освоены общие и профессиональные компетенции

Формирование ключевых компетенций (общекультурные и профессиональные)

В статье рассматриваются значимость и формирование общекультурных и профессиональных компетенций. В данных определениях представляется интересным соотнесение компетенции с успешным действием в профессиональных ситуациях. Компетенция выступает фактором, определяющим поведение или действие выпускника.

Ключевые слова

КОМПЕТЕНЦИЯ, ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Текст научной работы

Проводимые изменения в структуре и содержании российского образования стало принятие федеральных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения, которые коренным образом изменили подход к организации образовательного процесса в вузе. Основная отличительная особенность этого подхода заключается в том, что происходит переход от формирования традиционных знаний, умений и навыков к формированию компетенций, которые потребуются выпускнику вуза в его дальнейшей профессиональной деятельности. Компетенция в переводе с лат. competentia — круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Рассматриваются различные виды компетенций выпускника вуза: ключевые профессиональные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, предметно-цикловые компетенции, предметные компетенции. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у обучающегося развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы — от бытовых, до производственных и социальных. При этом компетентностный подход не отрицает значений знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания. ФГОС третьего поколения прямо предусматривают в качестве конечного результата обучения на каждом уровне подготовки и направления — освоение учащимися общекультурных компетенций. Эффективному формированию общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза способствуют в значительной степени соответствующие педагогические условия, то есть сложившаяся образовательная среда вуза. В ФГОС не случайно отмечается, что «вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности». Поэтому, задача формирования общекультурных компетенций выпускника вуза должна решаться комплексно. На ее решение должны быть направлены как общая система организации воспитательной и внеучебной работы в вузе, так и содержание программ обучения и методика преподавания дисциплин, включенных в программу подготовки по данному направлению, в особенности дисциплин гуманитарного блока. Общекультурные компетентности имеют двойственную природу:

  • они не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности;
  • они образуют базу для учебных и в дальнейшем профессиональных компетентностей и позволяют им более полно реализовываться.

Общекультурные компетенции отражают нечто общее, характерное требование к выпускнику высшего учебного заведения, независимо от области профессиональной деятельности. Это социальное ожидание того, что молодой специалист, вступая в социальную жизнь, разделяет ценности, господствующие в этом обществе: патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма и экологического сознания. Представляется необходимым активно развивать деятельностный подход к формированию личности студента. Принцип деятельности определяет специфические условия, вызывающие активность субъекта и через эту активность его развитие. Значимость эта определяется тем, что современный специалист должен быть не только технически грамотным, но и социально-компетентным работником: уметь организовать людей, руководить и подчиняться, разрешать конфликты и принимать коллективные решения, то есть иметь качества личности, уметь применять знания и уметь работать с людьми. Развивая традиции вузовского образования, необходимо активно использовать технологии работы с молодежью, позволяющие максимально совместить обучающие и воспитательные цели, как в учебном процессе, так и за его рамками. При разработке механизмов воспитательного воздействия необходимо учитывать, что ведущим видом занятости студента вуза является участие в учебном процессе, в рамках которого возможность непосредственного общения преподавателя с каждым студентом обеспечивает значительный воспитательный потенциал. Значительный эффект имеет научно-исследовательская работа студентов, интересной и действенной формой воспитания является организация и проведение конкурсов научно-исследовательских и творческих работ студентов и аспирантов, посвященных важнейшим событиям в истории страны и жизни общества, издание сборников работ студентов по социально-политической, обществоведческой тематике. При этом высокие требования предъявляются к личности преподавателя, его морально-нравственным и этическим качествам, а также к условиям труда и быта в университете. Российские вузы осуществляют подготовку различных специалистов, обеспечивают функционирование и развитие науки, искусства, экономики, техники, производства. Подготовка в вузе составляет сложный комплекс необходимых многообразных условий для гармонического развития и воспитания конкурентоспособной целостной личности. Формирование общекультурных компетенций способствует становлению профессиональных специалистов, способных к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. При подготовке бакалавров, определенно, основные усилия педагогов должны быть направлены на формирование профессиональных компетенций, которые получают свое развитие при изучении определенной дисциплины. В свою очередь профессиональная компетенция представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, а также способов выполнения профессиональной деятельности. Также, она рассматривается как общая способность и готовность студентов к деятельности, способность выявлять связи между знанием и ситуацией, применять адекватно знания, умения и навыки для решения проблем, которые ориентированы на самостоятельное участие личности в учебном процессе. Профессиональные компетенции — готовность (способность) работника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы, ключевые и типичные производственные задачи (проблемные ситуации). В основе этого подхода лежит представление о работнике-специалисте как активном субъекте профессиональной деятельности, носителе совокупности профессиональных компетенций. В этом случае обобщенной, комплексной характеристикой профессиональной подготовленности специалиста рассматривается его компетентность (а не набор отдельных знаний и умений). Степень профессиональной компетентности говорит о том, насколько данный работник (студент) овладел своей специальностью. В какой мере он подготовлен к выполнению своих профессиональных обязанностей. Профессиональные компетенции отражают эффективность, безошибочность и быстроту решения работником этих значимых задач-проблем (проблемных производственных ситуаций). Таким образом, компетенции прочно привязываются к наиболее ответственным и повторяющимся профессиональным задачам, конкретным направлениям работы специалиста. Но, знания и профессиональные компетенции нельзя отождествлять. Хотя определенные практические знания включаются в соответствующие компетенции. Умения и профессиональные компетенции также нельзя отождествлять. Хотя определенные практические умения включаются в соответствующие компетенции. Важнейшим компонентом профессиональных компетенций является понимание. Компетентным является тот специалист, кто ориентируется в какой-то конкретной профессиональной (производственной) проблеме, понимает её суть, понимает способы её успешного решения. Следовательно, компетенции характеризуют не только достигнутый уровень профессионализма, но и дают некоторую информацию о профессиональных возможностях (потенциале) работника-специалиста. Если за основу компетенций принимается решение реальных профессиональных задач-проблем, то компетентность становится в первую очередь оценкой практической подготовленности специалиста. Тогда становление специалиста можно рассматривать как процесс целенаправленного формирования его профессиональной компетентности. Специалист — это не набор, не сумма знаний, умений, навыков. Это целостный субъект профессиональной деятельности, обладающий комплексом специальных компетенций. Учебному заведению важно иметь представление о том, какова динамика формирования ведущих профессиональных компетенций будущих специалистов. Учитывая, что каждый взрослый человек является индивидуальностью, профиль компетентности данного студента (работника) всегда имеет индивидуальную окраску. Его ведущие компетенции образуют неповторимое сочетание. Индивидуальность компетентности конкретного специалиста может иметь большую ценность. Нельзя составить какой-либо единый перечень универсальных компетенций. В каждом случае эта задача решается с учётом конкретных особенностей той или иной специальности. Даже при одинаковом названии конкретное содержание (наполнение) отдельных компетенций будет существенно отличаться для различных специалистов. Например, технологические компетенции будущего инженера-строителя, программиста и менеджера будут совсем непохожими. Во время обучения в вузе у студентов должна формироваться целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной профессиональной деятельности, то есть профессиональные компетенции. В свою очередь, профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекается эмоционально-волевая сфера структуры личности, когда присутствует субъективная мотивация к восприятию знаний, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость.

  • Подготовка кадров в современном вузеСимонович Н.Н.NovaInfo 57, с.383-388, 29 декабря 2016, Педагогические науки,
  • Симонович Н.Н.
  • Стохастическая подготовка бакалавра менеджментаСинчуков А.В.NovaInfo 57, с.363-369, 29 декабря 2016, Педагогические науки,
  • Синчуков А.В.
  • Особенности развития компетенций будущего бакалавра менеджмента в процессе изучения высшей математикиСинчуков А.В.NovaInfo 57, с.346-352, 29 декабря 2016, Педагогические науки,
  • Студенческое самоуправление как средство формирования общекультурных компетенций у студентовПетрова Т.И.Хамидуллина А.Х.NovaInfo 54, с.226-230, 8 ноября 2016, Педагогические науки,
  • Петрова Т.И.
  • Хамидуллина А.Х.
  • Понятие и сущность компетенцииБаринова О.В.NovaInfo 19, 23 января 2014, Педагогические науки,
  • Баринова О.В.

Список литературы

  • Баскаев Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу/ Р.М. Баскаев//Инновации в образовании.- 2007.-№1.-С.10-15.
  • Гериш Т.В. Компетентностный подход как основа модернизации профессионального образования/ Т.В. Гериш, П.И. Самойленко //Стандарты и мониторинг в образовании.-2006.-№2.-С.11-15.
  • Голуб Г.Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры / Г.Б Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман //Вопросы образования.-2008.-№2.-С.161-185.
  • Дьячкова Л.Г. Вуз и работодатель: практика компетентностного подхода становлению молодого специалиста/ Л.Г. Дьячкова //Стандарты и мониторинг в образовании.-2006.-№5.-С.46-50.
  • Иванов Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов //Завуч.-2008.-№1.-С.4-24.
  • Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высш. И сред. пед. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.:Изд. центр «Академия»,2000.-176с.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  • Осмоловская И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования/ И. Осмоловская //Директор школы.- 2006.-№8.-С.64-69.
  • Чуб, Е.В. Компетентностный подход в образовании/ Е.В. Чуб // Инновации в образовании.-2008.-№3.-C.21-26.

Цитировать

В статье рассматриваются актуальные вопросы модульного обучения, компетентностного подхода в обучении в профессиональных образовательных организациях. Рассматривается способ формирования общих и профессиональных компетенций у студентов с применением не стандартных форм обучения.

Ключевые слова: Федеральный государственный стандарт (ФГОС), модульный принцип, компетенции, не стандартные формы занятий.

Образование является одним из приоритетных направлений в работе государства и является векторам развития общества. Не так давно система образования приняла в пользование новый Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года(далее ФЗ-№ 273), где описаны новые требования к образованию в Российской Федерации (далее РФ). Так согласно новому закону организации, осуществляющие в качестве основной цели, ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования называются — профессиональная образовательная организация. Так же система образования получила новые Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС) и федеральные государственные требования. ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС обеспечивает:

1)                 единство образовательного пространства РФ;

2)                 преемственность основных образовательных программ;

3)                 вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

ФГОС общего образования разрабатывается по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет. И ФЗ-№ 273 и ФГОС указывают на применение модульно-компетентностного подхода в обучении. В ФЗ-№ 273 говориться о том, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии и в том числе может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов. В ФГОС среднего профессионального образования к различным специальностям в разделе 5 указано что, специалист должен обладать общими компетенциями (далее ОК), включающими в себя способности (далее из ФГОС), а так же должен обладать профессиональными компетенциями (далее ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности каждой конкретной специальности. В разделе 6 указывается структура образовательной программы, где общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов.

Из всего выше сказанного следует, что профессиональные образовательные организации должны применять форму организации образовательной деятельности основанной на модульном принципе и устанавливать в качестве требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы обладание способностями и видами профессиональной деятельности (компетенциями).

Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании это модель организации учебного процесса, на которую должен опираться преподаватель как общеобразовательных, так и профессиональных дисциплин. Модульно-компетентностный подход ставит своей целью обучения и освоение совокупности компетенций. Это означает, что цели любого занятия должны быть сформированы как необходимые компетенции, востребованные в профессиональной деятельности конкретного специалиста. Результатом освоения компетенций должны стать: знания и умения, которые обучающийся должен продемонстрировать по завершению курса лекций, практических и/или лабораторных занятий. Специалист любого профиля должен обладать совокупностью общих компетенций, включающих в себя:

–                   OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

–                   ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

–                   ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

–                   ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

–                   ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

–                   ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

–                   ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

–                   ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

–                   ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Компетенции можно сформировать и проверить на: уроке, лекции, семинаре, учебной экскурсии, тематической конференции, лабораторном или практическом занятии, курсовом проектировании, дипломном проектировании. С профессиональными компетенциями сложнее, они заставляют преподавателей искать нестандартные формы занятий: ролевая игра, урок-путешествие, круглый стол, урок-состязание, пресс-конференция, деловая игра, урок- КВН, мозговая атака, урок-викторина, урок-брифинг, дебаты. На таких занятиях трудно свести сущность образовательного процесса к передаче фактических данных и информации. Профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекаются не только стандартные, но и не стандартные формы обучения. Применяя компетентностный подход, мы вовлекаем студентов в процесс напряженных профессиональных поисков, исследований. В качестве позитивного примера можно рассмотреть, как можно сформировать профессиональные компетенции обучающихся по 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в укрупнённую группу специальностей 190000 Транспортные средства, дисциплина «Правовые основы профессиональной деятельности». Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина. Дисциплина направлена на освоение профессиональных компетенций:

–                   ПК 1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

–                   ПК 1. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств;

–                   ПК 2. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

–                   ПК 2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ;

–                   ПК 2. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

Рассмотрим занятие в форме дебатов. Дебаты — это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) или присутствующих зрителей в своей правоте. Подобного рода формализованные обсуждения имели место в российской системе образования еще в XVIII веке и назывались диспутами. Использование дебатов в процессе обучения способствует созданию устойчивой мотивации обучения, так как при этом достигается личностная значимость учебной информации для студента. Состязательность во время интеллектуальной игры стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого профессионального материала.

Тема: «Право специалиста по направлению ТО и ремонт автомобильного транспорта на трудовые и социальные льготы». Цель: изучить факторы вредного и опасного производства присущие профессии автомеханика, найти их применение в повседневной деятельности мастеров. Познакомиться с санитарно-гигиеническими нормами, сравнить правовое обеспечение деятельности согласно Трудовому кодексу Российской Федерации и принять решение о причислении профессии к классификатору вредных. Тип урока: проверки знаний. Форма урока: урок-дебаты. В этом занятии сразу поставлена проблема, которую надо решить: причислять ли профессию к классификатору вредных или нет. Студенты высказывают свои мнения, аргументируя их соответствующими ссылками на законы, другие нормативно-правовые акты. В конце занятия у всех сформирована конкретная позиция «за» или «против».

Специфической особенностью дебатов является преобладающих характер самообразования студентов, ведь для подготовки необходимо изучить соответствующую теоретическую базу. Такая система обучения охватывает с одной стороны подготовку к непосредственной практической деятельности, с другой стороны ориентирована на совершенствование личности, способностей к самореализации, а так же помогает осознавать социальную значимость своей профессии, принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в команде, использовать новые технологии, ориентироваться в современных часто сменяемых технологиях профессиональной деятельности. Дебаты позволяют повысить конкурентоспособность повысить конкурентоспособность студента как специалиста и гражданина.

Но хочется констатировать, что нестандартные формы занятий практически не используются в профессиональных образовательных организациях во время обучения.

Не стандартные формы занятий должны иметь системный характер, как в конкретной профессиональной образовательной организации, так и в системе СПО в целом. Студентам интересная, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость.

Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2010 года, № 184.

Дебаты: Учебно/методический комплект. — М. : Изд/во «Бонфи», 2001. — 296 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое обслуживание, Российская Федерация, компетенция, образовательная деятельность, ремонт автотранспорта, автомобильный транспорт, интеллектуальная игра.

В настоящее время очевидным становится то, что успехи и благополучие любой страны во многом определяются качеством ее человеческого потенциала уровнем образованности и компетентности специалистов различных сфер деятельности. При этом совершенно ясно, что качественный продукт может быть получен только в результате труда качественно подготовленных людей. Следовательно, образование является начальным этапом совокупности связанных между собой действий по управлению качеством в любой сфере человеческой деятельности, хотя большинство исследователей и специалистов до сих пор сосредоточивают свое внимание на технической стороне дела. Однако уже в современных условиях, внимание должно уделяться не только производственным процессам, но и совершенствованию системы управления в целом, вовлечению сотрудников в их обучение, повышению заинтересованности людей в высококачественном труде и своей квалификации.

Российская система образования в очередной раз находится на пороге нового этапа кардинального реформирования. Образовательная политика сегодня в стране строится по двум альтернативным стратегическим направлениям. Одно из них связано со стратегией выживания, то есть с сохранением («неуничтожением») существующего уровня состояния образования. Другое со стратегией развития, отрицания стремительно устаревающих привычных форм деятельности, предполагающей инновационные подходы к содержанию, формам, методам обучения; поиск оптимального соотношения государственного и социального заказа высшей школы.

Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», фундаментом для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности. Под ключевыми нами понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности. Таким образом, ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый член общества и которые можно было бы применять в самых различных ситуациях, то есть они становятся универсальными.

Достижения по разработке и реализации ключевых компетенций в системе образования выдвинули ряд новых проблем и направлений развития высшего образования:

–                   работа над развитием ключевых компетенций в учебном процессе (на занятиях по общепрофессиональной и специальной подготовке);

–                   подготовка преподавательского состава к работе по становлению ключевых компетенций у учащихся;

–                   разработка критериев и технологий оценки качества высшего образования с позиции компетентностного подхода.

Понятие «Компетентностный подход» получил распространение сравнительно недавно, обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании.

Одной стороны, компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый член общества и которые можно применять в самых различных ситуациях. Ключевые компетенции не связаны с конкретным рабочим местом, они основываются на свойствах конкретной личности. В трудовой жизни они считаются компетенциями сотрудника, выходящими за профессиональные рамки. Благодаря им, сотрудник в состоянии свои профессиональные и общие знания творчески соотносить с постоянно меняющимися профессиональными ситуациями в совместной работе с другими членами общества.

Социально-личностные, экономические и организационно управленческие, общенаучные и общетехнические компетенции служат фундаментом, обеспечивающим выпускнику мобильность на рынке профессионального труда и подготовленность к продолжению образования в сфере высшего или дополнительного образования.

Общепрофессиональные и специальные компетенции (профессионально ориентированные знания и навыки) отражают объектную и предметную ориентацию подготовки и являются необходимой базой для работы с конкретными объектами и предметами труда.

Основой формирования всех компетенций являются профессиональные знания. Для обеспечения адаптации выпускника к запросам динамично развивающегося рынка труда он должен обладать широким кругозором, общетехнической образованностью, выходящей за рамки общей образованности, формируемой средней школой. Фундаментальные знания, определяющие общетехническую образованность, должны формироваться в результате освоения студентом циклов естественнонаучных и математических дисциплин, а также общих для широкого круга профессий знаний в области организационно-управленческой деятельности, информационных технологий.

Выпускник должен иметь следующий набор ключевых компетенций:

–                   Экономические организационно-управленческие;

–                   Специальные.

Для достижения этих компетенций необходимо совершенствование образовательных технологий:

–          перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (при одновременном сохранении ее достоинств) на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса, что должно оправдываться усилением его студентоцентрированной направленности;

–          отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего;

–          использование модульной организации основных образовательных программ;

–          увеличение степени свободы обучающихся в том, что касается выбора ими различных индивидуализированных образовательных траекторий.

Таким образом, компетентностный подход усиливает практико-ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания, решать различные производственные задачи.

Нередко компетентность рассматривают как синоним качества подготовки. Рассмотрим их соотношение. На наш взгляд, соотношение между качеством подготовки специалиста и компетентностью специалиста такое же, как между общим и частным. Качество подготовки специалиста — понятие многомерное и многокомпонентное. Оно включает в себя совокупность качеств тех объектов и процессов, которые имеют отношение к подготовке специалиста. Это многоуровневое явление. Можно говорить о качестве на федеральном, региональном, институциональном, личностном уровнях. Можно говорить о качестве результата и качестве процесса, качестве проекта (или модели подготовки), которые ведут к результату. И так далее.

В сущностном, содержательном плане понятие «качество подготовки специалиста» богаче, шире по своему объему, чем понятие «компетентность специалиста». С другой стороны, качество и компетентность могут находиться в отношениях «средство, условие — цель». Качественные цели, содержание, формы, методы и средства, условия подготовки являются необходимой гарантией формирования компетентностного специалиста.

Понятие «компетентность», если говорить о структуре подготовки специалиста (включающей цели, содержание, средства, результат), употребляется применительно к цели и результату, а качество — ко всем компонентам структуры. Компетентность — характеристика качества цели.

Важный вопрос — о месте компетентностного подхода. Заменяет ли он традиционный, академический (знаниецентристский) подход к образованию и оценке его результатов. С нашей точки зрения (и она согласуется с приведенными выше определениями профессиональной компетентности), компетентностный подход не отрицает академического, а углубляет, расширяет и дополняет его. Компетентностный подход более соответствует условиям рыночного хозяйствования, ибо он предполагает ориентацию на формирование наряду с профессиональными ЗУНами (что для академического подхода — главное и практически единственное), трактуемыми как владение профессиональными технологиями, еще и развитие у обучающихся таких универсальных способностей и готовностей (ключевых компетенций), которые востребованы современным рынком труда.

Компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса — содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное здесь — это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов).

Болотов В. Сериков В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 3.

Давыдов Л. Компетентностный подход в системе профессионального образования //Среднее профессиональное образование. -2006. -№ 9.

Зеер Э. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3.

Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, образовательный процесс, подход, профессиональная компетентность, член общества, высшее образование, знание, качество подготовки специалиста, общетехническая образованность, профессиональное образование.

Стратегия развития образования ставит новые ориентиры в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, что требует формирования новых подходов к структуре и содержанию образования. В современных условиях экономика России требует не простого увеличения числа образованных работников, а специалистов качественно нового типа, обладающих фундаментальными знаниями, инновационным типом мышления, способных работать в команде и принимать нестандартные решения. Кроме того, важно сформировать из будущего выпускника не только хорошего специалиста, но и высоконравственную, интеллектуально развитую и образованную личность, способную легко адаптироваться в окружающем социуме.

Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать при обучении в образовательном учреждении.

Одной из важных составляющих в организации процесса подготовки специалистов в настоящее время является включенность их в научно-исследовательскую деятельность, открывающую возможность развивать творческие способности в различных формах профессиональной деятельности, побуждать стремление к углублению знаний, к поиску, формировать аналитические, прогностические, коммуникативные умения, профессиональные и личностные качества. Карьера современного выпускника напрямую зависит от способностей, которыми он овладел в процессе обучения.

Компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является качественно новым в отечественной системе образования. Хуторской отмечает, — «это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях» (6, с. 58).

В настоящее время профессиональное образование ориентировано на работодателей, которые являются потребителями результатов образовательных процессов. Оценить качество образования и подготовленность специалистов можно по уровню их компетентности. По мнению Кирьяковой А. профессиональное образование должно быть ориентировано на подготовку компетентного специалиста, способного применять полученные знания и умения, быть готовым к осуществлению определенного вида деятельности в конкретных ситуациях (4, с. 132). В соответствии с видами профессиональной деятельности перед выпускником стоит ряд задач, успешное решение которых зависит от уровня сформированности у него профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность как качество личности формируется на протяжении всей жизни человека. Начальные профессиональные знания, умения, ценности закладываются еще в школе. Поступая в техникум, обучающиеся имеют различные уровень знаний, жизненный опыт, ценностные ориентации. Задача системы среднего профессионального образования — подготовить высококвалифицированного специалиста в выбранной области профессиональной деятельности. Сущность профессиональной компетентности заключается в формировании на базе профессионального образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности. Выполнение стандартов среднего профессионального образования третьего поколения предполагает формирование определенного уровня профессиональной компетентности, позволяющего выпускнику быть конкурентноспособным на рынке труда и активно внедриться в выбранную им профессиональную сферу с целью дальнейшего профессионального самосовершенствования (5, с. 189).

Формирование профессиональной компетентности специалиста в качестве системообразующего фактора продуктивности его профессиональной деятельности — это развитие способности к саморазвитию, самосовершенствованию личности и деятельности, самореализацией и развитием его потребностей и творческих способностей. Профессиональная компетентность и качества личности подвержены развитию, в основе которого лежат, с одной стороны, способности и профессионально значимые мотивы, с другой — реальная деятельность и ее функциональные модели (1, с. 12).

Эффективность процесса формирования профессиональных компетенций выпускников обеспечивается при многообразии различных подходов к его осуществлению, при этом ведущим является компетентностный подход. По мнению Брайденко В. данный подход наиболее полно отражает сам феномен профессиональных компетенций, а также требования к содержанию образовательного процесса, направленного на их формирование. Формирование общепрофессиональных компетенций реализуется на основе компетентностного подхода при организации воспитательно-образовательного процесса в системе среднего профессионального образования. Формирование общепрофессиональных компетенций студентов — это процесс развития личности, который происходит под влиянием внешних воздействий, то есть при получении и переносе предметных знаний, умений, индивидуальных способностей на объекты в сфере будущей профессиональной деятельности, приобретение обучающимися опыта в процессе обучения для решения профессиональных проблем и задач в реальных производственных ситуациях.

Развитие профессионального образования может происходить только на основе компетентностного подхода. Поэтому важнейшей задачей среднего профессионального образования в настоящее время является переход от оценки знаний к оценке компетенций. Компетенции и результаты образования тесно связаны между собой. Компетентность в переводе от латинского (competens) — надлежащий; способный. По мнению Кондакова Н. , компетентный человек — «это человек знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем- либо». Компетентность представляет собой способность грамотно решать человеком задачи, возникающие в его жизнедеятельности, в том числе и производственной деятельности.

По мнению Зимней И. — компетентностный подход заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную самореализацию в профессии и обществе. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

Таким образом, компетентностный подход связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания человека не только как специалиста, но и как личности. В связи с вышеизложенным можно определить одну из главных задач системы современного профессионального образования — помочь каждому студенту развить все свои способности.

Важным компонентом компетенций является опыт — интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. Мы опираемся на понимание профессиональной компетентности Болотова В. , который отмечает, что это есть «сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем». В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

Компетентность всегда проявляется в деятельности. Профессиональная компетентность специалиста обнаруживается при решении профессиональных задач. Как правило, под компетентностью понимают владение специалистом набором необходимых для его работы компетенций, либо соответствие данного специалиста требованиям его должности, либо способность специалиста эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность (1, с. 14).

Таким образом, о сформированности профессиональной компетентности можно судить по навыкам и умениям, применяемым специалистом для решения сложных задач не только профессионального, но и межличностного характера.

Об успешности реализации компетентностного подхода можно судить по тому, насколько студенты со своей подготовкой оказываются готовыми в будущем выдержать конкуренцию на свободном рынке труда и занять достойное место в обществе.

Профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности, а также определяет социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность как показатель общего профессионализма формируется в процессе профессионально-ориентированного обучения и имеет деятельностный характер. Данное профессиональное качество динамично и, будучи однажды сформированным, нуждается в постоянном развитии и совершенствовании.

У студента в процессе профессионального обучения могут быть сформированы следующие компетенции:

–          учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности;

–          информационная компетенция — это способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию;

–          коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями;

–          информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач и ситуаций с привлечением персонального компьютера и средств компьютерной обработки информации;

–          а также технические навыки, принятие решений, саморазвитие.

Компетентностно-ориентированное профессиональное образование — явление в образовании, вызванное к жизни различными предпосылками. Прежде всего, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту целый пласт новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов. Эти новые требования, как оказывается, не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий.

Формируя систему предметных знаний и умений, необходимо уделять внимание развитию личностных и социальных компетенций, определяющих (при одном и том же уровне образования) конкурентоспособность выпускника.

В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста.

Таким образом, профессиональную компетентность можно определить как теоретическую и практическую готовность к осуществлению профессиональной деятельности.

Байденко В. , Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)/В. Байденко / Высшее образование в России. — 2004. № 11.

Болотов В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. Болотов, В. Сериков // Педагогика. — 2003. № 10.

Кирьякова А. Ориентационно-ценностные основания компетентностных технологий / Компетентность и технологии образования: Материалы научно-практической конференции. –2008.

Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, профессиональное образование, профессиональная деятельность, знание, подход, способность, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *