Наименование организации:ООО «АВИР»
студента (ки):Иванов Иван Иванович
Срок прохождения практики
с «13» апреля 2015 г. по «19» апреля 2015 г.
За время прохождения практики Фамилия Имя показал(а) интерес к данному конкретному виду практики, месту её прохождения, продемонстрировал(а): умение организовывать собственную деятельность и самостоятельность при выборе типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценке их эффективности и качества; умение брать на себя ответственность за результат выполнения заданий; умение принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. В ходе прохождения практики осуществлял(а) поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; показал(а) умение владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий; умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; умение ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Студент(ка) соблюдал(а) правила техники безопасности, нес(ла) ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.
В процессе практики студент(ка) понимал(а) сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлял(а) к ней устойчивый интерес.
Характеристика дана для предъявления в Бизнес-колледж.
Целевые программы, финансируемые из бюджетов
Процесс контроля за своевременным совершением
операций со средствами бюджетов бюджетной системы РФ,
Процесс проверки платежных документов получателя
Методика расчета основных показателей деятельности
Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет
ведения план финансово-хозяйственной деятельности
В результате прохождения Учебной практики студент должен приобрести следующие практические навыки, умения и компетенции:
Общекультурные компетенции (ОК):
– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
– способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
– способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
– обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
– имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
– стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
– способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
Работать над формированием профессиональных компетенций (ПК):
в нормотворческой деятельности:
– способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
– способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
– способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
– способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
– способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
– способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
– владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
– готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
– способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
– способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
– способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
– способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
– способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
– готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
– способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
– способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
– способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
– способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
– способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19);
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе прохождения учебной практики должен:
– научные основы учебных дисциплин в образовательных учреждениях;
– основные способы обработки информации;
– основы современных технологий сбора, обработки и представления информации;
– ценностные основы профессиональной деятельности;
– методологию научных исследований и проблем юриспруденции;
– теории и технологии обучения и воспитания студента;
– содержание преподаваемых дисциплин;
– способы профессионального самопознания и саморазвития.
– системно анализировать и выбирать образовательные компетенции;
– использовать диагностические методы для решения различных профессиональных задач;
– проектировать профессиональный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям развития личности;
– использовать в профессиональной деятельности разнообразные ресурсы, включая потенциал учебных дисциплин;
– использовать теоретические знания для генерации новых идей в области юриспруденции
– способами ориентации в профессиональных источниках информации (СПС, журналы, сайты, юридические порталы и т
– различными средствами коммуникации в профессиональной деятельности;
– способами проектной и инновационной деятельности;
– способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды;
– технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных, экономических и профессиональных знаний;
– навыками самооценки и самоконтроля;
– различными способами вербальной и невербальной коммуникации;
– основными методами обработки информации;
– навыками работы с программными средствами.
Библиографическое описание
В данной статье рассматриваются профессиональные компетенции, которые нам диктует ФГОС ВПО, затрагиваются вопросы сформированности данных компетенций у выпускников вуза. Ищется взаимосвязь между качеством и количеством производственной практики и сформированностью профессиональных компетенций у выпускника ВУЗа.
Ключевые слова: информационные технологии, образование, производственная практика, профессиональная компетентность, ВУЗ, студент, компетенции, выпускник, ФГОС, ВПО.
Одной из проблем современного образования является подготовка выпускников с низким уровнем сформированности профессиональных компетенций. Выпускник, получивший диплом ВУЗа сталкивается с проблемой трудоустройства на ранке труда.
Развитие информационных технологий, а также промышленности, внедрение современных методов управления и организации производства, систем автоматизации требует от выпускника (молодого специалиста) высокого уровня готовности к профессиональной деятельности.
В связи с этим Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предъявляет ряд требований к уровню подготовки выпускника: «способностью использовать основные естественнонаучные законы, применять математический аппарат в профессиональной деятельности, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-1); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения информатики и вычислительной техники, перерабатывать большие объемы информации проводить целенаправленный поиск в различных источниках информации по профилю деятельности, в том числе в глобальных компьютерных системах (ПК-2); способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-3); способностью формировать комплекс мер по информационной безопасности с учетом его правовой обоснованности, административно-управленческой и технической реализуемости и экономической целесообразности (ПК-4) и др».
Данные компетенции выпускника ВУЗа являются основополагающими при устройстве на работу. Весте с тем наблюдается серьезный разрыв между теоретической подготовкой молодых специалистов и требованиями работодателя к уровню их готовности решать реальные профессиональные задачи. Поэтому особую значимость приобретает ориентация высшего профессионального образования на взаимодействие с работодателями по рациональной организации производственной практики студентов ВУЗа для формирования их профессиональной компетентности.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется следующим противоречием:
Между количеством часов, выделенных на производственную практику и требованиями ФГОС к выпускнику.
Между острой потребностью современного производства в кадрах с высокой профессиональной компетентностью и недостаточным уровнем их готовности решать типовые и нестандартные практические профессиональные задачи.
Указанное противоречие позволило сформулировать проблему: «Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа».
Объект исследования: формирование профессиональной компетентности студентов ВУЗа.
Предмет исследования: производственная практика студентов ВУЗа.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние педагогических условий на формирование профессиональной компетентности студентов ВУЗа в процессе производственной практики.
Гипотеза исследования: производственная практика станет фактором формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа в том случае, если:
Высшие учебные заведения будут напрямую сотрудничать с рынком труда.
Работодатель предоставляет возможность студенту ВУЗа неоднократно пройти производственную практику на конкретном рабочем месте, закрепив за ним наставника-профессионала.
После прохождения производственной практики у студента ВУЗа накоплен достаточный фонд знаний и сформированы необходимые компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО).
Компетенции в дальнейшем будут применяться самостоятельно выпускником ВУЗа на конкретном рабочем месте.
Цель, предмет и гипотеза определили задачи исследования:
Обосновать понятие производственной практики, как фактора формирования профессиональной компетентности студентов ВУЗа.
Выявить и обосновать профессиональные компетентности студентов ВУЗа.
Разработать и апробировать методики формирования профессиональных компетенций студентов ВУЗа.
Проанализировать результаты использования разработанных методик и оценить сформированность компетенций выпускника ВУЗа.
Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись методы теоретического анализа, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, моделирование и статистическая обработка полученных результатов.
Опытно-поисковая база исследования. Исследование проходило в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете.
В исследовании участвовало 100 выпускников ВУЗа. Были опрошены выпускники 2015 года специальности 050100 «Педагогическое образование».
Усвоенность профессиональных компетенций до и после изменения производственной практики
ПК
Процент усвоенности компетенции у выпускника в настоящее время
Планируемый результат освоения компетенции при увеличении производственной практики
ПК — 1
72 %
100 %
ПК — 2
90 %
100 %
ПК — 3
45 %
100 %
ПК — 4
60 %
100 %
ПК — 5
63 %
100 %
ПК — 6
55 %
100 %
ПК — 7
80 %
100 %
ПК — 8
78 %
100 %
ПК — 9
40 %
100 %
ПК — 10
41 %
100 %
ПК — 11
49 %
100 %
Результаты исследования показали, что выходя из стен высшего учебного заведения, выпускник нуждается в улучшении качества и увеличении количества производственной практики во время образовательного процесса.
Рис. Влияние практики на компетентность выпускника
- Арзуманова Н. В., Зенкина C. B. Роль инфокоммуникационных технологий в формировании качеств современного специалиста // Труды V-й Международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сборник 5. Часть 2. Ростов-на-Дону: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2007. С. 8–12.
- Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности/ Рос. гос. проф.-пед.ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н. А. Демидова. Екатеринбург, 2002. 126с.
Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, профессиональная компетентность студентов ВУЗа, выпускник ВУЗа, компетенция, выпускник, компетенция выпускника ВУЗа, производственная практика студентов ВУЗа, профессиональная компетентность, рабочее место, студент ВУЗа.
Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО 3+) нового поколения по специальности 38. 01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» предусматривает формирование принципиально новых профессиональных и общих компетенций у специалистов среднего звена, на базе освоения, закрепленных за каждым профессиональным модулем и дисциплиной, знаний и умений.
Формирование общих и профессиональных компетенций у специалистов в области экономики и бухгалтерского учета (по отраслям), на основе приобретенных умений и знаний, говорит, прежде всего, об эффективности профессиональной подготовки. Профессиональные компетенции формируются при изучении профессиональных модулей, а общие компетенции – при изучении дисциплин и профессиональных модулей.
Федеральный стандарт специальности 38. 01«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» предусматривает изучение пяти профессиональных модулей базовой подготовки и шести профессиональных модулей углубленной подготовки обучения.
Каждый модуль направлен на приобретение своих профессиональных компетенций. Формирование профессиональных компетенций происходит на нескольких этапах:
на первом этапе – в ходе изучения теоретического и практического материала,
на втором этапе – при прохождении учебной практики, согласно изученному материалу,
и на третьем этапе – происходит закрепление полученных профессиональных компетенций – их применение в ходе прохождения производственной практики.
Практика является обязательным разделом программы подготовки специалистов среднего звена СПО.
Практическая подготовка обучающихся является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия в осуществлении деятельности в соответствии с основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального образования, разработанными на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям СПО.
Целью практической подготовки обучающихся является обеспечение у них готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Достижение этой цели осуществляется путем формирования у них общих и профессиональных компетенций, углубления и расширения знаний и умений, а также приобретения практического опыта по специальности.
Программой подготовки специалистов среднего звена по специальности 38. 01 в нашем колледже предусмотрены следующие виды практики:
учебная практика, которая направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта;
производственная практика по профилю специальности, которая направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ППССЗ СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС по специальности;
преддипломная практика, которая направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.
Все виды практики выполняют образовательную, развивающую и воспитательную функции и направлены на формирование специалистов, которые будут способны к инновационной деятельности, самостоятельной работе, быстрой адаптации к условиям профессиональной деятельности.
Содержание рабочих программ профессиональных модулей, включающих в себя разделы учебной практики и производственной практики, определяется федеральными требованиями к результатам подготовки по каждому из профессиональных модулей ППССЗ СПО, составленными в соответствии с ФГОС, а также требованиями работодателей.
Важным звеном в профессиональной подготовке по профессиям СПО экономического профиля является учебная практика, которая направлена на формирование у обучающихся практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта по основным видам деятельности для последующего полного освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии, а также на освоение рабочей профессии по специальности с получением квалификации по рабочей профессии.
В ходе практики у обучающихся закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к профессии. Студенты получают:
1)возможность реализовать свои профессиональные знания и умения;
2) активно включиться в целостный процесс, а также, учатся умению владеть собой, устанавливать правильные взаимоотношения со всеми участниками процесса, так как на сегодняшний день главной задачей образования становится подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов ее решения выбрать рациональный способ, обосновать свое решение.
Специфика формирования профессиональных компетенций у обучающихся заключается в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а когда обучающейся сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач.
Реализовать эти задачи помогает внедрение на учебной практике элементов технологии критического мышления. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая практический характер, сама становится предметом усвоения.
При отборе содержания практических работ по учебной практике преподаватели колледжа руководствуются перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста.
В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности в нашем колледже широко используются анализ и решение ситуационных задач.
Большое место в нашей педагогической практике занимают задачи аналитического характера. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого принимать решения – неотъемлемое качество будущего специалиста. Поэтому методы анализа ситуаций и решения ситуационных задач позволяют формировать данные компетенции.
Как правило, задачи могут быть сложные, так называемые комплексные. Поэтому необходимо научить обучающихся решать сначала простые задачи и, постепенно усложнять их. Среди сложных задач можно выделить:
– сквозные задачи, проходящие через весь курс.
– комплексные – охватывающие одновременно несколько учебных дисциплин;
-целевые комплексные задачи, проходящие через несколько дисциплин, но направленные на достижение конкретной цели.
Выполнение обучающимися индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной практики – один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения. Сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формирует у обучающегося первоначальный самостоятельный профессиональный опыт.
Учебная практика организуется в стенах колледжа под руководством преподавателей учебных дисциплин и междисциплинарных курсов профессионального цикла. Практика для получения первичных профессиональных умений и навыков по специальности 38. 01 проходит в образовательном учреждении в специализированных кабинетах оснащенных современным оборудованием, необходимым раздаточным материалом, содержащим задания для выполнения практических работ.
В начале практики студенты знакомятся с перечнем умений, которыми они должны овладеть. Также обучающиеся знакомятся с критериями при оценке учебной практики.
Итоговой формой контроля по каждому виду и этапу учебной практики является дифференцированный зачет, который проставляется каждому обучающему по учебной практике в аттестационном листе.
Модернизация образования, затронула все сферы образовательного процесса, и также коснулась и средств обучения. Изменение целей образования требует пересмотра всего учебно-методического комплекса. Поэтому в нашем колледже преподавателями отделения 38. 01 был разработан комплекс ситуационных задач по учебным практикам профессиональных модулей в виде рабочей тетради.
Рабочая тетрадь, как специфическое средство развития познавательной активности студентов, позволяет индивидуализировать процесс познания знаний.
За время учебной практики студент выполняет задания, предусмотренные программами практик, которые формируются с учетом видов работ, указанных в рабочих программах профессиональных модулей.
Опыт использования рабочей тетради на учебной практике, на наш взгляд, является наиболее эффективным инструментом обучения; позволяет организовать самостоятельную работу студентов, способствует формированию комплекса практических навыков, знаний и умений.
Их достоинства неоспоримы: системный подбор постепенно усложняющихся заданий; экономия времени обучающегося за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия, т. на печатной основе, и, как следствие, возможность решения большего числа задач.
Внедрение такого пособия в практику учебного процесса позволяет решать многие задачи, такие как:
более прочное усвоение теоретического материала, приобретение практических умений и навыков решений не только типовых, но и развивающих, творческих задач;
овладеть алгоритмами решения основополагающих задач профессионального цикла;
контроль за ходом обучения студентов конкретной учебной дисциплине, модуля и формирование у них умений и навыков самоконтроля.
В заключении хотелось бы отметить, что за время проведения учебной практики у студентов был отмечен значительный прогресс, как в формировании позитивного отношения к процессу обучения в целом и осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, так и значительный рост в развитии их практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности.
Роль учебной практики по профессиональным модулям в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов в рамках ФГОС
В педагогической науке и практике профессионального образования России сложились различные пути и средства решения проблемы подготовки конкурентоспособного специалиста: модернизация содержания и форм профессиональной подготовки, внедрение инновационных технологий обучения, осуществление интеграции различных уровней образования.
Компетентностный подход в профессиональном образовании рассматривается как адаптация содержания образования к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизиции, интеллектуализиции и социализации будущих специалистов. «Компетентность» — это обладание специалистом определенными знаниями и умениями, навыками, то есть обладание определенной компетенцией или системой компетенций в определенной области, а также совокупность его личностных качеств и его личностное отношение к предмету деятельности.
Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях. Компетентностный подход предполагает формирование профессиональных компетенций (практический опыт, знание, умение) и овладение способами действий в различных ситуациях жизни и деятельности, что составляет социальную компетентность. В связи с переходом на ФГОС СПО, которые предусматривают реализацию компетентностного подхода, меняются основные направления всех видов практик и, соответственно, цели работы руководителей практики:
На учебной практике — это формирование готовности к усвоению студентами общих и профессиональных компетенций, приобретение первоначального опыта;
На практике по профилю специальности — развитие общих и профессиональных компетенций при изучении профессиональных модулей;
На преддипломной — дальнейшее развитие общих и профессиональных компетенций, проверка готовности студентов к самостоятельной трудовой деятельности.
В филиале нашего техникума практическому обучению уделяется большое внимание, т. подавляющая часть выпускников (около 80 %) после окончания его идут работать в различные учреждения и учебные организации. В Кунашакском филиале разработано «Положение об учебной и производственной практике студентов, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования», «Положение о проведении практических и лабораторных работ», методические рекомендации при прохождении различных видов практик, методические рекомендации по оформлению преддипломной практики. Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального образования, разработанными на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) по специальностям подготовки.
Целью практической подготовки студентов является обеспечение у них готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Достижение этой цели осуществляется путем формирования у студентов общих и профессиональных компетенций, углубления и расширения знаний и умений, а также приобретения практического опыта по специальности, и конечной цели — быть востребованным на рынке и конкурентоспособным. Содержание рабочих программ профессиональных модулей, включающих в себя разделы учебной практики и производственной практики, определяется федеральными требованиями к результатам подготовки по каждому из профессиональных модулей ОПОП СПО, составленными в соответствии с ФГОС, а также требованиями работодателей. Важным звеном в профессиональной подготовке специалистов является учебная практика. Практическое обучение студентов является составной частью образовательного процесса в техникуме. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности. Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности. Учебная практика студентов призвана обеспечить качественную подготовку будущего мастера профессионального обучения к самостоятельному и творческому выполнению основных профессиональных функций в реальном производственном процессе, либо в преподавательской деятельности. В ходе практики у студентов закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к специальности. Студенты получают возможность реализовать свои профессиональные знания и умения, применять неординарные решения, творчески подходить к различным ситуациям. А также, учатся устанавливать правильные взаимоотношения со всеми участниками процесса. Так как на сегодняшний день главной задачей образования становится подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновать своё решение. Специфика формирования ключевых компетенций у студентов заключается в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а когда студент сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач. Реализовать эти задачи мне помогает внедрение на уроке практического обучения элементов технологии критического мышления. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая практический характер, сама становится предметом усвоения. При отборе содержания практических работ по учебной практике необходимо руководствоваться перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту. Анализ Государственных требований и содержания учебной дисциплины позволяет выявить умения, овладение которыми возможно в ходе изучения учебного материала. На формирование профессиональных умений должны быть направлены и практические задания, которые выполняются как на практических занятиях, так и в качестве самостоятельных внеаудиторных работ. Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения — аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности мною широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры.
Большое место в моей работе занимают задачи аналитического характера. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого принимать решения — неотъемлемое качество будущего специалиста. Поэтому методы анализ производственных ситуаций и решение ситуационных производственных позволяют формировать данные компетенции. Как правило, задачи могут быть сложные, так называемые комплексные. Поэтому необходимо научить студентов решать сначала простые задачи и, постепенно усложнять их.
сквозные задачи, проходящие через весь курс.
комплексные, охватывающие одновременно несколько учебных дисциплин (их решают в ходе специального практикума или учебной практики).
целевые комплексные задачи, проходящие через несколько дисциплин, но направленные на достижение конкретной цели.
Среди активных методов обучению профессиональным умениям использую деловые игры. Деловые игры позволяют студентам продемонстрировать не только профессиональные знания и умения, но и свою эрудированность, коммуникативность, инициативность, т. черты необходимые организаторам производства. При организации деловой игры следует соблюдать определенные правила, условия для достижения эффективности. Имитирование профессиональной деятельности с помощью тренажеров — еще один метод, позволяющий формировать умения, доведенные до автоматизма. Тренажер — очень современный способ обучения, позволяющий менять режимы работы программы. Этот метод незаменим в процессе подготовки специалиста. Выполнение студентами индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной практики — один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения. Сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формирует у студента первоначальный самостоятельный профессиональный опыт. Все это позволяет сделать вывод о необходимости усиления практического обучения и поиска соответствующих форм организации учебного процесса, направленных на формирование комплексных (сложных) умений техника. Такими формами могут стать междисциплинарные практические занятия, которые проводятся в связи с изучением специальных дисциплин. На таких занятиях могут решаться различные типовые профессиональные задачи, для решения которых необходимы знания нескольких дисциплин. При разработке заданий для междисциплинарных практикумов следует исходить прежде всего из содержания профессиональной деятельности будущего специалиста, из анализа его трудовых функций. В настоящее время в ряде техникумов нашей страны ведется экспериментальное внедрение междисциплинарных занятий в учебный процесс.
Таким образом, сочетание процесса теоретического обучения с практикой и потребности в специалистах на рынке труда позволяют выпускникам техникума успешно трудоустраиваться по полученной специальности.
- Шуберт Ю. Ф., Андреещева Н. Н. Формирование у студентов профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. — М., 2009. — № 12.
- Якупова А. Р., Чернявская В. И. Компетентностная модель специалиста технического профиля // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». — М., 2009. — № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная практика, профессиональная деятельность, умение, студент, будущий специалист, задача, знание, компетенция, практическое обучение, профессиональное образование.
Известно, что перечень общих и профессиональных компетенций для конкретной профессии или специальности отражен в новом ФГОС СПО.
Для освоения этих компетенций в структуру образовательной программы включены модули обучения, направленные на формирование готовности к выполнению набора конкретных трудовых функций и универсальных учебных действий.
Необходимо подчеркнуть, что каждый модуль предусматривает формирование как профессиональных, так и общих компетенций, включающих в себя определенный уровень готовности к принятию решений, использованию интерпретации информации и т.
Освоение совокупности общих и профессиональных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций и социализации студентов становится целью образовательной программы. Таким образом, в структуре образовательного стандарта профессиональные модули, включающие обязательный объем знаний, умений и практического опыта, необходимого для выполнения различных видов профессиональной деятельности, заменяют традиционные специальные дисциплины.
Реализация модульных образовательных программ, основанных на компетенциях, требует принципиально иного подхода к организации учебного процесса, основной особенностью которого становится практикоориентированное обучение и самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа студентов в модульных программах
Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы, которая, придавая личностный смысл получаемому образованию, учитывая уровень подготовленности к самостоятельной работе, стимулировала бы творческие силы и способности студентов, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Конкурентоспособный выпускник должен быть самостоятельным, мобильным, иметь творческое мышление, выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т.
Профессиональная карьера – это профессиональное становление и развитие личности, основными показателями которой является:
способность работать в коллективе.
Под самостоятельной работой следует понимать любую организованную мастером производственного обучения активную деятельность студентов, направленную на выполнение поставленных целей в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.
Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой , с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определенных целей. С другой стороны – форму проявления соответствующей познавательной деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентами задания по учебной практике, которое, в конечном счете, приводит его либо к получению совершенно нового , ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:
– в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной цели и задаче;
– формирует у студентов необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенных познавательных задач на каждом этапе его движения от незнания к знанию;
– вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных и профессиональных задач.
Самостоятельная работа всегда вызывает затруднения у обучающихся, особенно на первом курсе, когда необходимо научить студентов правильно ставить учебные цели. Студентам необходимо научиться запоминать главное, поэтому их необходимо научить приемам запоминания, повторения, приемам смыслового конструирования, развивать мышление и функции понимания, осмысливания нового на базе старого. Например: они знают теоретические основы кладки кирпича, а практическому выполнению этих работ их нужно научить.
В виду того, что самостоятельная работа является важнейшей формой учебного процесса, мастеру п/о следует акцентировать ее преимущества по формированию параметров квалификационной характеристики.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов на современном этапе развития педагогики выступает как важное средство повышения профессионально-познавательной и творческой активности будущих специалистов. Именно в ней проявляется мотивация студентов , их направленность, самостоятельность, самовоспитание и другие значимые характеристики. В се эти характеристики соответствуют требованиям , которые выдвигают работодатели: умение работать с информацией, умение самостоятельно добывать знания и систематизировать их; профессиональная компетентность; высокая ответственность и организаторские способности.
Учебная практика играет решающую роль в формировании общих и профессиональных компетенций студентов, которая заключается в его специфических особенностях в части целеполагания, содержания, логики, дидактических принципов, организационных форм, методов и средств обучения. Приоритетным для учебной практики является формирование профессиональных умений студентов перед формированием профессиональных знаний; ведущим методом учебной практики остается упражнение; основным средством учебной практики является производительный труд студентов осуществляется неразрывная связь теории и практики; происходит сочетание обучения в специально-организованных условиях и в условиях реального производства
Благодаря этим особенностям происходит последовательная реализация целей учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций студентов:
- профессионализм (отработка правильности и точности трудовых действий, достижение определенной скорости их выполнения, развитие умений и навыков);
- профессиональной самостоятельности;
- профессиональной мобильности.
Одновременно с учебной практикой становлению общих и профессиональных компетенций по профессии способствует производственная практика.
По учебному плану производственная практика по профессии «Мастер общестроительных работ» организуется и проводится на 2 и 3 курсах.
Нашими социальными партнерами являются ЗАО «Флагман», МУП «Водоканал», ООО «Каспий-строй», ПТП «Поршень», где студенты выполняют различные виды работ в составе производственных бригад – выполняют каменную кладку различной сложности при возведении зданий, выполняют различные ремонтные работы, выполняют монтажные работы при возведении всех типов зданий и сооружений из сборных железобетонных и металлоконструкций , выполняют сварку и монтаж труб и трубопроводов т. В своей работе- мастер п/о для более качественного освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по профессии «Мастер общестроительных работ» я ориентирую своих студентов на выполнение портфолио, т. считаю, что это одна из самых результативных и востребованных форм систематизации достижений общественной и образовательной деятельности студентов.
В результате составления портфолио происходит:
– отслеживание персональных достижений студентов в соответствии с поэтапными требованиями реализации учебных планов и программ в соответствии с ФГОС по профессии «Мастер общестроительных работ» (каменщик, электросварщик)
– оценивание сформированности ОК
– оценивание сформированности ПК по ПМ. 03 и ПМ
-формирование и совершенствование мотивации у студентов училища к образовательным и профессиональным достижениям.
Работу по выполнению студентами портфолио мы начали в 2011г. , на тот момент портфолио представляло документ, состоящий из титульного листа, документов представляющих достижения студента в освоении образовательной программы, грамот, сертификатов, фотографий.
При выполнении портфолио студентами происходит самооценка и систематическое отслеживание результатов своей деятельности , анализируется , оценивается общественная и учебная деятельность, свое развитие как личности, намечаются пути своего развития и планируется дальнейшая трудовая деятельность.
Выполнение студентами портфолио не самоцель, а лишь средство для достижения лучших результатов в освоении образовательных программ, при этом повышается мотивация практически у всех студентов, происходит творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности : учебной, научно-иссследовательской, спортивной, творческой, социальной.
Большинство студентов раскрывается для окружающих совершенно новых сторон, участвуя в различных мероприятиях: декадах общеобразовательных дисциплин, конкурсах профессионального мастерства, конкурсах художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях различного уровня, участвуя в работе различных общественных организаций, военно-патриотического клуба «Громада».
Контингент студентов в моей группе в большинстве своем это ребята из сельской местности, дети из неблагополучных семей, которым раскрыть свои потенциалы в различных видах деятельности не представлялось возможным, с поступлением в наше училище у молодых людей открылись новые перспективы. Участвуя в различных общеобразовательных предметных олимпиадах, конкурсах, декадах многие студенты повысили свой общеобразовательный уровень, подготовились качественно к сдаче ЕГЭ, поступили в ВУЗы и техникумы. Участвуя в конкурсах профессионального мастерства, повысили свой профессиональный уровень, получили высокие разряды по осваиваемым профессиям и сертификаты на трудоустройство от работодателей. Участвуя в спортивных соревнованиях, получили спортивные разряды по многим видам спорта. Участие в конкурсах художественной самодеятельности послужило трамплином для дальнейшей творческой деятельности для многих студентов. Все эти этапы отражаются студентами в портфолио в виде различных документов: грамот, сертификатов, благодарностей, характеристик, отзывов преподавателей, фотографий и влияют в итоге на главную цель- выпуск квалифицированного, конкурентоспособного специалиста и воспитание человека с высокими моральными качествами.
Выполнение портфолио возлагается на студента. Я как руководитель группы направляю работу студентов по ведению портфолио, консультирую, помогаю, даю советы, объясняю правила ведения и заполнения портфолио, совместно со студентами отслеживаю динамику индивидуального роста, поддерживаю образовательную, профессиональную и творческую активность и самостоятельность. Мне приходится выступать в роли посредника между студентами, преподавателями, обеспечивать постоянное сотрудничество и взаимодействие, осуществлять контроль за заполнением соответствующих разделов портфолио.
В настоящее время я рекомендую студентам не перегружать портфолио лишними бумагами. Разделы должны быть конкретными, перекликающимися с учебой и практикой. Можно определить следующие блоки для студенческого творческого портфолио:
Личная информация (визитная карточка)
Официальные документы (свидетельства, грамоты, дипломы или их копии и т
Уровень профессиональных и общеобразовательных знаний (описание исследовательской деятельности, защита курсовых проектов и результаты)
Подтверждение профессиональных навыков студента (отчеты с практики)
Социально-значимая деятельность студента (участие в конкурсах, спортивных мероприятиях и т
Выполняя портфолио, студент накапливает и сохраняет документальное подтверждение собственных достижений в процессе обучения в училище, что способствует мотивации к образовательным достижениям, приобретению опыта в деловой конкуренции; обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетентностей; выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей; повышение конкурентоспособности будущего специалиста.