практическое формирование профессиональных компетенций

Каждый выпускник университета должен покинуть учебное заведение не только с дипломом о высшем образовании, но и с набором ключевых знаний, умений и навыков. В современных стандартах они называются компетенциями студентов вузов, и сегодня мы расскажем о них подробнее.

Доверь свою работу кандидату наук!

Больше интересных фактов о мире образования вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале. А в акционной группе мы делимся с подписчиками скидками и бонусами.

Марина Федотова
Педагогический совет «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов»

Федотова М. , старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 3 «Светлячок»

города Алатыря Чувашской Республики

Цель: повысить значимость использования инновационных педагогических технологий при реализации ФГОС в воспитательно-образовательном процессе.

Уточнить представления педагогов о педагогических технологиях, об инновационных технологиях обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении; способствовать формированию мотивации к использованию инноваций в воспитательно-образовательном процессе.

Форма проведения : «Деловая игра»

Подготовительная работа.

– анализ календарных планов и планов самообразования педагогов

– анкетирование педагогов «Инновации в педагогическом процессе».

– проведение тематического контроля «Эффективность организации инновационной деятельности в ДОУ»

План проведения педсовета :

Теоретическая часть.

Выступление председателя педагогического совета : «Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования»

Итоги тематической проверки: «Эффективность организации инновационной деятельности в ДОУ» – сообщение старшего воспитателя.

Анализ анкетирования воспитателей «Инновации в педагогическом процессе» – сообщение старшего воспитателя.

– «Внедрение в образовательный процесс технологии деятельностного подхода как фактора, повышающего качество математического образования детей дошкольного возраста»;

– «Использование интерактивных методов сотрудничества семьи и ДОУ в интересах ребенка»

Практическая часть.

Деловая игра «Профессиональная компетентность»

III. Решение педагогического совета.

Профессиональные и общие компетенции студента

Существует несколько классификаций видов компетенций студентов. Остановимся на самой распространённой, согласно которой выделяют:

  • общие компетенции студентов;
  • профессиональные компетенции студента;
  • социальные компетенции студентов;
  • универсальные компетенции студента.

Процесс формирования общих и профессиональных компетенций студентов обычно определяется образовательными стандартами, развитие других категорий зависит от опыта студента и его личностного развития.

Не следует путать компетенцию и компетентность: первое — это инструмент, постоянное применение которого приводит к тому, что человек становится компетентным в той или иной области.

Формирование общих компетенций студентов

Общая компетенция — способность человека применять полученные знания и усвоенные умения, использовать обобщённые методы выполнения действий.

Простыми словами, это способность качественно выполнять работу по полученной специальности, понимание её сути и своей социальной ответственности. Эту основную компетенцию студенты формируют на протяжении всей учёбы, когда изучат и общие, и специальные дисциплины, проходят практику, готовят учебные и научные работы.

Формирование профессиональных компетенций студентов

К этой группе относятся компетенции, сформированные студентом при прохождении практики и во время изучения специализированных предметов.

Эти компетенции будут отличаться в зависимости от выбранного студентами направления: журналисты должны уметь создавать информационные материалы, экономисты — заниматься финансовыми операциями и т.

Оценка сформированности компетенций у студента зависит от нескольких факторов: содержания образовательного стандарта, академической успешности учащегося, его социальной активности.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

практическое формирование профессиональных компетенций

Компетенция студента — итог обучения и сознательной деятельности по развитию личности

практическое формирование профессиональных компетенций

«Формирование профессиональной компетентности педагогической работы через самообразование”

Зам. директора по УВР МБОУ «ООШ №33» Кириенко Лариса Алексеевна

практическое формирование профессиональных компетенций

Педагог 21 века – это:

-гармонично развитая личность;

-умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания;

-умеющий организовать рефлексивную деятельность;

-обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

практическое формирование профессиональных компетенций

2)ДОКУМЕНТ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЙ НАЛИЧИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ информационно-аналитическая справка, заверенная работодателем или иные материалы, характеризующие результативность профессиональной деятельности (по усмотрению аттестуемого)

практическое формирование профессиональных компетенций

Если процесс образования:

  • осуществляется добровольно;
  • осуществляется сознательно;
  • планируется, управляется и контролируется самим человеком;
  • необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

то речь идет о самообразовании.

практическое формирование профессиональных компетенций

это одна из добровольных форм повышения компетентности педагога.

практическое формирование профессиональных компетенций

  • стадия «выживания» – на первом году работы в школе;
  • стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций – 2-5 лет работы;
  • стадия зрелости , наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований.

практическое формирование профессиональных компетенций

Мотивы , побуждающие преподавателя к самообразованию:

1) Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и т. у преподавателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

практическое формирование профессиональных компетенций

Мотивы , побуждающие преподавателя к самообразованию:

2) Желание творчества. Преподаватель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию. Всегда появляется желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

практическое формирование профессиональных компетенций

3)Стремительный рост современной науки. Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение и соответственно очень часто создают образ учителя как «несовременного человека».

практическое формирование профессиональных компетенций

2) повышение квалификации:

– в рамках курсовой подготовки;

– с использованием дистанционных технологий-интернет;

практическое формирование профессиональных компетенций

3) групповая самообразовательная работа:

работа методических объединений, творческих групп;

4) индивидуальная самообразовательная работа (чтение методической литературы, посещение семинаров и конференций, просмотр вебинаров, участие в разнообразных конкурсах, разработка и размещение технологических карт в печатных изданиях и в сети Интернет и т

практическое формирование профессиональных компетенций

Каковы могут быть  результаты самообразования педагога:

  • повышение качества работы;
  • разработанные и/или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;

практическое формирование профессиональных компетенций

  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядного материала;
  • разработка и проведение открытых мероприятий по собственным технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
  • повышение престижа образовательного учреждения.

практическое формирование профессиональных компетенций

самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

практическое формирование профессиональных компетенций

У творчески работающего учителя

возникает потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

практическое формирование профессиональных компетенций

Учитель, владеющий навыками самостоятельной работы,

практическое формирование профессиональных компетенций

“Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование “.

практическое формирование профессиональных компетенций

Педсовет «Компетентность учителя – основа успешного развития компетенций учащихся». 28 декабря 2016 года прошло очередное заседание педагогического совета по теме «Компетентность учителя – основа успешного развития компетенций учащихся». Цель его проведения: создать условия для готовности учителей к повышению  профессиональной компетентности  в современных  условиях. В ходе заседания решались следующие задачи:

  • Раскрыть актуальность проблемы профессиональной компетентности учителя в современных условиях, раскрыть роль профессиональной компетентости учителя в развитии компетенций учащихся;
  • Проанализировать уровень владения педагогами современными образовательными технологиями и активными методами обучения, реализующими компетентностный подход;
  • Проанализировать уровень сформированности профессиональных компетенций педагогов гимназии и уровень сформированности компетенций у учащихся;
  • Содействовать стимулированию и развитию творческого, исследовательского подхода к образовательному процессу, обеспечению роста профессионального мастерства педагогов через обмен позитивным  опытом работы;
  • Выработать модель профессиональной компетентности учителя гимназии;

Форма проведения: традиционный педсовет с элементами деловой игры. В качестве эпиграфа были выбраны слова А. Дистервега «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. »
Педсовет проводился в несколько этапов. Организационный этап
– Вступительное слово заместителя директора по учебно-методической работе «Идея педсовета» (актуальность, цели, задачи, план проведения педсовета)
– Выступление заместителя директора по учебно-методической работе «Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие развития современной школы и формирования ключевых компетенций учащихся». Мониторинговый этап
– Итоги проведения единого методического дня «Современный учитель – компетентный учитель»;
– Видеоотчет «Впечатления об уроках» (мнения учащихся, учителей, проводивших открытые уроки и посещавших уроки»)». Аналитический этап
– Анализ результатов анкетирования педагогов «Способность педагогов к саморазвитию», «Определение уровня сформированности ключевых компетенций, необходимых педагогу в профессиональной деятельности»;
– Результаты анкетирования учащихся 8-11 классов «Уровень сформированности компетенций»
4. Практический этап
– Пути повышения профессиональной компетентности педагогов гимназии (выступление заместителя директора по учебно-методической работе Омельянчук Л. )
– Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразовательную деятельность (из опыта работа педагогов над темами самообразования Королюк Т. , Мазина О. , Самойлович О. )
– Работа в группах: деловая игра по выработке «Модели профессиональной компетентности учителя гимназии»
5. Рефлексивно-оценочный этап
– Выступление группы «Рефлектологи»
– Рефлексия «Интерактивный прием 3-2-1»
– Подведение итогов, выработка и утверждение проекта решения педсовета
На заседании педагогического совета было решено:
– Признать работу педагогов по формированию ключевых компетенций учащихся на уроке и внеурочной деятельности удовлетворительной. – Продолжить работу над проблемой повышения качества образования через организацию деятельности обучающихся в рамках компетентностного подхода. – Утвердить модель профессиональной компетентности учителя ГУО «Гимназия г. Пружаны». – Администрации продолжить практику организации участия педагогов в тематических проблемных семинарах, проводимых  на хозрасчетной основе, с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов. – Администрации гимназии совместно с профсоюзным комитетом совершенствовать систему мотивации и стимулирования педагогов к профессиональному развитию. – Проводить мониторинг затруднений педагогов, на основании его результатов планировать проведение обучающих семинаров, семинаров-практикумов, семинаров тренингов с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов. – При планировании методической работы предусмотреть проведение дней взаимоимопосещений, недель педмастерства и дней открытых дверей УМО с целью стимулирования педагогов к повышению профессионально-педагогического мастерства. – В планы  работы УМО на 2017/2018 учебный год включить вопросы  по изучению методов, форм и приемов эффективного формирования ключевых компетенций учащихся. – Организовать работу мастер-класса учителя физики Королюк Т. по теме «Создание дидактических материалов для интерактивной доски» и учителя английского языка Самойлович О. по теме «Работа с сервисами Веб 2. 0 в педагогической практике».

Педагогические советы, полные разработки успешного педсовета.

Педагогический совет является органом самоуправления государственного учреждения образования, ГУО СШ РБ, в его состав входят все педагогические работники данного учреждения.

Педагогический совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим , иными актами законодательства, уставом учреждения образования.

К компетенции педагогического совета относятся:

  • участие в управлении учреждения образования;
  • определение основных направлений деятельности учреждения образования;
  • совершенствование и развитие образовательного процесса в учреждении образования;
  • проведение работы по профессиональному совершенствованию педагогических работников и развитию их творческого потенциала;
  • внедрение в практику образовательной деятельности достижений современной педагогической науки, эффективных технологий и методик обучения и воспитания;
  • изучение педагогического опыта, распространение эффективной педагогической практики, развитие творческих инициатив педагогических работников;
  • рассмотрение вопросов аттестации учащихся, их перевода, в том числе условно, в следующий класс, оставления на повторный год обучения, допуска к выпускным экзаменам, освобождения от сдачи выпускных экзаменов, организации выпускных экзаменов, завершения обучения на II и III ступени общего среднего образования, награждения золотой или серебряной медалью;
  • рассмотрение вопросов итоговой аттестации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на постоянное или временное проживание либо временно пребывающих на территории Республики Беларусь на законных основаниях, и граждан Республики Беларусь, пребывавших на территории иностранных государств, для решения вопроса о продолжении обучения в государственном учреждении образования;
  • рассмотрение вопросов о переводе в следующий класс по результатам итоговой аттестации досрочно;
  • иные вопросы образовательной деятельности учреждения образования.

Любой из предлагаемых педагогических советов высылается совершенно свободно и бесплатно.

Для этого отправьте на наш электронный адрес    сообщение, в котором укажите ТЕМАТИКУ ПЕДСОВЕТА, регион  который Вы представляете, предмет который Вы преподаете, а также тип школы: сельская или городская. Наша почта.

Для этого отправьте на наш электронный адрес    сообщение, в котором укажите ТЕМАТИКУ ПЕДСОВЕТА, регион  который Вы представляете, предмет который Вы преподаете, а также тип школы: сельская или городская. Наша почта.

Для этого отправьте на наш электронный адрес    сообщение, в котором укажите ТЕМАТИКУ ПЕДСОВЕТА, регион  который Вы представляете, предмет который Вы преподаете, а также тип школы: сельская или городская. Наша почта.

Другие компетенции, сформированные студентом

Среди социальных и универсальных компетенций, наибольшее внимание уделяют развитию социокультурной, исследовательской, предпринимательской и блоку личностных.

Развитие социокультурной компетенции у студентов

Эта компетенция связана с общим культурным уровнем учащегося. Она определяет их способность понимать произведения искусства, культурные основы семейных и общественных явлений. Развить её можно с помощью знакомства с литературой и другими видами искусства: живописью, классической музыкой, театром.

Также очень важно формирование межкультурной компетенции студентов, которая позволяет им понимать не только культуру своего народа и страны, но и других наций и государств.

Исследовательская компетенция студентов

Эта компетенция формируется в ходе самостоятельной научной работы студента: в процессе подготовки рефератов, курсовых и дипломных работ. Также важное значение для развития компетенции имеет участие в научных конференциях, написание тезисов и статей.

Предпринимательские компетенции студентов

Эти компетенции важны для любого современного специалиста: современный выпускник вуза должен уметь проявлять качества организатора, а не быть лишь исполнителем поручений.

Сформировать эти компетенции поможет участие в профсоюзной работе, конкурсах стартапов и т.

Личностные компетенции студентов

Это большой блок универсальных компетенций, который направлен на освоение средств и способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Для формирования этих компетенций нужна комплексная работа над собой, использование передовых методик.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы имеете общее представление о модели компетенций студентов. На их становление влияют как учёба и прохождение практики, так и личный студенческий опыт: участие в общественной жизни, самостоятельная работа, личностное развитие. На помощь учащимся всегда готовы прийти эксперты образовательного сервиса: они позаботятся о том, чтобы учебных проблем в вашей жизни было меньше, а времени на саморазвитие — больше.

Ход педсовета

Ведущий (старший воспитатель)

– Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать Вас в нашем прекрасном зале.

Начать наш педсовет хочу со слов В. Путина «Будущее России, наши успехи зависят от образования. Путь развития к 2020 году определён – это инновации».

Сегодня педсовет посвящен очень актуальной теме: «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагогов при реализации ФГОС дошкольного образования».

Выступление заведующего ДОО «Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования»

Выступление старшего воспитателя «Аналитическая справка по тематической проверке «Эффективность организации инновационной деятельности в ДОУ»

Выступление старшего воспитателя анализ анкетирования педагогов «Инновации в педагогическом процессе».

Выступление педагогов на темы :

– что такое педагогическая технология и чем она отличается от метода и методики?

– какие инновационные педагогические технологии вы знаете?

– какие инновации использовали Вы за последние 5 лет?

Участники рассажены по группам. Каждой группе предлагается вопрос для обсуждения по теме педагогического совета с целью определения стратегии работы педагогического коллектива по развитию инновационных процессов.

Первая группа: “Профессиональная готовность”.

Вопрос: Какие знания, умения, способности необходимы педагогу для работы в режиме инновационной деятельности?

Вторая группа “Условия для успешной инновационной деятельности”.

Вопрос: Какие условия необходимо создавать в ДОУ для стимулирования развития инноваций?

Третья группа “Результаты инновационной деятельности”.

Вопрос: Какие ключевые проблемы жизнедеятельности дошкольного учреждения помогает решить инновационная деятельность?

Выступления от групп. От каждой группы выступает докладчик. Он знакомит членов педагогического совета с результатами обсуждения предложенных вопросов, перечнем мероприятий для преодоления затруднений. Коллектив обсуждает предложения групп.

Вопрос для всех: «Какие проблемы возникают при введении инноваций в нашем детском саду?».

Ведущий: Спасибо, за исчерпывающие ответы. Мы затронули с вами тему профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность включает в себя личностные и профессиональные качества.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Качества».

Каждому из педагогов необходимо написать два качества, которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в вас это качество. Все свернутые бумажки кладутся в коробку. В каждой группе ведущий предлагает каждому из участников взять из коробки, не глядя, стикер на котором написано качество, прочитать его и отдать тому, по его мнению, для кого оно характерно. Так продолжается до тех пор, пока в ней не останется ни одной бумажки. В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.

Вопрос: «Как присвоенные Вам качества могут помочь в вашей профессиональной деятельности?»

Ведущий: Это была попытка самодиагностики и рефлексии ваших качеств. Спасибо всем большое за активное участие. Надеюсь, вы получили информацию о том, какими вас видят ваши коллеги со стороны.

В заключении, я предлагаю вам провести рефлексию, для этого нужно составить синквейн «Профессиональная компетентность».

Ведущий: Большое всем спасибо за активную работу. Хочу закончить наш педсовет словами известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.

Так давайте идти в ногу со временем!

Примерное решение педсовета

Работу в ДОУ по инновационной деятельности признать удовлетворительной.

Продолжать совершенствовать проектную деятельность и осуществлять инновационную направленность в деятельности педагогического коллектива.

Развивать по возможности информационную, методическую, материально-техническую базу детского сада для успешного проведения инновационной деятельности.

• Виноградова Н. , Панкова Е. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с

• Тимофеева Л. Проектный метод в детском саду. – СПб. : ООО Изд-во Детство-пресс, 2011. – 80 с.

Слайд 7. Особенности современных детей.

Дети 21 века в каком-то
смысле воспитаны Интернетом, поэтому мы можем наблюдать у них особенности
поведения и восприятия информации: практически всю информацию дети получают из
интернета, а потому умеют отлично с ней работать. Виртуальное общение они ставят
выше личных контактов. У них изменилось творчество: ребята умеют делать сайты,
снимают видеоролики, могут создать мир в онлайн-игре.

Личные
качества

Все педагоги замечают
нетерпеливость современных детей, им трудно сосредоточиться на том, что
вызывает у них мало интереса, порой они могут и попросту игнорировать задание,
в котором не заинтересованы. При этом для них важным качеством остается
честность, их трудно обмануть. При этом дети современного мира могут выполнять
много задач одновременно: скачивать фильм или музыку, делать домашнее задание,
выполняя поиск необходимой информации в интернете, обедать и общаться с
друзьями в соцсети и с родными в чате.

Слайд 8. Психические
процессы

Внимание: резко
снизилось время концентрации внимания, теперь 45 минут внимания ребенка – это
ушедший сон, сейчас масса детей не может держать внимание на объекте столь
длительное время.

Мышление стало
«клиповым»: информация перерабатывается короткими фрагментами. Толстые тома
художественной литературы современным детям не осилить, а вот клипы, короткие
тексты в интернете – усваиваются легко и быстро.

Повышенная
подвижность: таких ребят называют гиперактивными, у них процессы
возбуждения преобладают над торможением, а потому длительно быть внимательным
они не могут физически.

Дети часто погружены в
себя, что является защитой от проблем современной жизни.

Слайд 9. Успешное обучение, которое обуславливается высокой
результативностью образовательного процесса, невозможно без обеспечения
активного взаимодействия между всеми его участниками.

Изменились роли участников образовательного процесса. Учитель становится
организатором деятельности учащихся, при которой ученик самостоятельно
осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации.

Слайд 10. Как учителю работать с современными детьми? Каковы особенности
современного урока?

Динамичный урок с частой сменой
видов деятельности, для решения задачи необходимо давать ограниченное время в
счете на минуты. Урок должно отличать быстрое получение результатов, их анализ
и адекватная реакция на полученный отклик.

Урок должен быть эмоционально
насыщенным, построенным на традиционных методах с применением доски и мела,
но с обязательным использованием новых технологий в обучении.

Задания с использованием
интерактивных дидактических игр очень разнообразят урок и позволяют ребенку
постоянно находиться в позиции активного участника урока.

Каждый урок необходимо привлекать детей
к совместной образовательной деятельности через использование групповой и
парной работы.

Недостаточно опираться на клиповое
сознание. Необходимо расширять границы,  предлагая детям переходить от коротких
текстов к более длинным, при этом включать в работу технологии критического
мышления и разнообразные виды работы с текстом.

Если вы хотите, чтобы на уроке дети
запомнили больше, давайте им избыточную информацию, которая четко
структурирована, логична и последовательна, стройте вместе с детьми систему
знаний, не опирайтесь на фрагментарность. Иллюстрируйте примерами то, о чем
говорите, предлагайте содержание урока с опорой на уже изученное через
взаимосвязь пройденного и нового материала.

Слайд
11. К каким же методам должен прибегнуть педагог, чтобы повести
учеников за собой?

·        
Информационно- коммуникативные технологии (через использование
интерактивных форм обучения)

·        
Проектные методы обучения (через учебный проект, мини-проекты,
практико-ориентированные задачи)

·        
Система информационной оценки «портфолио» (через организацию
дополнительного предметного образования).

Замечено, что при подготовке к уроку учитель затрачивает теперь почти в
два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом
помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами
Интернета. Кроме того, свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что
позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал может выкладываться на
сайте школы для просмотра родителями, использования при дистанционном и иных
формах обучения детей.

Сегодня почти в каждой семье дома есть компьютер. Но, к
сожалению, для детей и взрослых это больше игрушка, чем помощник в учебе. А
использование компьютера должно быть направлено на развитие способностей
ребенка, активизацию познавательной деятельности.

Поэтому перед учителем ставится основная задача – показать
компьютер как средство, с помощью которого можно просто, быстро и интересно
обучаться, а полученные знания с помощью компьютера будут более глубокими и
актуальными.

В
связи со сложившейся ситуацией в мире, весной 2020 года  школы перешли на дистанционное
обучение. И в момент чрезвычайной ситуации (в ситуации вынужденной
самоизоляции) дистанционное обучение стало одной из основных форм обучения,
помогающей контролировать процесс обучения и не прерывать его.

Слайд 12. Что такое дистанционное обучение?

Дистанционное обучение – это способ организации
процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и
телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии
без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Слайд 13. Главная
особенность дистанционного обучения – возможность получения
образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как изучение
предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и
обмена электронными письмами.

Слайд 14. Основными педагогическими задачами являются:

формирование
у обучающихся познавательной самостоятельности и активности;

создание
эффективного образовательного пространства;

развитие
у детей критического мышления;

развитие
у детей способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Слайд 15. Преимущества
дистанционного обучения:

Возможность
определить индивидуальные  сроки и темп обучения

Инновационный подход
к обучению на расстоянии

Мобильность в
образовательном процессе

Решение
психологических проблем учащихся

Проведение
дополнительных занятий с одаренными детьми

Возможность внести
разнообразие в систему обучения за счет включения нестандартных заданий

Онлайн-платформы
для изучения учебного материала

Создание
комфортных условий для творческого самовыражения учащихся

Слайд 16. Отрицательные стороны дистанционного обучения:

Отсутствие очного
общения между учителем и учащимися

Необходимость
технической оснащенности учителей и учащихся

Отсутствие
постоянного контроля над обучающимися

Отсутствие
качественного соединения связи (загруженность сетей Интернет)

Субъективное
ощущение обучающимися перегруженности информацией

В ситуации, когда возникла острая необходимость в
сжатые сроки перестроиться для работы в новом формате, всем учителям
пришлось в кротчайшие сроки искать новые методы и формы работы.

В помощь педагогам, обучающимся и родителям были предложены
многочисленные онлайн-платформы. Ресурсов для работы «на удалёнке» было
достаточно. Многие учителя использовали образовательные платформы российских
разработчиков «Яндекс. Учебник», «Учи. ру», «Российская электронная школа» и др.

Нужно отдать должное более
молодым коллегам, которые, как могли, старались облегчить старшим товарищам
погружение в мир новых цифровых возможностей. Ученики также помогали учителям
адаптироваться в этот период. Немалым подспорьем в этом стали привычные
учителям социальная сеть «ВКонтакте» и мессенджеры WhatsApp и Viber, которые
иногда становились основными коммуникационными каналами не только с учениками,
но и с родителями.

В этом учебном году новой
реальностью для учителей стал электронный журнал.

Слайд
17. Школьный электронный 
журнал – это комплекс программного обеспечения, созданный для
оптимизации системы учета школьной успеваемости и контроля образовательного
процесса. Это способ организовать совместную работу в содружестве:
учитель – ученик – родитель.

Двойная работа, которую
выполняют учителя (заполнение электронного и бумажного журналов одновременно),
конечно, вызывает разумный негатив.

Но, внедрение электронного
журнала в образовательный процесс школы, на мой взгляд, имеет  одно важное
преимущество – это включение родителей в процесс обучения детей, помощь в
организации быстрой и своевременной связи с родителями.

Слайд
18. Преимущества использования Электронного журнала для родителей


Родители узнают об оценках в день их выставления.


Немедленно информируются о прогулах своих детей.


Контролируют ребенка с помощью электронного дневника, в котором указаны
все оценки, пропуски, домашние задания, замечания.


Своевременно могут принять меры для исправления ситуации с успеваемостью.


Могут напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам через переписку.


Будут знать, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни.


Видят динамику успеваемости ребенка по изменениям среднего балла.

Конечно же, как и все цифровые
технологии, электронный дневник обладает своими достоинствами и недостатками. Причем каждая из сторон, участвующая в образовательном процессе (дети, родители
и учителя) видит проблему “со своего шестка”.

Однако, со 100% уверенностью сегодня можно смело сказать, что
обучение учащихся на расстоянии с помощью современных технологий нас всех
многому научило.

Да,
изменилась жизнь, изменились люди, изменилось само время.

Роль
учителя существенно изменилась. Если раньше он был источником знаний, то теперь
он стал наставником и проводником.

Слайд 19. У учителя появились новые роли:

– учитель-консультант: помогает ребенку найти пути
решения проблемы;

– учитель-модератор: раскрывает потенциальные
творческие возможности ученика и его способностей;

– учитель-тьютор: осуществляет педагогическое
сопровождение ученика;

– учитель-психолог: учитывает в своей работе
возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка.

Слайд 20. Учитель современной школы осуществляет различные функции:

– является источником
знаний для учащихся как во время уроков, так и во внеурочной деятельности;

– обеспечивает охрану жизни
и укрепление здоровья детей;

– выполняет управленческую
функцию, организует образовательную деятельность обучающихся;

– создает педагогические
условия для успешного обучения, развития и воспитания детей;

– осуществляет
педагогическое просвещение родителей, регулирование и согласование
воспитательных воздействий семьи и школы;

– выполняет функцию
классного руководителя.

В современных условиях очень часто ожидания учителя не совпадают с реальностью. Выбрав
будущую профессию учителя, человек полон энтузиазма, желания давать знания
детям, делиться с ними жизненным опытом, видеть заинтересованность в детских
глазах. А в реальности учитель встречается с тем, что все дети разные, не все с
радостью идут на его уроки, некоторые учащиеся не хотят учиться и слушать
учителя, мешают вести урок, отвлекают других.

Да и другие моменты из нашей
школьной жизни огорчают.

Видео
«Учитель. Ожидание. Реальность»

Какова бы ни была реальность, настоящий учитель никогда не забывает
о повышении своего профессионального мастерства.

Слайд 21. Пути развития
профессиональной компетентности

  • Самообразование
    педагогов.
  • Аттестация
    педагогических работников на соответствие занимаемой должности и
    квалификационную категорию.
  • Система
    повышения квалификации.
  • Активное
    участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров,
    конференций, мастер-классов.
  • Владение
    современными образовательными технологиями, методическими приемами,
    педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
  • Овладение
    информационно-коммуникационными технологиями.
  • Участие в
    различных конкурсах, исследовательских работах.
  • Обобщение и
    распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Остановимся на
некоторых пунктах более подробно.

Какие
бы формы и методы в образовательном процессе не избирал педагог, его
эффективность, в конечном итоге, определяется мерой самостоятельной работы, его
самообразованием. Самообразование базируется на высоком уровне развития
сознания, потребности в самосовершенствовании и творческой самореализации.

О роли
самообразования в развитии профессиональной компетентности расскажет молодой
специалист, учитель английского языка.

Мотивируя
учащихся на работу в дистанционном режиме, учитель не должен забывать о том,
что он  является примером в постоянном стремлении к обновлению
знаний, в овладении передовыми технологиями, развитии своего творческого,
гуманитарного мышления.

Важнейшей частью
педагогического мастерства  являются профессиональные знания и умения,
компетентность, продуктивность. Профессионализм всегда
нарабатывается опытом. О
своем опыте работы в рамках дистанционного обучения расскажет учитель высшей
категории, учитель географии.

В
настоящее время очно-заочное обучение вызывает множество вопросов и трудностей. Тяжело всем: и учителям, и детям, и родителям. Но  сложнее всего, как мне
кажется, нашим первоклассникам. За первый месяц обучения в школе некоторые из
них ещё не успели понять, что от них хотят и куда они попали. Потом месяц
каникул. А научить читать и писать детей обязательно нужно.

О
своих впечатлениях освоения новых методических горизонтов расскажет учитель
начальных классов.

Воспитательная
система школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся,
родителей, из воспитания на уроке, вне урока: через систему дополнительного
образования, реализацию программ внеурочной деятельности, преемственности
детский сад – школа, экскурсионной и творческой деятельности.

Основная
идея, которой руководствуется педагогический коллектив УВК – идея творчества. Педагоги школы уделяют большое внимание воспитанию учащихся, совершенствованию
и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми.

Об инновационных
технологиях в воспитательной работе расскажет заместитель директора по
воспитательной работе.

В настоящее время
мы вынуждены работать в необычном для нас режиме, в условиях очно-заочного
обучения. Кроме того, мы сейчас находимся в состоянии «информационного
заражения», когда люди склонны разжигать тревогу друг в друге. Информация,
поступающая от одних людей к другим, влияет на их психическое состояние, причём
в негативную сторону – усиливает состояние тревоги. Насколько напряжённым будет
этот период и какие повлечет за собой последствия, зависит от нашего
восприятия.

Возникает простой
вопрос: «Можем ли мы изменить ситуацию?». Конечно же, нет. Поэтому мы должны
изменить своё отношение к ней и измениться сами.

Прислушаемся к
советам и рекомендациям школьного психолога.

Да,   время не
стоит на месте. С развитием новых технологий развивается мир. Прогресс приходит
во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование.

Но
пока еще все только начинается, на пути возникает множество вопросов и проблем
в использовании
дистанционных образовательных технологий, которые всем нам предстоит решать.

Подводя итог всему
сказанному, хочется отметить, что дистанционное образование необходимо как
дополнение к очному школьному образованию. При этом оно не исключает друг
друга, а тесно взаимодействует.

Школа должна стать
местом обмена интересной информацией, местом живого общения. Дистанционное же
обучение должно способствовать развитию ребенка и желанию приобретать знания. И
именно
педагог является основной фигурой при реализации на практике основных
нововведений.

Слайд 22. Профессия педагога заслуживает
наибольшего уважения.

Учитель

Учитель – три
слога.

Не так уж и много,

А сколько умений
вмещает оно!

Уменье мечтать!
Уменье дерзать!

Уменье себя работе
отдавать!

Уменье учить!
Уменье творить!

Уменье детей
беззаветно любить!

Но как это много!

И это призванье
вам Богом дано!

Слайд 23. Решение  педсовета:

Считать
повышение профессиональной компетентности педагогов приоритетной задачей
педагогического коллектива и необходимым условием развития УВК.

Принять к сведению
опыт коллег в работе на цифровых образовательных платформах и отметить их продуктивную инновационную деятельность.

Повышать
профессиональную компетентность педагогов через курсы повышения квалификации, в
том числе в дистанционном режиме, участие в конкурсах педагогического
мастерства, обобщение и распространение опыта работы, активное участие в
методической работе УВК, самообразование.

Создать
условия для эффективного взаимодействия педагогов, учащихся с учетом
профессионального мастерства педагогов, индивидуальных возможностей и
потребностей учащихся, с целью формирования предметных компетенций.

Организовать систему мероприятий, необходимых для
развития профессиональных компетенций педагогов,  педагогического
творчества.

Руководителям
ШМО на заседаниях методических объединений обсудить вопросы совершенствования
профессионального мастерства педагога.

Хочется пожелать
всем присутствующим крепкого здоровья, стабильности, благополучия. Пусть будут
здоровы ваши близкие и родные люди! Счастья вам, позитива, добра и успеха!

Слайд 25. И помните, что на
земле есть 3 незаменимых лекарства:

– природа, которая
помогает жить;

– любовь, которая
помогает выжить;

– чувство юмора,
которое помогает пережить все трудности!

Слайд 26. Спасибо за
работу!

«Формирование профессиональных компетенций на занятиях производственной практики»

В конце концов от всех приобретенных знаний

в памяти у нас остается только то,

что мы применили на практике

Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, становится практическая реализация компетентностного подхода. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентностей студентов, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности. В связи с этим требуется обновление содержания, форм, методов и средств обучения с позиции компетентностного подхода.

Под компетенцией в ФГОС понимается способность  применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для    успешной    деятельности    в   определенной области.

Под профессиональными  компетенциями понимается способность  действовать  на  основе  имеющихся   умений,    знаний     и     практического    опыта в определенной   профессиональной  деятельности.

В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно  не только то, что  студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить  на практике.

Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества  в  конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.

В процессе работы со студентами, своей непосредственной задачей ставлю формирование всех предусмотренных Федеральным государственным стандартом профессиональных компетенций, а также общих компетенций.

Формирование общих и профессиональных компетенций необходимо осуществлять на протяжении всего процесса обучения:

в период введения в профессию;

в период овладения профессией;

в период производственной практики на предприятиях.

Производственная практика призвана обеспечить тесную связь между теоретической и практической подготовкой  студентов, дать им первоначальный опыт практической  деятельности, создать условия для формирования профессиональных компетенций.

Производственная практика выполняет в системе среднего профессионального образования несколько ролевых функций:

  • Способ формирования профессиональной подготовки,
  • Фактор повышения эффективности освоения студентами образовательных программ профессиональной подготовки, достижение ими оптимального уровня компетентности и конкурентоспособности на рынке труда,
  • Инструмент управления процессом личностно-профессионального самоопределения, становления и развития студентов,
  • Средство социально-профессиональной адаптации будущих специалистов.

Одной их форм организации компетентностного подхода в условиях СПО является производственная практика.

Целью производственной практики является приобретение, углубление первоначального практического опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.

Практическое обучение студентов нашего колледжа по новому Федеральному государственному стандарту состоит из учебной и производственной практик.

Первоначальным звеном в непрерывной системе практической подготовки студентов колледжа является учебная практика, которая  направлена на:

  • Приобретение первоначального практического опыта,
  • Формирование у студентов практических профессиональных умений,
  • Освоение общих и профессиональных компетенций по специальности.

Производственная практика направлена на:

Углубление студентом первоначального профессионального опыта,

  • Проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности,
  • Подготовку к выполнению выпускной квалификационной работе

В колледже уделяется большое внимание организации и проведению занятий производственной практики. В колледже разработано «Положение о производственной практике студентов», разработаны  рабочие программы производственных практик по профессии  « Машинист крана металлургического производства» Все программы согласованы с работодателями, которые привлекаются к разработке учебно-программной документации. Работодатели принимают участие в аттестации практической подготовки после прохождения студентами всех видов производственных практик, являются членами государственной аттестационной комиссии на выпуске.

Студенты  проходят практику по направлению колледжа на основе договоров с организациями. Издается приказ о выходе на практику, проходится медкомиссия, прослушивается инструктаж по охране труда  и распределяются студенты на рабочие места с закреплением наставников. В процессе прохождения производственной практики студенты находятся на рабочих местах в качестве стажера, тем самым закрепляя те или иные профессиональные компетенции на предприятиях.

Каждый студент в течение производственной практики ведёт дневник производственного обучения, где ежедневно прописывает все виды деятельности. Руководитель практики характеризует профессиональную деятельность студента и качество выполнения работ. По окончании практики  студенты  выполняют отчет по производственной практике.

Совместная работа коллектива  колледжа и предприятий обеспечивает наиболее полную защиту социальных прав студентов и быструю адаптацию выпускников к новым социально-экономическим условиям жизни, способствует расширению образовательного пространства учебного заведения, решает вопросы кадрового обеспечения.

По моему мнению, сформировать профессиональные компетенции у студентов в полном объеме без организации производственной практики просто невозможно.

Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях.

Профессиональные компетенции, формируемые на производственной практике, можно представить в виде достаточно простой формулы:

При этом основным является опыт студентов – опыт, полученный на учебной практике в учебных мастерских, и новый опыт, приобретённый  на предприятиях, в ходе производственной практики.

Профессиональные компетенции по профессии тесно связаны с видами профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, и формируются  в рамках каждого профессионального модуля.

Рассмотрим пример формирования профессиональных компетенций по профессии «Машинист крана металлургического производства» на примере модуля ПМ. Управление грузоподъемными кранами на металлургическом производстве

КодНаименование результата обученияОсновные показатели оценки результатаФормы и методы контроля и оценки ПК 1. Осуществлять операции по обслуживанию производственного процесса в доменных, сталеплавильных, ферросплавных, прокатных и трубных цехах, специализированных цехах по производству изложниц. – умение управлять краном на различных участках в цехах ОАО  ММК- умение определять приблизительный вес поднимаемого груза- умение заполнять журнал приема сдачи смен-  осматривать кран перед началом смена и определять исправность составных частей крана – уметь управлять электромагнитным  и грейферным краном – уметь перемещать длинномерный, негабаритный и предельный груз- уметь перемещать груз двумя кранами-уметь кантовать груз -экспертная оценка выполнения практического заданияПК 1. Осуществлять погрузочно-разгрузочные работы в соответствии со схемами строповкиумение поднимать и перемещать груз, погашая раскачивание груза- умение складировать груз-  уметь производит погрузку выгрузку автомобильного и железнодорожного транспорта-экспертная оценка выполнения практического заданияПК 1. Выполнять требования нормативных актов по охране труда и промышленной безопасности- определять исправность составных частей крана –  определять зону безопасности при  транспортировке груза и кантовании груза-  уметь оказывать первую помощь при поражении электрическим током, обмороках, отравлениях, ранениях, ушибах, ожогах. – уметь останавливать кровотечение-экспертная оценка выполнения практического задания

Ремонтно-профилактическое обслуживание механизмов кранов металлургического производства

КодНаименование результата обученияОсновные показатели оценки результатаФормы и методы контроля и оценки ПК 2. Контролировать состояние тормозных и предохранительных устройств, правильность крепления тросов грузозахватных приспособлений- выполнение контроля состояния тормозных и предохранительных устройств, правильности крепления тросов грузозахватных приспособлений в соответствии с правилами Ростехнадзора, паспортными данными и другой нормативно-технической документацией   -экспертная оценка выполнения практического заданияПК 2. Выполнять профилактические  осмотры механического и электрического оборудования крана  – выполнение профилактических осмотров механического и электрического оборудования крана в соответствии с нормативно-технической документацией   -экспертная оценка выполнения практического заданияПК 2. Осуществлять браковку канатов в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации крана- выполнение браковки канатов в соответствии с  правилами Ростехнадзора, паспортными данными и другой нормативно-технической документацией     -экспертная оценка выполнения практического задания

Формой итоговой аттестации по каждому профессиональному модулю является экзамен (квалификационный). Итогом этого экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».

Практическое обучение и, в частности, производственная практика служит одним из основных средств формирования профессиональных компетенций у студентов СПО. Без неё невозможно знакомство с реальным производством, закрепление теоретических знаний, приобретение навыков рабочей профессии.

Расширение роли производственной практики как этапа индивидуальной целевой подготовки студента СПО в интересах реального производства можно рассматривать как источник профессиональных компетенций и, одновременно, как стимул для их формирования.

Список использованной литературы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *