1)возможность реализовать свои профессиональные знания и умения;

2) активно включиться в целостный процесс, а также, учатся умению владеть собой, устанавливать правильные взаимоотношения со всеми участниками процесса, так как на сегодняшний день главной задачей образования становится подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов ее решения выбрать рациональный способ, обосновать свое решение.

Специфика формирования профессиональных компетенций у обучающихся заключается в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а когда обучающейся сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач.

Реализовать эти задачи помогает внедрение на учебной практике элементов технологии критического мышления. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая практический характер, сама становится предметом усвоения.

При отборе содержания практических работ по учебной практике преподаватели колледжа руководствуются перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста.

В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности в нашем колледже широко используются анализ и решение ситуационных задач.

Большое место в нашей педагогической практике занимают задачи аналитического характера. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого принимать решения – неотъемлемое качество будущего специалиста. Поэтому методы анализа ситуаций и решения ситуационных задач позволяют формировать данные компетенции.

Как правило, задачи могут быть сложные, так называемые комплексные. Поэтому необходимо научить обучающихся решать сначала простые задачи и, постепенно усложнять их. Среди сложных задач можно выделить:

– сквозные задачи, проходящие через весь курс.

– комплексные – охватывающие одновременно несколько учебных дисциплин;

-целевые комплексные задачи, проходящие через несколько дисциплин, но направленные на достижение конкретной цели.

Выполнение обучающимися индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной практики – один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения. Сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формирует у обучающегося первоначальный самостоятельный профессиональный опыт.

Учебная практика организуется в стенах колледжа под руководством преподавателей учебных дисциплин и междисциплинарных курсов профессионального цикла. Практика для получения первичных профессиональных умений и навыков по специальности 38. 01 проходит в образовательном учреждении в специализированных кабинетах оснащенных современным оборудованием, необходимым раздаточным материалом, содержащим задания для выполнения практических работ.

В начале практики студенты знакомятся с перечнем умений, которыми они должны овладеть. Также обучающиеся знакомятся с критериями при оценке учебной практики.

Итоговой формой контроля по каждому виду и этапу учебной практики является дифференцированный зачет, который проставляется каждому обучающему по учебной практике в аттестационном листе.

Модернизация образования, затронула все сферы образовательного процесса, и также коснулась и средств обучения. Изменение целей образования требует пересмотра всего учебно-методического комплекса. Поэтому в нашем колледже преподавателями отделения 38. 01 был разработан комплекс ситуационных задач по учебным практикам профессиональных модулей в виде рабочей тетради.

Рабочая тетрадь, как специфическое средство развития познавательной активности студентов, позволяет индивидуализировать процесс познания знаний.

За время учебной практики студент выполняет задания, предусмотренные программами практик, которые формируются с учетом видов работ, указанных в рабочих программах профессиональных модулей.

Опыт использования рабочей тетради на учебной практике, на наш взгляд, является наиболее эффективным инструментом обучения; позволяет организовать самостоятельную работу студентов, способствует формированию комплекса практических навыков, знаний и умений.

Их достоинства неоспоримы: системный подбор постепенно усложняющихся заданий; экономия времени обучающегося за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия, т. на печатной основе, и, как следствие, возможность решения большего числа задач.

Внедрение такого пособия в практику учебного процесса позволяет решать многие задачи, такие как:

более прочное усвоение теоретического материала, приобретение практических умений и навыков решений не только типовых, но и развивающих, творческих задач;

овладеть алгоритмами решения основополагающих задач профессионального цикла;

контроль за ходом обучения студентов конкретной учебной дисциплине, модуля и формирование у них умений и навыков самоконтроля.

В заключении хотелось бы отметить, что за время проведения учебной практики у студентов был отмечен значительный прогресс, как в формировании позитивного отношения к процессу обучения в целом и осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, так и значительный рост в развитии их практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности.

Роль учебной практики по профессиональным модулям в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов в рамках ФГОС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *