Основными критериями в современной педагогике, которыми должен руководствоваться любой преподаватель, выполняя свою деятельность, являются профессиональные, личностные качества и способности. Совокупность этих аспектов и их детальное изучение позволяет сформировать исчерпывающее представление о профессиональном направлении. Это впоследствии позволяет специалисту в полной мере выполнять свои обязанности посредством детального построения учебных планов и программ, соответственно предъявляемых требований.
Анализ характеристики профессиональных и личностных качеств педагога подводит к выводу, о том, что не каждый гражданин может быть обучен профессии учителя. Для полномерного изучения профессии и ее глубокого освоения, необходимо обладать психологической предрасположенностью к обучению. Помимо этого, человек должен иметь определенный набор личностных качеств и способностей для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей.
Отчет о сформированности профессиональных компетенций
Для будущего педагога большое значение имеет сформированность профессиональных компетенций.
За время обучения в колледже я научилась определять цели и задачи , планировать и проводить уроки. Научилась осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. В профессиональной деятельности научилась проводить педагогические наблюдения и диагностику. Научилась выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы. Во время учебной и производственной практики научилась систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования. Научилась планировать внеклассную работу и проводить внеклассные мероприятия, осуществлять педагогический контроль.
Я научилась обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания. Анализировать результаты работы с родителями , координировать деятельность работников образовательной организации.
За время изучения профессиональных модулей я научилась создавать в кабинете предметно-развивающую среду, оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений, а также участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.
Я считаю, что за время обучения у меня сформировались все профессиональные компетенции, поэтому я готова к профессиональной деятельности.
В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А. Макаренко. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.
Инновационная деятельность учителя — социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы нормативной деятельности.
Акмеология — наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя. Учителя-мастера выгодно отличает от других прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив. Так, при разработке урока по конкретной теме мастера имеют в виду всю систему знаний ученика и тот результат, который они хотят получить через несколько лет. Многие учителя наибольшие трудности испытывают в организаторской и коммуникативной деятельности, но эти трудности как бы запрограммированы неумением предвидеть возможные затруднения и предотвратить их системой мер. Конечная цель у такого учителя обычно теряется в суматохе повседневности, поэтому проектирование осуществляется с учетом только ближайших перспектив. Итак, получается, что главная причина трудностей в осуществлении организаторской и коммуникативной деятельности — недостатки в развитии конструктивных умений, в частности прогностических. Коренным отличием в структуре знаний рядовых учителей и мастеров является постоянно совершенствующееся знание психологии детей и умелое применение методики благодаря этому знанию. Сухомлинский писал: “Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы”
* Сухомлинский В. Сердце отдаю детям. — Киев, 1972. — С. 153.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
В чем находит выражение профессиональная компетентность, какова ее структура?
Раскройте содержание теоретической готовности учителя.
Назовите умения, которые составляют содержание практической готовности учителя.
Что такое педагогическая техника? Каковы ее составляющие?
Что собой представляют прикладные умения и для чего они нужны учителю?
В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство?
Как вы понимаете готовность учителя к инновационной деятельности?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основы педагогического мастерства / Под ред. Зязюна. — М. , 1989. Педагогический поиск / Сост. Баженова. — М. , 1990.
Глава 4. Подготовка и профессиональное становление личности педагога
• Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности • Развитие личности учителя в системе педагогического образования • Профессиональное самовоспитание учителя • Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей
Ключевые компетенции будущего учителя
Как можно заметить, комплекс ключевых компетенций представлен образовательным, коммуникативным, социальным и личностным элементом, которые в совокупности создают модель высокопрофессионального педагога современности.
Подводя итоги, можно отметить, что характерными качествами современного педагога являются целенаправленность, активность, способность к саморегуляции, обладание сформированным педагогическим сознанием, определенными психологическими свойствами позволяющими осуществлять деятельность с высокой эффективностью и в рамках установленных норм. Также, важным элементом является профессиональная компетентность, определяющая качество работы преподавателя.
Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета
Структура профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога
Министерство
Образование и науки Красноярского края
Краевое
государственное бюджетное образовательное учреждение
Минусинский
педагогический колледж им. Пушкина.
Структура
профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность и
педагогическое мастерство педагога
Руководитель
Казакова Л.
Структура профессиональной компетентности педагога
Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство
Профессионализм и профессиональная компетентность
Структура
профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через
педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить
от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является
умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с
умением подвергать факты и явления теоретическому анализу. Объединяет эти два
крайне важных умения то, что в их основе лежит процесс перехода от конкретного
к абстрактному, который может протекать на интуитивном, эмпирическом и
теоретическом уровнях. Доведение умения до теоретического уровня анализа — одна
из важнейших задач обучения будущих учителей педагогическому мастерству. В
идеале полное соответствие учителя требованиям квалификационной характеристики
означает сформированность интегрирующего в себе всю совокупность педагогических
умений умения педагогически мыслить и действовать.
Структура профессиональной
компетентности педагога
Вне
зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее
решения сводится к триаде “мыслить — действовать — мыслить” и
совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им
умениями. В результате модель профессиональной компетентности учителя выступает
как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения
здесь объединены в четыре группы.
Умения
“переводить” содержание объективного процесса воспитания в конкретные
педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их
подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой
основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных,
воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей
задачи.
Умения
построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему:
комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный
отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и
средств его организации.
Умения
выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания,
приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных,
морально-психологических, организационных, гигиенических и др. ); активизация
личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в
субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение
связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
Умения
учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ
образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение
нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.
Уровень
системно-моделирующего творчества соответствует высшему мастерству преподавателя, когда его
внимание сфокусировано на личности обучаемого, когда преподаватель превращает
учебный предмет в средство формирования творческой личности обучаемого,
способной к профессиональному и личностному самоутверждению.
Следующим не
менее важным аспектом деятельности преподавателя является вопрос о
педагогических способностях. Их определяют как индивидуальные, устойчивые
характеристики личности, состоящие из специфической чувствительности к объекту,
процессу и результатам, позволяющим находить продуктивные способы решения задач
в конкретных условиях. Педагогические способности рассматриваются в качестве
функционирующей системы, поэтому главным критерием способностей выступает
результат деятельности.
В качестве основных
элементов педагогической компетентности. Специальная компетентность в
области преподаваемой дисциплины.
Методическая
компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у
учащихся.
Психолого-педагогическая
компетентность в сфере обучения.
Дифференциально-психологическая
компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых.
Рефлексия
педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность.
Специальная
компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в
области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение; знание способов
решения технических, творческих задач.
Методическая
компетентность
включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов,
приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических
механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
Психолого-педагогическая
компетентность
предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически
целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на
основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии,
психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и
развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к
преподаваемому предмету.
Дифференциально-психологическая
компетентность
включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность
обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение
грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.
Аутопсихологическая
компетентность
подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих
способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение
видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание
самосовершенствования.
Теперь мы
подошли к анализу качества и критериев оценки деятельности преподавателя. Сразу
отметим, что сегодня учеными, методистами, работниками образовательных
учреждений накоплен огромный аналитический материал, но до сих пор четких и
научно обоснованных критериев оценки труда педагогов не существует. Это
происходит по трем причинам.
Во-первых, критериями становится все, что
каким-то образом связано с особенностями педагогической деятельности, и
забывается, что критериями являются только отличительные признаки, используемые
в качестве “мерила труда” педагога.
Во-вторых, авторы, дающие перечень
разнообразных критериев, останавливаются как бы на полпути: не до конца
выдерживается принцип деятельности, анализ заканчивается на уровне состава, без
перехода к систематизации отдельных элементов, их логической упорядоченности,
выявлению доли каждого из элементов в системе целого.
В-третьих, рекомендации по выбору критериев не
сопровождаются анализом аттестации других специалистов, чей труд также является
творческим.
Существуют
три блока критериев оценки общепедагогических умений: блок критериев оценки
общепедагогических умений, блок критериев по оценке специальных умений и блок
критериев по оценке результатов деятельности преподавателя (в основном умений и
навыков учащихся).
Наиболее
упрошенная модель, отражающая категорию качества педагогической деятельности,
включает три ее уровня:
Нормативный
уровень характерен
для преподавателей, ориентированных на стандарт, эталонное качество
педагогической деятельности, стремящихся к его сохранению и поддержанию.
Преобразующий
уровень качества предполагает
достижение позитивного результата педагогической деятельности за счет освоения
и поиска нового, которое уже, как правило, где-то, кем-то реализуется. Преподаватели, работающие на этом уровне качества, более полно отражают свою
индивидуальность в педагогической деятельности, для них характерен ориентир на
нормы индивидуального прогресса.
Творческий
уровень – в большей
степени ориентирован на нормы, идеалы, устанавливающие перспективные цели в
данном виде деятельности, и индивидуальные нормы. Он характерен для
преподавателей, занимающихся исследовательской работой, имеющих собственные
методики преподавания, постоянно находящихся в творческом поиске.
Накопленный
опыт проведения аттестации педагогических и руководящих кадров убеждает, что
при изучении профессиональной компетентности педагогических работников
образовательных учреждений руководствуются следующими основными требованиями
диагностики:
Изучение
профессиональной компетентности должно быть направлено на выявление
индивидуальных особенностей профессионального роста.
Оценка
профессионально-педагогической компетентности должна проводиться не только
путем сравнения полученных результатов с какими-либо нормами, средними
величинами, но и путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностирований
(не обязательно проводимых в связи с аттестацией) с целью выявления характера
продвижения в развитии, профессиональном росте педагога.
Диагностика
профессиональной компетентности нужна не только для выявления актуального
уровня, но и для определения возможных индивидуальных путей совершенствования.
Изучение
профессионально-педагогической компетентности должно опираться на самоанализ,
самодиагностику результативности профессиональной деятельности педагогов и
руководителей для создания мотивации самосовершенствования и профессионального
Роста.
Уровень
профессиональной компетентности должен рассматриваться как содержательная
характеристика деятельности преподавателя, а процесс самосовершенствования,
профессионального роста — как развитие, смена качественно своеобразных этапов
деятельности.
Нельзя
использовать результаты диагностики для “навешивания ярлыков”, ими
следует руководствоваться для построения обоснованной системы работы с кадрами. Изучение работы инженерно-педагогических кадров на диагностической основе
позволяет вести работу по обобщению и распространению передового
педагогического опыта.
Конкретные
условия деятельности образовательных учреждений и самих преподавателей
обусловливают необходимость соблюдения следующих правил:
Диагностика
уровня профессиональной компетентности работника важна и нужна не как самоцель,
а как средство выявления уровня профессионализма всего коллектива
образовательного учреждения, его педагогического потенциала, возможностей
коллектива в реализации выдвинутых целей ,развития учреждения.
Изучение
профессиональной компетентности не должно быть привязано только к аттестации
кадров, а должно быть непрерывным процессом и охватывать всех
инженерно-педагогических и руководящих работников.
При
диагностике профессиональной компетентности важен учет индивидуальных
особенностей работника.
Основные принципы, лежащие в основе диагностики:
а) Принцип
гуманизма и оптимизма, что предполагает опору на сильные качества личности, на
достоинства человека;
б) Принцип
комплексности, что предполагает при изучении профессиональной компетентности
учет всех компонентов, ее составляющих;
в) Принцип
единства личности и деятельности;
г) Принцип
надежности и валидности диагностической методики;
д) Принцип
доверия к результатам самодиагностики педагога.
Профессиональная
компетентность и педагогическое мастерство
Педагогическое
мастерство выражается в совершенном владении педагогом
приёмами и методами, всем арсеналом педагогических умений и навыков,
обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе
формирования личности.
Влияние личности
педагога на воспитанников трудно переоценить: достаточно вспомнить деление
людей на тех, кто вспоминает с теплотой о своих учителях, и тех, кто
воспоминаний о них не терпит. Кроме того, что педагог должен быть знатоком
своего предмета, он должен быть ещё и педагогом. Что означает быть педагогом?
·
Вопрос
профессиональной пригодности: человек должен уметь не только увлекать людей, быть
интересен, но и сам интересоваться теми, кого он обучает.
·
Вопрос
компетентности: поскольку на воспитанника влияет большое количество факторов,
педагог может управлять потоком воздействий на рабенка, защищать, учить
орентироваться, задавать координаты. Поэтому педагог должен уметь видеть
больше, чем все остальные, должен обладать незаурядными умственными
способностями.
·
Особенности
профессии: как и все помогающие профессии, педагогика требует больших сил,
энергетических затрат. В связи с этим педагогу необходимо время на релаксацию,
отдых, повышение квалификации.
·
Обладать
терпением и верой в позитивный результат- необходимое условие педагогической
деятельности, результаты которой почти всегда отсрочены.
·
Воспитание-
это двусторонний процесс, среди условий которого готовность отказаться от
стереотипов или устаревающих знаний. Взрослеет и тот, ктр воспитывает.
·
Быть
педагогом- значит всегда бытьна высоте: иметь выдержку; используя голос, не
использовать крика; безупречно выглядеть, а значит, овладеть искусством
прилично одеваться.
·
Всегда
осмысливать собственный опыт.
Профессионализм и
профессиональная компетентность
Под
профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически,
эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных
условиях. В понятии “профессионализм” отражается такая степень овладения
человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая
соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для
приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и
характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками
высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Уж на уровне бытового сознания люди понимают, что получение выпускником
вуза диплома – это еще не признак его профессионализма. Многие помнят, что
выпускника вуза еще не так давно называли “молодым специалистом”
определяя, так образом, его статус. Считалось, что ему еще требуется
определенное время, чтобы приобрести профессиональный опыт, а также
соответствующая профессиональная среда, предоставляющая ему возможность
сформироваться как профессионалу.
Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего
уровень его квалификации (а чаще – некоторой совокупности знаний,
осведомленности в данной профессиональной сфере) – это необходимое (но не
достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек
может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого
опыта работы, но может и не приобрести его, а лишь “числиться”
профессионалом.
Необходимой составляющей профессионализма человека является
профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности
рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма
различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения
профессиональной компетентности как “углубленного знания”, “состояния
адекватного выполнения задачи”, “способности к актуальному выполнению
деятельности” и другие не в полной мере конкретизируют содержание этого
понятия. Проблема профкомпетентности активно
изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется
интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества
подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности. В
педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от “общекультурной
компетентности”, либо как “уровень образованности специалиста”. Если попытаться определить место компетентности в системе уровней
профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и
совершенством.
Соотнося профессионализм с различными
аспектами зрелости специалиста, выделяется четыре вида профессиональной компетентности:
специальную, социальную, личностную индивидуальную:
Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует
владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только
наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.
Социальная профкомпетентность характеризует
владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества,
принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
Личностная профкомпетентность характеризует
владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния
профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою
профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть
проблему.
Индивидуальная профкомпетентность характеризует
владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному
росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой
профессиональной мотивации.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности
называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать
их в практической деятельности. Считаем возможным использовать
приведенные виды профкомпетентности к задачам оценки профессионализма педагога.
Вызывает интерес
иерархическая модель педагогической компетентности, в которой каждый следующий
блок опирается на предыдущий, создавая “платформу для “вырастания””
следующих компонентов. Составляющие модель блоки представляют собой шесть видов
педагогической компетентности: знаниевую, деятельностную, коммуникативную, эмоциональную, личностную,
творческую. Подчеркивается особая значимость принципа последовательности,
имеющего прямое отношение к формированию компетентности педагога в процессе его
обучения. Вырванный из контекста отдельный блок не обеспечит необходимой
профессиональной компетентности педагога. С учетом анализа существующих
исследований по вопросу профессиональной компетентности уточним рассматриваемое
понятие применительно к специалистам педагогического профиля. В соответствии со
сказанным, профессиональная компетентность педагога представляет собой
качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему
научно-теоретических знаний как в предметной области, так и в области
педагогики и психологии. Профессиональная компетентность педагога – это
многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя
и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные
ориентации педагога, а также интегративные показатели
его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к
смежным областям знания и др.
Будем выделять
следующие компоненты профессиональной компетентности педагога: мотивационно-волевой,
функциональный, коммуникативный и рефлексивный.
Мотивационно-волевой
компонент включает в себя: мотивы, цели,
потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в
профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.
Функциональный
(от лат. functio – исполнение)
компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах
педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и
реализации той или иной педагогической технологии.
Коммуникативный
(от лат. communico – связываю, общаюсь)
компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли,
убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать
суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать
межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать
оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и
поддерживать диалог.
Рефлексивный
(от позднелат. reflexio
– обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать
результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных
достижений; сформированность таких качеств и свойств,
как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество,
склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором
личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми,
самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста,
совершенствования мастерства, смыслотворческой
деятельности и формирования индивидуального стиля работы.
Указанные
характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать
изолированно, поскольку они носят интегративный,
целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом.
Профессиональная
компетентность формируется уже на стадии профессиональной подготовки
специалиста. Но если обучение в педагогическом вузе следует рассматривать как
процесс формирования основ (предпосылок) профессиональной компетентности, то
обучение в системе повышения квалификации – как процесс развития и углубления
профессиональной компетентности, прежде всего, высших ее составляющих.
Следует различать
психологический смысл понятий “компетентность” и “квалификация”. Присвоение квалификации специалисту требует от него нé
опыта в этой профессии, а соответствия приобретенных в процессе обучения знаний
и умений образовательному стандарту. Квалификация – это степень и вид
профессиональной обученности (подготовленности),
позволяющий специалисту выполнять работу на определенном рабочем месте. Специалист приобретает квалификацию прежде, чем начнет складываться
соответствующий профессиональный опыт.
Понятие “профессионализм”
является более широким, чем понятие “профессиональная компетентность”. Быть профессионалом – это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать,
добиваясь необходимого результата. (Спасателем на водах не может быть тот, кто,
по выражению, “знает как плавать”, но нé
умеет этого делать). Важна и результативность деятельности, и соотнесение ее с
затратами (психологическими, физиологическими и др. ), то есть при оценке
профессионализма речь должна идти об эффективности профессиональной деятельности.
В каком соотношении
находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя?
Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства
врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем
профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на
умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса,
умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство
сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения
лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.
Психология и педагогика: Учебное пособие. Бетина.
В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А. Макаренко. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.
Щербаков считал, что педагогическое мастерство – это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личностных качеств учителя. В структуре пед. мастерства ООН выделяет кроме ЗУНов и методического искусства еще один компонент – личностные качества учителя. По мнению Н. Кузьминой, мастерство педагога представляет такой уровень деятельности, при котором он успешно решает профессиональные задачи. В структуру мастерства входят профессиональные ЗУНи и владение ими.
Сластенин считает, что мастерство учителя – это синтез личностно деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность педагогического процесса. Тарасевич отмечала, что следует рассматривать сущность педагогического мастерства в комплексе свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности, чем и определила сущность педагогического мастерства как комплекс свойств личности учителя. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно
Искусство воспитания – одно из самых древних и сложных. Но начинается оно с поразительно простого, бесхитростного: принять и полюбить обучающегося таким, какой он есть.
Если урок – искусство, а не только учебное занятие, жизнь – не часы в расписании, то, наверное, это и есть призвание педагога.
Если заглянем в «Словарь русских слов» Е. Ожегова, то слово «мастер» трактуется как:
1) Руководитель отдельной специальной отрасли какого-нибудь производства, цеха (например, сменный мастер; мастер сборочного цеха);
2) Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной деятельности (например, скрипичный мастер, этот сапожник – хороший мастер);
3) Специалист, достигший высокого искусства в своем деле, (мастер искусств. Мастер спорта, мастер пчеловодства. Человек, который умеет хорошо делать что-нибудь (например, мастер на выдумки, мастер рассказывать).
Невозможно наметить духовный мир личности без явления опытного педагога, который должен в совершенстве владеть умением воздействия на учащегося, формировать его потребности и убеждения, способности и практические навыки. Педагогическое мастерство- это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, цельно направить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование его мировоззренческих способностей, потребности в социально значимой деятельности.
Педагогическое мастерство- комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности.
Многообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания. Выдающийся русский ученый-педагог А. Макаренко говорил: «Никакой контроль, никакие программы абсолютно не в состоянии изменить того направления занятий, которые определяются составом лекторов».
К сожалению, нет определенных рецептов достижения педагогического мастерства, однако, современная концепция педагогического мастерства предполагает, прежде всего, создание условий для развития творческих способностей будущих специалистов, благодаря чему можно достичь научно-профессиональной педагогической подготовки.
Острый интерес к вопросам мастерства воспитания обусловил не только необходимость выявить оптимальные условия всестороннего развития детей, но и те трудности, которые ежедневно возникают в практике воспитателя. По некоторым статистическим данным учитель выполняет 258 видов работ только на подготовку к занятиям по новым программам. На проверку тетрадей у него уходит 4-5 часов времени. Организация самообслуживания, дежурство, внеклассные мероприятия занимают 10-12 часов в неделю. Педагог сталкивается с постоянно меняющимся миром своих учеников, с необходимостью мгновенно принимать решения, действовать. В научно-методическом плане эти трудности, как правило, созданы, с умением устанавливать контакт с детьми в любой деятельности: учебной, организаторской, трудовой, художественной, спортивной.
Часто спрашивают, не является ли феноменом педагог, который выходит за пределы системы средств и методов. И является ли мастерство той силой, эстетики которую следуют действительно искать в самой личности педагога? Почему использование одних и тех же педагогических средств и методов у одних воспитателей дает положительный результат, а у других противоположный?
Эти вопросы нельзя сбрасывать со счетов при определении сущности педагогического мастерства.
Мастерство педагога зависит от владения разнообразными теоретическими, психолого-педагогическими, социально-психологическими, философскими знаниями и выступает в роли своеобразного звена между теорией и практикой, т. между системой знаний и деятельности, которая ведет к преобразованию существующей деятельности. Одно из главных сторон мастерства в том и состоит, что человек путём накопления знаний и опыта оказывается способным разрешать возникшие противоречия между наличным запасом теоретических представлений и требований жизни.
Опыт мастеров педагогического труда показывает, что, чем выше мастерство педагога, тем острее потребность в приобретении дополнительных знаний, тем больше кажущейся неясности, которая уже перешагнула данный уровень педагогических знаний и стоит на грани перехода на более высокий уровень единства теорий и практики. Мастерский педагогический опыт, если он синтезирует объективные возможности, познавательные физические, художественные данного поколения, не может исчезнуть бесследно, не может не дать себя знать. Но опыт сам по себе не передаётся. Передаётся мысль, выведенная из опыта. И эта мысль даже в своем первоначальном виде как догадка, как предположение – представляет уже первичные теоретические знания, на основе которого может быть построена развернутая теоретическая концепция.
Стремясь достичь секретов профессионального мастерства, педагог, главным образом, совершенствует методы обучения и воспитания учащегося.
Именно с помощью методов и приемов учитель включает своих питомцев в определенные знания, умения, навыки, отношения поведения.
Однако замечено, что одни и те же методы применяемыми педагогами, рождают далеко неравнозначный качественный результат. Более того, некоторым из учителей даже пробированные методы не позволяют приблизиться к минимальному успеху. Учитель разочаровывается, сетует «Всё делал по методической разработке, а дети шумят, не слушают, не учат. Почему?». На желания школьников влияют не только методы, приемы и задания, подбираемые для них педагогом. Успешность работы учителя в значительной степени обуславливается его личностью, характером, взаимоотношениями с учащимся, его мастерством, что не всегда зримо прослеживается в педагогической деятельности. Педагоги-мастера постоянно обращают внимание на реакцию, которая вызвана их действиями у учащегося. Под благотворным воздействием учителей ученик испытывает радость познания в учении, чувствует, что он может учиться лучше.
У таких педагогов методы обучения и воспитания становятся как бы средством реализации запрограммированных качеств личности самого педагога, проводником к учащимся.
Воспитатель может дать своему воспитаннику только то, что имеет сам. Поэтому педагогическое мастерство правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств личности учителя, которые обуславливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности – способностью оптимально решать педагогические задачи обучения, воспитания и развития школьников.
Педагогическая задача решается в реальной обстановке, в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которые нужно учитывать, выбирая особые воздействия на воспитанников. Прежде всего, это модель проблемной ситуации. Она, как и любая задача имеет свою цель, условия и критерии для проверки степени эффективности ее решения. Педагог-мастер тем и различается, что он умеет принимать решения в незапрограммированных условиях. Педагогическую задачу мы рассматриваем, как умозаключение учителя в том, как, ему поступать в непредвиденных ситуациях. И проверяется ее успешное решение с помощью трех основных критериев:
Перевод учащегося в данное состояние.
Выбор единого, предпочтительного способа воздействия на ученика, очевидность оптимального выбора.
Осознание того, что педагогическая задача существует лишь до тех пор, пока педагог не решит ее.
Что такое педагогическая задача? Педагогическая задача – это всегда осмысление сложившейся педагогической ситуации с целью преобразования ее, перевода на новый уровень, приближающейся к цели педагогической деятельности.
Можно считать, что педагогическая задача основная клеточка педагогического мастерства, решение которой отражает уровень профессионализма педагога. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как учителем, так и учениками, спонтанно или специально.
Педагогические способности проявляются в умении учителя прогнозировать поведение ученика на основе постоянно получаемой информации о нем, в умение анализировать со школьниками информацию, а также видеть способы продвижения учеников к заданному уровню обучения.
Знание предмета деятельности. Без сомнений учитель должен свободно и четко оперировать информацию, видеть связи в сложной структуре доказательно, уметь легко вводить учеников в область собственных знаний и нацеливать их на овладение ими.
Стремление к самообразованию. Стремление к самообразованию позволяет постоянно педагогу пополнять собственные знания, а, стало быть, творить. Это качество тесно связано с любознательностью учителя. Любознательность успешно проявляется в результатах труда педагога. Поэтому постоянная готовность учителя пополнять свои знания благотворно сказывается на его общей эрудиции и интеллектуальной собранности, его способностях в определённых отраслях. Педагог, прежде всего, должен любить своих учеников и никогда не должен судить и плохо думать о своем питомце. Педагог, который искусственно делит учащихся на «законченных», «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко прозевать человека- личность, а значит не разглядеть в нём творческий потенциал. Однако любовь к детям, уважение важно сочетать с разумной требовательностью. Требовательность дисциплинирует ученика, заставляет задуматься над своим поведением, затормаживает отрицательные и стимулирует положительные поступки. В требованиях обязательно должно быть чувство меры. Иногда учитель нетерпеливым и раздражительным тоном требует от ученика невыполнимого или слишком трудного. В результате, у некоторых школьников рождается неуверенность в своих знаниях, способностях. Требуя чего-то от других, важно уметь поставить себя на его место, т. уметь определить меру требовательности.
Педагогу в любой ситуации необходимо отличаться выдержкой, терпением, объективностью и чуткостью, т. постоянно уметь контролировать свою деятельность и поведение в общении с учениками. Важное значение имеют такие качества учителей, как наблюдательность и находчивость, умение пользоваться голосом, дикцией, непосредственное эмоциональное влияние на ученика, а также предвидение последствий своих действий.
Мастерство учителя также проявляется в голосе, дикции, мимике, тоне, жесте. Неумение пользоваться голосом граничит с непригодностью к педагогической профессии. Чрезмерно громкий голос учителя влияет на нервное состояние ученика. Неожиданный раздражительный тон педагога нервирует и учащихся. Речь педагога должна быть доступной, выразительной, логически стройной.
Следует избегать многословия и монотонности в речи и голоса. Поэтому равномерный голос, как предупреждал С. Шацкий, производит своеобразное гипнотическое влияния на учеников – ученики начинают дремать. К словам надо прикасаться как к музыкальному инструменту, умело и чувствительно. В словах надо искать душу, уметь выражать свою силу, волю. Наконец, немаловажное влияние на поведение ученика оказывает тон. Доброжелательное общение рождает между педагогом и школьником отношения взаимного доверия, что положительно сказывается на успешности их взаимного труда. Предвидеть последствия своих действий помогает учителю педагогическая прозорливость, она характеризуется умением осознать, определить возможные затруднения при встрече с учащимися, а также в процессе непосредственного общения с целью предупреждения, или нейтрализации нежелательных поступков ученика. Прозорливости всегда должна предшествовать обдуманность собственного поведения. Вдумчивый учитель, способен проникать во внутренний мир ученика, понимать, какой его ждет результат от тех или иных действий.
Названные качества педагога реализуются в неразделимом единстве. Все они в большей или меньшей степени проявляются в умении учителя общаться со своими учениками, устанавливать доброжелательные отношения между ними в повседневной жизни и работе. Педагог, который считает своей главной обязанностью лишь проведение урока или «выполнение» учебной программы, по существу, работает на холостом ходу. Никакие духовные нити не связывают его и учеников. В лучшем случае между ними устанавливаются в какой-то мере терпимые отношения.
Для анализа педагогического труда требуется знать показатели-критерии педагогического мастерства, которые помогают учителям-мастерам эффективно осуществлять педагогический процесс. Педагогическое мастерство всецело обеспечивается умственной самостоятельностью, которая означает владение весьма значительными умениями познавать реальную действительность, приобретать знания, творчески применять их в сложившейся и новой ситуации, т. , умением анализировать, отражать и прогнозировать собственную деятельность.
Пристальное внимание к работе учителей, успешно продвигаться к вершинам профессионализма, помогло выявить тот факт, что подлинные педагоги-мастера отличаются особой, тончайшей чувствительностью к личности своего воспитанника. Такая чувствительность и эмпатичность в то же время – главные условия их гибкости в работе, и творчестве.
Педагогическое мастерство обеспечивается наличием:
Психолого-педагогическим компонентом, входящих в психологическую структуру педагогической деятельности.
Соотнесённости психолого-педагогических компонентов с уровнями деятельности педагога-мастера.
Определённых уровней педагогических способностей (www. superinf. ru).
Поможем в написании учебной работы
Поиск по сайту:Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ
Оценка педагогических способностей
Более века назад был сформирован перечень ключевых персонализированных качеств педагога, которые способствуют успешному ведению профессиональной деятельности. Для формирования модели учителя, личность должна обладать такими качествами как:
- Наблюдательность.
- Целеустремленность.
- Трудолюбие.
- Настойчивость.
- Скромность.
- Ораторские способности.
- Артистичность.
Помимо личностных качеств, коих выделено более пятидесяти, педагог должен обладать и определенными профессиональными качествами.
В понятие профессиональных качеств педагога, вкладываются такие компоненты, как приобретенные за период профессионального обучения специальные знания, навыки, умения, модели поведения, способы мышления и методы ведения деятельности.
Кроме описанных компонентов профессионализма, хорошо подготовленный педагог должен обладать:
- Эрудицией.
- Преданностью к своему труду.
- Научной увлеченностью.
- Глубокими познаниями своей области преподавания.
- Методиками ведения деятельности.
- Психологической подготовкой.
- Широким культурным кругозором.
- Педагогическим тактом, техникой, мастерством и многими другими умениями.
Таким образом, профессиональную педагогическую деятельность может осуществлять личность, имеющая обширный комплекс вышеуказанных характеристик и прошедшая подготовку в специализированном учебном заведении.
Полученные профессиональные качества, являются своего рода фундаментом, на котором базируется высокое профессиональное мастерство педагога. Все их можно разделить на несколько совокупных групп, которые характеризуют направленность личности педагога и раскрывают педагогические способности.
Стандарт педагогического образа
Если говорить о педагогической деятельности можно отметить, что она включает научную и практическую сторону работы. Даже после произошедших изменений в структуре современного образования, педагог сегодня обязан грамотно комбинировать все методики преподавания и быть компетентным в ведении своей профессиональной деятельности.
Для создания подобных условий, в сфере образования произошел ряд преобразований, которые позволяют в полной мере реализовать компетентностный подход. Он позволяет грамотно построить обучающий процесс, в соответствии с требованиями и нормами установленными государством и раскрыть способности обучающихся.
Под определение “компетентность” подразумевается способность педагога действовать в профессиональных рамках даже в случае неопределенной ситуации.
Профессиональная компетентность представляет собой целостность личностных и профессиональных качеств учителя позволяющих обозначить способность эффективного решения задач возникающих в процессе ведения деятельности.
В компетентностную модель современного учителя можно включить:
- Профессиональные качества.
- Цели, ценности, принципы.
- Ключевые компетенции.
- Педагогические технологии, методики, способы.
- Профессиональные позиции.
Для удобства понимания представлена схематичная компетентностная модель.
Компетентностная модель современного учителя
В качестве ценностей выступают суждения, идеи, являющиеся для учителя определяющим элементом границ его деятельности на уровне подсознательного понимания и принятия.
Так, компетенции будущего учителя безоговорочно включают в себя не только профессиональные умения, полученные в процессе обучения, но и личностные характеристики, позволяющие полномерно выполнять профессиональные обязанности. Существует федеральный государственный образовательный стандарт, который определяет ключевые компетенции будущего педагога.