Принцип профессиональной компетенции

Этические принципы психолога

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

Профессиональная компетентность психолога

В
современном обществе профессия психолога
справедливо считается одной из наиболее
сложных. Не каждому удается постичь ее
секреты и стать профессионалом в полном
смысле этого слова. Проблема эффективной
профессионализации специалистов данной
сферы или их профессиональная компетенция
волнует как самих психологов, так и тех,
кто доверяет им и ожидает квалифицированной
помощи. Этот вопрос требует комплексного
научного обоснованного
теоретико-методологического и
практического решения.

Итак,
профессиональная компетентность
характеризуется сформированностью у
практического психолога единого
комплекса знаний, навыков, умений,
психологических особенностей,
профессиональных позиций и акмеологических
инвариантов. Здесь знания, навыки и
умения можно представить как ролевые
характеристики профессиональной
компетентности психолога. Все остальные
компоненты предстают в качестве ее
субъектных характеристик, указывают
на отношение психолога к деятельности
и на его сугубо индивидуальный почерк. Причем достижение различных уровней
профессиональной компетентности
определяется целым рядом детерминантов,
среди которых – индивидуальные ограничения,
являющиеся противопоказаниями для
выполнения профессиональных функций.

Рассмотрение
проблемы профессиональной компетентности
психолога напрямую связано с вопросом
о его информационной культуре. Сегодня,
когда происходит процесс формирования
нового информационного общества, есть
смысл говорить о формировании как общей
информационной культуры общества, так
и об информационной культуре личности.

Основой
информационной культуры могут стать
знания об информационной среде, законах
ее функционирования, умение ориентироваться
в информационных потоках.

Информационная
культура личности является продуктом
разнообразных творческих способностей
человека и проявляется в следующих
аспектах:

  • в
    конкретных навыках по использованию
    технических устройств (от телефона до
    персонального компьютера и компьютерных
    сетей);
  • в
    способности использовать в своей
    деятельности компьютерную информационную
    технологию, базовой составляющей
    которой являются многочисленные
    программные продукты;
  • в
    умении извлекать информацию из различных
    источников: как из периодической печати,
    так и из электронных коммуникаций,
    представлять ее в понятном виде и уметь
    ее эффективно использовать;
  • во
    владении основами аналитической
    переработки информации;
  • в
    умении работать с различной информацией;
  • в
    знании особенностей информационных
    потоков в своей области деятельности.

Все
вышесказанное в равной степени относится
и профессиональной деятельности
психолога, являющейся информационной
по своей сути, включающей в себя прием,
переработку, хранение психологической
информации. Вероятно, можно говорить о
высокой информационной культуре
психолога, если в его профессиональной
деятельности отражаются данные аспекты
поведения.

Изучение
опыта профессиональной деятельности
психологов и ознакомление с передовой
практикой социально-психологической
работы в нашей стране и за рубежом
позволяют выделить следующие отличительные
особенности профессиональной
компетентности специалистов этого
профиля:

  • обусловленность
    целей и задач профессиональной
    деятельности психолога социальным
    заказом общества и его институтов
    оптимально реализовать потенциальные
    возможности человека как в сфере его
    деятельности, так и в повседневной
    жизни;
  • сочетание
    в задачах многообразия составляющих,
    которые определяют полифункциональность
    профессионального труда психолога;
  • недостаточная
    регламентированность социально-правовой,
    функциональной и организационно-методической
    базы профессиональной деятельности,
    взаимоотношений с различными субъектами
    труда и жизни, обуславливающая
    актуальность творческого подхода,
    адекватного общепринятым нормам,
    рекомендациям психологической науки,
    моральным принципам и профессиональной
    этике;
  • конгруэнтность
    (соответствие) выдвигаемых целей, задач
    и функций с индивидуальными возможностями,
    потребностями и действиями психолога;
  • интегративный
    характер процесса и результатов
    профессиональной деятельности,
    складывающийся на основе эффективного
    использования исследовательско-диагностических,
    конструктно-проектировочных,
    формирующе-развивающих,
    коррекционно-терапевтических,
    коммуникативных, аналитико-оценочных
    и других технологий;
  • творческий
    характер профессиональной деятельности,
    базирующийся на знании психологической
    сути процессов и явлений, широкой
    эрудиции, личном опыте, активном поиске
    новаторских подходов и инновационных
    технологий, личной инициативе и широкой
    профессиональной коммуникабельности;
  • поливариантность
    условий выполнения профессиональных
    обязанностей, которые реализуются
    комплексно и полифункционально при
    обязательном непосредственном сопряжении
    с конкретным человеком, коллективом,
    их отношениями и взаимосвязями.

Таким
образом, труд психолога, являясь особым
видом труда в современном обществе,
содержит как общие, так и специфические
признаки.

Профессиональные
знания как объективно необходимые
сведения обо всех сторонах труда
психолога складываются из востребованных
практикой общих и частных компонентов. Они составляют основу для формирования
психолого-педагогической культуры и
непосредственно технологии достижения
психологом желаемых результатов труда.

Профессиональные
знания, объективно необходимые для
успешной деятельности психолога,
охватывают сведения об объектах
исследования, психологических технологиях
реализации функциональных обязанностей,
данные обо всех детерминантах, определяющих
успешность в достижении желаемых
результатов. Цели и задачи труда в сфере,
где психолог реализует свои функции,
достигаются в целостном деятельно-воспитательном
процессе и через меры психологического
характера. Полная структура профессиональной
деятельности психолога включает
мотивационно-ориентировочное звено,
целостный ансамбль профессиональных
действий диагностического, развивающего,
терапевтического, корректировочного
и консультационного характера, а также
аналитический контрольно-оценочный
элемент.

Алгоритм
этого процесса таков: уяснение целей и
задач практической деятельности;
изучение психологических условий и
факторов реальной обстановки и принятие
решения об осуществлении
социально-психологической работы;
планирование психологических мероприятий
по реализации решения и организация их
выполнения в соответствии с требованиями
психологических принципов и научными
рекомендациями; анализ результатов
труда, жизнедеятельности социальных
субъектов и социально- психологической
работы, а также корректировка всей своей
деятельности. Особое внимание следует
уделять изучению принципов и технологии
выполнения функциональных обязанностей.

Знание
психологом общих черт, особенностей и
конкретики своей профессиональной
деятельности, ее структуры, содержания
и практики является необходимой
предпосылкой ее успешного осуществления. Перечень вопросов, в которых должен
быть компетентен психолог, включает
также знания о собственных индивидуальных
особенностях, способностях, возможностях,
сильных и слабых сторонах. Не обойтись
ему и без знаний о способах компенсации
собственных недостатков. Не менее важно
знать основные психологические
особенности объектов исследования в
их развитии, характеристики реальных
процессов и взаимосвязей. Здесь, прежде
всего, надо ориентироваться на реальные
измерения человека как целостного
феномена с макро характеристиками
индивида, личности, субъекта деятельности
и индивидуальности. Полезной может быть
модель развития всех составляющих
характеристик.

Профессиональные
умения представляют собой действия и
“техники” психолога, применяемые им
для реализации обязанностей и функций
в процессе деятельности. Навыки здесь
отражают приобретенную способность
психолога выполнять профессиональные
действия, приемы, конкретные должностные
функции.

Профессиональные
умения, необходимые для продуктивной
деятельности психолога, охватывают
обширный арсенал его действия по
выполнению профессиональной функции. Ему необходимо уметь объективно и
всесторонне анализировать реальные
условия и факторы, цели и задачи труда
и жизни клиента; планировать и эффективно
осуществлять социально –психологическую
работу в соответствии с научными
рекомендациями, законами и интересами
человека, группы, общество; систематически
изучать и объективно оценивать результаты
социально-психологической деятельности,
а также реализовывать меры по ее
оптимизации. Не менее важно владеть
умением эффективно осуществлять в
первую очередь те мероприятия, которые
играют определяющую роль в достижении
намеченной цели. При этом очень существенно
приобретать умения все более высокого
порядка, адекватные.

Базовыми
компонентами для развития умений
являются навыки. Их совокупность
представляет собой основу, то есть
сформированную, устойчивую способность
психолога выполнять приемы, действия,
операции профессиональной деятельности. В числе важных навыков можно выделить
способность регулировать свою мыслительную
деятельность и психические состояния,
мобилизировать возможности психологический
ресурс, осуществлять весь комплекс
деятельностных элементов, образующих
целостную технологию продуктивного
профессионального труда психолога.

Специфические
психологические особенности (качество)
выражают сформированность всех
компонентов психики профессионала –
психических процессов, свойств, состояний,
образований, которые позволяют ему
выполнять избранную деятельность. Их
специфический характер определяется
как природными особенностями психолога,
так и характером труда, спецификой
объекта.

Психологические
качества психолога представляют собой
совокупность активных элементов
психологического ресурса, каждый из
которых самобытно проявляется в его
деятельности. Они охватывают особенности
профессионального мышления и сознания,
рефлексии и самооценки, целепологания
и мотивационной сферы, взаимосвязей,
отношений и практических действий.

Наиболее
значимыми психологическими качествами
психолога являются: аналитико-конструктивный
склад мышления и самостоятельность
суждений; чуткость и проницательность;
эмоционально-волевая стабильность и
терпеливость; устойчивость к стрессам
и умение адаптироваться к различным
условиям и факторам выполнение
обязанностей как в едином контексте
труда и жизни клиента, так и при проведении
самостоятельных целевых мероприятий;
эмпатия и рефлексия; общая психофизическая
активность.

Профессиональная
позиция психолога – это целостное
психическое образование, включающее
конкретные установки и ориентации,
систему личных отношений и оценок
внутреннего и окружающего опыта,
реальностей и перспектив, а так же
собственные притязания, реализуемые
(не реализуемые, частично реализуемые)
в избранном труде. Эта позиция выражает
способ самоопределения психолога,
принятия и реализации собственной
профессионально-деятельностной
концепции. Она включает обще-социальный,
профессиональный и акмеолого-психологические
аспекты, проявляющиеся через внешнюю
психическую активность – деятельность.

Профессиональная
позиция психолога определяет его
ориентации, место и роль в процессе
предписанной ему деятельности. Как
устойчивая система отношений она
выражает его самооценку, уровень
профессиональных притязаний,
мотивированность деятельности и
понимание своего предназначения. Эта
его общая сторона дополняется конкретными
ситуационными элементами, являющимися
предпочтительными при выполнении
деятельностных функций диагностического,
развивающего, терапевтического,
корректировочного, консультационного,
аналитического, контрольно-оценочного
и иного характера.

Профессиональная
позиция психолога выступает совокупной
детерминантной его активности. Кроме
того, она может служить мерой конгруэнтности
в выполняемой профессиональной
деятельности. Если в основу общей
ориентации психолога положены социально
значимые ценности, а сфера избранной
деятельности признана и принята им в
качестве жизненно важного приоритета
и если практические действия являются
воплощением современной профессиональной
культуры, лучших традиций и продуктивных
инноваций современной психологии и
акмеологии, то в такой позиции фокусируются
основные интересы психолога и социально
значимые интересы общества и клиента. Такая позиция может считаться оптимальной. Она способна стимулировать наивысшую
продуктивность профессиональной
деятельности практического психолога.

Акмеологические
инварианты и профессиональная деятельность

Акмеологические
инварианты психолога представляют
собой такие формируемые и используемые
компоненты структуры профессионализма,
которые обуславливают оптимальный
творческий потенциал и наивысшую
продуктивность труда независимо от
действий внешних условий и факторов.

В
числе общих и специфических акмеологических
инвариантов, определяющих продвижение
психолога к вершинам профессионализма,
можно выделить постоянную включенность
в процесс принятия решения, предвидение,
проницательность, личностные притязания,
мотивацию достижения, саморегуляцию и
другие невостребованные ранее
профессионально важные качества и
индивидуальные способности.

Профессиональная
деятельность психолога, являясь важнейшей
стороной его труда, требует многопланового
анализа как самостоятельного явления. Она находится в самой тесной связи с
другими видами его деятельности,
повседневным общением, личностным
развитием и результатами совокупного
труда. С учетом этих связей и показателей
критериального модуля возможно
проанализировать основные составляющие
профессиональной компетентности
психолога, необходимые для продуктивной
деятельности.

Выше
уже указывалось на важность акмеологических
инвариантов в профессиональной
деятельности психолога, перечислялись
качества, составляющие их.

С
другой стороны, есть группа качеств,
которые определяют продвижение психолога
к собственным вершинам именно в этой
деятельности, являющейся для него
главным делом жизни. Здесь оказывают
влияние такие самостоятельные
акмеологические инварианты, как
потребность в поддержании устойчивой
деятельности направленности, высокие
компенсаторские возможности и психическая
восстанавливаемость, обеспечивающие
адаптивность психолога, способность к
многоуровневой рефлексии, умение
осуществлять профессиональную
деятельность в “зоне комфортного
психического состояния”, достаточный
уровень мобильной саморегуляции и
управления функциональным состоянием
и др.

Для
успешной деятельности психолога не
менее существенно ясное понимание того,
что его собственный психологический
ресурс и возможности не безграничны. Его индивидуальные ограничения или
противопоказания являются той объективной
базой, на которой формируется группа
личностных трудностей, барьеров,
блокаторов, препятствующих успешной
профессиональной деятельности. В
акмеограмме данные характеристики-противопоказания
представлены достаточно всесторонне. При этом надо иметь в виду, что специфика
выполнения должностных функций в
различных сфера труда выдвигает более
широкий круг требований. Здесь возможно
выявление новых противопоказаний.

Таким образом,
профессиональная деятельность является
главным компонентом совокупного труда
психолога. Ее анализ с использованием
показателей критериального модуля
позволяет получить всестороннюю оценку
его профессиональной компетенции.

Принципы
профессиональной деятельности психолога

Принимая
во внимание определение сущности
культурного человека как личности,
находящейся на высоком уровне духовной,
культуры, соблюдающей правила, законы
поведения, следующей моральным нормам
и принципам, рассмотрим принципы
профессиональной деятельности психолога
как неотъемлемой части его культуры. Рассматривая же деятельность психолога
как информационную, мы можем также
говорить и об информационной культуре.

Итак,
принцип профессиональной компетентности. Данный принцип указывает на то, что
реализация должностных функций
основывается на знании сущности
социально-психологического явления
(процесса) и особенностей его проявления
в конкретных условиях и ситуациях. Не
менее важно иметь ясное представление
о своих правах и обязанностях, возможностях
и ограничениях. Профессиональная
компетентность в конечном итоге
предполагает совершенное владение
инструментарием, приемами и продуктивными
технологиями реализации функциональных
обязанностей.

Этот
принцип предопределяет обязательность
соблюдения психологом таких правил:
сотрудничество психолога и заказчика
на заинтересованной и компетентной
основе; профессиональное общение и
взаимодействие с клиентом; научно
обоснованная профессиональная
деятельность психолога для достижения
желаемого результата.

Принцип
ненанесения ущерба испытуемому. Данный
принцип обращает внимание психолога
на то, чтобы ни процесс, ни результаты
его деятельности не наносили вреда
здоровью, социальному положению и
интересам человека, а способствовали
более продуктивному задействованию
его потенциальных возможностей в
избранной сфере труда и полноценной
активной жизни.

Здесь
важно учитывать особенности каждого,
с кем приходится работать, применять
безопасные и наиболее приемлемые
методики достижения цели, обеспечивать
ненанесение вреда испытуемому должностными
лицами, осведомленными о его взаимодействии
с психологом или использующими полученные
психологом результаты.

Требования
данного принципа предполагают соблюдения
психологом следующих правил: взаимоуважение
психолога и клиента; безопасность для
испытуемого применяемых модели,
алгоритма, технологии и непосредственных
методик, техник, приемов; предупреждение
неправильных действий заказчика.

Принцип
беспристрастности требует от психолога
не допускать предвзятого отношения к
любому человеку, исключать формирование
выводов и осуществление действий
психологического характера, противоречащих
научным данным. Здесь важно занимать
объективную позицию, не зависящую от
субъективного мнения или требования
третьих лиц.

Этот
принцип предполагает также использование
инструментария и технологии, адекватных
целям работы, особенностям объекта
исследования и реальным возможностям. Полученные результаты всегда должны
быть научно обоснованы, выверены и
всесторонне взвешены. Ознакомление с
ними третьих лиц осуществляется только
с согласия клиента.

В
соответствии с требованиями данного
принципа психолог обязан руководствоваться
следующими правилами: адекватность
психологического инструментария целям,
условиям и особенностям конкретного
клиента; объективность и научная
обоснованность результатов; целесообразность
и взвешенность сведений, передаваемых
психологом заказчику.

Принцип
конфиденциальности означает, что любой
материал не подлежит сознательному или
случайному распространению, чтобы
избежать компрометации кого бы то ни
было – испытуемого, психолога, руководителя
и пр.

В
отдельных сферах труда данный принцип
нашел нормативные закрепления. “Психолог
несет ответственность за сохранение
протоколов обследований, за ведение
документации в соответствии с положениями,
установленными настоящим временным
положением”, – записано в документе,
ориентировано на систему образования.

Этот
принцип обусловливает следующие
обязательные правила: строгая учетность
полученной информации, вплоть до
применения системы ее кодирования;
постоянный контроль за результатами
психологической работы и ограниченный
доступ к ним заказчика, клиента или иных
третьих лиц; корректное использование
сведений психологического характера.

Принцип
позитивно ориентированной активности
предполагает целенаправленное участие
психолога во всех сторонах жизни и
деятельности клиента, а также действенное
влияние на весь комплекс их психологических
составляющих. Здесь важно держать в
поле зрения не только формирование и
развитие конструктивных структурных
и функциональных компонентов, но и то,
что мешает их проявлению. Прежде всего,
целесообразно не упускать блокаторы
эффективной деятельности, отношений и
реализации творческого потенциала
человека, а также отклонения от психических
и социальных норм.

Этот принцип,
выполняя интегративную функцию,
определяет гуманистическую направленность
всей деятельности психолога. Позитивный
подход деятельности должен присутствовать
во всех компонентах – взаимосвязях,
отношениях, результатах труда и прочее.

По
нашему мнению, соблюдение рассмотренных
нами принципов профессиональной
деятельности психолога будет говорить
о высокой информационной и профессиональной
культуре психолога.

К вопросу об этике и нормах служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации

Государственная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан в органах государства по исполнению должностных обязанностей, направленных на реализацию государственных задач и функций в различных областях общественной жизни. Именно эти граждане – государственные служащие – выполняют те практические задачи, которые общество возлагает на государство как на особую организацию политической власти.

Эффективность реализации государственными аппаратами их полномочий зависит от профессионализма должностных лиц, замещающих должности государственной службы. Государственная служба тем и характеризуется, что это профессиональная деятельность, предполагающая наличие у лица соответствующего образования и стажа работы, определенных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также моральных, деловых и психологических качеств. Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства, предъявляя высокие требования нравственности, этике и моральному облику государственных служащих. Общество рассчитывает, что государственный служащий будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную деятельность, беспристрастно и честно ему служить. В связи с чем нравственный аспект в вопросах государственного управления в решающей степени определяет цели государственной службы, ее ведущие принципы и нормы.

Вместе с тем, организация и эффективность работы государственных служащих органов государственной власти различных уровней недостаточно удовлетворяет российское общество, что в свою очередь является одной из причин продолжающегося реформирования системы государственного управления и системы государственной службы. Внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности и мотивации государственных служащих является одной из задач федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)».

В специальной литературе указывается, что этика государственной службы, как один из видов профессиональной этики, представляет собой систему морально-нравственных норм, предписывающих определенный тип человеческих взаимоотношений на государственной службе. Этика государственной службы включает в себя принципы, правила и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности должностного лица, к характеру его отношений с государством, государственными служащими, гражданским обществом.

Морально-этическая составляющая государственной службы определяет уровень развития государства и его правовых институтов. В современных условиях трансформации социально-политической системы и экономических отношений вопросы совершенствования системы государственной службы требуют особого внимания, поскольку имеющиеся негативные явления, в том числе связанные и с переоценкой ценностей, отражаются и на моральном облике государственных служащих, от профессионализма и уровня нравственности которых во многом зависит авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях государственного управления.

В целях поддержания и защиты авторитета государства и уважения к его служащим со стороны общества каждый государственный служащий в рамках персональной ответственности обязан соблюдать требования таких стандартов поведения, которые соответствуют его высокому статусу.

Представляется, что среди всех механизмов, способствующих формированию профессиональной этики на государственной службе, наиболее эффективным является специально разработанный и нормативно закрепленный «этический кодекс» в виде системы нравственных стандартов и свода конкретных правил поведения в сфере публичных правоотношений, необходимых для успешной деятельности граждан, должностные обязанности которых связаны с обеспечением реализации государственных задач и функций.

Вопросы этики и поведения государственных служащих признаются международным сообществом одним из приоритетных направлений деятельности, которое в последние годы приобретает все большую значимость. В 2000 году Комитет Министров Совета Европы принял Рекомендации о кодексах поведения для государственных служащих, где главный акцент сделан на привлечение внимания общественности и продвижение этических ценностей как важнейших механизмов по предупреждению коррупции. Принятие и соблюдение этики поведения государственных служащих будет способствовать предотвращению ущерба, наносимого коррупцией государственным интересам и повышению качества принятых официальных решений.

В Российской Федерации общие принципы служебного поведения государственных служащих определены Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 и представляют собой краткие основы поведения, которыми государственным служащим надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

Дальнейшее развитие вопрос требований к служебному поведению государственных служащих получил в положениях Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и указах Президента Российской Федерации, регламентирующих деятельность комиссий государственных органов по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

1 февраля 2007 года Россия присоединились к «Группе государств против коррупции» (ГРЕКО), став полноправным участником этой международной организации, созданной для мониторинга антикоррупционных стандартов. С целью выполнения рекомендаций, выработанных ГРЕКО по итогам оценки состояния борьбы с коррупцией в России в 2008 году, сегодня создана и функционирует законодательная база противодействия коррупции, приняты организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

В рамках этой работы в мае 2010 года Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработан проект типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих. Решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. федеральным органам государственной власти поручено разработать и утвердить в соответствующих ведомствах «этические кодексы».

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 апреля 2011 г. № 555 утвержден Кодекс этики и служебного поведения гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации (далее – Кодекс).

Кодекс, представляя собой совокупность общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации, призван повысить эффективность выполнения ими своих должностных обязанностей. По форме он состоит из общих положений и нескольких разделов об основных принципах и правилах служебного поведения, рекомендательных этических правилах служебного поведения, а также ответственности за нарушения положений Кодекса. По своему содержанию нормы Кодекса условно можно разделить на три типа: предписывающие (как требуется с точки зрения профессиональной морали гражданского служащего поступать в определенных ситуациях), запретительные (что конкретно не разрешается в рамках служебного поведения) и рекомендательные (как следует себя вести в той или иной нравственной ситуации). Например, гражданские служащие призваны исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы военного ведомства. Гражданским служащим запрещается использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера. Кроме того, гражданские служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Им рекомендуется быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами. Тем самым Кодекс является основой для формирования взаимоотношений в сфере гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, основанных на нормах морали и уважительном отношении к ней в общественном сознании, а также выступает в качестве института самоконтроля служащих ведомства.

Таким образом, проблема профессиональной этики и соблюдения требований к служебному поведению служащих связана с тем, что деятельность гражданских служащих должна отвечать не только положениям законодательства о государственной службе, но общепринятым моральным принципам и нормам российского общества и государства. Наиболее действенным механизмом, способствующим формированию надлежащей нравственности гражданских служащих, является разработка и нормативное закрепление на государственном уровне специальных «этических кодексов», положения которых не просто опираются на служение общественным интересам и демократическим ценностям, но и конкретизируют их требования в соответствии со спецификой правового статуса должностных лиц и особенностями их служебной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector